Как налоговая узнает о нарушениях

Обновлено: 27.04.2024

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ многие предприниматели и компании должны использовать контрольно-кассовую технику. Однако не все из них выполняют требования законодательства и продолжают работать без онлайн-касс.

Каким образом налоговая инспекция может узнать о таком нарушении?

Контроль со стороны граждан

При использовании онлайн-кассы покупатели получают бумажный или электронный чек, на основании которого не подошедшую покупку можно вернуть. Данный момент важен для потребителей, а потому сами граждане заинтересованы, чтобы продажа производилась в соответствии с требованиями законодательства, которое защищает их права как покупателей.

Налоговики в целях защиты интересов покупателей разработали специальное мобильное приложение, через которое можно не только сохранить чек, но и проверить его отправку в налоговую инспекцию. Данное приложение:

  • совместимо с операционными системами на базе iOS и Android;
  • поддерживает ручной ввод данных;
  • проводит автоматическую проверку чека на основе QR-кода.

На данный момент приложением пользуется не там много человек - оно скачано немного более 100 тыс. раз. Однако существует определенный риск, что покупатель может им воспользоваться, к примеру, в текущем году приложением было проверено более 30 млн. чеков.

Проверка соблюдения кассовой дисциплины

Существует и другой важный момент, когда компания попадет в поле зрения ИФНС. Связан он с интернет-банкингом, при котором покупатель оплачивает покупки онлайн посредством сети Интернет. Если таких операций проводится достаточно много, налоговики также могут назначить проверку, поскольку пользователи должны получать электронный чек. При его отсутствии человек вполне может обратиться в налоговую инспекцию и сообщить о нарушении его права.

Внимание! В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники ИФНС проверяют правильность начисления и уплаты налогов и страховых взносов. При такой проверке не проверяется наличие онлайн-кассы.

Проведение контрольной закупки

Налоговики вправе проводить контрольную закупку, при которой присутствуют понятые и свидетели. Отсутствие онлайн-кассы сразу станет видно, поскольку если продавец выбивает обычный чек на стандартной ККТ, не используя онлайн-кассу, это отображается на напечатанном чеке. Дело в том, что на чеке не будет информации о системе налогообложения, а также сведений о форме расчета (наличная или безналичная оплата). Также в этом случае отсутствуют данные об адресе расчете и сайте для проверки информации из чека.

Внимание! Контрольная проверка проводится налоговиками без предупреждения и с любой периодичностью.

Какие последствия, если не применять онлайн-кассу?

При обнаружении налоговиками нарушения кассовой дисциплины в части неприменения онлайн-кассы они выписывают предпринимателю штраф. Его размер зависит от того, какую сумму налогоплательщик получил в обход онлайн-кассы.

При этом ИП платит 25%-50% от этой суммы (минимально 10 тыс. руб.), а юрлицо - от 75% и более (минимально 30 тыс. руб.).

Внимание! Если налогоплательщик неоднократно нарушает нормы законодательства по онлайн-кассам, его деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток. В том случае, когда выручка в обход кассы превысила 1 млн. руб., к руководителю применяется запрет на занимание этой должности в срок на 1-2 года.

Как избежать штрафных санкций?

Единственный способ избежать штрафных санкций - соблюдать нормы законодательства, а именно подключить онлайн-кассу. Также нужно проинформировать налоговиков о том, что налогоплательщик сделал это, хотя и с опозданием. Если компания не совершала нарушение многократно, то вполне возможно, что штрафные санкции к ней применяться не будут. Хотя этот момент полностью зависит от решения ИФНС.

Чтобы зарегистрировать онлайн-кассу, необходимо ее купить и подключить. После этого нужно провести по ней все расчеты, которые изначально осуществлялись без нее, т.е. с нарушением законодательства. Для этого формируется "чек коррекции". После этого можно сообщать налоговикам об установке и использовании онлайн-кассы и надеяться, что никакого штрафа назначено не будет.

Важно! Онлайн-касса полезна не только налоговикам, но и самим предпринимателям. С ее помощью появляется возможность для автоматизации многих процессов, контроля работы продавцов, ведения аналитики продаж.


Налоги – это одна из главных проблем малого бизнеса в нашей стране. Несмотря на все обещания государства развивать малый бизнес, на все выходящие законопроекты, налоги меньше не становятся. Поэтому новичкам в бизнесе бывает так трудно продержаться, и поэтому так много молодых предприятий разваливаются уже через 1-2 года после своего появления (а то и раньше). Неудивительно, что у многих возникает соблазн найти какой-нибудь способ либо совсем не платить налоги, либо платить их меньше.

Пока мы не сталкиваемся с государством и разными государственными службами, они представляются нам очень далёкими, никакого отношения к нам не имеющими. Предприниматели постоянно заполняют различные налоговые декларации, в которых сами должны указывать размер дохода и сумму уплачиваемых государству средств. А что, если указать сумму, меньшую, чем она есть на самом деле? Как государство сможет об этом узнать? И ведь существует же множество историй об успешных бизнесменах, которым легко удаётся обманывать систему.

На самом деле, не платить налоги – это не очень хорошая идея. Конечно, вероятнее всего, в системе налогообложения существуют какие-то лазейки. Но в любых незаконных действиях всегда есть очень большой риск. Ваша попытка экономии может обернуться огромными штрафами, необходимостью уплаты пени или даже уголовной ответственностью. С государством шутить не стоит, ведь оно знает всё. А вот откуда налоговики берут информацию о доходах, мы сейчас и разберёмся.

Запросы в банки

Не важно, каким типом деятельности вы занимаетесь, вы ИП или ООО, или зарабатываете деньги с помощью фриланса, в любом случае у вас должен быть счёт в банке, куда поступают денежные средства. Даже если вы не являетесь юридическим лицом и вообще не зарегистрировали официально никакой бизнес, у вас наверняка есть банковская карта, на которую заходят средства. Если эти средства заходят регулярно, и они достаточно крупных размеров, у налоговой службы могут возникнуть к вам вопросы. Данные о подобных начислениях банк обязан передавать ФНС, если она запрашивает информацию.

Более того, банк должен оповещать государство о различных подозрительных операциях. Сумма этих подозрительных операций должна превышать 600 тысяч рублей. Только тогда это может вызвать подозрение банка. Например, если был переведён платёж на эту сумму или выше, банк обязан сообщить об этом в соответствующие органы. Подозрительным считается, если на счёт поступило несколько переводов подряд. Если налоговая обнаружит, что данный доход был скрыт фирмой или в декларации значится меньшая сумма, это может привести к серьёзным проблемам.

Также на основании статьи 86 НК РФ (в которую были внесены изменения в 2014 году), банк обязан оповещать ФНС об открытии банковского счёта физическим лицом. Добросовестным гражданам это ничем не грозит, налоговая, скорее всего, даже не заинтересуется, сколько у вас на этом счету денег. Но вот если ваша компания попала под подозрение, все счета будут проверяться, особенно новые.

Однако банк не оповещает налоговиков обо всех банковских операциях компании. Лучше даже сказать, практически ни о каких не оповещает. А у налоговой есть другие дела, кроме как проверять поступления на банковские счета всех маленьких фирм. Поэтому тотального контроля здесь нет. ФНС может заинтересоваться вами, если, например, была заподозрена в неуплате налогов компания, с которой вы сотрудничаете.

Как налоговая узнаёт об интернет-доходах?

Казалось бы, интернет – абсолютно неконтролируемая государством система. Но здесь, на самом деле, всё зависит от того, о каких суммах идёт речь. Если на ваших электронных кошельках несколько тысяч, естественно, никто не будет проверять вас из-за такой мелочи. Но вот если между счетами переводятся достаточно крупные суммы, данные транзакции попадают под закон о национальной платёжной системе. Платёжные системы, между которыми прошёл перевод, должны передавать сведения государству.
Понять, будут ли данные о переводе переданы в государственные органы, можно очень просто. При попытке перевести крупную сумму система попросит вас ввести свои персональные данные и подтвердить свою личность. Помимо ввода данных вас могут попросить прислать сканы необходимых документов.

Если с электронных кошельков средства выводятся на банковскую карту, там контроль над финансами берёт на себя банк. И здесь работает та же система, что и с обычными банковскими счетами.

Избежать электронных платежей можно, используя систему наложенного платежа. Однако Почта России — это тоже государственная организация. ФНС может запросить у неё данные на ваше имя и получить сведения обо всех совершённых платежах.

Выездная проверка

Это тот случай, когда налоговая служба лично приходит к вам, чтобы проверить, действуете ли вы в рамках закона. Естественно, она не проводится на пустом месте. Чаще всего причиной бывают какие-нибудь нестыковки в документах, неясные места в декларациях и т.п. Подозрительным могут показаться слишком маленькие зарплаты сотрудников или тот факт, что в нескольких декларациях подряд ваши расходы превышают доходы.

Такие проверки обычно бывают не чаще, чем раз в 3 года. И проверять вашу деятельность сотрудники ФНС могут только за два последних года и текущий период. Проверка длится обычно не более 2 месяцев. Но если в укрывании налогов заподозрены ваши партнёры, налоговики могут устроить встречную проверку, и тогда всё это может затянуться на 30 месяцев.

При выездной проверке с вас потребуют все документы, проведут инвентаризацию, осмотр помещений и опрос свидетелей.
Если вдруг к вам нагрянули налоговики, а вы точно уверены, что действуете по закону, обязательно попросите у сотрудников их удостоверение и решение о проведении проверки (это решение должно быть соответствующим образом задокументоровано). Без этих документов у вас не имеют право ничего проверять, и никаких штрафов вы платить не должны.

Чем грозит неуплата налогов?

Если налоговая служба выяснила, что вы не платили налоги или платили их на меньшие, чем есть в действительности, суммы, вам сразу насчитают пени за то, что вы не платили. Помимо начисления пени вас заставят платить штраф.

Размер штрафа зависит от уровня правонарушения, может быть от 500 р. до 500000 р.

Второй способ наказания – это принудительные работы. В зависимости от характера преступления и его тяжести предпринимателю могут назначить принудительные работы сроком до 5 лет.

Третий способ наказания предпринимателей, укрывающихся от налогов – уголовная ответственность. Но привлечь вас к уголовной ответственности могут, только если речь идёт об экономических операциях с суммами более 2,5 миллионов рублей.

Выводы

Налоги для малого бизнеса в нашей стране действительно достаточно большие, больше, чем в некоторых других странах. Однако, попав под статью НК РФ, вы потеряете гораздо больше. Поэтому самой верной экономией будет добросовестное соблюдение закона.

!Вывеска на здании Федеральной налоговой службы в Москве
!Вывеска на здании Федеральной налоговой службы в Москве

МОСКВА, 9 апр — ПРАЙМ. Всех теневых наймодателей жилых помещений всегда интересовал вопрос о том, может ли налоговая инспекция прознать о доходах собственника при сдаче квартиры в аренду, а также что будет, если о скрытых заработках станет известно чиновникам. Об этом рассказывает агентству "Прайм" адвокат Олег Сухов.

"За неуплату налогов от сдачи квартиры в аренду, составляющих 13% от суммы этой самой аренды, придется единовременно заплатить не только весь налог за последние три года, но и штраф в размере 20% от суммы задолженности", — предупреждает сразу эксперт.

Риэлтор показывает дом

Риелтор рассказала, у кого нельзя снимать квартиру даже по низкой цене

Однако насколько реальны риски быть пойманным за руку, и как сотрудники налоговой службы способны отследить незаконную деятельность по неуплате налогов?

Конечно, никто из чиновников налоговой инспекции по домам не ходит и арендаторов не отлавливает. "Этим обязаны заниматься участковые полицейские, которые наделены правом составлять акты нахождения в квартире нанимателей, фиксировать договоры аренды или найма жилых помещений, брать письменные объяснения в подтверждении платной аренды недвижимости", — указывает юрист.

Затем участковые направляют документы либо непосредственно в налоговые службы, либо в другие органы государственной, муниципальной или местной власти. Например, в некоторых районах Москвы сбором подобной информации занимаются управы, получающие от участковых соответствующие сведения, которые в последующем и передают ее в налоговые службы.

Однако не только они выявляют теневую сдачу квартир в аренду. Налоговые службы и сами способны устанавливать как факты заключения договоров аренды, так и оплаты по ним.

Договоры аренды или найма налоговые органы запрашивают в Росреестре. Если оформлены они сроком более, чем на год, то регистрируются они в указанном органе.

Получив договоры, чиновники налоговых инспекций определяют предшествующий период найма помещений и ежемесячные суммы платежей по аренде, что дает возможность посчитать и размер налога на доход, и штраф за его неуплату. Требования об их погашении направляются неплательщикам для исполнения в добровольном порядке. "И если они не исполняются, налоговая обращается в суд за получением судебного приказа или решения о взыскании", — поясняет адвокат.

Жилые кварталы Северного Тушино.

Эксперт назвал покупку квартиры для сдачи в аренду ошибочным решением

По указанным судебным актам присужденная задолженность списывается через банки, где у должников имеются средства. Если долг окажется значительным, не исключено наложение ареста и на саму сдаваемую недвижимость.

"Другим способом выявления недекларированных доходов от сдачи квартир в наем, является проверка банковских счетов физлиц, куда ежемесячно и постоянно поступают одни и те же суммы, как правило, от одних и тех же плательщиков", — указывает Сухов.

Такая регулярность доходов по банковским картам фиксируется налоговыми инспекторами. Дальше начинается проверка источника дохода, его сумм и количества переводов, для чего налоговая может запросить информацию, как у получателей денег, так и у лиц, переводивших средства. И те, и другие должны отчитаться, в том числе с предоставлением документов и объяснений, в связи с чем осуществлялись платежи, и почему по ним не платились налоги, если речь идет об арендной плате.

"За неуплату налогов от сдачи квартиры в аренду предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 198 УК РФ). Однако, чтобы "попасть под статью", нужно уклоняться от налогов на протяжении трех лет, при этом сумма неуплаченного налога в месяц не должна быть менее 75 тысяч рублей. Срок неуплаты может быть и более коротким, если размер скрытого налога будет превышать семьдесят пять тысяч рублей в месяц", — резюмировал эксперт.

Содержание


Культура сбережения и накопления личного, семейного капитала строится на имеющихся в арсенале финансовых инструментах и законных способах получения доходов.

О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ, открывая счёт в иностранном банке, размещая деньги для инвестиций у иностранного брокера, имея долю в капитале иностранной компании, получая доход от погашения облигаций иностранного эмитента или продажи котирующихся акций? О ТОМ, что в этих и в других похожих ситуациях Вам предстоит выполнить обязательные действия: уведомить об обстоятельствах свою налоговую инспекцию по месту жительства и ежегодно отчитываться перед ней.

Какие документы и в какой срок нужно подать в налоговую инспекцию владельцу счёта в иностранном банке

Если Вы открыли за рубежом расчётный/накопительный/любой другой счёт в иностранном банке; брокерский /инвестиционный/любой другой счёт у брокера; счёт (вклад) в страховой компании, пенсионном или в инвестиционном фонде, кредитном союзе, в дилерской компании, на фондовой бирже или любой иной финансовой организации – сообщите об этом в свою налоговую инспекцию по месту жительства в течение одного месяца по установленной форме.

Вы выявили ошибки в первоначальном уведомлении; у Вас изменились реквизиты зарубежного счёта/вклада, изменилось название или адрес кредитного учреждения или финансовой компании; Вы закрыли этот счёт/вклад – для указанных событий предусмотрен месяц срока, чтобы Вы довели информацию до Вашей налоговой инспекции (далее – ИФНС) по месту жительства.

Календарный год завершился – запросите в иностранном банке/у зарубежной финансовой компании выписку со своего счёта (вклада) за прошедший год и оформите отчёт о движении средств по специальной форме, указав обороты и остаток денег/других финансовых активов. Причём, в отношении каждого счёта, вклада, вида иностранной валюты оформляется отдельный лист такого отчёта с указанием годовых оборотов средств, остатков на начало и на конец года.

Для представления в налоговый орган отчётных форм о движении средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за истекший год установлен срок – не позднее 1 июня следующего года.

Действующее законодательство освободило граждан от обязательного представления в налоговую инспекцию выписок банка и других подтверждающих документов вместе с годовой отчётностью. Однако Вы вправе их представить самостоятельно, если видите смысл показать проверяющим исходные данные.

Вместе с тем, налоговая служба наделена правом запрашивать и получать от резидента эти документы при появлении противоречивых данных или при возникновении вопросов в отношении зарубежных активов. В случае получения такого запроса из ИФНС Вам придётся переводить документы, составленные на иностранном языке, на русский язык, а в отдельных случаях - и заверять перевод нотариально.

Так что, целесообразно хранить выписки финансовых организаций о движении денег и остатках по счетам, как минимум, пару лет.

Валютное законодательство освобождает от сдачи отчётности:

По итогам отчётного года (не позднее 30 апреля следующего года) налоговому резиденту следует представить в ИФНС налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, указав полученные из зарубежных источников дивиденды, проценты, доход от погашения или продажи ценных бумаг, иные доходы.

В декларации Вы вправе указать расходы, связанные с получением вышеуказанных доходов, и сумму налога с дохода, уплаченного в иностранном государстве, если у Вас есть право зачесть его в счёт уплаты НДФЛ.

Окончательно оформив налоговую декларацию, Вы уже будете знать сумму НДФЛ к уплате в бюджет РФ и планировать свои денежные потоки к установленному законом сроку уплаты налога.

Не позднее 15 июля текущего года Вам следует самостоятельно заплатить в бюджет сумму НДФЛ за завершившийся отчётный период. Величину налога Вы уже знаете из налоговой декларации.

У Вас есть возможность сдать отчётность, о которой идёт речь, как в бумажном виде (лично, через доверенное лицо, по почте заказным письмом), так и в электронном формате через личный кабинет налогоплательщика. Подтверждающие документы представляются в том же самом виде, что и основной документ, - то есть либо на бумаге, либо в виде электронного файла

Ответственность за нарушение норм валютного законодательства

За нарушение гражданином вышеуказанных обязанностей, установленных российским валютным и налоговым законодательством, предусмотрена ответственность - штрафы по НК РФ и КоАП РФ установлены и за нарушение форм отчётности, и за опоздание с их подачей в ИФНС, и за отсутствие подтверждающих документов.

Так, нарушение резидентом формы уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счёта (вклада) или месячного срока представления этого уведомления может привести к наложению на гражданина административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тыс. руб. Если не подать такое уведомление, то размер штрафа на гражданина увеличится до 4 – 5 тыс. руб. (п. п. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП).

Минимальный штраф предусмотрен за нарушение гражданами срока представления отчёта о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) в размере от 300 до 3 000 руб. - в зависимости от длительности просрочки (ч. 6.1 - 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

Максимальные штрафы установлены в размере:

  • 75-100 % суммы незаконной валютной операции (п.1 ст.15.25 КоАП РФ);
  • 40 % умышленно не уплаченного НДФЛ (п.3 ст. 122 НК РФ);

Что будет, если я не хочу уведомлять ФНС о счетах за границей, чтобы не привлекать внимание?


Что же, если это - сознательный, аргументированный выбор собственника имущества, мы не будем его оспаривать.

Возможно, собственник зарубежных счетов не сообщил о них в налоговую, надеясь, что сама она о них не узнает. А если когда-то и узнает, то налогоплательщик готов уплатить штрафные санкции за два-три года.

Лишь отметим, что ФНС России вполне заслуженно гордится эффективностью налогового администрирования и сокращением теневой экономики в последние годы за счёт передовой цифровой трансформации.

Таким образом, российские налоговые органы в 2018 году получили от зарубежных коллег детальную информацию о российских налогоплательщиках за 2017 (в том числе номера счетов, названия банков, валюты счетов, балансы на конец года, суммы зачислений за год, типы выплат (доходы от реализации финансовых активов, купоны, дивиденды, заработная плата от иностранных работодателей)) и направили массовые требования с запросами своим гражданам. В самое ближайшее время такие запросы налоговых органов в адрес налогоплательщиков могут прийти в отношении данных за 2020 год.

Что делать, если пропустил сроки уведомления налоговой о зарубежных счетах?


Вы вправе сдать необходимую отчётность и после обозначенной законодательством даты. В случае просрочки отчётности величина наложенного на налогоплательщика штрафа, как правило, ниже, чем штраф за вовсе не представленные на проверку документы.

Сдав первоначальную отчётность вовремя, Вы можете уточнить переданные в налоговую данные. Формы/электронные форматы отчётности предусматривают такую возможность. Причём в отношении уточнённых показателей предельные сроки не установлены, поскольку это – право налогоплательщика.

В ситуации, когда в уточнённой декларации сумма исчисленного налога увеличилась по сравнению с первоначальной декларацией, доплатить налог в бюджет и соответствующую ей сумме пени лучше до момента подачи уточнённой налоговой декларации. В этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности в виде штрафов.

Если Вы не уверены в правильности заполнения отчётных форм или в правильности расчётов своих налоговых обязательств, Вы можете обратиться за консультацией и помощью в оформлении документов, пояснений к специалистам нашей компании. Мы можем и готовы Вам помочь

Что делать, если я уведомила ФНС о зарубежных счетах, но налоговая требует пояснений?


Порой можно избежать дополнительных вопросов налогового инспектора в ходе камеральной налоговой проверки, если добровольно и до начала проверки предоставить пояснения вместе с основной отчётностью.

К примеру, на практике расчёт налоговой базы по доходам от операций с ценными бумагами в декларации 3-НДФЛ может оказаться большим и сложным. Так что даже получив от Вас все подтверждающие доходы и расходы документы, расчёт налогового инспектора в отношении налогооблагаемой суммы может неблагоприятно отличаться от Вашего расчёта. В таком случае, Ваши аргументированные пояснения к отчётности послужат соблюдению Ваших интересов.

Ещё один пример: в настоящее время физические лица - резиденты освобождены от обязанности предоставлять вместе с отчётами о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) подтверждающие документы. Однако, при возникновении вопросов в ходе камеральной проверки у налогового инспектора есть право их задать на основании мотивированного требования в Ваш адрес. Такой запрос вполне правомерен, если, в частности, отчитываются супруги, имеющие общий зарубежный счёт.

В случае, если в процессе взаимодействия с налоговым органом Вы столкнулись со сложной ситуацией и неправомерными требованиями проверяющих, обращайтесь за консультацией к специалистам нашей компании

Что делать, если ФНС узнала о моих незадекларированных зарубежных счетах и требует документы и декларацию?


Если не реагировать на данное требование ИФНС, не предоставить требуемые документы и не подать налоговую декларацию 3-НДФЛ за указанный в требовании год, то в худшем случае налоговая потребует с Вас уплаты налога, пени и соответствующих штрафов со всей суммы дохода, указанного в требовании. При этом, налоговая не примет в расчёт расходы на покупку ценных бумаг и брокерское обслуживание, например, или не зачтёт в счёт уплаты российского налога налог, удержанный за рубежом (даже если у Вас есть такое право в силу имеющегося соглашения между РФ и страной, где находится банк (брокерская компания и т.п.)).

Получив требование из налоговой инспекции, Вы вправе попросить инспектора об отсрочке в представлении затребованных документов сроком до одного месяца.

Далее нужно подготовить налоговую декларацию за конкретный отчётный период, внести все полученные доходы, отразить применимые расходы (например, на покупку и хранение ценных бумаг, проданных в отчётном году), перевести банковские выписки на русский язык (можно без нотариально заверенного перевода), заявить все возможные налоговые вычеты для снижения налоговой базы по НДФЛ и составить ответ на требование ИФНС. В нём нужно дать пояснения по всем пунктам требования, а также запросить возможность не применять наказание в виде штрафов за позднюю подачу декларации и уплату НДФЛ, приводя веские доводы.

Если ранее Вы уже представляли первичную налоговую декларацию за этот год, то теперь следует подать уточнённую декларацию с корректировкой данных, предварительно доплатив сумму налога и пени за просрочку платежа.


И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки - точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

  • Нарушение права проверяемого налогоплательщика (организации либо ИП) участвовать в рассмотрении материалов по ходу проверки, а также непредставление возможности давать пояснения по возникшим вопросам в ходе проверки.
  • Налоговыми органами не указаны документы, которые послужили основанием для начислений.

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

⚠ Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по "общей" доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено - в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

⚠ Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное - помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Читайте также: