Ирм это в налоговой

Обновлено: 06.07.2024

Авторизация – предоставление пользователю доступа к ресурсам системы в соответствии с назначенными ему правами.

Аутентификация – проверка подлинности пользователя по предъявленному им идентификатору (по логину и паролю, либо по сертификату электронной подписи).

ГП3 – программное обеспечение налоговых органов, позволяющее обрабатывать предоставляемые налоговые декларации (расчёты), бухгалтерскую отчётность и другие документы в электронном виде. Новая усовершенствованная версия приёмного комплекса ГПР. ГП3 состоит из следующих подсистем:

  1. Глобальный приёмный комплекс ПК ГП-3 (ГПК) – функционирует в составе средств автоматизации Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД);
  2. Локальный приёмный комплекс ПК ГП-3 (ЛПК) – функционирует в составе средств автоматизации ИФНС России и МИ (МРИ) ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
  3. Сервер мониторинга ПК ГП-3 (СМ) – позволяет контролировать состояние ЛПК и этапы прохождения документооборотов;
  4. Информационный реестр участников документооборота ПК ГП-3 (ИРУД) – позволяет централизованно производить регистрацию квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, выдаваемых налогоплательщикам удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязью России.

Доверенность на передачу отчётности – юридически значимый документ, дающий право отправителю передавать отчётность доверителя по каналам связи. Доверенность выдаетcя на срок до 3-х лет. В Москве и области запрещён приём отчётности через представителя.

Домен – это адрес, по которому определяется сайт в сети Интернет.

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчётности. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или несоответствия в налоговой декларации, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – это подпись с сертификатом, выпущенным аккредитованным при Минкомсвязи Удостоверяющим центром, с использованием сертифицированных ФСБ криптографических средств.

  • Закрытый ключ – это секретная часть, которая хранится у владельца ключа и служит для формирования подписи на передаваемых документах и для расшифровывания получаемых документов.
  • Открытый ключ вместе с сертификатом раздается всем участникам документооборота и служит для проверки подлинности ЭП на получаемых документах. Также используется для шифрования исходящих документов.

Конверт – файл формата XML, описывающий реестр входящих/исходящих пакетов. Конверт может содержать ссылки на файлы документов либо непосредственно сам текст xml-файлов документов, входящих в состав Пакета.

Конвертация данных – преобразование данных из одного формата в другой.

Контейнер секретного ключа – именованный объект, содержащий одну ключевую пару (открытый и закрытый ключи) и сертификат.

Кросс-сертификат – сертификат, выпускаемый одним УЦ для другого для построения цепочки сертификации.

Маска файлов – маска, по которой СБиС Коннект будет искать файлы в каталоге Отправляемые.

Обособленное подразделение (ОП) организации – любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Оператор электронного документооборота (оператор ЭДО, специализированный оператор связи) – организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между государственными органами и плательщиками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, которая также формирует подтверждение даты отправки и акты технической экспертизы в спорных ситуациях. Деятельность регламентируется законодательством.

Пакет – единица пересылаемой информации (письмо). В состав пакета может входить произвольное количество разнотипных файлов.

Сертификат – электронный или бумажный документ, идентифицирующей владельца ключа. Содержит информацию о владельце ключа, сведения об открытом ключе, его назначении и области применения, название удостоверяющего центра.

СКЗИ – это программа (служба), которая обеспечивает шифрование и цифровую подпись на вашем компьютере.

СЭД – это информационная система, которая регулирует создание, утверждение, перемещение и хранение электронных документов любого формата.

Управленческая структура компании представляет собой упорядоченную совокупность связей между поздразделениями и сотрудниками, которые выполняют схожие задачи.

Электронная подпись (ЭП) – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки. Электронная подпись для электронных документов заменяет рукописную.

Электронный документооборот (ЭДО) – это осуществление информационного обмена установленными электронными документами между отправителем, получателем (контрагентом, госорганом и т.д.) и оператором, через сервер которого проходят документы всех участников информационного обмена.

ФНС раскрыла, какие проекты намерена внедрить в 2021 году. Из главного — блокчейн-система по предоставлению банкам данных о заемщиках, система нового поколения по контролю за налогами и платформа передачи данных в другие госорганы

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Новая система контроля за уплатой налогов

Читайте также: