Как сдать аудиторское заключение в налоговую в электронном виде

Обновлено: 18.05.2024

Государство следит за всеми, у кого есть деньги: оно хочет знать, сколько вы заработали и сколько потратили. Для этого оно смотрит ваши отчеты и присылает проверки. Чтобы вызывать у госорганов меньше вопросов (а значит — избежать лишних проверок), вы должны вовремя и полностью отчитываться перед контролирующими органами.

Список госорганов, перед которыми вы отчитываетесь, зависит от системы налогообложения и вида деятельности. В любом случае их не меньше трех: налоговая, Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования. Если вы не любите очереди и бумажные документы, отправляйте отчеты через интернет. Рассказываем, какие электронные сервисы существуют и как выбрать удобный для себя.

Зачем отчитываться через интернет

Вы можете подать отчет на бумаге или через интернет — с точки зрения государства разницы нет. Но через интернет удобнее: не нужно печатать бумажки, ехать в отделение по месту регистрации и стоять в очереди. А еще на подготовку электронной отчетности у вас больше времени: если бумажные отчеты необходимо подать до 15 числа, то электронные — до 20.

В некоторых случаях вы обязаны подавать электронные отчеты; каждый госорган сам определяет такие условия. Например, налоговая принимает только в электронном виде отчет об НДС и все отчеты от организаций, в которых больше 100 сотрудников. А Пенсионный фонд и соцстрах отказываются принимать бумажные отчеты компаний, в которых больше 25 человек. Чтобы правильно оформить отчет, читайте правила на сайтах госорганов, в которые подаетесь.

Как подать электронный отчет

Подавать отчетность в электронном виде можно через личный кабинет на сайте госоргана или через оператора электронного документооборота — ЭДО. В первом случае вам нужна только электронная подпись, во втором — подпись и программа оператора.

Все отчеты, которые вы сдаете в госорганы, должны быть подписаны. Бумажные отчеты вы подписываете ручкой, электронные — электронной подписью. Чтобы отправлять отчеты через интернет, вам нужно купить электронную подпись.

Через личный кабинет

На сайтах всех контролирующих органов можно завести личный кабинет. Это ваш персональный раздел на сайте, где вы видите взносы, долги и переплаты. Через личный кабинет можно подавать отчеты: здесь есть нужные формы и правила заполнения.

Электронную отчетность в налоговую, соцстрах и пенсионный фонд можно подать через личный кабинет налоговой. Если вы подаете отчеты в другие госорганы, придется регистрироваться на каждом сайте — единого окна нет.


В личном кабинете на сайте налоговой видны ваши взносы, задолженности и переплаты


В личном кабинете на сайте налоговой видны ваши взносы, задолженности и переплаты

Для некоторых госорганов вам придется купить еще одну электронную подпись. Например, для ЕГАИС не подойдет та электронная подпись, которую вы используете на сайте налоговой. Больше подписей — больше расходов. Кроме того придется самостоятельно составлять график и следить за календарем отчетности.

30% от суммы составляет штраф за неуплаченный вовремя налог. НК РФ Статья 119

Отчитываться через личный кабинет — хороший вариант для ИП и небольших компаний, которые подают минимальное количество отчетов. Если вы отчитываетесь в несколько ведомств с разными электронными подписями, можно доверить это оператору.

Через оператора электронного документооборота

Оператор ЭДО — это организация, которая настраивает документооборот между компаниями или между компаниями и государством. Документы, которые вы отправляете через оператора ЭДО, имеют юридическую силу: на них стоит ваша электронная подпись. Операторы ЭДО используют криптозащиту, чтобы передавать документы безопасно. Государство проверяет, что всё надежно, и выдает разрешение на работу.

Операторы ЭДО продают программы для подачи отчетов. В этих программах отчеты собраны в одном окне: вам не нужно регистрироваться в личных кабинетах всех госорганов. Как правило, в стандартные функции входят шаблоны отчетов, проверка ошибок заполнения и календарь бухгалтера — график-напоминалка о сроках сдачи. Подписать все отчеты вы можете одной КЭП. Такие программы подходят тем, кто сдает много отчетов в разные контролирующие органы.

Цена программы зависит от количества подключенных госорганов и набора функций.

120 операторов ЭДО входят в государственный реестр. Им можно доверять.

Как выбрать программу электронной отчетности

Программы нужны, чтобы вам было удобно подавать отчетность. Основные критерии — связь с нужными госорганами, напоминания об отчетах, проверка на ошибки и интеграция с вашей системой бухучета.

Количество направлений



Переписка с госорганами

Переписка с госорганами — это ваш канал связи. Часто, изучив отчет, госорган хочет каких-то пояснений и высылает вам письмо с требованием. Если в программе нет переписки, вы не увидите требование и не сможете ответить. Если игнорировать письма госорганов, вас могут оштрафовать. Чтобы точно получать все уведомления, выбирайте программы с перепиской.


Ищите программу, в которую включена переписка с госорганами. Источник: ViPNet ЭДО Отчет


Ищите программу, в которую включена переписка с госорганами. Источник: ViPNet ЭДО Отчет

Календарь бухгалтера

Календарь нужен, чтобы напоминать об отчетном периоде. Виды отчетов и периодичность подачи зависят от системы налогообложения. Календарь настраивается под вашу и включает Список госорганов, которым вы должны сдать отчетность. Так вы ни о ком не забудете.

Сверка

Сверка — это функция, которая предупреждает вас, что введенные данные не сходятся. Она защищает от досадных ошибок вроде лишнего нуля в сумме. При прочих равных выбирайте программу со сверкой — перестраховаться еще никому не мешало.

Интеграция с системами бухучета

Способ установки

Программы документооборота делятся на офлайн и онлайн-сервисы. Офлайн-программы устанавливаются на компьютер и хранят данные там же — работать с документами вы можете только с одного компьютера. Онлайн-сервисы хранят информацию в облаке, то есть в интернет-хранилище — у вас есть доступ с любого компьютера, ноутбука, планшета или телефона



Необязательно, но приятно, если у программы есть мобильное приложение. Конечно, заполнять формы со смартфона вы не будете, но зато сможете проверить статус отчета, пока стоите в пробке.

1. Определитесь, как вы будете подавать отчеты: на бумаге или через интернет. Помните, что некоторые отчеты, например, отчет об НДС, можно подать только в электронном виде.

2. Если решили подавать через интернет, подсчитайте, скольким госорганам вы должны отчет. Если органов мало, купите квалифицированную электронную подпись и подавайте отчетность через личные кабинеты. Подача — бесплатная.

3. Если вы подаете много отчетов, купите программу подачи отчетов. Эти программы платные, но отчеты во все госорганы собраны в одном окне, встроен календарь бухгалтера и автоматическая проверка ошибок. Выйдет дешевле, чем платить штраф.

4. Программы электронной отчетности могут производить только сертифицированные компании. Выбирайте оператора ЭДО из государственного реестра.

5. В программе электронной отчетности обратите внимание на количество включенных госорганов — не платите за лишние направления.

6. Удобно, если в функции программы входит переписка с госорганами, сверка и интеграция с системами бухучета.

7. Решите, как вам приятнее работать: офлайн или онлайн. В онлайн-сервисах можно отправлять документы с любого компьютера.

Работайте с требованиями, обменивайтесь документами с ФНС. Подключись и отправляй отчетность с космической скоростью!

Сдача отчётности в ФНС

Кто сдаёт электронные отчёты в ФНС

Организации, которые платят НДС, предоставляют декларацию только в электронном виде. Это касается всех организаций на ОСНО, а также тех спецрежимников, которые указывают НДС в счетах-фактурах.

Отчитываются перед налоговой через интернет организации, которые:

  • имеют статус крупнейшего налогоплательщика;
  • имеют в штате более 100 сотрудников.

Ограничение по численности сотрудников касается также вновь созданных и реорганизованных ООО.

Все организации и ИП, включая субъекты МСП, обязаны сдавать в электронном виде годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность.

Всегда актуальные формы. Пользователю не нужно обновлять версии отчётов самостоятельно, они обновляются автоматически и всегда соответствуют требованиям законодательства.

Автоприём требований ФНС. Сервис автоматически подтверждает приём требований от ФНС и напоминает пользователю о сроках ответа.

Работа с группой компаний. Для работы с группой компаний не нужно менять учётную запись — переключаться между компаниями можно даже во время заполнения отчёта.

Нулевая отчётность. Даже если деятельность временно не ведётся, пользователь может сдать нулевую отчётность.

Отчётность в срок. Список дел и напоминания на главной странице не позволят забыть о сроках сдачи отчётности.

Умный редактор. Редактор отчётов сам рассчитает значения в отчётах, используя формулы и введённые данные, а система подсказок поможет правильно заполнить отчёт.

Работа из любой точки мира. Веб-сервис не привязан к рабочему месту — для сдачи отчётности нужен только компьютер, интернет и электронная подпись — на носителе или установленная на компьютер.

Как можно сдать отчётность в ФНС

Отправляя отчёты по почте, нужно сделать опись вложения и сохранить чек с информацией об отправлении. При этом датой сдачи отчётности считается день, когда документы были приняты сотрудниками почты. У этого способа есть два минуса: отправление может идти очень долго, а также всегда есть риск, что его могут потерять.

Личный визит

Отчётность в электронном виде можно сдать в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Как и личный визит в налоговую, этот способ бесплатный и безопасный. Однако для работы на портале пользователю нужна электронная подпись — ЭП — и криптопровайдер.

Оператор ЭДО

Самый удобный способ сдачи отчётности — через оператора ЭДО. Подключаясь к сервису для сдачи отчётности, вы получаете вшитую в него электронную подпись и всё необходимое ПО. Специалист настраивает ваш рабочий компьютер — вам не придётся устанавливать программы самостоятельно. В сервисе вы отправляете отчёты в налоговую и видите, на каком этапе находятся документы.

Что сдают в ФНС

ИП и организации сдают в ФНС налоговую и бухгалтерскую отчётность.

С помощью налоговой отчётности организации и ИП сообщают в ФНС о своих доходах, расходах, налоговых льготах и основных источниках получения прибыли. Это нужно для расчёта суммы обязательных налогов и сборов на следующий год.

Существует два вида налоговой отчётности:

  • налоговая декларация;
  • налоговый расчёт авансового платежа.

Бухгалтерская отчётность — это сведения об имуществе и финансах организации, а также конечных результатах её хозяйственной деятельности в отчётном периоде.

Кроме того, работодатели отчитываются в налоговую за работников. Они представляют:

  • среднесписочную численность работников;
  • справку по форме 2-НДФЛ;
  • расчёт по форме 6-НДФЛ;
  • расчёт по страховым взносам.
Комментарий нашего эксперта

Важно: с 2021 года отчёт СЧР отменяется. Информация о численности сотрудников будут включать в расчёт по страховым взносам.

Электронная сдача отчётности в 2021 году

С 2021 года все налогоплательщики будут сдавать бухотчётность только в электронном формате. Рассказываем, в каких ещё случаях отчитаться можно только в электронном виде, а когда пока еще можно сдавать отчёты на бумаге.

Бухгалтерская отчётность

Бухгалтерскую отчётность с 2021 года все без исключения организации сдают только в электронном виде. В 2020 году малый бизнес ещё мог отчитываться на бумаге, с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

Для сдачи бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения налогоплательщик обязан использовать электронные файлы, утвержденные:

    ,— для всех организаций, кроме реорганизованных и ликвидированных; , — для реорганизованных и ликвидированных организаций, включая тех, кто сдает упрощённую бухотчётность.

Датой сдачи бухгалтерской отчётности и аудиторского заключения считается дата, указанная в квитанции о приёме. Эту квитанцию налоговая инспекция направит организации в течение одного рабочего дня после получения отчётности.

Налоговая инспекция откажет в приёме документов если:

  • файлы представлены не по форматам, которые утверждены налоговой службой;
  • они не подписаны усиленной квалифицированной подписью;
  • бухотчётность ошибочно послана в другую налоговую инспекцию, а не в ту, где организация состоит на учёте.

Отчёты создаются автоматически на основе введённых вами данных. Вы получаете готовые документы без опечаток, неточностей и ошибок, которые часто бывают при ручном заполнении бланков.

Налоговая отчётность

Налоговую отчётность в электронном виде согласно статье 80 НК РФ сдают все налогоплательщики, у которых среднесписочная численность превышает 100 человек. Крупнейшие налогоплательщики тоже отчитываются только по ТКС.

Есть исключения, когда отчитываться нужно в электронном виде и тем, у кого численность менее 100 сотрудников.

Декларации по НДС. Её всегда сдают только в электронном виде, в том числе уточненные декларации. Из этого правила есть исключения. Подавать декларации на бумаге могут:

  • налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС и не ведут посреднической деятельности с оформлением счетов-фактур от своего имени (п. 5 ст. 174 и п. 3 ст. 80 НК). Налоговые агенты – покупатели вторсырья под это исключение не подпадают. Они сдают декларации в электронном виде;
  • правопреемники организаций, работающие на спецрежиме;
  • иностранные организации, которые оказывают в России электронные услуги, и иностранные налоговые агенты.

Формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчёт по страховым взносам. Сдать эти отчёты на бумаге можно только если в отчётном периоде тех, кому начисляли выплаты, было до 10 человек. Все остальные работодатели должны сдавать эти отчёты в электронном виде (абз. 6 п. 2 ст. 230, п. 10 ст. 431 НК РФ).

Обратите внимание! С 2021 года форму 2-НДФЛ объединяют с 6-НДФЛ. При сдаче отчётности за 2020 год нужно подать как обычно две формы: 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а уже с отчёта за 2021 год нужно будет сдавать только 6-НДФЛ.

Формы 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД. Если эти отчёты предоставляют на 25 и более человек, их нужно сдавать строго в электронном виде. Возможно, что в 2021 году это правило изменится. Минтруд подготовил законопроект, в котором предлагает обязать работодателей сдавать электронные отчёты, если сотрудников больше 10.

Статотчётность

Организации и ИП пока ещё могут сами выбирать способ отправки статотчётности — на бумаге или в электронном виде. Однако, если примут законопроект № 1024255-7 всем, кто не относится к малому бизнсу, придётся сдавать отчёты в Росстат исключительно в электронной форме. Малый бизнес в 2021 году ещё сможет отчитаться в органы статистики на бумаге, но с 2022 года электронная статотчётность станет обязательной для всех.

Что будет, если нарушить способ сдачи отчётности

Налоговая отчётность. За бумажный отчёт вместо электронного в статье 119.1 НК РФ предусмотрен штраф в 200 рублей за каждый документ.

Но этот штраф не распространяется на форму 2-НДФЛ. Дело в том, что штраф в 200 рублей предусмотрен для деклараций или расчётов, а 2-НДФЛ не является ни тем, ни другим, и штрафовать по статье 119.1 НК РФ за неё не могут (письмо ФНС России от 16.03.2020 № БС-4-11/4531). А вот отказать в приёме декларации налоговики не смогут, даже если вы отчитались на бумаге, хотя должны в электронном виде. Ваша отчётность всё равно будет считаться сданной.

Исключение — декларация НДС. На основании п. абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ, если вы сдадите декларацию на бумаге, хотя должны в электронном виде, она будет считаться непредставленной. И штрафовать за это будут как за непредставление отчёта по статье 119 НК РФ.

Если вы сдадите декларацию (кроме НДС) в бумажном виде, вместо электронного, и при этом позже положенного срока, налоговики оштрафуют вас одновременно по двум статьям 119 и 119.1. Тогда придётся заплатить два штрафа:

  • 200 рублей за нарушения способа сдачи;
  • 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей к уплате на основании этой декларации, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 рублей.

Пенсионный фонд. За форму СЗВ-ТД в 2020 году штрафы отсутствуют. За неверный формат СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ компания заплатит штраф в 1 000 рублей. Это следует из абз. 3 п. 2 статьи 8 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и из Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ.

ФСС. За несоблюдение порядка представления расчёта по форме 4-ФСС в электронном виде страхователь может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. (п. 2 ст. 26.30 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Бухгалтерскую отчётность в бумажном виде в налоговой не примут. А вот штрафы за неверный формат отчётов по статистике и бухотчётности пока не установлены.

В этой статье расскажем, что такое Единый федеральный реестр сведений (так называемый Федресурс), зачем нужна публикация аудиторского заключения, а также о том, как публиковать сведения и что может быть за неисполнение этой обязанности.

Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Федресурс: для чего он нужен

Федресурс ведется только в электронном формате и служит для сбора и единения данных, имеющих большое значение для бизнеса.

Также обратите внимание, что для акционерных обществ размещение сведений из АЗ на Федресурсе не отменяет размещение АЗ на своем сайте и направление его в налоговую (в ГИР БО).

Ольга Легонькова
Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Следует, однако иметь ввиду, что Федресурс — это информационный портал, который аккумулирует общедоступные сведения о деятельности организаций.

В связи с этим публикации не подлежат результаты заключений, которые содержат гос.тайну или коммерческую тайну (охраняемую законом).

Кроме сведений об аудиторском заключении компании обязаны также публиковать и прочие сведения о себе. Например, сейчас Федресурс предлагает чек-лист сведений, которые подлежат публикации. Приведем небольшую выдержку из него:

Сведения, подлежащие публикации в ЕФРСФДЮЛ
1. Сведения о результатах обязательного аудита
2. Сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности
3. Сведения о стоимости чистых активов (для АО)
4. Сведения о членстве в СРО и прекращении членства в СРО
5. Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества (при размере чистых активов 17 января 2022 в 14:00

Публиковать аудиторские заключения должны.

Как уже говорилось, аудиторское заключение должны опубликовать те компании, которые подлежат обязательному аудиту. С 2021 года критерии обязательного аудита обновлены, но, как и прежде, АЗ должны опубликовать (п.1 ст.5 Закона об аудите):

Кто занимается публикацией аудиторских заключений на Федресурсе?

Размещением сведений на федеральном ресурсе занимается сама аудируемая организация.

Опубликовать заключение необходимо в течение 3 рабочих дней после завершения проверки, то есть 3 дня с даты подписания АЗ аудитором или с даты подтверждённого факта передачи аудиторского заключения заказчику аудита (абз.2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

За несвоевременное предоставление информации компания понесет административную ответственность.

Самостоятельную публикацию отчета можно и обойти, прибегнув, например, к помощи нотариуса или специализированной компании (например, сервис Федресурс 24). Они подают уведомления от имени организации или ИП, при этом используя свой сертификат ключа цифровой подписи. В этом случае заказчику придется оплатить не только стоимость публикации, но и услуги сторонней организации или нотариуса.

Как самостоятельно разместить аудиторское заключение?

  • название компании, налоговые номера ИНН/ОГРН/ОГРНИП;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена,
  • идентифицирующие аудитора данные (ИНН, ОГРН);
  • период составления отчетности;
  • мнение аудитора о достоверности данных;
  • дата аудиторского заключения.

Если все этапы пройдены корректно, то сведения будут опубликованы. При наличии ошибок в размещении информации будет отказано.

Например, если у компании есть проблемы с ЭЦП, услуга не оплачена, или произошел какой-то сбой в системе.

Возможные проблемы из-за неопубликования сведений на Федресурсе

Передача актуальной информации в реестр обязательна. В случае неопубликования сведений или подаче недостоверных сведений КоАП РФ предусмотрены штрафы:

Если организация опоздала с размещением АЗ на Федресурсе, то ее руководитель может отделаться предупреждением или ему придется заплатить штраф 5000 руб. (п. 6-8 ст.14.25. КоАП РФ).

Непредставление или представление недостоверных сведений (с ошибками) грозит должностному лицу организации потерей 5-10 тыс. руб. А внесение заведомо ложных сведений (например, когда организация не получила АЗ, а в Федресурсе указала придуманные данные) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10.000 до 15.000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

С января 2021 Прокуратура РФ сама выявляет нарушителей, которые не разместили в Федресурсе обязательную информацию и направляет им протоколы о возбуждении дел об административном правонарушении.

Пока от публикации сведений на Федресурсе даже с введением системы ГИР БО от ФНС невозможно уйти.

Бухотчетность и аудиторское заключение может увидеть любой пользователь: и на Федресурсе и в системе ГИР БО. Поэтому важно, чтобы бухгалтерская отчетность давала полное и точное представление внешним пользователям о состоянии компании, а аудиторское заключение к ней подтверждало достоверность отраженных в бухотчетности данных.

Бухгалтерская отчетность, составленная по всем правилам действующего законодательства— это кропотливый труд.

Ведь системный комплексный аудит (СКА) проводится в несколько этапов. Это позволяет выявлять проблемы по мере обнаружения, своевременно скорректировать учет, чтобы к моменту составления годовой отчетности она соответствовала всем требованиям законодательства и после аудиторской проверки компания могла разместить в Федресурсе положительное аудиторское заключение.

Кроме того, СКА обладает рядом преимуществ и бонусов:

  • К проверке привлекаются разнопрофильные специалисты аудиторы, эксперты по налогам и бухучету, налоговые юристы, что позволяет взглянуть на компанию не только с точки зрения бухгалтерской отчетности, но и выявить налоговые риски и возможности компании.
  • Консалтинг с аудиторами, экспертами, в т.ч. по применению новых ФСБУ, с налоговыми юристами и консультантами по Вашим вопросам.
  • Юридическая защита от претензий налоговых органов в течение 3-х лет, следующих за проверенным аудиторами периодом: анализ правомерности требований, подготовка и подача разногласий, представление интересов в налоговом органе при рассмотрении материалов налоговой проверки.
  • Расширенная страховка до 30 млн рублей от риска необнаружения ошибок и некорректных рекомендаций по одному страховому случаю, в т.ч. компенсация доначисленных штрафов и пеней по результатам налоговой проверки, если нашим юристам не удастся оспорить претензии ФНС.

Поэтапный аудит с консалтинговой поддержкой поможет сформировать достоверную бухгалтерскую отчетность, подчеркнув положительные результаты деятельности компании, чтобы солидно выглядеть в глазах партнеров, кредиторов и инвесторов, получить дополнительные заказы, льготные кредиты и новые инвестиции.

Получите индивидуальную консультацию в области бухучета, налогов и права в виде подробного ответа по Вашей ситуации

Читайте также: