Как оптимизировать налоги с зарплаты

Обновлено: 25.06.2024

Анализ судебной практики показывает, что контролирующие органы проявляют к подобным схемам повышенное внимание. Поэтому для минимизации рисков налогоплательщику важно тщательно следить за тем, чтобы схема сохраняла экономический смысл, а формальные взаимоотношения её участников имели место в действительности. Кроме того, нельзя забывать о значении документального оформления выбранной схемы.

Пренебрежение необходимыми мерами предосторожности грозит плательщику крайне негативными налоговыми последствиями.

В настоящей статье мы постараемся осветить нюансы оформления отношений с индивидуальными предпринимателями.

Налоговая выгода от использования такого варианта оформления отношений весьма ощутима: юридическому лицу не нужно облагать выплачиваемое физическому лицу вознаграждение страховыми взносами. Кроме того, само вознаграждение облагается не 13% (НДФЛ), в случае выплаты, как физическому лицу, а единым налогом либо 6% со всей суммы полученного дохода, либо по ставке до 15% с доходов, уменьшенных на величину понесенных расходов.

Ниже для наглядности приведено сравнение ставок налогов и взносов во внебюджетные фонды, подлежащих уплате в отношении ИП и штатного работника.

Сравнение налогового бремени

Категория

Налог

Пенс. страх

ФСС

ФОМС

Травматизм

Итого налогов

6% или 15% по УСН

Фиксированный платеж в ПФР (в 2012 году составляет 17208.25 руб.)

Единый налог по УСН + ПФР

Работник в штате

Таким образом, при условном окладе 20 000 руб. сопоставим объемы годовых платежей в бюджет.

Работник в штате

ИП 6%

Личные затраты

Затраты компании

Личные затраты

Затраты компании

НДФЛ 2600 руб./мес.

Взносы 6040 руб./мес.

Единый налог 1200 руб./мес. + ПФР 4302 руб./ квартал

Всего:

103680,60 руб.

31608,25 руб.

Кроме того, в договор с индивидуальным предпринимателем можно включить дополнительные условия, которые недопустимы в трудовых соглашениях. Например, в нем можно предусмотреть выплату неустойки в случае расторжения договора по инициативе одной из сторон. Это не позволит физическому лицу - индивидуальному предпринимателю внезапно бросить работу и без серьезных последствий прекратить отношения с работодателем.

Очевидно, что в осуществлении такого способа сотрудничества могут быть заинтересованы обе стороны - как сам работник (исполнитель), так и работодатель (заказчик).

Данный способ оптимизации не является новым и давно известен налоговым органам. Суды часто рассматривают споры по обоснованности налоговой выгоды от применения подобных схем, однако однозначная позиция по этому вопросу еще не выработана.

Наибольший интерес по рассматриваемой теме представляет определение ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № ВАС-2114/09. Судьи ВАС РФ отказали налоговикам в пересмотре дела в порядке надзора, косвенно признав тем самым законность подобной оптимизации. Исходя из анализа арбитражной практики, шанс для компании доказать свою правоту в суде зависит прежде всего от обоснованности такой операции. И, конечно, от тщательного документального оформления, при котором налоговые инспекторы не смогут переквалифицировать гражданско-правовые отношения в трудовые.

Суть вышеназванного дела сводится к следующему: по результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией было вынесено решение о доначислении налогоплательщику сумм НДФЛ, ЕСН, пенсионных взносов. Основанием для данного решения послужил вывод налоговой инспекции о том, что индивидуальные предприниматели (72 человека), оказывающие организации услуги по гражданско-правовым договорам, фактически являлись работниками налогоплательщика. При этом налоговая инспекция ссылалась на следующие обстоятельства:

  • договоры с индивидуальными предпринимателями носили длительный характер;
  • регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей и их переход на УСН осуществлялись централизованно;
  • все предприниматели имели счета в одном банке;
  • некоторые предприниматели обеспечивались мобильной связью и спецодеждой;
  • с некоторыми предпринимателями были подписаны договоры о полной материальной ответственности;
  • отдельные выполняемые предпринимателями по гражданско-правовым договорам обязанности (в частности, кассира) могли выполняться только работниками организации.

Однако судебные инстанции не поддержали налоговую инспекцию, указав, что заключенные с предпринимателями договоры не содержат таких существенных условий трудового договора, как:

  • место работы (с указанием структурного подразделения);
  • дата начала работы;
  • наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретной трудовой функции (в штатном расписании организации вообще отсутствовали должности и специальности, соответствующие услугам, оказываемым предпринимателями);
  • режим работы и отдыха;
  • условия оплаты труда;
  • виды и условия социального страхования.

В то же время из текстов заключенных с индивидуальными предпринимателями договоров следовало, что они содержат все существенные условия гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, а именно: определены точные параметры осуществляемой в интересах заказчика деятельности, установлено, что оплата оказанных исполнителем услуг производилась после подписания акта приема-сдачи услуг обеими сторонами, оплата производилась в размере, оговоренном сторонами в акте приема-сдачи услуг.

Существенное значение имели также данные предпринимателями объяснения, из которых следовало, что они осознанно заключили с организацией гражданско-правовые договоры в качестве индивидуальных предпринимателей, при этом организация их деятельности не имела признаков трудовых отношений.

Кроме того, важно, чтобы услуги (работы), оказываемые индивидуальными предпринимателями в рамках гражданско-правовых договоров, не дублировали должностные обязанности штатных сотрудников налогоплательщика. В противном случае, экономическую оправданность расходов по оплате услуг индивидуальных предпринимателей доказать будет очень сложно.

Многое также зависит от грамотного оформления договоров с индивидуальными предпринимателями. Ниже приведены условия, которые недопустимо включать в тексты гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями.

Условия

Комментарии

2. Должность в соответствии со штатным расписанием

Исполнитель, оказывающий услуги (выполняющий работы) в рамках гражданско-правового договора, не относится к числу штатных работников, в связи с чем недопустимо предусматривать должность исполнителя в соответствии со штатным расписанием.

3. Испытание при приеме на работу

Для гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями это условие не приемлемо. Следует использовать аналогичные гражданско-правовые конструкции, например, возможно предусмотреть право заказчика на досрочное одностороннее расторжение договора с индивидуальным предпринимателем в случае ненадлежащего оказания услуг (выполнения работ)

4. Режим рабочего времени и времени отдыха, подчинение внутреннему трудовому распорядку

В рамках гражданско-правового договора заказчик вряд ли имеет право навязывать исполнителю соблюдение определенного режима рабочего времени и времени отдыха. Предполагается, что исполнитель сам определяет оптимальное время и трудоемкость при оказании конкретных услуг (выполнении работ). Однако в случае, если услуга оказывается исполнителем на территории заказчика, в тексте гражданско-правового договора возможно предусмотреть обязанность исполнителя соблюдать режим доступа и нахождения на территории заказчика.

5. Заработная плата

В рамках гражданско-правового договора с индивидуальным предпринимателем должна предусматриваться оплата оказанных услуг (выполненных работ) и механизм расчета размера такой оплаты. При этом недопустимо использовать при расчете размера оплаты табели учета рабочего времени.

6. Полная материальная ответственность, дисциплинарная ответственность

7. Пособия (в т.ч. выходные пособия, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и др.)

Все перечисленные институты относятся к трудовому праву и связаны с защитой и обеспечением прав работников. Для гражданско-правовых отношений они неприменимы.

8. Отпуска, компенсация неиспользованного отпуска

9. Иные гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством (связанные с обучением, командировками, получением травмы на производстве, обязательным социальным страхованием работника и др.)

При включении перечисленных условий в договоры с индивидуальными предпринимателями возникают риски переквалификации таких отношений из гражданско-правовых в трудовые.

Помимо содержания договоров есть и иные критерии, указывая на которые, налоговая может переквалифицировать договоры с индивидуальными предпринимателями в трудовые, начислить налоги, страховые взносы, штрафы и пени.

Так, например, когда компания выводит за штат практически всех своих работников, сокращая численность с 200 до 20 человек, и одновременно привлекает этих же людей, но уже имеющих статус ИП – это как минимум выглядит странно. Перспективы такой налоговой оптимизации в суде сомнительны. Налоговый орган обязательно будет указывать, что сокращение персонала не оказало никакого влияния на деятельность компании, а также, что новые работники (предприниматели) выполняют те же самые функции, что и сокращенные.

Есть еще ряд условий, несоблюдение которых могут способствовать переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые:

  • Оплата процесса труда (а не его конечного результата). Оплата должна производиться только за фактически выполненную работу.
  • Обеспечение работнику соответствующих условий труда на безвозмездной основе. В случае, если предприниматель выполняет работу в офисе заказчика или использует его технические средства (ноутбук, принтер и т.д.), то такое использование должно носить возмездный характер.
  • Обеспечение предпринимателей услугами бухгалтера, в т.ч. составление и сдача отчетности централизованно и на безвозмездной основе.
  • Индивидуальный предприниматель работает на единственного заказчика. ИП должен осуществлять реальную предпринимательскую деятельность, а не помогать работодателю сэкономить на налогах.

Учитывая все перечисленные выше нюансы, можно выработать определенные рекомендации налогоплательщикам, которые рискнут применить схему оформления отношений с ИП:

Вера Солянкова, фото из личного архива

Вера Солянкова, фото из личного архива

Налоговая оптимизация — деятельность физического лица или собственника бизнеса (любого налогоплательщика), которая снижает размер налоговых платежей и приводит к увеличению финансового результата организации или предприятия.

Не стоит путать оптимизацию зарплатных налогов с уклонением от их уплаты. Процедура считается законной при использовании налоговых льгот, освобождений и других преимуществ, предоставленных государством. В нашей практике встречались случаи, когда манипуляции с ФСЗН заканчивались судебными разбирательствами: обвинениями в противоправном дроблении бизнеса с последующим уголовным наказанием. Предлагаем 2 способа законно сэкономить на зарплатных налогах.

Льготы, матпомощь и премии: как это поможет оптимизировать налоги

Первый способ — воспользоваться особыми правовыми режимами ведения бизнеса, которые предполагают льготные тарифы налогообложения. Платежи в госбюджет, связанные с выплатой заработной платы своим сотрудникам, остаются обязательными, однако имеют некоторые послабления. Например, страховые взносы начисляются не с фактической заработной платы работника, а со средней по стране.

Допустим, программист в Беларуси зарабатывает приблизительно $ 1864 или около 4670 бел. рублей. Средняя заработная плата по стране при этом составляет около 1420 бел. рублей (около $ 561).

  • Без применения льгот ПВТ собственник ИТ-компании заплатит с одного сотрудника 34% — 1587 бел. рублей (около $ 630) и удержит 1% из его заработной платы — около 47 бел. рублей (около $ 19). То есть в итоге отчисления в ФСЗН составят 1634 бел. рубля (около $ 650)
  • С применением льгот ПВТ цифры получатся гораздо приятнее для собственника: 34% с одного сотрудника — 483 бел. рубля (около $ 192) и 1% удержаний с заработной платы работника — около 14 бел. рублей (около $ 6) = 497 бел. рублей (около $ 198).

Второй способ — замена части зарплаты выплатами, которые не облагаются налогами.

Многие организации выдают премии своим работникам к отпускам и знаменательным датам (свадьба, рождение ребенка), но не все знают, что правильная подготовка пакета документов социальных выплат может значительно уменьшить налоговые отчисления компании.

Фото из личного архива Веры Солянковой

Фото из личного архива Веры Солянковой

1. Единовременная материальная помощь на оздоровление. Чтобы к выплате сотрудника к отпуску не начислили взносы ФСЗН и БГС, необходимо выполнить следующие условия:

  • Провести выплату по документам как единовременную материальную помощь к трудовому отпуску
  • Оформить матпомощь официально через приказ руководителя организации
  • Выплачивать премию работнику единовременно при предоставлении трудового отпуска или его части (не чаще 1 раза в год)
  • Прописать размер и частоту выплат в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре
  • Не превышать размер премии, указанный в локальных нормативных правовых актах организации или трудовом договоре/дополнительном соглашении с работником.

Если матпомощь сотрудника к отпуску вписывается в установленный законодательством лимит на соцвыплаты (с 1 января 2021 года — 2272 бел. рубля (около $ 904) для основных работников и 150 бел. рублей (около $ 60) для совместителей), с нее не исчисляется подоходный налог (начисляется только с суммы превышения). Также матпомощь можно отнести на расходы при исчислении налога на прибыль.Такие расходы включаются в прочие нормируемые затраты — в пределах 1% от выручки в течение года.

Подобную схему оптимизации налогов выгодно использовать компаниям, у которых заработная плата состоит из оклада и премии, так как в отпускной месяц сотрудника денежный бонус к отпуску можно заменить на матпомощь на оздоровление.

Приведем пример:

10 бел. рублей (около $ 4)

340 бел. рублей (около $ 136)

Работник получает к выплате

(1000 — 1000×1% — 1000×13%)

Затраты компании на выплату премии и налогов с нее

(860 + 350 + 6 + 130)

2. Матпомощь в связи с разными обстоятельствами. От подоходного налога освобождается не только денежный бонус на оздоровление, но и матпомощь по целому ряду причин:

  • Вступление в брак
  • Рождение ребенка
  • Уход за ребенком
  • Выход на пенсию
  • Болезнь близких родственников
  • Смерть члена семьи
  • Стихийное бедствие
  • Чрезвычайная ситуация
  • Тяжелое материальное положение и т.д.

При максимальном размере социальной выплаты для основного работника — 2272 бел. рубля (около $ 904) — экономия на подоходном налоге с одного сотрудника составит 2272×13% = около 295 бел. рублей (около $ 117). При штате в 100 человек сумма будет гораздо серьезнее — $ 11 700.

При использовании матпомощи для сотрудника по случаю женитьбы или замужества, а также рождения ребенка вместо обычной премии экономия для компании будет еще больше, так как с этих бонусов не нужно уплачивать не только подоходный налог, но и взносы в ФСЗН.

Чтобы грамотно оформить выплату, необходимо выполнить несколько простых шагов.

  • Написать заявление на предоставление матпомощи
  • Предъявить копию свидетельства о браке или свидетельства о рождении ребенка.
  • Предоставить положение об оказании матпомощи
  • Оформить приказ руководителя на предоставление матпомощи
  • Утвердить порядок оказания матпомощи в локальном правовом акте (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении об оказании материальной помощи, трудовом договоре).

С премии к знаменательным датам необходимо уплачивать взносы в ФСЗН (35%) и БГС (0,6%), однако они не облагаются подоходным налогом в пределах установленного законодательством лимита на соцвыплаты (с 1 января 2021 года — 2272 бел. рубля (около $ 904) для основных работников и 150 бел. рублей (около $ 60) для совместителей) и не учитываются в затратах для налога на прибыль.

Льгота предоставляется в течение года совокупно на все виды матпомощи. Чтобы ею воспользоваться, необходимо выполнить следующие условия:

  • Официально оформить положение о премировании сотрудника
  • Подпись руководителя в приказе о предоставлении премии.

Использование премии к празднику выгодно для компаний, у которых нет налога на прибыль (резиденты ПВТ, компании на упрощенной системе налогообложения, а также компании с убытками) и заработная плата которых состоит из оклада и премии.

При системе оклад + премия в праздничные месяцы можно заменить стандартный бонус на премию к празднику.

Например, в компании работают 100 человек. Вместо стандартных бонусов по результатам уходящего года собственник бизнеса может выплатить сотрудникам премию к Новому году (в пределах лимита на соцвыплаты). Возьмем условную сумму в 1500 бел. рублей (около $ 595). Экономия на подоходном налоге составит: 100 чел. х 1500 руб. х 13% = 19 500 бел. рублей (около $ 7747).

Стоит учитывать, что премия к празднику не идет в расчет больничного и отпускных. Из-за такого бонуса сотрудник может получить меньше отпускных.

Оптимизация или все-таки уклонение? Почему мы не включили в список привлечение ИП

Для некоторых работ компаниям выгоднее привлекать подрядчиков в виде ИП — за них не нужно платить ни ФСЗН, ни страховые взносы. Вместо того чтобы держать в штате бухгалтера, юриста, маркетолога, уборщицу, можно заказывать бухгалтерские, юридические, маркетинговые, клининговые и другие услуги.

В чем подвох данного способа оптимизации зарплатных налогов? Нельзя просто открыть ИП на сотрудника, который работает в вашей компании на постоянной основе. Если предприниматель подчиняется внутренним правилам и графику заказчика, получает у него заработную плату, но чисто формально оформлен как ИП — налоговые органы это обнаружат.

Чтобы законно воспользоваться таким методом оптимизации налогов, важно понимать, что подрядчики ИП — не ваши подчиненные. Они должны работать на нескольких заказчиков без привязки к офису какой-либо компании и получать оплату за результат, а не фиксированную зарплату за сам факт работы.

Фото из личного архива Веры Солянковой

Фото из личного архива Веры Солянковой

Собственнику компании нужно понимать разницу между гражданско-правовыми отношениями и трудовыми, а также правильно составлять договоры оказания услуг и другие документы (акты, отчеты исполнителя и т.п.). Я рекомендую обратиться за помощью к специалистам, прежде чем прибегать к данной схеме оптимизации налогов.

Вывод

У предпринимателей есть возможность снизить налоговую нагрузку, не прибегая к заработной плате в конвертах. Важно действовать в рамках закона, чтобы избежать претензий контролирующих органов и возможных последствий.

Читайте также: