Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую

Обновлено: 14.05.2024

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать ИП бесплатно и без визита в налоговую

Кто может зарегистрировать ИП

Что касается несовершеннолетних граждан в возрасте 14–18 лет, то таковые могут получить статус индивидуального предпринимателя, либо если его законные представители дали на это соответствующее согласие, либо в случае получения эмансипации — признания дееспособности через суд либо органы опеки.

Государственная пошлина за регистрацию ИП

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по общему правилу надо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Данную пошлину нужно заплатить, если физлицо самостоятельно подает документы на регистрацию. Однако сегодня есть варианты, когда госпошлину можно не платить, расскажем об этом далее.

Способы регистрации ИП

Есть разные варианты регистрации физлицами в качестве ИП:

Обратиться к нотариусу, который подаст за вас документы в электронном виде и заверит своей ЭЦП (пошлину платить не надо, но придется потратиться на услуги нотариуса).

Подать документы на ИП через специализированные сервисы, например, можно через РБиДОС от Деловой среды, и заверить их своей ЭЦП (пошлину платить не надо, в ИФНС ходить также не нужно, не придется стоять в очереди).

Подать документ через отделение многофункционального центра – МЦФ (в этом случае пошлину можно не платить).

Подать заявление через портал Госуслуг (в этом случае на пошлину будет действовать скидка 30%.

Как видим, полностью бесплатными можно считать только вариант 3 и 4.

Сервис

Хотите открыть ИП? Вы можете это сделать бесплатно и без визита в налоговую

Как открыть ИП: пошаговая инструкция

1. Определитесь с кодом вида деятельности по ОКВЭД

ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Здесь каждый вид бизнеса имеет собственный числовой код. При подаче заявления на регистрацию будущим индивидуальным предпринимателем в этом обращении указываются соответствующие коды ОКВЭД. Таким образом заявитель ставит в известность государственные органы о том, в каком направлении он будет вести свою деятельность.

2. Выберите систему налогообложения

Индивидуальный предприниматель может выбрать одну из четырех систем налогообложения:

Общая система налогообложения (ОСНО) – наименее выгодны режим.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – данный режим выбирает большинство ИП.

Патентная система налогообложения (ПСН) – данный режим также подходит многим ИП, особенно после отмены ЕНВД (с 2021 года для ПСН действует ряд нововведений, которые расширяют применение данного режима).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – данный режим доступен только тем ИП, у кого основной вид деятельности связан с сельским хозяйством.

Какие налоги платит ИП в 2021 году

3. Заполните заявление по форме Р21001

Для открытия ИП в 2021 году необходимо воспользоваться новой формой заявления о регистрации индивидуального предпринимателя № Р21001. Кроме того, нужно принять во внимание обновлённые требования по заполнению данной формы. Действовать такие изменения начали с 25 ноября 2020 года с выходом соответствующего приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@.

Следует заметить, что непосредственно самой формы изменения практически не коснулись — корректировке подверглись лишь названия строк, в которые следует вносить адрес места проживания ИП. Помимо этого, добавлена строка для указания адреса электронной почты (e-mail) предпринимателя.

Если вы будете подавать заявление лично или по почте, заполнить заявление можно одним из двух способов

Вручную — если заявитель предпочитает заполнять форму № Р21001 от руки, то для этой цели необходимо использовать шариковую ручку исключительно с чёрной пастой (чернилами).

На компьютере — при заполнении формы в электронном виде необходимо применять шрифт Courier New также только чёрного цвета и размером 18.

Что касается формы Р21001, таковая занимает 5 листов. Третий лист обязателен к заполнению исключительно для иностранцев и лиц без гражданства. Гражданам Российской Федерации третий лист сдавать вообще не нужно Указание кодов ОКВЭД может быть неполным, однако обязательно указание минимум четырех цифр каждого кода

ИП применяет ЕНВД. В отношении контрагента данного предпринимателя проводится налоговая проверка. Налоговая инспекция запросила у предпринимателя первичные документы, касающиеся деятельности проверяемого контрагента. Документы представлены не были.
Обязан ли ИП вести первичный учет, хранить первичные документы (и каков срок хранения)?
Какая ответственность предусмотрена за непредставление им первичных документов в ИФНС, запрашиваемых по встречной проверке?

Ведение предпринимателем первичного учета

При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели должны руководствоваться нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ) (п. 4 ч. 1 ст. 2 указанного закона).

Так, на основании п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, ведущие учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности для целей главы 26.3 НК РФ, могут не вести бухгалтерский учет, что подтверждают, например, письма Минфина России от 02.03.2015 № 03-11-11/10791, от 24.10.2014 № 03-11-11/53885, от 31.01.2013 № 03-11-10/1925.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Прямых норм, освобождающих индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, от обязанности по оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, Закон № 402-ФЗ не содержит. Однако отсутствие такой обязанности, на наш взгляд, вытекает из системной взаимосвязи п. 1 ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ, которая определяет бухгалтерский учет как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Иными словами, освобождение индивидуальных предпринимателей от ведения бухгалтерского учета предполагает в том числе их освобождение от формирования документированной информации о фактах хозяйственной жизни (п. 1 ст. 5 Закона № 402-ФЗ), то есть от оформления первичных учетных документов.

Таким образом, на наш взгляд, нормы Закона № 402-ФЗ не требуют от индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, вести первичный учет. Не обязывают данную категорию налогоплательщиков оформлять первичные учетные документы и нормы НК РФ.

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Хранение предпринимателем первичных учетных документов

В силу ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом, к которому относятся и индивидуальные предприниматели (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ), в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Прямых исключений из данного требования для предпринимателей, не ведущих бухгалтерский учет, не установлено.

В то же время ч. 2 ст. 7 Закона № 402-ФЗ устанавливает, что в случае, если индивидуальный предприниматель ведет бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, он сам организует хранение документов бухгалтерского учета. Из данной нормы, по нашему мнению, прослеживается взаимосвязь обязанности по хранению документов бухгалтерского учета, к которым относятся и первичные учетные документы (ст. 29 Закона 402-ФЗ), с фактом ведения предпринимателем бухгалтерского учета.

Об отсутствии обязанности по хранению предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД и не ведущими бухгалтерский учет, первичных учетных документов свидетельствует и то обстоятельство, что в отношении них не ясен порядок отсчета минимального срока хранения документов, установленный ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ: если предприниматель не формирует на основании первичных документов бухгалтерскую отчетность, какой год считать отчетным?

Таким образом, на наш взгляд, индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД, обязан хранить первичные учетные документы только в случае, если он принял решение о ведении бухгалтерского учета.

Учитывая, что первичные учетные документы не являются единственно возможным основанием для ведения учета физических показателей, необходимых для расчета суммы ЕНВД, считаем, что у предпринимателя в данном случае не возникает обязанности по хранению первичных учетных документов и на основании пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ (дополнительно смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 № 13АП-27819/14).

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Привлечение предпринимателя к ответственности

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Основанием для представления указанных документов (информации) является соответствующее требование, направленное налоговым органом, которое лицо обязано исполнить в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п.п. 4, 5 ст. 93.1 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Таким образом, непредставление истребуемых налоговым органом первичных учетных документов со сведениями о налогоплательщике, в отношении которого проводится налоговая проверка, может повлечь за собой взыскание с индивидуального предпринимателя штрафа в размере десяти тысяч рублей (смотрите также п.п. 3, 4 ст. 114 НК РФ).

Как следует из буквального толкования п. 2 ст. 126 НК РФ, лица, у которых истребуются документы в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, могут быть привлечены к ответственности только за непредставление фактически имеющихся у них документов со сведениями о налогоплательщике.

В связи с этим полагаем, что бездействие лица, выразившееся в непредставлении по требованию налогового органа документов со сведениями о налогоплательщике в связи с их отсутствием, не образуют состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ.

Аналогичный вывод представлен в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-22573/15: п. 2 ст. 126 НК РФ предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика только в случае непредставления по запросу налогового органа имеющихся у налогоплательщика информации либо документов, которые налогоплательщик обязан представить налоговому органу согласно положениям НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за непредставление документов, которые у него отсутствуют.

Отказ же в представлении фактически имеющихся документов со сведениями о проверяемом налогоплательщике на основании законного требования налогового органа может повлечь за собой привлечение предпринимателя к ответственности на основании п. 2 ст. 126 НК РФ при наличии его вины (ст. 106 НК РФ).

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено.


Хотите минимизировать риски при выборе контрагента?
Предоставим вам доступ к базе данных, содержащей подробную информацию о более чем 21 миллионе организаций и ИП.
Оставить заявку >>

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, ИП И ПОЧТА РОССИИ

Вообще-то сумма, конечно, маленькая, зато проблема по-настоящему большая. Как выяснилось, законодатели кое-что действительно в НК РФ не учли.

Без меня меня женили

История такова. Налоговым органам потребовалось провести налоговую проверку ООО "Стройград". Для проведения проверки они затребовали у ИП, имевшего дела с этим обществом, договоры, контракты, соглашения, книгу учета доходов и расходов, хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера и платежные поручения.

Инспекцией в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в адрес ИП было выставлено требование от 15.02.2018 о представлении в течение пяти рабочих дней со дня получения требования перечисленных выше документов по взаимоотношениям с ООО "Стройград". Требование отправилось к ИП заказным письмом.

Однако ИП ничего налоговикам не ответил и документы не представил.

Налоговики составили акт об обнаружении нарушения. Копия акта вместе с сопроводительным письмом и извещением о дате рассмотрения материалов проверки была направлена в адрес ИП по почте заказной корреспонденцией.

В извещении было указано на назначение инспекцией процедуры рассмотрения материалов проверки по акту на 31.05.2018.

ИП ничего не возразил и на рассмотрение не явился.

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки инспекцией было принято решение о привлечении ИП к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Копия решения была направлена в адрес ИП по почте заказной корреспонденцией.

На основании решения налоговиками было выставлено требование от 05.07.2018 об уплате в срок до 25.07.2018 суммы штрафа.

Так как ИП ничего не заплатил, впоследствии было вынесено решение от 31.07.2018 о взыскании суммы штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. Сумма взыскана.

И налоговые органы почему-то ничего не насторожило. Как правило, если ИП не отвечает на письма и не является на вызовы, то и счета его девственно чисты - взыскать абсолютно нечего! А вот средства нашлись. Такое впечатление, что ИП просто ничего и не подозревал!

Так оно и было! ИП с изумлением узнал о штрафе, только когда 06.08.2018 увидел его списание в личном кабинете онлайн-банка. В тот же день, обратившись в налоговую инспекцию, ИП получил копию требования и на следующий день - 07.08.2018 - представил все истребуемые документы налоговикам.

Однако 5 000 рублей никто возвращать не собирался. Обиженный предприниматель обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей, а тот отправился в арбитражный суд.

"Мартышкин труд"

Увы, но большую часть своей энергии суд первой инстанции направил не на узловой характер проблемы, а на доказательство фактов, с которыми ИП и не думал спорить!

Так, он никак не возражал против того, что налоговая инспекция имеет полное право истребовать документы или информацию о налогоплательщике или о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ). В том случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения документов или информации относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эти документы или информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами или информацией об этой сделке.

Поручение об их истребовании направляется в налоговую инспекцию по месту учета лица, у которого они должны быть истребованы. Все верно!

ИП также совершенно не возражал, что требование, отправленное ему налоговиками, содержит необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какие именно документы запрашиваются ими.

Просто ИП пытался объяснить суду, что никаких требований, актов и решений из налоговой инспекции он в глаза не видел, поэтому даже не подозревал обо всем происходящем. За что же его наказывать, если он ни в чем не виноват?

ИП настаивал, что налоговики на основании п. 1 ст. 93 НК РФ должны были предпринять меры по вручению требования ИП лично под расписку.

Но вот как это выглядело с точки зрения судей.

Рассмотрев положения п. 4 ст. 93.1 НК РФ и п. 1 ст. 93 НК РФ, судьи решили, что налоговики обязаны вручить налогоплательщику требование о представлении документов лично под расписку только в том случае, если они проводят проверку непосредственно на его территории. В остальных ситуациях закон этого не требует: можно воспользоваться порядком, прописанным в п. 4 ст. 31 НК РФ.

Документы могут быть переданы налоговиками лицу, которому они адресованы:

  • непосредственно под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговики вправе выбрать любой из перечисленных способов.

Факт направления требования о представлении документов в адрес ИП заказным письмом подтвержден:

  • списком почтовых отправлений налоговой инспекции;
  • реестром почтовых отправлений со штампом органа почтовой связи;
  • почтовой квитанцией от 28.02.2018.

Почтовому отправлению был присвоен индивидуальный почтовый идентификатор (ИПИ) N 36900018611166.

Требование было направлено по адресу ИП, указанному им в ЕГРИП.

При этом в п. 4 ст. 31 НК РФ установлена презумпция, согласно которой в случаях направления документа налоговиками по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня его отправки.

Согласно отчету на сайте ФГУП "Почта России" об отслеживании отправления с ИПИ N 36900018611166 заказное письмо было вручено адресату 01.03.2018.

В случае направления требования о представлении документов по почте заказным письмом по надлежащему адресу налогоплательщика действующее законодательство не возлагает на налоговиков обязанности удостовериться в том, было ли фактически получено заказное почтовое отправление или почтальон не смог его вручить по каким-либо причинам.

ИП должен самостоятельно обеспечить получение почтовой корреспонденции по месту своего проживания. Он сам несет риск последствий надлежащей организации получения почтовой корреспонденции. При этом неполучение ИП лично заказного письма с ИПИ N 36900018611166 не свидетельствует о факте недоставки почтового отправления, поступившего на его имя.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

ИП сам подтверждает, что проживает по месту жительства, ранее указанному им в ЕГРИП. Это подтверждается и штампом в паспорте.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности ИП по общему правилу соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Так что неполучение ИП корреспонденции по месту его регистрации и жительства является его собственным риском, все неблагоприятные последствия которого несет он сам.

Копии всех документов о ходе проверки - акта, извещения о дате рассмотрения ее материалов, оспариваемого решения - были направлены ИП заказной почтой по надлежащему адресу. Они были возвращены органом почтовой связи с отметками об истечении срока хранения, что согласуется со сведениями отчетов на сайте ФГУП "Почта России" об отслеживании соответствующих почтовых отправлений.

Так что оспариваемым решением права и законные интересы ИП не нарушены - штраф был назначен и взыскан верно.

Жизнь виртуальная и жизнь реальная

Как же так: никаких документов не получал, но везде виноват и наказан!

И все-таки кое-что у суда первой инстанции не срослось, что, к счастью для ИП, обнаружила апелляция.

А если быть более точным, то апелляция выяснила, что в материалах дела отсутствует уведомление N 36900018611166, подтверждающее вручение ИП требования от 15.02.2018. Вместо этого приложена копия распечатки с сайта Почты России от 11.10.2018, согласно которой почтовое отправление с ИПИ N 36900018611166 получено адресатом 01.03.2018.

Распечатка с сайта апелляцию, в отличие от суда первой инстанции, ни в чем не убедила. А тут еще ИП (очевидно, при помощи уполномоченного) достал на почте служебную записку исполняющего обязанности начальника обособленного структурного подразделения "Черкесский почтамт" УФПС КЧР филиала ФГУП "Почта России". Там было сказано, что почтальоном ОПС "Черкесск" при сдаче отчета о результате доставки корреспонденции за 01.03.2018 ошибочно отмечена в накладной операция "вручение".

А на основании вышеуказанной накладной оператор доставочного участка проставила в системе ЕАС ОПС операцию "вручение".

По данному факту проводится служебное расследование, по итогам которого к виновным будут применены меры дисциплинарного воздействия.

Действительно, НК РФ не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к налоговой ответственности, и не предусматривает вручение извещения или требования ему лично.

Вместе с тем независимо от способа извещения на момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налоговиков должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно было извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.

У налоговиков отсутствовало доказательство вручения требования индивидуальному предпринимателю, а информацию на сайте Почты России за таковое принять нельзя. Тем более что, по мнению автора, она не соответствует действительности.

Узловой узел

И вот здесь между налоговиками и судьями выявилось коренное противоречие.

Может быть, налоговики даже и не сомневались, что ИП действительно ничего не получал.

Однако они прямо заявили, что почтовое отправление не доставлено по вине почты, потому налоговая инспекция не должна нести за это ответственность. (Мы документы отправили, а остальное - это проблемы самого налогоплательщика.)

Суд же решил, что если ИП действительно ничего из налоговой инспекции не получал, то он не может нести никакого наказания в принципе.

В соответствии со ст. ст. 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия госорганами оспариваемых актов или решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

В данном случае налоговые органы не доказали законность обжалуемого решения и не представили в материалы дела уведомление о вручении ИП спорного требования, тогда как ИП в материалы дела представлено доказательство невручения требования инспекции. Так что незаконно начисленный штраф нужно вернуть.

Документы для документа

Увы, на этом приключения ИП не закончились. Кассации не понравилась служебная записка.

Суд решил, что доказательства, подтверждающие полномочия лица, подписавшего ее, отсутствуют. Тем самым его компетентность не установлена.

Согласно служебной записке к почтальону "будут применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения", что также не подтверждено документами о привлечении к дисциплинарной ответственности. Ответственность операторов почтовой связи установлена в ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".

Суд апелляционной инстанции в нарушение ст. 71 АПК РФ не проверил достоверность содержащихся в указанной служебной записке сведений. Таким образом, у кассации есть все основания считать, что особая юридическая значимость служебной записки от 29.01.2019 установлена апелляционным судом не на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела.

В общем кассация предположила, что из-за чужого штрафа в 5 000 рублей на почте решили заняться служебным подлогом.

Нет, все правильно

Апелляция копнула глубже, и выяснились вещи еще более поразительные.

Во исполнение указаний кассации апелляция запросила у Почты России сведения об оказании услуги почтовой связи по направлению заказных писем налоговой инспекции ИП с ИПИ N 36900019055614, N 36900023454468, N 36900018611166. (Иначе говоря, это все документы по рассмотрению "персонального дела" ИП и само требование о представлении пресловутых документов по запросу инспекции.)

Если не вручено адресату, то по каким причинам? Возвращен ли конверт отправителю? Если есть виновные почтовые работники, то какие меры к ним приняты? Представить копию приказа о назначении лица, подписавшего служебную записку на должность и. о. начальника ОПС "Черкесский почтамт".

С почтамта ответили так.

ИПИ N 36900019055614 в базе ОАСУ РПО вообще не значится.

ИПИ N 36900023454468 в связи с неудачной попыткой вручения адресату было возвращено отправителю.

ИПИ N 36900018611166 было утеряно почтальоном! Информация на сайт о его вручении получателю была ошибочно внесена оператором доставочного участка.

Приказ о назначении лица, подписавшего ранее служебную записку, на должность начальника обособленного структурного подразделения "Черкесский почтамт" УФПС КЧР филиала ФГУП "Почта России", прилагается.

В общем, все верно, и апелляция лишь подтвердила свое предыдущее решение. Повторное обращение налоговиков в кассацию снова ничего им не принесло.

Во всем оказалась виновата почта, но ни налоговым органам, ни налогоплательщикам от этого не легче.

В п. 4 ст. 31 НК РФ действительно черным по белому написано, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

И ничего не сказано о том, что делать, если заказное письмо не было доставлено по назначению. Даже по объективным причинам!

Понятно, что законодатели рассматривали только ситуацию, когда налогоплательщик упорно уклоняется от получения указанных документов. В общем выхода ему не оставили. А вот то, что могут пострадать и совершенно невиновные, как-то упустили из виду.

С другой стороны, а как налоговики-то могут проконтролировать факт доставки заказного письма? Здесь они тоже полностью зависят от работы почты, а как она иногда работает, можно посмотреть в рассмотренном деле. Так что сейчас явно более предпочтительными вариантами выглядят или доставка документов лично в руки быстроногим нарочным, или через личный кабинет налогоплательщика. (Уж постоянно проверять свой личный кабинет на предмет наличия важной информации ИП точно никто не может помешать.)


В данной статье мы рассмотрим реальное положение дел и попробуем ответить на один главный вопрос, а именно:

Могут ли налоговики самостоятельно инициировать налоговую проверку по НДФЛ и доначислить налог с поступлений на банковские карты физлиц?

Вызов в налоговую инспекцию при подозрении на незадекларированные доходы физлиц.

Да, налоговики вызывают физлиц на допросы по — поводу незадекларированных доходов поступивших на банковские карты физлиц, либо при выявленных расходах, не соответствующих официальной доходной части налогоплательщика.

Например, физлицо купило автомобиль или квартиру. Имея неофициальную зарплату или иные незадекларированные доходы можно приобрести указанные выше объекты, но налоговики обязательно проверят, официальный доход. Такие сделки проходят с обязательной государственной регистрацией и, при этом, налоговикам понятна цена покупки. Если стоимость не соответствует сумме полученных доходов, то могут возникнуть вопросы, откуда взялись деньги для приобретения столь дорогого имущества?

Откуда возникают незадекларированные доходы, по мнению налоговиков?

Налоговики, как правило предполагаю такие варианты необоснованного обогащения:

А по сути, не каждый доход физлица считается доходом лля целей налога НДФЛ и в Налоговом Кодексе прописаны исключения.

Поступления на карту облагаются налогом. Но не всегда, есть исключения.

Поступления на карты физлиц облагаются налогом. Согласно ст. 209 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Но, из данного правила есть исключения. В статье 217 НК РФ перечислены доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ. Не облагаются налогом следующие поступления на счет если:

  • Полученный доход связан с продажей физическому лицу имущества, находящегося в собственности более (3-5 лет, исчисление срока имеет особенности, ст. 217, 217.1 НК. РФ);
  • Полученный доход связан с продажей наследства;
  • Вы получили доход в виде алиментов, перечисленный вам физ. лицом;
  • Вы получили доход по договору дарения от близких родственников (прямо поименован п.18.1. с. 217 НК РФ)
  • Вы получили доход по договору дарения не от близких родственников (кроме недвижимого имущества). Доход не подлежат налогообложению НДФЛ. Это разъясняют письма Минфина России от 05.09.2012 N 03-04-05/1-1065, от 04.06.2012 N 03-04-05/5-684, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-532, ФНС России от 10.07.2012 N ЕД-4-3/11325@. ФНС придерживается аналогичной точки зрения.
  • Иные доходы, смотрим ст. 217 НК РФ, список довольно обширный.

Предпроверочный анализ доходов от поступлений на банковские карты физлиц.

Налоговики действительно проверяют операции по банковским картам физлиц не только в рамках официальных налоговых проверок, но и в рамках стандартного предпроверочного анализа. Для этого разработан специальный программный модуль, который анализирует доходы и расходы налогоплательщиков. Данный модуль сравнивает доходную и расходную часть операций по банковским картам и находит отклонения.

Могут ли налоговики самостоятельно инициировать налоговые проверки физлиц?

С 01.01.2021г, в случаях получения доходов от продажи либо дарения недвижимого имущества, налоговики могут самостоятельно инициировать налоговые проверки. В указанных случаях, при отсутствии представленной в срок налоговой декларации 3 НДФЛ, налоговый орган может провести проверку на основе имеющейся у него информации.

Так как все данные по таким сделкам есть в гос. реестре, а запросить банковские выписки по счетам сложностей не вызывает, то результатом такой проверки, как правило, становится доначисление налога, штрафа и пени. Во всех иных случаях, для начала налоговой проверки налоговикам нужна декларация, направленная налогоплательщиком. Без нее, казалось бы, проверку начать нельзя, даже если предпроверочный анализ показал явное наличие незадекларированных доходов у физлица. Но, есть обходные пути…

Предпроверочный анализ показал возможное наличие незадекларированных доходов физлица. Как запустить налоговую проверку?

Официально, доначисление налога возможно лишь при выполнении определенных условий:

  1. В рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ);
  2. Согласно ст. 93.1 НК РФ в рамках проверки конкретной сделки.

Вот методы, которые используют налоговики и о которых мне известно:

  1. Можно вызвать на допрос и во время беседы убедить налогоплательщика, чтобы тот направил декларацию за нужный период. Пусть с ошибками, хоть нулевую-главное чтобы это была декларация. Далее – начинается проверка!
  2. Найти кого-то из физиков, кто платит физлицу и попросить написать ЖАЛОБУ о том, что у него есть сомнения, что налогоплательщик отразил доходы. Как вы думаете, что может последовать за такой ЖАЛОБОЙ? Правильно-проверка. Формальности соблюдены, процесс запущен.

А что дальше? А дальше, как обычно: акт, возражения, решение, требование на уплату налога, пени, штраф и суд, в случае если налогоплательщик не согласен.

В любом случае, возможность предоставить свою версию происходящего у налогоплательщика будет. Налоговики обязательно запросят письменные пояснения в ходе проверки. Если есть информация, которую можно предоставить и таким образом исключить доначислений налога и санкций — это надо сделать. Если же действительно имеет место незадекларированный доход, то имеет смысл оплатить налог до момента вынесения акта проверки. Таким образом можно попробовать снизить штраф за несвоевременную оплату налога, что в данной ситуации будет нелишним.

Выводы:

  1. Даже при отсутствии налоговой декларации 3 НДФЛ налоговики имеют способы начать камеральную проверку и выявить наличие незадекларированных доходов.
  2. Катализатором попадания в предпроверочный анализ налоговиков может стать регистрация ИП или самозанятости, а также проблемы с банком по 115 ФЗ.
  3. Налогоплательщику будет дана возможность реабилитироваться, заплатив налог до вынесения акта проверки и уменьшив тем самым штраф, в случае подачи Возражений на акт налогового органа и ходатайства о снижении штрафа. Обращайтесь к нам, если нужна конкретная помощь в составлении документов. Мы поможем!

Подписывайтесь на наш канал и чат для живого общения в Телеграме. Будем рады ответить на ваши вопросы и дать необходимую информацию.

Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Любая организация или ИП могут получить от налоговиков письмо с требованием что-то пояснить, уплатить недостающие налоги или предоставить на проверку документы. Игнорировать такое нельзя — это грозит штрафами и блокировкой счёта. Рассказали, в каких случаях налоговики могут запрашивать у вас документы и пояснения, как и в какие сроки нужно ответить.

Виды налоговых требований

Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.

Требование о представлении пояснений

Когда вы сдаёте в ИФНС расчёт по страховым взносам (РСВ), декларацию или другой отчёт, налоговики проводят камеральную проверку. То есть без выезда к вам и без каких-либо уведомлений проверяют, всё ли верно в отчётности и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, вы получите требование о представлении пояснений.

Также налоговая может запрашивать пояснения, если:

  • в отчётах показаны убытки;
  • вы применяете налоговые льготы;
  • есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
  • в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на вашей территории, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.

  • причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
  • какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
  • срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.

При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.

Печать на бумажных требованиях не ставят, есть только подпись работника ИФНС.

Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.

Требование о представлении документов (информации)

Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у вас дополнительные документы. Вы получите требование, в котором указывают:

  • основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
  • срок передачи в ИФНС документов
  • какие именно нужны документы или информация.

Точного перечня, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.

В ответ на требование вы должны передать в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.

Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.

Требование может поступить и вне рамок проверки вашего предприятия. Например, когда налоговики проверяют вашего контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.

Читайте также: