Какие субъекты являются участниками налоговых правоотношений валютных правоотношений

Обновлено: 18.04.2024

В зависимости от связи с государством субъекты валютного права подразделяют на субъектов-резидентов и субъектов-нерезидентов. В федеральном законе № 173 указан полный перечень субъектов-резидентов валютного права, к которым относятся:

  • Граждане РФ, физические лица, за исключением лиц, имеющих гражданство России, но постоянно проживающих в ином государстве не меньше года (включая лиц, имеющих вид на жительство, выданный соответствующим уполномоченным органом иностранного государства); лица, прибывшие в иностранное государство по учебной, рабочей визе и проживающие на его территории не менее одного года;
  • граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство (согласно действующему законодательству), лица без гражданства и иностранные граждане;
  • юридические лица, которые были созданы согласно действующему законодательству РФ;
  • представительства, филиалы и иные подразделения, находящиеся за пределами России;
  • консульские учреждения, дипломатические представительства и другие официальные представительства РФ, которые находятся за пределами России, постоянные представительства при межправительственных или межгосударственных организациях;
  • муниципальные образования, субъекты РФ, Российская Федерация По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее .

В валютном законодательстве новым положением выступает юридическое признание в качестве субъектов валютного права публично-правовых образований. Российская Федерация имеет исключительные полномочия по реализации валютного регулирования, которое выступает предметом ведения РФ. Федерация принимает участие в международных валютных правовых отношениях. Бюджетный кодекс предусматривает определенные полномочия РФ по вступлению в международные финансово-кредитные отношения. Значительная доля валютных правоотношений, в которых участвует РФ, регламентируется международными соглашениями и договорами, которые заключаются РФ в пределах федеральных полномочий, определенных Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты валютного права имеют право осуществлять внешнеэкономические международные связи с административно-территориальными образованиями других государств, субъектами федеративных иностранных государств, участвовать в деятельности международных организаций в рамках соответствующего законодательства. С согласия Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее субъекты РФ могут осуществлять соответствующие связи с органами государственной власти других государств.

Субъекты-нерезиденты

К субъектам-нерезидентам относятся:

  • физические лица, которые резидентами не являются (в соответствии с законодательством);
  • юридические лица, которые были созданы согласно действующему законодательству иностранного государства и находящиеся за территорией России;
  • организации, которые физическими лицами не являются, созданы согласно действующему законодательству иностранного государства и находящиеся за территорией России;
  • постоянные представительства, филиалы и другие самостоятельные или обособленные структурные подразделения нерезидентов, расположенные на территории РФ;
  • дипломатические представительства, аккредитованные в РФ, а также консульские учреждения и постоянные представительства иностранных государств при межправительственных или межгосударственных организациях;
  • межправительственные и межгосударственные организации, их постоянные представительства и филиалы в РФ;
  • другие лица, которые федеральным законом к резидентам не относятся.

Физические лица, не обладающие статусом резидента, признаются нерезидентами.

Объекты валютного права

Объект валютного права – это предмет, в отношении которого субъекты валютных правоотношений вступают в правовую связь, то, на что ориентировано поведение участников валютных отношений, реализуемых в границах их прав и обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом № 173 к объектам валютного права относятся:

  • внутренние ценные бумаги;
  • валютные ценности (внешние ценные бумаги и иностранная валюта);
  • валюта РФ.

Федеральный закон определяет два вида валют: валюта Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ( Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее установлено, что это рубль) и иностранная валюта. Гражданский кодекс РФ (ст. 140) устанавливает, что законное платежное средство, которое обязательно к приему на всей территории России по нарицательной стоимости – рубль. Поэтому номинал наличных денег должен выражаться в рублях. Валютой являются не реальные деньги, а функциональные формы: монеты, банкноты, записи по счетам.

В соответствии с ФЗ № 173 к валюте РФ относятся: денежные знаки – банкноты и монеты Банка России, которые ходят в обращении как законное средство наличного платежа в стране; средства в банковских вкладах и на банковских счетах (безналичная форма выражения валюты).

К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде казначейских билетов, банкнот, являющихся законным средством наличного платежа на территории собственной страны и находящиеся в обращении; средства в банковских вкладах, на банковских счетах в денежных единицах зарубежных стран в международных расчетных или денежных единицах.

Внешние ценные бумаги – это ценные бумаги (включая бездокументарную форму), которые не относятся к внутренним ценным бумагам. Внешние ценные бумаги – эмиссионные ценные бумаги с номинальной стоимостью, указанной в иностранной валюте, или выпуск которых зафиксирован в другом государстве; ценные бумаги, выпущенные на территории другого государства и / или которые удостоверяют право на получение иностранной валюты.

Правовой статус субъектов валютных правоотношений (ВПО) выражается в валютной правосубъектности.

Валютная правосубъектность - это совокупность:

- валютной правоспособности (т.е. способности иметь права и обязанности в сфере валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения);

- валалютной дееспособности (способности своими действиями приобретать и реализовывать права в сфере валютного регулирования, контроля и обращения);

- валютной деликтоспособности (способности нести ответственность за нарушение норм валютного законодательства).

Праводееспособность имеет значение для финансовых и гражданских правоотношений.

Деликтоспособность используется при применении к ВПО норм административной и уголовной ответственности.

В соответствии с индивидуальными особенностями правового статуса все субъекты ВПО могут быть разделены на две больших группы:

1) резиденты и нерезиденты (физические лица и организации, в том числе уполномоченные банки), которые используют валюту РФ, ценные бумаги в валюте РФ и валютные ценности при осуществлении своей деятельности. К ним относятся и государственные органы, когда они реализуют в указанных отношениях собственную правосубъектность как юридических лиц;

2) государственные и негосударственные органы, выступающие в пределах своей компетенции стороной в отдельных видах валютных правоотношений (органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля).

В законе к резидентам отнесены 6 категорий лиц:
1) граждане Российской Федерации;

2) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в"настоящего пункта;
5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
6) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (Являются резидентами в тех случаях, когда выступают в отношениях, регулируемых данным законом и др. НПА, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются валютными ценностями).

К нерезидентам законом отнесены:
1) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 цитируемой статьи;
2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
4) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
6) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
7) иные лица, не указанные в пункте 6 цитируемой статьи.

Свои властные полномочия в ВПО государство реализует через органы валютного регулирования и контроля.

Их правовой статус определен Конституцией РФ, законами РФ и другими НПА. К органам валютного регулирования законом относит Правительство РФ и Центральный банк РФ.




Характерным признаком органов валютного регулирования является издание нормативно-правовых актов по валютным вопросам.

Корганам валютного контроля относятся:

1. Центральный Банк РФ;

2. Правительство РФ;

3. Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору.

Агенты валютного контроля:

1. уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России), региональные и территориальные подразделения ФТС России и Федеральной налоговой службы РФ;

3. профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держателя реестров).

Читайте также: