Как отказаться от земельного участка чтобы не платить налог на имущество

Обновлено: 18.05.2024

Все чаще и чаще для граждан становится актуальным вопрос отказа от права собственности на землю. Возможно, это связано с тем, что какое-то время назад земельные участки передавались от государства на безвозмездной основе. Кроме того, распространены случаи передачи земли по наследству.

Но с течением времени такие наделы оказываются заброшенными их собственниками, а фактическая принадлежность подтверждается только документами. Что делать, если имеющийся отрезок земли приносит одни убытки? Как отказаться от своего права на участок? Ответы на эти и другие вопросы можно будет узнать, прочитав данную статью.

Законодательство

Напрямую отказ от права собственности на земельный надел предусмотрен в статье 53 Земельного кодекса РФ. В ней говорится, что отказаться от участка могут и граждане и организации, но для этого нужно соблюсти ряд условий и пройти определенную процедуру.

Возможность отказаться от имущества в целом содержится и в ГК РФ, статье 236.


Но в ней не конкретизированы действия, которые будут считаться таким отказом. Говорится только о том, что это должно быть изъявление желания, оформленное в официальном порядке.

Отказ от права собственности – это, можно сказать, крайняя мера отчуждения земли. Если собственнику не удалось найти правопреемника через куплю-продажу или дарение и другие виды сделок по отчуждению, закон предоставляет ему право просто отказаться от надела в пользу государства, в лице определенного органа.

Когда можно отказаться от права собственности на участок

Прекратить свое право собственности на земельный надел через официальный отказ гражданин или организация могут тогда, когда нет никаких явных препятствий, не позволяющих им это сделать.

предоставление налоговых льгот

То есть гражданину можно свободно отказываться от своего права, если имеется участок, на котором:

  • Отсутствуют какие-либо здания, строения и сооружения, принадлежащие этому же гражданину.
  • Есть незначительные обременения. Например, установлен сервитут – это возможность проезда или прохода через этот участок земли для других людей.


Как правило, потребность в отказе от участка земли возникает тогда, когда он длительное время не используется.

Например, из-за неудобства расположения, неплодородности почвы, небольшой площади участков многие земли просто забрасываются их хозяевами.

Несмотря на фактическое неиспользование участка, собственник должен нести весьма обременительную налоговую обязанность и платить налог за землю, размер которого только растет из года в год.

Решением возникшей проблемы может быть только официальный отказ от права на земельный надел.

Когда нельзя отказаться

налоговая декларация

Напротив, отказ от права собственности на земельный участок не допустим в следующих случаях.

На нем расположены здания, строения и сооружения, которые также относятся к собственности гражданина или юрлица, желающего отказаться от участка.

Если гражданин хочет отказаться от земельного участка как части наследства. То есть если земельный надел, наряду с другим имуществом, достался ему по наследству, он не может отказаться только от него. Он может либо отказаться от всего завещанного, либо принять всю наследственную массу, которая ему причитается.

Как отказаться от земельного участка, находящегося в собственности: пошаговая инструкция

самостоятельное составление ситуационного плана

Если гражданин решил добровольно отказаться от принадлежащей ему земли, ему нужно совершить следующие действия:


Заявление должно иметь письменный вид, то есть написано от руки или напечатано на компьютере.

Для него есть специально установленная форма, бланк которой можно получить в отделении Росреестра или скачать на его официальном сайте, а также попросить у адвоката или нотариуса.

заполнение налоговой декларации

Такое заявление должно иметь следующую структуру:

расчет размера налога

Какое приложение необходимо сформировать к рассматриваемому документу:

  • документ, доказывающий право на участок земли (например, свидетельство о праве собственности, либо распоряжение о закреплении надела, выписка из распоряжения или иной акт, выданный госорганом); (если таковой имеется в наличии);
  • копия паспорта (если отказывается гражданин);
  • копия свидетельства о госрегистрации юридического лица и выписка из ЕГРЮЛ (если заявитель – организация);
  • также от юрлица потребуется согласие на отказ от участка, выданное учредителем организации;
  • нотариально заверенная доверенность на представителя (если заявление подается или подписывается другим лицом).

Бывают такие ситуации, когда у заявителя какие-то документы на землю могут быть утеряны. Тогда специалисты Росреестра запросят их у тех органов, которые такие документы выдают.

ипотека на покупку земельного участка

Пользование землей общего пользования регулируется законодательством РФ.

Какие банки предлагают ипотеку на покупку земельного участка? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

Иногда при покупке земельного участка требуется составить договор аванса. Как это сделать, вы можете узнать здесь.

Какие проблемы могут возникнуть

Если нет никаких препятствий для отказа от земли, то особых проблем с оформлением этой процедуры быть не должно.

Для правильного и оперативного оформления и сбора всех необходимых документов, лучше обратиться за помощью к юристу. Ведь в случае неправильного заполнения заявления нужно будет его переделывать, а на это уйдет много времени.

На практике встречается и такая проблема. Если гражданин решил отказаться от участка, переданного ему по наследству, по принятому заявлению ему будет отказано.


А все потому что, в такой ситуации преимущественное право на приобретение части наследства имеют остальные наследники.

заполнение документов

Поэтому участок не может быть передан в ведение муниципалитета, а должен достаться одному из других претендентов на наследство. Если же все остальные наследники выразили письменный отказ, тогда такая земля может быть отчуждена в порядке добровольного отказа в пользу местного земельного фонда.

Бывший собственник должен помнить, что он может вновь стать обладателем того участка, от которого он отказался. Восстановить право собственности можно в течение 1 года с момента регистрации участка в собственность муниципалитета. О восстановлении своих прав необходимо будет также написать заявление и подать его в Росреестр.

Если же за год бывший собственник не изъявил желание вернуть свою землю, такой участок будет реализован местными властями в порядке, установленном законом. Землю реализуют как бесхозное имущество, либо она будет отдана под консервацию.

Можно ли отказаться от права собственности на объект недвижимости и как это сделать?

Большинство людей знают, что такое право собственности на недвижимое имущество, но мало, кто задумывается, что от него можно отказаться. А мы знаем о недвижимости всё и с радостью делимся своими знаниями с Вами!

В данном материале мы поговорим о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы отказаться от права собственности на такие объекты, как здание, сооружение, помещение. Процедура отказа от права собственности на земельный участок немного отличается, поэтому здесь мы её затрагивать не будем.

1. Что означает отказ от права собственности на недвижимость?

Владеть недвижимостью - это не только обладать ею на праве собственности и получать от этого материальные и нематериальные блага. Каждый собственник также несёт ответственность по содержанию такой недвижимости (оплата налогов, поддержание объекта в удовлетворительном состоянии и т.д.).

В жизни возникают такие ситуации, когда владельцу в силу некоторых обстоятельств, становится непосильно содержать принадлежащую ему недвижимость. А продать или подарить её не предоставляется возможным по тем или иным причинам. В таком случае законом предусмотрена возможность добровольного отказа от собственности в пользу государства. Сделать это могут как физические, так и юридические лица. А вот государственные органы власти и органы местного самоуправления лишены такого права.



Отказаться можно только от объектов недвижимости, принадлежащих Вам на законных основаниях.

2. Порядок действий при отказе от собственности

Если Вы приняли решение оформить отказ от права собственности на недвижимость, то необходимо соблюсти следующие этапы:

Обратитесь с заявлением об отказе от права собственности на принадлежащее Вам имущество в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости (администрацию городского, сельского поселения либо городского округа). Если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, то заявление необходимо подавать в исполнительный орган государственной власти указанных городов (соответствующие департаменты (комитеты) по управлению имуществом).

Такое заявление оформляется в свободной форме с точным указанием, что Вы отказываетесь от права собственности на конкретный объект недвижимости, в ином случае Вам могут отказать. Представить такое заявление можно посредством личного обращения либо почтового отправления.

К заявлению необходимо приложить копии правоустанавливающих документов, свидетельствующих о наличии у Вас права собственности на объект недвижимости (эти копии могут быть удостоверены либо нотариально, либо должностным лицом органа МСУ, на основании представленных Вами оригиналов).

С момента, как Вы подадите заявление об отказе от собственности, Ваш объект приобретет режим бесхозяйной вещи.

Обращение муниципалитета или соответствующего органа власти городов федерального назначения в порядке межведомственного информационного взаимодействия в Росреестр с заявлением о принятии на учет объекта недвижимости как бесхозяйного.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о собственнике объекта недвижимости.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • заявление собственника или уполномоченного им на то лица об отказе от права собственности;
  • копии правоустанавливающих документов.

Государственная пошлина за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Принятие Росреестром на учет бесхозяйного объекта недвижимости, путем внесении соответствующих сведений в ЕГРН, осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня приема заявления от муниципалитета или соответствующего органа власти.

В течение 5 рабочих дней со дня приема на учет Росреестр направит заявителю (органу местного самоуправления либо соответствующему органу власти) и Вам, как лицу, отказавшемуся от права собственности, уведомление о принятии на учет объекта бесхозяйного имущества.

Если Вы вдруг передумали, то можете до признания судом права муниципальной (государственной) собственности на такой объект недвижимости, изменить свое решение и обратиться в Росреестр с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение. В этом случае объект недвижимости снимается с учета в качестве бесхозяйного.

Получение уведомления из Росреестра о регистрации муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, от которого Вы отказались.

Судебный акт о признании права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, от права на который Вы отказались, будет являться основанием для государственной регистрации в ЕГРН права собственности соответствующего муниципального образования, что в свою очередь послужит основанием для снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного.

После проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, Ваше право собственности на такой объект будет прекращено.

Однако до этого этапа Вы будете являться собственником, и должны будете выполнять следующие обязанности:

  • оплачивать налоги на имущество;
  • ухаживать за имуществом и содержать его, в том числе оплачивать жилищно-коммунальные услуги;
  • нести ответственность, если в результате определенных действий Ваша недвижимость стала причиной ущерба кому или чему-либо.

Также обратите внимание на следующие нюансы:

Теперь Вы знаете, как отказаться от собственности, которая доставляет Вам только хлопоты!

Все чаще и чаще для граждан становится актуальным вопрос отказа от права собственности на землю. Возможно, это связано с тем, что какое-то время назад земельные участки передавались от государства на безвозмездной основе. Кроме того, распространены случаи передачи земли по наследству.

Но с течением времени такие наделы оказываются заброшенными их собственниками, а фактическая принадлежность подтверждается только документами. Что делать, если имеющийся отрезок земли приносит одни убытки? Как отказаться от своего права на участок? Ответы на эти и другие вопросы можно будет узнать, прочитав данную статью.

Законодательство

Напрямую отказ от права собственности на земельный надел предусмотрен в статье 53 Земельного кодекса РФ. В ней говорится, что отказаться от участка могут и граждане и организации, но для этого нужно соблюсти ряд условий и пройти определенную процедуру.

Возможность отказаться от имущества в целом содержится и в ГК РФ, статье 236.


Но в ней не конкретизированы действия, которые будут считаться таким отказом. Говорится только о том, что это должно быть изъявление желания, оформленное в официальном порядке.

Отказ от права собственности – это, можно сказать, крайняя мера отчуждения земли. Если собственнику не удалось найти правопреемника через куплю-продажу или дарение и другие виды сделок по отчуждению, закон предоставляет ему право просто отказаться от надела в пользу государства, в лице определенного органа.

Когда можно отказаться от права собственности на участок

Прекратить свое право собственности на земельный надел через официальный отказ гражданин или организация могут тогда, когда нет никаких явных препятствий, не позволяющих им это сделать.

предоставление налоговых льгот

То есть гражданину можно свободно отказываться от своего права, если имеется участок, на котором:

  • Отсутствуют какие-либо здания, строения и сооружения, принадлежащие этому же гражданину.
  • Есть незначительные обременения. Например, установлен сервитут – это возможность проезда или прохода через этот участок земли для других людей.


Как правило, потребность в отказе от участка земли возникает тогда, когда он длительное время не используется.

Например, из-за неудобства расположения, неплодородности почвы, небольшой площади участков многие земли просто забрасываются их хозяевами.

Несмотря на фактическое неиспользование участка, собственник должен нести весьма обременительную налоговую обязанность и платить налог за землю, размер которого только растет из года в год.

Решением возникшей проблемы может быть только официальный отказ от права на земельный надел.

Когда нельзя отказаться

налоговая декларация

Напротив, отказ от права собственности на земельный участок не допустим в следующих случаях.

На нем расположены здания, строения и сооружения, которые также относятся к собственности гражданина или юрлица, желающего отказаться от участка.

Если гражданин хочет отказаться от земельного участка как части наследства. То есть если земельный надел, наряду с другим имуществом, достался ему по наследству, он не может отказаться только от него. Он может либо отказаться от всего завещанного, либо принять всю наследственную массу, которая ему причитается.

Как отказаться от земельного участка, находящегося в собственности: пошаговая инструкция

самостоятельное составление ситуационного плана

Если гражданин решил добровольно отказаться от принадлежащей ему земли, ему нужно совершить следующие действия:


Заявление должно иметь письменный вид, то есть написано от руки или напечатано на компьютере.

Для него есть специально установленная форма, бланк которой можно получить в отделении Росреестра или скачать на его официальном сайте, а также попросить у адвоката или нотариуса.

заполнение налоговой декларации

Такое заявление должно иметь следующую структуру:

расчет размера налога

Какое приложение необходимо сформировать к рассматриваемому документу:

  • документ, доказывающий право на участок земли (например, свидетельство о праве собственности, либо распоряжение о закреплении надела, выписка из распоряжения или иной акт, выданный госорганом); (если таковой имеется в наличии);
  • копия паспорта (если отказывается гражданин);
  • копия свидетельства о госрегистрации юридического лица и выписка из ЕГРЮЛ (если заявитель – организация);
  • также от юрлица потребуется согласие на отказ от участка, выданное учредителем организации;
  • нотариально заверенная доверенность на представителя (если заявление подается или подписывается другим лицом).

Бывают такие ситуации, когда у заявителя какие-то документы на землю могут быть утеряны. Тогда специалисты Росреестра запросят их у тех органов, которые такие документы выдают.

ипотека на покупку земельного участка

Пользование землей общего пользования регулируется законодательством РФ.

Какие банки предлагают ипотеку на покупку земельного участка? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

Иногда при покупке земельного участка требуется составить договор аванса. Как это сделать, вы можете узнать здесь.

Какие проблемы могут возникнуть

Если нет никаких препятствий для отказа от земли, то особых проблем с оформлением этой процедуры быть не должно.

Для правильного и оперативного оформления и сбора всех необходимых документов, лучше обратиться за помощью к юристу. Ведь в случае неправильного заполнения заявления нужно будет его переделывать, а на это уйдет много времени.

На практике встречается и такая проблема. Если гражданин решил отказаться от участка, переданного ему по наследству, по принятому заявлению ему будет отказано.


А все потому что, в такой ситуации преимущественное право на приобретение части наследства имеют остальные наследники.

заполнение документов

Поэтому участок не может быть передан в ведение муниципалитета, а должен достаться одному из других претендентов на наследство. Если же все остальные наследники выразили письменный отказ, тогда такая земля может быть отчуждена в порядке добровольного отказа в пользу местного земельного фонда.

Бывший собственник должен помнить, что он может вновь стать обладателем того участка, от которого он отказался. Восстановить право собственности можно в течение 1 года с момента регистрации участка в собственность муниципалитета. О восстановлении своих прав необходимо будет также написать заявление и подать его в Росреестр.

Если же за год бывший собственник не изъявил желание вернуть свою землю, такой участок будет реализован местными властями в порядке, установленном законом. Землю реализуют как бесхозное имущество, либо она будет отдана под консервацию.

Вопрос отказа от собственности на землю вполне актуален. В сложной экономической ситуации, у граждан не всегда есть возможность оплачивать налоги или обеспечивать содержание своего надела. В итоге, чтобы избежать проблем, владельцы предпочитают оформить отказ от права собственности на земельный участок.


Я прошла через эту процедуру, и сегодня уже не являюсь владельцем земли, но сразу скажу, что пришлось потратить немало времени и некоторые средства, чтобы добиться желаемого. Моя статья посвящена тому, как отказаться от земли, находящейся в собственности, куда обратиться и какие документы для этого оформить.

Законодательное регулирование вопроса

Поскольку я не имела представления о том, как отказаться от земельного участка находящегося в собственности, решила начать с обращения к российскому законодательству.


Раньше, земли передавались от государства гражданам безвозмездно. Разрешалось оформлять наделы в собственность и передавать по наследству. Со временем, земли оказалось заброшенными и пришли в упадок, что стало причиной для назначения штрафов и других взысканий.

Чтобы решить такую проблему, в ст. 53 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность отказа от надела. Также, регулирует вопрос, ст. 236 ГК РФ. Здесь указаны действия со сторон владельца, которые могут быть расценены как отказ. Воспользоваться таким способом могут граждане и компании, но потребуется пройти через специальное оформление.

Отказ от пользования территорией – это самая кардинальная мера. Обычно, к такому варианту прибегают люди, которые не смогли найти человека, желающего купить или получить территорию в подарок.

При каких условиях можно отказаться от прав на земельный надел?

Основанием для завершения права распоряжения земельной территорией станет заявление гражданина об отказе. Кроме того, не должно быть никаких обстоятельств, не позволяющих провести процедуру. В качестве препятствий можно указать:


  • присутствие зданий и сооружений на территории, принадлежащей заявителю;
  • наличие обременений на участке, к примеру, запрет на отчуждение.

Здесь важно отметить, что сервитут не всегда является препятствием по отказу от земельного надела. Обычно, причиной для инициации такой процедуры может стать невозможность пользования имуществом. Негативно может сказаться неудобное расположение, неплодородность почвы или небольшая площадь. За участок придется платить налоги, что тоже весьма обременительно. В результате, люди предпочитают отказаться от надела добровольно.

В каком случае отказаться от земли нельзя?

Есть ряд обстоятельств, когда оформить отказ от земельной территории не получится. Это связано с тем, что на земле может находиться постройка или сооружение, считающиеся собственностью гражданина.

Когда человек хочет отказаться от участка, полученного по наследству вместе с другим имуществом, сделать он этого не сможет. По закону, при наследовании, преемник обязан оформить отказ от всей наследуемой массу или полностью принять имущество.

Пошаговая инструкция по отказу от земельного участка, находящегося в собственности

Если владелец решил добровольно отказать от надела, ему придется выполнить ряд действий. В качестве помощи можно использовать представленную пошаговую инструкцию:

  1. Посетить ведомство, которое наделено компетенцией решать такие вопросы. Обычно, речь идет об отделении Росреестра по месту расположения земли.
  2. Составить и подать заявление о прекращении права собственности на землю, на основании отказа. При наследовании заявка рассматривается муниципалитетом, а в случае приобретения земли на основе купчей, обращаться нужно в Росреестр.
  3. Получить справку, где указан номер регистрации и перечень принятых документов. Срок рассмотрения обращения составляет до 30 суток, а потом, выносится решение. Гражданин должен быть уведомлен в течение 3-ех рабочих дней.
  4. В течение недели, документы направляются из администрации в Росреестр для проведения регистрации.
  5. Владельцем земли становится гос.ведомство. Все данные регистрируются в Росреестре, в Госкадастре и в ФНС.
  6. В течение пяти суток гражданину должно быть направлено уведомление, что его право на земельный надел прекращено.

Заявление должно быть составлено правильно. Лучше воспользоваться стандартным образом и бланком, который легко сказать на сайте муниципалитета или Росреестра.

Какие документы могут потребоваться?

Помимо стандартного обращения нужно будет подготовить целый перечень обязательных бумаг. В список войдут такие документы:


  • свидетельство о праве собственности на землю;
  • кадастровый паспорт;
  • копия гражданского паспорта владельца;
  • доверенность на имя представителя, если документы подает третье лицо.

Если документация утрачена, то специалисты регистрирующей организации сделать запрос уже в рабочем порядке. В отсутствие препятствий для отказа от земли, никаких проблем в проведении возникнуть не должно. При появлении сложностей, стоит привлечь опытного юриста.

Заключение

Представленная информация может оказаться полезной людям, оказавшимся в подобной ситуации. В результате написанного можно сделать выводы:

Читайте также: