Как ответить на требование налоговой в такскоме

Обновлено: 03.07.2024

Важно! Если требование получено по ТКС (через личный кабинет налогоплательщика), но вы не подтвердили его получение, то налоговая инспекция может произвести блокировку счетов организации.

Почему прислали требование?

Согласно ст. 82 Налогового кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных кодексом.

Предъявление требования – один из самых распространенных видов осуществления налогового контроля.

В ходе проведения проверки налоговая может затребовать счета-фактуры, первичные документы, договоры, документы, подтверждающие право на налоговые льготы, документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, аналитические регистры налогового учета и т.п. Также могут быть затребованы необходимые пояснения об операциях или имуществе организации.

Требование может быть направлено как почтой, так и в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

В какой срок нужно ответить на требование?

Согласно п. 3 ст. 93 Налогового кодекса истребованные в ходе налоговой проверки документы должны быть представлены в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе) со дня получения соответствующего требования.

В отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством срок предоставления необходимых пояснений составляет 5 дней.

Важно! Датой получения требования, направленного по ТКС (через СБИС, Контур и т.п.), считается дата его отображения в личном кабинете, а не дата, когда письмо было прочитано. Например, электронное письмо пришло в пятницу в конце рабочего дня, а прочитали вы его только в понедельник. Срок предоставления документов в таком случае будет идти с пятницы, а не с понедельника, когда письмо было прочитано.




Как ответить на требование?

Важно! Ответ на требование можно предоставить нарочно, почтовым отправлением либо в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Для ответа на требование необходимо предоставить все запрашиваемые документы, а также написать сопроводительное письмо. В ответе на требование важно указать его номер и дату, а также дать пояснения относительно запрашиваемых документов.

В случае, если по каким-либо причинам вы не можете предоставить истребуемые документы в течение установленного требованием срока, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых вы сможете их представить.

Важно! В случае отказа предоставить документы или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, может произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном налоговым кодексом.

Предприниматель может получить требование в ходе проведения проверки в отношении своей организации или же в ходе проверки, проводимой в отношении его контрагента.

Важно! Настоятельно рекомендуем при заключении договоров уточнять информацию о благонадежности контрагента, т.к. сотрудничая с фирмами-однодневками вы ставите под угрозу свой бизнес. Вы рискуете быть вовлеченными в проведение проверки, налоговыми органами могут быть изъяты документы и заблокированы счета. Такой поворот событий наверняка притормозит вашу предпринимательскую деятельность, и вы понесете убытки.

На практике

Проблема: У нас на обслуживании находилась Компания А, которой поступило требование от налоговой о предоставлении документов. В числе запрашиваемых документов необходимо было представить закрывающие документы по сделке (акты выполненных работ). Проблема заключалась в том, что контрагент (Компания Б), который должен был предоставить нашему клиенту закрывающие документы по сделке, их не предоставил, т.к. бухгалтер Компании Б уволился.

Следует отметить, что Компания Б не является фирмой-однодневкой и непредоставление закрывающих документов с их стороны было просто неудачным стечением обстоятельств, связанным с увольнением главбуха. В свою очередь, проверка со стороны налоговой возможно была связана с выявлением недобросовестных сделок, проводимых Компанией Б, т.к. движение денежных средств по счетам проходило, а отчетность вовремя не сдавалась.

Решение проблемы: Чистота совершенной сделки была доказана. Мы своими силами восстановили закрывающие документы и передали их на подпись в Компанию Б, директор Компании Б подписал их и передал возвратные экземпляры. Таким образом нам удалось собрать все запрашиваемые документы и исполнить обязанность по предоставлению документов и ответу на требование.

Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Любая организация или ИП могут получить от налоговиков письмо с требованием что-то пояснить, уплатить недостающие налоги или предоставить на проверку документы. Игнорировать такое нельзя — это грозит штрафами и блокировкой счёта. Рассказали, в каких случаях налоговики могут запрашивать у вас документы и пояснения, как и в какие сроки нужно ответить.

Виды налоговых требований

Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.

Требование о представлении пояснений

Когда вы сдаёте в ИФНС расчёт по страховым взносам (РСВ), декларацию или другой отчёт, налоговики проводят камеральную проверку. То есть без выезда к вам и без каких-либо уведомлений проверяют, всё ли верно в отчётности и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, вы получите требование о представлении пояснений.

Также налоговая может запрашивать пояснения, если:

  • в отчётах показаны убытки;
  • вы применяете налоговые льготы;
  • есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
  • в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на вашей территории, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.

  • причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
  • какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
  • срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.

При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.

Печать на бумажных требованиях не ставят, есть только подпись работника ИФНС.

Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.

Требование о представлении документов (информации)

Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у вас дополнительные документы. Вы получите требование, в котором указывают:

  • основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
  • срок передачи в ИФНС документов
  • какие именно нужны документы или информация.

Точного перечня, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.

В ответ на требование вы должны передать в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.

Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.

Требование может поступить и вне рамок проверки вашего предприятия. Например, когда налоговики проверяют вашего контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

Материалы по подготовке и представлению отчетности

Отправкой декларации в налоговую через электронного оператора связи процесс сдачи отчетности по НДС не заканчивается. Налоговики в рамках камеральной проверки по НДС могут потребовать представить пояснения к декларации или уточненную декларацию. Сроки на отправку квитанции в ответ и представление пояснений ограничены, поэтому важно это требования не пропустить.

Рис. 1.jpg

С помощью двойного щелчка по активной строке списка производится переход в документ Требование о представлении пояснений. В этом документе, нажав гиперссылкуПриложение.pdf, можно просмотреть содержание Требования, чтобы определить, с чем оно связано:

Днем отправки налогоплательщику Требования считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 11 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ в ред. от 07.11.2011, далее – Порядок). В течение шести дней с этой даты налогоплательщик должен выслать в ответ квитанцию о приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Нарушение срока может привести к приостановке операций по счетам в банке и переводов электронных денег (п. 1, п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина России от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Случаи, когда налогоплательщик вправе отказаться от приема поступившего Требования, перечислены в пункте 14 Порядка. К ним относятся:

  • ошибочное направление налогоплательщику;
  • несоответствие утвержденного формата;
  • отсутствие (несоответствие) электронной подписи уполномоченного должностного лица налогового органа.

Рис. 3.jpg

Далее в открывшейся форме Подтверждение приема документов нужно нажать кнопку Подтвердить прием всех (рис. 4).

Рис. 4.jpg

После автоматического формирования квитанции о получении Требования из формы документа Требование о представлении пояснений удаляются кнопки для подтверждения приема, а также напоминание о том, что налоговому органу не отправлена квитанция о получении (рис. 5).

Рис. 5.jpg

В списке входящих документов для поступившего Требования в графе Состояние гиперссылка Подтвердите прием (рис. 1) заменяется на гиперссылку Прием подтвержден (рис. 6).

Рис. 6.jpg

Пройдя по гиперссылке Прием подтвержден (рис. 6), можно просмотреть этапы отправки и весь цикл обмена по поступившему Требованию (рис. 7).

Рис. 7.jpg

Рис. 8.jpg

После выполнения выбранной команды откроется формаПояснения к декларации (рис. 9). Форма Пояснение к декларациисодержит закладки с номерами тех разделов, сведения в которых необходимо уточнить в соответствии с Требованием. На каждой закладке будет открываться таблица, графы которой содержат сведения, поступившие из налогового органа и нуждающиеся в перепроверке. Если необходимо уточнить сведения только одного раздела, то выводится наименование раздела без закладок.

Если в базе найдена отправленная декларация за тот период, год, с тем видом корректировки и по той организации, которые указаны в Требовании, то в строке Декларация значение появится автоматически. Если такая декларация не найдена, то отправленный файл декларации нужно выбрать вручную по гиперссылке Выбрать файл декларации по НДС.

Так как в данном случае необходимо уточнить сведения только одного раздела, то в форме Пояснения к декларации откроется таблица со следующими значениями:

В поле Ответ значение Сведения верны выбирается в случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных в соответствующей строке раздела 8 представленной декларации (рис. 10).

Рис. 10.jpg

Значение Выявлены расхождения выбирается в том случае, когда после проверки налогоплательщик обнаружил ошибки в показателях соответствующей регистрационной записи раздела 8.

После выбора этого значения в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка, в которой следует указать правильные значения (рис. 11).

Рис. 11.jpg

Рис. 12.jpg

Рис. 13.jpg

Рис. 14.jpg

В табличной части открывшейся формы Пояснения к декларациибудут размещены только необработанные записи, то есть те, которые не направлялись в налоговый орган в предыдущих пояснениях (рис. 15). Пояснения, ранее подготовленные и направленные налоговому органу, можно просмотреть, пройдя по гиперссылке Ранее отправленные пояснения.

Рис. 15.jpg

Рис. 16.jpg

Как подготовить письменный ответ

Если согласно поступившему Требованию (рис. 2) необходимо представить пояснения по выявленным несоответствиям в разделах 1-7 налоговой декларации или нарушениям контрольных соотношений показателей декларации, то необходимо нажать на кнопку Подготовить пояснениядокумента Требование о представлении пояснений и выбрать в открывшемся списке значение Письмом (рис. 17).

Рис. 17.jpg

После выполнения выбранной команды откроется форма Ответ на требование, в разделе Содержание которой можно подготовить любое письменное пояснение по тем несоответствиям (расхождениям), по которым у налогового органа возникли вопросы.

При необходимости с помощью кнопки Добавить можно прикрепить к ответу любые документы, подтверждающие представленные пояснения (рис. 18). Ознакомиться с требованиями к представляемым документам можно, пройдя по гиперссылке Требование к изображениям.

Рис. 18.jpg

Рис. 19.jpg

Всю информацию, направленную налоговому органу, можно также увидеть в списке документов, открываемом по гиперссылкеПисьма (раздел - Отчеты, подраздел – 1С-Отчетность, гиперссылка - Письма) (рис. 20).

Читайте также: