Как оформить работника чтобы не платить налоги 2021

Обновлено: 18.05.2024

Недавно я занялся своим финансовым образованием и сейчас читаю об этом книги. Задумался, как снизить налоговую нагрузку для наемного работника в России. Есть ли какие-то реальные способы снизить налог и тем самым увеличить доход у того же работодателя?

Если я оформлю ИП, получится, что работодателю не придется платить за меня НДФЛ и взносы. Я буду платить 6% на УСН и взносы, а экономию мы с работодателем разделим. И мне, и ему это будет выгодно. Возможно, есть какие-то риски в этой схеме. Расскажете мне о них?

Рисков достаточно много, ведь такая схема незаконна. Мы уже предупреждали, что если вы работаете на одного работодателя как ИП, а не в штате, то можете получить штраф. Налоговая и трудинспекция отрицательно относятся к подобным схемам.

Но есть и другие нюансы — посмотрите, чем обернется для вас замена трудовых отношений на гражданско-правовые в других, не менее важных аспектах.

Когда заключают трудовой договор

Вы устраиваетесь на работу на определенную должность за оговоренную зарплату и подчиняетесь трудовому распорядку, установленному вашим работодателем. Например, работаете экскурсоводом с зарплатой 50 000 Р в месяц в режиме 5 дней в неделю с 9 до 18 и сегодня проводите экскурсии по одному маршруту, а завтра — по другому. Это зависит от того, что именно указано в должностных обязанностях и как решит руководство. Работодатель обеспечивает вас автобусом с водителем и микрофоном — то есть оборудует ваше рабочее место. Вам предоставляют оплачиваемый отпуск, оплачивают больничный, отчисляют за вас в налоговую взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Работодатель может заключить с вами срочный или бессрочный трудовой договор. Срочный — это договор на определенный срок. Его заключают в исключительных случаях и на срок не более пяти лет. По такому договору работают сезонные рабочие либо те, кто устраивается на время, когда основной сотрудник ушел в отпуск, декрет, уехал в длительную командировку и в других подобных случаях. В остальных ситуациях заключают бессрочный договор. Он лучше защищает интересы работников, поэтому по закону эта форма предпочтительнее.

Независимо от вида договора за работу работодатель платит зарплату дважды в месяц и вносит в трудовую книжку запись. Отработанное время засчитывают в пенсионный стаж.

В трудовых отношениях работодателя в первую очередь интересует, чтобы вы выполняли свои обязанности на регулярной основе. В нашем примере работодателя будет интересовать не одна проведенная экскурсия, а постоянное экскурсионное сопровождение всех групп. Руководитель должен знать, что вы в любой момент рабочего времени будете на месте и сможете провести экскурсию. То есть важен процесс, а не результат — понравилась экскурсия или нет.

Отношения работника и работодателя в трудовом договоре регулируются нормами трудового законодательства. Это значит, что стороны в любой конфликтной или нерегулируемой договором ситуации будут обращаться к статьям трудового кодекса. Например, если компания задержит выплату зарплаты больше чем на 15 дней, вы вправе предупредить руководство, что прекратите работать до выплаты, и перестать ходить на работу. Компания должна будет заплатить вам причитающийся заработок, компенсацию за каждый день задержки и средний заработок за дни, когда вы не ходили на работу.

Когда заключают гражданско-правовой договор

Если компании нужна разовая услуга или специалист на конкретный недолгий проект, проще и удобнее заключить гражданско-правовой договор — услуги или подряда. Такой договор можно заключить с предпринимателем или с физическим лицом. Если компания наймет ИП, налоги и взносы он заплатит сам. Если физическое лицо — придется удержать из причитающихся ему денег НДФЛ 13% и перечислить налог, а также заплатить за него пенсионные и медицинские взносы — 22 и 5,1% от гонорара соответственно. Компания-наниматель выступит в данном случае налоговым агентом для исполнителя.

Как сторона гражданско-правового договора, вы не обязаны подчиняться установленному режиму труда работодателя и работать под его контролем и руководством. Вы самостоятельно, своими силами и средствами, организуете свою работу, обустраиваете рабочее место и рассчитываете время, которое надо будет потратить для достижения оговоренного результата.

В этом варианте организацию интересует конкретный результат — исполнение разового или краткосрочного задания. Исполнитель может выполнять работу не лично, а с помощью третьих лиц. Он сам определяет, в каком режиме ему работать, и сам обеспечивает себе возможность выполнить работу — заказчик не обязан предоставлять ему рабочее место.

Гражданско-правовой договор оправдан, например, если организации понадобилось вымыть окна и она наняла мойщика. Это разовая работа: держать в штате такого специалиста, если компания сама не оказывает клининговые услуги, непрактично. Другой пример: компании нужен переводчик для иностранного специалиста, который приехал, чтобы настроить оборудование. Это продолжительная работа, но она ограничена сроком работы иностранца. После его отъезда надобность в переводчике у компании отпадет.

В таком договоре отношения заказчика и исполнителя регулируются нормами гражданского законодательства. И все ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению или если они не прописаны в договоре, будут решаться на основе положений гражданского кодекса. Например, если заказчик не заплатил исполнителю за сделанную работу, исполнитель может взыскать с него убытки и проценты за нарушение денежного обязательства.

Налоги для ИП с работниками и без работников в 2021 году

Как изменились налоги для ИП в 2021 году

ВАЖНО

Возможность совмещать системы налогообложения ограничены. В 2021 году в качестве неосновной (то есть для отдельных видов бизнеса) может выступать только ПСН. Предприниматель вправе применять этот спецрежим совместно с другой системой — ОСНО, УСН или ЕСХН (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Все остальные варианты налогообложения совмещать между собой нельзя. А самым жестким в этой части является НПД для самозанятых — применять его одновременно с каким-либо другим налоговым режимом запрещено.

Ведите раздельный учет при совмещении УСН и ПСН и готовьте отчетность Попробовать бесплатно

Виды налогов для ИП в 2021 году

Остановимся на основных характеристиках систем налогообложения, которые ИП может использовать в 2021 году.

ОСНО для ИП

Среди плюсов ОСНО для ИП — весьма широкие возможности по списанию затрат, понесенных как в рамках предпринимательской деятельности, так и до момента регистрации физлица в качестве ИП (письмо ФНС от 25.07.13 № ЕД-4-3/13609@). Причем, даже если предприниматель не ведет учет расходов, он все равно может заплатить налог не со всех полученных доходов. В этом случае под НДФЛ попадет 80% от суммы доходов (п. 1 ст. 221 НК РФ). Если же объем выручки позволяет получить еще и освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ), то данный режим налогообложения в некоторых случаях может оказаться достаточно выгодным. Напомним также, что ОСНО можно совмещать с ПСН. Следовательно, часть бизнеса можно перевести на патентную систему, которая не предполагает уплату НДФЛ и НДС.

УСН для ИП

ВАЖНО

Предприниматель должен сообщить налоговикам о своем желании применять УСН и выбранном объекте налогообложения. Уведомление можно подать вместе с документами о регистрации ИП или позднее, но в пределах срока, установленного в статье 346.13 НК РФ.

Заполнить и подать уведомление о переходе на УСН через интернет Подать бесплатно

Патент для ИП

Ведите раздельный учет при совмещении УСН и ПСН и готовьте отчетность Попробовать бесплатно

ВНИМАНИЕ

Чтобы перейти на ПСН, нужно подать заявление, в котором указывается срок действия патента — от 1 до 12 месяцев в рамках календарного года. В 2021 году действуют особые правила. Если патент выдан на весь календарный год, налоговый период будет равен одному месяцу (п. 1.1 ст. 346.49 НК РФ). В этом случае ИП, превысивший лимиты по численности персонала или по выручке, утратит право на ПСН не с начала года, а с 1-го числа месяца, в котором было допущено превышение.

Подать заявление о применении ПСН по новой форме через интернет Подать бесплатно

НПД для предпринимателей

СПРАВКА

ЕСХН для ИП

ЕСХН, или единый сельхозналог могут применять ИП, которые заняты сельским хозяйством. Перейти на ЕСХН может либо тот предприниматель, который производит сельхозпродукцию, осуществляет ее переработку и реализацию, либо ИП, который оказывает другим сельхозпроизводителям услуги, отнесенные по ОКВЭД к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и обработки сельхозпродукции.

При этом доля доходов от этих видов бизнеса должна составлять не менее 70%. Также сельхозналог могут платить ИП, которые занимаются ловлей, переработкой и реализацией рыбы и иных водных биологических ресурсов, если при этом соблюден ряд условий (п. 2 и 2.1 ст. 346.2 НК РФ).

Уплата единого сельхозналога заменяет для ИП только НДФЛ с доходов и налог на имущество физлиц в отношении объектов, используемых для сельхоздеятельности. А вот НДС в общем случае платить придется. Освобождение от этого налога можно получить только при соблюдении условий, указанных в статье 145 НК РФ. Но надо помнить, что оно выдается один раз на весь период уплаты ЕСХН и отказаться от него не получится.

ВАЖНО

Чтобы стать плательщиком ЕСХН, нужно подать уведомление. А уйти с этого спецрежима до конца календарного года можно в трех случаях: нарушено условие о доле доходов от продажи сельхозпродукции или от оказания вспомогательных услуг, либо от реализации водных биоресурсов; ИП начал производить подакцизную продукцию (кроме винограда и сделанных из него продуктов); ИП перестал заниматься сельхоздеятельностью.

Подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу через интернет Сдать бесплатно

Новые налоги для ИП с 2021 года

В 2021 году законодательство не предусматривает введения для предпринимателей новых налогов. Но при этом некоторые важные изменения все же произошли.

Во-вторых, новшества затронули предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения. Если их доход (после применения вычетов) в 2021 году превысит 5 млн руб., то НДФЛ придется заплатить по повышенной ставке — 650 тыс. руб. плюс 15% от суммы, превышающей 5 млн руб.

Налоги для ИП в 2021 году без работников

Налоги для ИП в 2021 году с работниками

Какой налог выбрать для ИП в 2021 году

Выбирать систему налогообложения нужно на основе экономического анализа планируемой деятельности. В расчет следует принимать сферу бизнеса, поскольку от этого зависит возможность применения таких спецрежимов, как ПСН и ЕСХН. Также необходимо учитывать следующие факторы: величину годового дохода; наличие или отсутствие работников; размеры и виды расходов, а также возможность подтверждения их необходимыми документами; состав контрагентов и их готовность работать с ИП, которые не платят НДС и т.д.

ВНИМАНИЕ

Можно ли быть самозанятым и официально работать?

Налоговый режим для самозанятых распространяется на всю территорию РФ. Это прекрасная возможность легализовать свой небольшой бизнес по оказанию услуг или выполнению работ. Но если заниматься этим в качестве подработки, то возникает вопрос – можно ли быть самозанятым и официально работать?

Статус самозанятого лица

Самозанятость подразумевает, что человек сам находит дополнительный источник дохода, лично предлагая свои услуги. Наверняка многие из вас заказывали торты домашней выпечки, обращались к репетитору, ремонтировали машину или приглашали домработницу для уборки квартиры.

С точки зрения закона это и есть самозанятые лица, большинство из которых до сих пор находятся вне правового поля. И дело не только в том, что они не декларируют свои доходы и не платят налоги. Проблема ещё и в том, что если услуга оказана некачественно или работа не выполнена, то взыскать ущерб с такого исполнителя трудно. Даже сам факт оплаты его услуг не фиксируется документально, поэтому в такой сделке рискует, прежде всего, заказчик.

Однако это не означает, что запрещено совмещать работу по трудовому договору и регистрацию в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Просто нельзя работать по трудовой книжке и быть самозанятым у одного и того же работодателя.

Почему самозанятый не может оказывать услуги своему работодателю

Работающий по трудовому договору человек обходится своему работодателю достаточно дорого. Работнику, принятому в штат, надо платить зарплату не менее двух раз в месяц, перечислять за него страховые взносы по ставке до 30% от выплаченных сумм, оплачивать ежегодный отпуск и больничный. Кроме того, необходимо организовать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения должностных функций.

Трудовой кодекс защищает права работников, в частности, строго регламентирует процедуру увольнения. Трудовой договор, в общем случае, должен быть бессрочным, заключать его на определённый срок можно только при наличии оснований.

Чтобы снизить свою финансовую и административную нагрузку, некоторые работодатели предпочитают не брать человека в штат, а заключать с ним гражданско-правовой договор на выполнение какого-то объёма работ. Однако ФНС и Роструд следят за тем, чтобы работодатели не подменяли реальные трудовые отношения гражданско-правовыми, наказывая их штрафами.

По сравнению с работником, с которым заключён трудовой договор, самозанятый обходится намного дешевле. За него не надо перечислять страховые взносы, оплачивать ему отпуск, создавать рабочее место и т.д.

Чтобы у работодателей не возникало соблазна уволить своих работников, но пользоваться их услугами в качестве самозанятых, законом N 422-ФЗ установлена запретительная норма. В соответствии со статьёй 6 заказчиками услуг (работ) не могут выступать нынешние работодатели самозанятых, а также те, с кем трудовые отношения закончились менее двух лет назад.

Вот как ФНС на своём сайте отвечает на вопрос, можно ли работать официально и стать самозанятым.

Может ли самозанятый быть официально трудоустроенным?

Как следует из вопроса, штатный юрист банка хочет быть самозанятым одновременно с официальной работой. Причём, профиль своей деятельности он не меняет и планирует оказывать юридические услуги в свободное от основной работы время. ФНС подтверждает, что такой вариант возможен, главное, чтобы заказчиком его услуг не становился действующий или бывший работодатель.

Однако если речь идёт о госслужащих, то для них возможность подработать в свободное время запрещена. Они могут стать плательщиками НПД только для сдачи в аренду жилых помещений.

Вы можете стать самозанятыми со Сбербанком прямо сейчас. Оставьте заявку в сервисе и получите все достоинства приложения от ФНС, плюс дополнительные преимущества от Сбербанка.

Может ли самозанятый устроиться на работу

Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны – может ли самозанятый работать по трудовому договору? Предположим, вы уже зарегистрировались в качестве плательщика налога на профессиональный налог, а теперь хотите устроиться на работу в штат. Можно ли официально совмещать два статуса – плательщика НПД и наёмного работника?

Как мы уже разобрались, можно. Однако надо учесть, что некоторые работодатели требуют сообщать о дополнительных источниках дохода. А если окажется, что в качестве самозанятого вы оказываете услуги конкурентам будущего работодателя, придётся выбрать что-то одно – либо самостоятельный доход, либо работу по найму.

И хотя закон не обязывает при приёме на работу сообщать о своем статусе самозанятого, работодатель может легко проверить эту информацию на сайте ФНС по ИНН работника.

Выводы

Бесплатная консультация по налогообложению

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Юридическая информация на тему: "Как оформить работников чтобы не платить налоги" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.


Оформление сотрудников как ИП: выгода и риски

специально для ГАРАНТ.РУ



Для сравнения возьмем работника с окладом в размере 50 тыс. руб. в месяц. Ежемесячно работодатель будет платить за него 22% на обязательное пенсионное страхование, 5,1% на медицинское страхование, 2,9% на социальное страхование. Есть еще и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, размер взносов на него зависит от вида деятельности (от 0,2% до 8,5% от ФОТ), поэтому представим, что работодатель – компания, занимающаяся оптовой торговлей и ставка в этом случае 0,2%. Итак, в месяц работодатель заплатит соответственно: 11 000, 2550, 1450 руб. и 100 руб. Итого в месяц взносов наберется на 15,1 тыс. руб. НДФЛ составит 13% от оклада, т.е. 6,5 тыс. руб. Следовательно, всего налогов и взносов – 21,6 тыс. руб. в мес. или 259,2 тыс. руб. в год. На руки при этом работник получит 43,5 тыс. руб. (50 тыс. руб. – 6,5 тыс. руб.) или 522 тыс. руб. в год.

Но, применяя такую стратегию, работодатель должен весьма взвешенно подойти к оценке рисков. Для этого нужно правильно понимать позицию государства – любые действия налогоплательщика должны иметь явную, объяснимую и понятную деловую цель, причем оптимизация налогов не может быть такой целью. Данная позиция, устанавливая фактически презумпцию виновности налогоплательщика, привела к появлению понятия необоснованной налоговой выгоды – то есть выгоды, полученной искусственно, не вследствие обычной хозяйственной деятельности (например, предприятие продавало продукцию в России, вдруг нашло клиента за рубежом, и получило право на применение ставки 0% по НДС), а благодаря ухищрениям менеджмента (для того, чтобы получить налоговые послабления, предприятие совершило какие-либо действия, не имеющие никакой иной цели, кроме снижения налогов). Соответственно, прежде чем заменить всех работников ИП – подрядчиками, неплохо было бы все же найти весомое обоснование. Зачем нужны именно подрядчики? Почему эту работу нельзя поручить штатным сотрудникам?

Одним из таких оснований может служить, например, следующее. Представим себе компанию, занимающуюся, допустим, поставкой какого-либо оборудования в регионы РФ. Оборудование требует монтажа и пусконаладочных работ, в дальнейшем понадобится обслуживание и ремонт данного оборудования, в том числе и по гарантии. Для производства этих работ необходим специалист. Предприятие заключает с клиентами договоры на монтаж, гарантийное обслуживание, ремонт и т. п. Как предприятие может выполнить свои обязательства перед клиентами? Либо бесконечно направлять сотрудников в командировки, что может привести к нарушению обязательств перед клиентом – специалист уехал на один объект, а тут возникли проблемы с оборудованием на другом объекте – специалиста нет, оборудование простаивает, клиент недоволен и может предъявить неустойку. Либо открыть обособленные подразделения в каждом месте, где работает оборудование, приняв туда работников в штат – это вызовет рост расходов, что скажется на цене и самого оборудования, и сервиса, что сделает продукцию неконкурентоспособной, поскольку платить зарплату придется независимо от загруженности специалиста. Либо, что вполне логично и объяснимо, найти на месте подрядчика – ИП, который и будет заниматься обслуживанием и ремонтом. Деловая цель очевидна.

Итак, если деловая цель сотрудничества с ИП определена, можно приступать к оформлению этого сотрудничества. Надо понимать, что ИП – лицо самостоятельное, работающее с организацией по договору подряда (оказания услуг). Следовательно, ИП не может брать больничный, ходить в отпуск, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, ему не может быть установлен режим рабочего времени, обеденный перерыв, заработная плата, к нему нельзя применить меры дисциплинарного взыскания, у него не может быть должностной инструкции – взаимоотношения организации и ИП не регулируются трудовым законодательством. А это означает, что включение подобных положений в договор с ИП чревато признанием такого договора фактически трудовым (ст. 19.1 Трудового кодекса) со всеми вытекающими из этого последствиями – доначислением взносов и НДФЛ (ведь налоговый агент несет те же обязанности, что и налогоплательщик), и, в случае крупного размера недоимки (а это свыше пяти миллионов рублей за три последовательно идущих финансовых года, при условии, что сумма недоимки превышает 25% от общей суммы налогов, сборов, взносов, подлежащих уплате организацией) – и уголовной ответственностью (ст. 199 Уголовного кодекса). Причем отношения будут переквалифицированы в трудовые с момента начала таких отношений.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать – отсутствие деловой цели вкупе с недостаточным пониманием как руководством организации, так и самими ИП особого статуса их взаимоотношений – залог переквалификации договоров с ИП в трудовые договоры. Однако если все же решение заменить сотрудников предпринимателями принято, рассмотрим наиболее часто встречающиеся способы такой замены.

[1]

Существующие работники организации становятся ИП, трудовые договоры расторгаются, заключаются договоры подряда (оказания услуг).

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Статусы иностранных граждан

Способы оформления иностранных граждан на работу

Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.

Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.

Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.

Сдать сведения о среднесписочной численности через интернет Сдать бесплатно

Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

Подготовить кадровую отчетность для военкомата и других контролирующих органов Попробовать бесплатно

Так, постоянно и временно проживающие в России иностранцы представляют работодателю документ, подтверждающий право на проживание (вид на жительство, паспорт с отметкой, разрешение на временное проживание).

СПРАВКА

Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу. Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение. Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора. Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.). В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.

Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде. Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или уведомление о регистрации (АДИ-РЕГ). Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР ( ч. 5 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ ).

Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).

Особенности заключения трудового договора с иностранцем

В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

СПРАВКА

Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.10 КоАП РФ и ст. 18.15 КоАП РФ).

Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг. Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу. При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.

Прием на работу высококвалифицированных специалистов

Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.

При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

СПРАВКА

Прием на работу иностранца с РВП

Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне ( п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ).

Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления

Подготовка и сбор документов

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

Определение статуса

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

Определение гражданства

Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

Оформление в штат

После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку. В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина. В том числе, нужно оформить личную карточку ( форма № Т-2 ).

Уведомление о приеме иностранца на работу

О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции. Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

СПРАВКА

Расчет НДФЛ и взносов с зарплаты иностранца

Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс. руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

СПРАВКА

Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому Минтруд рекомендует проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.

Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы. Также очень важно помнить, что цена ошибки за нарушения, допущенные при трудоустройстве иностранного сотрудника, очень велика: сумма штрафа доходит до 1 млн. руб.. А при неблагоприятном сценарии такая ошибка может обернуться закрытием бизнеса на 3 месяца.

Читайте также: