Как свериться с пфр по штрафам

Обновлено: 18.05.2024

Запрос справки о состоянии расчетов с ПФР — это направление заявления о сверке в Федеральную налоговую службу. С 2017 года контроль за расчетами по страховым взносам передан ФНС.

Какие страховые взносы уплачивает работодатель

Работодатель уплачивает с выплат работникам четыре вида взносов на соцстрахование:

  • пенсионное;
  • медицинское;
  • на случай временной нетрудоспособности;
  • от несчастных случаев на производстве.

По первым трем порядок и сроки исчисления страховых взносов регулируются с 01.01.2017 главой 34 НК РФ. Ранее правильность их уплаты плательщиками отслеживал ПФР (ОПС и ОМС) и ФСС (соцвзносы на ВНиМ).

С 2017 года контроль за платежами передан ФНС. Чтобы запросить сверку с ПФР, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации компании.

Взносы на травматизм администрирует Фонд социального страхования по правилам Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Для проверки взаиморасчетов по ним необходимо обратиться в ФСС.

Что необходимо для сверки платежей по страховым взносам

Для проверки взаимных расчетов плательщик вправе запросить в ФНС, отвечающей за организацию расчетов по Пенсионному фонду РФ, следующие справки:

  • акт сверки (КНД 1160070, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-17/ [email protected] );
  • справка о состоянии расчетов с бюджетом (КНД 1160080, приказ ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/ [email protected] );
  • выписка операций по расчету с бюджетом (КНД 1166107, приказ ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/ [email protected] ).

Порядок запроса и получения ответа зависит от того, как запрашиваются сведения: на бумаге или в электронном виде. Выписку операций (детализированную расшифровку начислений и платежей) можно получить только в электронной форме.

Запрос на сверку состояния расчетов на бумаге

Чтобы получить сведения на бумаге, подайте в налоговую инспекцию по месту регистрации компании заявление.

Для получения акта сверки — на рекомендованном письмом ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/ [email protected] бланке:

Заявление на акт сверки по взносам ПФР

Для получения справки о состоянии расчетов по страховым взносам и иным налоговым платежам — по форме КНД 1114237, утвержденной приказом ФНС от 03.09.2020 № ЕД-7-19/ [email protected] :

Образец заявления ФНС на справку о состоянии расчетов

Подать обращение на бумаге налогоплательщик вправе:

  • лично посетив налоговую инспекцию;
  • отправив запрос почтой;
  • подав заявление через МФЦ.

Ответ на запрос налоговая инспекция сформирует в течение пяти рабочих дней и выдаст налогоплательщику указанным в заявлении способом: лично или направит почтой.

Запрос сверки через интернет

  • по ТКС через оператора электронной отчетности;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

запрос электронной сверки по взносам

Если запрашиваете акт сверки или выписку по определенному соцвзносу, заполните в табличной части бланка КБК, наименование налога (сбора) и ОКТМО. Если их не заполнить, сведения предоставят по всем видам платежей.

Ответ на электронный запрос сведений налоговая инспекция обязана дать не позднее 5 рабочих дней (пункт 97 регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/373 @). Как правило, ответ поступает в течение одного-двух рабочих дней после отправки запроса. Запрошенные сведения налоговая инспекция предоставит в электронном виде.

Сверяемся по взносам на травматизм

Расчеты с плательщиками соцвзносов на страхование от несчастных случае на производстве контролирует Фонд социального страхования. Для получения акта сверки с ФСС обратитесь в территориальное отделение Фонда с заявлением в произвольной форме.

заявление ФСС сверка расчетов

Подать заявление возможно только в бумажном виде. Ответ плательщик также получит на бумаге: лично или почтой на адрес, указанный в заявлении. Форма акта сверки с ФСС установлена приказом ФСС от 17.11.2016 № 457.

Соглашение об электронном документообороте с ПФР

По закону отчитываться перед Пенсионным фоном в электронном виде должны организации и предприниматели, у которых работает 25 и более человек. Другие могут делать это по собственной инициативе. По данным Пенсионного фонда уже более 80% компаний и ИП направляют персонифицированные сведения по интернету. Соглашение об электронном документообороте с ПФР нужно тем, кто будет отчитываться по телекоммуникационным каналам связи. Расскажем, как подключиться к электронному документообороту.

Что нужно для электронного документооборота

Чтобы обмениваться с Пенсионным фондом электронными документами, страхователю понадобится:

Внимание!

Как заключить соглашение с Пенсионным фондом об электронном документообороте

Что нужно сделать, чтобы ПФР мог принимать у страхователя отчетность, направленную по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)? Существует два основных варианта действий.

Первый вариант — оформить два бумажных документа: заявление и соглашение об электронном документообороте с ПФР. Заявление заполняют в одном экземпляре и подают в региональное отделение фонда. Соглашение — в двух экземплярах и подают в территориальное управление ПФР по месту регистрации. Передать бумаги нужно при личном посещении подразделения фонда.

Заявление о подключении к электронному документообороту ПФР

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом утвержден постановлением Правления ПФР от 11.03.20 № 178п. В нем говорится, что страхователь должен составить заявление на подключение .

В заявлении, в числе прочего, нужно указать следующую информацию:

  • сведения о страхователе: регистрационный номер и наименование (либо ФИО); страховой номер индивидуального лицевого счета; ИНН и КПП; данные о представителе (если он будет сдавать отчеты);
  • сведения об операторе ЭДО: регистрационный номер и наименование; адрес; телефон и email.

В течение двух рабочих дней фонд пришлет страхователю уведомление об удовлетворении заявления (или об отказе, если указаны неполные или ошибочные данные).

Важно

Прежде чем сдать отчетность по ТКС, страхователь должен сделать еще один шаг. А именно передать в фонд регистрационную информацию (сертификат для подписи документов в ПФР, код управления Пенсионного фонда и проч.). Система запомнит данные и станет сверять их с теми, что указаны в отчетах.

Особенности составления соглашения на ЭДО

Как мы упоминали выше, соглашение оформляется в бумажном виде. Оно необходимо, когда заявление на подключение тоже подано на бумаге. Если заявление направлено по ТКС, заполнять соглашение не нужно.

Чья подпись должна стоять на соглашении? Человека, который вправе подписывать отчетность в Пенсионный фонд, и на чье имя выпущен сертификат УКЭП. Чаще всего это руководитель компании. Иногда отчеты подписывает по доверенности другой сотрудник, например, главбух. В этом случае доверенность следует приложить к соглашению на ЭДО.

Добавим, что в некоторых регионах введены свои особенности. Иногда нужно заключить допсоглашение, либо использовать бланк, разработанный специально для данного субъекта РФ, могут попросить заполнить несколько экземпляров соглашения и проч.


Плюсы сдачи отчетности в ПФР через интернет

Перечислим основные преимущества:

Как видим, заключить соглашение об электронном документообороте с Пенсионным фондом нужно не только тем, у кого численность застрахованных лиц составляет 25 и более человек. Организации и ИП с меньшим штатом сотрудников тоже выиграют благодаря ЭДО. Ведь они смогут дистанционно, без лишних хлопот, отправлять в фонд все необходимые отчеты. В частности, СЗВ-ТД, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Валерия Смирнова

Началось все с того, что в компанию прилетело требование из ИФНС о том, что у нее имеется недоимка по взносам в ПФР в размере 6 млн руб. Пока компания пыталась получить в ПФР справку о состоянии расчетов с бюджетом, дабы убедиться в отсутствии недоимки, ИФНС заблокировала сначала один, а буквально через один-два дня – все 20 расчетных счетов. Деятельность компании оказалась парализованной.

Важно!

В общей сложности сумма, замороженная на всех счетах нашего клиента, составила 120 млн руб.!

Усугублялась ситуация тем, что компания является крупным брокером, то есть налоговая парализовала работу клиентов компании, которые через эти брокерские счета совершают операции на бирже.

В связи с блокировкой счетов, наш клиент нес огромные репутационные потери и был вынужден оформлять кредиты у банка, чтобы сгладить недовольство своих клиентов – возместить им часть средств, которые оказались недоступными из-за блокировки счетов компании.

Пока идет сверка с ПФР – ИФНС блокирует счет

В чем сложность взаимодействия с ПФР? С ИФНС и с ФСС можно проводить сверки и запрашивать все выписки и справки по телекоммуникационным каналам связи. У ПФР такой возможности нет. В ПФР нужно ехать лично, отдавать письмо с запросом на проведение сверки. Сотрудники фонда в течение месяца могут обрабатывать этот запрос. Через месяц необходимо опять ехать в фонд и забирать акт сверки.

Алгоритм действий от юриста 1C-WiseAdvice

Юрист изучил нормативно-правовые акты по вопросу необоснованной блокировки счетов, судебную практику (которая, к слову, по подобным ситуациям – когда ИФНС блокирует счет из-за ошибочного долга ПФР, – еще не сложилась) и предложил оптимальный алгоритм решения вопроса, который в итоге оказался результативным.

Коллапс с переносом остатков из ПФР в ФНС

Налоговики в свою очередь ссылались на то, что у них есть внутренний регламент, и пока ПФР не пришлет им корректные данные в электронном виде, они ничего поделать с несуществующей задолженностью не могут – вот такой замкнутый круг.

Наш юрист сказал, что вести такую официальную бесконечную переписку с ПФР – бессмысленное дело. И предложил свой алгоритм решения проблемы.

1. Досудебное обжалование решения инспекции в УФНС

Наша же цель ускорить процесс рассмотрения и тем самым выиграть время. Как это можно сделать? Единственно верный путь – обратиться с жалобой на решение инспекции в порядке досудебного обжалования.

Досудебное обжалование – обязательная процедура. Без нее компания не может пойти сразу с исковым заявлением в суд.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. То есть, если мы жалуемся на незаконное действие инспекции – жалоба подается в Управление налоговой службы (в нашем случае речь идет о необоснованной блокировке счета московской инспекцией, значит, жалобу надо подавать в Управление ФНС по г. Москве).

Все логично: если налоговая инспекция, основываясь на некорректных данных, принимает какое-то решение, в том числе, выставляет требование и блокирует счета компании, то она несет ответственность по гражданскому законодательству за убытки, которые своим решением может принести налогоплательщику.

Срок рассмотрения жалобы в УФНС России – 15 дней.

Почему так важно грамотно составить жалобу

Письма и различные обращения можно составлять в свободной форме. Однако жалоба в Управление налоговой службы должна быть составлена в определенной форме, с соблюдением ряда требований по стилю и содержанию, с использованием определенных формулировок.

Наш юрист составил грамотную жалобу на неправомерную блокировку счета. Кроме того, к жалобе в УФНС мы приложили пакет документов, которые доказывали, что компания корректно рассчитывала взносы и платила их в срок – отчет по взносам и платежки. Из приложенных документов было видно, что начисленные и уплаченные суммы совпадают, и недоимки нет.

Тем самым мы доказывали необоснованность применения мер – вынесения требования об уплате и последующую блокировку расчетного счета. А также дали понять, что располагаем всеми доказательствами, и следующим нашим шагом будет обращение в суд.

И еще один важный момент: все жалобы мы отвозим лично, чтобы сэкономить время и убедиться в их получении.

2. Составление жалобы в Пенсионный фонд

Параллельно с жалобой в УФНС мы направили жалобы в Управление ПФР по Москве и Московской области, то есть не в то подразделение ПФР, которое некорректно отправило данные по нашему клиенту в ИФНС, а в вышестоящий орган. Это тоже важно, так мы сэкономили массу времени.

Срок ответа ПФР – месяц.

В Пенсионном фонде по данной ситуации практики еще не было. И более того, ни ПФР, ни ФНС, не давали какого-то единого порядка действий в данной ситуации. В фонде каждый отдел и даже каждый сотрудник в одном и том же отделе по-своему видели эту ситуацию.

Поэтому, честно говоря, мы не надеялись получить ответ от ПФР, который поможет нам решить проблему клиента. Но для нас было важно заполучить этот ответ на бумаге, чтобы уже с этим документом обращаться в суд.

3. Подготовка жалобы в Прокуратуру

Срок ответа прокуратуры – месяц. Мы стали ждать и параллельно начали готовиться к оформлению обращения в суд…

Важно!

Мы направляли жалобы в различные инстанции, в которых жаловались на разные действия и бездействие сотрудников ПФР и ИФНС, а не слово в слово переписывали одно и то же.

Наши доказательства оказались сильнее внутренних регламентов

Важно!

Если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день незаконного приостановления операций по счетам. Проценты начисляются на всю зависшую на счете сумму.

Налоговики удовлетворили нашу жалобу – мы победили!

Важно!

К сожалению, большинство компаний в подобных ситуациях отправляют разбираться с ИФНС и фондами своих бухгалтеров. Но одному, даже высококвалифицированному, специалисту решить проблему не под силу. Здесь нужна слаженная командная работа – бухгалтеров, расчетчиков, юристов. Именно так все устроено в 1С-WiseAdvice.

Теперь можем смело заявить: у нас есть отработанное на практике решение – как действовать, кому и что писать, если налоговики заблокировали счет из-за несуществующей недоимки в ПФР.

Передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к:

  • списанию суммы с расчетных счетов;
  • блокировке счета за неуплату страховых взносов.

Мытарства по замкнутому кругу продолжаются до сих пор. Есть ли выход? Давайте разберемся в ситуации.

Ничто не предвещало неприятности

Однако передача сальдо прошла не так гладко, как хотелось бы.

Последствия передачи сальдо по страховым взносам от ПФР

ПФР свою обязанность по передаче данных налоговому органу исполнил, но вот как. это отдельный вопрос. Так, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая декабрьские взносы, срок уплаты которых установлен 15 января 2017 года.

В 2017 году многие компании и предприниматели, которые добросовестно выполняли свои обязанности по уплате страховых взносов, из-за ошибок ПФР оказались в числе должников.

Действительно, территориальные отделения ПФР представляют в УФНС по субъектам РФ сальдо расчетов по взносам, пени, штрафам по состоянию на 01.01.2017 года именно в электронном виде (Порядок инфор­мационного взаимодействия отделений ПФР с управлениями ФНС России от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ).

Территориальные инспекции при получении от вышестоящего налогового органа (УФНС по субъекту РФ) электронных файлов с информацией по взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием карточек РСБ и отражением переданных сумм. То есть, именно электронные файлы являются источником достоверной информации по страховым взносам для налогового органа, а не письма, справки от ПФР об отсутствии задолженности в бумажном виде (письма ФНС России от 02.05.2017 № ГД-4-8/8281, от 07.06.2017 № ЗН-2-22/714@).

Вся соль в данной ситуации в том, что налоговые органы и ПФР начинают предпринимать хоть какие-то меры в основном только после неоднократных заявлений и жалоб со стороны плательщиков взносов. Как говорится, спасение утопающего, дело рук самого утопающего! Поэтому спокойно сидеть и ждать положительного исхода дела в рассматриваемой ситуации уж точно не получится. Надо писать жалобы руководителям инспекций, терри­ториальных органов ПФР, вышестоящим органам ПФР и УФНС, в прокуратуру, звонить, лично посещать руководство указанных госорганов! Кстати, на практике удается вполне успешно признать принудительное списание взносов незаконным в досудебном порядке, подав жалобу в УФНС по соответствующему субъекту РФ. При этом очень важно правильно формулировать свои требования для положительного эффекта.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, Письмо Минфина от 05.09.2017 № 03-02-07/2/56962).

Поэтому соответствующее заявление для вынесения решения о возврате излишне взысканных сумм взносов следует подавать в территориальный орган ПФР по месту учета компании (письмо ФНС и ПФР от 04.10.2017 № НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@).

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами ПФР в течение 10 рабочих дней с установленного момента. Момент этот наступает в день получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом заявление может быть подано и в электронной форме с усиленной квали­фици­рованной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, письмо Минфина России от 05.09.2017 N 03-02-07/2/56962).

Как вернуть излишне взысканные страховые взносы?

Для того чтобы было проще сориентироваться в рассмотренной ситуации и не потерять драгоценное время, предлагаем следующий алгоритм возврата ошибочно взысканных страховых взносов:

1 этап

  • С территориальным органом ПФР провести сверку и получить справку о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2017 года.
  • Собрать документальное подтверждение фактов своевременной уплаты сумм страховых взносов (платежные поручения с печатью банка) и их взыскания налоговым органом (решение о взыскании сумм страховых взносов, пени штрафа за счет денежных средств в банке плательщика, инкассовые поручения, выписки операций по лицевому счету).

2 этап

    В УФНС по субъекту подать жалобу о признании незаконным решения о взыскании сумм страховых взносов, пени. Жалоба подается через инспекцию, вынесшую решение. Не забудьте приложить к жалобе доказательства (копии документов, упомянутые в 1 этапе алгоритма).

Срок ответа на жалобу — один месяц. После получения ответа на жалобу от УФНС либо по истечении месячного срока, плательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов.

3 этап

    По истечении 10 дневного срока для вынесения территориальным органом ПФР решения о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов:

Подать жалобу в вышестоящий орган ПФР (например, в Москве и МО — Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2).

Жалобу в прокуратуру на бездействие территориального органа ПФР.

Жалобу в прокуратуру на бездействие налогового органа,

Заявление в арбитражный суд с требованием вернуть излишне взысканную сумму страховых взносов, процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ, а также возместить судебные расходы (исходя из практики, ответчиками могут быть ПФР и налоговый орган)

Если в месячный срок УФНС вынесет решение, и оно будет отрицательным, необходимо подать заявление в арбитражный суд. В случае вынесения УФНС положительного решения по жалобе (о признании недействительными мер принудительного взыскания сумм страховых взносов) — в судебном порядке надо попытаться взыскать проценты на излишне взысканную сумму страховых взносов.

Надеемся, что данная статья поможет на практике предпринять правильные действия для возврата излишне взысканных сумм страховых взносов.

Если остались вопросы по теме статьи, по вопросам, касающимся налогового контроля, мы готовы помочь разобраться и принять верное решение именно в Вашей ситуации.

Читайте также: