Иван грозный налог на бороду

Обновлено: 20.05.2024

Петр I / "Бороды брить, табак курить"

5 сентября 1698 года, царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

— В тот самый день, когда вельможи локтями расталкивали друг друга, чтобы пробраться поближе к царю, искренность их чувств подверглась необычному испытанию. Обойдя всех и обняв каждого, Петр вдруг вытащил длинную и острую бритву и принялся собственноручно брить им бороды. Начал он со славного полководца Шеина, слишком потрясенного, чтобы сопротивляться. Следующим стал Ромодановский, чья фанатичная преданность Петру превозмогла даже эту насмешку над гордостью старого московита. Потом дошла очередь и до остальных, и скоро все присутствующие бояре оказались безбородыми и никто из них не мог со смехом показывать пальцем на других. Пощадили только троих: патриарха, который в ужасе смотрел на происходящее, из уважения к его сану; князя Михаила Черкасского из-за преклонного возраста; Тихона Стрешнева в знак почтения к его роли опекуна юного Петра при покойной царице-матери.

— Царь веселился, а большинство русских считало насильственное бритье унизительным посягательством на их достоинство. Некоторые отдали бы что угодно, только бы не потерять бороду, которую носили всю жизнь И без которой не мыслили лечь в могилу и явиться в лучший мир. Сопротивляться царевой воле они не могли - слишком неравные силы. Но они трогательно пытались искупить грех, который привыкли считать смертным. Джои Перри, английский инженер, нанятый Петром на службу во время поездки в Лондон, так описывал пожилого русского плотника, с которым встретился на воронежских верфях: "Примерно в это время царь прибыл в Воронеж, где я служил, и множество моих рабочих, всю жизнь проходивших с бородами, теперь оказались принуждены с ними расстаться; одним из тех, кто только что вышел из рук цирюльника, был старый русский плотник. большой мастер работать топором, к которому я всегда питал дружеское расположение. Я немного пошутил с ним. сказав, что он помолодел, и спросил, что он сделал со своей бородой. Он сунул руку за пазуху, вытащил и показал мне бороду; затем сказал, что когда придет домой, то спрячет ее, и потом ее положат к нему в гроб и похоронят вместе с ним, чтобы он мог дать за нее отчет Святому Николаю, когда явится в мир иной, и что его собратья приняли такие же меры"*.

* В послепетровское время бороды очень медленно возвращались в верхние слои русского общества. Весь XVIII и первую половину XIX века должностные лица, офицеры и солдаты в армии должны были бриться. В 1860-1870-х годах, при Александре II, это правило смягчили и многие русские правительственные чиновники и военные, за исключением служивших в императорской гвардии, снова стали носить бороды. Все цари, правившие после Петра, были гладко выбриты, кроме двух последних, Александра III и Николая II, которые носили бороды, демонстрируя свои славянофильские пристрастия.

Из путешествия Петр вернулся в бодром, приподнятом настроении. Он рад был снова очутиться в дружеском кругу и так рвался начать преобразования, что не знал, с чего раньше начать. Он метался с места на место. На второй день в Москве царь устроил войсковой смотр и остался страшно недоволен Как писал австрийский дипломат Иоганн Корб:

. (Он) убедился, что многого не достает этим-толпам, чтоб можно было их назвать воинами. Он лично показывал им, как нужно делать движения и обороты наклонением своего тела, какую нестройные толпы должны были иметь выправку; наконец, соскучившись видом этого скопища необученных, отправился, в сопровождении бояр, на пирушку, которую, по желанию его, устроил Лефорт. Пированье длилось до позднего вечера, сопровождаясь веселыми кличами при заздравных чашах и пальбою из орудий. Пользуясь тишиною ночи, Государь, с немногими из близких к себе, отправился в Кремль повидаться с царевичем, сыном своим. Дав волю своему родительскому чувству и осыпая сына ласками, три раза поцеловал его; затем, избегая встречи с женою, которая давно ему опротивела, он возвратился в свой Преображенский кирпичный .

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.
Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Генрих VIII ввёл налог на бороду в 1535. Этот налог зависел от социального статуса носителя бороды. Дочь короля Елизавета I тоже вводила аналогичный налог, которым облагалась любая борода, растущая больше двух недель

Приказано на Руси бороды стричь. Русский лубок

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.


Остриженные монархом

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту.

Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.

А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – 5 сентября 1689 года был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину.

Борода как источник финансов

Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.


Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой.

Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства.

Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого.

Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.

По рецепту Генриха VIII

Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.


Надо сказать, что в Западной Европе страсти вокруг бороды тоже во многом проистекали из позиции церкви. В 1119 году на Тулузском соборе было введено предписание, запрещающее ношение бороды и длинных волос, однако многие его толковали в пользу бород коротких. В католической церкви в конце XVI века полный запрет на бороду попытался ввести ревнитель строгих устоев кардинал Карло Борромео, однако в своем предприятии до конца не преуспел.

Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице.

Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.

В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы - 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.


В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники. Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Дело Петра живет!


Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763 год.

При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.

В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Правда, что царь в детстве мучил животных, лично казнил людей и за эти жестокости был прозван Грозным? Он извел всех своих жен и убил сына? Сильный правитель, поднявший Россию с колен, или сумасшедший, к тому же страдающий припадками? Разбираемся, что из этого правда, а что нет

Иван Грозный (1530–1584) для большинства наших современников является символом русской истории XVI столетия — эпохи, когда из отдельных земель и княжеств Северо-Восточной Руси создавалось единое Московское государство, когда решался вопрос: как, какими путями и в какой форме пойдет этот процесс. Первый русский венчанный царь немало сделал — и словом, и делом — для утверждения того порядка, который он считал единственно правильным. Он правил очень долго, и за это время произо­шло слишком много важных и трагических событий. Как не появиться различным легендам, если его эпоху помнили долго, а подлинных свиде­тельств о ней осталось мало. Слишком мало. Зато он имел немало против­ников, а длитель­ная борьба с соседями — Польско-Литовским государством и Швецией — породила настоящую информационную войну.

Легенда 1. В детстве Иван Грозный мучил животных

Вердикт: это не доказано.

Легенда 2. Иван Грозный страдал припадками

Вердикт: это неизвестно.


Царь Иван Грозный. Картина Виктора Васнецова. 1897 год Государственная Третьяковская галерея

Что такое припадки? Мигрень — это одно, неконтролируемый гнев — другое, а эпилепсия — уже третье. Царь был человеком мнительным, лечиться любил, но ставить диагноз по рассказам (в том числе тех лиц, которые в царские покои вхожи не были) и спустя 450 лет — дело неблагодарное. Исследование его останков в годах показало, что у государя был целый букет болезней опорно-двигательного аппарата, но его психическое состояние по костям установить не представляется возможным.

Легенда 3. Иван Грозный сошел с ума после смерти первой жены, был параноиком и никому не доверял

Вердикт: это неправда.

Легенда 4. Он постоянно заводил новых жен, а от старых избавлялся

Вердикт: жениться любил, но обвинение голословно.


Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Картина Григория Седова. 1875 год Государственный Русский музей

Легенда 5. Иван Грозный на самом деле был гомосексуалом

Вердикт: это не поддается проверке.

Легенда 6. Грозным его прозвали за жестокость: царь лично казнил людей, а многих приказал посадить на кол

Вердикт: прозвали, но не за жестокость.

Легенда 7. Красная площадь называется так потому, что Иван Грозный казнил там людей

Вердикт: это неправда.

Легенда 8. Иван Грозный был очень религиозен и все время каялся

Вердикт: это правда.


Иван Грозный и тени его жертв. Рисунок Михаила Клодта. До 1914 года Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

Во всем виноват Иван Грозный? Почему время Смутное, правда ли, что царевича Димитрия убил Годунов, и кто такой Иван Сусанин

Легенда 9. Иван Грозный был сильным правителем и поднял Россию с колен

Вердикт: это неправда.


Выход царя Ивана Грозного. Картина Бориса Кустодиева. 1900 год Донецкий областной художественный музей

Легенда 10. Иван Грозный ненавидел бояр

Вердикт: это неправда.


Опричники. Картина Николая Неврева. годы Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева

Боярин XVI века — не особая порода вредных людей, а высший чин среди тогдашней элиты, государева двора. Члены Боярской думы, царские воеводы, послы, наместники — все они выходцы из нескольких десятков знатных родов, чьи предки из поколения в поколение служили московским князьям. Обойтись без них было невозможно. Потомок законных государей царь Иван Васильевич мог казнить того или иного боярина, но ему и в голову не могло прийти назначить на их место самых преданных, но простых мужиков или даже незнатных провинциальных дворян. Поэтому в опричнине новые слуги царя вовсе не были худородными. Опричную думу возглавлял кабардинский князь Михаил Черкасский, брат новой царицы Марии, там заседали представители старинных фамилий — бояре Алексей Басманов и Федор Умново-Колычев; князья Никита Одоевский, Василий Тёмкин-Ростовский, Иван Шуйский. Да и среди прочих опричников были Рюриковичи и Гедиминовичи Гедиминовичи — правящая династия Великого княжества Литовского, установившаяся на рубеже XIII–XIV ве­ков. — князья Ростовские, Пронские, Хворостинины, Волконские, Трубецкие, Хованские. А также члены других старых и честных московских родов — Годуновы, Салтыковы, Пушкины, Бутурлины, Тургеневы, Нащокины. Даже главный палач опричнины Малюта Скуратов-Бельский происходил из вполне достойного служилого рода.

Легенда 11. Иван Грозный разыграл отречение от престола, потому что устал от правления

Вердикт: это неизвестно.


Симеон Бекбулатович. Картина неизвестного польского художника. Конец XVI — начало XVII века Ранее считалось, что на картине изображен Михаил Борисович Тверской. Нясві́жскі замак

Легенда 12. Иван Грозный убил своего сына

Вердикт: это неизвестно.


Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Эскиз картины Ильи Репина. годы Государственная Третьяковская галерея

Легенда 13. Иван Грозный покорил Сибирь

Вердикт: это неправда.


Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. Картина Станислава Ростворовского. 1884 год Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Солепромышленники Строгановы пригласили лихого атамана Ермака Тимофеевича с отрядом для защиты их владений в Приуралье от набегов сибирского хана Кучума. Осенью 1582 года отряд атамана из 540 человек двинулся за Урал. Горстка людей перевалила горы, по рекам Тобол и Иртыш проникла в сердце Сибирского ханства и захватила его столицу Кашлык, откуда Ермак отправил гонцов в Москву с дарами и вестью о победе. В 1585 году сам Ермак погиб, но по его следам пришли новые отряды казаков и московских служилых людей. Началось освоение Сибири, там появились новые города: Тюмень, Березов, Тара; на Иртыше была построена сибирская столица Тобольск; воротами Сибири, через которые шла единственная сухопутная дорога, стала крепость Верхотурье.

Легенда 14. Он был хорошо образован, знал много языков и собрал собственную библиотеку

Вердикт: это правда.


Иван Грозный. Картина Клавдия Лебедева. До 1916 года Wikimedia Commons

С литературными интересами царя связано не только появление серии его посланий и переписки с боярином Курбским. Одна из загадок XVI века — местонахождение и состав библиотеки царя. В хронике рижского бургомистра Ниенштедта помещен рассказ о том, как приближенные царя вынули из замурованного помещения и показали ливонскому пастору Иоганну Веттерману несколько книг на греческом, латинском и древнееврейском языках. А в 1819 го­ду профессор Дерптского университета Христофор Дабелов обнаружил некую опись книг этой библиотеки, в которой имелись сочинения Цицерона, Тацита, Полибия, Аристофана и других античных авторов. К сожалению, ни подлинники этой описи, ни сама библиотека до сих пор не обнаружены, несмотря на неоднократные попытки поисков. Но даже и без этих рукописей известно более 100 книг, в свое время принадлежавших царю.

Легенда 15. Иван Грозный умер не своей смертью: его отравили

Вердикт: это неизвестно.


Смерть Ивана Грозного после игры в шахматы. Копия Адольфа Расса с картины Константина Маковского 1888 года. До 1911 года Dorotheum

Умереть в XVI веке — даже царю — труда при тогдашнем состоянии медицины не представляло; здоровья же у Ивана Васильевича к концу жизни сильно поубавилось. 18 марта 1584 года царь скончался; по Москве ходили слухи о его насильственной смерти, но доказать или опровергнуть их невозможно. У исто­риков нет единого мнения на этот счет. Исследование костных останков царя показало обилие в них ртути, но это могло произойти и от использования обычных для медицины той поры мазей, которыми Иван лечился от сифилиса.

У царя Ивана Грозного были голубые глаза. Взгляд Царя был очень тяжёлый и этого взгляда все боялись.

Рост царя был 180 см. а вес под 90 кг.

Иван Грозный был широкоплечий. Его левые ключица, лопатка, а так же глаз были несколько больше правых.

Царь издал специальный указ о запрете всем мужчинам брить бороды. Мужчина без бороды считался изменником родины и приверженцем латинского Папы.

Иван Грозный постоянно носил на себе царские регалии. Везде появлялся в шапке Мономаха. Ещё на плечах он носил бармы (это наплечники из золота), они указывать должны были, что у царя Ивана Грозного вся власть от Бога, а не от людей.

Царь очень любил читать книги. Любимой книгой была собрание трудов Иоанна Златоуста. Царь читал жития святых .

Главная забава царя была, соколиная охота.

Царь Иван любил сытно покушать. Он просил подавать ему к столу солянину, жареного поросёнка целиком, перепечину с рыбой, кулебяку, суп калья и барение лопатки.

Иван Грозный любил и что называется выпить. Пил он медовуху и сорт вина "Мушкатель".

Иван Грозный был сладкоежка, он любил варенье, правда очень своеобразное из. огурцов.

Будучи Царём Иван Грозный был во время царствования женат аж 6 раз, правда дети от него были только от трёх жён, 6 детей от первой жены, 1 ребёнок от второй и 1 ребёнок от шестой.

Четверо детей от первой жены умерли еще во младенчестве (Анна, Мария, Дмитрий, Евдокия), двое других (Иван и Федор) дожили до взрослого возраста, но Иван был убит, так и не обзаведясь потомством, а Фёдор в итоге стал Царем после смерти отца, причем Федор — самый младший из этих шестерых детей. Василий (сын от второй жены) умер в двухмесячном возрасте. Дмитрий (сын от последней жены) умер уже после смерти царя в возрасте 8 лет.

Первая жена Ивана Грозного — Анастасия Захарьина-Кошкина была выбрана Иваном из 1500 претенденток. Вот такой был конкурс. И именно эта жена была его самой любимой.

Третья Жена царя — Марфа Собакина была отравлена всего лишь спустя 2 недели после их свадьбы. А Мария Долгорукая подала на развод с Царём уже на следующий день после свадьбы.

Сколько раз — шесть, семь или восемь — Иван Грозный был женат, на самом деле толком не известно, так как с некоторыми из жен он не венчался, а всего лишь испрашивал разрешения на брак своего духовника.Отказать ему в браках не решался даже духовник!

В свое время Иван Васильевич сватался даже к британской королеве Елизавете I.

Царь очень любил звонить в колокола. Его резеденция находилась в Александровской Слабоде, Царь каждое утро и каждый вечер находясь в слабоде поднимался на колокольню и звонил в монастырские колокола созывая людей на богослужения.

Иван Грозный рано осиротел. Его мать Елена Глинская была отравлена боярами, а отец Царь Василий Третий умер от зарожения крови. Родственники долго не подпускали Ивана к правлению страной и развили уже в юности в нём подозрительность. Иван Грозный боялся покушений, в частности, что его как мать могут отравить. Царь сам принимал постоянно немного ртути, чтобы выробатать иммунитет к этому яду. Исследователи подтверждают, что в костях скелета Ивана Грозного обнаружена ртуть.

Царь был подвержен нервным срывам. Во время приступов агрессии он мог убить человека или приказать уничтожить население целых городов и такие поступки царя истории известны. Но потом царь приходил в себя и сокрушаясь слёзно каялся в своих же приказах. У Царя был огромный поминаник куда он вписывал все имена погубленных им же людей и он постоянно и сам молился по ним и приказывал Церкви молиться панихиды за убиенных им людей по 40 дней.

Своё прозвище "Грёзный" царь получил не за свой свирепый характер ибо в первые годы правления царь Иван был очень добрым царём. Грозным его прозвали из-за сильной грозы которая разбушевалась в день его крещения. Тогда кто-то на крещение царя и сказал : "Иван Грозный!", это прозвище так и прижилось!

Ивана грозного крестили в Троице Сергиевой лавре в храме у мощей Сергия Радонежского. Когда крещение было закончено, младенца положили на гробницу Святого Сергия и молились чтобы Сергий Радонежский покровительствовал этому царскому младенцу. В этот миг и раздался в небе страшный удар грома из-за чего Иван и стал "Грозным".

Иван Грозный был очень верующим человеком. Он очень любил молиться и ходил в храм каждый день. Иногда в храме он проводил по 10-12 часов в день. Он знал на память всю литургию и Всенощное бдение. Он на память знал всю псалтирь. Он мог по памяти без книги читать Евангелие. Всему этому способствовал Московский митрополит, который был и учителем и воспитателем Царя, а после смерти родителей стал сразу и отцом и матерью юному Царю. И возможно, митрополит был единственный человек, которого Царь всегда слушал.

Когда умер Василий Блаженный, царь, вместе с боярами нес гроб с его телом.

Иван Грозный стал первым царём в истории России, до него Русью правили князья. Иван грозный собрал княжества во едино и создал Русское Царство.

Последние 6 лет жизни Иван IV страдал остеофитами (наросты на костных тканях). Это делало его жизнь агонией. После обследования останков выяснили, что у него были такие большие отложения, которых не было у самых дряхлых стариков.

Иван Васильевич Грозный — это самый долгий правитель за всю историю Руси, Советского Союза и России в целом. Срок его правления составил 50 лет и 105 дней, с учетом того, что он официально стал правителем в 3 года.

Еще в XV веке на Руси научились получать спирт изо ржи и пшеницы. Но Иван IV специальным указом запретил своим подданным употреблять алкоголь. Исключение составляли только праздничные дни. Иностранцам пить не воспрещалось.

Хотя личность Ивана Грозного до конца остается неоднозначной благодаря "черному пиару", он был очень грамотным правителем в свое время.

Иван Грозный был образованнейшим человеком своего времени, открыл первую типографию, переписывался с правителями Европы, собрал огромную библиотеку, дополнив то, что осталось от предков. Библиотека пропала во время пожара, но ищут ее до сих пор.

У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос — знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне.

Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.


В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону: остальные — от жрецов и чиновников до простолюдинов — брили лицо. В полисах Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью.



В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.


Излишние волосы души моей

В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.

Тем не менее господствовали разные моды. Солдаты на средневековых миниатюрах изображаются безбородыми, особым образом были обриты факиры и комедианты.

Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.

Словом, бритое лицо стало явной принадлежностью высшего общества — и осталось ею в дальнейшем, в века Возрождения и Новое время. (Заметим, что европейские крестьяне и бедняки при этом носили бороды.) Элита же отпускала волосы и бороду в трауре, ссылке, отшельничестве. Ну а тем временем в России бороду носили все мужчины независимо от социального статуса.


Усы на Руси

Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху — вопрос, на котором сломано не одно копьё. Не будем в него вдаваться — скорее всего, южные славяне брились, а северные — нет — чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации — на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.


Бритвенный станок цивилизации

Да и вообще иноземцев кругом становилось все больше. Огромная торговля с Европой шла через Архангельск, где уже привычным делом стали межнациональные браки. Европейские военные (немцы и англичане в основном) обучали и тренировали русские полки. В Россию из Англии ехали купцы и медики.


Царь-брадобрийца

Раз уже выходили царские указы, запрещавшие ходить в иноземном платье при дворе, значит, петровские новации имели хоть какую-то, да почву. Все равно первый день брадобрития был шокирующим. Вернувшись из Великого посольства в европейские земли, царь собрал придворных в Преображенском дворце, ласково говорил с ними, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому царедворцу. То же повторилось и на следующих пирах — у Шеина, у Лефорта… Уже через несколько пиров высшее общество поняло, к чему клонит царь, и начало примерять немецкое платье.

Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.



К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.

Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.

Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.


В Советской России законов о растительности на лице уже не было. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов, художников, диссидентов, но денег за ее наличие никто брать не пытался. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.

Читайте также: