К инструментам налоговой политики не относятся
Обновлено: 12.05.2024
1 Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды, эффективность.
2 Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг.
3 Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, виды, эффективность.
4 Социальная политика: понятие, цели, направления и модели.
Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды, эффективность
Бюджетно-налоговая политика (иначе – фискальная политика) – это инструмент государственного регулирования макроэкономических процессов. Т.е. влияние оказывается не на конкретные организации или людей, но на экономику как систему.
Бюджетно-налоговая политика – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.
Цели фискальной политики:
1) экономический рост;
2) полная занятость;
3) стабильность цен.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенныеметоды регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, развитие социальной инфраструктуры, науки т.д.). Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).
Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.
Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.
Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:
1. изменение ставок налогообложения;
2. изменение государственных расходов.
В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:
· снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
· увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
· увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).
Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.
· сокращение правительственных расходов;
· сокращение трансфертов (финансовой помощи).
Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.
По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную)и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.
Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.
Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.
К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности. Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.
Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:
· изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду и т.п.;
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.
Читайте также: