Какой штраф за белтолл

Обновлено: 16.05.2024

beltoll 27 11 00

Прошло уже пять лет с момента запуска системы BelToll, и, кажется, крупные перевозчики (да и все, кто должен платить в Беларуси за дороги) немного привыкли. Но частные ситуации доказывают, что неожиданности все же происходят. Например, Артур уверен, что из всех неприятностей на белорусских дорогах водителям большегрузных автомобилей прежде всего стоит опасаться BelToll, в частности, несрабатывающих порталов сбора платы за проезд. Даже если все бортовые устройства исправны.



"У меня шли три автомобиля из России, - начинает свой рассказ Артур и тут же уточняет: - Мы работаем с процессинговой компанией "Е-100", она обеспечивает оплату дорог. У нас карточки привязаны к автомобилям, мы им кидаем на счет - и этими картами можно расплачиваться. Денег в том рейсе было достаточно. Первую рамку по трассе М1 два автомобиля нормально проехали, а у третьего рамка не сработала".

Возле аэропорта водителя уже ждали. Выбор был невелик: либо штрафстоянка, либо оплата штрафа, который формально не штраф даже, а "плата за пользование дорогами в увеличенном размере". Плата, как известно, немаленькая - 260 евро. Ругаться и что-то доказывать бесполезно, потому что автомобиль без денег никто не отпустит.


"Водитель имел деньги, поехал, заплатил в рублях. На ближайшей стоянке BelToll ему сказали, что с его бортовым устройством все в порядке, пишите, мол, заявление на возврат средств".

Но получить свои деньги обратно - настоящая эпопея, по словам Артура.


Фирма отправила на адрес Транспортной инспекции РБ претензию о возврате денежных средств. Спустя предусмотренные законом 30 дней пришел ответ, что нарушение отменено, уплаченные за него деньги могут быть возвращены.



beltoll 27 11 14jpg

Артур обращает особое внимание на то, что переписка посредством электронной почты вторую сторону почему-то не устраивает: претензии должны быть предъявлены непременно в письменном (бумажном) виде. Все это - трата времени: пока письмо дойдет до адресата, пока его рассмотрят, пока ответят…

Выяснилось, что уплаченные деньги готовы вернуть хоть сейчас, но не хватает реквизитов, которые нужно прислать опять-таки посредством бумажного письма.


Артур реквизиты отправил, но его снова озадачили: указанных реквизитов, дескать, не хватает, нужен еще номер корреспондентского счета в системе IBAN.


Мужчина отправил нужные данные, но следующим этапом было письмо, что счет якобы закрыт, нужны другие данные.


"Сумма там не такая существенная, - говорит Артур, - но поражает само отношение. Мы работаем по АвтоКАСКО со страховой компанией из Беларуси, нам они платят по этим же первым реквизитам без каких-либо вопросов. Потому что люди хотят платить. А когда желания нет, то и с оплатой проблемы".

Статья расходов на платные дороги у компании Артура довольно приличная: "Проехать в Беларусь в одну сторону стоит где-то 100 евро. Как мы работаем, машина проходит примерно 4 раза в месяц. У нас не сильно большой парк - 11 машин, грубо говоря, получается примерно 5000 евро".

Но это "чистый" расход, а с регулярной "увеличенной платой" цифры совсем другие.


"По платным белорусским дорогам ездят поляки, чехи, которые всей этой ерундой заниматься не будут. Они заплатили штраф - и забыли о нем. То есть постановление выписали, а дальше кто вернет, кто не вернет - двойной профит. Вы представьте, сколько денег можно собрать!"

С проблемой несрабатывающих рамок неоднократно сталкивался и наш читатель Николай (имя изменено), настоявший на полной анонимности. Компания, которой он владеет, - крупный международный перевозчик. По словам Николая, его водители тоже неоднократно "попадали" на несрабатывающие рамки (при этом с бортовыми устройствами, как показывали проверки, все было нормально), однако с возвратом средств особых проблем не было. Досадно было от траты времени на все это, но и только.

"Если эти рамки постоянно не срабатывают, неужели так тяжело установить исправное оборудование?" - недоумевает мужчина.


Оператор BelToll: оборудование исправно!

Редакция abw.by связались с оператором BelToll ИООО "Капш Телематик Сервисиз" и попросили прояснить некоторые моменты, в частности, прокомментировать проблему несрабатывающих рамок, на которые постоянно жалуются водители.

- Какой процент отмененных нарушений от общего их числа, в частности, по причине несрабатывающих рамок?

- Нет такого понятия, как "несрабатывающая рамка". В подавляющем большинстве случаев оператор имеет дело с нарушением пользователем порядка технологической эксплуатации устройства электронной оплаты. Тем не менее каждый случай пользователя должен разбираться отдельно, принимая во внимание все обстоятельства. Не имея достаточной для проведения расследования информации о пользователе, регистрационном знаке его транспортного средства, оператор не может комментировать и делать предположения.

Тем не менее необходимо еще раз пояснить, что для успешного прохождения транзакции оплаты помимо работы станции сбора оплаты необходимо следование пользователя требованиям порядка эксплуатации УЭО.

Оборудование станции может требовать обслуживания программно-аппаратных средств, при этом работы выполняются с минимальным прерыванием функций взимания и контроля за взиманием оплаты. Встроенные алгоритмы проверки работы функции взимания платы исключают формирование нарушений при проведении работ. В большинстве случаев при рассмотрении обращений пользователей помимо подтверждения штатной работы станции и наличия успешных транзакций других пользователей материалы фотофиксации подтверждают либо отсутствие УЭО, установленного согласно руководству пользователя, либо нарушение правил установки.

Станция выполняет две функции: взимание платы и контроль за взиманием платы. Взимание платы отвечает за списание денежных средств с УЭО, контроль за взиманием платы проверяет факт и полноту внесения оплаты для ТС, имеющих обязательства по оплате. Технически станция не может фиксировать нарушения при неисправности функции взимания платы.

- Как оборудование поддерживается в рабочем состоянии?

- Оператор системы BelToll обеспечивает бесперебойную работу станций сбора платы в соответствии с утвержденными техническими регламентами. Это обеспечивается процессами планового обслуживания и процессами мониторинга работы ЕТС-системы и процессами, направленными на устранение неисправностей оборудования, которые выполняются в режиме 24/7.

Кроме процессов контроля работы оборудования оператором в отношении ЕТС-системы независимым экспертом выполняется непрерывный процесс оценки эффективности системы сбора оплаты, который на ежемесячной и ежеквартальной основе подтверждает надежную и стабильную работу станций по сбору оплаты.

- Когда оно последний раз обновлялось?

- Станции работают в штатном режиме. Используемое оборудование для станций изготовлено по индустриальным стандартам, имеет высокие показатели наработки на отказ, длительный срок службы и показывает высокую надежность. Срок службы компонентов регламентируется поставщиком ЕТС-системы на основании процесса жизненного цикла оборудования.

Журналисты связались с Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и выяснили, что да, действительно, Транспортная инспекция работает только с бумажной корреспонденцией:

- Возврат денежных средств в данном случае - это вопрос бухгалтерской плоскости и связан с возвратом средств с бюджетного счета и с документами, которые нужно предоставить для осуществления этого возврата.

При этом распечатка письма, даже если там стоит печать и подпись ответственного лица, ведущего переписку, не подойдет: нужны только фирменный бланк и оригинальная печать.

- Все документы мы должны предоставлять вышестоящим организациям, и возможно, именно из-за этого бухгалтерия не принимает к возврату отсканированные документы. Если кто-то пишет, мол, я такой-то, нарушение отменено, хочу вернуть свои деньги, мы ходатайствуем перед бухгалтерией осуществить данному пользователю возврат. И здесь начинается интересная ситуация. Порой пользователь забывает указать какой-то транзитный банк или расчетный счет - и тогда переписка может затянуться. Для удобства пользователей у нас на сайте есть раздел с формами заявлений на возврат денежных средств. Вероятность возврата - 99 процентов.

beltoll 27 11 15

- А что входит в 1 процент?

- Есть еще такая ситуация, последнее время она перестала быть характерной: по возврату в Польшу были случаи, когда банки Республики Польша по какой-то причине не принимали денежные средства.

- И что тогда происходит с этими деньгами?

- Ежедневно. Их не так много - два-три.

- Сколько времени, как правило, занимает возврат средств?

- Фактически денежные средства идут с расчетного счета Министерства финансов до получателя 2-3 банковских дня. Но предварительно существует процедура подготовки, которая тоже может занять несколько дней. Максимальный срок - 2 недели.

Также журналистам сообщили, что многое зависит от того, как именно и в какой валюте пользователь вносит увеличенную оплату за пользование дорогами, так как по закону возврат денежных средств должен осуществляться в той же валюте, в которой они были внесены. Если человек заплатил частично рублями и частично долларами или евро, он получит обратно ровно такую же сумму в рублях, долларах и евро. Более того, он должен будет предоставить такое количество банковских счетов, в скольких видах валюты он оплачивал нарушение. Поэтому Транспортная инспекция настоятельно просит по возможности вносить оплату с банковской карты и в одной валюте.

Кто должен платить за дороги в Беларуси?

Все остальные автомобили: белорусские грузовики и автобусы, иностранные легковые автомобили – обязаны оплачивать за проезд по платным дорогам.

Какие дороги в Беларуси платные?

Общая протяженность сети платных дорог в Республике Беларусь составит 1614 км после последнего расширения в ноябре 2016 года.


Как производится оплата BelToll

Отдельный договор на каждое транспортное средство заключается в пунктах обслуживания клиентов. Данный режим подходит для организаций с автопарком до 5 автомобилей. Используйте режим предоплаты, если вы редко пользуетесь платными дорогами.

Чтобы пройти регистрацию необходимо зарегистрироваться на сайте betoll.by и посетите любой из пунктов обслуживания для подписания договора.

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя (оригинал или копия) (не требуется для физических лиц).
  • Документ, удостоверяющий личность лица, ответственного за регистрацию.
  • Доверенность на представление интересов юридического лица.
  • Свидетельства о регистрации транспортного средства (оригинал или копия) для юр. лиц и оригинал документа для физ. лиц на все регистрируемые автомобили.
  • Документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства, при его наличии (оригинал или копия).
  • Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский или белорусский язык (за исключением документов, формы которых утверждены международными договорами Республики Беларусь, например, удостоверение личности моряка, дипломатический паспорт, удостоверение беженца и т.д.).

При подписании договора вас попросят внести залоговую стоимость бортового устройства: 20 евро для ТС до 3,5 тонн и 50 евро для остальных. Вносится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день оплаты. Бортовое устройство устанавливается на автомобиль, согласно инструкциям.

Также сразу необходимо пополнить баланс наличными в белорусских рублях, банковской карточкой (VISA, MasterCard, Белкарт) или топливной картой (Белоруснефть, Берлио, E100, Eurowag, euroShell, DKV Euro Service). Минимальный размер предоплаты 25 евро, максимальный – 350 евро.

При приближении к нулевому балансу бортовое устройство начнет сигнализировать об этом. В таких ситуациях следует посетить ближайший пункт обслуживания клиентов и пополнить баланс.

Заключение договора производится в офисе эмитента топливной карты. Данный вид оплаты рекомендован для компаний с большим автопарком, которые часто пользуются трассам, включенными в сеть платных дорог.

Чтобы зарегистрироваться, используйте сайты топливных карт или посетите их офис лично. Заполните и подпишите бланки договоров в двух экземплярах и передайте их лично или по почте эмитенту.

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя (оригинал или копия) (не требуется для физических лиц).
  • Документ, удостоверяющий личность лица, ответственного за регистрацию.
  • Доверенность на представление интересов юридического лица.
  • Свидетельства о регистрации транспортного средства (оригинал или копия) на все регистрируемые автомобили.
  • Документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства, при его наличии (оригинал или копия).
  • Подписанный с вашей стороны договор на регистрацию в системе BelToll в 2 экземплярах.

Через 3-5 дней получите бортовые устройства и ваши документы в офисе производителя топливной карты. Для иностранных транспортных средств выдача производится на офисах обслуживания при въезде в Республику Беларусь. Бортовое устройство должно быть закреплено на лобовом стекле автомобиля согласно инструкции.

Сколько стоит проезд по платным дорогам в Беларуси?

Стоимость платных дорог была установлена в 2013 году и привязана к евро. Но уплачивается только в белорусских рублях по курсу Нацбанк на день произведения оплаты.

Тарифы закреплены в Постановлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17 июня 2013 № 21 (в ред. Постановления МТиК РБ от 10 сентября 2014 г., № 32).

555555

Вчера, почти сутки я спорил с одним одаренным автомобилистом из Украины, который за свою хитровыделанность поплатился потерей 500 евро в виде штрафов за езду по платным дорогам. Штрафы он копил, по его же собственным словам, больше года. При этом до икоты убеждал меня и других читателей, что якобы он был не в курсе как отплатить проезд.


Система взимания платы за использование платных дорог, в Беларуси весьма удобна и проста. Все что необходимо, это при въезде в страну получить в бесплатное пользование специальный прибор и положить на его баланс определенную сумму. При каждом выезде на платную дорогу, с данного прибора автоматически списывается определенная сумма, равная 0.04 цента за 1 км пути. При этом, если водитель попытается выехать на платный участок без прибора, то система зафиксирует этот факт и начистит штраф в размере 100 евро.

Вот теперь объясните мне. Человек въезжает в страну, видит вдоль трассы указатели что он въезжает на платную дорогу, но якобы не видит и не понимает как ее оплатить. Что он должен сделать.


В идеале, позаботится о получении информации по данному вопросу необходимо заранее, еще до въезда на территорию чужой страны. Если уж ты этого не сделал, то ничего не мешает заехать на любую близлежащую заправку и спросить у персонала как оплатить дорогу. Благо на каждом въезде есть пункты и системы оплаты. Вот пример конкретного въезда, в котором наш "герой" пункта оплаты не нашел

Снимок2333


Этот снимок взят с гугл карт. В правой части старый пункт взимания платы. Раньше оплата происходила через кассы и это было жутко неудобно, так как скапливались большие пробки. Теперь сделали беспроводную систему и все что необходимо, это заехать в любой из пунктов выдачи устройства и положить на лицевой счет средства. Пункты выдачи отмечены зеленым значком.

Самое интересное, что оппонент не отказывается от того что видел предупредительный знак о начале платной дороге, но так как поток машин ехал не снижая скорости, он решил что его оплата не касается. Но вот незадача, он не знал, что автомобили с российскими и белорусскими номерами, от оплаты освобождены, а по сему решил что и ему можно.

Так он и ездил, и его никто не трогал. Пока в один прекрасный момент он не попался транспортной милиции и те не выписали ему штраф в 500 евро. Вот тут у него и началась истерика. Как же так, я не знал, пунктов оплаты не видел и тд и тп. А пунктов то, как оказалось великое множество. Вот кадр с официального сайта

Снимок1

Как видите, пункты выдачи устройства есть на каждой границе, а так же на протяжении всех платных трасс.

Я бы еще понял если бы человек реально не заметил один раз и проскочил бесплатно. Но тогда его штраф составил бы всего 50 евро. Более того, за единичное нарушение не редко ограничиваются простым предупреждением. Скорее всего именно по этому его и не остановили сразу. Но нет. Человек ездил день за днем, видел знаки о том что въезжает на платную дорогу, но усилием силы воли упорно их игнорировал. За что в итоге и поплатился.

Ситуация конечно бредовая. Исчерпав все аргументы, оппонент просто скатился на оскорбления, чего в принципе и стоило ожидать, но неужели совершенно нет совести и чувства собственного достоинства? Ведь сам однозначно не прав по всем пунктам, и все равно неправым себя не считает. С упорством барана доказывает, что такая система придумана специально для того, что бы штрафовать народ. Ну никак не могут некоторые привыкнуть к тому, что незнание законов не освобождает от ответственности, а если сказать более грубо, то на каждую хитрую задницу всегда найдется болт с резьбой.

Беларусь - прекрасная, добрая и гостеприимная страна, но несмотря на это, она не терпит неуважительного отношения к себе. Тем кто собирается посетить страну с дурными намерениями должны знать и выучить как мантру. Нарушать закон и правила тут никто не позволит.

С 2013 года на дорогах страны работает система оплаты проезда BelToll. В этом году ее подразделение открылось в Барановичах. Intex-press проехала с транспортной инспекцией и узнала, как устроена эта система.

Как ловят нарушителей на платных дорогах Барановичского района

Зачем нужны рамки

В системе контроля платных дорог три основных составляющих – рамки на трассах, бортовые устройства в автомобилях и машины транспортной инспекции.


Рамка, фиксирующая нарушения, на трассе М1 под Барановичами.

На платных магистралях стоят огромные рамки. Когда машина, оборудованная специальным бортовым устройством, проезжает под ними, с устройства снимаются деньги. Если денег на бортовом устройстве нет или есть другие нарушения, камеры на рамке фотографируют авто и передают фото на компьютер в машину транспортной инспекции.

Когда с проезжающей под рамкой машины списываются деньги, на бортовом устройстве раздается сигнал. Два сигнала означает, что устройство разряжено или на нем заканчиваются деньги и счет надо пополнить. Если устройство не сработало или прозвучало четыре раза, значит, деньги не были сняты. В таком случае водитель должен позвонить в сервисный центр BelToll, где ему объяснят, что нужно делать.

Зачем нужно бортовое устройство


На какой машине ездит инспекция


В машине транспортной инспекции Руслан Калюта оформляет штраф водителю польской фуры за нарушение.

В то время как транспортные инспекторы следят за нарушителями, за ними наблюдает начальство. Автомобиль оборудован GPS, и начальник на компьютере в своем кабинете может видеть, где находится машина. Также он может подключиться к видеорегистратору и диктофону, установленным в автомобиле, и видеть и слышать, что делают и говорят его сотрудники.

Как находят нарушителей


Фото грузового автомобиля, за которым зафиксировано нарушение, передается с рамки на компьютер в машине транспортной инспекции.

Если барановичские сотрудники не могут догнать нарушителя, они передают данные другим инспекторам на трассе.


Руслан Калюта высматривает нарушителей в бинокль на трассе М1.

Также на помощь транспортникам приходят сканеры, установленные на их машине. Сканеры просматривают проезжающие мимо авто, связываются с бортовым устройством и выдают на компьютер данные о наличии нарушений.


Александр Шуляк показывает сканеры, установленные на крыше автомобиля. В это время Руслан Калюта в машине включает бегущую строку на автомобиле.

Сколько платят за нарушения

По сути водители, нарушившие правила проезда по платным дорогам, платят штраф, но официально он называется оплата в увеличенном размере. Она бывает двух видов: полная и неполная.

Если водитель неправильно указал данные о количестве осей или поставил на авто бортовое устройство с другой машины, это будет неполная оплата – 130 евро для грузовиков и 50 евро для легковушек.


Руслан Калюта записывает данные нарушителя в компьютер.

Если устройство установлено неправильно, его вообще нет, оно не работает или на нем не хватает денег, тогда водитель заплатит полную оплату – 260 евро для авто весом больше 3,5 тонны и 100 евро для легковых машин.

Оплатить нарушение водители могут сразу в автомобиле транспортной инспекции, так как там есть терминал для пластиковых карточек. Если денег на карточке нет, сотрудники сопровождают водителя в банк, где он может получить международный перевод и оплатить штраф.

Авто водителей, которые не хотят платить, ставят на штрафстоянку, а их колеса блокируют – все оборудование для этого также есть в машине.



Автомобили были рабочие, а вот платить за проезд почему-то пришлось из своего кармана.


Василий Лабзов устроился водителем в Богушевский леспромхоз в 2013 году.
А спустя 3 года выяснилось: родному предприятию он задолжал.

Причем, в 20 раз больше месячного оклада.


По рабочим вопросам водитель часто выезжал на платные дороги. Они-то и привели его в финансовый тупик.
Василий Лабзов, водитель:
Когда едешь по платной дороге, проезжаешь рамку, он издаёт один звуковой сигнал. Это говорит о том, что деньги списались. Деньги на счёту есть – можно ехать. Если деньги кончаются, он два раза сигналит.

Вот я отработал 4 месяца, я даже не знал, что были нарушения, когда я ездил.


Оказалось, проезд несколько раз был не оплачен.
Из транспортной инспекции на предприятие прислали акт: мол, за дорогу, всё же, придётся заплатить, причём, в повышенном размере.

Леспромхоз переложил все расходы на водителя.


Такая же история и у коллеги Василия – Алексея Шкуёнка.
Алексей Шкуёнок, водитель:
Я считаю, в этой ситуации надо было разобраться сразу в 2013 году, а не то, что три года прошло. В течение 4 месяцев машины приносили такие штрафы большие организации, и никто из водителей об этом не знал.

Алексей на предприятии отработал более 20 лет. Передовика не раз отмечали на Доске почёта. Мужчина специально отправлялся в путь в 5 утра, чтобы за смену успеть сделать 2 рейса. А, значит, и заработать в 2 раза больше. И заработал.



Алексей Шкуёнок, водитель:
Мне автомобиль дали, прибор мне дали под роспись. В инструкции это не было прописано, что именно водитель обязан контролировать денежные средства на этом приборе.
Олеся Ливанова, главный специалист Витебской областной организации Белорусского профсоюза работников леса и природопользования:
Документы рассматривает правовой инспектор труда. Но, конечно, ситуация неоднозначная. Будем разбираться. Постараемся помочь.

Всего в Богушевском леспромхозе жертвами платных дорог стали 8 водителей.



Так что же это: сбой системы, непорядочность нанимателя или вина самих работников? И почему дорожный вопрос, спустя 4 года, остаётся открытым?

Александр Шишко, главный правовой инспектор труда Гродненского областного объединения профсоюзов:
Чтоб поставить точку – что да, эта система работает безупречно, вопросов никаких не возникает – сказать нельзя. Потому что поступают к нам и звонки работников, и наниматели звонят – как в такой ситуации быть. Хотелось бы пожелать этой компании, которая обслуживает автострады, привести в стандарт и наши дороги. Как по указу прописано: должны быть оборудованы, должно быть всё полностью и должен стоять знак заблаговременно до платной дороги.

Должна быть альтернатива: либо я еду на платную дорогу, либо я еду на альтернативную, в объезд.



Илона Волынец:
В таких случаях, есть ли какой-то срок давности?

Александр Шишко:
Срок исковой давности общий – 3 года по Гражданскому кодексу идёт. Но, вместе с тем, материальная ответственность Трудовым кодексом у нас предусмотрена год, для взыскания в судебную инстанцию с работника в течение года с момента этого случая

Илона Волынец:
В случае наших героев прошло 3 года. Неужели наниматель всё это время не видел, что квитанции приходят об оплате?

Александр Шишко:
Не мог не знать. Потому что, как правило, общеустановленная практика – все документы, вся исходящая корреспонденция, которая направляется – контролируются транспортной инспекцией и другими контролирующими органами Республики Беларусь.

И, соответственно, оно поступает к адресату, оно фиксируется полностью.

И есть срок для ответа.

Илона Волынец:
Если квитанция об оплате пришла в 2013 году, а водителя просят сейчас этот штраф оплатить, по какому курсу платить? За 2013 год или на день оплаты?


Виктория Королева:
Производится возмещение на день оплаты.
Илона Волынец:
Кто разницу в курсе будет оплачивать?

Виктория Королева:
Работнику никто не вернёт разницу в курсе оплаты.

Александр Шишко:
Но, с другой стороны, если работник не даёт своего согласия – соответственно, наниматель не вправе с его заработной платы удержать собственноручно.


Растет ли количество автомобилей в нашей стране, сколько, по признанию белорусов, в семье должно быть транспортных средств и какие новые идеи предлагается рассмотреть ГАИ?

На эти и другие вопросы отвечает эксперт по безопасности дорожного движения и развитию городского транспорта Юрий Важник.

Об уровне автомобилизации: мечта – это 600, реальность – 350, разумный предел – 400

Евгений Поболовец, СТВ:
Как вы оцениваете автомобилизацию населения Беларуси? По моим наблюдениям, каждый год у нас количество личного транспорта растет. Так ли это?


Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:
Да, растет ежегодно. Раньше это было больше 5 % в год роста, сейчас чуть замедлился этот рост – на уровне 2 %, но рост этот неуклонный. А по поводу уровня автомобилизации: автомобилизация измеряется в количестве автомобилей на 1000 жителей. Вот у нас цифра приближается к 350, где-то сейчас 340.

Евгений Поболовец:
Это много или мало?

Юрий Важник:
В американских городах достигает 700. В европейских городах, в среднем – это 350-400, то есть мы находимся близко от оптима, близко от насыщения.

Евгений Поболовец:
Допустим, для Минска или для областных центров какая цифра будет нормой?

Юрий Важник:
Мы когда-то спросили у людей, сделали опрос социальный: сколько вы считаете оптимальным, сколько вам нужно автомобилей? Люди ответили примерно так, если привести к фигуральному виду: каждый взрослый должен иметь легковой автомобиль.

Евгений Поболовец:
То есть не на одну семью автомобиль, а на каждого взрослого?

Юрий Важник:
Да. И это получается около 600, то есть мечта – это 600. Реальность – 350, разумный предел – 400.


Евгений Поболовец:
Есть категория водителей, которые постоянно спешат. Как правило, от этой категории водителей звучат предложения в больших городах, в частности в Минске: на определенных трассах чуть ли не 90 км/ч сделать разрешенную скорость (сейчас по умолчанию 60 км/ч во всех населенных пунктах). В то же время, я знаю, что со стороны власти уже давно обсуждается вопрос о том, чтобы на некоторых дорогах, в некоторых городах все-таки сделать ограничение 50 км/ч, как в Европе. Ваше мнение на этот счет.

Только две столицы в Европе имеют ограничение 60 км/ч: одна из них – Минск, а другая – Москва

Юрий Важник:
Я напомню, что только две столицы в Европе имеют ограничение 60 км/ч: одна из них – Минск, а другая – Москва. Вся остальная Европа ездит, зарабатывая при этом гораздо больше, в большей степени ценя свое время, ездит со скорость 50 км/ч. Не в этом дело. Дело в том, что у кого бортовой компьютер есть в автомобиле, тот может подбить, какая у него средняя скорость по городу случается. Я вас уверяю, что больше 35 км/ч не будет. 40 км/ч – невозможно, это значит, у вас есть загородные участки. В городе 40 км/ч не выйдет. Если вы едете со скоростью 35 км/ч в среднем, то если кусочек вы проедете быстрее немножко – это выигрыш в считаные секунды, и бортовой компьютер не заметит этого.

А между тем от скорости очень серьезно зависит опасность – выше, чем квадратично. То есть мы меняем скорость на немножко, а увеличивается аварийность достаточно существенно. И смысл какой? 30 км/ч – это хозяин пешеход. 50 км/ч – там оба существуют, вместе. 70 км/ч – пешехода не должно быть. Это как в метро, потому что скорость 70 км/ч убийственно опасная. 90 км/ч – там вообще разговора нет, это профиль обычно загородных магистралей.

Евгений Поболовец:
Какие еще изменения в вопросах безопасности дорожного движения назрели, которые необходимо принимать в самые кратчайшие сроки?

Если твои скорости, маневры относятся к категории безопасных, ты будешь иметь право на бонус

Юрий Важник:
Сейчас была кампания по поводу штрафных баллов, накопительная система. Она не была принята парламентом, вопрос остановился. А мы сделали встречное предложение – ГАИ уже об этом знает, мы эту тему обсуждаем – позитивная мотивация.

Если ты себя ведешь хорошо, правильно, а сейчас уже технические средства позволяют контролировать твой трек, если твои скорости, твои маневры относятся к категории безопасных, ты будешь иметь право на бонус. Бонус, например, снижение стоимости парковки, бонусом может быть приоритет при проезде светофора, такая система тоже возможна и технически она уже реализуема.


Евгений Поболовец:
Эти предложения сформулированы каким образом? Пока просто как идеи?

Юрий Важник:
Это идея, уже проработанная, и технически уже многие компоненты есть. Я бы даже пилотный проект очень попросил бы. Лучше небольшой населенный пункт: как она сработает?

Евгений Поболовец:
Что вы думаете насчет развития электротранспорта в стране? В последние годы очень бурно идем в этом направлении. Правильно или неправильно, какие нужно изменения вносить?

Средний возраст автомобилей в нашей стране – примерно 15 лет, даже больше

Юрий Важник:
Электрический транспорт – конечно, это будущее, это очевидно. Но, знаете, в дорожном движении быстро ничего не происходит, хотя бы по одной причине – это очень массивная система. Средний возраст автомобилей в нашей стране – примерно 15 лет, даже больше. То есть чтобы половину автомобилей поменять, нам надо 15 лет. Сам процесс будет идти, электрические автомобили будут появляться, все будет достаточно так динамично, но в целом процесс этот уже в большей степени 2030-х годов, как я это дело прогнозирую.

Евгений Поболовец:
На дорогах появится больше электромобилей, может, необходимо какие-то изменения в правила дорожного движения вносить?

Тенденция в мире появляется к тому, чтобы автомобили делать меньше, малогабаритные


Юрий Важник:
Очевидных таких нет. Я знаю, что там опасались, что очень тихо работает двигатель, не слышно. Автомобили очень хороши с точки зрения экологической. В этом плане должны иметь приоритет.

Скорее всего еще такой вопрос подымется, в западных городах он уже формулируется достаточно прочно: каждый водитель, в основном, едет один и с собой везет тонну с лишним железа, то есть это слишком расточительно – большие габариты автомобиля вызывают пробки, парковки и так далее. Тенденция в мире появляется к тому, чтобы эти автомобили делать меньше и меньше, малогабаритные. А для городов они наиболее актуальны, и должно быть в приоритете.

Евгений Поболовец:
По идее, мы должны ожидать, что в ближайшие годы у нас смарт-автомобилей так называемых станет гораздо больше.

Юрий Важник:
Да, станет. Опять же, с учетом инертности системы всей это быстро не произойдет. Но начнет появляться все в большей степени. И вообще к автомобилю городскому у нас отношение чуть ли не одушевленное – это обычный железный прибор. Замечательно, мы когда-то видели и записали даже видео, как паркуются в Барселоне – расстояние между автомобилями было, наверное, сантиметров 10. Бум-бум, бум-бум – у нас бы это уже было ДТП. Там спокойно – автомобиль чуть помялся, ну, ничего страшного.


Евгений Поболовец:
Профессия водителя остается одной из самых востребованных. На ваш взгляд, как долго водители, вот эта профессия будет оставаться в топе?

Юрий Важник:
По крайней мере тенденция очевидна: все хотят водителей убрать из контруправления. На этот счет ведутся просто отчаянные серьезные работы, автомобиль сейчас становится таким интернет-прибором, который, собственно, не нуждается. Есть шутка такая: прокладка между рулем и сиденьем – и это правильно. Ничего особо полезного и творческого в этой профессии нет. Я думаю, что потихонечку это будет уходить.

Читайте также: