Как оформить продавца индивидуальному предпринимателю без налогов

Обновлено: 04.07.2024

Кто-то спросил у Минфина, нужно ли регистрировать ИП при продаже иллюстраций и фотографий в интернете. Минфин ответил, и ответ его пригодится всем, кто зарабатывает не по трудовому договору. Говорят, что вам не всегда нужно получать статус ИП и платить страховые взносы. Но это не значит, что кто угодно может работать без оформления.

Рассказываем, что пояснил Минфин.

Кого касается письмо Минфина?

Эти разъяснения касаются всех, кто подрабатывает, получает дополнительный доход с помощью имущества, делает первые шаги в бизнесе или пытается начать свое дело.

Но суммы этих налогов и последствия для вас зависят от оформления. При одном и том же доходе суммы начислений и штрафы за неуплату могут сильно отличаться. Хорошая новость в том, что можно ничего не оформлять — а значит, экономить. Минфин не против. Но нужно знать, где эта тонкая грань между бизнесом и подработкой.

Когда нужно регистрировать ИП?

Статус ИП нужен только тем, кто получает доход от предпринимательства, а не вообще любой доход. Минфин в очередной раз это объяснил. Если вы заключаете какие-то письменные или устные сделки за деньги — это еще не значит, что вы предприниматель. Одного только факта доходов мало для начисления вам налогов, взносов и штрафов как предпринимателю.

Вот признаки, когда деятельность могут признать предпринимательством:

Одного признака недостаточно. Но и все иметь необязательно. Четких критериев нет, но если есть первые два признака из списка и еще хотя бы один — это повод зарегистрировать ИП или просчитать риски работы без регистрации.

Если признаки есть, а ИП нет — что за это будет?

Штраф. За предпринимательскую деятельность без регистрации могут оштрафовать на 2000 рублей. Это административная ответственность, она не касается налогов. Протокол может выписать даже полицейский — например, по жалобе соседей, которым не нравится шум посуды по ночам.

Налоги. Если до вас доберется налоговая, то даже без статуса ИП будет считаться, что вы предприниматель. И что налоги вы должны платить тоже как предприниматель. Причем на общей системе налогообложения.

То есть вам могут начислить:

  1. НДС 18%. А с 2019 года — 20%.
  2. НДФЛ 13%.
  3. Пени по каждому сроку уплаты.
  4. Штрафы за несданные декларации и недоимки по налогам.

И все это могут насчитать за три года. Конечно, если найдутся доказательства, что вы тогда занимались бизнесом. Но с некоторыми сделками это очень легко сделать. Иногда люди сами сдают декларации 3- НДФЛ и платят налоги. А потом узнают, что надо было платить не это и не столько, — приходится годами ходить по судам.

Если у вас систематическая деятельность и регулярный доход от написания текстов, продажи иллюстраций или рекламы на сайтах, лучше оформить ИП . Можно перейти на упрощенку, купить патент и открыть счет в банке, который сам посчитает налоги и взносы и поможет сдать декларацию. Или присмотритесь к новому налоговому режиму.

У меня подработка и нет признаков бизнеса. Можно не регистрировать ИП и не платить налоги?

Не регистрировать ИП можно. Минфин уже не первый раз объясняет, что одного факта возмездных сделок недостаточно для того, чтобы обязать человека стать ИП . По закону вы имеете право оказывать услуги и что-то продавать просто как физлицо. Если вы прочитали где-то, что обязаны оформить ИП , если испекли тортик на заказ или сдали квартиру, — не верьте и не спешите идти в налоговую. Зарегистрировать ИП можно за полчаса, а с 2019 года за это даже платить не придется. А вот рассчитаться потом с бюджетом будет сложнее и дороже.

Я сдаю квартиру. Мне нужно оформлять ИП?

Нет, если вы сдаете квартиру, вам вообще нежелательно оформлять ИП . Некоторые сайты по финансовой грамотности советуют регистрировать ИП для сдачи квартиры. Не делайте так: можно сэкономить на налогах в краткосрочной перспективе и влететь на гораздо большую сумму в будущем.

И физлицо, и ИП имеют право сдавать имущество в аренду. С доходов от этой деятельности в любом случае нужно платить налоги: физлицу — 13%, ИП — в зависимости от выбранной системы налогообложения.

У физлиц есть налоговые вычеты — способ уменьшить налоги. Например, при продаже квартиры можно вообще не платить НДФЛ или уменьшить доходы на расходы.

У ИП с этим сложности: если квартира использовалась для бизнеса, с ее продажи нельзя получить вычет, придется платить полную сумму налога.

С нежилыми помещениями другая история. Верховный суд уже не раз объяснял, что это предпринимательство. Тут есть способ подстраховаться — мы о нем тоже рассказывали.

Как налоговая узнает, что я получаю какой-то доход?

Налоговая может и не узнать, но способы это сделать у нее есть. Иногда люди сами все рассказывают, достаточно лишь прислать уведомление о вызове для дачи пояснений.

Можно честно сдавать декларацию как физлицо, а в итоге оказаться предпринимателем и попасть на дополнительные налоги.

Мария Луценко

Если хочется послушать, то вот видео, в котором всё по полочкам, ещё и с перерывами на коварные мысли и реальные судебные кейсы.

Вопрос не как купить, а как продать

Вопрос с налогами встаёт не в момент, когда вы покупаете недвижимость, а в момент, когда вы её продаёте, ведь именно тогда вы получаете доход. За продажу имущества, квартиры в том числе, физлица по умолчанию платят 13% НДФЛ, но почти всегда не со всей суммы продажи. Во-первых, эту сумму можно уменьшить на расходы, которые вы понесли при её покупке. Правда, только если у вас есть подтверждающие документы. Если документов нет, то вам готовы предоставить имущественный вычет — целый миллион. В-третьих, если будете владеть квартирой больше 5 лет (иногда больше 3 лет), то платить налог при продаже не придётся совсем. То есть купили-продали — ничего не потеряли.

Ну и сразу спойлер: покупать и продавать недвижимость как физлицо — выгоднее всего, вряд ли на УСН получится выгоднее. Поэтому вопрос обычно не в том, на кого же оформить продажу: на ИП или на физлицо, а в том, можно ли продать как физлицо, а не как ИП.

Важно, как недвижимостью распоряжались, а не что написали в договоре

По сути, всё, что приобретает ИП, он приобретает как физлицо, недвижимость регистрируется на физическое лицо, а не на ИП. Поэтому в принципе неважно, как вы будете значиться в договоре купли-продажи помещения: ИП Варежкина М. А. или просто Варежкина М. А. Важно, как это имущество вы будете использовать: в предпринимательской деятельности или в жизни, от этого уже будет зависеть налогообложение.

И логика проста: использовали недвижимость для личных нужд — платите НДФЛ или получаете освобождение от налога спустя 5 (3) лет владения. Используете имущество в предпринимательской деятельности — точно платите налог по своей системе налогообложения.

Когда всё смешано, всё сложно

Иногда случаются более сложные ситуации, например, когда изначально купили квартиру себе, а потом сдавали её как ИП, потом снова использовали для себя и решили продать. В этой ситуации можно рискнуть и закрыть глаза на то, что когда-то квартира использовалась в предпринимательской деятельности и воспользоваться вычетом и освобождением от НДФЛ (моё мнение). Особенно, если на момент продажи вы уже не ИП. Ну а если на момент продажи вы всё ещё ИП, и уж тем более если вы всё ещё сдаёте квартиру, то придётся заплатить с продажи налог УСН.

Если же такая смешанная ситуация случилась с нежилым помещением, например, с офисом, то отделаться от налога УСН вообще сложно. Если получали от него доход как ИП, то заплатить налоги нужно по своей системе налогообложения, вычетом и освобождением физлица тут воспользоваться не получится. Даже если покупали офис как физлицо. К слову, даже если на момент продажи вы уже не ИП, вычетом и освобождением всё равно воспользоваться не получится. Всё потому, что в законе есть оговорка о том, что это освобождение не работает, если имущество использовалось в предпринимательской деятельности (благо, квартир и жилых домов это не касается).


Сколько придётся заплатить как ИП

Учесть такой большой расход можно постепенно в течение года, по правилам учёта расходов на основные средства. Если коротко, то нужно просто разбить сумму расхода по кварталам до конца года. Поэтому такие покупки в конце года лучше не совершать, чтобы потом не возиться с переносом убытков на следующий год.

Здорово, в расходах учли, очень сэкономили на налогах в год покупки. Но, что же будет, когда вы решите продавать эту недвижимость? Во-первых, вам нужно будет заплатить налог с доходов. Это чаще всего 15%, но за вычетом ваших накопившихся расходов. Но это ладно, этого можно было ожидать. Есть вторая вещь, совсем неочевидная: если ИП владел недвижимостью менее 10 лет и решил её продать, то он должен будет убрать из расходов затраты на покупку недвижимости, которые он учел в год покупки. Получается, он должен будет пересчитать налог за год покупки, доплатить его и подать новую декларацию. Включить в расходы можно будет только амортизацию за всё время использования помещения.

В общем, практически весь профит от того, что вы когда-то учли миллионы в расходах просто пропадает. Не пропадёт лишь в том случае, когда вы покупаете недвижимость исключительно с целью перепродажи. Тогда вы сможете учесть все расходы на покупку недвижимости в момент перепродажи.

ИП на патенте не могут подвести доход от продажи недвижимости под патент, поэтому с них придётся заплатить НДФЛ. Если выполните правило о минимальном сроке владения, сможете воспользоваться освобождением. НО если вы совмещаете патент с УСН, то нужно будет заплатить налог УСН. Пожалуй, это первый раз, когда совмещение УСН с патентом — невыгодное решение.

Мария Луценко

Если хочется послушать, то вот видео, в котором всё по полочкам, ещё и с перерывами на коварные мысли и реальные судебные кейсы.

Вопрос не как купить, а как продать

Вопрос с налогами встаёт не в момент, когда вы покупаете недвижимость, а в момент, когда вы её продаёте, ведь именно тогда вы получаете доход. За продажу имущества, квартиры в том числе, физлица по умолчанию платят 13% НДФЛ, но почти всегда не со всей суммы продажи. Во-первых, эту сумму можно уменьшить на расходы, которые вы понесли при её покупке. Правда, только если у вас есть подтверждающие документы. Если документов нет, то вам готовы предоставить имущественный вычет — целый миллион. В-третьих, если будете владеть квартирой больше 5 лет (иногда больше 3 лет), то платить налог при продаже не придётся совсем. То есть купили-продали — ничего не потеряли.

Ну и сразу спойлер: покупать и продавать недвижимость как физлицо — выгоднее всего, вряд ли на УСН получится выгоднее. Поэтому вопрос обычно не в том, на кого же оформить продажу: на ИП или на физлицо, а в том, можно ли продать как физлицо, а не как ИП.

Важно, как недвижимостью распоряжались, а не что написали в договоре

По сути, всё, что приобретает ИП, он приобретает как физлицо, недвижимость регистрируется на физическое лицо, а не на ИП. Поэтому в принципе неважно, как вы будете значиться в договоре купли-продажи помещения: ИП Варежкина М. А. или просто Варежкина М. А. Важно, как это имущество вы будете использовать: в предпринимательской деятельности или в жизни, от этого уже будет зависеть налогообложение.

И логика проста: использовали недвижимость для личных нужд — платите НДФЛ или получаете освобождение от налога спустя 5 (3) лет владения. Используете имущество в предпринимательской деятельности — точно платите налог по своей системе налогообложения.

Когда всё смешано, всё сложно

Иногда случаются более сложные ситуации, например, когда изначально купили квартиру себе, а потом сдавали её как ИП, потом снова использовали для себя и решили продать. В этой ситуации можно рискнуть и закрыть глаза на то, что когда-то квартира использовалась в предпринимательской деятельности и воспользоваться вычетом и освобождением от НДФЛ (моё мнение). Особенно, если на момент продажи вы уже не ИП. Ну а если на момент продажи вы всё ещё ИП, и уж тем более если вы всё ещё сдаёте квартиру, то придётся заплатить с продажи налог УСН.

Если же такая смешанная ситуация случилась с нежилым помещением, например, с офисом, то отделаться от налога УСН вообще сложно. Если получали от него доход как ИП, то заплатить налоги нужно по своей системе налогообложения, вычетом и освобождением физлица тут воспользоваться не получится. Даже если покупали офис как физлицо. К слову, даже если на момент продажи вы уже не ИП, вычетом и освобождением всё равно воспользоваться не получится. Всё потому, что в законе есть оговорка о том, что это освобождение не работает, если имущество использовалось в предпринимательской деятельности (благо, квартир и жилых домов это не касается).


Сколько придётся заплатить как ИП

Учесть такой большой расход можно постепенно в течение года, по правилам учёта расходов на основные средства. Если коротко, то нужно просто разбить сумму расхода по кварталам до конца года. Поэтому такие покупки в конце года лучше не совершать, чтобы потом не возиться с переносом убытков на следующий год.

Здорово, в расходах учли, очень сэкономили на налогах в год покупки. Но, что же будет, когда вы решите продавать эту недвижимость? Во-первых, вам нужно будет заплатить налог с доходов. Это чаще всего 15%, но за вычетом ваших накопившихся расходов. Но это ладно, этого можно было ожидать. Есть вторая вещь, совсем неочевидная: если ИП владел недвижимостью менее 10 лет и решил её продать, то он должен будет убрать из расходов затраты на покупку недвижимости, которые он учел в год покупки. Получается, он должен будет пересчитать налог за год покупки, доплатить его и подать новую декларацию. Включить в расходы можно будет только амортизацию за всё время использования помещения.

В общем, практически весь профит от того, что вы когда-то учли миллионы в расходах просто пропадает. Не пропадёт лишь в том случае, когда вы покупаете недвижимость исключительно с целью перепродажи. Тогда вы сможете учесть все расходы на покупку недвижимости в момент перепродажи.

ИП на патенте не могут подвести доход от продажи недвижимости под патент, поэтому с них придётся заплатить НДФЛ. Если выполните правило о минимальном сроке владения, сможете воспользоваться освобождением. НО если вы совмещаете патент с УСН, то нужно будет заплатить налог УСН. Пожалуй, это первый раз, когда совмещение УСН с патентом — невыгодное решение.


И. Г. Володькина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

ИП оплачивает иногда как физическое лицо. Документы тоже приходят на физическое лицо. Можем ли мы учесть эти расходы?

Ответ

Как физическое лицо индивидуальный предприниматель может иметь в банке счет для осуществления личных расчетов, а также для получения и расходования средств от предпринимательской деятельности. Однако использовать личный счет в предпринимательских целях, по сути, нельзя.

Но, исходя из разъяснения чиновников, можно сделать косвенный вывод, что бизнесмены вправе использовать текущие счета и личные банковские карты в предпринимательской деятельности.

ИП может получать документы на имя физического лица. Принимать в расходы такие траты можно, но при условии что есть доказательства непосредственной связи этих расходов с доходами от предпринимательской деятельности.

Обоснование

Расчетные счета открываются индивидуальным предпринимателям для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью (п. 2.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").

Между тем гражданское законодательство не обособляет имущество физического лица, принадлежащее ему исключительно как гражданину, от имущества, принадлежащего ему исключительно как индивидуальному предпринимателю (ст. ст. 23, 24 Гражданского кодекса РФ).

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (п. 3 ст. 845 ГК РФ).

В Письме ФНС России от 06.03.2013 N ЕД-3-3/772@ высказано мнение, что текущий счет физического лица не может использоваться для осуществления расчетов, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Тем не менее чиновники обсуждали фактическое использование личного счета в предпринимательской деятельности в связи с уведомлением налогового органа об открытии такого счета. Отметим, что указанное Письмо было выпущено, когда ИП в силу пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ были обязаны оповещать налоговиков о счетах, используемых в бизнесе.

Кстати, наличные деньги, полученные предпринимателем с банковского счета, могут без ограничений расходоваться им на личные (потребительские) нужды (Письмо Банка России от 02.08.2012 N 29-1-2/5603). Налогообложение сумм денежных средств, снятых с расчетного счета ИП для использования на личные нужды, НК РФ не предусмотрено (Письма Минфина России от 11.08.2014 N 03-04-05/39905 и от 25.11.2008 N 03-04-05-01/441).

Таким образом, законодательство не запрещает гражданам использовать текущие счета и личные банковские карты в предпринимательской деятельности. Однако существуют определенные риски. Оправданные они или нет - это решать каждому бизнесмену в зависимости от конкретной ситуации.

Во-первых, такие расчеты может запретить обслуживающий банк. Ведь текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Во-вторых, перечисления, в которых указано физическое лицо, а не ИП, могут не понравиться вашим контрагентам.

В-третьих, придется вести раздельный учет операций по текущему счету в рамках предпринимательской деятельности и в личных целях. Ведь налоговая инспекция может решить, что все поступления на карту связаны с бизнесом, а расходы являются личными тратами.

Индивидуальные предприниматели должны оформлять каждый факт хозяйственной жизни первичными учетными документами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В то же время они вправе не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с налоговым законодательством РФ ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что если документы оформлены на имя физического лица и имеют непосредственное отношение к предпринимательской деятельности, то такие расходы могут быть учтены ИП при УСН.


И. Г. Володькина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Читайте также: