Инструкция по налогам и сборам рф

Обновлено: 17.05.2024

С 2021 года нас ожидает оптимизация налоговых платежей (законопроект 02/04/10-18/00084496). Разберем, какие неналоговые платежи скоро станут налоговыми и попадут под строгое администрирование ФНС. А также вспомним, куда ранее они уплачивались и как будут уплачиваться после принятия законопроекта.

Проект федерального закона о включении отдельных неналоговых платежей в НК РФ

Законопроект от 02.10.2018 N 02/04/10-18/00084496 предусматривает с 2021 года оптимизацию неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер — тех, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога.

После принятия проекта список налогов и сборов пополнится следующими платежами:

  • федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
    • утилизационный сбор;
    • налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
    • гостиничный сбор.

    Все эти платежи не претерпят кардинальных изменений. Единственное — их неуплата будет грозить наказанием (например, начислением пеней и штрафов).

    Уголовная ответственность за неуплату новых налоговых платежей отсрочена и не действует в течение первых 10 лет после принятия закона.

    Кроме того, предполагают расширить перечень юридически значимых действий, за которые уплачивается госпошлина, добавив в него предоставление сведений из государственных реестров (регистров).

    Дополнительно на обсуждение представлены еще несколько законопроектов в части включения отдельных неналоговых платежей в НК РФ:

    Утилизационный сбор

    На основе этого закона в НК РФ добавятся:

    • Глава 25.5. Утилизационный сбор;
    • статьи:
      • 333.57. Плательщики утилизационного сбора;
      • 333.58. Объекты обложения;
      • 333.59. Ставки сбора;
      • 333.60. Порядок исчисления сбора;
      • 333.61. Порядок и сроки уплаты сбора.

      В порядок исчисления и уплаты сбора законопроект изменений не внесет.

      • При импорте — в федеральную таможенную службу (п. 6 ст. 333.60, п. 2 ст. 336.61 НК РФ):
        • до помещения ТС под таможенную процедуру;
        • до регистрации ТС, если таможенное декларирование отсутствует.
        • до 15 числа следующего месяца после производства;
        • до 45 дней после окончания квартала (для 3-го квартала — 90 дней), в котором предоставлен расчет, — для крупнейших производителей ТС.

        Налог на доходы операторов сети связи общего пользования

        Налог на доходы операторов сети связи общего пользования придет на смену отчислениям в резерв универсального обслуживания, которые установлены и регулируются ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.

        На основе этого закона в НК РФ добавятся:

        • Глава 25.6. Налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
        • статьи:
          • 333.62. Налогоплательщики;
          • 333.64. Налоговая база;
          • 333.65. Налоговый период;
          • 333.66. Налоговая ставка;
          • 333.67. Порядок исчисления налога. Налоговая декларация;
          • 333.68. Порядок и сроки уплаты налога.

          Изменений в порядке исчисления для плательщиков также не предусматривается.

          Единственный нюанс — налог будем платить в ФНС, а не в Россвязь, как сейчас.

          Кроме того, в новом законопроекте предусмотрена сдача декларации по итогам квартала не позднее последнего числа следующего месяца (ст. 333.67 НК РФ).

          Гостиничный сбор

          Сейчас Курортный сбор, регулируемый Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ, действует только в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

          По принимаемому законопроекту его заменит гостиничный сбор, который может действовать на всей территории РФ.

          • главой 33.1. Гостиничный сбор;
          • статьями:
            • 418.1. Общие положения;
            • 418.2. Плательщики сбора;
            • 418.3. Объект обложения;
            • 418.4. Определение базы для исчисления сбора;
            • 418.5. Период обложения;
            • 418.6. Ставки сбора;
            • 418.7. Порядок исчисления и уплаты сбора;
            • 418.8. Расчет сбора.

            Необходимость уплачивать гостиничный сбор устанавливается региональным законодательством.

            Сроки автоматизации в программе можно отслеживать в мониторинге законодательства на сайте 1С. Мы расскажем об этом в ближайших публикациях по мере принятия соответствующих законопроектов и выхода обновлений 1С:Бухгалтерия 3.0.

            См. также:

            Помогла статья?

            Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

            Похожие публикации

              .Данная статья будет полезна тем налогоплательщикам, которые уплачивают ежеквартальные платежи.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую..

            Карточка публикации

            (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

            Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
            Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
            Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

            Добавить комментарий Отменить ответ

            Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

            Вы можете задать еще вопросов

            Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

            Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
            регламентом БухЭксперт8.ру >>

            Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

            Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

            Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

            Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

            Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

            Как всегда великолепна Марина Аркадьевна! Очень интересна информация и поучительна! Всегда слушаю с удовольствием и беру на заметку!

            Единый налоговый платеж для юрлиц и ИП: как перейти на новый порядок расчетов с бюджетом

            С июля 2022 года у организаций и предпринимателей появится возможность не оформлять большое количество платежек по всевозможным налогам и взносам. Вместо этого бухгалтер сможет перечислить в бюджет всего одну сумму — единый налоговый платеж. Инспекторы сами распределят его по разным КБК. Расскажем, что нужно сделать, чтобы воспользоваться этой возможностью.

            Для чего нужен единый налоговый платеж

            Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

            Сроки и условия перехода на особый порядок

            Юрлица и ИП смогут применять особый порядок перевода платежей в бюджет (то есть перечислять единый налоговый платеж) с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Так сказано в пункте 1 новой статьи 45.2 НК РФ.

            Для перехода на ЕНП необходимо сделать два шага:

            1. Провести сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Сверка не должна выявить разногласий.

            Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

            Из чего состоит единый налоговый платеж

            В него входят три вида перечислений, сделанных налогоплательщиком, перешедшим на особый порядок уплаты налогов и иных платежей.

            Во-первых, средства, добровольно переведенные на соответствующий счет федерального казначейства, предназначенный для ЕНП.

            Во-вторых, переведенные в бюджет налоги, сборы, взносы, авансовые платежи, пени и штрафы, которые налогоплательщик не расценивал как ЕНП.

            В-третьих, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы. К единому налоговому платежу их отнесут в момент обнаружения переплаты, но не раньше даты перехода на особый порядок.

            Какие уведомления подать в ИФНС

            Юрлица и предприниматели, перечислившие ЕНП, будут обязаны подать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов.

            Компаниям и ИП, выполняющим роль налоговых агентов по НДФЛ, придется присылать налоговикам еще одно уведомление. В нем следует указать суммы перечисленного налога на доходы физлиц. Срок направления — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов физлицам.

            Форму и формат уведомления утвердит ФНС.

            Заполнить и подать уведомление по официально утвержденной форме Подать бесплатно

            Как ИФНС распределит единый платеж по разным налогам

            Инспекторы зачтут единый налоговый платеж в счет исполнения обязанностей перед бюджетом в следующей последовательности:

            1. Недоимка — начиная с более ранней даты ее выявления.
            2. Налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с даты возникновения обязанности по их уплате (на основании деклараций, расчетов, уведомлений).
            3. Пени.
            4. Проценты.
            5. Штрафы.

            Как быть, если остатка ЕНП не хватает для зачета денег в счет налоговых платежей с совпадающими сроками уплаты? Тогда зачет произведут пропорционально суммам таких платежей.

            Обязанность по уплате налога (взносов, сбора) считается исполненной со дня, когда в банк поступило поручение налоговиков на списание средств ЕНП в счет погашения обязанности. Но есть условие — денег для такого погашения должно быть достаточно. Если установленный срок уплаты наступает позже, обязанность считается погашенной в момент наступления данного срока (новая редакция подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ).

            Сформировать платежки на уплату НДФЛ и взносов с актуальными реквизитами Попробовать бесплатно

            Возврат единого налогового платежа

            Если на счете организации или предпринимателя останется сумма ЕНП, которая не была зачтена в счет уплаты налогов (взносов, сборов, пеней, штрафов), деньги можно вернуть. Действовать надо по правилам, которые изложены в пунктах 7 — 11 статьи 45.1 НК РФ.

            Налогоплательщик должен подать в ИФНС заявление о возврате. Инспекция обязана рассмотреть его в течение 10-ти дней. Если решение будет положительным, остаток единого налогового платежа вернут не позднее одного месяца с даты подачи заявления.

            Единый налоговый платеж за организацию или ИП может перечислить иное лицо. Но в этом случае вернуть деньги из бюджета не удастся (п. 5 новой статьи 45.2 НК РФ).

            1.2.Консультант по налогам и сборам принимается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя организации по пр едставлению начальника отдела.

            1.3.Консультант по налогам и сборам подчиняется непосредственно начальнику отдела.

            1.4.В период отсутствия консультанта по налогам и сборам его права и обязанности возлагаются на лицо, назначенное в установленном порядке.

            1.5.На должность консультанта по налогам и сборам назначается лицо с высшим профессиональным (экономическим, юридическим) образованием, дополнительной подготовкой в области налогов и сборов и стажем работы по специальности не менее 3 лет, или средним профессиональным (экономическим, юридическим) образованием, дополнительной подготовкой в области налогов и сборов и стажем работы по специальности не менее 5 лет.

            1.6.Консультант по налогам и сборам должен знать:

            -налоговый кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц;

            -методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц;

            -принципы организации предпринимательской деятельности;

            -правовые основы деятельности по налоговому консультированию;

            -современные информационные технологии;

            -методы компьютерной обработки информации;

            -этику делового общения;

            -порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

            -основы правового регулирования имущественных отношений;

            -порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;

            -порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов;

            -методы оптимизации налогообложения;

            -основы трудового законодательства;

            -правила внутреннего трудового распорядка;

            -правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

            1.7.Консультант по налогам и сборам руководствуется в своей деятельности:

            -приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

            -данной должностной инструкцией.

            2. Должностные обязанности

            Консультант по налогам и сборам обязан:

            2.1.Консультировать юридические лица независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также физические лица по применению налогового законодательства.

            2.2.Давать необходимые рекомендации:

            -по формированию налоговой базы по видам налогов и сборов;

            -по составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения;

            -по использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов;

            -по соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты.

            -по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности;

            -по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков;

            -по порядку оформления хозяйственных операций;

            -по вопросам налогового планирования предстоящих сделок;

            -по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;

            -по вопросам защиты имущественных прав, нарушенных государством.

            2.4.Разрабатывать варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц.

            2.5.Анализировать налоговое законодательство, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, типичные ошибки налогоплательщиков.

            2.6.Информировать юридические и физические лица о налоговом законодательстве.

            2.7.Давать разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц.

            2.8.Осуществлять мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения.

            2.9.Содействуовать правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.

            2.10.Подготавливать письменные разъяснения, рекомендации и консультации по вопросам налогового и финансового права, бухгалтерского учета.

            2.11.Участвовать в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, а также споров, вытекающих из налоговых правоотношений, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

            Консультант по налогам и сборам вправе:

            3.1.Требовать предоставления документов и информации по вопросам налоговой политики у юридического лица, характеристики объектов налогообложения у физического лица.

            3.2.Получать у юридических и физических лиц разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для предоставления консультаций.

            3.3.Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения юридических и физических лиц.

            3.4.Привлекать для решения сложных вопросов с письменного согласия руководителя организации сторонних специалистов (аудиторов, бухгалтеров, налоговых консультантов иных организаций).

            3.5.Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности в организации, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

            3.6.Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей.

            3.7.Требовать от руководства организации помощи в выполнении должностных обязанностей и реализации предоставленных прав.

            4. Ответственность

            Консультант по налогам и сборам ответственен за:

            4.1.Недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в установленных действующим трудовым законодательством РФ рамках.

            4.2.Недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.

            4.3.Невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководителя организации и непосредственного руководителя.

            4.4.Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и его работникам.

            4.5.Причинение материального ущерба предприятию в установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

            4.6.Правовые нарушения, совершенные в процессе своей деятельности в установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

            Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

            Практическое пособие отражает порядок действий бухгалтера по важнейшим вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

            В практических пособиях собрана и удобно структурирована вся необходимая информация из Налогового кодекса РФ и сотен документов, регулирующих порядок действий по тому или иному налогу, взносу. Таким образом, снижается риск пропустить важное и не заметить изменения в законодательстве.

            В первую очередь практические пособия будут интересны рядовым бухгалтерам, главным бухгалтерам мелких и средних организаций. Пособия существенно облегчат погружение в новые вопросы. Пособия можно использовать как руководство к действию.

            Начинающие бухгалтеры могут применять материал как обучающее пособие.

            Высококвалифицированные бухгалтеры, финансовые специалисты, главные бухгалтеры крупных организаций, аудиторы и юристы, занимающиеся налоговой тематикой, могут использовать практические пособия в качестве точки входа в проблему для изучения общей картины и перехода к энциклопедиям спорных ситуаций для анализа всех точек зрения и возможных последствий различных вариантов действий. В крупных организациях главный бухгалтер может применять практические пособия в работе со своими сотрудниками.

            • Подробные инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов и страховых взносов
            • Для каждой ситуации даны:
              - числовые примеры с расчетами для каждой ситуации
              - образцы бухгалтерских проводок
              - примеры заполнения форм отчетности и других документов
              - наглядные схемы. Например, схемы налоговых проверок или порядок зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней и штрафов и т.п.
            • Каждый налог описан в следующей структуре: общие положения и ситуации из практики
            • Разобраны наиболее типичные и распространенные вопросы, в том числе не имеющие однозначного решения
            • Даны различные варианты с учетом сложившейся практики и судебных решений
            • Ссылки на правовые акты, письма профильных ведомств (Минфина России и др.), судебные акты.

            Темы практических пособий:

            • по заполнению отчета о целевом использовании средств
            • по годовой бухгалтерской отчетности
            • по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов
            • по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)
            • по налоговым проверкам
            • по НДС
            • по налогу на прибыль
            • по страховым взносам на обязательное социальное страхование
            • по НДФ/1
            • по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
            • по налогу на имущество организаций
            • по УСН
            • по ЕНВД.

            Энциклопедии спорных ситуаций в "Путеводителе по налогам"

            В Энциклопедии спорных ситуаций представлены различные точки зрения по спорным вопросам, которые не урегулированы Налоговым кодексом РФ.

            Главным бухгалтерам и их заместителям, которые в процессе работы так или иначе сталкиваются со спорными ситуациями, по которым существуют противоположные позиции, энциклопедии существенно облегчат погружение в вопросы, представят весь спектр мнений, а также список документов в подтверждение позиции. Это поможет оценить риски разных вариантов действий и принять самостоятельное решение по сложным вопросам.

            Финансовым директорам, аудиторам, налоговым юристам и экспертам в области налогообложения важно, что по каждой ситуации проработана вся сложившаяся арбитражная практика, которая есть в системе. На самостоятельный анализ такой арбитражной практики у пользователей ушло бы очень много времени.

            Свойства Энциклопедий спорных ситуаций:

            • Выявлены спорные ситуации по конкретному налогу
            • По каждой ситуации даны все существующие точки зрения и возможные варианты действий:
              - приводится официальная позиция Минфина России, ФНС России, судебных органов, а также мнения специалистов этих ведомств и независимых экспертов
              - если по спорной ситуации пока отсутствует официальная позиция органов, она законодательно не урегулирована, то будут приведены судебные решения по ней, отражающие различные исходы
              - в случае, когда по такой ситуации нет также и сложившейся арбитражной практики, то может содержаться только позиция экспертов. Как только появятся другие точки зрения, они с очередным обновлением попадут в энциклопедию
            • Каждая позиция обоснована подборкой документов
            • По ссылкам можно быстро перейти к полным текстам этих документов (правовым актам, судебной практике, консультациям, публикациям прессы)

            Темы энциклопедии спорных ситуаций:

            • по части первой Налогового кодекса РФ
            • по НДС
            • по налогу на прибыль
            • по НДФ/1 и взносам во внебюджетные фонды
            • по ЕСН и пенсионным взносам (до 2010 г.).

            Куда включается

            Читайте также: