Информационно аналитическое обеспечение деятельности налоговых органов

Обновлено: 02.07.2024

¾ ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции1.

¾ повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

¾ совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

¾ обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

¾ повышение достоверности данных по учету налогопла- тельщиков и эффективности контроля за соблюдением налого- вого законодательства;

¾ улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

¾ получение данных о поступлении налогов и других пла- тежей в бюджет;

¾ анализ динамики поступления сумм налогов и возмож- ность прогноза этой динамики;

¾ информирование администрации различных уровней о по- ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

¾ сокращение объема бумажного документооборота2.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связа- но с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — до- кументах. Многовариантная, сложная обработка этой документа-

1 См.: Информационные системы в экономике / под ред. Г. А. Титоренко…— C. 371–372.

2 Там же.— C. 373.

ции невозможна без использования современных передовых тех- нологий, основой которых является компьютерная техника.

Одной из приоритетных задач налоговых органов является информатизация, которая предполагает использование инфор- мационных технологий и создание информационных систем.

Структура информационной системы налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуров- невой. Система налоговой службы в стране состоит из большого количества элементов. Вся система и каждый ее элемент обла- дают обширными внутренними и внешними связями. Для нор- мального функционирования системы осуществляется управле- ние как отдельными элементами (инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным.

Функциональная часть отражает предметную область, содер- жательную направленность информационной системы. В зави- симости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функ- циональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня информационной системы свой. Функциональ- ные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризую- щихся определенным экономическим содержанием, целью, ко- торую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и со- ставляются выходные документы на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на мето- дических материалах, нормативных документах и инструкциях. Отдельные задачи характеризуются логически взаимосвязанны- ми выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техни- ческое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы орга- низационного типа.




Информационное обеспечение включает весь набор показа- телей, документов, классификаторов, кодов, методов их приме- нения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в про- цессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют компьютеры различной мощности и быстродейст- вия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными АРМ как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объекта- ми и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного ха- рактера, которые необходимы для выполнения налоговыми ор- ганами различных задач.

Информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной систе- ме, предъявляется ряд требований:

¾ достижение целей создания системы;

¾ совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами;

¾ декомпозиция и др.

Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, их адаптацию к меняющимся условиям, на- дежность в эксплуатации и достоверность информации, одно- кратность ввода исходной информации и многофункциональ- ное, многоплановое использование выходной информации, ак- туальность информации, хранящейся в базе данных.

ИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоя- нии объекта управления, выработку управляющих воздейст- вий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинаковых и разных уровней. Она долж- на быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгорит- мов, связь между системами, простоту ввода исходной ин- формации, разнообразие вывода результатов обработки, про- стоту и технологичность технического обслуживания, со- вместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспектах.

Существенными требованиями также являются разработка и функционирование системы на базе имеющихся:

¾ операционных систем различных типов;

¾ пакетов прикладных программ, ориентированных на об- работку данных и решение функциональных задач;

¾ систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его инфор- мационного запроса;

¾ пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами, и т. д.

В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основ- ных функций, иметь рациональные системы кодирования, ис- пользовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управ- ляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т. д.

Для эффективного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в информационной среде налоговых органов. В настоящее время остро стоит вопрос о создании едино- го информационного пространства с внешней средой и реализации постоянных информационных связей между налоговыми органами и внешней средой. В качестве внешней среды выступают:

¾ органы государственной власти и управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Моск- вы и Санкт-Петербурга, городов и районов в городах;

¾ Министерство финансов РФ;

¾ Федеральная таможенная служба;

¾ Федеральная служба государственной статистики;

¾ банковские и кредитные учреждения;

¾ Пенсионный фонд РФ;

¾ Фонд социального страхования;

¾ Фонд обязательного медицинского страхования;

¾ органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества, и другие организации.

Информационное взаимодействие с этими организация- ми — одна из основных задач налоговых органов. Оно обеспе- чивается за счет слияния, взаимного обмена и использования баз данных, таких как:

¾ государственный реестр налогоплательщиков;

¾ банковские счета налогоплательщиков;

¾ сведения об участниках внешнеэкономической деятель- ности, объемах и стоимости различных ценностей, пересе- кающих границу РФ;

¾ движение на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п.

Рассмотрим подробно функции, выполняемые налоговыми ор- ганами, в зависимости от уровня подсистем. В состав функциональ- ных подсистем, например, муниципального уровня включаются:

¾ ведение лицевых карточек предприятий;

¾ анализ состояния предприятия;

¾ ведение нормативно-правовой документации;

¾ обработка документов физических лиц1.

Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и плате- жей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем нало- гоплательщикам — как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Государственный реестр. Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам налоговых органов. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому на- логоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компью- тер и применяться в других подсистемах, например в камераль- ной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.

1 См.: Информационные системы в экономике / под ред. Г. А. Титоренко… — C. 378.

Подсистема камеральной проверки связана с такими функ- циями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налого- вых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых рас- четов. В задачи подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими как регист- рация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т. д.

Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связа- на с получением данных о поступлении налогов по налогопла- тельщикам и видам налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и пе- реплатах по предприятиям и т. д.

Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвяза- на с подсистемами регистрации предприятий, а также камераль- ной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных при регистрации предприятий и камеральной проверке. В результате анализа определяется пе- речень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их уплаты. На основании этого формируется список предпри- ятий, подлежащих документальной проверке.

Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими доку- ментами, издаваемыми Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой и другими ве- домствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно, и функциони- рование остальных подсистем.

Подсистема внутриведомственных задач включает задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским уче- том, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.

Подсистема обработки документов физических лиц явля- ется обособленной частью функционального обеспечения. Она осуществляет контроль и управление информацией по основ- ным видам налогов, собираемых с физических лиц в соответст- вии с законодательством РФ; включает большинство задач, ре- шаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с об- работкой информации по юридическим лицам. Подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за пра- вильностью исчисления налога на доходы физических лиц, на- лога на имущество физических лиц, земельного налога и др. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

¾ реестра физических лиц;

1 См.: Информационные системы в экономике / под ред. Г. А. Титоренко…— C. 378–379.

¾ учет документов по налогообложению граждан и пла- тельщику;

¾ расчет и начисление налогов;

¾ формирование и выдачу платежных извещений;

¾ формирование различных документов и форм отчет- ности по налогооблагаемой базе данных;

¾ формирование запросов, приглашений и других доку- ментов.

¾ защиту от несанкционированного доступа в систему;

¾ разделение функций пользователей системы;

¾ контроль и восстановление целостности информации, хранящейся в базе данных;

¾ настройку программы в соответствии с параметрами налоговой инспекции и средой функционирования;

¾ корректировку нормативно-справочной информации в соответствии с особенностями налогообложения граждан в дан- ном регионе и на основании изменений в законодательстве.

¾ постановку на налоговый учет;

¾ снятие с налогового учета;

¾ присвоение идентификационных номеров налогопла- тельщикам;

¾ составление выходных документов по запросам пользо- вателей.

¾ формирование операций бухгалтерского учета;

¾ ввод платежей по налогам;

¾ ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

¾ формирование выходных документов по лицевым сче- там и статистической отчетности1.

1 См.: Информационные системы в экономике / под ред. Г. А. Титоренко…— C. 380.





TAdviser: Расскажите, пожалуйста, что представляют собой программные средства поддержки информационно-аналитической деятельности ФНС России?

Комплекс содержит средства формирования информационного ресурса, импорта и обработки разного рода данных, формирования аналитических показателей, инструменты OLAP, средства формирования регламентных отчетных форм с поддержкой продвинутой деловой графики, а также моделирования и прогнозирования.

TAdviser: Получается, что комплекс эксплуатируется в подразделениях ФНС России уже почти 7 лет. За такой период времени естественным процессом является расширение состава элементов информационной системы, круга решаемых задач. Не могли бы Вы описать структуру комплекса, которая существует на сегодняшний день?

Антонина Новикова: Сегодня комплекс представляет собой сложную многофункциональную систему. Перечень решаемых задач в сравнении с первоначальным уровнем увеличился многократно. Если остановиться на структуре комплекса подробнее, то в нем можно выделить два крупных блока: комплекс модулей информационного обеспечения и комплекс модулей аналитических задач. Комплекс модулей информационного обеспечения предназначен для интеграции и консолидации сведений из различных источников данных в едином информационном ресурсе. В практике налогового администрирования используется разного рода информация: регулярная сводная налоговая отчетность, сведения о социально-экономическом положении субъектов РФ и России в целом, сведения Управлений ФНС России и Межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, прогнозы макроэкономических показателей и многое другое.

Комплекс модулей аналитических задач представляет собой совокупность функциональных компонент, которые решают отдельные аналитические задачи. В качестве примера можно привести такие модули, как модуль федерального анализа, регионального анализа, анализа и планирования налоговых поступлений, модуль формирования стандартизированных аналитических справок, модуль моделирования и прогнозирования налоговых поступлений и налоговой базы. Если все перечислять, то получится достаточно большой список.

TAdviser: Какие ключевые аналитические задачи Вы бы выделили?

Антонина Новикова: Я бы не стала говорить о наиболее важных или менее значительных задачах, которые решаются средствами комплекса. Все задачи затрагивают ту или иную сторону налогового администрирования, что в совокупности позволяет эффективно работать нашим специалистам. Другое дело, что все задачи можно разбить на несколько групп: задачи сводного мониторинга и анализа, экспресс-анализа информации, формирования типовых аналитических материалов, анализа деятельности налоговых органов, моделирования и прогнозирования, планирования.

TAdviser: В чем особенности и специфика задач экспресс-анализа информации, сводного мониторинга и анализа?

Антонина Новикова: Задача сводного мониторинга и анализа в ФНС России предполагает, во-первых, комплексный мониторинг и анализ ключевых показателей социально-экономического развития РФ и ее регионов. Осуществление анализа текущей экономической ситуации в стране немаловажно для налоговой сферы. Во-вторых, ведется непосредственно мониторинг и анализ динамики и структуры поступлений по основным видам налогов и сборов. Рассматриваются поступления по уровням бюджета, в разрезе секторов экономики, в региональном разрезе. Необходимо проводить анализ структуры показателей налоговой базы, их изменений. Наряду с поступлениями, мы осуществляем мониторинг и анализ изменения задолженности, недоимки. Важным направлением является анализ исполнения федерального бюджета в части администрируемых ФНС России доходов.


Экспресс-анализ информации предполагает оперативный мониторинг и анализ различных сведений, которые размещаются в информационном ресурсе комплекса. В основе экспресс-анализа лежит OLAP-технология работы с данными. Пользователь может формировать произвольные выборки данных из имеющихся источников, настраивать структуру табличного, графического представления информации, применять различные аналитические функции. Это могут быть: фильтрация данных, группировка, расчет итогов и т. п.

Но хотелось бы отметить, что задачи экспресс-анализа и сводного мониторинга и анализа нельзя рассматривать как альтернативы. Наоборот, они органично дополняют друг друга. Специалист помимо стандартизированных форм может использовать средства OLAP, в результате решаемая аналитическая задача будет раскрыта более глубоко и точно. Кроме того, в условиях постоянного изменения экономической ситуации все стандартизировать и регламентировать не удается.

TAdviser: Вы упоминали, что комплекс позволяет формировать типовые аналитические материалы. Скажите, пожалуйста, о какого рода материалах идет речь?

Антонина Новикова: Например, недавно закончилась опытная эксплуатация модуля формирования ежемесячных стандартизированных справок, которые содержат информацию о налоговых поступлениях по основным видам налогов. Справки предоставляются руководству Федеральной налоговой службы, выкладываются на сайт, используются на различных коллегиях и совещаниях. Комплекс позволяет формировать аналитические справки в автоматизированном режиме. Одной из давних задач является задача формирования налоговых паспортов субъектов РФ. Налоговый паспорт представляет собой сводный аналитический документ, который содержит информацию о социально-экономическом положении и налоговой системе региона. Налоговые паспорта после их формирования в налоговой службе рассылаются в управления ФНС России по субъектам РФ и затем передаются в администрации регионов.

Еще одним примером типовых документов являются материалы для информационно-аналитического обеспечения руководства ФНС России. Реализован большой блок типовых таблиц, графиков и диаграмм с данными о социально-экономических показателях, поступлениях и задолженности по налогам и сборам, исполнении федерального бюджета, которые ежемесячно актуализируются и предоставляются руководству Службы.

TAdviser: Насколько актуальна задача моделирования и прогнозирования налоговых поступлений? Какие инструментальные средства предоставляет комплекс?

Антонина Новикова: Актуальность задачи моделирования и прогнозирования обусловлена тем, что Федеральная налоговая служба, как администратор налоговых доходов федерального бюджета, обязана обеспечивать поступление утвержденных сумм. Соответственно, важной становиться функция оценки текущего состояния налоговых поступлений, прогноза развития ситуации. Что касается инструментальных средств, то в составе комплекса реализован специальный модуль моделирования и прогнозирования. Этот модуль предназначен для решения задач факторного анализа налоговых поступлений, многофакторного моделирования и статистического прогнозирования поступлений налогов и сборов по уровням бюджета. Программные средства поддерживают широкий набор экономико-математических методов и моделей: регрессионные трендовые, авторегрессионные и другие модели. В комплексе реализована система факторных моделей, описывающих динамику основных бюджетообразущих налогов с использованием сценарных переменных.

TAdviser: Комплекс представляет собой сложную систему, которая предназначена для решения задач разного профиля. Насколько просто работать с его средствами? Нужна специальная подготовка?

TAdviser: В каком направлении будет дальше развиваться комплекс?

Можно выделить два направления развития комплекса. Первое – предметное, т.е. появляются новые задачи, в которых хотелось бы максимально использовать возможности программных средств. Например, в этом году у нас реализуется задача мониторинга и анализа кредитных организаций. В связи с кризисными явлениями акцент анализа сместился и на банковский сектор, в результате чего мы запланировали разработку соответствующего программного обеспечения.

И второе направление развития комплекса - технологическое. Например, сейчас все более актуальными становятся web-приложения. Хотелось бы, чтобы данная практика распространилась на Аналитическое управление ФНС России.

Читайте также: