Как написать письмо в налоговую о разъяснении по налогу

Обновлено: 28.03.2024

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
  • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
  • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

  • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
  • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

Требование о представлении пояснений

Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

Случай 3. Убыточная декларация.

В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

Иные документы

Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

1. Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

2. Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

3. Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

4. В декларации по НДС:

занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;

расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;

несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

5. Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

6. Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).

Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);

требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

Требование о представлении пояснений

Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

Случай 3. Убыточная декларация.

В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

Иные документы

Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

Очень часто, изучая конкретный вопрос, невозможно найти строго определенного решения на этот счет в налоговом законодательстве. В Налоговом Кодексе четко не прописано, Минфин трактует по-своему, налоговые органы придерживаются другой точки зрения. Суды встают то на сторону налогоплательщика, то на сторону налоговых органов. Что же делать? Как может добросовестный налогоплательщик обезопасить себя и получить конкретный ответ на свой вопрос? Ведь потом доплачивать налоги, платить пени и штрафы не хочется никому.

Самое разумное решение – это написать запрос (письмо) и уточнить, как поступать в Вашей конкретной ситуации. Такое право налогоплательщика предусмотрено статьей 21 подпунктами 1 и 2 пункта 1.

Что даст налогоплательщику ответ на запрос в органы государственной власти?

Согласно подпункту 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 111 НК РФ налогоплательщик будет освобожден от ответственности за совершение налогового правонарушения, если выполнял письменные разъяснения финансовых, налоговых или других уполномоченных органов государственной власти в пределах их компетенции по вопросам применения налогового законодательства (порядка уплаты, исчисления налога или сбора). Кроме этого, согласно пункту 8 статьи 75 НК РФ пени не будут начислены на недоимку по налогу, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения письменных указаний финансовых налоговых или других уполномоченных органов государственной власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что письменный запрос и адресный письменный ответ на него даст налогоплательщику возможность избежать ответственности, если налогоплательщик действовал согласно письменных разъяснений.

Финансовые, налоговые и другие уполномоченные органы государственной власти и куда конкретно направлять запрос?

Одной из обязанностей налоговых органов являются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ бесплатное информирование налогоплательщиков (в том числе и в письменной форме) о законодательстве о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязанностях налогоплательщика. Налогоплательщик должен получить ответ на свой запрос не позднее 30 дней.

Полномочия Минфина прописаны в статье 34.2 Налогового Кодекса РФ. Согласно пункту 1 данной статьи налогоплательщик может получить от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Письменные разъяснения даются в течение 2-х месяцев со дня поступления запроса. Кроме этого, Министерство финансов дает письменные разъяснения налоговым органам, а налоговые органы обязаны ими руководствоваться. Это прямо прописано в пункте 5 статьи 32 НК РФ.

По логике, получив такие письменные разъяснения, налогоплательщик подстраховал себя, уточнив спорный вопрос (на что он имеет полное право в соответствии с вышеуказанной в НК статьей).

Очень хорошо, когда ответ из налоговых органов поступает четкий и из него понятно как поступать налогоплательщику. В этом случае компания или ИП следует разъяснениям налоговых органов и при возникновении данной спорной ситуации может избежать ответственности. В некоторых случаях ответ налоговой инспекции не дает четкого ответа на вопрос и в ответе даются рекомендации обратиться в другие государственные органы за разъяснениями.

Налогоплательщик обращается в Минфин. По сути, Минфин, согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, также Минфин дает налогоплательщику свой адресный ответ, который является письменным разъяснением. Такой вывод следует из письма Минфина от 07.08.2007 г. № 03-02-07/2-138. При этом налогоплательщик не обязан руководствоваться этими письменными разъяснениями, а может принимать их во внимание, также как и другие ответы специалистов в этой области. Обычно именно такой вывод делается в конце любого письма Минфина при адресном ответе. Ответы Минфина могут быть не однозначными, а являться простым цитирование норм налогового законодательства, кроме этого Минфин может порекомендовать обратиться в другие государственные органы за разъяснениями. В этом случае налогоплательщик вынужден обращаться в другие государственные органы за разъяснениями и искать ответ самостоятельно.

Однако, у других государственных органов, имеется ввиду, например, Министерство строительства и ЖКХ, Министерство транспорта и другие, отсутствуют полномочия по разъяснению налогового законодательства РФ и не освободят компанию от начисленных пеней и штрафов.

Налогоплательщики обрадовались, когда 28 ноября 2017 года вышло Постановление Конституционного Суда № 34-П, в этом Постановлении суд сделал вывод, что налогоплательщик, обращаясь за разъяснениями в налоговые и финансовые органы, должен получить ответ, по которому он сможет действовать. При этом если у налоговых и финансовых органов возникают вопросы, и они не могут решить их самостоятельно, то именно эти органы должны обратиться за разъяснениями самостоятельно и уже дать налогоплательщику четкий ответ на вопрос.

С момента выхода Постановления прошло уже более полугода, но, к сожалению ситуация до сих пор так и не изменилась. Написав запрос в налоговый орган или Министерство финансов в 2018 году, до сих пор можно получить ответ, в котором содержится предложение обратиться за разъяснением в другие государственные органы и не получить конкретного ответа на свой вопрос, как, например, в этом случае. Что делать в такой ситуации? Возможно, получив ответ из соответствующего неуполномоченного государственного органа заново писать запрос в Минфин с просьбой дать ответ на вопрос, возможно, ввиду неясного ответа на вопрос, рассчитывать на благоприятный исход в суде, опираясь на Постановление № 34-П.

Общий вывод следующий: если налогоплательщик не знает, как поступать в данной конкретной ситуации, связанной с нормами налогового законодательства, обращаетесь в Налоговые органы, затем в Минфин, если четкого ответа на вопрос Вы не получили, обращаетесь в другие органы государственной власти.

Как использовать ответ налоговой или Минфина, полученный для другой организации?

Обратите внимание! Пользоваться ответами Минфина или налоговых органов, адресованными для других организаций или ИП не имеет смысла, т.к. ответ предоставленный другому налогоплательщику и примененный Вами, не освободит Вас от ответственности, ведь такие письма не имеет нормативного статуса, а носят информационно-разъяснительный характер.

Воспользоваться разъяснениями Минфина можно только в том случае, если они направлены неопределенному кругу лиц.

Обратиться в налоговый орган и Минфин с письмом, составленным в двух экземплярах (один экземпляр с отметкой о принятии и датой принятия Вы оставляете у себя) можно следующим способом:

  1. Обратиться в свою налоговую инспекцию по месту регистрации организации или месту жительства ИП;
  2. Обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по региону. В Москве адрес Управления ФНС: 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А;
  3. Обратиться в Центральный аппарат по адресу: 127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23;
  4. Обратиться в Минфин России по адресу: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9.

В письме указывайте полные реквизиты организации, действующий юридический адрес. Суть вопроса должна быть четко сформулирована, возможно, высказан Ваш предполагаемый ответ на описанный вопрос.

Форма 26.2‑7

Упрощённая система налогообложения - это льготный режим, на который организации и ИП переходят добровольно. Сроки перехода на УСН достаточно жёсткие – 30 дней после регистрации бизнеса или уже с начала нового года. При этом важно не только вовремя подать уведомление о переходе, но и получить подтверждение того, что вы сообщили в ИФНС о выборе упрощёнки.

Обычно эта проблема решается подачей двух или даже трёх экземпляров уведомления по форме 26.2‑1. На одном экземпляре налоговый инспектор оставляет отметку о принятии. Уведомление с отметкой ИФНС надо хранить, ведь оно может стать аргументом в спорах с инспекцией.

Дело в том, что иногда налоговая неправомерно отказывает в принятии декларации по УСН, заявляя, что уведомление о переходе получено не было. Ведь НК РФ не предусматривает особой процедуры постановки на учёт плательщиков упрощёнки.

В этом смысле плательщики ЕНВД или ПСН защищены лучше, потому что они получают от ИФНС ответный документ, подтверждающий переход на спецрежим. В первом случае это уведомление о применении ЕНВД, а во втором – патент ИП. А вот документ, подтверждающий постановку на учёт по УСН, налоговая инспекция не выдаёт. Но вместо него можно получить информационное письмо по форме 26.2‑7.


В каких случаях стоит запросить информационное письмо

Необходимость получить от ИФНС подтверждение о подаче уведомления на УСН обычно возникает в двух случаях:

  1. Для себя, если у вас не сохранился экземпляр уведомления с отметкой инспекции или вы подавали только один экземпляр. Правда, подтверждением работы в рамках упрощённой системы может служить и декларация, принятая налоговиками. Однако в судебной практике есть иски о неправомерном применении упрощёнки, поданные ИФНС, несмотря на принятые годовые декларации. И хотя такие споры обычно решают в пользу налогоплательщиков, лучше не рисковать и получить именно информационное письмо.
  2. Для контрагентов или других заинтересованных лиц, которые хотят убедиться, что вы работаете на спецрежиме и не начисляете НДС. Иногда копии уведомления о переходе на упрощёнку с отметкой ИФНС им недостаточно. В этом случае надо запросить в инспекции информационное письмо.

Как получить письмо по форме 26.2‑7

Приказ ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@, которым утверждена форма № 26.2‑7, не описывает, как именно запросить письмо из инспекции, поэтому заявление налогоплательщика составляется в свободной форме.

В запросе надо указать регистрационные данные организации или ИП (полное название, коды, адрес) и просьбу подтвердить, что налогоплательщик подавал уведомление о переходе на УСН и сдавал декларации по этому режиму.

Запрос в ИФНС о подтверждении перехода на УСН

Запрос направляется так, чтобы получить подтверждение о его подаче. При личной подаче в инспекцию надо попросить оставить отметку на втором экземпляре. А при направлении почтой сохраните квитанцию о заказном письме с описью вложения.

Срок ответа ИФНС – 30 дней после получения запроса налогоплательщика (п. 93 Административного регламента ФНС, утв. Приказом Минфина России от 02.07.12 г. № 99н).

Бесплатная консультация по налогам

Что должно содержаться в информационном письме от ИФНС

Как мы уже отметили, ответ налоговой инспекции составляется по утверждённой форме 26.2‑7. Это одностраничный бланк, не подразумевающий дополнительной информации, например, о выбранном объекте налогообложения (Доходы или Доходы минус расходы).

Информационное письмо о применении УСН должно подтверждать два факта:

  • Организация или индивидуальный предприниматель подали уведомление о переходе (указывается дата подачи);
  • Налогоплательщик отчитывается в рамках упрощённой системы налогообложения и сдаёт или не сдаёт декларации по этому режиму (если период применения УСН соответствует срокам сдачи).

Обратите внимание: если ИФНС подтвердила подачу уведомления о переходе на упрощённый режим, но при этом указала, что декларации не были представлены, в этом вопросе стоит разобраться. Нарушение сроков сдачи отчётности – это причина блокировки расчётного счёта, а также один из признаков недобросовестного контрагента для ваших партнёров.

Если вы в самом деле не сдавали годовые декларации, то надо отчитаться как можно скорее. Если же декларации сдавались и у вас есть подтверждение этому, обратитесь в инспекцию за разъяснением. Возможно, сотрудник ИФНС совершил техническую ошибку, тогда информационное письмо надо запросить повторно.

Бесплатная консультация по налогообложению

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Читайте также: