Как начислить в 1с налог на негативное воздействие на окружающую среду

Обновлено: 02.07.2024

Vino 11.03.2013
1. В примерах рассматривается налог за год больше на 58 рублей, чем за 9 месяцев, и его нужно доплатить.
А если будет с минусом. Так называемый уменьшаемый.
Как поступить в этом случае?
Мы ничего не оплачиваем и просто в следующем отчетном периоде на эту сумму уменьшаем налог или как-то иначе?
2. Вопрос по налогу на экологию (у меня их 2 вида).
Оплата производится в бюджет, я ее оплачиваю, но не понимаю как его (этот налог) начислить? Есть в 1С что-нибудь на эту тему?
3. Единый налог при УСН заплатили. Как происходит процедура с выплатой дивидендов?
Когда они могут быть начислены и есть ли какое-нибудь ограничение по сумме, кроме величины чистой прибыли?
Когда их можно выплатить? Как эту выплату отразить в 1С?
Как с учредителей удерживается НДФЛ?
Заранее спасибо за Ваши ответы!!

Вопрос

Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Наше предприятие относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), работаем на УСН (доходы минус расходы). Заключен договор со специализированной организацией на вывоз и размещение ТБО без перехода права собственности на мусор. Возникают вопросы по учету БУ и НУ:1) Предприятие не подавало заявление в территориальное управление Росприроднадзора на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Соответственно, все объемы ТБО будут считаться сверхлимитными объемами размещаемых отходов? Но мы, как микропредприятие, освобождены от необходимости утверждения нормативов. В связи с чем вопрос: начисление платы НВОС будет отражаться в полной сумме на счете 91-2 как сверхнормативная?2) В каких случаях применяется норматив платы за размещение отходов производства и потребления, установленный постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344? Только для расчета платы НВОС?3) Для целей УСН наш размер платы НВОС мы не можем учесть в расходах, т.к. она будет считаться как сверхнормативная в полном объеме?

Ответ

1. Так как у подобных предприятий есть право не разрабатывать нормативы и лимиты выбросов, то и нет необходимости делить выбросы на сверхлимитные и нет. Все они будут считаться в пределах лимита.

2. С 1 января 2015 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

  • атмосферные выбросы стационарными объектами (нормативы платы установлены вприложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты(нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от12 июня 2003 г. № 344);
  • размещение отходов производства и потребления (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановленияПравительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация нормативов. Раньше коэффициенты индексации определялись в законах о федеральном бюджете, а теперь – в постановлениях Правительства РФ. На период 2015–2017 гг. коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

3. Ваши выбросы будут считаться осуществленными в пределах лимита, а значит и могут быть учтены для целей исчисления налога при УСНО.

Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

О.В. Долматов, А.Ю. Кузнецов

В бухучете плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов является расходом по обычным видам деятельности. Отражайте ее с использованием счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 – в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.). Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом (счет 91-2). Об этом сказано в пунктах 5, 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). *

Ситуация: в корреспонденции с каким счетом в бухучете нужно начислить сумму платы за загрязнение окружающей среды – 68 или 76

Организация вправе самостоятельно выбрать любой из этих счетов, закрепив этот вариант в учетной политике.

Выбранный вариант учета платежей за загрязнение окружающей среды закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

В зависимости от сделанного выбора начисление платы отразите в бухучете следующими проводками:

Перечисление платы за загрязнение окружающей среды в бюджет отразите проводкой:

Если организация платит налог с доходов, то сумма начисленной платы за загрязнение окружающей среды на расчет единого налога не повлияет (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если организация на упрощенке платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то плату за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов отразите в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-06-06-04/1, от 17 мая 2005 г. № 03-07-03-04/20). Плату за сверхнормативное загрязнение окружающей среды при расчете единого налога учесть нельзя (подп. 5 п. 1 ст. 316.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). *

Ситуация: может ли организация на упрощенке учесть затраты на оплату услуг по разработке нормативов образования отходов и составлению расчетов платы за загрязнение окружающей среды

Проекты нормативов образования и размещения отходов обязаны разрабатывать все организации, деятельность которых приводит к загрязнению окружающей среды (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Также организации, деятельность которых связана с природопользованием, должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды и сдавать отчетность о размещении отходов.

Разработку нормативов, расчет платежей и составление отчета об образовании и размещении отходов можно поручить сторонней организации. Расходы на оплату таких услуг относятся к материальным затратам (приобретение услуг производственного характера). Они уменьшают налоговую базу по единому налогу на основании подпункта 5 пункта 1, пункта 2 статьи 346.16 и подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

О.В. Долматов, А.Ю. Кузнецов

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма отчета приведена в письме Ростехнадзора от 8 июня 2010 г. № 00-07-12/2968. Сдать его нужно не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30).

Кроме того, необходимо будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы), утвержденную приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17. *

Пример заполнения отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)

В течение 2015 года у компании образовалось 4,93 тонны мелкогабаритного несортированного мусора от офисных и бытовых помещений (4 класс опасности).

Ответственность за превышение нормативов

Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность установлена:

  • за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (включая превышение нормативов предельно-допустимых выбросов) – статьей 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водные объекты (в т. ч. за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты) – частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления – статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На какой счет отнести расходы по экологии?

Сделал расчет по экологии, сумма платежа в бюджет составляет 300 руб, какую нужно сделать проводку в программе, подскажите пожалуйста.

почему именно 26 счет? я обычно отношу на 20 счет

к 20 счёту налоги типа налога на имущество/земельного налога/транспортного наога/экологического и т.п. никакого отношения не имеют. Это прочие расходы.

Белка ТНТ? это тоже вариант, но не совсем верный.

ну тем не менее, в связи с тем что у меня УСН 6% ,пользуюсь положением и начисляю именно так. Мне так удобнее

Мы заказали расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Куда отнести эти расходы. Будут ли они уменьшать налогооблагаемую базу.

Экология

Дт 26.01 Кт 76.09 (Департамент Росприроднадзора РФ)

можно более подробную ссылку.

Всегда начисляла 99/68,10. Налог по эко не уменьшает базу по прибыли, вне зависимости ОСНО или УСНО. Если не права, буду признательна за ответы.

речь идет не о налоге, а об услуге по расчету налога по экологии

Последний раз редактировалось Закамский; 29.04.2011 в 07:32 .

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году это похоже новый квест для бедных экологов. Модулем пользоваться нельзя, прием расчета платы будет производиться только через личный кабинет природопользо

вателя. При том, что база забита именно в МП, а в личном кабинете надо перебивать все заново.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Для кого-то прописные истины, но всё же.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

часть 1 статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды"

Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 "О плате за НВОС"*

Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик - региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ " Об охране окружающей среды") за отчетный период.

  1. Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
  2. Сбросы загрязняющих веществ - по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
  3. Размещенные отходы - по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.

При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:

  • в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды - это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.

На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Разъяснения для ОНВОС 3 категории - что нашла:

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Письмо Минприроды России от 20.09.2019 N 12-47/22755 "Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха"

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ 19) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

Получается, что для ОНВОС 3 категории действует следующее правило:

  • показанное в отчете ПЭК количество выбросов и сбросов ЗВ (за исключением веществ 1, 2 класса опасности) признается количеством в пределах нормативов.
  • по веществам 1, 2 класса опасности у ОНВОС 3 категории имеются расчеты нормативов, следовательно для этих веществ превышения нормативов устанавливаются исходя из указанных расчетов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - сроки

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды"
  1. вносятся ежеквартальные авансовые платежи - в срок не позднее 20-ого числа следующего за отчетным кварталом месяца.
  2. За 4 квартал авансовые платежи не вносятся - вносятся уже скорректированная годовая плата за вычетом 3-ех кварталов. не вносят квартальные авансовые платежи.

Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за предыдущий год - самый простой вариант;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

Срок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 10 марта года.

Несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

За несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрено 2 наказания:

    ;
  • оплата пеней, в том числе за несвоевременное внесение квартальных авансовых платежей, Об этом вы можете прочитать в статье 16.4 ФЗ " Об охране окружающей среды".

Ненормируемые вещества и плата

Надо ли включать в декларацию и платить за выбросы не подлежащие нормированию?

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

пункт 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды"

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

пункт 5 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 14.07.2017) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" .

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

На сегодня действующее Постановление по ставкам платы:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 сентября 2016 г. № 913 "О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ".

Таким образом: платежная база формируется из выбросов в пределах ПДВ, ВСВ и сверхлимита. При этом, нормативы допустимых выбросов устанавливаются в отношении веществ из перечня, ставки платы устанавливаются также в отношении веществ из перечня, следовательно, делаем вывод - расчет платы надо производить в отношении веществ из перечня.

Если вопрос касался твердых частиц, отнесенных к взвешенным (пыль абразивная, сажа, железо оксид), то есть разъяснения:

Природопользователи, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на объектах НВОС[1] III категории, являются лицами, обязанными вносить плату за НВОС[2]. В статье рассмотрим, как рассчитать сумму платы за НВОС в части выбросов для объекта III категории и в каких случаях должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент.

Согласно ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату:

• для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период;

• в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019; далее — Перечень).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее — ПЭК), при этом должны учитываться объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), временно разрешенных выбросов (далее — ВРВ), превышающих такие нормативы и выбросы (включая аварийные).

Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень, на соответствующие ставки указанной платы[3] с применением установленных коэффициентов и суммирования полученных величин. Коэффициенты применяются для стимулирования природопользователей к проведению мероприятий по снижению НВОС, в т.ч. в случае превышения установленных НДВ и ВРВ.

Чтобы понять, как хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах III категории, рассчитывать сумму платы за НВОС в части выбросов и в каких случаях ими должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент, необходимо определиться с основополагающими документами, в соответствии с которыми такие субъекты должны рассчитывать плату за НВОС.

НДВ

НДВ, за исключением высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории (п. 4 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ).

Запутанная формулировка наконец расшифрована в подзаконных актах:

• Положении о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 (далее — Положение № 2055);

• Методике разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 (далее — Методика № 581).

Согласно данным НПА для объектов III категории НДВ разрабатываются (рассчитываются) только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами) при их наличии в выбросах.

Дополнительно к этому Методика № 581 уточняет, что для действующих объектов III категорий НДВ разрабатываются на основе данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[4]. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, определяется посредством выбора из перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников объекта НВОС, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами), включенных в Перечень.

Обратите внимание

Просто разработать (рассчитать) НДВ для объекта III категории недостаточно. НДВ должны быть утверждены (установлены) хозяйствующим субъектом, что возможно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам. До получения положительного санэпидзаключения разработанные (рассчитанные) НДВ не являются утвержденными (установленными).

При исчислении платы за НВОС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, к ставкам платы применяются следующие коэффициенты (п. 5 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ):

• 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ;

• 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные НДВ.

Таким образом, именно утвержденные (установленные) НДВ для объектов III категории будут являться документом, на основании которого должна рассчитываться плата за НВОС в части выбросов веществ I, II классов опасности.

Согласно Правилам № 255[5] плата за НВОС в пределах (равных или менее) НДВ (ссылка на конкретную категорию объекта НВОС отсутствует) рассчитывается по формуле, указанной в п. 17, с применением коэффициента 1. В этом пункте нет прямого указания на применение формулы для объектов III категории в отношении утвержденных (установленных) НДВ для веществ I, II классов опасности, не превышающих НДВ, однако ее использование в отношении таких объектов логично и сопоставимо с указаниями Федерального закона № 7-ФЗ.

В отношении веществ, выброс которых на объектах III категории в отчетный период превысил утвержденные (установленные) НДВ, Правила № 255 не содержат указаний по использованию какой-либо формулы, однако игнорировать применение коэффициента 25 в такой ситуации в силу Федерального закона № 7-ФЗ нельзя. Самая подходящая формула для описанных условий содержится в п. 21 Правил № 255.

К сведению

Отсутствие утвержденных (установленных) НДВ не тождественно ситуации их превышения, однако, следуя логике, все равно должен быть применен коэффициент 25 в отношении веществ, для которых законодательством предусмотрено утверждение (установление) НДВ для объектов III категории. Но Правила № 255, как и Федеральный закон № 7-ФЗ, не дают должных указаний. В пункте 21(1) Правил № 255 перечисляются документы, отсутствие которых обязывает природопользователя применять к ставкам платы повышающие коэффициенты, и для выбросов на объекте III категории такой коэффициент равен 25.

Логика госоргана в части применения коэффициента 25 в описанной ситуации может быть такой:

• для объекта не утверждены (не установлены) НДВ, а значит, они равны 0;

• объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, для которых предусмотрено утверждение (установление) НДВ, значение которых в отчетном периоде составило выше 0, приравниваются к превышению НДВ.

ВРВ

При невозможности соблюдения НДВ для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников, расположенных на объекте НВОС, разрешением на временные выбросы[6] устанавливаются ВРВ на период поэтапного достижения НДВ[7]. Таким образом, для веществ I, II классов опасности, выброс которых осуществляется на объекте III категории, при несоблюдении НДВ могут быть установлены ВРВ.

[1] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

[5] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020).

[6] С 01.09.2021 вступили в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Природопользователи, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на объектах НВОС[1] III категории, являются лицами, обязанными вносить плату за НВОС[2]. В статье рассмотрим, как рассчитать сумму платы за НВОС в части выбросов для объекта III категории и в каких случаях должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент.

Согласно ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату:

• для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период;

• в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019; далее — Перечень).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее — ПЭК), при этом должны учитываться объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), временно разрешенных выбросов (далее — ВРВ), превышающих такие нормативы и выбросы (включая аварийные).

Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень, на соответствующие ставки указанной платы[3] с применением установленных коэффициентов и суммирования полученных величин. Коэффициенты применяются для стимулирования природопользователей к проведению мероприятий по снижению НВОС, в т.ч. в случае превышения установленных НДВ и ВРВ.

Чтобы понять, как хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах III категории, рассчитывать сумму платы за НВОС в части выбросов и в каких случаях ими должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент, необходимо определиться с основополагающими документами, в соответствии с которыми такие субъекты должны рассчитывать плату за НВОС.

НДВ

НДВ, за исключением высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории (п. 4 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ).

Запутанная формулировка наконец расшифрована в подзаконных актах:

• Положении о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 (далее — Положение № 2055);

• Методике разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 (далее — Методика № 581).

Согласно данным НПА для объектов III категории НДВ разрабатываются (рассчитываются) только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами) при их наличии в выбросах.

Дополнительно к этому Методика № 581 уточняет, что для действующих объектов III категорий НДВ разрабатываются на основе данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[4]. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, определяется посредством выбора из перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников объекта НВОС, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами), включенных в Перечень.

Обратите внимание

Просто разработать (рассчитать) НДВ для объекта III категории недостаточно. НДВ должны быть утверждены (установлены) хозяйствующим субъектом, что возможно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам. До получения положительного санэпидзаключения разработанные (рассчитанные) НДВ не являются утвержденными (установленными).

При исчислении платы за НВОС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, к ставкам платы применяются следующие коэффициенты (п. 5 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ):

• 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ;

• 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные НДВ.

Таким образом, именно утвержденные (установленные) НДВ для объектов III категории будут являться документом, на основании которого должна рассчитываться плата за НВОС в части выбросов веществ I, II классов опасности.

Согласно Правилам № 255[5] плата за НВОС в пределах (равных или менее) НДВ (ссылка на конкретную категорию объекта НВОС отсутствует) рассчитывается по формуле, указанной в п. 17, с применением коэффициента 1. В этом пункте нет прямого указания на применение формулы для объектов III категории в отношении утвержденных (установленных) НДВ для веществ I, II классов опасности, не превышающих НДВ, однако ее использование в отношении таких объектов логично и сопоставимо с указаниями Федерального закона № 7-ФЗ.

В отношении веществ, выброс которых на объектах III категории в отчетный период превысил утвержденные (установленные) НДВ, Правила № 255 не содержат указаний по использованию какой-либо формулы, однако игнорировать применение коэффициента 25 в такой ситуации в силу Федерального закона № 7-ФЗ нельзя. Самая подходящая формула для описанных условий содержится в п. 21 Правил № 255.

К сведению

Отсутствие утвержденных (установленных) НДВ не тождественно ситуации их превышения, однако, следуя логике, все равно должен быть применен коэффициент 25 в отношении веществ, для которых законодательством предусмотрено утверждение (установление) НДВ для объектов III категории. Но Правила № 255, как и Федеральный закон № 7-ФЗ, не дают должных указаний. В пункте 21(1) Правил № 255 перечисляются документы, отсутствие которых обязывает природопользователя применять к ставкам платы повышающие коэффициенты, и для выбросов на объекте III категории такой коэффициент равен 25.

Логика госоргана в части применения коэффициента 25 в описанной ситуации может быть такой:

• для объекта не утверждены (не установлены) НДВ, а значит, они равны 0;

• объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, для которых предусмотрено утверждение (установление) НДВ, значение которых в отчетном периоде составило выше 0, приравниваются к превышению НДВ.

ВРВ

При невозможности соблюдения НДВ для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников, расположенных на объекте НВОС, разрешением на временные выбросы[6] устанавливаются ВРВ на период поэтапного достижения НДВ[7]. Таким образом, для веществ I, II классов опасности, выброс которых осуществляется на объекте III категории, при несоблюдении НДВ могут быть установлены ВРВ.

[1] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

[5] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020).

[6] С 01.09.2021 вступили в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Читайте также: