Изменения в налоговых проверках в 2020 году

Обновлено: 25.06.2024

Правительство РФ запретило включать субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум критериям:

- организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;
- с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Не избежать плановых проверок и тем, у кого есть объекты чрезвычайно высокого или высокого рисков.

- проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи;

- после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита;

- срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков, установленных законом;

- при формировании ежегодных планов проверок в них не включаются плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр (с учетом установленных исключений, в частности в отношении лиц с высоким уровнем риска, проверок, проводимых при осуществлении лицензионного контроля, и т.д.);

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.

2020 год

Меры поддержки бизнеса в условиях коронавируса.

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):

- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
- Контроль за обращением медицинских изделий;
- Лицензионный контроль;
- Санитарно-эпидемиологический надзор;
- Надзор по закону о защите прав потребителей;
- Пожарный надзор;
- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

Запрет на проведение проверок не распространяется на:

- Налоговый и финансовый контроль;
- Проведение административных расследований;
- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
- Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Не были приостановлены:

• Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Согласование прокуратуры - не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления. Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база: Постановление Правительства от 02.04.2020 г. №409 (в ред. От 24.04.2020 г.)

Меры поддержки бизнеса при проведении и окончании процедуры налогового контроля:

Приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно:

- вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- течение сроков, установленных НК РФ в части процедурных документов, предусмотренных, в том числе статьями 100, 100.4 и 101 НК РФ по проверкам указанным выше;
- инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
- проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства РФ выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г. В указанных случаях проведение проверок соблюдения валютного законодательства РФ и осуществление административного производства могут продолжаться только в части таких нарушений.

Продлено:

- на 20 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно (т.е. представлении документов и информации, в том числе по ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ, за исключением см. ниже);

- на 10 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

- на 3 месяца – установленный НК РФ срок представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.

Приостановление течения сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, распространяется на сроки осуществления следующих мероприятий (действий):

- проведение выездной налоговой проверки;

- приостановление проведения выездной налоговой проверки;

- составление акта выездной налоговой проверки;

- вручение акта выездной налоговой проверки;

- представление возражений на акт налоговой проверки;

- рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;

- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;

- составление дополнения к акту налоговой проверки;

- вручение дополнения к акту налоговой проверки;

- представление возражений на дополнение к акту налоговой проверки;

- составление акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ;

- представление возражений на акт, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ;

- рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ.

Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (статьи 101, 101.4 НК РФ), налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел.

При этом, ФНС России обращает внимание налогоплательщиков на то, что указанные в Постановлении №409 приостановления и возобновления 01.06.2020 г. не будут оформлены решением налогового органа.

Также приостановление течения сроков, указанных выше не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные НК РФ процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Прочие документы:

Согласно постановлению, в частности:

- проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи;

- после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита;

- срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков, установленных законом;

- при формировании ежегодных планов проверок в них не включаются плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр (с учетом установленных исключений, в частности в отношении лиц с высоким уровнем риска, проверок, проводимых при осуществлении лицензионного контроля, и т.д.);

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.

Правила взыскания налоговой задолженности

По действующему правилу (п. 3 ст. 46 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится 2 месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). При этом срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

С апреля 2020 года данное решение налоговики будут принимать, только если общая сумма налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащая взысканию, превысит 3 000 руб., поскольку именно с 01.04.2020 начнет действовать новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ.

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого ИФНС при расчете общей суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащей взысканию, такая сумма превысит 3 000 руб., то решение о взыскании будет принято в течение 2 месяцев со дня превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным. Это общее правило.

Но из него есть исключение. Если в течение тех же 3 лет сумма задолженности так и не превысит 3 000 руб., то решение о ее взыскании ИФНС примет в течение 2 месяцев со дня истечения указанного 3-летнего срока. Причем независимо от суммы задолженности.

Симметричные поправки внесены в п. 1 ст. 70 НК РФ. Сейчас в нем сказано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Но если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, менее 500 руб., то требование должно быть направлено не позднее 1 года со дня выявления недоимки. С 01.04.2020 сумма 500 руб. будет действовать только в отношении обычных граждан. А для ИП и юридических лиц данная сумма увеличена до 3 000 руб.

Кроме того, с 01.01.2020 будет действовать новый пп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ. Из него следует, что в случае совершения налоговым агентом ошибки при удержании налога ответственность за эту ошибку будет нести не налогоплательщик, а налоговый агент. Последний должен будет уплатить со своего счета сумму недоимки, которая возникла по его вине. С момента предъявления налоговым агентом поручения в банк на перечисление указанной суммы недоимки (при достаточном денежном остатке на счете на день платежа) обязанность по уплате налога налогоплательщиком будет считаться исполненной.

Порядок взыскания с налогоплательщика недоимки свыше 1 млн руб.

Налоговики с 01.04.2020 смогут использовать дополнительные инструменты для взыскания недоимки, величина которой превышает 1 млн руб.

Во-первых, у них появится право на осмотр (на основании соответствующего постановления должностного лица ИФНС) территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, не исполнившего в 10-дневный срок решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 000 000 руб., принятое налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ. Это право определено новым абзацем п. 1 ст. 92 НК РФ.

Во-вторых, налоговики получат возможность истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При неполучении в установленные сроки документов или информации налоговый орган получает право истребовать их у иных лиц. Об этом сказано в новом п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ.

Общие правила зачета налоговой переплаты

В настоящее время п. 1 ст. 78 НК РФ разрешает зачесть переплату по налогу только в счет налога того же вида. То есть федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные – по региональным, местные – по местным. Также есть п. 6 ст. 78 НК РФ, в котором сказано, как можно вернуть излишне уплаченные налоги при наличии у налогоплательщика недоимки по другим налогам. Сначала налоговики засчитывают переплату в счет недоимки по налогам того же вида, соответствующим пеням и штрафам. И только после этого зачета производится возврат оставшейся части налоговой переплаты. Что касается излишне взысканной налоговой суммы, ее возврат возможен лишь при отсутствии недоимки по налогам того же вида. Это предусмотрено п. 1 ст. 79 НК РФ.

С 01.10.2020 указанные правила перестанут действовать.

Переплату можно будет зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога (например, излишне перечисленный НДС можно будет зачесть в счет недоимки по земельному налогу и наоборот).

Изменится и порядок возврата переплаты: как и сейчас, ИФНС сначала зачтет переплату в счет недоимки и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернет налогоплательщику. Но при зачете ИФНС спишет переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. А возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Отдельные налоги будут засчитываться по особым правилам

Кроме того, уточнен порядок зачета и возврата налоговой переплаты в ситуации, когда перед принятием такого решения налоговики проводят камеральную проверку.

По общему правилу решение о зачете или возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней после получения от налогоплательщика соответствующего заявления или подписания акта сверки – п. 4, 5 и 8 ст. 78 НК РФ.

В случае проведения камеральной проверки эти сроки начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса. Это установлено новым п. 8.1 названной статьи, который начал действовать с 29.10.2019.

Правила предоставления рассрочки по уплате налогов

Как известно, налогоплательщик в силу пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ может получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если не имеет возможности сразу выплатить все суммы, начисленные ему в результате налоговой проверки. И в настоящее время данную рассрочку можно получить, если сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки.

С 01.04.2020 правила предоставления рассрочки изменятся. В пункте 5.1 ст. 64 НК РФ появятся новые абзацы, где сказано, что рассрочка может быть получена по указанному основанию:

на 1 год – если сумма налоговых платежей, подлежащая уплате по результатам налоговой проверки, составляет менее30% выручки от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения налоговиков по результатам такой проверки;

на 3 года – если сумма налоговых платежей составляет 30% выручки и более.

В первом случае решение об отсрочке примет ИФНС по месту нахождения налогоплательщика, во втором – ФНС (п. 1 ст. 63 НК РФ).

И еще одно важное новшество предусмотрено новым абзацем п. 4 ст. 64 НК РФ. В случае предоставления налогоплательщику на основании пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ рассрочки по уплате налога на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период рассрочки.

Обеспечительные меры

В настоящее время залог имущества согласно п. 2 ст. 73 НК РФ может возникнуть на основании договора между налоговой инспекцией и залогодателем.

Однако с 01.04.2020 появится исключение из этого правила – см. новый п. 2.1 названной статьи. Он касается принудительногозалога, который будет возможен в случае:

или неуплаты в течение 1 месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество,

или вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ), исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налоговиков, имущество, в отношении которого применен залог или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налоговой инспекции на основании закона.

Если этот залог принят в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, то он признается последующим залогом. Такой залог нельзя распространить на денежные средства на счетах, вкладах или депозитах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с Гражданским кодексом, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Указанный залог подлежит регистрации по правилам Гражданского кодекса.

И еще. Начиная с 01.04.2020 налоговый орган может по просьбе налогоплательщика заменить арест его имущества не только на залог имущества, но и на банковскую гарантию (выдаваемую по правилам ст. 74.1 НК РФ), и на поручительство третьего лица (выдаваемое по правилам ст. 74 НК РФ). Причем поручитель должен быть российской организацией и отвечать всем требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ. Все эти новшества предусмотрены новой редакцией п. 12.1 ст. 77 НК РФ.

  • о принятых ИФНС решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, установленных ст. 73 и 77 НК РФ;

  • о принятых ИФНС обеспечительных мерах, предусмотренных пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ;

  • об отмене либо о прекращении действия вышеназванных решений;

  • об имуществе, в отношении которого ИФНС вынесено соответствующее решение.

Такие сведения согласно новому пп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ не подпадают под режим налоговой тайны.

МФЦ – теперь полноправный посредник в налоговых правоотношениях

В Налоговом кодексе появились нормы, которые определяют порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через МФЦ. Соответственно, новой редакцией п. 4 ст. 30 НК РФ (действует с 20.10.2019) предусмотрена обязанность налоговых органов по взаимодействию с МФЦ.

Через МФЦ можно будет подать следующие документы*

Через МФЦ можно будет получить следующие документы**

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020):

– заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета;
– уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам);
– уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
– документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 4 ст. 52 НК РФ (действует с 29.10.2019) – налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление

Согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ (действует с 29.10.2019) – документы о предоставлении льготы по транспортному налогу

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020) – свидетельство о постановке на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 391 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет

Согласно новой редакции п. 8 ст. 31 НК РФ (действует с 29.10.2019):

– документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физлицами в ИФНС через МФЦ (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица);
– документ, содержащий сведения о физлице, которые составляют налоговую тайну (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица)

Согласно новой редакции п. 7 ст. 407 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранных объектах обложения НДФЛ, в отношении которых предоставляется налоговая льгота

* Датой представления документа будет считаться день, когда этот документ поступил в МФЦ. Этот день фиксируется в расписке или ином документе, подтверждающем факт представления документа (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ действует с 29.10.2019).

** Датой получения перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в МФЦ (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ действует с 29.10.2019).

Постановка на налоговый учет граждан, не имеющих прописки

Согласно новому п. 7.4 ст. 83 НК РФ (действует с 01.04.2020) постановка на налоговый учет иностранных граждан, лиц без гражданства, у которых нет ни места жительства, ни места пребывания, ни недвижимости, ни транспорта, является обязанностью тех компаний или ИП, у которых работают эти граждане. Если подобный гражданин трудится сразу у нескольких работодателей, то он подлежит постановке на налоговый учет на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, то есть сведений из форм 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Порядок снятия указанных граждан с налогового учета определен новым п. 5.7 ст. 84 НК РФ – это произойдет автоматически после того, как ИФНС не получит от организации сведений о таких гражданах. При этом работодателя о снятии их с учета уведомлять не будут.

Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году

Выездная проверка сегодня явление не такое частое, каким было в начале действия Налогового кодекса. В последние годы налоговая служба постоянно проводит риск-анализ деятельности налогоплательщиков. Выездная проверка назначается лишь после того, как инспекторы соберут достаточное количество косвенных доказательств, свидетельствующих о нарушениях со стороны налогоплательщика. Однако от выездной проверки по-прежнему никто не застрахован. Именно поэтому важно знать, что может стать поводом для этого мероприятия, а также его сроки и порядок проведения в 2021 году.

Что такое выездная налоговая проверка

Основания для выездной налоговой проверки

Такие проверки уже давно носят исключительно плановый характер. Кандидаты для этого мероприятия отбираются налоговой службой на основании критериев риска. Часть из них носит общедоступный характер и приведена в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Перечислим основные критерии.

Доля вычетов по НДС. Здесь применяется следующий критерий отбора претендентов на проверку: сумма вычетов составляет 89 и более процентов от начисленного за 12 месяцев НДС.

Среднемесячная зарплата на одного работника. В зоне риска находятся налогоплательщики, у которых этот показатель ниже, чем в целом по отрасли в регионе. Данные о среднем уровне зарплаты по видам деятельности должны публиковаться на сайтах территориальных органов Росстата и УФНС по субъектам РФ.

Рентабельность деятельности. С проверкой могут прийти к тем, у кого она на 10 и более процентов меньше среднеотраслевого показателя. Данные для сравнения можно найти на сайте ФНС.

Соотношение расходов и доходов. В план проверок попадут налогоплательщики, у которых рост расходов опережает рост доходов. Также подозрение вызывают ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, либо доходы падают, а расходы растут.

Убыточность деятельности. Внимание проверяющих привлекут организации, которые показывают убыток на протяжении двух и более календарных лет.

Ведение деятельности через цепочку контрагентов. В этом случае контролеры оценят, была ли разумная экономическая или иная причина для привлечения посредников.

Ведение деятельности с высоким налоговым риском. В частности, рискованным является привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и т.д.

Получайте требования из ИФНС и отправляйте запрошенные документы через интернет Подключиться

Сумма профессионального вычета. Предприниматели на ОСНО могут стать кандидатами для выездной проверки, если сумма профессионального налогового вычета по декларации составит более 83% от суммы дохода.

Сроки проведения выездных налоговых проверок

По общему правилу, выездная ревизия длится два месяца. Этот срок начинает течь со дня, следующего за тем, которым датировано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и 5 ст. 6.1, п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Например, проверка, начатая 6 октября, должна закончиться 6 декабря. Однако на практике ВНП часто занимают гораздо больший промежуток времени.

СПРАВКА

Поводом для приостановки ВНП также являются следующие обстоятельства: проведение экспертизы; истребование информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров; необходимость перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Порядок и правила проведения выездных налоговых проверок

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

ВАЖНО

Налоговый кодекс не требует вручать налогоплательщику копию решения о назначении проверки. Однако форма решения предусматривает передачу его копии проверяемой организации или ИП (прил. № 5 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@). И налоговики, как правило, вручают этот документ.

Далее инспекторы, указанные в решении, приступают непосредственно к контрольным мероприятиям. А именно: направляют требования о представлении документов; проводят выемки, осмотры, экспертизы, допросы и совершают прочие необходимые действия.

ВНИМАНИЕ

В ходе ревизии состав проверяющих может меняться, но только при условии внесения соответствующих корректив в решение о назначении проверки.

В последний день ВНП составляется справка. В ней указываются предмет проверки и ее сроки. Справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Как проходит выездная налоговая проверка

По общему правилу она проводится в офисе (на территории) налогоплательщика. Исключение сделано для ситуаций, когда компания не может выделить для проверяющих помещение. В этом случае проверка переносится по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике самое частое мероприятие, осуществляемое в рамках ВНП, проходит в заочном режиме — инспекторы присылают по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или по почте требования о предоставлении документов. А проверяемый налогоплательщик (либо его контрагент, в т. ч. банк) направляет ответ в адрес ИФНС.

Во время выездной проверки могут проходить допросы свидетелей, в том числе действующих и бывших работников налогоплательщика (ст. 90 НК РФ). При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах (определение Верховного суда от 16.06.20 № 301-ЭС20-8110).

ВНИМАНИЕ

Руководитель организации тоже может быть допрошен в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.18 № Ф01-1539/2018).

Также при проведении выездной проверки инспекторы вправе осматривать помещения и территорию налогоплательщика, проводить инвентаризацию и выемку оригиналов документов и других предметов (п. 13 ст. 89, ст. 92 и ст. 94 НК РФ ). В том числе допустимо изымать флешки, диски, компьютеры или ноутбуки (определение Верховного суда от 10.07.19 № 305-ЭС19-11972).

По инициативе инспекции в рамках ВНП возможно назначение экспертиз, а также привлечение специалистов в различных областях ( ст. 95 и 96 НК РФ ). Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Заранее подготовиться практически невозможно, поскольку план проведения данных мероприятий в открытых источниках не публикуется. Налогоплательщики узнают о предстоящей ВНП непосредственно от контролеров. (На практике инспекторы направляют решение о назначении проверки вместе с первым требованием о предоставлении документов по ТКС, либо передают это решение руководителю или представителю компании лично).

Также желательно заранее озаботиться вопросами правовой (в т.ч. адвокатской) помощи на случай вызова сотрудников и руководства на допросы. Работники должны быть осведомлены о том, что компания предоставляет услуги защитника. А в его отсутствие они вправе отказаться давать показания на основании статьи 51 Конституции РФ. Либо могут сообщать только ту информацию, которая является общедоступной (размещена на сайте компании, рассылается контрагентам и т.п.).

Наконец, целесообразно самостоятельно проводить ту же работу, что выполняет ИФНС, то есть осуществлять риск-анализ собственной деятельности. Это позволит уменьшить вероятность назначения выездной проверки (если удастся устранить подозрительные, по мнению налоговиков, обстоятельства деятельности), либо заранее подготовить аргументы и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.

ВАЖНО

Результаты выездной налоговой проверки

Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.

Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

ВНИМАНИЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.

СПРАВКА

Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.

Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.

По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проходит новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).

Повторная выездная налоговая проверка

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

ВАЖНО

Наконец, третья ситуация, когда допускается повторная ВНП, — реорганизация или ликвидация компании (п. 11 ст. 89 НК РФ, п. 3.2 письма ФНС от 25.07.13 № АС-4-2/13622).

Подведем итог. Выездная налоговая проверка — мероприятие, способное на некоторое время парализовать деятельность компании или ИП. Избежать этого можно, если понимать, как организуется такая проверка, каковы ее сроки и порядок проведения, какие права и обязанности есть у контролеров и проверяемого налогоплательщика. А знание критериев, на основании которых ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, поможет настроить бизнес таким образом, чтобы свести риск визита инспекторов к минимуму.

В условиях развернувшейся эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19, а также предпринятых противоэпидемиологических мероприятий, Правительство РФ приняло ряд мер по поддержке экономики Российской Федерации. В настоящей статье мы рассмотрим меры, связанные с проведением выездных налоговых проверок.


25 марта 2020 года Президент РФ, выступая с обращением[1] к гражданам Российской Федерации озвучил ряд мер поддержки российской экономики, которые необходимо принять в ближайшем будущем, в частности меры в области налогового администрирования.

Налоговые проверки являются инструментом налогового контроля государства за соблюдением налогового законодательства.

Стать 4 Налогового кодекса Российской Федерации[3] (далее по тексту – Налоговый кодекс, НК РФ), в редакции вышеуказанного закона, была дополнена пунктами 3-5.

Подпункт 1 пункта 3 данной статьи наделил Правительство РФ правом в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающим в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 НК РФ одной из налоговых проверок является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка, по общему правилу, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение налогового органа.

Налоговый кодекс регламентирует срок проведения выездной налоговой проверки, срок оформления результатов проведённой налоговой проверки, а также срок рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, срок рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Постановления № 409 подлежит приостановлению вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до 31 мая 2020 г. включительно.

Здесь необходимо отметить, что в Российской Федерации действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утверждённая Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@[5] (далее по тексту – Концепция), в соответствии с которой проведение выездной налоговой проверки налоговым органом является заранее спланированным на основе критериев Концепции мероприятием, в отношении налогоплательщика, соответствующего критериям риска, определённым в Концепции.

Одним из принципов планирования проведения выездных налоговых проверок является принцип обоснованности выбора объектов проверки.

Как указано в абзаце 6 пункта 2 Концепции в соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Иными словами, проведение выездной налоговой проверки осуществляется в отношении налогоплательщика, который соответствует критериям риска, указанным в пункте 4 Концепции, либо налоговый орган располагает информацией о возможных налоговых правонарушениях, совещённых налогоплательщиком.

Таким образом, применённая мера о приставлении вынесения решений о проведении выездной налоговой проверки, по своей сути не является реабилитирующей мерой в отношении налогоплательщика, она лишь отсрочивает применение уже запланированных налоговым органом мероприятия налогового контроля.

Аналогичный вывод можно сделать и о других мерах, указанных в пункте4 Постановления № 409

Абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно.

Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также необходимо отметить, что срок проведения выездной налоговой проверки может быть приостановлен в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ по основаниям, указанным в данном пункте.

Согласно абзацу 8 данного пункта общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Принимая вышеизложенные нормы, согласно которым проведение выездной налоговой проверки может составить значительный промежуток времени, приостановление её проведения в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 на срок в 2 месяца, по нашему мнению, не представляется для налогоплательщика мерой снижения тяжести бремени налогового контроля.

В соответствии с абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 до 31 мая 2020 г. включительно приостановлено течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в редакции Постановления Правительства России от 24 апреля 2020 г. № 570[6]).

Данной нормой приостановлено течение ранее нами указанного двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки, а также сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Налогового кодекса.

Речь идёт о сроке оформления результатов проведённой налоговой проверки и срока рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки

В соответствии с пунктом 6.1 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"[7] в последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Дата составления указанной справки имеет определяющее значение для срока оформления результатов проверки, так как в силу пункту 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется до дня составления справки о проведенной проверке, а в силу пункта 1 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть составлен в течении двух месяцев со дня составления указанной справки.

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, сведения о нарушениях налогового законодательства, выявленные в ходе проведённой выездной налоговой проверки и рассматривает возражения на акт налоговой проверки, в случае их поступления.

Таким образом, абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 приостанавливаются срок на составление акта по результатам налоговой проверки, срок на подачу возражений на акт налоговой проверки, срок на рассмотрение налоговым органом данных возражений, а также сведений о выявленных налоговых правонарушениях.

14.04.2020 на официальном сайте ФНС было опубликовано Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020[8], в котором была конкретизирована дата начала течения вышеуказанных процедурных сроков.

Указанным письмом ФНС разъяснила, что течение процедурных сроков по вручению актов камеральных налоговых проверок, представлению возражений на акт налоговой проверки, рассмотрению дела о налоговом правонарушении, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению дополнения к акту налоговой проверки, вручению дополнения к акту налоговой проверки, представлению возражений на дополнение к акту налоговой проверки и принятию соответствующих решений, производится с учетом нерабочих дней, предусмотренных соответствующим Указом Президента РФ, и начинается с ближайшего первого рабочего дня.

Необходимо также отметить о возможности проведения налоговым органом некоторых мероприятий в рамках выездной налоговой проверки в период её приостановления, в частности проведения экспертизы и истребования документов, запрошенных до приостановления проверки, у налогоплательщика.

В соответствии с частью 1 статьи 95 НК РФ в необходимых случаях при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок назначается экспертиза.

При этом назначенная экспертиза в силу подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ является основанием для приостановления проведения выездной налоговой проверки.

В Письме ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@[9] разъясняется, что приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 89 Кодекса, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки).

Таким образом, принимая во внимание, что проведение выездных налоговых проверок приостановлено пунктом 4 Постановления № 409, налоговый орган не ограничен в проведении мероприятий налогового контроля, в частности назначения и проведения экспертизы, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика.

Однако, здесь необходимо отметить, что в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 95 НК РФ в Постановлении о назначении экспертизы указывается на материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта, а в силу пункта 4 данной статьи эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Таким образом, отсутствие необходимых для проведения экспертизы материалов у налогового органа может послужить объективным препятствием для проведения экспертизы.

Однако, необходимо обратить внимание, что ВАС РФ в пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"[10] разъяснил, что приостановление проведения выездной налоговой проверки не препятствует налоговому органу осуществления действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Также ВАС РФ указал, что в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

Принимая во внимание разъяснения исчисления процедурных сроков, данные в Письме № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020, режим нерабочих дней не распространяется на сроки проведения вышеуказанных мероприятий налогового контроля, в частности проведения экспертизы.

Так, если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки, налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления № 409.

Приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 Кодекса, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Кодекса, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены.

В вышеуказанных случаях процедурные сроки начинают течь с 01.06.2020 г.

Рассматривая меры, предпринятые Правительством РФ, необходимо отметить, что до принятия Постановления № 409 ФНС был вынесен Приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции"[12] в соответствии с пунктом 1 которого территориальным налоговым органам было приказано приостановить до 1 мая 2020 года в отношении всех налогоплательщиков вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение, для чего в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ, вынести решения о приостановлении проведения проверки.

Однако, указанный приказ лишь предписывал территориальным налоговым органам приостановить проведение налоговых проверок и вынесения решения по ним, в то время как абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 указанные проверки приостанавливались императивно по всей Российской Федерации, в силу действия дискретных полномочий Правительства РФ, основанных на подпункте 1 пункта 3 статьи 4 НК РФ (в редакции ФЗ от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Впоследствии в Письме № СД-4-2/5985@, после принятия Правительством РФ Постановления № 409, ФНС разъяснила, что приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

Меры, предпринятые Правительством РФ, в области налогового администрирования, сложно определённо назвать налоговыми послаблениями.

Приостановление течения сроков проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, по существу, лишь отсрочивает завершение мероприятий налогового контроля и подведение их результатов, но не является реабилитирующей мерой.

[1] Обращение Президента Российской Федерации к гражданам.

[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).

[5] Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

[6] Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 570 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409".

[7] Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок".

[8] Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020

[9] Письмо ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@

[10] Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

[11] Письмо Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@ "О постановлении Правительства Российской Федерации"

[12] Приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции"

Читайте также: