Как стать налоговым резидентом кипра

Обновлено: 25.06.2024

Перед российским бизнесом остро встал вопрос будущего холдингов и внутренних финансовых центров на Кипре. Если раньше российские группы экономили на налогах при выплатах на Кипр, то теперь налоговое бремя для них существенно возрастет.

25 марта Владимир Путин неожиданно для всех анонсировал изменение подхода к налогообложению дивидендов и процентов, которые российские компании перечисляют иностранным холдингам и кредиторам.

До сих пор такие выплаты обычно облагались по льготной ставке, которая предусмотрена соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными между Россией и теми странами, где получатель платежа платит налоги (например, 5–10% на дивиденды и 0% на проценты, которые выплачиваются российской компанией своему участнику или кредитору на Кипре). Теперь такие выплаты должны будут облагаться в России по ставке 15%. Для этого она планирует внести изменения в соглашения об избежании двойного налогообложения или выйти из них в одностороннем порядке.

1 апреля стало известно, что правительство предложило внести изменения в соглашение с Кипром – страной, которую наиболее часто используют российские группы. Не вызывает сомнений, что так или иначе выплаты на Кипр в скором времени (с 1 января 2021 г., если изменения будут приняты в этом году) начнут облагаться налогом в России по ставке 15%.

Российским компаниям, которые структурировали свой бизнес через Кипр, необходимо определиться, как быть дальше и что делать с холдингами и внутригрупповыми кредиторами на Кипре. Мы видим следующие возможные варианты:

1. Не делать ничего, оставить все как есть

Так группа может сэкономить время и деньги на внутренние реструктуризации и перераспределение финансовых потоков. Вместе с тем налоговая нагрузка увеличится на 5–10% при выплате дивидендов и на 15% – процентов.

Данный вариант может подойти для групп, которые сейчас не выплачивают существенные дивиденды или проценты на Кипр. Но им все равно придется задуматься об изменении структуры на более позднем этапе, при выплате прибыли.

2. Перевести (редомицилировать) компанию с Кипра в иную юрисдикцию

На данном этапе обсуждается изменение соглашения с Кипром. Но есть ряд других юрисдикций, которые традиционно используются российским бизнесом (например, Нидерланды) и куда можно сейчас перевести компанию. У таких стран обычно есть соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией, которое предусматривает льготные ставки налога.

Впрочем, такой шаг, скорее всего, станет лишь временной мерой. Мы ожидаем, что вскоре правительство начнет переговоры с большинством стран, которые используются российскими компаниями, об увеличении ставки налога в России до 15%.

3. Сделать компанию на Кипре налоговым резидентом России (или заменить ее на российскую компанию)

Этот вариант может быть применим для групп, которые выплачивают дивиденды на Кипр. Если дивиденды будут выплачиваться в России, а не на Кипр, такая выплата не будет облагаться налогом ни на уровне компании-плательщика, ни на уровне компании-получателя согласно российскому законодательству (при соблюдении ряда условий).

Этот вариант может также помочь исключить налог у источника при выплате процентов, но они все равно будут облагаться налогом на уровне компании-получателя.

Россия предложила Мальте и Люксембургу изменить налоговые соглашения

По поручению Путина ставку налога на доходы от дивидендов и процентов по ним предлагается повысить до 15%

4. Редомицилировать компанию в специальный административный район

Не так давно в России были созданы специальные административные районы (САР) на о. Русском (Приморье, Дальний Восток) и о. Октябрьском (Калининградская обл.). Иностранные компании, которые решили редомицилироваться в САР, могут воспользоваться рядом льгот, в том числе облагать доход в виде дивидендов по нулевой ставке (при соблюдении ряда условий).

Однако для переезда в САР и получения льготы компаниям необходимо соблюсти ряд условий, которые могут лишить этот вариант смысла. Например, для получения статуса международной компании необходимо проинвестировать в экономику России не менее 50 млн руб. Кроме того, компания должна быть создана до 1 января 2018 г. Также потребуется раскрыть всех контролирующих лиц, т. е. владеющих более чем 15% компании.

5. Применить сквозной подход

Его можно использовать, если конечными получателями дохода от российского бизнеса являются российские налоговые резиденты. Компания на Кипре должна заявить, что является лишь промежуточным получателем дивидендов или процентов, уведомляя таким образом, что доход в конечном итоге будет перечислен его фактическому получателю – российскому резиденту.

В таком случае выплату не потребуется облагать налогом по ставке 15%. Российская компания может посчитать, что доход выплачивается не иностранному лицу, а российскому налоговому резиденту, и применить соответствующее налогообложение.

Но этот вариант не подойдет, если компания на Кипре получает еще какие-либо доходы из России, например роялти, и применяет льготную ставку, которая еще пока сохраняется в отношении таких выплат. Если компания заявит о себе как о промежуточном звене при получении процентов и дивидендов, ей будет практически невозможно доказать, что она является фактическим получателем иного дохода. Что лишит ее права на применение льготной ставки по нему.

Таким образом, применение ставки налога в 15% существенно повлияет на российский бизнес и заставит сократить практику использования компаний на Кипре. Вместе с тем любая группа может определить тот вариант действий, который подходит для нее, и успеть провести реструктуризацию.

В завершении хочется предложить рекомендации, которые применимы для любой компании, выплачивающей дивиденды или проценты на Кипр:

Целесообразно запланировать распределение дивидендов на 2020 г., чтобы успеть воспользоваться льготными ставками налога.

Не стоит оперативно менять условия договоров займа и увеличивать поток процентов в пользу кредитора на Кипре. Это лишь будет свидетельствовать о том, что договор займа заключен для получения налоговой выгоды.

Будет разумным еще раз проанализировать иные выплаты на Кипр, по которым компания применяет льготные ставки (например, роялти), и убедиться, что компания применяет их обоснованно.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами - резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал. Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств. Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с "международным договором" Российской Федерации по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние 10 лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V .1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения

25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией – резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо - НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202009040004 – Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202010080016 Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

На Кипре вступили в действие поправки в законодательство о получении гражданства в обмен на инвестиции. Председатель совета директоров Альянса Девелоперов Кипра Давид Петросов рассказал, что важно знать потенциальным инвесторам из России об этих изменених

Председатель совета директоров Альянса Девелоперов Кипра Давид Петросов

— В июле на Кипре вступили в силу изменения в государственную Кипрскую инвестиционную программу (Cyprus Investment Program). В чем заключаются эти изменения?

— Во-первых, изменилось количество заявлений, которые государство готово ежегодно рассматривать: их число ограничено 700 в год. Предполагаемое время утверждения этих заявок на гражданство в обмен на инвестиции теперь составит шесть месяцев вместо трех. При этом время на выдачу паспортов остается неизменным — шесть месяцев. По истечении данного срока человек уведомляется о том, что сертификат о натурализации готов и можно приехать и получить паспорт.

Минимальный срок размещения инвестиций остается прежним — три года. Но теперь он считается либо от даты выдачи сертификата о натурализации, либо от даты выдачи разрешения на планирование (Planning Permit) девелоперского проекта, в который инвестируются средства, — в зависимости от того, что наступит позже.

Внедрена расширенная процедура Due Diligence, которая будет осуществляться в соответствии с международно признанными электронными базами данных. Данное требование вступило в силу с 1 августа 2018 года.

Во-вторых, изменения в Кипрской инвестиционной программе также касаются и компаний, которые предоставляют услуги для инвесторов, и рекламы. Теперь все участники рынка должны состоять в реестре аккредитованных провайдеров инвестиционной программы Кипра: право предоставления услуг для инвесторов будут иметь компании, включенные в данный реестр. Также вводится этический кодекс для участников рынка — что можно делать, что нельзя. Власти категорически против, чтобы участники рынка, например, связывали инвестиционную схему Кипра с якобы продажей паспортов. Так высказываться категорически запрещено. Мы говорим, что речь идет об инвестициях в экономику республики.

— Как вы, участник этого рынка и профессионал, оцениваете такие нововведения? 700 заявлений в год — это много или мало?

— В качестве справки: в 2017 году Кипр привлек 503 инвестора (без учета членов семьи) по этой программе. Таким образом, 700 разрешений в год — вполне разумная цифра.

— Кстати, а какова доля русскоязычных инвесторов в этих 503 разрешениях?

— Государство не раскрывает цифры, эта информация недоступна. По информации Альянса Девелоперов Кипра, примерно половина сделок с недвижимостью в обмен на гражданство на Кипре — русскоязычные инвесторы.

— Можно ли назвать изменения в Кипрской инвестиционной программе ужесточением действующих правил?

— Это, скорее, упорядочивание инвестиционной схемы.

— Как отнесутся к изменениям русскоязычные потенциальные инвесторы?

Политика кипрских властей заключается в том, чтобы привлекать в страну добропорядочных состоятельных граждан стран, не входящих в Евросоюз. И соответственно, тем самым стимулировать внутреннее потребление. Ведь недвижимость, строительный сектор создают мультиплицирующий эффект развития для всей экономики острова.

— Кто является конкурентом Кипра в поиске инвесторов в недвижимость из России? Мальта?

— Безусловно, Кипр и Мальта — конкуренты. Но обе инвестиционные программы принципиально разные, у каждой есть свои преимущества. Что касается кипрской инвестиционной программы — она быстрее, проще, понятнее и прозрачнее, человеческий фактор в виде решений на усмотрение чиновника полностью отсутствует. На Кипре вам не могут отказать в предоставлении гражданства, к тому же без объяснений причин, если вы все сделали правильно и не пытаетесь обмануть государство. Такое исключено. К тому же на Кипре соблюдается строгий режим конфиденциальности по части разглашения информации в отношении инвесторов…

— Относительно налогов на кипрскую недвижимость — что нужно знать потенциальным инвесторам?

— Последние несколько лет мы наблюдаем либерализацию налогового режима в Республике Кипр. В частности, с 1 января 2017 года полностью отменен ежегодный налог на недвижимое имущество.

— Для резидентов или для нерезидентов?

— Для всех. Кроме этого, на Кипре стала постоянной 50%-ная скидка на единовременный налог при переводе права собственности (титула) на недвижимое имущество. Для первичной недвижимости этот налог равен нулю.

В результате вы освобождаетесь от уплаты налога на дивиденды со всех мировых доходов, на процентные доходы (банковские депозиты, проценты с дохода от ценных бумаг) и на арендные доходы по всему миру. Здесь нужно оговориться, что в части аренды есть небольшой нюанс: доход с аренды недвижимости, которая находится на Кипре, все же облагается местным подоходным налогом. Для поддержания данного статуса, который называется недомицильным налоговым резидентством, необходимо соблюсти еще несколько несложных условий: недомицилий должен осуществлять ту или иную бизнес-деятельность с Кипра, либо иметь офис на Кипре, либо быть сотрудником кипрской компании. Также необходимо иметь постоянное место для проживания.

— Вы упомянули арендные доходы от собственности на Кипре. Насколько это востребованный бизнес для русскоязычных покупателей кипрской недвижимости?

— Приведу такую цифру: за десять месяцев 2017 года общая доходность от аренды жилья на Кипре увеличились в среднем на 8%. А в Лимасоле арендные доходы выросли сразу на 26%. Это официальная статистика. Сегодня на рынке аренды мы начали фиксировать дефицит предложения в отдельных локациях и сегментах рынка.

Например, постоянный спрос на аренду жилья на Кипре поддерживается благодаря государственной программе IP-Box. Это специальный льготный налоговый режим для компаний с высокой долей интеллектуальной собственности в активах, в том числе высокотехнологичных IT-компаний. Мы видим, что многие компании, включая российские, массово переводят своих сотрудников, свои офисы на Кипр. Этим сотрудникам надо где-то жить — и для них арендуются квартиры и дома, которые вымываются с рынка.

— То есть Кипр по-прежнему интересен русскоязычным покупателям?

— Первоначальный бум интереса россиян к кипрской недвижимости пришелся на 2000-е годы. Тогда спрос был сосредоточен на небольших объектах недвижимости — так называемых holiday apartments или holiday houses. Сегодня спрос сместился в другие сегменты рынка, и мы уже говорим о буме спроса в премиальном сегменте. Поменялась целевая аудитория, Кипр стал интересен богатым россиянам, появляется адекватный этому спросу продукт.

— Какую недвижимость сегодня покупают россияне на Кипре? Где она расположена, сколько стоит?

— А что, по информации Альянса Девелоперов Кипра, в целом происходит с недвижимостью? В какой динамике находятся цены?

— Средние цены предложения и бюджеты сделок, равно как и количество сделок, растут на протяжении последних четырех лет. В целом я могу охарактеризовать рынок недвижимости в стране как находящийся на грани бума. Мы видим серьезные факторы для дальнейшего роста, такие как вновь создаваемая углеводородная индустрия, серьезные изменения в шипинговой отрасли (приход на рынок DP World из Дубая), набирающие обороты факторы роста, связанные с налоговыми послаблениями, ростом туризма, строительством крупнейшего в Европе казино-курорта, которое началось в июне этого года, развитием инфраструктуры, и прочее.


Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.

Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.

Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019.

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Налоговое планирование: применение СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние десять лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V.1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией — резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо — НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202009040004 — Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 — Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования:0001202010080016 Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: