Инновационный подход к развитию российской налоговой системы

Обновлено: 05.07.2024

Налоги являются основным источником поступлений в доходную часть государственного бюджета. От совершенства налоговой системы зависит финансовое благополучие государства. В данной теме предстоит изучить теоретические аспекты функционирования налоговой системы в рыночной экономике и оценить эффективность российской налоговой системы.

В первом вопросе реферата необходимо определить сущность налога и его структуру, выделить основные элементы каждого налога.

В составе методов налогообложения можно выделить: метод начисления, при котором налогово-финансовым органом на основании декларации начисляется налог, размер которого доводится до налогоплательщика; метод удержания, при котором заранее, еще до получения определенных выплат, из суммы выплаты удерживается налог.

Во втором вопросе реферата нужно перейти к анализу налоговой системы, ее сущности, структуры и функций. Налоговая система это совокупность всех взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения. Для того, чтобы проанализировать структуру налоговой системы, нужно рассмотреть составляющие ее виды налогов, которые выделяются по самым разным принципам:

- по территориальному принципу все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные;

- по способу изъятия выделяются прямые и косвенные налоги;

- по соотношению между налоговой ставкой и доходом выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные;

- по объекту налогообложения – имущественные, ресурсные, доходные, налоги на действия и прочие;

- по субъекту налогообложения – на налоги с физических лиц, юридических лиц и общие.

Рекомендуется подробно охарактеризовать все названные виды налогов и привести примеры, так как, только имея информацию о структуре налоговой системы, можно понять выполняемые ею функции. Налоговая система выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Анализом этих функций заканчивается второй вопрос.

В третьем вопросе следует рассмотреть проблему распределения и переложения налогового бремени. Все дело в том, что государство, при определении структуры налоговой системы, увеличивая роль отдельных видов налогов, может по-разному распределить выплату налогов между разными социальными группами. При этом бремя выплаты налогов может смещаться от одних субъектов налогообложения к другим. Например, косвенные налоги перекладываются на потребителей через повышение цен, имущественные налоги частично перекладываются на арендаторов через повышение арендной платы. Нужно рассмотреть различные примеры переложения налогового бремени, чтобы сделать вывод о том, что налоги изменяют стимулы и характер экономического поведения.

В этом же вопросе нужно рассмотреть вопрос об оптимальном уровне налоговой ставки (соотношении изменения налоговых ставок и доходов государственного бюджета). В связи с этим рекомендуется проанализировать теорию американского экономиста Лаффера и ее графическую интерпретацию.

Последний вопрос должен быть посвящен анализу налоговой системы России и выяснению ее особенностей. Налоговая система России, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще находится в процессе формирования, поэтому нужно обязательно определить пути ее дальнейшего реформирования.

Литература

1. Вазарханов, И.С. Формирование информационно-аналитической базы для обоснования управленческих решений в сфере совершенствования работы налоговых органов / И.С. Вазарханов // Экономические науки. – 2011. – № 79. – С. 190-194.




3. Карасёва, Л.А. Налоговая система и объективные причины ее деформации / Л.А. Карасёва // Экономический журнал. – 2011. – Т. 4. – № 24. – С. 44-50.

4. Миронов, А.А. Налоговый потенциал, его роль и место в системе налоговых отношений / А.А. Миронов // Экономические науки. – 2011. – № 74. – С. 316-319.

5. Мусаева, Х.М. Бюджетно-налоговый механизм в системе методов стимулирования занятости на современном этапе / Х.М. Мусаева, Р.М. Магомедова // Вопросы структуризации экономики. – 2012. – № 3. – С. 203-206.

7. Петров, Ю. Инновационный подход к развитию российской налоговой системы (концептуальное обоснование с учетом итогов анализа ее реформирования в десятилетней и во всей постсоветской ретроспективах). / Ю. Петров // Российский экономический журнал. – 2011. – № 1. – С. 3-15.

8. Петров, Ю.А. Эволюция налоговой системы России и возможности задействования фискальных инструментов для стимулирования экономического развития / Ю.А. Петров // Российский экономический журнал. – 2011. – № 6. – С. 46-55.

9. Петров, Ю.А. Эволюция налоговой системы России и возможности задействования фискальных инструментов для стимулирования экономического развития (окончание) / Ю.А. Петров // Российский экономический журнал. – 2012. – № 1. – С. 45-59.

10. Понкратов, В.В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России налоговые меры / В.В. Понкратов // Экономические науки. – 2012. – № 90. – С. 7-12.

11. Соколова, Э.Д. Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России / Э.Д. Соколова // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 39. – С. 133-136.

Успешность развития экономики страны в современном мире связана с ее способностью внедрять наиболее прогрессивные методы производства. Устойчивого роста можно добиться, повысив восприимчивость экономики к инновациям. Инновационный потенциал экономики зависит от многих факторов: достигнутого уровня экономического развития, структуры экономики, ее социальных институтов, направления развития науки и техники и т. п. Соответственно, возникает значительная инерция в направлении и темпах экономического развития. В конце ХХ века сформировалась концепция зависимости экономического прогресса страны от ее исторического прошлого [11]. Важная задача инновационного менеджмента на макроуровне – выбрать и использовать наиболее эффективные инструменты управления инновационными процессами, сосредоточить ресурсы страны таким образом, чтобы выйти на оптимальную траекторию экономического роста.

К основным задачам государства в сфере инновационной деятельности относят [5]:

  • оказание поддержки частному бизнесу в освоении технологий, имеющих решающее значение для конкурентоспособности на мировом рынке;
  • усиление научно-технического потенциала малого и среднего бизнеса;
  • совершенствование инфраструктуры НИОКР.

В современных концепциях делается упор на координационной роли государства, которое должно приводить к единому знаменателю различные интересы частных экономических агентов, быть посредником и организатором совместных действий заинтересованных сторон [11].

К методам инновационной политики государства можно отнести прямое государственное развитие тех или иных научно-технических направлений, льготное финансирование инновационной деятельности, охрану прав на интеллектуальную собственность, а также другие меры законодательного и организационного характера, стимулирующие инновации. В числе последних отметим создание специальных зон с особым правовым режимом и соответствующей инфраструктурой.

К льготному финансированию инновационной деятельности относится выделение грантов, субсидий и кредитов, предоставление налоговых льгот. Сюда же можно отнести меры, способствующие закреплению преимуществ участников инновационного процесса, в учетной сфере (например, внедрение методов ускоренной амортизации) или специфическую таможенную политику.

Охрана прав на интеллектуальную собственность подразумевает развитие в стране патентного права, авторского и смежных прав, а также широкую координацию деятельности в этой сфере в международном плане.

К методам макроэкономического регулирования относится также создание специальных режимов на отдельных территориях государства. Речь идет о свободных экономических зонах, технопарках, наукоградах, инновационных и промышленных зонах и т. п.

2.1.2. Государственные научно-технические приоритеты и критические технологии

Определение государственных приоритетов научно-технического развития в равной степени важно с политической и экономической точки зрения, а также с позиций научного сообщества.

Политическая составляющая определяется необходимостью согласовывать интересы различных слоев общества: крупного бизнеса, мелких предпринимателей, государственных чиновников, военных, ученых, промышленных и сельскохозяйственных рабочих, фермеров и т. д. Политический выбор определяется путем выделения национальных целей и ранжирования научно-технических задач в соответствии с ними. Например, если на первом месте стоит национальная безопасность, то в первую очередь средства будут выделяться на развитие военных технологий.

Не менее сложен вопрос о выборе научно-технических приоритетов с точки зрения экономической целесообразности. Например, если отдать предпочтение увеличению потребления на душу населения, то, возможно, в краткосрочном периоде окажется предпочтительным вовсе отказаться от научных исследований. Понятно, однако, что в дальнейшем это приведет к технологическому отставанию и падению конкурентоспособности национальной экономики. В долгосрочной перспективе желательно увеличить долю средств, вкладываемую в исследования и разработки, что будет способствовать росту экономики. Это потенциально выгоднее будущим поколениям. Строятся различные динамические модели, но их реалистичность снижается не только проблемами с выбором критерия, но и самой неопределенностью, связанной с фундаментальными и прикладными исследованиями.

Другой подход заключается в первоочередном финансировании тех научных направлений, в которых в данный момент идет наиболее интенсивный процесс получения новых знаний. Реально речь идет о научных направлениях, имеющих в момент принятия решения наибольший общественный резонанс. Например, на рубеже ХХ и ХХI веков это были клонирование эмбрионов и нанотехнологии.

2.1.3. Мировой опыт формирования научно-технических приоритетов

В США существует система отбора и реализации национальных приоритетов в научно-технической сфере. Заметную роль в определении национальных приоритетов играет созданное на основании закона 1976 г. Управление по науке и технологиям, входящее в состав администрации президента США. В президентство Б. Клинтона директор этого управления был помощником президента и по его поручению осуществлял оперативное руководство Национальным советом по науке и технологиям. Этот орган возглавлял сам президент, и в него входили ведущие министры федерального правительства. Этот орган обеспечивал соответствие бюджетных ассигнований на научно-технические цели национальным приоритетам. Подготовкой рекомендаций занимались соответствующие комитеты. Они смогли опереться в своей работе на также созданный Клинтоном Комитет советников по науке и технологиям. С помощью данного комитета осуществлялась связь с частным сектором экономики. Здесь в качестве экспертов выступали известные деятели из разных сфер экономики. Так, для бюджета 2001 г. Национальным советом и Комитетом советников было выделено 10 межведомственных приоритетов для финансирования научно-технической деятельности [5]. В их число входили национальные инициативы в области нанотехнологий, информационных технологий, энергетики, образования, экологии, авиационной безопасности, защита от угроз ХХI века, а также исследования причин возникновения инфекционных заболеваний и генома растений.

Существенным элементом американской системы финансирования является практика предоставления грантов, которая отражает цели финансирования и реализуется на основании решения экспертов, ученых. Государство поддерживает фундаментальные исследования, но параллельно выделяются научные направления, представляющие несомненный интерес для экономики, на базе которых проводятся прикладные разработки. Система выработки приоритетов обеспечивает непрерывность цикла исследования – разработки.

Особенностью инновационной политики стран Западной Европы является переход от прямых методов поддержки тех или иных секторов экономики, к косвенным методам, укреплению условий предпринимательства, стимулирующих инновационную деятельность. В этом арсенале значительное место занимают антимонопольная политика и меры по поддержке малого и среднего бизнеса.

Можно выделить следующие тенденции в научно-технической политике европейских стран [5]:

  • системный подход к инновационной политике;
  • усиление взаимодополняемости наднациональной, национальной и региональной инновационной политики;
  • новые формы партнерства государства и частного бизнеса;
  • новая роль государства как катализатора процесса инноваций в условиях глобализации.

Японский подход в научно-технической сфере характеризуется значительной долей прямого участия государства, разработкой глобальных проектов, в том числе созданием технопарков.

2.1.4. Приоритеты научно-технического развития РФ в ХХI веке

Важнейшей целью России в настоящее время является переход к инновационному типу развития. Базой для этого перехода служит сложившийся в стране научно-технический комплекс, система образования, значительный опыт управления научно-технической сферой, развитая инфраструктура, наличие богатой сырьевой базы.

В развитие упомянутого выше документа были разработаны перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий. Всего было выделено девять направлений:

  • информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
  • космические и авиационные технологии;
  • новые материалы и химические технологии;
  • новые транспортные технологии;
  • перспективные вооружения, военная и специальная техника;
  • производственные технологии;
  • технологии живых систем;
  • экология и рациональное природопользование;
  • энергосберегающие технологии.

Процесс принятия решений по определению приоритетов учитывает широкий круг общественных интересов и технологических возможностей. Приобретаемые в результате знания учитывают долгосрочную перспективу и способствуют повышению конкурентоспособности страны.

2.2. Правовая база и налоговое регулирование инновационной деятельности

2.2.1. Правовая база инновационной деятельности

Правовое обеспечение инновационной деятельности основано на всей системе нормативных актов РФ. Особое значение имеют правовые акты, непосредственно регулирующие эту сферу.

Из указов Президента РФ особо отметим нормативные акты, касающиеся развития фундаментальной науки и регламентирующие деятельность РАН.

Многочисленные постановления развивают законодательную базу в инновационной сфере, регулируя условия привлечения инвестиций и использование результатов научно-технической деятельности.

2.2.2. Налоговое регулирование

Одним из наиболее распространенных методов стимулирования инновационной деятельности является налоговое регулирование. Известны следующие инструменты налогового регулирования:

В Российской Федерации предусмотрено предоставление целого ряда льгот по налогообложению для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью: инвестиционный налоговый кредит, льготы по НДС и земельному налогу, уменьшение налогооблагаемой базы.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – это предоставление отсрочки по уплате налога с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В РФ можно получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль при наличии нескольких оснований. Во-первых, он предоставляется, если предприятие проводит НИОКР или техническое перевооружение производства, в том числе с целью создания рабочих мест для инвалидов и для защиты окружающей среды. Во-вторых, ИНК может быть получен при условии ведения инновационной или внедренческой деятельности (например, создание или совершенствование технологии). И наконец, ИНК дается в случае выполнения предприятием важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Срок действия инвестиционного налогового кредита составляет от одного до пяти лет. В первом случае налоговые платежи могут быть снижены на 30% от стоимости оборудования, в других – по соглашению сторон, но не более чем на 50 % от суммы налога.

Проценты по инвестиционному налоговому кредиту варьируются в пределах от 50 до 75 % от ставки рефинансирования ЦБ России.

От уплаты НДС в РФ освобождаются выполнение НИОКР за счет бюджетных средств и средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов, а также выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Научно-исследовательские учреждения могут пользоваться льготами по земельному налогу.

2.2.3. Особенности инновационной деятельности малых предприятий

Малые предприятия имеют с точки зрения ведения инновационной деятельности ряд важных преимуществ:

  • процесс принятия решения проще и протекает быстрее, соответственно, сами предприятия гибче;
  • небольшой объем спроса на первоначальном этапе развития является меньшей проблемой для малых предприятий;
  • на малых предприятиях меньше формальных процедур, они быстрее перестраиваются под новые задачи;
  • проще создать творческую атмосферу.

Преимущества малых предприятий определяют их ведущую роль на этапе создания новшеств.

Проблемными аспектами деятельности малых предприятий являются финансирование, наличие узких специалистов, зачастую малое время существования и, соответственно, отсутствие репутации, кредитной истории и т. п. Частично эти проблемы снимаются благодаря современным тенденциям в экономике развитых стран. Государства предусматривают меры по поддержке малого бизнеса – льготное налогообложение, специальные программы кредитования, квоты по государственным заказам, сервисная инфраструктура, создание различных ассоциаций. Новые шансы малым предприятиям дает развитие информационных технологий, удешевляющих и ускоряющих доступ к ресурсам за пределами фирмы.

2.3. Региональные аспекты технологического развития

2.3.1. Организационные формы инновационной деятельности

Инновационная деятельность протекает в самых разнообразных организационных формах. Инновационный процесс организуется и на крупных фирмах, и на малых предприятиях, в государственных учреждениях и в частном секторе, в организациях различной организационно-правовой формы. Это объясняется разнообразием задач и условий внешней среды.

Особую роль играют специальные организационные формы, стимулирующие опережающее развитие инновационной деятельности на той или иной территории. К этим формам относятся бизнес-инкубаторы и инновационные центры различного рода: научные и технологические парки, технополисы.

Инновационные центры создаются, как правило, вокруг какого-то уже существующего ядра, например университета. Эти центры формируются как на стихийной основе, так и в результате целенаправленной политики властей. В последнем случае на заранее определенной территории вводится льготный режим для фирм, занимающихся выделенным видом деятельности.

В исследовательских парках поощряется научная и инженерная деятельность, приводящая к созданию перспективных образцов продукции, но создание мощностей по производству серийной продукции на территории этого вида инновационных центров не предусматривается.

Технологические парки создаются для организации деятельности наукоемких производств, воплощающих в жизнь научные идеи и разработки, рождающиеся в ядре инновационного центра – университете или ином научном учреждении.

В технополисах комбинируются инновационные центры различного рода – исследовательские и технологические парки, научные центры и внедренческие организации, производственные зоны, специализирующиеся на развитии инновационных наукоемких производств. К подобного типа региональным образованиям относятся калифорнийская Кремниевая Долина и зона вдоль шоссе №128 в районе Бостона.

В рамках российских национальных проектов создается сеть наукоградов, инновационных и производственных зон.

2.3.2. Формы поддержки инновационной деятельности на начальном этапе

Основной целью создания бизнес-инкубаторов является поддержка молодого малого бизнеса, остро нуждающегося в финансовой и инфраструктурной поддержке. Бизнес-инкубатор представляет из себя организацию, которая зачастую на льготных условиях предоставляет начинающим свою деятельность малым фирмам оборудованные помещения, а также юридическую, консультационную и иную поддержку. Как правило, программа поддержки ориентирована на срок до 4 лет. В зависимости от источника финансирования различают корпоративные, общественные, университетские и частные бизнес-инкубаторы. Каждый вид бизнес-инкубатора характеризуется своим набором целей [1] (см. табл. 2.1).

В статье раскрываются проблемные вопросы налоговой системы Российской Федерации. Проводится сравнительный анализ основных элементов, определяющих особенности налоговых систем РФ и Германии. На основании проведенного анализа выявлены основные механизмы налогообложения Германии, заимствование которых способно модернизировать налоговую систему РФ.

В рамках мировой экономики, конкуренция государств, в сфере налогообложения, позволяет выявить наиболее приоритетные страны для привлечения транснациональных инвесторов. Именно поэтому проведение сравнительного анализа налоговых систем РФ и Германии является актуальным [3].

В Российской Федерации налоговая система сформировалась относительно недавно – в 1992 году, следуя за датой распада СССР. На протяжении многих лет вносились различные изменения и уточнения, на основе которых были построены базовые элементы и принципы российского налогообложения [5].

Налоговые доходы составляют около 64% от объема поступивших доходов в бюджет РФ за 2020 год. НДС служат основными источниками налогового пополнения государственной казны в России. При этом, следует уточнить, что распределение налогов в России происходит на двух уровнях: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущества зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ, а НДС в федеральный [4].

Однако рост налоговых доходов не является гарантом устойчивости налоговой системы государства. Это связано с проблемами, которые прослеживаются в российском налогообложении, а именно:

  • преимущественно фискальный характер налогов;
  • нестабильность налогового законодательства;
  • отсутствие единой налоговой ставки на доходы физических лиц.

Решение этих проблем возможно в результате использования зарубежного опыта, в частности применения основных принципов налоговой системы Германии в целях реформирования налоговой системы РФ.

При рассмотрении налоговой системы в Германии следует принять во внимание, что она обладает сложной структурой, разделенной на три уровня. В этом заключается определяющая особенность немецкой системы. Распределение поступлений происходит между всеми уровнями бюджета и это позволяет выравнивать экономику федеральных земель при условии их неравномерного экономического развития. Подобная система, безусловно, носит отражение федеративного устройства Германии.

Одной из особенностью налоговой системы Германии является то, регионы с наиболее высокими доходами обязаны перечислять определенную долю денежных средств для поддержания наименее развитых земель. Это позволяет уровень развития различных регионов примерно на одинаковом уровне, а также способствует развитию различных видов деятельность, в первую очередь сельскохозяйственной.

В рамках немецкой налоговой системы функционируют многие принципы, но мы обратим внимание на один из них. Гласит он о следующем: размеры налогов должны соответствовать объему государственной поддержки, при том, что учитывается также и защита гражданина, и все прочие услуги, которые государство намерено реализовать.

Из приведенного принципа, можно сделать вывод о том, что в Германии уровень налогообложения велик, но при этом граждане данного государство получают помощь во всех сферах жизнедеятельности.

Налоги в Германии подразделяются на федеральные, земельные и муниципальные. Им соответствуют общие и собственные налоги федеральных земель, а также налоги общин. В России нет трехуровневой системы распределения, но присутствует в некотором смысле упрощенная, состоящая из двух уровней. Реализуется система по региональному и по федеральному уровням [4].

Разрыв между уровнем налогообложения и финансовыми возможностями хозяйствующих субъектов типичен для российской налоговой системы. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенного на представителей различных классов населения.

При рассмотрении сходств и различий национальных налоговых систем отметим, что для России и Германии характерны разные подходы к налогообложению. В данном случае следует уточнить, что пропорциональная система функционирует в РФ, а прогрессивная в Германии.

Налоги Германии обладают большим налоговым бременем, особенно в отношении лиц с высоким доходом. В России же налог составляет пропорциональную долю от дохода. Это твердая и неизменчивая ставка, на которую не влияет размер прибыли, будь то зарплата социального рабочего, или же прибыль от деловой сделки в десятки раз больше. Такая система предполагает, что налог вполне справедлив, уплачивается всеми, нагрузка одинакова, хотя найдется пару-тройку аргументов против данного высказывания. Это спровоцирует уменьшение налоговых поступлений в бюджет, что отразится на положении малоимущих семей, так как социальная поддержка государства черпается именно за счет этих поступлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пропорциональная система налогообложения, которая действует на территории РФ не совсем эффективна, поскольку граждане с наиболее высоким уровнем заработной платы уплачивают налог в таком же размере, что рабочие с низким уровнем дохода. Это все отражается в дискриминации по оплате труда. Отсюда делается вывод о том, что налоговая система Российской Федерации могла бы приобрести социальную направленность, которая наблюдается в Германии.

Также при рассмотрении немецкой налоговой системы, необходимо отметить, что правительство Германии очень щедры в плане льгот. Так, например, немецкие граждане, оказавшись в серьезном положении (нехватка финансов), либо же нуждающиеся в материальной помощи по иным причинам (обучение и т.д.), могут пользоваться льготами, которых в Германии хватает. В сравнении с немецкой реальностью Россия пока что отстает. Поддержка налогоплательщиков отсутствовала в своем динамичном состоянии, пока не случилась всемирная пандемия.

Однако, пандемия внесла изменения в систему налогообложения РФ. Так, определенные категории освободились от уплаты платежей – это индивидуальные предприниматели, организации, которые были признаны пострадавшими от последствий пандемии, это различные компании, лица из реестра социально-ориентированных организаций, а также те, кто получает президентские гранты. Религиозные организации также оказались в их числе.

Данное решение имеет не совсем положительные стороны, это связано с тем, что освободив большую часть граждан Российской Федерации от налогового бремени, государство предрекает себя на огромную потерю доходов от налоговых поступлений, которые направлены на обеспечение денежными ресурсами государственные и муниципальные организации, такие как школы, больницы, сады и т.д.

Необходимо отметить, что немецкой налоговой системе прослеживаются и недостатки. Основной отрицательной чертой является то, что в Германии в отличие от Российской Федерации, граждане помимо подоходного налога, уплачивают ряд других налогов, например, налог на дождь, налог на гугл и т.д. Возможно, в этом плане усматривается некое положительное сравнение в пользу системы РФ.

Таким образом, рассмотрев налоговые системы Российской Федерации и Германии, были изучены положительные и отрицательные стороны систем налогообложения. Можно с уверенностью сказать о том, что налоговая система является опорой экономической системы государства. Более того при верной правовой политике эта система позволит обеспечить необходимую социальную защиту граждан.

Для качественных изменений России важно грамотно заимствовать опыт зарубежных стран, применять принципы их налоговых систем и подстраивать под российскую действительность. Безусловно, этот процесс займет длительное время.

Читайте также: