Как оформить водителя без налогов

Обновлено: 04.07.2024

- Я ИП, работаю как партнер Убера, у меня 30 водителей, я беру себе комиссию 5%, я готов платить налог только с этих 5%, как мне законно все оформить?

- У меня ООО, работаем с 50 водителями, какую систему налогообложения выбрать?

Ответы на эти вопросы и многие другие Вы можете узнать в специальной статье.

Немного истории, или почему все так сложилось?

Вы можете справедливо заметить, а где же в этой цепочке партнер? Да, мы его пока намеренно не указали, потому что по-хорошему схема такой и должна быть. Но жизнь сложилась так, что появились партнеры. Вот 2 основные предпосылки:

- агрегатору необходимо, чтобы получатель денег (в идеале – водитель) был юр.лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае, если водитель будет просто физическим лицом, у агрегатора возникнут налоговые обязательства, которые ему совершенно ни к чему.

- водители такси достаточно редко имеют статус ИП, не говоря уже о собственном ООО. Содержание этих правовых форм требует усилий и затрат, а зачем это водителю?

Как совместить эти два несовместимых требования? Правильно! Совмещать несовместимое готовы партнеры Uber! Или другого агрегатора. Именно на партнеров возложены обязанности оказания услуг по перевозке пассажиров, найма водителей и уплаты соответствующих налогов по этому виду деятельности. Согласно договора (например, Uber и партнера) партнер занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров, обязан иметь соответствующие разрешения от властей, сам оформляет свои отношения с водителями и т.д.

Таким образом, сложились условия для появления доходного бизнеса партнеров: с одной стороны, им надо быть контрагентом агрегатора и получать от него суммы, освобождая агрегатора от избыточного налогообложения. А с другой стороны – предоставить водителям удобную схему работы с агрегатором, не обременяя водителей затруднительными действиями вроде регистрации ИП и последующей самостоятельной уплаты налогов. За эту услугу партнеры получают с водителей комиссию, в момент написания статьи это в среднем 5%.

Цепочка движения денег стала такой: Пассажир – Агрегатор – Партнер - Водитель

Агентские договоры с водителями

Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%. Значит, доход партнера только 5%, а остальные деньги они как бы не его доход, а идут транзитом, водителю. Соответственно, и налоговую базу формируют только эти 5%, а не вся полученная от агрегатора сумма. И при комиссии 5% уже получается прибыльный бизнес. Вроде бы прикрылись? Проблема решена?

Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.

А как расчеты с водителями – физ.лицами?

А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.

Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.

УСН 6% или 15%?

Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.

Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать? То какой расход тогда показывать? Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.

Есть ли другие налоговые системы?

Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.

В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.

ООО или ИП?

ИП проще. ИП может выбрать систему УСН 6%, заплатить этот налог и остальными 94% выручки распоряжаться по собственному усмотрению. Можно нигде не документировать дальнейшее использование этих средств, закон этого не обязывает.

В случае использования ООО, после уплаты такого же налога, оставшиеся 94% являются собственностью ООО. ООО может использовать их любым законным образом, но обязано документировать любое последующее движение этих средств, т.е. вести бухгалтерский учет.

Есть ли трудности со стороны взаимодействия с банками?

Можно ли построить честный бизнес в такси в партнерстве с агрегатором?

Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.

Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).

Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.


Курьер на автомобиле быстрее доставляет пиццу, ремонтник объезжает больше клиентов, а менеджер по продажам скорее возвращается из командировки. Поэтому фирмы доплачивают сотрудникам за использование личного авто и бензин.

Но директор хочет платить меньше налогов и не тратить время на оформление бумажек. Бухгалтер — контролировать расход ГСМ. Юрист с кадровиком — исключить споры с работником в случае аварии.

В статье разбираем, как не тратить время, деньги и соблюсти закон.

Расходы при разных схемах

Использование личного автомобиля в служебных целях работнику можно компенсировать по ст. 188 Трудового кодекса РФ. Компенсация не облагается НДФЛ, страховыми взносами. Но в расходы по налогу на прибыль или УСН можно принять только 1 200 рублей.

Некоторые бухгалтеры оформляют договор аренды автомобиля между работодателем и работником. И тогда в расходы по налогу на прибыль полностью принимают затраты на бензин арендованного автомобиля. Но если автомобиль украдут, его стоимость будет возмещать работодатель.

Можно взять авто в аренду с экипажем. Тогда за машину отвечает работник. Но есть налоговые риски. Выплаты по аренде могут переквалифицировать в компенсацию по ст. 188 ТК РФ и доначислить налог на прибыль.

Прикинем экономию налогов на 1 человека при разных схемах оформления. Во всех случаях работник получает 3 000 рублей на оплату бензина и 500 рублей. При аренде с экипажем 500 рублей разделим пополам на аренду и услуги экипажа.

Наличка от дивидендов

Компенсация

Аренда

Аренда с экипажем

Страховые взносы с услуг экипажа

ГСМ (компенсация работнику по чекам)

Возьмем в расходы

Экономия по налогу на прибыль

Заплатили государству налоги и СВ

-240

-640

-657

*здесь НДФЛ считаем расходами работодателя, т.к. работник должен получить сумму на руки 3 500 независимо от выбранной схемы.

Способ 1. Черный нал

Компенсировать затраты работнику можно и в конверте. Это до сих пор популярно в организациях, но рискованно.

При этой схеме работы документы с работником часто не оформляют. А если оформляют, то не упоминают в официальных документах фирмы разъездной характер работы сотрудника и его автомобиль. Чтобы работник, получив наличку, не пошел потом в суд с требованием о выплате ему официальной компенсации за использование личного авто.

Способ 2. Компенсация

Этот способ возмещения затрат работникам признает налоговая и фонд социального страхования. Он прямо предусмотрен ст. 188 ТК РФ.

Как оформить. Потребуются документы:

1. Соглашение с работником.

По ст. 188 ТК РФ нужно письменное соглашение с работником. Но порядок компенсации не является обязательным условием трудового договора по ст. 57 ТК РФ. Поэтому его можно оформить не только в виде Соглашения к Трудовому договору, но и сделать в формате Приказа руководителя.

2. Локальный нормативный акт о разъездном характере работы.

Это может быть и пункт в коллективном договоре. Обычно указывают перечни должностей, которые имеют разъездной характер, и их право на получение компенсации.

3. Приказ об утверждении норм расхода топлива.

для подтверждения объема выплат. Устанавливают для каждой марки авто или средний для всех автомобилей.

4. Ежемесячные отчеты об использовании авто.

Способ 3. Аренда автомобиля

Этот способ подходит для небольших компаний, когда работодатель полностью доверяет сотруднику.

Работодатель берет в аренду автомобиль работника по договору аренды. Такой договор предусмотрен ст. 642 ГК РФ. Для начала аренды подписывает с сотрудником акт приема-передачи автомобиля в аренду. После окончания — акт о возврате авто из аренды. Это сложно, когда авто реально не передается фирме и работник ездит на автомобиле то к клиентам, то домой, то в садик за ребенком. В случае аварии, кражи или поломки авто ущерб возмещает работодатель. Поэтому придется либо доверять работнику, либо подписывать по 2 акта приема-передачи в день. Некоторые просто не отдают сотруднику его экземпляр договора.

Какие налоги. В расходы по налогу на прибыль можно взять: плату за аренду, расходы на бензин, на текущий и капитальный ремонт авто (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). С суммы арендной платы надо удержать НДФЛ.

Как оформить. Потребуются документы:

1. Договор аренды авто.

2. Акт приема-передачи автомобиля.

3. Приказ об утверждении норм расхода топлива.

Нужен для подтверждения объема выплат. Устанавливают для каждой марки авто или средний для всех автомобилей. Не обязателен, эту информацию можно указать в договоре аренды.

4. Ежемесячные отчеты об использовании авто.

Нужны для подтверждения объема расходов на топливо и пройденный путь.

Способ 4. Аренда автомобиля с экипажем

Этот способ применяют как альтернативу компенсации. По договору аренды автомобиля с экипажем работодатель платит за аренду автомобиля и услуги водителя. Такой вид договора предусмотрен ст. 632 ГК РФ.

Какие налоги. НДФЛ с сумм аренды и услуг водителя. Страховые взносы с сумм услуг водителя. В расходы по налогу на прибыль можно взять: плату за аренду и услуги водителя, страховые взносы, расходы на бензин.

Как оформить. Потребуются документы:

1. Договор аренды авто с экипажем.

2. Приказ об утверждении норм расхода топлива.

Нужен для подтверждения объема выплат. Устанавливают для каждой марки авто или средний для всех автомобилей. Не обязателен, эту информацию можно указать в договоре аренды.

3. Ежемесячный акт оказанных услуг.

Нужен для подтверждения стоимости оказанных услуг, объема расходов на топливо и пройденный путь.

Подведем итог

При любой схеме работы придется считать километраж, чтобы не переплачивать за бензин и подтвердить обоснованность расходов ГСМ при налоговой проверке.

Удобно это делать в СБИС Курьер. Работник включает приложение и едет. Система рассчитает расстояния по GPS, учтет время в пути, сформирует отчет и отправит его на согласование руководителю.

Аренда транспортного средства без экипажа ‒ это прокат автомобиля без водителя. Арендатор сам садится за руль и берет на себя ответственность за сохранность транспорта.
Чаще всего в аренду берут легковые или грузовые автомобили, но можно взять и мотоцикл, квадроцикл или автобус. Письменный договор призван защитить права участников и четко обозначить зону ответственности каждой стороны. Общие требования к содержанию и форме договора отражены в параграфе 3.2 ГК РФ. Готового шаблона закон не дает, но об этом позаботились мы. А еще мы постарались простыми словами рассказать о том, что включить в текст документа.


Договор аренды можно разбить на несколько частей:

  • вводная часть (преамбула);
  • предмет договора;
  • права и обязанности сторон;
  • сроки и порядок перечисления арендной платы;
  • ответственность и порядок урегулирования спорных ситуаций;
  • срок, на который заключается договор;
  • адреса и реквизиты сторон.

В первом абзаце указываем всех участников договора, их имена и фамилии, наименование документа (договор аренды). Если арендодателем выступает представитель организации, то прописываем название компании. Если участники соглашения или один из них ‒ ИП, то указываем и это.

Пример: Индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович, далее именуемый Арендодатель, с одной стороны, и Индивидуальный предприниматель Петров Петр Алексеевич, далее именуемый Арендатор, с другой стороны заключили настоящий договор аренды о нижеследующем.

Предмет договора: что обязательно должно быть в документе

В первую очередь прописываем, что именно мы передаем или берем в аренду. Здесь же указываем вид аренды: без водителя и техобслуживания. В статье мы будем говорить об автомобилях, но все те же нормы можно применить и к другим видам транспорта.

Обязательно прописываем следующие данные о ТС:

  • марка и год выпуска авто;
  • VIN-номер;
  • номера двигателя, кузова;
  • цвет;
  • тип кузова.

Если есть другие параметры, которые вы хотели бы отразить в договоре, пишите. Право собственности на ТС подтверждается ПТС, СТС или доверенностью. В договоре указывают номер, серию, дату выдачи документа.

Дополнительно можно указать, какое оборудование и инвентарь идет в комплекте с автомобилем (например, видеорегистратор). Все, что имеет ценность. В этом случае арендатор будет нести материальную ответственность за утерю или поломку имущества.

Отдельным пунктом можно прописать цель использования автомобиля. К примеру, если арендодатель не хочет, чтобы автомобиль использовали в такси, он может это написать. В этом случае если арендатор нарушит условие договора, то контракт можно будет разорвать досрочно.

Пример: Арендуемый автомобиль будет использоваться Арендатором для личных поездок на территории Свердловской области. Эксплуатация в такси запрещена.

Права и обязанности

На что имеет и не имеет права арендатор

Основная обязанность арендатора ‒ водить машину аккуратно и по окончании действия договора вернуть ее в целости и сохранности. Отдельными пунктами можно указать, что арендатор не вправе вносить кардинальные изменения во внешний облик и техническое оснащение ТС, передавать его третьим лицам без разрешения владельца или вообще кому бы то ни было (правило о субаренде).

Интересно, что подработка на арендованном автомобиле законом не запрещена. Арендатор может заключать договоры на перевозку грузов в пределах грузоподъемности автомобиля. Главное ‒ соблюдать условия использования.

Ремонт, страховка, текущие расходы по содержанию

Пока действует договор, обязанность по содержанию и ремонту автомобиля ложится на арендатора. Все, от реставрации мелких царапин, замены шин до ремонта двигателя, будет оплачивать арендатор. Если автомобиль берут на долгий срок, то прохождение техосмотра тоже можно переложить на текущего пользователя.

А вот страховку может оплачивать как арендатор, так и арендодатель, как договоритесь. По умолчанию обязанность страхования ответственности ложится на арендатора, об этом говорится в статье 646 ГК РФ. Каско оформляется по желанию, ОСАГО ‒ обязательно.

Бензин, расходные материалы, рабочие жидкости (масла, антифриз и т.д.) арендатор покупает за свой счет. Если стороны договорились о том, что топливо оплачивает владелец, это прописывают отдельным пунктом.

Совет: Не все арендаторы одинаково ответственно подходят к использованию чужого имущества. Иногда ради экономии водители заливают дешевый бензин. Чтобы уберечь топливную систему автомобиля от поломок, можно прописать допустимую марку бензина отдельным пунктом. В этом случае при спорах относительно ремонта двигателя можно будет опереться на требование договора.

Улучшения автомобиля: кто платит и кто владеет

Во время аренды не возбраняется улучшать автомобиль. Такие доработки не относятся к ремонту, но делают езду комфортнее. Улучшения могут быть отделимыми и неотделимыми. К отделимым относятся новые коврики, чехлы на сиденья, съемная оплетка руля и т.д. По завершении аренды арендатор забирает их себе.

К неотделимым улучшениям можно отнести сигнализацию, кондиционер, газовое оборудование и т.д. С ними чуть сложнее, т.к. забрать встроенное оборудование без ущерба для машины не получится. Если арендатор хочет получить компенсацию за свои затраты, то это нужно заранее согласовать с владельцем, а еще лучше ‒ прописать в договоре. Если не договориться о возмещении или сделать апгрейд без ведома хозяина, то он будет считаться свободным от обязательств — ст. 623 ГК РФ.

Порядок расчетов: где прописывать сумму и сроки внесения арендной платы

В отдельном разделе прописывают сумму оплаты и период внесения платежей. Можно платить помесячно, ежедневно или по часам ‒ единицу времени арендодатель устанавливает по своему желанию.

Пример: Арендная плата за пользование Автомобилем по настоящему договору составляет 15 000 рублей в месяц и выплачивается Арендатором до 5 числа каждого месяца путем перечисления денежных средств на банковский счет Арендодателя.

В случае просрочки внесения арендной платы Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере 0,5 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Хозяин машины может в одностороннем порядке увеличить размер платежа. Обычно так делают при длительной аренде, но чаще изменения в стоимости предварительно обсуждаются.

Ответственность: когда арендодатель может досрочно расторгнуть договор

Задержки по оплате, использование транспорта не по назначению, ухудшение состояния машины или отказ от ее содержания ‒ все это основание для досрочного расторжения договора.

По умолчанию процедура регистрируется в суде и только тогда, когда договор нарушен одной из сторон. При желании можно прописать пункт о досрочном расторжении без суда.

На какой срок передавать машину

Срок действия документа прописывают в отдельном разделе.

Пример: Настоящий договор аренды заключен на срок с 01.01.2021 по 01.01.2022.

Если сроки не прописать, договор будет считаться заключенным на неопределенный срок — п. 2 ст. 610 ГК РФ. Расторгнуть такой документ можно в любое время. Единственное требование ‒ заранее уведомить другую сторону о своем желании. По закону положено уведомлять за месяц, но можно прописать и меньший период (например, за 5 дней).

Если срок договора вышел, разрешается оформить новый на тех же условиях, но преимущественного права у арендатора нет. Автоматическое продление срока здесь тоже не работает.

Акт приема-передачи

Передавать автомобиль в пользование нужно вместе с документами (СТС, полис ОСАГО, договор). О месте встречи можно договориться заранее. Не возбраняется попросить арендодателя пригнать машину в удобное для арендатора место.

Особенно важно оформить актом возврат машины, т.к. без документа автомобиль продолжает считаться арендованным, а значит по закону за него начисляется плата по условиям договора.

Уплата налога и штрафов: за чей счет

Платить транспортный налог обязан владелец машины, однако при длительной аренде эту функцию можно переложить на арендатора. Главное ‒ не пропустить сроки уплаты налога и проконтролировать процесс.

Штрафы за нарушения ПДД, как правило, оплачивает арендатор. Но иногда протоколы приходят на имя владельца, из-за чего может возникнуть спорная ситуация. Чтобы избежать конфликта, советуем прописать зону ответственности в договоре. Например, так:

Арендатор самостоятельно уплачивает штрафы за нарушения ПДД либо компенсирует расходы Арендодателя по уплате штрафов, в том числе зафиксированных специальными техническими устройствами. Арендатор обязуется возместить расходы Арендодателя в течение 3 календарных дней после предъявления требования путем перечисления средств на банковский счет Арендодателя.

Дополнительно можно завести депозит. Это денежная сумма, которую арендатор оставляет арендодателю в залог. Из нее владелец авто оплатит штраф, если тот придет на его имя в период действия договора. Если арендатор проездил отведенное время без нарушений, депозит возвращается обратно или засчитывается в счет оплаты последнего периода.

При ДТП действуют другие правила. В случае аварии ответственность всегда ложится на фактического виновника. Если им окажется арендатор или человек, севший за руль с его разрешения, то он будет отвечать за вред, нанесенный людям и машинам (в том числе и прокатной). Если суммы ОСАГО на ремонт и лечение пострадавших не хватит, арендатору придется доплатить разницу из своего кармана.

Нужно ли оформлять доверенность на арендатора

С 2012 года официально разрешено ездить без доверенности, достаточно вписать арендатора в полис ОСАГО. Для удобства можно сделать полис с неограниченным числом доверенных лиц.

И все же рекомендуем оформить доверенность и зафиксировать это в договоре. Заверять у нотариуса ее не надо. Документ может понадобиться, если машину отправят на штрафстоянку.

В этой статье мы поговорим об особенностях каждой системы налогообложения для такси и разберемся, какие цифры для налоговой закладывать в ваш бизнес-план.



Системы налогообложения для такси

sistema-nalogooblozheniya-taksi.jpg

Система ЕНВД для такси

Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.

До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.

В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:

Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;

При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;

Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.

Отказ от ЕНВД, как сообщают законотворцы, должен будет способствовать развитию здоровой конкуренции и созданию равных условий для ведения бизнеса. А таксопаркам, тем временем, предлагают перейти на одну из следующих схем налоговых выплат.

Патент для ИП на такси

Эта форма подходит только индивидуальным предпринимателям. Кроме того, для выбора патента необходимо соблюдение нескольких условий:

Всего в компании должно числиться не более 15 сотрудников;

Годовой доход предприятия – до 60 000 000 рублей;

Патент нужно обновлять ежегодно: он выдается на срок от 1 месяца до 1 года.

Сколько стоит патент на такси?

Стоимость патента для каждого предпринимателя рассчитывается по-разному и меняется в зависимости от срока действия патента и количества автомобилей на балансе организации. Кроме того, играют роль показатели расчетов, разные для разных регионов.

Также важна сама процедура оплаты патента. Если вы покупаете патент на небольшой срок (до полугода), то оплатить всю сумму необходимо сразу же. Если на срок до 1 года – допускается рассрочка в виде выплаты 1/3 суммы в первые 3 месяца, а остаток выплачивается до конца срока.

Чтобы не ломать голову над расчетами, можно воспользоваться калькулятором на сайте ФНС.

Образец заполнения патента на такси для ИП

Для получения патента подается заявление в органы ФНС в том регионе, в котором будет открыт бизнес такси. Срок рассмотрения заявления, как правило, около 5 дней.


патент на такси 2019

Преимущества патента на такси:

  • Индивидуальные суммы выплат;
  • Удобная система оплаты;
  • Рентабельность для небольших таксопарков.

Недостатки патентной системы для такси:

  • Ограничения для развития бизнеса;
  • Доступна только для индивидуальных предпринимателей. Захотите расширяться на другие регионы, открывать филиалы и менять ИП на ООО – готовьтесь и к смене налоговой схемы.

ИТОГ: патентная система – это выход для маленьких таксопарков с небольшим количеством сотрудников (до 15 человек), с арендованными автомобилями и с возможностью найма на работу других ИП. Для таксопарков с машинами в собственности это невыгодно, поскольку стоимость выдаваемого патента зависит от количества собственных автомобилей в таксопарке.

Деятельность такси на УСН

УСН (упрощенная система налогообложения) имеет два режима выплаты налогов:

Налог рассчитывается с непосредственной суммы доходов;

Вне зависимости от выбранного режима, налог выплачивается авансом каждый квартал, а в декабре необходимо заполнять налоговую декларацию о доходах.

Ограничения УСН для ИП такси в 2021 году

  • До 100 официально нанятых работников в службе;
  • До 150 000 000 рублей годового дохода;
  • До 150 000 000 рублей остаточной стоимости;
  • Отсутствие таксопарков-филиалов в других регионах;
  • Не более 25% других компаний, предприятий и юридических лиц в уставном капитале;
  • Смена УСН на другую схему выплаты налогов доступна только после завершения налогового года и выплаты всех начисленных сумм – по заявлению в ФНС;
  • Для того, чтобы был разрешен переход на другую схему, последний годовой доход фирмы не должен превышать 112 500 000 рублей.

Что насчет онлайн-касс при выплатах по УСН? С 2021 года на онлайн-кассу обязаны перейти абсолютно все таксопарки. Все отсрочки для любых видов предпринимательской деятельности истекают.

Преимущества работы такси по схеме УСН:

При УСН не надо платить НДФЛ, НДС и налог на имущество физлиц;

При работе на самого себя (ИП, но без сотрудников), и выбранной схеме выплат по доходам, для вас будет действовать 100% налоговый вычет страховых взносов.

ИТОГ: УСН – наиболее подходящая система для ИП и для юрлиц в бизнесе такси. Она выгодна для средних служб такси с достаточно большим количеством водителей, в том числе теми водителями, которые сами являются ИП. Считать налог по УСН достаточно просто, возможен выбор одного из двух режимов выплаты, в зависимости от того, какой будет наиболее выгодным для службы.

Общая система налогообложения (ОСНО) для такси

ОСНО подразумевает обязательное ведение всех документов, фиксацию каждой оплаты, выплату НДФЛ, налога на имущество и НДС – никаких налоговых послаблений. В вашем таксопарке нужен будет бухгалтер, поскольку это сложно и подразумевает слишком много тонкостей и нюансов, чтобы разбираться во всем полностью самостоятельно, вовремя сдавать все отчетности и правильно оформлять все квитанции, чеки и прочие документы.

Преимущества ОСНО:

  • Подходит для крупных служб такси, оформленных как юрлица и имеющих несколько филиалов в разных городах и регионах;
  • Нет ограничений по количеству машин и сотрудников.

Недостатки общей системы налогообложения:

  • Невыгодна для ИП такси, больше подходит для юридических лиц с крупным автопарком;
  • Необходим строгий бухгалтерский учет, а значит – дополнительные затраты на бухгалтерию.

ИТОГ: если вы открываете таксопарк как ИП – рассмотрите другие системы налогообложения.

Дополнительные взносы и налоги

Дополнительные расходы на такси при любой из вышеназванных систем – это страховые взносы в медицинский и пенсионный фонды за самого индивидуального предпринимателя и за его сотрудников (если таковые имеются).

Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?

Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.

Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП. Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы. Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.

К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.

Какое налогообложение выбрать для такси

После изменений в законодательстве, вступивших в силу в 2021 году, выбора у владельцев таксопарков немного: ЕНВД отменен, ОСНО – слишком сложен и подходит далеко не всем. Остается УСН либо патент, преимущества и недостатки каждой из этих систем описаны выше.

В любом случае, перед тем, как открыть собственный бизнес такси, рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами: мы поможем вам индивидуально подобрать ту систему налогообложения, которая будет выгодна именно вам.

Читайте также: