Инвестиционный вычет по налогу на прибыль в рб

Обновлено: 17.05.2024

Инвестиции приносят людям дополнительные доходы. А с дополнительных доходов в некоторых случаях необходимо платить налоги. Подходы к налогообложению инвесторов различаются в зависимости от конкретного инвестиционного инструмента – для каждого установлены свои правила.

Банковские депозиты

Депозит – самый простой и распространенный в Беларуси инвестиционный инструмент. С 2016 года вкладчикам, пользующимся услугами белорусских банков, в некоторых случаях нужно платить налог с доходов по вкладам. Условия зависят от валюты и срока вклада. Налог придется заплатить с дохода по рублевому депозиту в случае, если его срок составляет менее 1 года, и с валютного – если срок размещения средств был менее 2 лет. В обоих случаях налог начисляется по ставке 13% и затрагивает только начисленный дополнительный доход, не распространяясь на основную сумму вклада.

Например, вы сделали рублевый вклад на полгода и получили по нему 50 рублей дохода. В этом случае сумма налога к уплате составит 50 х 0,13 = 6,5 рублей.

Налоговым агентом при налогообложении депозитов выступает сам банк. Это означает, что он сам оформит все необходимые документы и сделает платеж в бюджет. Вкладчику об этом хлопотать не придется.

Для держателей облигаций тоже есть несколько вариантов. Если инвестор покупает бумагу с установленной доходностью, получает причитающиеся выплаты, а в конце установленного срока обращения просто погашает облигацию – никаких налогов платить не нужно.

Другое дело, если инвестор решил продать облигацию на вторичном рынке ценных бумаг еще до момента наступления срока ее погашения. Если такая сделка осуществляется по цене, выше текущей стоимости облигации с учетом ее номинала (то есть приносит держателю дополнительный доход), с разницы между ценой сделки и текущей стоимость бумаги нужно будет заплатить налог. Ставка налога здесь также составляет 13%. Налог платится инвестором самостоятельно, а для этого полученный таким образом доход нужно задекларировать.

Доход по акциям может формироваться двумя способами: за счет дивидендов и за счет продажи на вторичном рынке. В случае получения доходов за счет дивидендов, с них нужно заплатить подоходный налог по ставке 13%, но есть два исключения. Если компания-эмитент акций не распределяла прибыль в течение последних трех лет, ставка налога составит 6%. А если в течение пяти лет – налог платить и вовсе не придется.

Второй вариант – заработок на продаже акций по цене, превышающей цену их покупки. В данном случае подоходным налогом по ставке 13% облагается прибыль, полученная за счет разницы в цене.

Во всех перечисленных случаях инвестор платит налог самостоятельно, предварительно подав декларацию в налоговую инспекцию.

Недвижимость

Здесь тоже возможно несколько вариантов в зависимости от того, каким именно образом человек зарабатывает на недвижимости. Если квартира сдается в аренду – нужно ежемесячно платить единый налог. Налог устанавливается в фиксированной сумме – это может быть, например, 15, 21 или 35 рублей в месяц – и зависит от местоположения жилья и его площади. Точный размер выплаты вам назовут в местном отделении МНС.

Также налог может потребоваться заплатить, если вы получили доход за счет продажи недвижимости. Такое обязательство возникает, если вы продаете уже второй однотипный объект недвижимости за последние 5 лет. Например, вторую квартиру. Если вы продали второй объект недвижимости дороже, чем купили, с разницы в цене (то есть с полученной прибыли) придется заплатить подоходный налог по ставке 13%. Для этого нужно будет задекларировать сделку.

Если вы торгуете на международном рынке Форекс и получаете прибыль, прогнозируя колебания курсов валют, никаких налогов с полученной прибыли платить не придется – но только в том случае, если вы работаете с белорусской форекс-компанией, включенной в реестр Национального банка.

Если же вы обслуживаетесь в иностранной форекс-компании, с полученных доходов нужно будет заплатить налог по ставке 13%.

Доверительное банковское управление

В рамках услуги доверительного банковского управления инвестор передает банку некоторую сумму средств, а тот вкладывает их в различные активы: это могут быть акции, облигации, фондовые индексы, валюты и пр. С доходов, которые инвестор получил благодаря такой услуге, нужно заплатить подоходный налог по ставке 13%. При этом, если инвестор платил банку какие-либо комиссии, они идут в зачет, то есть налоговая база уменьшается на сумму этих дополнительных расходов. Налоговым агентом будет выступать банк, он сам все оформит и заплатит налог в бюджет.

Криптовалюты

Понятие инвестиционного налогового вычета (ИНВ) появилось в гл. 25 НК РФ начиная с 2018 года (были добавлены ст. 286.1 и п. 5.1 ст. 270 НК РФ), и (по замыслу законодателей) ИНВ должен быть направлен на создание стимулов к инвестициям.

Право налогоплательщика на применение ИНВ должно быть установлено законами субъектов РФ. С 01.01.2020 во многих регионах России такие законы вступают в силу, а значит, организациям, планирующим осуществлять инвестирование, полезно ознакомиться с понятием ИНВ, порядком его применения, а также рассчитать, насколько им будет выгодно воспользоваться правом на применение ИНВ.

Кто из налогоплательщиков не имеет права применять ИНВ?

Сразу отметим, что не все налогоплательщики могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом. Так, не вправе применять ИНВ следующие категории налогоплательщиков (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):

1) организации – участники РИП;

2) организации – резиденты ОЭЗ;

3) организации – участники ОЭЗ в Магаданской области;

4) организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

5) организации – участники СЭЗ;

6) организации – резиденты ТОСЭР либо резиденты свободного порта Владивосток;

7) организации – участники проекта Сколково или инновационных научно-технологических центров;

8) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Порядок применения ИНВ

Согласно п. 1 ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ в порядке, предусмотренном этой статьей, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, исчисленные им по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на инвестиционный налоговый вычет. В силу п. 1 ст. 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18% (17% – в 2017 – 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Указанная ставка законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

НП в бюджет
субъекта РФ
к уплате

НП в бюджет
субъекта РФ
начисленный

В соответствии с п. 2 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:

не более 90% суммы расходов на инвестиции (пп. 1 и 2);

не более 100% суммы расходов в виде пожертвований (пп. 3);

не более 85% расходов на создание объектов инфраструктуры (пп. 4);

не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры (пп. 5).

Расходы, включаемые в состав ИНВ

Расходы на инвестиции

Подпунктами 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 90% суммы расходов, составляющей:

первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ;

величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ.

ИНВ применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект ОС либо изменена первоначальная стоимость объекта ОС, и за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Расходы в виде пожертвований

Подпунктом 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

ИНВ в виде названных расходов применяется по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП (п. 4 ст. 286.1 НК РФ). Он применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Расходы на создание объектов инфраструктуры

Подпунктом 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.

ИНВ в виде указанных расходов на создание объектов инфраструктуры используется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение ИНВ в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

ИНВ в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие названные расходы (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур

Подпунктом 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, в том числе затрат на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями гл. 21 и 22 НК РФ.

При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, установленным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями ГрК РФ.

ИНВ в виде указанных расходов применяется к объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП, к которым относятся названные объекты (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

ИНВ в виде упомянутых расходов применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором налогоплательщиком осуществлена безвозмездная передача в государственную или муниципальную собственность объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

Какие положения по применению ИНВ должен устанавливать закон субъекта РФ?

Законом субъекта РФ могут устанавливаться (п. 6 ст. 286.1 НК РФ) права на применение ИНВ в отношении:

расходов на инвестиции (размеры ИНВ, не превышающие предельного размера; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ; категории объектов ОС, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на использование ИНВ);

расходов в виде пожертвований (предельные суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных НКО (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, учитываемых при определении ИНВ; категории учреждений и НКО, пожертвования которым учитываются при определении ИНВ);

расходов на создание объектов инфраструктуры (размер ИНВ; виды объектов инфраструктуры);

расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, расположенных на территории этого субъекта РФ (категории объектов указанных инфраструктур и предельный размер расходов на создание этих объектов; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ в отношении данных расходов).

Предельная величина ИНВ

Размер ИНВ текущего налогового (отчетного) периода в совокупности по всем видам расходов не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета:

ИНВпредел

Как следует из п. 2.1 ст. 286.1 НК РФ, предельная величина равняется разнице между расчетными суммами налога, подлежащими зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период и определенными без учета ИНВ. При этом одна расчетная сумма исчисляется по общей ставке налога, действующей в данном субъекте РФ, а другая – исходя из ставки 5% (если иной размер ставки не определен решением субъекта РФ).

При этом расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период, определяется также без учета амортизационной премии и соответствующей суммы амортизации в отношении объектов ОС, указанных в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ. Иными словами, эти расходы не должны участвовать в формировании облагаемой базы по налогу на прибыль.

Обратите внимание: сумма расходов на ИНВ, превышающая в налоговом (отчетном) периоде предельную величину ИНВ, может быть учтена при определении ИНВ в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет

Как гласит ст. 286.1 НК РФ, если налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части инвестиционных расходов (расходов, указанных в пп. 1 и 2 п. 2 данной статьи), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы расходов первоначальной стоимости ОС и (или) 10% суммы расходов величины изменения ОС (за исключением частичной ликвидации объектов ОС).

При этом сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, не может быть уменьшена на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующее (соответствующие) ОП.

Под соответствующими ОП понимаются обособленные подразделения (в том числе организация), расположенные на территории субъекта РФ, законом которого установлено право на применение ИНВ, которым воспользовался налогоплательщик.

Указанное уменьшение осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС и (или) изменена их первоначальная стоимость.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, уменьшается на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части расходов, названных в пп. 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ.

При этом сумма налога (авансового платежа) в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.

Нюансы, которые следует учесть налогоплательщикам, реализующим право на применение ИНВ

Налогоплательщики, которые решат применять ИНВ (при условии, что субъектами РФ приняты соответствующие законы), должны учитывать следующие нюансы, предусмотренные как ст. 286.1 НК РФ, так и другими статьями НК РФ:

1. Объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, не подлежат амортизации (пп. 9 п. 2 ст. 256, п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

2. Налогоплательщик, использовавший право на применение ИНВ в отношении объекта основных средств, не вправе применять к нему амортизационную премию (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

4. Использование (отказ от использования) права на применение ИНВ допускается с начала очередного налогового периода. Изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) ИНВ налогоплательщик вправе только по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения (если иной срок не определен решением субъекта РФ) (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). То есть, если ИНВ применяется с 01.01.2020, налогоплательщик вправе отказаться от его применения только с 01.01.2023.

5. Решение налогоплательщика об использовании права на ИНВ действует применительно к объектам ОС, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов РФ, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов ИНВ, в период действия соответствующего закона (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

6. При реализации или ином выбытии объекта ОС (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации такого объекта на его первоначальную стоимость (при условии восстановления суммы налога на прибыль) (пп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).

7. При проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен ИНВ, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения ИНВ, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность использования такого налогового вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).

8. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода ИНВ по налогу на прибыль (пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

И последнее. Положения норм, регулирующие порядок применения ИНВ, действуют по 31.12.2027 включительно.

Особенности применения ИНВ ответственным участником КГН

Согласно п. 10 ст. 286.1 НК РФ при уплате налога (авансового платежа) по КГН ответственным участником КГН может быть применен ИНВ, уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в порядке и на условиях, которые установлены данной статьей, с учетом следующих особенностей.

ИНВ применяется ответственным участником КГН в отношении суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящейся на соответствующего участника КГН (соответствующее ОП участника КГН), понесшего инвестиционные расходы, и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, не может быть уменьшена ответственным участником КГН на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующего участника (участников) КГН (соответствующие ОП участника (участников) КГН) и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ, и ставки налога, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ.

Решение об использовании права на ИНВ принимается ответственным участником КГН отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены участники этой группы (обособленные подразделения участников этой группы), и применяется ко всем участникам КГН (обособленным подразделениям участников этой группы), расположенным на территории соответствующего субъекта РФ.

Заполнение налоговой декларации организациями, применяющими ИНВ

Расчет уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, на ИНВ и уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком ИНВ отражается в приложении 7 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (форма утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@).

В нем содержится четыре раздела, которые предназначены:

для расчета вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, – разд. А;

для расчета предельной величины ИНВ из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по организации, не имеющей обособленных подразделений, – разд. Б, и по организации, имеющей обособленные подразделения, – разд. В;

для расчета уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении ИНВ – разд. Г.

В состав декларации по консолидированной группе налогоплательщиков включаются разд. А, В и Г приложения 7 к листу 02 декларации.


Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль — один из инструментов налоговой экономии. Мы расскажем вам о том, кто и как сможет им воспользоваться, а также для кого он недоступен.

Чьи инвестиции могут обернуться налоговой экономией благодаря ст. 286.1 НК РФ?

Исходные данные представлены в таблице:

Исходные данные

Вопрос: Кто из указанных фирм может воспользоваться ИВ?

Прежде чем вы узнаете правильный ответ, ознакомьтесь со следующей информацией:

Чьи инвестиции могут обернуться налоговой экономией благодаря ст. 286.1 НК РФ?

Далее узнайте об отдельных нюансах применения ст. 286.1 НК РФ.

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно применять инвестиционный вычет в целях налогообложения прибыли:


Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Полномочия регионов по ст. 286.1 НК РФ

У региональных властей в отношении ИВ широкие полномочия. Компания сможет воспользоваться ИВ в том случае, если:

  • в регионе ее нахождения принят закон, устанавливающий право на ИВ;
  • компания не входит в категорию налогоплательщиков, в отношении которых в указанном законе ограничено право на ИВ (при наличии таких ограничений).

Кроме того, региональным властям предоставлена возможность:

  • конкретизировать категории основных средств, в отношении которых предоставляется или не предоставляется ИВ;
  • утвердить свою величину ИВ (в рамках норм, установленных в ст. 286.1 НК РФ);
  • запретить или разрешить перенос остатка ИВ на последующие налоговые периоды;
  • установить другие условия и ограничения (к примеру, свою длительность периода, по истечении которого можно снова применять ИВ после отказа от него).

Когда региональные законы могут влиять на обязанности налогоплательщиков и/или размеры налоговых обязательств, узнайте здесь.

Ограничения по вычету

В п. 11 ст. 286.11 НК РФ установлен закрытый перечень компаний, не имеющих права на применение ИВ:

закрытый перечень компаний, не имеющих права на применение ИВ

Кроме того, невозможно уменьшить на ИВ налог на прибыль, исчисленный в отношении КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

Применяя ИВ, вам необходимо учесть, что (п.7 ст. 286.1 НК РФ):

  • те основные средства, в отношении которых вы применили ИВ, не подлежат амортизации (запрет распространяется на ту часть первоначальной стоимости, которая образована из расходов, включенных в ИВ);
  • нельзя включать в текущие расходы амортизационную премию.

О каких еще ограничениях не стоит забывать, узнайте из наших публикаций:

Алгоритм определения инвестиционного вычета

По п. 2 ст. 286.1 НК РФ:

Алгоритм определения инвестиционного вычета

Размер ИВ текущего периода не может превышать предельной величины, представляющей собой разницу двух показателей (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

Алгоритм определения инвестиционного вычета

Обе величины определяются без учета ИВ.

При этом подлежащий зачислению в федеральный бюджет налог на прибыль уменьшается на величину, равную 10% от суммы расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства и/или расходов на достройку, дооборудование, модернизацию имущества.

Допустимо снижение налога (в результате такого уменьшения) до нулевого значения.

Когда еще необходимо учесть предельные показатели, узнайте из наших материалов:

Итоги

Инвестиционный налоговый вычет - 2020 представляет собой уменьшающую налог на прибыль (или авансы по прибыли) сумму, состоящую из расходов на приобретение и/или модернизацию основных средств.

Им могут воспользоваться плательщики налога на прибыль в течение 10 лет при условии, что возможность применения вычета предусмотрена законодательным актом региона.

Вычет не доступен определенной категории налогоплательщиков по перечню из п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


За счет ИНВ уменьшаются обязательства организации по налогу на прибыль. Любопытно, что данный вычет не является ни новым видом расхода, ни новой налоговой льготой для конкретной категории налогоплательщиков. Это совершенно новый механизм с большой долей влияния региональных властей на налоговые обязательства организаций.

ИНВ = Расходы на капвложения x 90%

Итак, ИНВ составляет 90% расходов на приобретение ОС и (или) на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

До сегодняшнего момента расходы на приобретение или достройку ОС включались в расчет налоговой базы путем начисления амортизации в течение всего срока полезного использования ОС и единовременного списания (по желанию налогоплательщика) от 10% до 30% первоначальной стоимости, так называемая амортизационная премия (применяется в отношении ОС 3 – 7-й амортизационных групп).

Механизм ИНВ разработан взамен механизма амортизации и амортизационной премии. В отношении конкретного объекта ОС применим только какой-то один из вариантов учета его стоимости в целях налогообложения. То есть если организация решит, что ей выгодно применять ИНВ, амортизация по объектам ОС начисляться не будет и расходы на их приобретение (дооборудование) нельзя будет признать в составе налоговых расходов. Необходимые положения добавлены в ст. 256 и 270 НК РФ.

Как работает ИНВ?

ИНВ уменьшает налог на прибыль. Напомним, что в 2017 – 2020 годах совокупная ставка налога на прибыль 20% распределяется так:

  • в федеральный бюджет уходит 3%;
  • в бюджет субъекта РФ – 17%, для отдельных категорий налогоплательщиков субъекты РФ вправе понижать налоговую ставку до 12,5%.

ИНВ применяется непосредственно к той сумме налога, которая перечисляется в бюджет субъекта РФ.

В каком размере можно заявить ИНВ?

Налоговым кодексом установлена предельная величина ИНВ. Это разница между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ при условии применения ставки налога в размере 5%, если иной размер ставки не определен решением субъекта РФ.

Предельная величина ИНВ = (НБ x 17%) - (НБ x 5%)

Размер ИНВ текущего налогового (отчетного) периода не может превышать предельную величину ИНВ.

Куда списать оставшиеся 10% капвложений?

Если ИНВ – это только 90% первоначальной стоимости ОС (расходов на достройку, дооборудование и т.д.), возникает вопрос: куда списать оставшиеся 10% капитальных расходов? Они не пропадут. На 10% капвложений уменьшается налог, зачисляемый в федеральный бюджет (вплоть до нуля, без каких-либо предельных величин). Конечно же, при условии, что налогоплательщик применяет ИНВ к региональной части налога.

По каким объектам применяется ИНВ?

ИНВ применяется по объектам ОС 3 – 7-й амортизационных групп и может применяться к ОС как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Когда применяется ИНВ?

ИНВ применяется к налогу, исчисляемому за тот налоговый (отчетный период), в котором:

  • соответствующий объект ОС введен в эксплуатацию;
  • изменена первоначальная стоимость объекта в результате достройки, дооборудования и т.д.

Согласно формулировкам закона, если ИНВ не получается применить полностью в периоде ввода объекта в эксплуатацию (по причине превышения ИНВ его предельной величины), это можно сделать в последующих периодах. Причем субъектам РФ дано право запретить такой перенос ИНВ.

Как перейти на применение ИНВ?

Решение о применении ИНВ не имеет избирательного применения. Оно принимается в отношении всех объектов ОС 3 – 7-й амортизационных групп с учетом положений регионального нормативно-правового акта и действует с начала очередного налогового периода. Данное решение закрепляется в учетной политике организации.

Как отказаться от применения ИНВ?

Отказаться от ИНВ можно только спустя три года с момента начала использования вычета. Отказ от использования ИНВ также допускается только с начала очередного налогового периода.

То есть налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (или отказе от использования) ИНВ по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения.

Субъектам РФ дано право определить иной срок, допустимый для отмены решения о применении (неприменении) ИНВ.

Что делать, если объект ОС продан?

Если до истечения СПИ объект продается или выбывает из состава ОС по иной причине (кроме ликвидации), то сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применением ИНВ в отношении этого объекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, которые начисляются с того дня, когда был применен ИНВ.

Объект продан после истечения СПИ

Объект продан до истечения СПИ

Восстановить налог, недоплаченный в бюджет в результате применения ИНВ

Уплатить пени (начисляются с момента применения ИНВ)

Доходы от реализации нельзя уменьшить на стоимость приобретения объекта

Доходы от реализации можно уменьшить на стоимость приобретения объекта

Кто не может применять ИНВ?

ИНВ запрещено применять тем налогоплательщикам, в отношении которых гл. 25 НК РФ предусмотрены иные налоговые преференции. Это:

Кроме того, ИНВ нельзя применить к сумме налога (авансового платежа), исчисленного в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

Права субъектов РФ в отношении ИНВ.

Во-первых, субъекты РФ определяют право налогоплательщика на применение ИНВ по его объектам ОС. То есть субъект РФ может принять решение, например, о том, что в регионе вообще не будет использоваться механизм ИНВ, или о том, что ИНВ может применяться только в периоде возникновения права на данный вычет, без возможности его переноса на последующие периоды. Также субъектом РФ может быть установлено, что отказаться от ИНВ или, наоборот, перейти на его применение можно по истечении одного налогового периода, а не трех, как предусмотрено общими правилами ст. 286.1 НК РФ.

Во-вторых, субъекты РФ влияют на размеры ИНВ, а именно на предельную его величину (в части расчетной суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, при условии применения ставки налога 5% или иной ставки – как раз по решению субъекта РФ);

В-третьих, субъекты РФ определяют категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ.

В-четвертых, они определяют категории объектов ОС, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на ИНВ.

На основании изложенного можно сделать вывод, что применение ИНВ выгодно налогоплательщикам, которые в ближайшем будущем планируют инвестировать денежные средства в капитальные вложения, если показатель регионального налога на прибыль организации существенен. Прежде чем принимать решение о переходе на ИНВ, нужно внимательно изучить региональный документ о его применении в конкретном субъекте РФ. Налогоплательщик может просто не войти в число тех, кому доступен ИНВ, объекты, которые он планирует приобрести, не обязательно включены в перечень имущества, в отношении которого в регионе применяется ИНВ. Более того, регион вообще может отказаться от использования такого налогового инструмента, как ИНВ.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: