Какая система льгот применяется в отношении собственников по налогу на имущество организаций

Обновлено: 13.05.2024

Налог на имущество организаций — плата за право владеть и пользоваться недвижимостью. Это региональный сбор, основные параметры для него определяют власти субъекта в рамках, заданных федеральным законом.

Какое имущество облагается налогом

Сейчас речь идёт исключительно о недвижимости. Раньше налогом облагалось и движимое имущество, с 2019 года эту норму отменили.

Налогом облагается и жилая недвижимость, если она не отражена в основных средствах. С 2020 года это касается всех объектов, которые в иных условиях облагаются налогом на недвижимое имущество физлиц. Например, за гараж или машиноместо также придётся внести деньги.

Кто платит налог на имущество организаций

Если у организации в собственности есть имущество, она платит этот налог. При этом неважно, российское это или иностранное предприятие. Главное, что их недвижимость находится на территории РФ.

Освобождены от уплаты организации, работающие по специальным системам налогообложения:

  • На ЕНВД, если имущество используется для вменённой деятельности и облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если налоговой базой для недвижимости считается кадастровая стоимость, то налог на имущество платится. О том, какие объекты сюда относятся, расскажем ниже.
  • На УСН аналогично: платить налог не нужно за имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости, и нужно — по кадастровой.
  • На ЕСХН — налог не платится за недвижимость, которую используют для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг сельхозпроизводителям. На остальную — платится.

Какая ставка действует по налогу на имущество организаций

Её устанавливают региональные власти. При этом они ограничены НК РФ Статья 380. Налоговая ставка Налоговым кодексом: при расчёте налога по среднегодовой стоимости ставка не может превышать 2,2%, по кадастровой —2 %.

В остальном субъекты вольны устанавливать свои правила: снижать ставки для всех или некоторых категорий плательщиков, а некоторых и вовсе освобождать от этого. Узнать показатели, действующие в вашем регионе, можно на сайте налоговой.

Какие льготы есть для налога на имущество организаций

Льготы бывают федеральными, то есть действуют по всей России, и местными — исключительно для субъекта.

Федеральные льготы

От уплаты налога на имущество освобождаются:

  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалидов среди их членов не менее 80%;
  • фармпроизводители — в отношении имущества, которое используется для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • протезно‑ортопедические предприятия;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • организации, которым присвоен статус государственных научных центров.

Полный список представлен в 381 НК РФ Статья 381. Налоговые льготы статье Налогового кодекса.

Региональные льготы

Устанавливаются властями субъекта. Они могут расширить федеральный перечень, но не сузить его. Узнать льготы для каждого региона можно там же, где и налоговую ставку, — на сайте ФНС.

Как рассчитывается налоговая база

При расчёте по среднегодовой стоимости

Для большинства объектов налоговая база — их среднегодовая стоимость. Расчёты делает сама организация. Для этого необходимо суммировать НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы остаточную стоимость недвижимости на первое число каждого месяца с этим же показателем для 31 декабря, а затем всё разделить на 13. Формула будет выглядеть так (ОС — остаточная стоимость, она равна первоначальной стоимости за вычетом амортизации):

Среднегодовая стоимость = (ОС 1 января + ОС 1 февраля + ОС 1 марта + ОС 1 апреля + ОС 1 мая + ОС 1 июня + ОС 1 июля + ОС 1 августа + ОС 1 сентября + ОС 1 октября + ОС 1 ноября + ОС 1 декабря + ОС 31 декабря) / 13

Для исчисления средней стоимости недвижимости за определённый период, например за квартал, суммируется её цена на 1 число каждого месяца из этого промежутка времени с этим же показателем за последнее число последнего месяца. Полученная сумма делится на число месяцев в отчётном периоде, к которому прибавлена единица. Для первого квартала формула будет выглядеть так:

Средняя стоимость ­= (ОС 1 января + ОС 1 февраля + ОС 1 марта + ОС 31 марта) / 4

При расчёте по кадастровой стоимости

Есть объекты, налог для которых в обязательном порядке считается по кадастровой, а не среднегодовой стоимости. Их список ежегодно утверждается региональными властями. В такой перечень могут Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества попасть:

  • административно‑деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, в которых размещены офисы, магазины, объекты общественного питания и бытового обслуживания;
  • недвижимость иностранных организаций, у которых нет постоянных представительств в России;
  • жилая недвижимость, неучтённая в основных средствах.

Соответственно, найти этот список можно на сайте органа региональной власти или обратившись непосредственно к чиновникам.

Для исчисления налога берётся кадастровая стоимость объекта на 1 января года, за который вы собираетесь заплатить.

Как рассчитать налог на имущество организаций

В целом формула расчёта налога за год предельно проста: налоговая база умножается на налоговую ставку. Но раз в квартал необходимо вносить авансовые платежи. Так что финальная формула будет выглядеть так:

Сумма налога = Ставка налога × Налоговая база − Сумма авансовых платежей

Авансовый платёж при исчислении по кадастровой стоимости равен четверти от годовой суммы налога. При расчёте по среднегодовой стоимости вычисления производятся по формуле:

Авансовый платёж = Средняя стоимость за период / 4 × Налоговая ставка

Когда платить налог на имущество организаций

Сроки устанавливаются региональными властями, найти их можно в местном законе.

Когда и как сдавать отчётность по налогу на имущество организаций

С 1 января 2020 года декларацию нужно сдавать один раз в год — до 30 апреля года, следующего за отчётным. Если недвижимость организации расположена в одном регионе, можно выбрать одну инспекцию и сдать декларацию в неё, но только при соблюдении следующих условий:

  • налоговую базу исчисляют по среднегодовой стоимости имущества;
  • в регионе нет нормативов, по которым налог распределяется в местные бюджеты.

Отчётность по имуществу, по которому налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, подаётся в инспекцию по месту нахождения объектов недвижимости.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

Федеральные и региональные власти вводят меры поддержки собственников коммерческой недвижимости, которые наиболее пострадали от ограничений, введенных в связи с Covid-19. Правда большинством преференций предоставляется собственникам недвижимости в обмен на их лояльность к арендаторам. Рассмотрим, на что могут рассчитывать собственники недвижимости и при каких условиях.

Федеральные меры поддержки собственников недвижимости

Правительство РФ утвердило меры поддержки в виде отсрочки по налогам для собственников торговой недвижимости — арендодателей, конечно, не всем, а только при соблюдении определенных условий (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409).

В чем заключается мера поддержки?

Арендодатели могут претендовать на получение отсрочки в отношении следующих видов налогов, срок уплаты которых наступил в период с 01.01.2020 по 31.12.2020:

  • налога на имущество организаций и авансовых платежей;
  • земельного налога и авансовых платежей;
  • налога на имущество физических лиц.

Кому доступна мера поддержки?

  1. налогоплательщик соответствует установленным критериям;
  2. налогоплательщик предоставил отсрочку по арендной плате своим арендаторам на определенных условиях;
  3. экономические показатели налогоплательщика ухудшились.

Для получения отсрочки по уплате налога собственники коммерческой недвижимости должны соответствовать следующим критериям:

торговый объект удовлетворяет следующим критериям:

— расположен на земельном участке, который в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового облуживания;

— включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год (если объект находится на территории субъекта РФ, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества).

При этом субъектам РФ предоставлено право устанавливать дополнительные критерии применительно к налогоплательщикам и торговым объектам недвижимого имущества.

Также, как уже говорилось, обязательным условиям для получения мер поддержки является предоставление арендаторам отсрочки по арендной плате. Условия отсрочки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439:

    срок предоставления отсрочки — с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории РФ до 1 октября 2020 г.;

задолженность по арендной плате должна быть уплачена:

— не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г.;

— поэтапно равными платежами не чаще одного раза в месяц;

— размер месячного платежа не должен превышать половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;

размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка:

— 100 % арендной платы на срок действия режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта;

— 50 % арендной платы — со дня прекращения действия режима повышенной готовности или ЧС и до 1 октября 2020 г.;

Стороны договора аренды могут установить иные условия предоставления отсрочки, но они не должны быть хуже тех, которые изложены выше.

Организации, предоставившие такую отсрочку арендаторам, включаются в специальный перечень субъекта РФ, который направляется в налоговый орган по субъекту РФ в части торговых объектов, расположенных на его территории.

И наконец, еще одним требованием для получения отсрочки по имущественным налогам является ухудшение положения собственника недвижимости в связи с пандемией. В частности, должен быть выявлен хотя бы один из следующих показателей:

— Снижение общего дохода собственника недвижимости больше чем на 10%.

Для того, чтобы определить снижение дохода, нужно взять доход за квартал, который предшествует кварталу подачи заявления, и сравнить его с доходом за тот же квартал в 2019 году.

То есть, если вы подаете заявление в третьем квартале 2020 года, то необходимо установить доход за второй квартал 2020 и сравнить его с доходом за второй квартал 2019 года.

Если организация (ИП) была создана в 2019 году, то сравнивать нужно показатели за два квартала, которые предшествуют кварталу подачи заявления. То есть при подаче заявления в третьем квартал 2020 сравнивать нужно показатели второго и первого кварталов 2020.

— Получение собственником недвижимости убытка за отчетные периоды 2020 г., при условии, что за 2019 г. убытка не было.

Убыток должен быть определен исходя из данных декларации по налогу на прибыль за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке.

Как получить отсрочку?

В первую очередь, необходимо убедиться, что вы соответствуете всем условиям, приведенным выше. После этого направьте в налоговый орган по месту нахождения организации заявление.

Период отсрочки зависит от того, насколько ухудшилось положение собственника недвижимости. Основная часть организаций и ИП может получить отсрочку на следующих условиях:

на 1 год, если есть одно из условий:

— доход снизился больше чем на 50%;

— получен убыток при одновременном снижении дохода больше чем на 30%.;

на 9 месяцев, если есть одно из условий:

— доход снизился больше чем на 30%;

— получен убыток (в любом размере) при одновременном снижении дохода больше чем на 20%;

В заявлении можно указать любой период отсрочки, но в установленных пределах. При положительном решении отсрочка будет предоставлена с календарной даты, которая установлена налоговым законодательством для исполнения обязанности по уплате налогов.

Также вместе с заявление в налоговый орган должны быть представлены:

  • декларация или расчет, в которых исчислены суммы, по которым заявляется отсрочка;
  • подтверждение снижения доходов или получения убытка (за исключением плательщиков УСН).

Региональные меры поддержки собственников недвижимости

Правительство РФ передало субъектам право развивать и дополнять меры поддержки для собственников недвижимости. Поэтому обязательно проверьте, как этот вопрос урегулирован в вашем регионе.

Меры поддержки собственников недвижимости в Москве

В частности, московское правительство с 15.06.2020 начало прием заявок на гранты собственникам коммерческой недвижимости (меры поддержки закреплены в действующей редакции Постановления Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. № 212-ПП).

На гранты могут претендовать:

1. Организации-собственники зданий и помещений, расположенных на территории Москвы и используемым для размещения:

— торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов);

— объектов общественного питания;

— объектов бытового обслуживания;

2. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, в составе которых имеются указанные здания, сооружения, помещения.

Гранты предоставляются в целях компенсации:

— 100% суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок в части, относящейся к арендуемой площади данного объекта недвижимости. Обязательное условие — снижение всем арендаторам арендных ставок не менее чем на 50 % от первоначальных ставок и не менее чем в двукратном размере от указанных имущественных платежей. Грантом компенсируется сумма указанных платежей за период с 01.03.2020 по 01.07.2020. Для гостиниц компенсация предоставляется в отношении платежей за второй квартал 2020 года;

Пример. За период с 01.03.2020 по 01.06.2020 организация — торговый центр должна была заплатить сумму налога на имущество в размере 100 000 руб., сумму земельного налога в размере 50 000 руб., арендную плату за земельный участок — 30 000 руб.

В аренду было сдано 85 % здания. Арендная плата всех арендаторов в совокупности составляет 500 000 руб. в месяц. В марте указом мэра г. Москвы были введены ограничения, приостанавливающие работу ТЦ. После этого владелец ТЦ снизил арендную плату на 50 % от месячной арендной ставки на период с 01.03.2020 по 01.07.2020. Итоговая сумма снижения за указанный период составила 1 млн руб., что превышает двукратный размер всех платежей, указанных выше. Следовательно, организация имеет право обратиться за поддержкой. Размер поддержки будет равен компенсации 85 000 руб. налога на имущество, 42 500 от суммы земельного налога, 25 500 — от арендной платы за земельный участок в совокупности за период с 01.03.2020 по 01.07.2020 (в расчете на 85% площади здания, сдаваемого в аренду).

— 50% суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок в части, относящейся к площади объекта, которая используется собственником самостоятельно. Компенсируется сумма указанных платежей за период с 01.03.2020 по 01.07.2020, для гостиниц — за второй квартал 2020.

Заявку на грант можно подать на инвестиционном портале Москвы до 31.12.2020.

Меры поддержки арендодателей в Московской области

Власти Московской области закрепили освобождение от уплаты налога на имущество организаций для компаний, на балансе которых учтены здания или помещения, используемые для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Период освобождения от уплаты налогов установлен с 01.03.2020 по 31.12.2020 (установлена Законом Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ).

Обязательные условия для предоставления меры поддержки:

1. Cнижение арендной платы всем арендаторам помещений и площадей, деятельность которых была приостановлена:

— не менее чем на двукратный размер сумм налога на имущество, земельного налога, относящихся к этому объекту недвижимости;

— не менее чем на 50 % от первоначальных ставок.

2. Высвобожденные в результате мер поддержки средства должны быть направлены на развитие организации и социальную защиту ее работников.

При этом законом установлено, что если в нем для объектов недвижимости установлены иные льготы по налогу на имущество, то данная льгота применению не подлежит.

Итак, если арендодатель-владелец коммерческой недвижимости готов снизить арендные платежи, то в большинстве случаев он сможет получить освобождение или отсрочку по уплате имущественных налогов, а может быть даже и частичную компенсацию своих потерь.

МИФНС № 46

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.


ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ


ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА


Налог на имущество организаций является региональным налогом. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных указанной главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Плательщики налога

Кто платит налог

Кто не платит налог

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

Налоговая база

Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей НК РФ.

Порядок определения налоговой базы

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения в еличин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Пример расчета средней стоимости:

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Пример расчета среднегодовой стоимости:

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175
1 мая 740 350
1 июня 723 525
1 июля 706 700
1 августа 689 875
1 сентября 673 050
1 октября 656 225
1 ноября 639 400
1 декабря 622 575
31 декабря 605 750

СрГодСт = (26 400 руб. + 25 200 руб. + 24 000 руб. + 757 175 руб. + 740 350 руб. + 723 525 руб. + 706 700 руб. + 689 875 руб. + 673 050 руб. + 656 225 руб. + 639 400 руб. + 622 575 руб. + 605 750 руб.) / (12 мес. + 1 мес.) = 530 017,31 руб.

Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НКРФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В данной статье даны определения указанных выше объектов.

Налоговый период. Отчетный период

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая ставка

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении:

  • железнодорожных путей общего пользования,
  • магистральных трубопроводов,
  • линий энергопередачи,
  • а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

не могут превышать:

  • в 2013 году 0,4 процента,
  • в 2014 году — 0,7 процента,
  • в 2015 году — 1,0 процента,
  • в 2016 году — 1,3 процента,
  • в 2017 году — 1,6 процента,
  • в 2018 году — 1,9 процента.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов Российской Федерации по местонахождению указанных объектов, размеры которых не могут превышать:

  • в 2014 году – 1,5%
  • в 2015 году – 1,7%
  • в 2016 году и последующие годы – 2%
  • в 2014 году – 1,0%
  • в 2015 году – 1,5%
  • в 2016 году и последующие годы – 2%

Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Льготы

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода:

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 НК РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

За время существования налога на имущество с ним происходили разные изменения. Преимущественно они касались объектов и базы налогобложения. К примеру, с 2015 налоговая база стала определяться на основании кадастровой стоимости, к уплате налога подключили организации на ЕНВД И УСН. А в 2018 году снова вернулось в объект налогообложения движимое имущество, в 2019г. оно снова было исключено из списка объектов налогообложения. Напомним основные аспекты, касающиеся налога на имущество организаций, который относится к региональным налогам, а также сообщим основные изменения.

01. Налогоплательщики

Налогоплательщиками данного налога являются как российские, так и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

02. Объект налогообложения

В качестве объекта налогообложения выступают:

Налог на имущество организаций

1) для российских организаций – недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 НК РФ);

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 375 НК РФ);

Критерии недвижимого имущества:

  • наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
  • перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Это могут быть здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, жилые дома, квартиры, комнаты, дачи и гаражи. В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН. При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Движимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств с 1 января 2019 года налогом на имущество, не облагается.

Список объектов, не подлежащих налогообложению по налогу на имущество организаций указан в НК (п. 4 ст. 374 НК РФ):

03. Критерии основных средств

Основные средства с точки зрения бухгалтерского учета - это активы, которые соответствуют следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • объект предназначен для использования в течении срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды.

Критерии основных средств для целей налогообложения несколько отличаются от таковых для бухгалтерского учета и установлены главой 25 НК, а именно – п.1 ст.256. В Налоговом кодексе основные средства относятся к категории амортизируемого имущества. Амортизируемым признается имущество:

  • Находится у организации в собственности или в оперативном управлении. Исключение: основные средства, право на которые подлежит обязательной государственной регистрации, включаются в амортизируемое имущество с момента подачи документов, п.11 ст.258 НК;
  • Используется с целью получения доходов;
  • Предполагается к использованию свыше 12 месяцев;
  • Стоимостью больше 40 000 руб. С начала 2016г. для целей налогообложения амортизируемым будет признано имущество, первоначальной стоимостью от 100 тыс. рублей.

Обратите внимание: То имущество, которое удовлетворяет всем критериям, но меньше стоимостного лимита, списывается как материальные расходы.

Критерии основных средств для бухгалтерского и налогового учета

04. Налогооблагаемая база

В общем случае, налоговая база налога на имущество юридических лиц определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, причем такое имущество должно учитываться по его остаточной стоимости.

Учитывая изменения 2014 г., в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база теперь определяется как их кадастровая стоимость. С 01.01.2020 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет - начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе. Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог, по кадастровой оценке, по ним не платили.

Перечень недвижимости, облагаемой юридическими лицами по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ):

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оплаты налога по кадастровой стоимости должны быть выполнены два условия:

  1. кадастровая стоимость объектов установлена;
  2. в региональных законах указано, что объекты облагают налогом по кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, налог с таких объектов надо рассчитывать по среднегодовой стоимости при условии, что в бухучете они учтены как основные средства. Исключение: организации на УСН. Налог по среднегодовой стоимости с новых объектов они не платят (п. 2 ст. 346.11)

Данные о кадастровой стоимости можно узнать:

  • на сайте Росреестра;
  • Публичная кадастровая карта;
  • Госуслуги.

05. Налоговые ставки налога на имущество организаций

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (ст.380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  1. для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;
  2. для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

06. Особенности начисления и уплаты

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

07. Cроки сдачи отчетности

С 1 января 2020 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода. Ежеквартальный расчет авансовых платежей предоставлять в ИФНС больше не нужно. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ СА-7-21/405@ № КЧ-7-21/889 от 09.12.2020.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах одного субъекта РФ по месту нахождения объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, то за налогоплательщиком закрепляется право представлять единую декларацию по налогу на имущество. Теперь налогоплательщик может выбрать налоговый орган, в который он будет представлять декларацию, но при этом обязан ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

Срок представления декларации - не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

08. Расчет налога на имущество юрлиц

В настоящее время расчет налогов в большинстве случаев осуществляется с помощью учетных бухгалтерских программ. Расскажу, как мы это будем делать на коротком примере.

Если же не используете учетной программы или нужно посчитать какой-то частный случай, рекомендуем для расчета налога на имущества организаций онлайн-калькулятор.

09. Как уплачивать налог на имущество организаций

Уплата налога в бюджет производится по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Обычно, это общеустановленные сроки (авансовые платежи - поквартально, последний день месяца, следующего за кварталом, годовой - до 31 марта), но бывают и отличия. Сроки и ставки налога на имущество по регионам.

Например, в Смоленской области:

  • авансовые платежи - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;
  • годовой - не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговых деклараций, т.е. 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

10. Уплата налога на имущество организациями на спецрежимах

Речь идет о вступлении в силу ФЗ №52-ФЗ от 02.04.2014 года, согласно которому устанавливается обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. В отношении кого применяется данное новшество? Новое правило действует как для организаций, находящихся на УСН, так и для организаций, применяющих ЕНВД.

В чем разница нововведений для упрощенцев и фирм на ЕНВД? Для компаний, использующих ЕНВД обязанность по уплате налога на имущество возникла с 1 июля 2014 года в то время, как организации, находящиеся на УСН, началось с 1 января 2015 года.

Местные власти обязаны утверждать в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов. Причем кадастровую оценку недвижимости они должны проводить не реже одного раза в пять лет. Также должен быть определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок налогообложения. Таким образом важно запомнить, что теперь в отношении отдельных объектов основных средств налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. И налог по такому имуществу организаций теперь придется заплатить и упрощенцам, и организациям, находящимся на вмененке.

Фирммейкер, август 2014 (актуализировано в марте 2021)
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна


В соответствии со ст. 374 НК РФ имущество, учитываемое на балансе предприятия в качестве объекта основных средств, признается объектом налогообложения для российских организаций.

В отношении имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, а также магистральным трубопроводам, линиям электропередач и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, применяются пониженные ставки налога на имущество в соответствии с положениями п. 3 ст. 380 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 перечень такого имущества определен, объекты включаются в данный перечень исходя из их функционального назначения, наименования и кода ОКОФ.

Таким образом, налогоплательщик, исходя из прямого указания п.3 ст. 380 НК РФ, получает право на пониженную ставку налогообложения в отношении принадлежащего ему имущества, наименование, коды ОКОФ, функциональное назначение которого соответствует Постановлению № 504.

Аналогичной позиции ранее придерживался также Минфин России, отмечая в своих письмах (например, в письме от 28.09.2017 № 03-05-05-01/63070), что пониженная ставка применяется вне зависимости от осуществления экономической деятельности в сфере энергетики и передачи энергии сторонним потребителям или для энергоснабжения собственных нужд.

Однако в последнее время пониженная ставка налога не предоставляется налогоплательщикам только лишь на основании толкования положений НК РФ и содержания Постановления № 504.

Примером этого может служить Постановление 9-го ААС от 09.04.2019 по делу № А40-179979/2018.

Фабула дела:

Налогоплательщик исчислил налог на имущество в отношении принадлежащих ему атомных станции и их оборудования, применив пониженную ставку налога. По мнению налогоплательщика, льгота по налогу распространяется на всех субъектов энергетического сектора. Общество, помимо генерации энергии, осуществляет ее передачу через распределительные устройства, что свидетельствует о фактической передаче электроэнергии.

Налоговый орган доначислил налог на имущество в ходе выездной проверки, посчитав, что само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, указанного в Постановлении № 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении этого имущества: право на льготу связано с функциональной принадлежностью объектов налогообложения.

Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в суд, однако суды 2 инстанций не поддержали налогоплательщика.

Выводы суда:

1. Право на льготу возникает у организации при наличии совокупности следующих условий: имущество по своему функциональному назначению должно относиться к категории, поименованной в п. ст. 380 НК РФ; имущество должно быть указано в Постановлении № 50, а также учтено в качестве основных средств.

2. Применение льготной ставки налога на имущество распространяется исключительно на сетевые организации (осуществляющие передачу электрической энергии потребителям). Генерирующие организации (производители электрической энергии) не попадают под эту категорию.

3. Имущество не подлежит льготированию, если оно используется в процессе выработки энергии, несмотря на его связь с процессом передачи электроэнергии.

4. Общество не является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Спорные объекты не могут относиться к линиям электропередачи и не являются их технологической частью.

5. Основным видом деятельности налогоплательщика является именно генерация энергии, что в силу гражданского законодательства связывает имущество, числящееся на балансе налогоплательщика, в единый сложный объект и определяет судьбу косвенных объектов по отношению к основному имущественному объекту.

6. Суды также приняли во внимание заключение экспертизы, проведенной в ходе выездной проверки, которой было установлено, что все объекты основных средств налогоплательщика не относятся к линиям энергопередачи.

Комментарии:

1) Трудно спорить с налогоплательщиком, что отнесение имущества к балансовой принадлежности той или иной организации не изменяет функциональную принадлежность оборудования, т.е. не делает электросетевое оборудование генерирующим.

2) Налогоплательщик может считать, что при наличии оборудования, соответствующего Постановлению № 504, имеются основания для применения пониженной налоговой ставки. Однако имеется определенный риск, что суд не поддержит налогоплательщика.

3) Суд, вероятно, согласится с налоговым органом, что льготируемое имущество должно быть включено в состав единой национальной электрической сети, а также использоваться для передачи электрической энергии сторонним потребителям.

4) Исходя из сложившейся судебной практики, с учетом положений отраслевого законодательства, судами делается однозначный вывод о том, что законодатель предусмотрел льготирование имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи энергии. При этом суды также учитывают наличие (отсутствие) технологической связи между энергооборудованием и линией электропередачи.

5) Для решения вопроса о том, участвует ли имущество в процессе передачи электроэнергии, необходимо проанализировать технические паспорта оборудования, определить: имеются ли договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, акты разграничения балансовой принадлежности.

6) Обоснованность применения пониженной ставки налога на имущество с высокой долей вероятности будет поставлена под сомнение налоговым органом. Для снижения налоговых рисков рекомендуем инициировать проведение технической экспертизы с постановкой вопросов о том, участвует ли оборудование в передаче электроэнергии.

7) Не лишним будет напомнить, что письма Минфина являются ведомственными актами, носят информационно-разъяснительный характер и не считаются нормативными правовыми актами о налогах и сборах, обязательными для применения налогоплательщиками.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Читайте также: