Каким образом иностранный инвестор с помощью данного договора может избежать двойной уплаты налога

Обновлено: 11.05.2024

Рассмотрим важные особенности толкования международных договоров об избежании двойного налогообложения, которые банки применяют при исчислении доходов, выплачиваемых в пользу налоговых нерезидентов РФ. В чем разница в применении схожих между собой формулировок, имеющих, казалось бы, незначительные отличия? Где искать ответ на этот вопрос?

Причина возникновения неопределенных формулировок

Применяя международные договоры об избежании двойного налогообложения (далее - международные договоры), необходимо иметь в виду, что налоговое законодательство Российской Федерации применяется в части, не противоречащей им (ст. 7 НК РФ), поэтому правильности применения формулировок, используемых в международных договорах, должно уделяться особое внимание, а также должно учитываться, что нормы конкретного международного договора применяются при условии подтверждения иностранной организацией факта налогового резидентства в стране ее постоянного местопребывания.

Наиболее распространенными выплатами, которые осуществляют банки иностранным организациям, являются дивиденды и проценты. Рассмотрим особенности прочтения статей международных договоров, регулирующих их выплату.

Статьи международных договоров, регулирующих выплату процентов и дивидендов, могут содержать следующие формулировки:

  • "только в этом другом Государстве";
  • "могут облагаться налогами в этом другом Государстве" - и в этой же статье говорится, что "однако такие проценты могут облагаться в государстве, в котором они возникают".

"Запутанность" этих формулировок лишь кажущаяся, а на самом деле это четко продуманное использование особенностей лингвистики, которая дает теоретическое обоснование для фраз (предложений), являющихся корректными в любом контексте. Такие фразы применяются в международных договорах, чтобы избежать их корректировки в случаях изменения внутреннего налогового законодательства стран - участниц таких соглашений. Эта мера обусловлена длительностью процедуры согласования и вступления в силу международных договоров и любых изменений в них. Именно такие "неопределенные", но тем не менее юридически точные формулировки позволяют без модификации соглашений удерживать налог у источника выплаты на основе внутреннего налогового законодательства, но в пределах, установленных международными договорами, то есть удерживать по пониженным ставкам либо вовсе освобождать от налога. Но поскольку при применении подобных формулировок возникают вопросы, рассмотрим практику использования терминологии в международных договорах на конкретных примерах.

Примечание. При наличии в международном договоре формулировок "облагаются налогом только в этом другом Государстве" и "могут облагаться налогами в этом другом Государстве" в отношении одного и того же дохода возникают трудности с их применением.

Формулировка "только в этом другом Государстве"

Пункт 1 ст. 11 "Проценты" Международного соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал сформулирован следующим образом: "Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве". При выплате банком процентов иностранной организации с постоянным местонахождением в Республике Кипр данная формулировка будет означать, что проценты, возникающие в Российской Федерации и выплачиваемые резиденту Республики Кипр, подлежат налогообложению только в Республике Кипр, то есть налог с выплачиваемых процентов удерживаться банком не должен.

Аналогичная формулировка содержится и в п. 1 ст. 11 "Проценты" Международного соглашения между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество: "Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом только в этом другом Государстве". Это положение Соглашения освобождает от налогообложения проценты, выплачиваемые российским банком иностранной организации с постоянным местонахождением в Великом Герцогстве Люксембург.

Казалось бы, формулировка "только в этом и другом Государстве" понятна. Но как бы не так! Применение даже таких простых формулировок требует особой внимательности при их толковании, так как в международных договорах могут встречаться очень похожие, но означающие необходимость взимания банком налога на доходы с иностранных организаций.

Примечание. Формулировку "могут облагаться налогами только в этом другом Государстве" следует понимать так, что налог взимается с данного дохода не у источника выплаты, а в стране налогового резидентства получателя дохода.

Например, ст. 21 "Другие доходы" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество сформулирована следующим образом: "Не указанные в предыдущих статьях настоящей Конвенции элементы дохода резидента одного Договаривающегося Государства, возникающие в другом Договаривающемся Государстве, облагаются налогом только в этом другом Государстве". Здесь речь идет о необходимости удержания банком налога на доходы по ставке 20%, например, с выплачиваемых банком иностранной организации с постоянным местонахождением в Алжирской НДР штрафных санкций. И приведенный текст следует понимать так, что не указанные в предыдущих статьях настоящей Конвенции элементы дохода резидента Алжирской НДР, возникающие в Российской Федерации, облагаются налогом только в Российской Федерации.

Формулировка "могут облагаться налогами в этом другом Государстве"

Немало вопросов возникает и относительно формулировки "могут облагаться налогами в этом другом Государстве".

Например, в Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал ст. 10 "Дивиденды" изложена следующим образом:

"1) дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве;

  1. однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Договаривающегося Государства, взимаемый таким образом налог не будет превышать 10 процентов общей суммы дивидендов".

В данных пунктах Конвенции говорится о том, что при выплате банком дивидендов иностранной организации с постоянным местонахождением в Чешской Республике:

  1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом Российской Федерации, резиденту Чешской Республики, могут облагаться налогами в Чешской Республике.
  2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Российской Федерации, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом Чешской Республики, взимаемый таким образом налог не будет превышать 10% от общей суммы дивидендов.

Из оговорки "могут облагаться" следует, что п. 1 не указывает, кому принадлежит исключительность налогообложения дивидендов - Российской Федерации или Чешской Республике. Пункт 2, в свою очередь, фразой "могут также облагаться" "резервирует" право налогообложения дивидендов стране - источнику их выплаты. В нашем примере это Российская Федерация. Возникает вопрос, как понимать такие оговорки и чем вызвана необходимость их включения в тексты международных договоров.

Примечание. Формулировка "могут облагаться налогами в этом другом Государстве" говорит о том, что международный акт не указывает, кому принадлежит исключительность налогообложения дивидендов - Российской Федерации или стране резидентства получателя дохода. А оговорка "могут также облагаться", напротив, резервирует право налогообложения стране - источнику выплаты дохода.

Как следует из Комментариев к Модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существуют страны, которые не облагают дивиденды у источника выплаты, в то время как все страны, как правило, облагают налогом дивиденды, получаемые от иностранных компаний. По этой причине п. 1 просто указывает, что они могут облагаться налогом в стране резиденции фактического владельца дивидендов.

Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает взимание налога на доходы иностранных организаций при выплате им дивидендов (налог у источника выплаты), следовательно, банк должен пользоваться нормой п. 2 и при выплате дивидендов иностранной организации с постоянным местонахождением в Чешской Республике взимать налог в размере 10%.

Аналогичным образом сформулированы п. п. 1 и 2 ст. 10 "Проценты" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество:

"1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

  1. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель процентов фактически имеет на них право, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов".

Следовательно, на банк при выплате процентов иностранной организации с постоянным местонахождением в Республике Беларусь возлагается обязанность удержать налог с процентных доходов по ставке 10%.

Проблема членства Российской Федерации в ОЭСР

Каждый международный договор имеет свое содержание, поскольку конкретные положения устанавливаются договаривающимися государствами в процессе переговоров. Действие этих соглашений распространяется только на налоги, поименованные в них (как правило, это налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц). Международные договоры не регулируют вопросы, связанные с налогом на добавленную стоимость. НДС удерживается с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, на основании ст. 148 НК РФ с учетом норм других статей гл. 21 НК РФ.

Применяя правила и нормы международных договоров, которые недостаточно понятно изложены в этих документах, можно руководствоваться Комментариями к Модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (далее - Модель Конвенции, Комментарии к Модели Конвенции ОЭСР). Модель Конвенции является основой для международных договоров . Она разработана, чтобы обеспечить налогоплательщикам ясность налоговой ситуации и стандартизировать подход к принятию решений всеми государствами в идентичных случаях двойного налогообложения. Государства, являющиеся членами ОЭСР, при заключении международных договоров должны следовать Модели Конвенции с учетом толкования ее статей, приводимых в Комментариях к ней.

Модель Конвенции лежит и в основе российского Типового соглашения об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество (Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 N 84). Но Российская Федерация не является членом ОЭСР, хотя подала заявку на вступление еще в 1996 г. , и в настоящее время принимает участие в работе Организации экономического сотрудничества и развития только в качестве наблюдателя. Вероятно, по этой причине Комментарии к Модели Конвенции ОЭСР не имеют как официального, так и неофициального перевода на русский язык, что затрудняет их использование в практической работе .

Дорожная карта о присоединении России к Конвенции об учреждении ОЭСР была принята на 1163-й сессии Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г.
По данным авторов, последний неофициальный перевод текста Комментариев к Модели Конвенции ОЭСР был сделан в 1996 г.

Учитывая нашумевшую историю о доходах, выплачиваемых иностранным SPV-компаниям - эмитентам еврооблигаций, связанную с различным пониманием термина "фактический получатель дохода", полагаем, что давно назрела необходимость иметь официальный перевод Комментариев к Модели Конвенции ОЭСР, тем более что Россия стремится привлечь максимально возможное количество инвестиций и получить статус международного финансового центра (МФЦ).

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Двойное налогообложение (ДН) – специфический способ обложения активов налогами. При этом плательщику приходится платить налоги два раза. Этот вариант является крайне нежелательным. Для избегания двойного налогообложения были приняты различные международные соглашения.

Что собой представляет двойное налогообложение

Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время. Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве. В рассматриваемом случае очень сложно определить налогооблагаемую базу. Для избегания ДН организации делятся на резидентов и ЮЛ, не являвшихся резидентами.

Почему ДН настолько нежелательно? По сути, оно дискриминирует плательщика. Компании приходится уплачивать налог в удвоенном размере. Это препятствует нормальному ведению деятельности.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

Инструменты для устранения двойного налогообложения

Для устранения ДН пользуются двумя способами:

  1. Односторонним. Предполагает меры со стороны одного государства. При этом изменяются нормативные акты, касающиеся налогов, в одной стране. Первым методом одностороннего устранения ДН является налоговый кредит. Предполагает зачет налогов, выплаченных в другой стране, в счет обязательств плательщика внутри государства. Второй метод – налоговая скидка. Предполагает вычет из суммы налогов внутри государства сумму налогов, выплаченных в другой стране.
  2. Многосторонним. Предполагает заключение международных соглашений и конвенций. То есть для реализации этого способа нужны усилия двух государств. Наиболее актуальный метод – распределительный. При этом активы в одном государстве перестают облагаться налогом в пользу другой страны.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, для устранения двойного налогообложения применяются оба этих метода.

Межгосударственные соглашения

Первое межгосударственное соглашение было подписано между Францией и Бельгией в 1843 году. На данное время существует более 400 подобных соглашений. Однако практически все эти нормативные акты базируются на принципах оптимума Парето. Основной критерий: оптимальным вариантом является тот, который несет пользу одной стороне, но при этом не причиняет вред другой стороне. На основании этого можно сказать, что межгосударственные соглашения не должны ухудшать положение страны-участницы. Именно на основании соглашения устанавливается налоговая юрисдикция.

На основании различных международных конвенций выделяются эти методы устранения двойного налогообложения:

  • Формирование точных понятий, которые используются в рамках нормативных актов. Интерпретация терминов.
  • Разработка схемы ликвидации ДН, при котором каждая страна выбирает отдельную налогооблагаемую базу. Налог взимается с конкретного дохода.
  • Формирование механизма ликвидации ДН в случаях, когда оба государства облагают налогами все доходы.
  • Ликвидация обложения налогами, которое дискриминирует плательщика, в другой стране.
  • Обмен актуальными сведениями, для того чтобы не допустить уклонения от обязательных плат или злоупотребления законом.
  • Установление оптимальных способов ликвидации ДН в отношении доходов резидентов.

Государства должны содействовать друг другу при налогообложении.

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ.

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык.

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК.

Налоговое резидентство юридических лиц

Фактический получатель дохода

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода.

Активный обмен информацией между налоговыми органами

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы.

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.

Форма W-8BEN

Кандидат экономических наук. 20 лет преподаю финансы и инвестиции в университете. Инвестирую на фондовом рынке.

Как же притягательны для россиян акции Apple, Facebook и других иностранных компаний! Мечта о доходе в валюте заставляет инвесторов активнее изучать вопрос покупки зарубежных бумаг. Но некоторые останавливаются в самом начале пути. Их пугает вопрос налогообложения. Предлагаю в нем разобраться, чтобы развеять неуверенность и страхи.

Я бы разделила изучение на две части: первая – что такое форма W-8BEN и как она может помочь российскому инвестору, вторая – как самому заполнить налоговую декларацию и заплатить налог в бюджет. Сегодня познакомимся с первой частью.


Что такое и зачем надо подписывать российскому инвестору

Форма W-8BEN – это документ, который служит подтверждением, что инвестор не является налоговым резидентом США. Она позволяет воспользоваться налоговыми льготами и платить меньше, чем без подписания документа.

Полная информация об актуальных стратегиях, которые уже принесли миллионы пассивного дохода инвесторам

Разберем более подробно:

    , которые выплачивают компании США своим акционерам, облагаются по американскому законодательству налогом в 30 %;
  • именно столько заплатит российский инвестор при их получении, если не воспользуется налоговыми льготами;
  • в то же время российское налоговое законодательство обязывает инвестора тоже заплатить налог с доходов, полученных в том числе и из иностранного источника: 13 % с налоговой базы до 5 млн руб. и 15 % с базы, превышающей 5 млн руб.;
  • возникает двойное налогообложение;
  • чтобы его избежать, между США и РФ подписано соглашение, согласно которому нерезидент США платит этой стране только 10 %, а оставшиеся 3 % вносит в России;
  • чтобы получить право на снижение налога с 30 до 10 %, надо подписать специальный документ W-8BEN, который бы подтвердил статус нерезидента США.

На брокерский счет дивиденды поступают уже очищенными от налога: за минусом 30 %, если форма не подписана, и 10 %, если подписана. Это принципиальный момент для самостоятельного расчета НДФЛ, о котором речь пойдет чуть ниже.

Важно! Документ, о котором мы сегодня говорим, применяется только к ценным бумагам США. Если вы покупаете акции, например, европейских или азиатских стран, то W-8BEN уже не работает. В этом случае надо смотреть, какие налоги с дивидендов берутся в конкретной стране и действует ли соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией.

Подписать документ рекомендую тем инвесторам, кто покупает ценные бумаги на Московской и Санкт-Петербургской биржах, имеет статус квалифицированного инвестора и торгует бумагами в США напрямую, а также тем, кто открыл счета у зарубежных брокеров и получил выход на американские биржи.

Порядок оформления

Документ оформляется на физическое лицо и действует на все открытые у брокера счета: простой брокерский счет и ИИС. Если у вас открыты счета у нескольких брокеров, то документ необходимо оформить у каждого из них. Срок действия – полные 3 календарных года. Например, мне одобрили 22.06.2021, после 31.12.2024 мне придется заново подписывать бумагу и отправлять на одобрение.

Оформление проходит через брокера, у которого открыт счет (или счета). Самостоятельно отправлять документ в США, налоговый орган или еще куда-то не надо.

Порядок примерно одинаковый у всех брокеров. Я покажу на примере ВТБ, где у меня открыты счета, как подписать W-8BEN.

Шаг 1. Отправляем в личном кабинете запрос на получение документа. Все данные подтягиваются автоматически, мне пришлось только ввести свой ИНН.

Заявка на получение

На электронную почту через минуту пришла заполненная форма.

W-8BEN

Шаг 2. Необходимо распечатать, подписать и отсканировать подписанную форму в формате PDF. Качество скана должно соответствовать следующим требованиям: изображение цветное или черно-белое, четкое, резкое, в фокусе, информация легко читается.

Шаг 3. Готовый документ отправляем брокеру через личный кабинет. В ВТБ для этого есть специальная вкладка.

Далее брокер отправляет форму на обработку в депозитарий Санкт-Петербургской биржи, который занимается учетом и хранением ценных бумаг. Когда ее рассмотрят, придет уведомление. Если документ будет принят, американская налоговая начнет автоматически удерживать только 10 % с дивидендов по акциям США.

Важно! Форма должна быть утверждена до даты отсечки, т. е. до завершения формирования реестра акционеров, которые могут рассчитывать на дивиденды. Если дивиденды поступили до утверждения формы, то будет удержан налог в размере 30 %. Его нельзя будет вернуть, поэтому оформите все заранее. То же самое касается и момента переподписания после истечения 3-летнего срока.

Как рассчитать НДФЛ с иностранных ценных бумаг

Российский брокер не является налоговым агентом по налогу на доходы с дивидендов акций иностранных компаний, даже если они торгуются на Московской и Санкт-Петербургской биржах.

Сейчас активно идут разговоры, что это собираются изменить, но пока решение не принято. Это означает, что инвестор должен самостоятельно отчитаться перед налоговой инспекцией о полученных доходах и перечислить НДФЛ в бюджет РФ.

НДФЛ рассчитывается следующим образом:

  1. Дивиденды приходят на счет очищенными от налога на доходы в пользу источника выплат, т. е. США. Если W-8BEN подписана, то за минусом 10 %, если нет – 30 %.
  2. В России с 01.01.2021 действуют две налоговые ставки на доходы: 13 %, если доход менее 5 млн руб., и 15 %, если сумма больше 5 млн руб.
  3. Если США вычли 30 % с дивидендов, в России платить не надо.
  4. Если США вычли 10 %, то необходимо доплатить 3 или 5 % с суммы начисленных дивидендов, но не от очищенной от налога, а первоначальной.

Например, вы купили акцию компании ABC за 100 $. Дивиденды по ней назначили в размере 10 $. Вы заранее подписали W-8BEN, поэтому на ваш брокерский счет придут только 9 $ (за минусом 10 %). Вы должны в российский бюджет перечислить недостающие 3 % с 10 $. Но все платежи в России осуществляются в рублях, поэтому и налог должен быть перечислен в рублях. Для этого сумма дивидендов в 10 $ переводится по курсу на день поступления в рубли, далее от нее отсчитываются 3 %.

Важно! Независимо от того, подписывали вы форму или нет и в каком размере с вас был удержан налог в пользу США, вы обязаны подать декларацию о доходах 3-НДФЛ. Если в бюджет Америки ушли 30 %, то российскому бюджету вы ничего не должны, но задекларировать дивиденды нужно. Если с вас удержан налог в 10 %, то после подачи декларации надо доплатить 3 или 5 % в России.

Когда W-8BEN не поможет

Рассмотрим ситуации, когда вам нет необходимости подписывать W-8BEN:

  1. Вы не являетесь резидентом РФ. Существует ли соглашение об избежании двойного налогообложения между вашей страной и США, надо узнавать в стране вашего резидентства.
  2. Вы инвестируете в фонды недвижимости REIT – специальные фонды, которые строят, покупают, управляют различными объектами недвижимости и платят инвесторам щедрые дивиденды (более 90 % от полученных доходов). Но, независимо от наличия W-8BEN, налог составит 30 %. Кстати, если вы инвестируете в REIT через индексный фонд (ETF), то налог будет 10 %.
  3. Вы инвестируете в MLP. Это компании с особой формой собственности в США в виде партнерства с ограниченной ответственностью. По их дивидендам налог составит 37 % вне зависимости от подписания W-8BEN.
  4. Вы получили доход не от дивидендов, а от разницы в котировках по сделке купли-продажи (купили дешевле, продали дороже). В этом случае российский брокер является налоговым агентом и сам удержит 13 % НДФЛ. W-8BEN не потребуется.

Заключение

Мы разобрали все, что необходимо знать инвестору о форме W-8BEN. Самое главное – она нужна для оптимизации налогообложения. Для долгосрочного инвестора это очень важно, если он планирует инвестировать на американском рынке.

Процедура подписания простая. Сложности могут возникнуть только при некачественном сканировании или технических сбоях в работе брокера. Если примут решение об автоматическом перечислении налога без участия инвестора, то процесс еще больше упростится. Инвесторы очень ждут реализации этой инициативы. А как быстро вам утвердили документ?

Эта обязанность есть у физических лиц — налоговых резидентов РФ, если они имеют счета в иностранных финансовых организациях, так как иностранный брокер или банк не являются налоговыми агентами в отношении доходов, поступивших на эти счета.

При этом о самом наличии счетов в иностранных финансовых организациях нужно предварительно сообщить в российские налоговые органы.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически проводят на территории России 183 дня и более в календарном году. Если этот срок меньше, то физическое лицо признается налоговым нерезидентом РФ, и ему не нужно отчитываться о доходах по иностранным счетам перед налоговыми органами РФ. Но это потребуется сделать в соответствии с законодательством той страны, где такое физическое лицо является налоговым резидентом в соответствующем налоговом периоде.

Чтобы сообщить о доходах, полученных на иностранных счетах, нужно заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ по итогам соответствующего календарного года.

Какие именно доходы нужно задекларировать?

Физические лица — налоговые резиденты РФ должны самостоятельно сообщать в российские налоговые органы обо всех доходах, полученных на счета у иностранных банков или брокеров. Вот примерный перечень таких доходов:

  • доходы от продажи или погашения ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • купоны;
  • доходы от сдачи в аренду недвижимости либо от продажи недвижимости за пределами РФ;
  • доходы в виде процентов по вкладам в иностранных банках.

Отличие иностранного брокера от российского с точки зрения налогообложения заключается в том, что российский брокер выступает налоговым агентом в отношении большинства доходов, поступивших на российский брокерский счет: он исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет РФ налог с таких доходов самостоятельно.

Но в случае поступления дохода на иностранный брокерский счет налогового агента нет, поэтому физическому лицу — налоговому резиденту РФ нужно самостоятельно указать доходы в декларации по форме 3-НДФЛ, а потом уплатить необходимую сумму налога в бюджет РФ.

Какие документы от иностранного брокера или банка нужны, чтобы задекларировать доход?

Точный комплект подтверждающих документов будет зависеть от того, какой именно доход был получен на иностранных счетах. Вот какие документы понадобятся при получении дохода от инвестиционной деятельности.

Отчет иностранного брокера по поступившим доходам за прошедший календарный год — этот документ отражает все поступившие за год доходы, которые нужно отразить в декларации. Отчет нужно приложить к декларации 3-НДФЛ, если вы указываете в ней доходы от реализации или погашения ценных бумаг, а также доход от дивидендов и купонов.

В отчете должна обязательно содержаться следующая информация:

  • сумма дохода,
  • дата поступления дохода,
  • валюта дохода,
  • указание природы самого дохода — то есть что это: дивиденды, купон и т. д.
  • к какой ценной бумаге относится эта выплата.

Запросить этот документ можно у вашего иностранного брокера — обычно отчет доступен для скачивания в личном кабинете на сайте брокера.

Отчет брокера по расходам на приобретение ценных бумаг — этот документ подтверждает расходы, которые инвестор понес на покупку активов, от реализации которых впоследствии он получил доход. Сумму таких расходов можно будет вычесть из суммы дохода и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу. При этом к расходам относятся брокерские и другие виды комиссий, уплаченные при покупке и продаже ценных бумаг.

Этот отчет нужно приложить к декларации 3-НДФЛ, если указываете в ней доход от реализации или погашения ценных бумаг.

Договор брокерского обслуживания — рекомендуем запросить его у вашего иностранного брокера и приложить к декларации 3-НДФЛ.

Важно: все документы от иностранного брокера или банка должны быть переведены на русский язык, а переводы нужно заверить у нотариуса.

Какая ставка налога на доход по иностранным счетам будет применяться в России?

Для налоговых резидентов РФ основная ставка налога составляет 13%. Она применяется в том числе и к доходам, поступившим на счета у иностранных брокеров или банков: при выплате дивидендов или купонов, а также при реализации или погашения ценных бумаг.

Вместе с тем 1 января 2021 года вступили в силу изменения в налоговом законодательстве РФ, в соответствии с которыми с дохода, превышающего 5 млн Р в год, нужно платить налог по повышенной ставке — 15%. Доходы меньше или равные 5 млн Р по-прежнему облагаются по ставке 13%. К доходам, полученным в 2020 году, повышенная ставка не применяется.

Как избежать двойного налогообложения?

Если при выплате дивидендов на счет у иностранного брокера налог на доход был уже удержан эмитентом, то в России можно зачесть сумму налога, удержанного в иностранном государстве, — если между Россией и этим иностранным государством (страной регистрации эмитента) заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Важно, чтобы это соглашение действовало в течение соответствующего отчетного периода.

При этом возможны две ситуации:

  1. Налог с дохода в виде дивидендов в иностранном государстве был удержан по ставке ниже, чем в России, — то есть меньше 13% (15%). В этом случае разницу нужно будет заплатить в бюджет РФ, предварительно заполнив декларацию 3-НДФЛ.
  2. Налог за рубежом был удержан по ставке равной или выше той, что действует в России. Тогда в РФ доплачивать налог не потребуется, но декларацию все равно подать нужно, указав в ней полученный доход. Вернуть переплату налога, удержанного за рубежом, не получится.

Важно: точные правила зачета налога, удержанного в иностранном государстве, определяются соответствующим СОИДН. А сам зачет производится только по решению налоговых органов России, когда они изучат декларацию 3-НДФЛ конкретного налогоплательщика.

Что будет, если вовремя не сообщить о доходах на иностранных счетах?

Если не отчитаться о своих доходах, сделать это с опозданием или просрочить уплату налога, Федеральная налоговая служба России может вас оштрафовать:

  • если опоздали со сроком подачи декларации — штраф составит 5% от неуплаченного налога за каждый месяц опоздания, но не меньше 1000 Р и не больше 30% от неуплаченного налога — ст. 119 НК РФ;
  • если не указали в декларации часть доходов — штраф составит 20% от неуплаченного налога, если налоговая не увидит в этом злого умысла. И 40%, если в налоговой посчитают, что вы скрыли доходы намеренно, — ст. 122 НК РФ;
  • если не заплатили налог по декларации до 15 июля — со следующего дня налоговая начнет считать штрафные пени в размере 1/300 от ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки — ст. 75 НК РФ.

Крайняя дата для подачи декларации по форме 3-НДФЛ — 30 апреля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2021 год нужно подать до 30 апреля 2022 года.

Крайняя дата для уплаты налога по декларации за соответствующий отчетный налоговый период — 15 июля года, следующего за отчетным. Например, по декларации за 2021 год налог нужно уплатить до 15 июля 2022 года.

В дополнение к этим требованиям на счета в иностранных финансовых организациях распространяются и требования валютного законодательства РФ. По ним нужно уведомлять налоговые органы России о наличии счетов в иностранных банках и у иностранных брокеров, а также о движении денежных средств по таким счетам.

За непредставление этих данных российским законодательством предусмотрены штрафы до 20 000 Р . Кроме того, операции по иностранным счетам, сведения о которых не были предоставлены российским налоговым органам, могут быть признаны незаконными, что влечет штраф в размере 75—100% от суммы каждой незаконной операции.

Читайте также: