Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность налоговых органов

Обновлено: 28.06.2024

Нормативные правовые акты по вопросам налогов и их соответствие Кодексу на основании положений ст. 6 НК РФ

Законодательство в области налогов и сборов находится в однозначном подчинении НК РФ. Любые нормативные акты, содержащие нормы, соответствующие одному из критериев перечня п. 1 ст. 6 НК РФ, могут быть признанными судами недействительными на основе положений ст. 6 НК РФ.

Отменить их суды не могут, такие полномочия имеются только у правительства или какого-то другого органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших акт, противоречащий НК РФ.

Правила о подсудности допускают рассмотрение дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. В первом случае это происходит в порядке, предусмотренном гл. 23 АПК РФ, а во втором — в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ.

Сущность правоприменения ст. 6 НК РФ

Положения этой статьи относятся и к законам и к подзаконным актам. В первом пункте названной содержится перечень оснований для признания нормативного акта противоречащим Кодексу со всеми вытекающими последствиями. Он является открытым, в случае возникновения необходимости может быть расширен посредством принятия ФЗ, редактирующих содержание Кодекса. Не является он и исчерпывающим. Возможность оспаривать положения нормативных актов по основаниям, отличных от изложенных в данной статье, сохраняется.

В ст. 6 НК РФ устанавливаются наиболее значимые и бесспорные причины. Отмене подлежат те нормативные акты, которые:

  • умаляют права кого-то из участников правового оборота — налогоплательщиков, представителей полномочных органов и всех прочих лиц — налоговых агентов, сотрудников таможенных органов и других;
  • противоречат статьям НК — разрешают то, что в статьях Кодекса запрещено или запрещают то, что в них разрешено и т. п.;
  • вводят обязанности или изменяет содержание уже существующих у участников отношений.

Таким образом ст. 6 НК РФ не устанавливает полностью оригинальные правила, но логически продолжает и детализирует ст. 1 НК РФ, которая и декларирует приоритет Кодекса над всеми другими нормативными актами.

Практика применения в судах ст. 6 НК РФ о несоответствии нормативных правовых актов Кодексу

Правила статьи имеют широкое назначение. С их помощью налогоплательщики могут доказывать и то, что отдельные нормативные акты нельзя рассматривать в качестве тех, что могут вмешиваться в налоговые отношения.

Разумеется, в применении данных положений имеются и ограничения.

Пример можно найти в деле № АПЛ16-25, определение по которому было вынесено 25 февраля 2016 года апелляционной коллегией ВС РФ. Было отмечено, что оспариваемое заявителем положение не требует от налогоплательщика дополнительных затрат на приобретение оборудования и наём дополнительной рабочей силы, поэтому и довод апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт 3 п. 1 ст. 6 НК РФ о введении новых обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ошибочен.

Это старая тема, которая является одной из основных во всём спектре судебной налоговой практики. Периодически налоговые органы требуют от налогоплательщиков, чтобы они оказали максимальное содействие в проведении инвентаризации.

Между тем это сложный процесс, который отрывает от работы специалистов, приносит существенные затруднения в жизнь предпринимателей. Но отразить это в иске или жалобе крайне сложно. В данном случае налогоплательщик попробовал зайти со стороны ст. 6 НК РФ, но у него ничего не получилось ни в одном из судов.

В ВС РФ заявили, что ссылки Общества на несение им в результате применения оспоренной нормы дополнительных материальных затрат относительно обеспечения условий для проведения инвентаризации являются несостоятельными. Между тем практически каждый предприниматель, кто сталкивался с инвентаризацией, проводимой на основании издания налоговым органом соответствующего предписания, подтвердит, что она может вызывать слишком большие убытки, а несколько налоговых проверок такого рода могут довести предпринимателя до банкротства.

Однако, как видно из определения ВС РФ, ст. 6 НК РФ в попытках судебной защиты от этого использовать не удаётся.


Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов - основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


В статье исследуется вопросы правового регулирования органов федеральной налоговой службы, рассматриваются проблемы регулирования деятельности.

Ключевые слова: право, регулирование финансирование, администрирование, налоговый контроль, Федеральная налоговая служба.

The article examines the issues of legal regulation of the federal tax service authorities, discusses the problems of regulating activities, simplifying the system for obtaining information to tax authorities at the legislative level to regulate the maintenance of an automated database system on taxpayers.

Keywords: law, regulation of financing, administration, tax control, the Federal Tax Service

За небольшой промежуток времени реформ и налоговая система менялась многократно для того, чтобы соответствовать новым социально-экономическим условиям.

Реформирование затронуло большинство существующих налогов, часть налогов изменялось или заменялось другими. В течение последнего времени были сделаны попытки, для установления связи между налогами и доходами, полученными предприятиями [5]. Только в настоящее время Федеральная налоговая служба становится все более развитой информационной системой, контрагенты и другие виды важной аналитической информации становятся доступными, возможно ведение статистики.

Правовое регулирование Федеральной налоговой службы производится на основании требований статьи 57 Конституции Российской Федерации [1], а также в соответствии с основами демократического правового государства, признания человека, его прав и свобод как высшей ценности, верховенства и прямого влияния Конституции Российской Федерации, гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, особенно права свободно использовать свои возможности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности и имущественных прав, которые не запрещены законом, а также запрет на произвол, справедливость и пропорциональность установленной ответственности на конституционно значимые цели. На рисунке 1 представлены уровни нормативно-правовой базы регулирования органов Федеральной налоговой службы.


Рис. 1. Уровни нормативно-правовой базы регулирования органов Федеральной налоговой службы

Федеральная налоговая служба руководствуется в ведении своей деятельности Положением о Федеральной налоговой службе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 72 от 11.02.2005 года осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах [6]. Министерство финансов Российской Федерации определяет основные направления ведения деятельности Федеральной налоговой службы и ее органов, составляет прогнозы налоговых поступлений, вносит предложения по улучшению деятельности. Системы налоговых органов Российской Федерации представлена на рисунке 2.


Рисунок 2. — Система налоговых органов Российской Федерации

На качество работы Федеральной налоговой службы и ее органов оказывают влияние такие группы факторов, как налоги и применяемый порядок налогообложения, принципы, концепции, формы и методы налогообложения. Реализация законодательных норм, являющаяся деятельностью Федеральной налоговой службы и ее органов производиться посредством налогового администрирования. Налоговая системы Российской Федерации построена на принципах налогового федерализма, соответственно установлено равенство на законодательном уровне между Федеральной налоговой службой и ее органами на местах.

Федеральные налоговая служба и ее органы являются отдельными юридическими лицами, но несмотря на то, что составляют единую централизованную систему, отдельно взятым налоговым органом принимаются самостоятельные решения, влекущие разные правовые последствия.

Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная налоговая служба, Российская Федерация, орган, налог, налоговая система, нормативно-правовая база регулирования органов.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в Российской Федерации. В настоящее время в России основным органам, занимающимся непосредственно налоговым контролем, является Федеральная служба по налогам и сборам.

В своей деятельности налоговые органы Российской Федерации руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.

Конституция Российской Федерации содержит права и обязанности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как на органы государственной власти и местного самоуправления, так и на граждан. Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого налогоплательщика своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта же статья содержит запрет на придание правовым предписаниям, увеличивающим налоговую нагрузку, обратной силы.

В Конституции РФ слово дважды применено понятие контроль. В ст. 71 устанавливается, что осуществление контроля за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации. Согласно ст. 101 (п.5) для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации образуют Счетную палату Российской Федерации.

Наряду с этим, конституционно-правовые основы налогообложения закреплены и в ряде других статей конституции:

ст. 71 Конституции РФ гласит, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.

ч.3 ст. 75 гласит, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом

ч. 1 ст. 76,гласит, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В законе определены общие направления деятельности налоговых органов. Согласно ст. 1 к компетенции налоговых органов относится контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Законом предусмотрено решение налоговыми органами поставленных профессиональных задач в форме взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, с правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Статья 5 обязывает органы МВД РФ оказывать, при возникновении необходимости, практическую помощь сотрудникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Конституционные положения получили свою конкретизацию в Налоговом кодексе Российской Федерации, который является основным законодательным актом в сфере налогового контроля. Пункт 1 ст. 1 НК РФ определяет, что налоговое законодательство России состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а п. 5 этой же статьи говорит, что НК РФ устанавливает формы и методы налогового контроля. Нормы, закрепляющие процедуры налогового контроля, объединены в главе 14 НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации — это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. Налоговый кодекс состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

Подзаконные нормативные правовые акты составляют следующий уровень нормативно-правовой базы налогового контроля. В первую очередь, хотелось отметь ежегодные бюджетные послания Президента Российской Федерации, в которых регулярно поднимаются вопросы по совершенствованию налогового администрирования и налогового контроля.

Деятельность ФНС России находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, поэтому не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Подзаконные нормативные акты, изданные Минфином, являются обязательными для исполнения налоговыми органами.

При проверке правильности и своевременности исчисления и уплаты региональных и местных налогов, налоговая служба использует в своей работе нормативные правовые акты утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области налогов и сборов, принимаемые в пределах их полномочий, но следует отметить, что процедуры налогового контроля ими не регламентируются.

В налоговом законодательстве методы налогового контроля присутствуют в неявной форме, т.е. перечень определенных методов законодательно не установлен.

В своей работе И.И. Кучеров под методами налогового контроля понимает приемы, способы или средства его осуществления.

Более подробно определение метода налогового контроля дает в своей работе О.А. Ногина. Налоговый контроль, по ее мнению, представляет собой совокупность приемов, использующихся для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды), применяемых уполномоченными органами в рамках совей компетенции, а также об исполнении налоговых обязанностей возложенных на лиц иных.

Вышеуказанные определения позволяют отразить правовую сущность метода налогового контроля.

При реализации налогового контроля используются общенаучные методические приемы исследования объектов контроля, к их числу относятся анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, моделирование.

В Налоговом кодексе РФ не содержится очевидного понятия формы налогового контроля, но перечисляются формы налогового контроля (ст.82, ст. 88, ст. 89) НК РФ: учет организаций и физических лиц, камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Указанный перечень является исчерпывающим. Применение иных форм налогового контроля, не предусмотренных налоговым законодательством, является незаконным и может привести к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Наряду с этим, авторами используется классификации видов государственного (муниципального) финансового контроля на основании Бюджетного кодекса РФ (ст.65 БК РФ). В п 1. ст. 265 Бюджетном кодексе РФ государственный (муниципальный) контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий..

Текущий контроль, является частью регулярной работы и носит оперативный характер. Представляет собой проверку налоговой и бухгалтерской отчетности, на факт достоверности и своевременности предоставлении переданных сведений в налоговые органы плательщиком в соответствии с отчетным периодом.

По окончании отчетного периода осуществляется последующий контроль, реализующийся путем проведения выездных налоговых проверок.

Рассмотрим более подробно основные формы налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а именно налоговый учет, камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки и приведем их краткую характеристику. Следует так же отметить, что остальные методы, используемые при проведении мероприятий налогового контроля, являются вспомогательными.

Как справедливо заметил А.В. Брызгалин, учет налогоплательщиков несомненно является одной из форм налогового контроля.

Согласно ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным кодексом, что позволяет заинтересованным органам получать актуальную информацию о налогоплательщиках. Сведения об общем числе налогоплательщиков и их налоговых обязательствах позволяют налоговым органам производить прогноз размера налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; полученные данные о видах хозяйственной деятельности и сумм налогов, уплачиваемых организациями, могут быть использованы в разработке стратегий развития налоговой политики государства и анализе ее эффективности.

На сегодняшний день важной составляющей деятельности налоговых органов формой налогового контроля остаются налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как камеральные так и выездные.

Налоговая проверка является основной формой налогового контроля, представляющая собой комплекс действий реализуемых уполномоченными органами в реализациях контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляемая посредством сопоставления предоставленных отчетных данных налогоплательщика с фактическим состоянием финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации).

Налоговым кодексом регламентировано два вида налоговых проверок — камеральные и выездные. Главным отличием камеральной налоговой проверки от выездной является место ее проведение. Камеральная проверка производится по месту нахождения налогового органа, на основании предоставленных налогоплательщиком деклараций в отчетном периоде, а выездная проверка производится фактически на территории налогоплательщика на основании всех истребованных документов, осмотрах зданий (сооружений) и предметов имущества и т.д.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Как было указано выше, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика (при невозможности проведения на территории налогоплательщика проверка может производиться по месту нахождения налогового органа). Проверка в первую очередь ориентирована углубленное изучение деятельности предприятия, изучение документов бухгалтерского и налогового учета, на выявление нарушений налогового законодательства которые не всегда можно обнаружить в ходе проведения камеральной налоговой проверки, а так же проведение ряда специальных мероприятий налогового контроля таких как осмотр, выемка документов или предметов, истребование документов о конкретных сделках, экспертиза и т.п.

Результативность выездных проверкой являются наиболее эффективной, это обуславливается тем, что в рамках проведения налоговой проверки сотрудники налогового органа имеют возможность применять разнообразные методы контрольной деятельности, что позволяет получить более полную информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; качественным учетом налогоплательщиков, объектов налогообложения; повышения качества провидимых налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; оптимизацией времени работы с налогоплательщиками.

Использование различных форм и методов налогового контроля позволяет повысить эффективность проводимых мероприятий, а следовательно повысить обеспечение полного и своевременного поступления платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Читайте также: