Какой штраф за обучение вождению без специального разрешения

Обновлено: 18.05.2024

Это следует из официального ответа ГУ МВД России по Свердловской области:

Частный инструктор по вождению по версии ГИБДД вне закона 1

Частный инструктор по вождению по версии ГИБДД вне закона 2

Инструктор по вождению и обучение — обязательные требования по версии ГИБДД

Перечислю обязательные требования, упомянутые в письме, которым должен удовлетворять инструктор по вождению.

1. Обучение вождению ведется только на учебных маршрутах утвержденных учебной организацией (автошколой).

3. Инструктор по вождению должен иметь на руках должностную инструкцию образовательной организации.

Также упомянуто что обучение вождению — лицензируемая деятельность. Соответственно, полезно иметь при себе копию с печатью лицензии автошколы.

Явно упомянуто что после получения свидетельства о получении профессии водителя (диплома-сертификата) обучать вождению нельзя. Передача управления ТС человеку с сертификатом, но без ВУ попадает по нарушение ПДД — передача управления ТС человека без ВУ. Которое наказывается по КоАП ч3 с 12.7. И влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Соответственно, нарушение ученика попадает под другой пункт этой статьи КоАП — управление ТС человеком без права управления. Это влечет наложение административного штрафа на ученика в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Общий бюджет данного нарушения по КоАП — 35-45000 рублей.

Теперь учебная езда возможна только в рамках программы обучения в автошколе.

То есть теперь обучение вождения вне автошколы исключено в принципе.

Частный инструктор по вождению исключен из процесса обучения

Так же исключены некоторые традиционные ранее способы обучения вождению.

Что из этого вытекает на практике

Главное — обучение вождению на дороге после получения сертификата о получении профессии водителя в автошколе и до получения ВУ в ГИБДД теперь исключено.

Если у вас есть ВУ, то доучиться можно, но юридически за рулем за все отвечаете вы, а не инструктор.

Дополнительное доучивание, подготовка к пересдаче экзамена в ГИБДД, тренировки по маршруту частными инструкторами вне автошколы — по действующему ПДД исключены. В некоторых случаях можно действовать с минимум риска (поймать будет сложно). В некоторых, например, тренировка по экзаменационному маршруту ГИБДД, подобное обучение несет явные риски.

Единственный законный способ обучения вождению после получения свидетельства о получении профессии водителя — заключение договора на повышение квалификации с автошколой. На данный момент это скорее теоритическая модель, но что-то подобное будет предлагаться.

Выводы и рекомендации

На данный момент речь идет об одной области и пока это скорее теория. Прогнозировать развитие ситуации сложно — во многих регионах автошколы не дают адекватных навыков вождения. То есть получив диплом сертификат о получении профессии водителя человек водителем не становится. Речь не может идти о безопасном управлении ТС без доучивания. Да и сдать экзамен в ГИБДД без дополнительной тренировки сложно.

Соответственно, скорее всего все останется по-прежнему, возможно будет проведено несколько показательных акций. Распространение данной идеи на всю России и практические шаги по реализации могут привести к коллапсу системы обучения вождения. Что текущая система может плавно перестроится — очень сомнительно. В текущих экономических условиях рулит демпинг.

Главный вывод: тщательно выбирайте автошколу и не затягивайте получение прав!

Хорошие полнопрограммные автошколы есть в большинстве регионов. В хорошей автошколе инструктора учат тщательно, много часов вождения — учат и водить, и сдавать экзамен в ГИБДД.

Правила получения водительского удостоверения изменятся с 1 октября 2020 года, получить ВУ будет существенно сложней. Так что не затягивайте учебу.

Ошибка в выборе автошколы может иметь печальные последствия:

Вводная заметка в тему:

Поддержать Рулимс!

Если Рулимс помог вам — упростил получение водительского удостоверения. Или позволил сэкономить в чем-то, например, в выборе каких-то устройств или получении услуг, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.


Транспортный налог: в 2022-м водителей ждет неприятный сюрприз

В России водительские права ежегодно получают более миллиона человек, и едва ли тренд кардинально изменится в новом, 2022 году. Процесс получения прав нельзя назвать легким: кандидату предстоит сбор необходимых справок, посещение врачей, обучение в автошколе и в конце самая сложная часть — экзамены в ГИБДД, которые с первого раза удается сдать немногим.

Основные правила для получения водительских прав изменений не претерпят. Так, записаться в автошколу и пройти обучение можно уже с 16 лет. До экзамена в ГИБДД допускаются кандидаты в водители, которые достигли 17-летнего возраста. Правда, даже в случае успешного прохождения испытаний, сесть за руль разрешается только лишь с 18 лет.

Статьи 19 марта 2021 Права с 17 лет: как получить и какие есть нюансы

Ранее ГИБДД предлагала разрешить гражданам управлять автомобилем с 17 лет и даже направляла соответствующий документ в Госдуму. Однако рассмотрение документа было отложено в связи с началом пандемии, и пока депутаты к этому документу так и не возвращались.

Сколько по времени учиться на права


Для допуска к экзамену ГИБДД будущий водитель должен предоставить документ, который подтверждает окончание учебы в автошколе. Впрочем, в большинстве случаев этим занимается само учебное заведение.

Какие документы нужны и сколько это стоит

Для обучения в автошколах в 2022 году понадобится минимальный набор документов. Среди них: паспорт гражданина России, медицинская справка по форме 003-В/у, военный билет или приписное свидетельство — для военнообязанных, которым еще не исполнилось 27 лет, три фотографии размером 3×4 см.

Стоимость обучения очень сильно варьируется в зависимости от города. В Москве и Санкт-Петербурге в среднем эта услуга обойдется в 40-50 тыс. руб. В регионах обычно цены заметно ниже. Например, в Волгограде, Перми, или Екатеринбурге можно найти автошколу, где обучение обойдется в 25-30 тыс. руб.

C каким зрением можно получить права

Для получения или замены водительских прав придется в обязательном порядке нужно получать медсправку. Помимо терапевта, психиатра, нарколога, невролога и оториноларинголога кандидату необходимо пройти и офтальмолога. У многих кандидатов возникает вопрос, с каким зрением можно управлять машиной и есть ли какие-то ограничения.

Впрочем, человек даже с очень плохим зрением может рассчитывать на получение водительского удостоверения, ведь сдавать экзамен и ездить на машине можно в очках или контактных линзах. Если даже в них у кандидата не получилось пройти проверку у врача, ему выпишут другую, более сильную оптику. Ограничения следующие: острота ниже 0,6 на самом лучшем глазу и ниже 0,2 на самом худшем. При этом допускается любой вид переносимой коррекции, в том числе хирургическая.


Что нужно знать о практическом экзамене

В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.

Как получить права после лишения

В России еще в 2014 году ужесточили правила возврата изъятых у нарушителей водительских прав. Чтобы получить свои документы обратно, недобросовестным автомобилистам придется пересдавать экзамен на здание ПДД. По статистике ГИБДД, обычно с этой задачей справляются менее 50% водителей, лишенных права управления машиной.


Автомобилистов, которые не сдают свое водительское удостоверение после того, как суд лишил их права управления машиной, и продолжают ездить с недействительным документом, ждут серьезные санкции. Так, недобросовестному водителю грозит штраф в размере 30 тыс. руб., обязательные работы от 100 до 200 часов, либо административный арест сроком до 15 суток.

Новый порядок прохождения медкомиссии для получения прав

Порядок получения медсправок для водителей изменится с 1 марта 2022 года. Например, для получения этого документа водителям, которые были лишены прав за управление в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, придется сдавать на анализ кровь и мочу. Кроме этого, водителей, у которых обнаружат следы уколов, будут направлять на полноценный дорогостоящий лабораторный анализ.

При этом автомобилистам, которые просто меняют права из-за истечения срока их действия, а также кандидатам в водители без явных признаков алкоголизма и наркомании, сдавать дополнительные лабораторные анализы не потребуется.


Как получить международные водительские права

  • заявление;
  • паспорт или временное удостоверение личности, если вы его меняете (если у вас есть регистрация, но в паспорте нет сведений о ней, понадобится документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания);
  • фотография 35 на 45 миллиметров на международное водительское удостоверение: на матовой бумаге, без уголка, цветная или черно-белая;
  • российское водительское удостоверение;
  • документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины.

Какие изменения планируются в 2022 году

При этом должны учитываться психологические аспекты поведения участников дорожного движения. В ведомстве считают, что эти изменения помогут снизить аварийность по вине неопытных водителей, то есть тех, чей опыт вождения составляет менее двух лет. При этом конкретных предложение в МВД пока никуда не вносили — возможно, это произойдет в 2022 году.


Новая программа обучения

Впрочем, этот документ еще только будут обсуждать в Минпросвещении вместе с руководителями самих автошкол. Поэтому новые программы обучения вряд ли заработают в следующем году.

Новые упражнения на площадке

Распространяется ли наказание за езду без прав на езду на закрытой площадке без инструктора на ТС, не оборудованном в соответствии с пунктом 5 Основных положений, без опознавательных знаков "Учебное транспортное средство". Владелец ТС присутствует на площадке. Какие условия должны быть соблюдены, для правомерной возможности учебной езды на закрытой площадке (не по дорогам) без инструктора?


1. Закрытая площадка не является проезжей частью.

2. Глава 21 ПДД гласит:

Так что в итоге? Имеет ли право сотрудник ДПС оштрафовать меня за езду на закрытой площадке без прав? Или ему там попросту нечего делать, так как закрытая площадка не является дорогой, а следовательно я не являюсь участником дорожного движения?

На уточнение: совершенно верно: Вы не участник дорожного движения, когда обучаетесь на площадке, а нарушение порядка учебной езды может образовывать лишь ответственность по КоАП:

Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды
Нарушение правил учебной езды водителем, обучающим вождению транспортного средства, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Так что в итоге? Имеет ли право сотрудник ДПС оштрафовать меня за езду
на закрытой площадке без прав? Или ему там попросту нечего делать, так
как закрытая площадка не является дорогой, а следовательно я не являюсь
участником дорожного движения?

имел, тк Вы не учились езде а просто управляли транспортным средством на площадке.

1. Практика вообще и судебная в том числе показывает, что участие в дорожном движении не является обязательным условием для привлечения к ответственности по 12 Главе КРФобАП. Нарушения при движении по прилегающей территории, которая дорогой не является, все равно наказуемы. Оставление места ДТП, которое формально возможно только на дороге, даже если авария произошла на закрытой стоянке, той же самой площадке и т.п., все равно будет наказуемо. Таких примеров масса.

2. Статья, которую Вы процитировали, вообще не к месту.

Она говорит о наказании водителя, ОБУЧАЮЩЕГО вождению. Речь же идет о водителе, который якобы учится. Он не имеет права управления, а собственник автомобиля стоит на улице и водителем не является.

При чем тут 12.22?

Скажите, пожалуйста, помимо всего прочего, как трактовать пункт ПДД 21.2, гласящий: "Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил"? Из него логично заключить, что учебная езда вне дорог допускается и без обучающего вождению.

А что касается нарушений вне дорог, то, насколько я понимаю, наказывать меня будут именно за эти нарушения, а не за езду без прав.

Логично заключить, верно. Но из этой логики также следует, что если Вы будете рулить по полям, лесам, опушкам, дворам, парковкам, гаражам в зданиях и так далее, то есть по всем местам, которые дорогой не являются, то Вас к ответственности никак и не привлечешь, да? Вы, мол, просто учитесь, верно?

Статья 12.7 ч.1 говорит, что наказуемо

управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)

Заметьте, здесь нет ни слова про дороги. Водишь без прав — неси ответственность. Единственный критерий — учебная езда. И вот тут есть некая правовая полудыра. Да, с одной стороны, человек катается на учебной площадке. И вроде как езда учебная.

С другой стороны, к учебной езде предъявляется ряд требований. Например, обучающий должен иметь право на обучение. Транспортное средство должно быть соответствующе оборудовано.

Судя по Вашему вопросу, ничего этого в Вашем случае нет. Отсюда, катание на личном автомобиле родственника, друга, соседа учебной ездой в правовом смысле не является. Вернее, нигде четко не определено, что именно является учебной ездой.

И, соответственно, инспектор ДПС, в случае, если Ваши объяснения по поводу наличия именно учебной езды его не удовлетворят, вправе привлечь к ответственности Вас по ч.1 ст.12.7, а собственника автомобиля к ответственности по ч.3 той же статьи.

Заметьте, что инспектор не обязан доказать Вам Вашу вину. Он обязан доказать ее своему начальнику, который уполномочен рассмотреть дело.

С 1 января 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 года №1734, которое внесло изменения в правила дорожного движения и правила сдачи экзаменов в ГИБДД.

Поскольку изменений в постановлении много, мы рассмотрим его в части учебной езды.

Понятия обучающий и обучающийся вождению
Первое нововведение вносится в пункт 1.2 правил дорожного движения:
"Обучающий вождению" - педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

Обучающий вождению - это мастер производственного обучения (автоинструктор), т.е. он:
во-первых, педагогический работник;
во-вторых, он должен официально работать в образовательной организации (автошколе);
в-третьих, он должен соответствовать определенным требованиям:
- иметь образование не ниже среднего специального;
- иметь удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- иметь диплом дополнительного профессионального образования по педагогической деятельности (при отсутствии профильного (в большинстве случаев) - не менее 250 часов);
- проходить программы повышение квалификация по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;
- не иметь ограничений на занятия педагогической деятельностью (отсутствие судимости);
- обязательно проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
- пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности в образовательной организации;
- проходить инструктаж по охране труда.

Рекомендуется: наличие стажа управления ТС не менее трех лет и отсутствие лишения права управления ТС в течении пяти лет.

Из приведенного выше понятия в ПДД, можно сделать вывод о том, что с 1 января 2020 года частных автоинструкторов на дорогах России больше не будет.

Если человек не работает в автошколе, то обучающим вождению в соответствии с ПДД он не является. То есть человек, не работающий в автошколе, законно обучать вождению кандидатов в водители не имеет права.

Второе новое понятие - обучающийся вождению (ученик (курсант) или кандидат в водители).
"Обучающийся вождению" - лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

Особенно важно:
Если человек (ученик, курсант), не знает требований правил (не сдал зачет по ПДД), не выполнил программу по обучению первоначальным навыкам (не выполнил контрольное занятие на автодроме), то он не является обучающимся вождению (его нельзя выпускать на вождение в город). То есть, когда он садится в учебный автомобиль, то речь не идет об учебной езде. Он просто садится за руль, как человек, не имеющий прав.

А штраф за управление автомобилем без прав гораздо более серьезный - 5 000 - 15 000 рублей курсанту и 30 000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов, для передавшего управление - автоинструктору.

Изменения по требованиям к первоначальным навыкам управления:
П. 21.1. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

Также, как и раньше, ученик автошколы должен получить первоначальные навыки управления на закрытой площадке или автодроме. Только после этого он станет обучаемым вождению (понятие рассмотрено выше) и сможет выехать на дорогу.

Изменение в пункте 21.1 кажется не существенным, однако, это не так.

Ранее пункт 21.1 можно было прочитать так: "первое занятие проводится на автодроме, затем можно выехать на дорогу". Теперь же он читается так: "пока ученик не усвоит первоначальные навыки управления, он будет ездить только на автодроме". То есть в старой редакции упор был сделан на очередность занятий, а в новой - на фактические навыки ученика. Т.е. контрольное занятие не выполнено – навыков нет, обучающимся не стал!

Минимальный возраст при учебной езде:
П. 21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

- 16 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "В", "С" или подкатегории "С1";
- 20 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "D", "Tb", "Tm" или подкатегории "D1" (18 лет - для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26

Федерального закона "О безопасности дорожного движения", - при обучении управлению транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1").
Для легковых и грузовых автомобилей (B, C, C1) возраст начала обучения остался неизменным - он составляет 16 лет.

Изменения затронули следующие транспортные средства:
- Автобусы, троллейбусы, трамваи (ранее можно было начать обучение в 21 год, в новой редакции - в 20 лет).
- Военные автобусы (было - 19 лет, стало - 18 лет).
Условия к обучению вождения мотоциклом не изменились, так как пункт 21.4 относится к вождению в реальных условиях.

Читайте также: