Исключения из перечня налогообложения объекта

Обновлено: 17.05.2024

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" о признании недействующими пунктов 1705 - 1709, 1738 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области 23 ноября 2015 г. N 416-пп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" на решение Белгородского областного суда от 24 октября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей ООО "Управляющая компания "Анкор" Сергеевой С.И., Шевченко Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Правительство Белгородской области постановлением от 23 ноября 2015 г. N 416-пп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год (далее - Перечень).

В пункты 1705 - 1709 Перечня включены нежилые помещения с кадастровыми номерами 31:06:0237001:77, 31:06:0237001:79, 31:06:0237001:80, 31:06:0237001:88, 31:06:0237001:92, расположенные по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, проспект Молодежный, дом 6.

В пункт 1738 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 31:06:0238001:2664, расположенное по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Степной, дом 8а.

Общество обратилось в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1705 - 1709, 1738 Перечня в редакции постановления Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 г. N 416-пп, ссылаясь на то, что вышеуказанные объекты недвижимости принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" на праве собственности.

Административный истец также указал, что включенные в названные пункты Перечня нежилые помещения не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных помещений в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Решением Белгородского областного суда от 24 октября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, и на неправильное применение норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Белгородской области представлены возражения.

Административный ответчик и заинтересованное лицо своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 35, 36, 44 Закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. "Устав Белгородской области", пункта 1.6 Регламента Правительства Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 12 марта 2004 г. N 1-пп, суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 г. N 416-пп, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Статьей 3.1 Закона Белгородской области от 27 ноября 2003 г. N 104 "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 2 Порядка вид фактического использования объектов недвижимости определяется департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области (далее - Департамент) в соответствии с настоящим Порядком на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, проведенных комиссиями по определению вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения (далее - комиссии). Комиссии создаются в каждом муниципальном районе, городском округе Белгородской области распоряжениями Департамента.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании:

1) информации, содержащейся в торговом реестре, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

2) информации о назначении объектов недвижимости, содержащейся в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) информации о виде использования объектов недвижимости, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров зданий, сооружений, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

4) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости (при наличии в распоряжении комиссии сведений об адресах собственников объектов недвижимости для осуществления соответствующего запроса);

5) результатов обследования объектов недвижимости.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Универсальный Дворец спорта, в котором находятся пять принадлежащих Обществу помещений (пункты 1705 - 1709 Перечня), расположен на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером 31:06:0242001:1163 площадью 24 494 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания дворца спорта, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 февраля 2014 г. серии 31-АВ N 837939, кадастровым паспортом земельного участка от 03 февраля 2014 г. N 3100/301/14-32307.

Универсальный Дворец спорта введен в эксплуатацию в декабре 2003 года как единый комплекс.

Включены объекты недвижимости в Перечень на основании данных о назначении объектов, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Суд, исследовав кадастровые паспорта вышеуказанных объектов недвижимости, технические паспорта на эти помещения, пришел к выводу о том, что данные помещения представляют собой:

нежилое помещение общей площадью 55,3 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:77 - парикмахерскую, в которой помимо парикмахерских услуг оказываются услуги педикюра и маникюра, а также имеется санузел;

нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:79 - кафе на 70 мест, со служебным помещением, коридором, туалетом, моечной и кладовой;

нежилое помещение общей площадью 144,2 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:80 - бар, состоящий из двух частей: площадью 17,73 кв. ми 126,52 кв. м;

нежилое помещение общей площадью 328,1 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:88 - японскую баню с сауной, в которой имеются два моечных отделения, три тамбура, три сауны, два коридора, два бассейна, две раздевалки, две комнаты отдыха, четыре кладовых и холл.

С учетом представленных в материалы данного административного дела доказательств суд установил, что в вышеуказанных нежилых помещениях, принадлежащих административному истцу на праве собственности, оказываются бытовые услуги, а также услуги по организации питания и досуга. При определении понятия объекта бытового обслуживания суд правомерно исходил из положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, согласно которым правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом суд правомерно отклонил довод представителей административного истца о том, что общая площадь объектов, перечисленных в пунктах 1705 - 1709 Перечня - 958,50 кв. м, что составляет лишь 9% от общей площади Универсального Дворца спорта, поскольку сам Дворец спорта, в котором находятся нежилые помещения, в Перечень не включен, а требование Общества направлено на исключение из Перечня (путем признания не действующим нормативного правового акта в соответствующей части) не Универсального Дворца спорта, а именно нежилых помещений в нем.

Правомерно не установил суд оснований для признания нормативного правового акта недействующим в части исключения из Перечня вышеназванных пяти объектов недвижимости в связи с указанием в графе "кадастровый номер" Перечня слов "здание (строение, сооружение)" вместо "помещение".

Включение объектов недвижимости в Перечень имеет целью отнесение таких объектов к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из их кадастровой стоимости, а не само определение кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Белгородской области утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 г. N 414-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Белгородской области".

С учетом характера заявленных Обществом административных требований размер кадастровой стоимости нежилых помещений для целей рассматриваемого настоящего административного требования юридического значения не имеет.

В случае, если административный истец считает, что кадастровая стоимость принадлежащих ему нежилых помещений должна быть иной, он не лишен возможности ее оспорить по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом, как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены путем предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

Отказывая в исключении из Перечня нежилого помещения с кадастровым номером 31:06:0238001:2664, включенного в него пунктом 1738 и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 31:06:0238001:18, площадью 1 522 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов - для обслуживания нежилых помещений (офисов), суд исходил из того, что в соответствии с кадастровым паспортом данный объект недвижимости находится в здании с кадастровым номером 31:06:0238001:99 и является трехэтажным нежилым помещением, общей площадью 150,2 кв. м и представляет собой лестничный марш с лестничными клетками.

Такие помещения, по смыслу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, связаны с основным - офисным помещением общим назначением (принадлежностью) и следуют его судьбе. Это обстоятельство подтверждается также и регистрацией права собственности на вышеназванный лестничный марш - по 1/2 доли за Обществом - административным истцом и вышеуказанным банком.

Судом также установлено, что включению в Перечень под номером 1738 нежилого помещения с кадастровым номером 31:06:02638001:2664 предшествовали мероприятия по определению его фактического использования, что в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Эти обстоятельства подтверждены кроме того письмом администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 10 марта 2016 г. N 9-03/0330, проводившей проверку по поручению Департамента имущественных и земельных отношений области, в котором указано, что данное нежилое помещение представляет собой лестничные марши и лестничные клетки и выполняет обслуживающую функцию в здании офисного назначения.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные нежилые помещения соответствуют установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и признал правомерным их включение в обжалуемый Перечень.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Белгородского областного суда от 24 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" - без удовлетворения.

Это пособие – единственное в своем роде – представляет собой сборник самой актуальной правовой информации на 2020 год.

Это пособие – единственное в своем роде – представляет собой сборник самой актуальной правовой информации на 2020 год.

Стоимость недвижимости обычно настолько велика, что метод расчета налога на имущество организаций критичен для многих компаний. Как отстоять свое право на расчет по кадастровой стоимости?

Компании должны платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости только по тем объектам недвижимости, которые включены в специальный перечень, установленный субъектом Федерации. В каждом регионе он свой. Если вашего имущества в перечне нет, то налог нужно рассчитывать и платить исходя из среднегодовой стоимости.

Исключение из общего правила действует только для той недвижимости, которая указана в подпунктах 3 и 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса (НК). Даже если этих объектов нет в региональном перечне, платить налог
на имущество нужно по их кадастровой стоимости.

Что делать, если объект необоснованно включили в перечень?

Здание расположено на земельном участке, который предназначен для размещения офисов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, но вы фактически не используете его для указанных целей. Тогда можно выбрать один из вариантов:

  • обратиться в департамент городского имущества с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка;
  • обратиться в Госинспекцию по недвижимости с просьбой составить акт обследования. Такое действие возможно, если изменение вида разрешенного использования нецелесообразно, но объект недвижимости фактически используется для вышеуказанных видов деятельности менее чем на 20% площади. Для московской недвижимости важно получить результаты обследования госинспекции до 30 июня 2020 года. Это позволит заявить о применении льготы и снизить налог в четыре раза (п. 2.3 ст. 4.1 закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

В инспекцию поступили сведения о том, что вы используете больше 20% общей площади объекта капитального строительства для размещения офисов, магазинов, ресторанов и объектов бытового обслуживания. Такие данные, как правило, получают из результатов обследования Госинспекции по недвижимости. В этом случае можно выбрать один из следующих вариантов:

  • при несогласии с указанным актом запросите повторное обследование в госинспекции. Помните, что допущенные Госинспекцией по недвижимости нарушения, которые будут выявлены в результате повторного обследования, можно оспорить в суде;
  • если после проведения Госинспекцией по недвижимости обследования фактическое использование объекта изменилось, потребуйте акт, который подтвердит отсутствие таких видов использования объекта. Документ нужно подготовить до 31 декабря того года, который предшествует году исключения объекта из перечня.

Если объект недвижимости включили в перечень одновременно по нескольким критериям, с которыми вы не согласны, проведите нужные действия для каждого из них.

После того как департамент экономической политики и развития города или суд признают, что вашу недвижимость включили в перечень необоснованно, объект считается исключенным из него.

Если исключение объекта недвижимости из перечня невозможно, рассмотрите способы снижения налога с помощью различных льгот (указаны в ст. 4.1 закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

Что делать, если объект забыли внести в перечень?

Бывают случаи, когда недвижимость не включили в перечень, но компании выгоднее платить налог по кадастровой стоимости, а не по среднегодовой. Такие примеры встречаются в основном по новым объектам: стоимость их строительства (и, соответственно, первоначальная среднегодовая стоимость) выше, чем рассчитанная в рамках ГКО кадастровая стоимость.

Даже когда кадастровая и среднегодовая стоимость объекта сопоставимы, решающее значение имеют ставки по налогу на имущество организаций. Так, ставка налога по среднегодовой стоимости в Москве составляет 2,2%, а по кадастровой — 1,7%. Разница в ставках, на первый взгляд, небольшая, но зачастую оказывается внушительной суммой.

Если объект недвижимого имущества не включен в перечень, собственник может оспорить бездействие госоргана, который отвечает за его формирование. Объект могут включить в перечень на текущий год, только если бездействие госоргана признают незаконным (например, дело № А51-18780/2016).

Эксперты Consul Group выпустили первый Business Guide для собственников коммерческой недвижимости в Москве. Это пособие – единственное в своем роде – представляет собой сборник самой актуальной правовой информации на 2020 год. Включает в себя аналитику по вопросам действующего законодательства и примеры судебной практики, собранные за последние 10 лет.

Получить его можно только в печатной версии, оставив запрос на сайте компании . Но специально для РБК мы подготовили несколько аналитических обзоров – выдержек из глав нашего гайда. Первый уже доступен на сайтах РБК.Pro и Consul Group.

Поиск объекта недвижимости в Перечне осуществляется по кадастровому номеру либо по адресу объекта.

Мой объект включен в Перечень 2016/2017/2018/2019/2020 года, как его исключить?

При Министерстве создана межведомственная комиссия, которая рассматривает вопросы, связанные с несогласием включения/невключения объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость. Работа комиссии регламентируется Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 (с изменениями).

В соответствии с пунктом 20 Порядка ошибочно включенные объекты недвижимого имущества подлежат исключению из Перечня с первого числа текущего налогового периода по налогу на имущество. Для исключения объекта недвижимости из Перечня 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов Вам необходимо было обратиться в Министерство с приложением соответствующего пакета документов в течение 2016/2017/2018/2019/2020 годов.

В связи с тем, что Вы не воспользовались правом досудебного оспаривания включения объекта в Перечень и не обратились в межведомственную комиссию в установленный законодательством срок (в течение 2016/2017/2018/2019/2020 года) с приложением комплекта документов, предусмотренного пунктом 9 Порядка, вопрос об исключении объекта из Перечня на 2016/2017/2018/2019/202 год возможно решить только в судебном порядке.


Мой объект недвижимости ошибочно включен/не включен в Перечень 2021 года, как его исключить/включить?

  1. документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (приказ о назначении руководителя, доверенность или иное), в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  3. документы, подтверждающие деятельность на объекте недвижимого имущества, в отношении которого подано заявление (лицензии, устав, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
  4. согласие на обработку персональных данных по форме, утвержденной приказом уполномоченного органа.

Вся информация о межведомственной комиссии, образец заявления, перечень документов размещены на сайте министерства .

Объекты, находящиеся на балансе государственных (муниципальных) организаций на праве оперативного управления, имущество Центрального банка Российской Федерации, а также объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации федерального, регионального или местного (муниципального) значения и помещения в них подлежат исключению из Перечня по обращениям заявителей без предоставления документов, подтверждающих деятельность на объекте недвижимого имущества.

Мою парковку включили в Перечень, как ее исключить?

Обращаем Ваше внимание, что объекты недвижимости, являющиеся машино-местами или гаражами, исключаются из Перечней любого периода.

Мой магазин (кафе, столовую, ателье, парикмахерскую, автосервис) включили в перечень, как его исключить?

В соответствии со статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость, включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 15 Порядка работы межведомственной комиссии определение вида фактического использования не осуществляется в отношении объектов недвижимого имущества, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

  1. нежилое здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  2. назначение (наименование) здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровым паспортом или документами технического учета (инвентаризации) установлено для делового, административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В случае соответствия объекта хотя бы одному из вышеуказанных условий уполномоченный орган принимает решение об отказе в определении вида фактического использования и, соответственно, исключения из Перечня, по заявлению заинтересованного лица без рассмотрения Комиссией.

Почему на мой объект недвижимости начислили налог с применением ставки 2%?

Вопрос о разъяснении применения налоговой ставки в размере 2% находится вне компетенции Министерства.

В связи с тем, что указанный объект недвижимости включен в Перечень, ставка при исчислении налога на имущество составила 2% от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представление формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения порядка их заполнения, в соответствии со ст. 32 Налогового Кодекса Российской Федерации, входит в обязанности налоговых органов.

Каким образом формируется Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость?

В соответствии со ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в который включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Комментарии к ст. 401 НК РФ

В пункте 1 статьи 401 НК РФ законодатель установил открытый перечень объектов, которые признаются объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц. Первый такой объект - жилой дом.

Новое в законодательстве.

Обращаем внимание, что подпункт 2 пункта 1 статьи 401 НК РФ с 1 января 2018 года действует в обновленной редакции. С указанной даты объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается квартира или комната. До указанной даты законодатель использовал термин "жилое помещение", то есть нововведениями законодатель конкретизировал положения подпункта 2 пункта 1 комментируемой статьи.

В письме Минфина России от 27.06.2018 N 03-05-04-01/44138 уточняется, что исключение из главы 32 НК РФ обобщенного понятия "жилое помещение" не изменяет состав объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а носит лишь уточняющий характер. Вместе с тем в связи с внесением изменений в НК РФ нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налоге на имущество физических лиц должны быть приведены в соответствие с НК РФ.

Согласно частям 3 и 4 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В письме Минфина России от 28.11.2018 N 03-05-06-01/85745 указывается, что комната является самостоятельным объектом налогообложения, если в установленном законом порядке на нее оформлено право собственности. При определении налоговой базы в отношении комнаты применяется налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 10 кв. метров общей площади этой комнаты, в отношении квартиры - в размере кадастровой стоимости 20 кв. метров общей площади квартиры.

В письме Минфина России от 11.01.2019 N 03-05-06-01/350 разъясняется, что в соответствии со статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям помимо жилого дома, квартиры, комнаты, т.е. целых объектов недвижимости, отнесены также часть жилого дома и часть квартиры.

Исключением из этого правила является осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении части объекта недвижимости (части квартиры) в связи с ограничением права и обременением этого объекта недвижимости (квартиры).

Таким образом, до 2017 года возможно было образование части объекта недвижимости - части квартиры (например, в результате выдела доли в праве общей собственности на квартиру в натуре, в том числе по решению суда), с 2017 года - образование части квартиры допускается только в связи с ограничением права и обременением соответствующего объекта недвижимости (квартиры).

Согласно ГК РФ (статьи 244, 249) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.

При этом установление права общей долевой собственности на имущество не влечет автоматического раздела этого имущества или выдела соответствующей доли в натуре в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а лишь определяет право собственника на владение и пользование соответствующим имуществом.

Таким образом, часть квартиры является самостоятельным объектом жилищных прав и не может отождествляться с долей в праве общей собственности на квартиру.

В связи с этим предусмотренные главой 32 НК РФ нормы об особенностях налогообложения частей квартир (налоговые вычеты, налоговые льготы) применяются в отношении таких частей, являющихся самостоятельными объектами недвижимости.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 комментируемой статьи гараж и машино-место также являются объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц.

В письме ФНС России от 19.06.2018 N БС-4-21/11702@ "О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении автостоянки" поясняется, что в отличие от объектов налогообложения вида "машино-место" пунктом 1 статьи 401, пунктом 2 статьи 406, пунктом 4 статьи 407 НК РФ объект с наименованием "автостоянка" не выделен в самостоятельный вид объекта налогообложения и в связи с этим может относиться к "прочим" объектам налогообложения по налогу.

При этом необходимо учитывать следующее.

Таким образом, по мнению ФНС России, для объектов с наименованием "автостоянка" допускается применять установленные главой 32 НК РФ условия налогообложения для вида объектов "машино-место", если сведения, полученные налоговым органом в соответствии со статьей 85 НК РФ, свидетельствуют о наличии в ЕГРН хотя бы одной характеристики данного объекта в качестве "машино-места" (например, вид или дополнительное наименование с указанием слов "машино-место", адрес с номером машино-места и т.п.).

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 401 НК РФ единый недвижимый комплекс также отнесен к объектам налогообложения налога на имущество физических лиц. Понятие единого недвижимого комплекса предусмотрено статьей 133.1 ГК РФ.

В письме Минфина России от 04.05.2017 N 03-05-04-01/27269 также обращается внимание, что, поскольку НК РФ не содержит специфического определения понятия "единый недвижимый комплекс", при рассмотрении указанного понятия следует руководствоваться нормами иных отраслей законодательства. Одним из ключевых условий признания совокупности объектов недвижимого имущества единым недвижимым комплексом является регистрация права собственности на такие объекты в целом как на единый объект.

Минфин также проинформировал, что, в случае если в состав единого недвижимого комплекса входит хотя бы один жилой дом, Налоговым кодексом при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении такого единого недвижимого комплекса предусмотрено применение налогового вычета в соответствии с пунктом 6 статьи 403 НК РФ и пониженной налоговой ставки в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ.

Следующий объект налогообложения - объект незавершенного строительства.

Также в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ иные здание, строение, сооружение, помещение также отнесены к объектам налогообложения налогом на имущество физических лиц.

По общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении любого объекта недвижимости (в том числе хозяйственных строений) возникает у налогоплательщиков с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество и при наличии документов, подтверждающих право собственности на это имущество.

Как следует из положений статей 128 и 131 ГК РФ, государственной регистрации подлежит право собственности не на все строения, возведенные на садовых земельных участках, а только на те из них, которые отвечают признакам объекта недвижимости - объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Строения (в том числе хозяйственные), возведенные на садовых земельных участках, не отвечающие указанным выше признакам (например, некапитальные строения), не являются объектами недвижимости.

Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости осуществляется в заявительном порядке, т.е. по инициативе правообладателя.

(Письмо Минфина России от 26.12.2018 N 03-05-06-01/94736).

В письме Минфина России от 15.11.2018 N 03-05-06-01/82470 рассмотрен интересный вопрос - о налоге на имущество физлиц в отношении объекта культурного наследия, используемого в предпринимательской деятельности, и земельном налоге в отношении земельного участка, занятого им.

Финансовое ведомство указало, что объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц выступают здания, строения, сооружения, помещения, за исключением имущества, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.

Иных исключений из состава объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц НК РФ не предусмотрено.

Что касается применения статьи 374 НК РФ, то следует отметить, что указанная статья определяет состав объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и исключения из состава объектов налогообложения по этому налогу. Поскольку налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц являются самостоятельными налогами, правовое регулирование которых различно, положения пункта 4 статьи 374 НК РФ не применяются в отношении налога на имущество физических лиц.

Таким образом, физические лица, являющиеся собственниками объектов недвижимости вне зависимости от признания их объектами культурного наследия, уплачивают налог на имущество физических лиц в общеустановленном порядке.

В пункте 2 статьи 401 НК РФ законодатель закрепил важное правило, согласно которому в целях главы 32 НК РФ дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В информации ФНС России "О налогообложении садовых и дачных домов" указывается, что на официальном портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с документом дома нежилого назначения, расположенные на садовых или дачных участках, в целях расчета налога на имущество физических лиц приравнены к жилым домам. Эти изменения позволят применить к таким домам налоговый вычет в 50 кв. м необлагаемой налогом кадастровой стоимости, применить налоговую ставку, не превышающую 0,3% исходя из кадастровой стоимости, освободить льготников от уплаты налога по одному дому.

Нововведение относится к налогу на имущество физических лиц с 2015 года.

Новое в официальной позиции.

В письме Минфина России от 26.12.2018 N 03-05-06-01/94736 указывается, что в отношении садовых домов применяется налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 50 кв. метров общей площади жилого дома. Кроме того, пенсионерам в отношении одного садового дома вне зависимости от его площади предоставляется налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога.

В пункте 3 комментируемой статьи также установлена важная оговорка, что не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Задайте вопрос юристу:

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" о признании недействующими пунктов 1705 - 1709, 1738 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области 23 ноября 2015 г. N 416-пп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" на решение Белгородского областного суда от 24 октября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей ООО "Управляющая компания "Анкор" Сергеевой С.И., Шевченко Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Правительство Белгородской области постановлением от 23 ноября 2015 г. N 416-пп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год (далее - Перечень).

В пункты 1705 - 1709 Перечня включены нежилые помещения с кадастровыми номерами 31:06:0237001:77, 31:06:0237001:79, 31:06:0237001:80, 31:06:0237001:88, 31:06:0237001:92, расположенные по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, проспект Молодежный, дом 6.

В пункт 1738 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 31:06:0238001:2664, расположенное по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Степной, дом 8а.

Общество обратилось в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1705 - 1709, 1738 Перечня в редакции постановления Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 г. N 416-пп, ссылаясь на то, что вышеуказанные объекты недвижимости принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" на праве собственности.

Административный истец также указал, что включенные в названные пункты Перечня нежилые помещения не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных помещений в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Решением Белгородского областного суда от 24 октября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, и на неправильное применение норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Белгородской области представлены возражения.

Административный ответчик и заинтересованное лицо своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 35, 36, 44 Закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. "Устав Белгородской области", пункта 1.6 Регламента Правительства Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 12 марта 2004 г. N 1-пп, суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 г. N 416-пп, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Статьей 3.1 Закона Белгородской области от 27 ноября 2003 г. N 104 "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 2 Порядка вид фактического использования объектов недвижимости определяется департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области (далее - Департамент) в соответствии с настоящим Порядком на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, проведенных комиссиями по определению вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения (далее - комиссии). Комиссии создаются в каждом муниципальном районе, городском округе Белгородской области распоряжениями Департамента.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании:

1) информации, содержащейся в торговом реестре, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

2) информации о назначении объектов недвижимости, содержащейся в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) информации о виде использования объектов недвижимости, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров зданий, сооружений, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

4) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости (при наличии в распоряжении комиссии сведений об адресах собственников объектов недвижимости для осуществления соответствующего запроса);

5) результатов обследования объектов недвижимости.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Универсальный Дворец спорта, в котором находятся пять принадлежащих Обществу помещений (пункты 1705 - 1709 Перечня), расположен на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером 31:06:0242001:1163 площадью 24 494 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания дворца спорта, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 февраля 2014 г. серии 31-АВ N 837939, кадастровым паспортом земельного участка от 03 февраля 2014 г. N 3100/301/14-32307.

Универсальный Дворец спорта введен в эксплуатацию в декабре 2003 года как единый комплекс.

Включены объекты недвижимости в Перечень на основании данных о назначении объектов, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Суд, исследовав кадастровые паспорта вышеуказанных объектов недвижимости, технические паспорта на эти помещения, пришел к выводу о том, что данные помещения представляют собой:

нежилое помещение общей площадью 55,3 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:77 - парикмахерскую, в которой помимо парикмахерских услуг оказываются услуги педикюра и маникюра, а также имеется санузел;

нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:79 - кафе на 70 мест, со служебным помещением, коридором, туалетом, моечной и кладовой;

нежилое помещение общей площадью 144,2 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:80 - бар, состоящий из двух частей: площадью 17,73 кв. ми 126,52 кв. м;

нежилое помещение общей площадью 328,1 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 31:06:0237001:88 - японскую баню с сауной, в которой имеются два моечных отделения, три тамбура, три сауны, два коридора, два бассейна, две раздевалки, две комнаты отдыха, четыре кладовых и холл.

С учетом представленных в материалы данного административного дела доказательств суд установил, что в вышеуказанных нежилых помещениях, принадлежащих административному истцу на праве собственности, оказываются бытовые услуги, а также услуги по организации питания и досуга. При определении понятия объекта бытового обслуживания суд правомерно исходил из положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, согласно которым правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом суд правомерно отклонил довод представителей административного истца о том, что общая площадь объектов, перечисленных в пунктах 1705 - 1709 Перечня - 958,50 кв. м, что составляет лишь 9% от общей площади Универсального Дворца спорта, поскольку сам Дворец спорта, в котором находятся нежилые помещения, в Перечень не включен, а требование Общества направлено на исключение из Перечня (путем признания не действующим нормативного правового акта в соответствующей части) не Универсального Дворца спорта, а именно нежилых помещений в нем.

Правомерно не установил суд оснований для признания нормативного правового акта недействующим в части исключения из Перечня вышеназванных пяти объектов недвижимости в связи с указанием в графе "кадастровый номер" Перечня слов "здание (строение, сооружение)" вместо "помещение".

Включение объектов недвижимости в Перечень имеет целью отнесение таких объектов к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из их кадастровой стоимости, а не само определение кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Белгородской области утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 г. N 414-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Белгородской области".

С учетом характера заявленных Обществом административных требований размер кадастровой стоимости нежилых помещений для целей рассматриваемого настоящего административного требования юридического значения не имеет.

В случае, если административный истец считает, что кадастровая стоимость принадлежащих ему нежилых помещений должна быть иной, он не лишен возможности ее оспорить по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом, как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены путем предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

Отказывая в исключении из Перечня нежилого помещения с кадастровым номером 31:06:0238001:2664, включенного в него пунктом 1738 и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 31:06:0238001:18, площадью 1 522 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов - для обслуживания нежилых помещений (офисов), суд исходил из того, что в соответствии с кадастровым паспортом данный объект недвижимости находится в здании с кадастровым номером 31:06:0238001:99 и является трехэтажным нежилым помещением, общей площадью 150,2 кв. м и представляет собой лестничный марш с лестничными клетками.

Такие помещения, по смыслу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, связаны с основным - офисным помещением общим назначением (принадлежностью) и следуют его судьбе. Это обстоятельство подтверждается также и регистрацией права собственности на вышеназванный лестничный марш - по 1/2 доли за Обществом - административным истцом и вышеуказанным банком.

Судом также установлено, что включению в Перечень под номером 1738 нежилого помещения с кадастровым номером 31:06:02638001:2664 предшествовали мероприятия по определению его фактического использования, что в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Эти обстоятельства подтверждены кроме того письмом администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 10 марта 2016 г. N 9-03/0330, проводившей проверку по поручению Департамента имущественных и земельных отношений области, в котором указано, что данное нежилое помещение представляет собой лестничные марши и лестничные клетки и выполняет обслуживающую функцию в здании офисного назначения.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные нежилые помещения соответствуют установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и признал правомерным их включение в обжалуемый Перечень.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Белгородского областного суда от 24 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Анкор" - без удовлетворения.

Читайте также: