Какой штраф предусматривается для юридических лиц за сокрытие или искажение экологической информации

Обновлено: 17.05.2024

Предыдущая записка была посвящена разбору недостатков в риелтерском договоре . Сегодня начну новую тему, которой ранее не касался. Речь пойдет о специфических административных правонарушениях, которые могут затронуть предпринимателей, связанных с природопользованием.

Российское законодательство предусматривает массив различных процедур, которые давлеют над предпринимателем. Их неисполнение чревато административными штрафами, гражданско-правовой ответственностью или даже привлечением к уголовной ответственности.

В частности предприниматели обязаны предоставлять большой объем отчетности, связанной с негативным воздействием на окружающую природную среду. Объем отчетности на столько большой и специфический, что в ней не сложно допустить ошибки. А Росприроднадзор неприменно найдет как за эти ошибки наказать.

Предпринимателей спасает только то, что КоАП РФ предусматривает сроки давности привлечения к административной ответственности. Согласно ст.4.5. этого кодекса, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Но и здесь есть нюансы.

Дело в том, что в законодательстве есть понятие длящегося правонарушения. Это такое правонарушение, которое происходит и завершается не одномоментно, а длится в течении определенного времени. При длящемся правонарушении сроки давности начинают исчисляться не со дня его совершения, а со дня обнаружения административным органом. При этом само понятие длящегося правонарушения очень расплывчато.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки привлечения к ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

В результате административные органы, и Росприпроднадзор в том числе, стараются признать длящимся любое правонарушение, по которому прошли общие сроки давности с момента совершения. Не является исключением и ст. 8.5. КоАП РФ.

Так компания направила в Росприроднадзор характеристики объектов размещения отходов с указанием в них недостоверной информации об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду. В действительности, такие объекты, согласно имеющейся классификации, оказывали негативное воздействие. При этом срок на привлечение к административной ответственности уже был пропущен.

Не смотря на это административный орган вынес постановление, в котором указал, что данное правонарушение является длящимся.

Постановление было обжаловано в суде, который изучив дело указал следующее.

Объективная сторона состава правонарушения выражена в форме действия - направления экологической информации, в связи с чем данное правонарушение не может быть длящимся, а срок давности подлежит исчислению по общему правилу - с момента совершения противоправного деяния.

По другому делу Росприроднадзор пытался привлечь компанию к ответственности за предоставление недостоверной информации в отношении объекта размещения отходов. По мнению чиновников, компания неверно указала характеристики такого объекта. Сроки также были пропущены, но постановление было вынесено в связи с тем, что правонарушение является длящимся.

Суд удовлетворил жалобу компании и отменил постановление указав следующее.

Объективная сторона предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действие или бездействие лиц, в том числе и юридических лиц, состоящее в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона состава правонарушения выражена в форме действия - направления экологической информации, в связи с чем, данное правонарушение не может быть длящимся, а срок давности подлежит исчислению по общему правилу - с момента совершения противоправного деяния.

Ставьте "нравится" и пишите свое мнение о заметке. Нам Важно то, что Вы думаете.

Читайте также: