Исполнение налогового обязательства в рк

Обновлено: 04.05.2024

В юридической практике встречаются случаи, когда налоговыми органами производятся доначисления обязательных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налоговой проверки, однако по тем или иным причинам данное налоговое обязательство налогоплательщиком не было исполнено своевременно, как и не было предпринято каких-либо мер по взысканию со стороны фискального органа. Возникает вопрос, как быть в данной ситуации? Возможно ли освобождение имущества из-под ограничений установленных налоговым органом?

Одним из примеров подобной ситуации является налоговая проверка и ее результаты в отношении гражданина "В", проведенной в 1999 году. По результатам данной налоговой проверки были выявлены нарушения налогового законодательства, в связи, с чем был составлен акт о результатах налоговой проверки и доначислены суммы налогов, и соответственно, за весь период, на сумму налоговой задолженности, была начислена пеня. В соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством, налоговым комитетом было направлено уведомление о начисленной сумме налога. В двухтысячном году на имущество Должника было наложено ограничение, в целях принудительного взыскания задолженности.Однако этим налоговый орган и ограничился. Имущество не реализовывалось, сумма задолженности не взыскивалась. Вопрос о налоговой задолженности по неисполненному налоговому обязательству возник в 2010 году, при намерении произвести продажу недвижимого имущества, принадлежащего гражданину “В”. В результате чего было обнаружено, что на имущество наложено ограничение налоговым комитетом еще в 2000 году.

Возникает закономерный вопрос, как действовать в данной ситуации, какие сроки исполнения налогового обязательства и требования принудительного взыскания суммы задолженности у фискального органа по подобным обязательствам?

Сроки исковой давности по налоговому обязательству

Действующее налоговое законодательство выделяет такое понятие как налоговое обязательство, под которым понимается и признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет (ст. 26 Налогового кодекса Республики Казахстан).

Статья 46 Налогового кодекса устанавливает период времени (исковая давность), в течение которого:

  • орган налоговой службы вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;
  • налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней;
  • орган налоговой службы обязан провести зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней.

Пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса устанавливает, что срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Течение данного срока, по общему правилу начинает исчисляться после окончания соответствующего налогового периода. Однако по действующему налоговому законодательству, истечение пятилетнего срока исковой давности не является основанием для прекращения налогового обязательства, в том числе по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Применение ранее действовавшего законодательства

Применительно же к ситуации описанной выше, можно проанализировать действовавшее на тот период налоговое законодательство. В данном случае применим принцип "обратная сила закона", согласно которому действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие (пункт 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах"). То есть иными словами, поскольку отношения по исполнению налогового обязательства возникли в 1999 году, то к таковым отношениям применяются нормы закона действовавшего на момент возникновения правоотношений.

Согласно статье 148 Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235, срок исковой давности на требования органов налоговой службы об уплате пересмотренной суммы налога или ранее начисленной суммы налога, а также на требования налогоплательщиков о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога устанавливался в пять лет.

В отличие от действующего Налогового кодекса РК, ранее действовавший Закон РК "О налогах…", не предусматривал прямых оснований прекращения налогового обязательства как для физических лиц, так и для юридических.

Следовательно, с отсутствием прямых указаний в действовавшем ранее Законе РК "О налогах…." на основания прекращения налогового обязательства, можно сделать вывод, что каких-либо правомерных действий по удержанию ограничения имущества, по истечению пятилетнего срока исковой давности у фискального органа не имеется.

Как списать погашенную задолженность

В связи с изложенным в данной ситуации возможны к рассмотрению несколько вариантов. то обращение непосредственно в налоговый орган, с заявлением о снятии ограничений, с обязательным указанием о пропуске пятилетнего срока исковой давности, а также обращение в суд в порядке главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, в случае отказа налогового органа на снятие ограничения с имущества.

В данной ситуации возможен также вариант по списанию пени, начисленной на сумму основного долга.

Таким образом, в результате, если задолженность образовалась в результате действий не подпадающих под ст.32-1 вышеназванного закона, то начисленная пеня подлежит списанию в бесспорном порядке.

Главная Информация ЗАГСа Content RU Экономика Информация по налогам и сборам О способах исполнения плательщиками налоговых обязательств

О способах исполнения плательщиками налоговых обязательств

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство.

Сроки уплаты соответствующих налогов, сборов, пошлин установлены нормами Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс) и обеспечиваются как нормами Налогового кодекса, так и нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Под исполнением налогового обязательства понимается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). При их неуплате в установленные сроки, налоговым органом применяются к плательщику способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, определенные в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса, такие как:

  • пени;
  • приостановление операций по счетам, электронным кошелькам;
  • арест имущества;
  • залог имущества;
  • поручительство;
  • банковская гарантия.

Пени начинают начисляться со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства. То есть, если срок уплаты налога приходится на 22-е число месяца, то с 23-го числа начисляются пени. Пени определяются в процентах от неисполненного налогового обязательства с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Приостановление расходных операций по счетам плательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, если плательщик допустил задолженность по платежам в бюджет. Данное решение доводится до банка не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия, и подлежит безусловному исполнению банком. Кроме того, банки не вправе открывать плательщику счета, электронные кошельки, за исключением счетов по учету средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Арест имущества плательщика заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости — в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (залогодателю, поручителю) (их представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Наряду с применением к плательщику указанных способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, налоговым органом применяются меры принудительного взыскания: за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках; наличных денежных средств; дебиторской задолженности; реализации арестованного имущества.

Административная ответственность за неуплату (неполную уплату) плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена:
статьей 13.6 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложение штрафа в размере:
— 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин — на юридическое лицо;
— 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин — на индивидуального предпринимателя;
— 15% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 0,5 базовых величин — на физическое лицо.

Налоговым кодексом предусмотрена возможность отсрочить субъекту хозяйствования применение налоговыми органами способов обеспечения исполнения налогового обязательства и мер по взысканию.

Так, у плательщика есть право обеспечить исполнение налогового обязательства и (или) уплаты пеней по своему выбору одним или несколькими из доступных способов, определенных в подпунктах 1.4 — 1.6 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса, это: залог имущества; поручительство; банковская гарантия.

Такое обеспечение предоставляется на срок, указанный в договоре о залоге имущества, договоре поручительства или банковской гарантии, но не более, чем на три месяца со дня предоставления плательщиком указанных способов.

При этом в отношении неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, обеспеченных залогом имущества, банковской гарантией, поручительством, на период действия указанных способов обеспечения, налоговым органом, осуществляющим взыскание:
не принимаются решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках, наличных денежных средств плательщика, о наложении ареста на его имущество, приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам;
не проводятся мероприятия по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов.

Таким образом, законодательство Республики Беларусь позволяет субъекту хозяйствования минимизировать потери, связанные с неуплатой (неполной уплатой) плательщиком как исчисленных платежей в бюджет, так и в случае образования задолженности, если ему необходимо дополнительное время.

Пресс-центр инспекции МНС
Республики Беларусь
по Могилевской области
тел.: 29 40 61

Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности

А также, согласно статьи 116 Налогового кодекса, исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться следующими способами:

1) начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним; При возникновении задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет налогоплательщиком уплачивается пеня. Пеней признается установленный пунктом 2 настоящей статьи размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.Кроме того, пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, на каждый день просрочки.

2) приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) В соответствии со статьей 118 Налогового кодекса, в случае непогашения налоговой задолженности в бюджет налогоплательщиком, налоговый орган по истечении десяти рабочих дней, следующих за днем вручения уведомления о погашении налоговой задолженности, выносит распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам плательщика.

Распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам отменяется налоговым органом, вынесшим распоряжение о приостановлении расходных операций, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам.

3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента)В случае непогашения налогоплательщиком налоговой задолженности и других обязательных платежей в бюджет, согласно статьи 119 налоговый орган по истечении десяти рабочих дней, следующих за днем вручения уведомления о погашении налоговой задолженности, производит приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика. Распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по кассе отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня после погашения налогоплательщиком задолженности в бюджет.

4) ограничением в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) Решение об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика выносится налоговым органом по форме, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан, в случае непогашения налоговой задолженности и других обязательных платежей в бюджет – по истечении пятнадцати рабочих дней, следующих за днем вручения уведомления;

Решение об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) составляется по форме, установленной уполномоченным органом, и принимается налоговым органом на сумму:

— налоговой задолженности по данным, имеющимся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) на дату вынесения такого решения,

— налогов, платежей в бюджет и пени, обжалуемых налогоплательщиком

1) за счет денег, находящихся на банковских счетах: Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента), открытых в банке второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, производится на основании инкассового распоряжения налогового органа, за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным таким банком второго уровня или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа.Инкассовое распоряжение составляется налоговым органом на основе данных о сумме налоговой задолженности на дату его составления.Инкассовые распоряжения отзываются налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем погашения налоговой задолженности.

2) со счетов дебиторов:Отсутствия денег на банковских счетах и наличных денег у налогоплательщика налоговому органу даёт право в пределах образовавшихся задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обращать взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщикомплательщиком.Не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности Налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить в налоговый орган, направивший такое уведомление, список дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности. На основании представленного налогоплательщиком (налоговым агентом) списка дебиторов и (или) сведений о дебиторах, полученных из информационных систем налоговых органов, и (или) акта проверки налогоплательщика (налогового агента), подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) в пределах сумм дебиторской задолженности.Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на бумажном или электронном носителе на дату получения уведомления. На основании акта сверки взаиморасчетов или акта проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента).В случае погашения дебиторской задолженности, указанной в акте сверки взаиморасчетов между дебитором и налогоплательщиком (налоговым агентом), инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента), выставленные на банковские счета дебитора, подлежат отзыву в течение одного рабочего дня, следующего за днем представления дебитором или налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган акта сверки взаиморасчетов с приложением документов, подтверждающих погашение такой задолженности3) За счет реализации ограниченного в распоряжении имущества: Реализация ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности осуществляется уполномоченным юридическим лицом путем проведения торгов.Порядок реализации имущества, заложенного налогоплательщиком и (или) третьим лицом, а также ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) определяется уполномоченным органом. В случае реализации уполномоченным юридическим лицом ограниченного в распоряжении имущества, на которое наложен арест судебным исполнителем, сумма денег от реализации такого имущества распределяется в соответствии с очередностью удовлетворения требований за счет имущества должника, предусмотренной Гражданским кодексом Республики Казахстан.4) В виде принудительного выпуска объявленных акций:В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом) — акционерным обществом с участием государства в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных подпунктам 1), 2) и 3) пункта 3 статьи 121 настоящего Кодекса, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пени, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.Вместе с тем, в соответствии со статьей 126, в случае непогашения налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы задолженности в бюджет после принятия всех мер, предусмотренных статьей 121 налогового кодекса, налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.Порядок ликвидации налогоплательщика (налогового агента), признанного банкротом, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.А также, в случаях неуплаты или неполной уплаты физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, налоговой задолженности в размере более 1-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения уведомления о налоговой задолженности физических лиц налоговый орган выносит налоговый приказ о взыскании задолженности физического лица (далее — налоговый приказ) по форме, установленной уполномоченным органом, и не позднее пяти рабочих дней со дня его вынесения направляет физическому лицу.При непогашении физическим лицом налоговой задолженности налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогового приказа физическому лицу направляет такой налоговый приказ в органы исполнительного производства для принудительного исполнения в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.Налоговый приказ отменяется вынесшим его налоговым органом не позднее одного рабочего дня со дня погашения физическим лицом налоговой задолженности.А также, согласно статьи 127 налогового кодекса, налоговые органы публикуют в средствах массовой информации список налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность, не погашенную в течение четырех месяцев со дня ее возникновения:-индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, — более 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;-юридических лиц, их структурных подразделений — более 150-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.При этом в списках указываются фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо наименование налогоплательщика (налогового агента), вид экономической деятельности, идентификационный номер, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя налогоплательщика (налогового агента) и общая сумма налоговой задолженности.Список налогоплательщиков (налоговых агентов), размещенный на интернет-ресурсе уполномоченного органа, обновляется ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, путем включения налогоплательщиков (налоговых агентов), соответствующих указанным в настоящей статье критериям, а также исключения налогоплательщиков (налоговых агентов), которые погасили налоговую задолженность или у которых прекращены налоговые обязательства.

Кратко о фабуле дел.

1. Решением от 28.10.2016 № 51221099 доначислено налогов в общем размере 346 133 004 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ – 121 185 873 руб., штрафа – по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 26 608 022 рубля. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 521 051 549 руб., завышение заявленного к возмещению из бюджета НДС за 1 квартал 2013 года – 5 299 890 руб.

2. Решением от 27.06.2018 № 03-21/56391621 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений доначислено налогов в общем размере 1 653 430 694,45 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ - 602 085 729,02 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 240 016 329,11 рублей. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 379 768 851 руб.

Рассмотрим подробнее вторую проверку, к первой же мы еще вернемся.

Доначисления мотивированы тем, что якобы общество производило неучтенную продукцию и, соответственно, не уплачивало с ее реализации налоги. Налогоплательщик заявляет о том, что никакой неучтенной продукции не производилось, ссылаясь при этом на то, что за период с 2014 по 2018 год контролирующим органом - Росалкогольрегулированием - было проведено 3 плановых и 40 внеплановых проверок общества, по результатам которых никаких фактов (признаков) наличия производства неучтенной продукции не было выявлено. При этом Росалкогольрегулирование проводит свои проверки в режиме реального времени. Однако налоговым органом обществу были вменены производство и реализация неучтенного объема пива и пивных напитков, реализованного третьими лицами, за прошедшие периоды. Доводы о том, что произвести якобы неучтенную продукцию, с учетом отсутствия для этого технической возможности, общество не могло в принципе, налоговым органом проигнорированы. Также оставлены без внимания доводы о том, что установленные на оборудовании общества средства контроля (счетчики произведенной продукции, система ЕГАИС и т.п.) не подтверждают изготовление какой-либо неучтенной продукции.

Тут необходимое отступление - письменные пояснения налогоплательщика, возражения налогового органа, а также документы, подтверждающие изложенные сведения, в электронном виде размещены в облачном хранилище в сети Интернет для свободного доступа, по следующей ссылке. Сделано это с той целью, чтобы заинтересовавшееся данным случаем лицо могло самостоятельно их изучить и сформировать свою позицию.

Более того, в материалах дела имеются документы, которые не только не находятся во взаимосвязи с доказательствами, на которые ссылается инспекция, но и прямо им противоречат – например, материалы проверок РАР, которые представлены до вынесения инспекцией решения – 20.03.2018 (вместе с дополнительными возражениям на акт проверки), причем во время проведения инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля. Проверкой данные противоречия устранены не были, контрольные мероприятия не проведены, фактические обстоятельства не выяснены.

Теперь перейдем к тому, как налоговым органом были рассчитаны налоговые обязательства. А производила инспекция расчеты налоговых обязательств произвольно, руководствуясь одной ей известной логике, не основываясь на положениях НК РФ. При этом по непонятной причине инспекция отказалась от применения расчетного метода исчисления налогов и сборов, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Информация об аналогичных налогоплательщиках в обжалуемом решении не содержится.

Что произошло в итоге применения такого подхода налоговым органом? Если в фундаменте содержится изъян, сложно рассчитывать на устойчивость всего здания. Так и вышло в данном случае.

Суммы за 2014-2015 гг.

№ приложений к решению по итогам проверки за 2014-2015 гг.,

Выручка без НДС, руб. (определена на основании первичных документов и выборок из банковских выписок третьих лиц), руб.

1 260 330 157

Выручка с НДС, руб.

(данные из приложений №45+№46) * 1,18

Сумма доначисленных налогов, руб. (с учетом Решения УФНС России от 26.12.2018 № 16-22/19341@)

1 442 396 606

Сумма итоговых показателей из приложений №№ 50, 51, 52, 53

Среднеотраслевая налоговая нагрузка, %

Среднеарифметическая за 2 года – 18, 8

Суммы пени по решению, руб.

Стр. 466 решения

Суммы штрафа по решению, руб.

Стр. 466 решения

Итого сумма налогов, штрафов, пени

Стр. 466 решения

Соответственно, из таблицы наглядно видно, что инспекцией доначислены налоговые обязательства, размер которых не объективен и не реален.

А теперь несколько выводов, почему, по мнению автора, так произошло. И здесь необходимо вернуться к судьбе решения налогового органа, вынесенного по результатам первой проверки.

Однако суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа, а в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС было отказано. Общество обратилось с еще одной кассационной жалобой, уже в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ. А дальне произошло странное. Данная жалоба была подана 06.02.2019, однако была Верховным Судом Российской Федерации возвращена без рассмотрения по существу на основании п. 1 ч. 1 ст. 291.5 АПК РФ. Так, согласно письма Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 г. № 304-КГ18/25070, жалобы была возвращена, так как к ней было приложено платежное поручение от 14.12.2018 г. № 1170, свидетельствующее об оплате государственной пошлины за ранее поданную и рассмотренную в ВС РФ кассационную жалобу от 14.12.2018 г. Хотя на самом деле к возвращенной жалобе, поступившей 15.08.2018 г., было приложено платежное поручение № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей, а к жалобе от 14.12.2018 г. было приложено иное платежное поручение № 1171 от 14.12.2018 г. на сумму 3 000,00 рублей. То есть платежное поручение об оплате государственной пошлины № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей ранее нигде не использовалось и никуда не прикладывалось. Таким образом, по причине ошибки сотрудников аппарата Верховного Суда Российской Федерации налогоплательщик был лишен права на рассмотрение его обращения от 06.02.2019 и, соответственно, права на судебную защиту его интересов, гарантированного законом. В настоящий момент кассационная жалоба в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ, совместно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Однако пока дальнейшая ее судьба неизвестна.

Целью настоящей статьи не является какая-либо критика вынесенных судебных актов, однако необходимо отметить, что Оставление в силе обжалуемых судебных актов создает, как указывалось в жалобе, опасный прецедент, без преувеличения, для всей налоговой и судебной системы Российской Федерации, так как нижестоящие суды предоставили право всем налоговым инспекциям страны при проведении выездных налоговых проверок произвольно отказываться от применения расчетного метода, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и бесконтрольно доначислять налоги и сборы, в том числе на основании юридически порочных документов. Такой порочный подход ведёт к нарушению фундаментальных норм налогового права и идет вразрез как с устоявшейся судебной практикой, так и с официальной позицией Верховного Суда Российской Федерации. Но что ещё более важно, такой подход ведёт к подрыву доверия со стороны предпринимательского сообщества к деятельности ФНС России, а это, в свою очередь, может быть причиной дестабилизации всей финансовой системы страны.

В результате сложилась ситуация, при которой, несмотря на всю абсурдность:

- налоговая нагрузка налогоплательщика в размере 116,1 % (при среднеотраслевой 19,1 %) соответствует его действительным налоговым обязательствам и не противоречит принципу справедливости, соразмерности, всеобщности и равенства налогообложения в Российской Федерации.

Установление налоговых обязательств, как это следует из основных принципов налогообложения в Российской Федерации согласно действующему Налоговому кодексу РФ, не должно приводить к более обременительному налогообложению налогоплательщика - в ином случае весь механизм борьбы с налоговыми правонарушениями выполнял бы не восстановительно-фискальную функцию, а исключительно карательную.

Но все же, еще есть шанс на пересмотр дела № А46-15322/2017, а в рамках дела № А46-5513/2019 решение налогового органа в абсолютно большей части все же признано незаконным. Посмотрим, как будут развиваться события в дальнейшем.

Читайте также: