Как инициировать налоговую проверку в отношении юридического лица

Обновлено: 16.05.2024

Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации). В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика. Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@. В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Практические рекомендации для налогоплательщиков

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Критерии отбора налогоплательщиков для проверки

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Подготовка к приходу налоговиков

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке. Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа. Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Камеральная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас 🙂

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

Налоговые проверки: как и когда они проводятся

Что проверяют налоговики при использовании онлайн-кассы. Как проводится выездная проверка. Когда она инициируется. Узнайте, как подготовиться к налоговой проверке и свести неприятности с ФНС к минимуму в 2020 году.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Будьте готовы к проверкам налогов со стороны ФНС, а мы расскажем об их видах, порядке процедуры и санкциях, которые могут последовать при несоблюдении налогового законодательства.

Выездные и камеральные налоговые проверки: как они проходят, и чего стоит бояться

Глобально налоговые проверки ФНС делятся на два вида: выездные и камеральные. Камеральные проводятся в самом здании налогового органа и занимают около 3 месяцев. Отсчет начинается с момента подачи декларации о доходах налогоплательщиком.

Выездные проверки проводятся только с разрешения руководителя налогового органа. К ним прибегают при реорганизации/ликвидации юрлица или после подачи уточняющей декларации (но только в том случае, если сумма налога в ней меньше ранее заявленной).

Обратите внимание! На время эпидемии коронавируса федеральная налоговая служба отказалась от организации выездных проверок. Полгода — критический срок, на который налоговая согласна отложить инспекцию, но уже идущие проверки планируется завершить.

При проведении выездной налоговой проверки вы обязаны предоставить помещение, в котором сотрудники службы будут изучать документацию. Они также могут провести инвентаризацию офиса/производства, опросить сотрудников вашего предприятия. При проведении инвентаризации рядом с налоговиками должно присутствовать двое понятых минимум.

Если во время изучения сотрудники налоговой наткнутся на документы, которые нарушают законодательство РФ, они вправе изъять их для более детального изучения или в качестве доказательства правонарушения. Вся эта процедура может длиться до полугода, но, как правило, налоговикам хватает 2 месяцев.

Какие документы изучает налоговая?

  • комплексный/сплошной. Затрагивает абсолютно все документы организации без каких-либо ограничений. Первичные документы, чеки, трудовые договоры, договоры с контрагентами и т. д.;
  • выборочный. При выборочной проверке ФНС изучаются только те документы, которые относятся к исчислению тех или иных видов налогов. Например, налог на прибыль организации или налог на добычу полезных ископаемых.

Существуют также целевые проверки, они проводятся тогда, когда есть подозрения на нарушения в определенном виде финансово-хозяйственной деятельности. В качестве самостоятельной инспекции целевые проверки используются редко. Как правило, они входят в состав выборочных.

Что может послужить причиной для налоговой проверки в 2020 году?

Налоговые проверки носят нерегулярный характер и могут применяться к любым предприятиям независимо от их возраста. То, что налоговая не трогает предприятия младше 3 лет, — всего лишь миф. Всего существует 4 причины внимания федеральной налоговой службы к вашей компании (остальные исходят из них):

  • несоответствие данных статистике. Сотрудники изучают сумму налогов, уплачиваемую компаниями аналогичной отрасли в аналогичном районе. Если вы значительно отличаетесь от конкурентов в меньшую сторону, ФНС может инициировать проверку;
  • затянувшаяся убыточность/нулевая рентабельность. Фирма, которая не получает прибыли, не отчисляет государству налоги. Подозрения возникнут, если компания работает в убыток аномально долго — несколько отчетных периодов;
  • низкая зарплата сотрудников. Работники налоговой понимают, что человек не может прожить на МРОТ. Если сотрудники работают полный рабочий день, имеют МРОТ (или ниже), но не увольняются — они получают зарплату в конвертах. К вам нагрянут с проверкой;
  • сомнительные контрагенты. Ненужные сделки с сомнительными контрагентами указывают на то, что вы специально завышаете расходы, чтобы уменьшить кол-во отчисляемых налогов в декларации. Сотрудники ФНС заметят это, особенно если в отношении данного контрагента уже были подозрения.

Вы не можете предсказать, когда налоговики инициируют проверку. Если вы работаете прозрачно, этого может никогда не случиться. Ниже мы расскажем, как сделать свой бизнес максимально прозрачным для ФНС и избежать неприятностей.

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Читайте также: