Ип база отдыха налогообложение

Обновлено: 17.05.2024

Хотите начать свое дело в сфере агроэкотуризма? Дело за малым — организовать агроэкоусадьбу. Разберемся, кто вправе это сделать, как, какие услуги можно оказывать туристам с 12.01.2018.

Итак, вы решительно настроены открыть агроэкоусадьбу. Чтобы ничего не упустить, стоит придерживаться следующих шагов.

Шаг 1. Убедитесь, выполняются ли все условия для открытия агроэкоусадьбы.

Так, вы вправе заняться агроэкотуризмом, если одновременно соблюдаются следующие условия :

— вы постоянно проживаете в сельской местности, или в поселке городского типа, или в городе с населением до 20 тыс. человек ;

— вы производите и (или) перерабатываете сельхозпродукцию (на участках, выделенных для строительства и (или) обслуживания жилого дома либо для ведения личного подсобного хозяйства);

— агроэкоусадьба (сам жилой дом) принадлежит вам и (или) члену вашей семьи.

На заметку
Члены семьи в этом случае — родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг(а), члены семьи супруга(и) (в том числе умершего(ей)), опекун, попечитель и подопечный ;

— в агроэкоусадьбе есть свободные комнаты для агроэкотуристов (далее — туристы).

На заметку
Если участок, на котором расположена агроэкоусадьба, предназначен для строительства и (или) обслуживания жилого дома, то вы можете построить на нем гостевые домики и размещать туристов в них ;

— у вас есть возможность знакомить туристов с природными (озеро, лес и т.п.) и архитектурными (церковь, кузница и т.д.) объектами, национальными культурными традициями (к примеру, обычаями, обрядами).

Обратите внимание!
Регистрироваться в качестве ИП для того, чтобы открыть агроэкоусадьбу, не нужно .

Шаг 2. Проверьте, вправе ли вы оказывать те услуги, которые планируете.

Так, вы можете предложить посетителям агроэкоусадьбы следующие услуги :

1) размещение (т.е. комнаты, в том числе в гостевых домиках).

Обратите внимание!
Число всех комнат, в которых вы планируете размещать туристов, не должно быть больше 10 ;

2) питание (как правило, с использованием продукции собственного производства);

3) ознакомление с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями, а также проведение различных мероприятий (спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, культурных);

4) проведение презентаций, юбилеев, банкетов;

5) услуги бань, саун и душевых;

6) катание на повозках, запряженных животными, и на самих животных (за исключением диких);

7) инвентарь для спорта и отдыха;

8) транспортное обслуживание.

Обратите внимание!
Никакие другие услуги, кроме перечисленных, оказывать посетителям агроэкоусадьбы нельзя.

Шаг 3. Уплатите специальный сбор за оказание услуг в сфере агроэкотуризма (далее — сбор).

Обязательно сделайте это до того, как агроэкоусадьба откроет свои двери для первых туристов . Размер сбора — одна базовая величина (по состоянию на день оплаты) .

На заметку
Величина сбора одинакова для всех. Она не зависит от того, сколько услуг вы оказываете посетителям агроэкоусадьбы, где она находится, большая она или маленькая и т.д.

Пример

Агроэкоусадьба под Минском: огромный коттедж, гостевые домики, баня, сауна. В год ее посетит больше тысячи туристов.

Агроусадьба в глухом уголке Гомельской области: скромный домик на три комнаты. До нее доберется посетителей 20 за год.

Хозяева обеих этих агроэкоусадеб платят одинаково — одну базовую величину в год.

Пример

Вы принимаете туристов в агроэкоусадьбе с 2017 года. Для того чтобы продолжить работу и в следующем году, нужно уплатить сбор за 2018 год не позднее 28 декабря 2017 г.

Кроме сбора, никакие другие налоги и платежи (например, подоходный налог, единый налог) по доходам от агроэкоусадьбы уплачивать не нужно .

Справочная информация
Реквизиты для уплаты сбора вы можете найти на официальном сайте МНС.

Шаг 4. Известите райисполком по месту нахождения агроэкоусадьбы (далее — райисполком).

Для этого до начала работы агроэкоусадьбы направьте в райисполком письменное уведомление. Его форма установлена законодательством. В таком извещении, кроме прочего, обязательно нужно указать дату начала работы агроэкоусадьбы .

Обратите внимание!
Уведомлять налоговые органы о том, что вы решили заняться агроэкотуризмом, не нужно. За вас это сделает райисполком — направит копию полученного от вас уведомления в налоговую инспекцию по месту нахождения агроэкоусадьбы (далее — налоговая) . А вот купить книгу учета проверок и зарегистрировать ее в налоговой вам нужно самостоятельно .

Шаг 5. Подготовьте договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма (далее — договоры).

Полагаем, этим вопросом также не лишним будет озаботиться до того, как агроэкоусадьба начнет принимать туристов. Это связано с тем, что оказывать им услуги вы вправе только на основании договоров: с самими туристами либо с туроператорами .

На заметку
Для привлечения туристов в агроэкоусадьбы туроператоры включают их услуги в формируемые туры .

Заключаются договоры исключительно в письменной форме. В них требуется четко перечислить все виды услуг, оказываемых посетителям агроэкоусадьбы . Формы таких договоров разработаны и утверждены — вам остается только воспользоваться ими.

В последующем вы ежегодно должны будете подавать в налоговую информацию о заключении (незаключении, отсутствии) договоров .

Обратите внимание!
Заниматься агроэкотуризмом без уплаты сбора, извещения райисполкома, заключения договоров, представления информации о них в налоговую запрещено . За это предусмотрено предупреждение или штраф .

Путевка на курорт или в санаторий – удовольствие не из дешевых. Некоторые фирмы, решая отметить лучших сотрудников, покупают для них путевки или компенсируют их стоимость. Причем, иногда не только для сотрудников, но и для членов их семей. Фантастика? Тем не менее, такие чудеса случаются. Рассказываем, что необходимо бухгалтеру компании, в которой такое чудо произошло.

Путевка: туристическая или санаторно-курортная

Любая компания, если пожелает, вправе взять на себя расходы по организации отдыха сотрудников: приобрести путевку или компенсировать стоимость купленной самостоятельно путевки. Это может быть как разовая акция (конкретному сотруднику по какой-то определенной причине, например, в связи с пошатнувшимся здоровьем), так и оплата путевок на регулярной основе (всем или определенным категориям работников). В последнем случае порядок и условия выдачи путевок или компенсация их стоимости следует прописать в трудовом или коллективном договоре (ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 57 Трудового кодекса РФ). При этом от работников необходимо получать соответствующие заявления.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Любая компания вправе оплатить отдых сотрудникам: приобрести путевку или компенсировать стоимость купленной ими самостоятельно путевки.

2. Стоимость туристической путевки никто компаниям компенсировать не будет.

3. Стоимость санаторно-курортных путевок можно попробовать компенсировать за счет ФСС или бюджета.

4. Учесть расходы на путевки работникам при налогообложении прибыли нельзя.

5. Со стоимости санаторно-курортной путевки НДФЛ не удерживается, если санаторий находится на территории России.

6. При оплате или компенсации туристической путевки нужно удержать НДФЛ из доходов сотрудника.

7. Вопрос с начислением страховых взносов на стоимость предоставленных работникам (или компенсированных им) путевок решается неоднозначно. Организациям, оплачивающим своим работникам путевки, нужно решать, будут они рисковать или нет.

Чтобы понять, можно ли компенсировать понесенные затраты за счет ФСС или бюджета, необходимо разделять, туристическая это путевка или санаторно-курортная.

Имейте ввиду, что стоимость туристической путевки никто компаниям компенсировать не будет. То есть бремя расходов работодатель, решивший оплатить путевку, берет только на себя. А вот с санаторно-курортными путевками такая возможность, хотя далеко не всем, но предоставляется. Кому именно?

Во-вторых, часть стоимости путевок, приобретенных для детей работников, можно компенсировать за счет средств регионального или местного бюджета (пп. 24.3 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г., пп. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.). Условие для такой компенсации следующее - подобная возможность должна быть предусмотрена региональными или местными законами. Наглядный пример тому - Московская область, в которой предусмотрен порядок возмещения работодателям части стоимости путевок для детей работников (п. 5 ст. 16 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ от 12.01.2006г.).

Можно ли отнести стоимость путевок на расходы

На практике в большинстве случаев работодатель, решивший поощрить своих сотрудников путевками, оплачивает их за счет собственных средств.

Внимание! С 2019 года ситуация изменится. В НК РФ появится норма, которая позволит компаниям относить на расходы полностью или частично сумму затрат, связанных с оплатой (компенсацией) путевок для сотрудников и членов их семей по отдыху "внутри России". Причем такая возможность коснется не только оздоровительных путевок, но и туристических (в которых, кстати, могут быть предусмотрены не только расходы на проезд, проживание, питание, но и экскурсионные услуги). Примечательно, что к членам семьи работника, которому оплачивается путевка, могут быть отнесены даже его родители, а не только супруг (супруга) и дети (в т.ч. усыновленные и подопечные).

Полностью уменьшить налогооблагаемую базу на эти траты удастся тем, кто уложится в норматив. Дело в том, что эти расходы "лимитируются". Лимит составляет 50 000 рублей в год на каждого работника или члена семьи. При этом общая сумма затрат вместе с расходами на добровольное медицинское страхование для работников и оплату медуслуг для них не должна превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

Удерживать ли НДФЛ со стоимости путевок

При оплате или компенсации туристической путевки работодателю придется удержать НДФЛ из доходов сотрудника. Освобождение от налогообложения не распространяется на турпутевки.

Таким образом, санаторно-курортные путевки для работников и членов их семей, а также путевки в летние лагеря детям сотрудников не должны облагаться НДФЛ. Причем это касается не только приобретения путевки самим работодателем, но и компенсации стоимости путевки, которую приобрел работник самостоятельно.

Какие документы нужны для подтверждения обоснованности освобождения от НДФЛ сумм оплаты (компенсации) стоимости путевок? Ответ на этот вопрос приведен в письме Минфина России № 03-04-06/46990 от 19.09.2014г. Там сказано, что такими документами являются:

  • договор, заключенный с соответствующей санаторно-курортной организацией в пользу работника,
  • документы, подтверждающие оплату и получение работником такой услуги.

Страховые взносы на стоимость путевок

Поэтому организациям, оплачивающим своим работникам путевки, нужно решать, будут они рисковать или нет. Безопаснее, конечно, включить стоимость оплаченных или компенсируемых путевок с базу для расчета страховых взносов.

Что касается путевок, приобретаемых для членов семьи сотрудников, то в отношении них ситуация благоприятнее. Поскольку с членами семьи работников у организации отсутствуют трудовые отношения, то стоимость путевок не должна облагаться страховыми взносами (письма Минфина России № 03-04-05/84723 от 19.12.2017г., № 03-04-06/48824 от 01.08.2017г., Минтруда России № 03-15-06/24316 от 12.04.2018г.).

В этой статье мы объясним, как юридически правильно подойти к этому вопросу и какие будут нужны документы для организации и открытия базы отдыха.
Что касается выбираемого земельного участка, то он должен относиться к категории земель лесного фонда или земель населенных пунктов.

Нас часто спрашивают, можно ли открыть базу отдыха на земле сельхозназначения? При организации туристической базы на землях данной категории у инвесторов могут возникнуть серьезные проблемы, так как строительство рекреационного объекта на таких землях будет являться нецелевым использованием земель и такой проект местные органы власти реализовывать не разрешат.
Узнать, к какой категории земли относится участок можно, сделав соответствующий запрос в органы местного самоуправления.

Предоставляем услуги юриста в области водопользования по Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область.
Оформление земельного участка под турбазу

Строительство туристической базы на землях населенных пунктов:

База отдыха — нормативные документы.
Важно, в каком месте планируется открывать турбазу. Как правило, инвесторы стараются выбирать места как можно ближе к водоемам. Поэтому мы разберем, как открыть базу отдыха на море, озере, реке и правильно оформить все документы. При размещении турбазы вблизи водного объекта имеет смысл оформить как права на землю, так и права на водный объект.

Итак, допустим, я хочу открыть базу отдыха — с чего начать.

Давайте рассмотрим по порядку несколько вариантов, каким образом оформить все документы для строительства туристической базы на землях населенных пунктов, каким образом оформить все документы для строительства туристической базы на землях лесного фонда, какое нужно разрешение для открытия базы отдыха и каким образом оформить права на водный объект.

Начнем с того, как открыть базу отдыха с нуля при ее размещении на землях населенных пунктов.

Вначале следует определиться с оформлением прав на земельный участок. На землях территории населенных пунктов участок может быть куплен у органов местного самоуправления (местной администрации) из состава земель, являющихся муниципальной собственностью, или земель, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, участок может быть приобретен у физического лица или у юридического лица.

В обоих случаях после проведения указанных процедур Вам будет необходимо оформить документы для строительства базы отдыха. Для этого необходимо будет обратиться в проектную организацию для разработки проекта, после разработки проекта проводится его экспертиза.
После получения положительного заключения экспертизы можно обращаться в районную службу строительного надзора за получением разрешения на строительство. После строительства объекта в органах местного самоуправления необходимо подписать акт приемки объекта в эксплуатацию.

Как открыть свою базу отдыха в лесу

Вопросы, связанные с оформлением прав на земельный участок, при строительстве базы отдыха на землях лесного фонда будут формулироваться несколько иначе. Сразу следует отметить, что согласно Лесному кодексу РФ лесные участки могут быть оформлены только в аренду.
Предоставлением таких участков, как правило, занимается орган исполнительной власти по лесному хозяйству. Для оформления лесного участка под строительство туристической базы нужно будет подготовить несколько документов и пройти несколько этапов согласований, а именно:

1. Провести межевание лесного участка и поставить его на государственный кадастровый учет, для этих целей необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру.
2. Разработать проект освоения лесов и пройти его государственную экспертизу.
3. Принять участие в торгах за право заключить договор аренды лесного участка.

Как открыть базу отдыха, с чего начать бизнес?

Обратите внимание! По общему правилу возведение объектов недвижимости на землях лесного фонда не допускается.

Теперь мы расскажем Вам, как открыть базу отдыха на берегу реки, озера, водохранилища или иного водоема.

Какие документы нужны для базы отдыха (первая линия)

Оформление прав на водный объект.
Чтобы законно распоряжаться всей имеющейся инфраструктурой туристической базы, необходимо будет также оформить право пользования водным объектом. В соответствии с Водным кодексом РФ размещение причалов, лодок (или иных плавучих средств) в акватории водоема требует оформления документов на водопользование. Одним из таких документов является договор водопользования, должен храниться на базе отдыха и входит в нормативные документы юридического лица.

Как открыть базу отдыха, с чего начать бизнес?

Для оформления такого договора необходимо будет осуществить следующие действия:

1. Сделать кадастровую съемку акватории данного водного объекта.
2. Подготовить пакет документов в соответствии с требованиями постановлений Правительства, а также Приказов Министерства природы.
3. Заключить договор на право пользования водным объектом по итогам аукциона. Если организация является туроператором, то договор заключается без аукциона.
После проведения вышеуказанных действий по земельному участку и водоему у Вас будет весь перечень документов для открытия базы отдыха.

Обратите внимание! Не стоит игнорировать оформление акватории, поскольку ее может взять по договору водопользования любое лицо. В этом случае использование водоема в коммерческих целях для Вас может стать платным.

Как открыть базу отдыха с рыбалкой?

Если Вы хотите помимо отдыха организовать платную рыбалку, то помимо вышеперечисленных действий Вам будет необходимо оформить право пользования рыбоводным участком. Такое право также

Как открыть базу отдыха, с чего начать бизнес?

приобретается на аукционе. Однако следует иметь в виду, что сформировать рыбоводный участок можно далеко не каждом водоеме, так, в частности, запрещается формировать участки в государственных заказниках. Кроме того, есть также ряд требований, которые необходимо учитывать перед подачей документов на оформление рыбоводного участка, при несоблюдении этих требований можно получить отказ без возможности обжалования.

Цена на согласование документов по открытию базы отдыха может очень сильно отличаться и масштабов строительства. Очень важное значение будет иметь капитальность возводимых сооружений, поскольку именно от это будет зависеть, нужно получать разрешение на строительство или нет. Очевидно, что документы для базы отдыха эконом класса будут оформлены по значительно более низкой цене, чем базы премиум класса.

Строительство бани на берегу

Многие туристы при выборе места отдыха обязательным условием пребывания на турбазе указывают наличие бани. Если строительство турбазы осуществлено было на берегу пруда, озера, моря или реки, то, казалось бы лучше всего поставить баню прямо вплотную к воде (как многие и делают). Однако это не совсем законно и по иску органов прокуратуры такую баню могут снести, поскольку это противоречит ст.6 Водного кодекса в части правового режима береговой полосы общего пользования. В то же время по такого рода вопросам можно найти возможность восстановления своих прав в судебном порядке, для чего понадобится помощь земельного юриста.

Как открыть базу отдыха в деревне?

Мы оказываем услуги в следующих субъектах: Москва и московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область (по согласованию – также в других субъектах).

Скажите пожалуйста у меня свой гостевой дом, обязательно ли открывать ИП и как платить налоги от сдачи?

Ответы на вопрос:

Нужно регистрировать ИП и заниматься сдачей дома в наем.

Ст. 23 ГК РФ требует.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Налоги зависят от выручки.

Полагаю, что обязательно, исходя из ст.22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

(ред. от 28.12.2016)

"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Налоги платятся в зависимости от выбранной формы налогообложения (УСН, ЕНВД, ОСНО)

Вам надо обратиться к юристам или самостоятельно изучить свои условия, чтобы понять, какая из систем налогообложения для Вас оптимальна.

За ведение предпринимательской деятельности без регистрации и неуплату налогов предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Одни сплошные штрафы:

Статья 14.1 КОАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Таким образом, обязательно регистрируйте ИП или ООО и осуществляйте свою деятельность законно.

В данном случае следует зарегистрировать ИП, поскольку за данную деятельность без регистрации предусмотрена ответственность предусмотренная ст. 14.1 КоАП РФ.

Поскольку цель будет получение прибыли за сдачу жилых помещений в доме гостям, то такие действия относятся к предпринимательским, ст. 23 Гражданского кодекса РФ. Поэтому потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, срок регистрации 3 дня, п.3 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Налоги платятся в налоговую инспекцию по месту нахождения ИП и осуществлении им деятельности. Можно выбрать систему налогообложения УСН - 6% от дохода или Патент - устанавливается определенный размер налога для уплаты (ПСН - пп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Законодательство связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок.

В принципе, это не означает, что сдача Вами в аренду гостевого дома будет означать, что это будет являться предпринимательской деятельностью. В силу ст.608 ГК РФ Вам, как собственнику, принадлежит право сдачи дома в аренду. Из этого не следует, что для того, чтобы сдать в аренду это имущество нужно зарегистрироваться в качестве ИП.

Думаю, в этом случае нужно исходить из ст.18 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Подавайте в установленном порядке налоговую декларацию, уплачивайте налог на доходы и вопросов к Вам не будет. Регистрироваться в качестве ИП для этого не надо. Для Вас это не будет деятельностью, ведь Вы, наверно, где-нибудь работаете по трудовому договору, то есть совершаете другую, трудовую деятельность.

Зарегистрировавшись в качестве ИП, независимо от размера Ваших доходов, если годовой доход за 2017 год не превысит 300 000 рублей, то сумма пенсионных вносов, которую нужно будет перечислить за весь год, будет фиксированной и составит 23 400 рублей.

В соответствии со ст.216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (п.3 ст.225 НК РФ). Согласно п.1. ст.229 НК нужно представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.4 ст.229 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также по этому вопросу см. позицию Минфина:

Вопрос: О признании деятельности по сдаче в аренду нежилого помещения предпринимательской деятельностью в целях исчисления НДФЛ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 8 февраля 2013 г. N ЕД-3-3/412@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о признании деятельности по сдаче в аренду нежилого помещения предпринимательской деятельностью и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ деятельность должна осуществляться самостоятельно, на свой риск, и быть направленной на систематическое получение прибыли.

О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

- хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

- взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;

- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

Предпринимательская деятельность осуществляется гражданином на свой риск. Предпринимательский риск гражданина заключается в вероятности наступления событий, в результате которых продолжение осуществления данной деятельности станет невозможным.

Пунктом 2 ст. 11 Кодекса определено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, учитывая, что признаки предпринимательской деятельности носят оценочный характер, квалифицировать в соответствии с ними деятельность физического лица по сдаче в аренду собственного имущества возможно только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах его деятельности.

В рассматриваемом случае налоговые органы в силу отсутствия у них вышеуказанной полной информации не могут дать такую оценку.

Однако указанная информация может быть получена налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля. При выявлении объективных признаков предпринимательской деятельности в деятельности налогоплательщика по сдаче в аренду собственного имущества налоговый орган вправе будет пересчитать его налоговые обязательства.

Учитывая изложенное, если у налогоплательщика имеются достаточные основания считать, что в его деятельности вышеуказанные признаки предпринимательской деятельности отсутствуют, то с доходов от сдачи в аренду собственного недвижимого имущества физическое лицо должно уплачивать налог на доходы физического лица в общеустановленном гл. 23 Кодекса порядке.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ доходов физического лица от сдачи в аренду (внаем) жилых помещений.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 22 сентября 2006 г. N 03-05-01-03/125

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении доходов от сдачи в аренду (внаем) жилых помещений и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность должна осуществляться самостоятельно, на свой риск и быть направленной на систематическое получение прибыли.

О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

- учет хозяйственных операций, связанных с осуществлением сделок;

- взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок;

- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, если сдача имущества в аренду осуществляется при наличии вышеуказанных признаков предпринимательской деятельности, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица и уплачивать налог с соответствующих доходов в качестве индивидуального предпринимателя.

При отсутствии оснований для признания деятельности, связанной со сдачей недвижимого имущества в аренду, в качестве предпринимательской с полученных доходов необходимо уплачивать налог на доходы физических лиц в качестве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги, включающую в себя в соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Оплата первых из вышеупомянутых расходов производится вне зависимости от того, каким образом использовалось жилое помещение (или оно вообще никак не использовалось). Такие расходы не могут быть отнесены к предпринимательской деятельности физического лица.

Вторая группа расходов непосредственно связана с использованием помещения и в определенной части может быть отнесена к предпринимательской деятельности. При этом налогоплательщик должен обосновать размер расходов, относимых им к такой деятельности.

Читайте также: