Источник налогового права это правоприменительный акт

Обновлено: 18.05.2024

Акты применения норм налогового права - это официальное решение финансового органа государства по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, направленное на индивидуальное регулирование налоговых отношений.

Акты применения норм налогового права обладают следующими признаками:

  1. во-первых, - это решение финансового органа государства, уполномоченного на реализацию норм налогового права в сфере налоговых отношений;
  2. во-вторых, - это государственно-властное веление, обязательное для конкретного участника налогового правоотношения и обеспечивается принудительной силой государства;
  3. в-третьих, имеет определенную, установленную в НК РФ форму;
  4. в-четвертых, направлен на индивидуальное регулирование налоговых отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов.

Индивидуальные акты применения права в сфере налогообложения порождены деятельностью налоговых, таможенных и иных финансовых органов государства. Помимо этого они могут быть обусловлены деятельностью судебных органов, уполномоченных рассматривать дела о налоговых правонарушениях. Число актов применения налогового права достаточно велико. Это связано с тем, что в НК РФ достаточно детально закреплен порядок реализации норм налогового права , а также определены те индивидуальные акты, которые выступают в качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих налоговые правоотношения. К ним, в частности, относятся: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ); решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика (ст. 46 НК РФ); постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ); требование об уплате налога или сбора (ст. 10 НК РФ); вызов лица в качестве свидетеля, эксперта и др.

Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения весьма многочисленны, а, следовательно, могут быть классифицированы по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от субъектов, их принимающих, они подразделяются на принимаемые:

  1. налоговыми органами. Таковыми являются большинство актов, предусмотренных НК РФ;
  2. таможенными органами. В число таких актов входят решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации, а также другие акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством. Например, в соответствии со ст. 77 НК РФ таможенный орган принимает решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации;
  3. органами государственных внебюджетных фондов. В число этих актов включаются решения об изменении срока уплаты налогов и сборов во внебюджетные фонды, а также иные акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством;
  4. органами, уполномоченными применять меры налоговой ответственности (в том числе и судебными органами).

Акты применения норм налогового права в зависимости от их целевого и функционального предназначения можно классифицировать на две большие группы - охранительные и регулятивные. К числу регулятивных актов применения норм налогового права относятся: требование налогового органа об уплате налога, налоговое уведомление налогового органа, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и т.д.

В свою очередь охранительные акты можно классифицировать на акты применения мер налоговой ответственности и акты применения мер защиты (пресекательных и предупредительных мер).

Акты применения мер налоговой ответственности отличаются от иных следующими признаками: констатируют наличие правоотношений налоговой ответственности; конкретизируют права и обязанности участников налогового правоотношения ответственности; приводят правоотношение ответственности в состояние "движения"; выступают процессуальным основанием применения санкции нормы налогового права . Данная разновидность правоприменительных актов участвует в реализации регулятивной, карательной, превентивной, восстановительной и воспитательной функций и тех целей, которые соответствуют этим функциям. К числу актов применения мер налоговой ответственности следует отнести: решение налогового органа о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика, решение руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, судебное решение о привлечении налогового правонарушителя к ответственности.

Пресекательные и предупредительные акты применения норм налогового права направлены на предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а также обеспечение применения мер налоговой ответственности. Иногда пресекательные и предупредительные акты предшествуют актам применения налоговой ответственности. Так, к ним можно отнести: решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (ст. 76 НК РФ); постановление налогового или таможенного органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ) и др.

Кроме того, акты применения норм налогового права можно классифицировать на договорные и внедоговорные. Данная классификация возможна ввиду введения в налогово-правовое регулирование такого механизма, как договор. Он предусмотрен в ст. 65 и 67 НК РФ, т.е. имеет место в случаях получения налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. К числу внедоговорных относятся все остальные акты применения норм налогового права .

По значению в правоприменительном процессе акты применения норм налогового права могут быть вспомогательными (например, постановление о назначении документальной экспертизы) и основными (решение руководителя о привлечении к налоговой ответственности). Вспомогательный акт в данном случае направлен на установление истины по делу, так как проведение экспертизы может выявить факт налогового правонарушения, а само решение о привлечении налогоплательщика к ответственности будет выступать в качестве основного акта.

По форме акты применения налогового права делятся на: имеющие вид отдельного документа (постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика), форму резолюции (разрешение вышестоящего налогового органа на проведение определенных действий), а в наиболее простых случаях - устный вид (требование сотрудника налогового органа не препятствовать проведению налоговой проверки).

Форма изложения (структура) позволяет подразделить акты применения норм налогового права на носящие сложный и упрощенный характер. Так, решение о привлечении к налоговой ответственности отличается сложной структурой и включает четыре части - вводную, описательную, мотивировочную, резолютивную. Акт о постановке на учет в налоговом органе состоит из двух частей - вводной и резолютивной, т.е. носит упрощенный вид. В некоторых случаях акт применения норм налогового права может и вовсе не обладать указанными атрибутами за исключением резолютивной части, например, повестка о вызове в налоговый орган.

Наличие норм налогового права , допускающих упрощенную процедуру применения норм ответственности, дает основание для возможности классификации по иному основанию. Так, упрощенная форма вынесения акта применения права фактически состоит из одной единственной процедуры. Вынесение иных актов применения норм налогового права характеризуется множеством микропроцедур. Следовательно, в зависимости от процедуры принятия, акты применения норм налогового права можно классифицировать на принимаемые по упрощенной и сложной процедуре.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Значение источников налогового права:

– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами:

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Источники банковского права: понятие, виды

5. Источники банковского права: понятие, виды Вопрос об источниках банковского права непосредственно связан с проблемой норм банковского права, поскольку нормы банковского права не могут быть оторваны от форм своего выражения.Источник права– это форма выражения

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный актдокумент правотворческого органа, содержащий нормы права.Отличия нормативных правовых актов от нормативных актов:1) нормативно-правовой

2. Источники налогового права

2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему , включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты .Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП)

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

3. Источники налогового права

3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

Лекция 3. Источники налогового права

Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового

6.1. Понятие норм налогового права и их особенности

6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие

23.1. Понятие и предмет международного налогового права

2.3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

2.3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо

13.1. Понятие, классификация и вещные права на имущество предпринимателя

13.1. Понятие, классификация и вещные права на имущество предпринимателя Для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно является с одной стороны, средством для осуществления

Источники права установлены и прямо обозначены Консти­туцией РФ:

  • международные договоры РФ (ст. 15);
  • федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);
  • федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);
  • указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90);
  • по­становления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115);
  • кон­ституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5);
  • законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), Федеративный и иные государственно-правовые дого­воры (ч. 3 ст. 11, ст. 125);
  • решения органов местного самоуправ­ления (ч. 2 ст. 46).

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения.

Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения.

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и органов местного само­управления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются право­вые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового кон­троля и отношения по привлечению к ответственности за со­вершение налогового правонарушения.

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ, соглас­но которым к источникам налогового права относятся:

  1. Конституция РФ (в данных статьях не указана);
  2. международные договоры РФ;
  3. законы (феде­ральные и субъектов РФ);
  4. иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Источники налогового права призваны выполнять две взаи­мосвязанные задачи:

  • они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества; в результате осуществления государст­вом и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;
  • они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о дейст­вующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют оп­ределенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

  1. не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;
  2. не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Свойства источников налогового права (как и любого другого):

  • формальная определенность;
  • общеобязательность, охраняемая возможностью государст­венного принуждения;
  • законность, заключающаяся в наличии юридической си­лы (источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам выше­стоящих органов, надлежащим образом опубликован (обна­родован).

Харак­терные черты источников налогового права

Конституция РФ как источник налогового права

В правовой системе РФ, как и любого го­сударства, особое место занимает Конституция РФ. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

В состав элементов юридических свойств Конституции РФ входят:

  • верховенство в системе законодательных актов государ­ства;
  • нормативность, прямое действие на всей территории РФ;
  • особый порядок принятия и изменения;
  • обеспеченность конституционным контролем.

Названные при­знаки позволяют рассматривать Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического ре­гулирования общественных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а так­же относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой деятельности подразде­ляются на политические, экономические и организационные тре­бования.

Политико-правовые основы налоговой деятельности закрепля­ются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федера­лизма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, рав­ноправие субъектов РФ и т.п., т.е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные в главе 1 Основного закона.

Организационно-правовые основы налоговых отношений, опре­деляющие организационную структуру власти и местного само­управления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъекта­ми, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, субфедерального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132).

В рассматриваемую группу целесообразно включить и нормы Конституции РФ, определяющие основные начала деятельности государственных органов в налоговой сфере:

  • ч. 3 ст. 104, уста­навливающая обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;
  • ст. 106, устанавливающая обязательность рассмот­рения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сбо­ров.

Законы по вопросам федеральных налогов и сборов прини­маются в порядке осуществления особой процедуры, установ­ленной законодательными нормами.

Направляющее воздействие Конституции РФ на налоговые отношения осуществляется принципами-законоположениями (т.е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею) и принципами-нормами (т.е. нормами, не требующими принятия специальных законов). Последняя группа принципов обладает четко выраженным регулятивным потенциалом.

Конституция РФ содержит концентрированное норматив­ное выражение правовых начал налоговых отношений. Основ­ной закон не может и не должен стремиться к всеохватываю­щему детальному регулированию, поскольку его сущность вы­ражается главным образом в стабильности и долгосрочности.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Значение источников налогового права:

– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами:

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

НК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении.

НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам НК РФ.

НК РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем:

– закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

– определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;

– установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;

– закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

– регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Таким образом, НК РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах.

НК РФ состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей.

Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть НК РФ регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей.

НК РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Со времени издания НК РФ прошло 6 лет. Между тем за этот, относительно небольшой, период законодатель успел издать около 50 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в этот важный нормативный акт.

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти

– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,

– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом.

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

Классификация:

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),

– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

– недоговорные – все остальные.

Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.

К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:

– решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей;

– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;

– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.

Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.

Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:

> оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.

Виды правовых позиций:

1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.

2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.

3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.

Виды решений Конституционного Суда РФ:

1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.

2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов.

3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.

4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ.

5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.

Читайте также: