Имущество на консервации налог на имущество

Обновлено: 28.06.2024

Консервация основных средств применяется в период простоя. Данное мероприятие – право, но не обязанность работодателя.

Что представляет собой консервация ОС?

Основные средства представляют собой собственность компании. К ним относятся земельные участки, постройки, оборудование и прочее. Консервация ОС – это комплекс мероприятий по временному завершению эксплуатации одного или нескольких основных средств. Основная особенность рассматриваемого мероприятия – введение ОС в эксплуатацию спустя срок, указанный в документах.

Суть процедуры объясняется его названием. Консервация обозначает сохранение. Цель мероприятия – сохранение качества и характеристик ОС, количества средств на расчетных счетах. При этом также снижаются или прекращаются вовсе расходы на эксплуатацию средств. Одновременно с этим ОС не приносит никакой прибыли.

ВАЖНО! Максимальный срок консервации составляет 3 года. В некоторых случаях его можно продлить.

В каких случаях проводится консервация?

Консервация актуальна при наличии следующих обстоятельств:

  • Завершились сезонные работы, а потому оборудование перестает эксплуатироваться до следующего сезона. К примеру, компания использует зимой снегоуборочное оборудование. Летом оно, естественно, не используется. В этом случае актуальной становится консервация.
  • Временный простой на предприятии. К примеру, на производство поставили недостаточное количество нитей. В связи с этим работы не могут продолжаться. До поставки нитей в полном объеме эксплуатация оборудования приостанавливается.
  • В связи с недостатком средств и экономической неэффективностью были проведены сокращения. К примеру, закрылся цех.
  • ОС сломалось и было переведено на ремонт.

То есть консервация нужна, когда ОС временно не эксплуатируется по различным причинам.

Последствия консервации основных средств

Консервация подразделяется на два основных этапа:

  1. Фактическое завершение эксплуатации.
  2. Фиксация сведений в соответствующих документах, а также в программе бухучета.

Консервация предполагает документальное оформление. Это добровольная процедура. То есть предпринимателю не обязательно составлять документы. Можно просто прекратить эксплуатацию. С другой стороны, лицу выгодно именно провести полноценную консервацию. Рассмотрим последствия этой процедуры:

У консервации больше плюсов, чем минусов, а потому она довольно часто применяется.

Какие основные средства подлежат консервации?

Консервировать можно любой объект, который относится к ОС. То есть который зафиксирован на счете 01. Для указания предмета на этом счете должны быть соблюдены условия:

  • ОС эксплуатируется в рамках производства, требуется или для работы компании, или для управления ей. К примеру, к ОС относится служебное авто, но не относится монумент из мрамора.
  • Объект эксплуатируется больше года. То есть объекты краткосрочной эксплуатации (упаковка и прочее) не будут отнесены к ОС.
  • Компания не планирует перепродавать предмет. К примеру, имущество, приобретенное для дальнейшей реализации, к основным средствам не относится.
  • Предполагается, что объект принесет выгоду. К примеру, земельный участок компании используется для высаживания овощей с их дальнейшей продажей.

К ОС будут относиться здания, служебные транспортные средства, оборудование, оргтехника, природные ресурсы.

ВНИМАНИЕ! Природные ресурсы не консервируются, так как на них не начисляется амортизация. То есть утрачивается мотивация к проведению мероприятия.

Порядок оформления консервации основных средств

Оформление консервации детально регламентируется для бюджетных и государственных структур. Порядок процедуры для коммерческих организаций является менее строгим. Консервация подразделяется на следующие этапы:

  1. На общем собрании принимается решение о консервации.
  2. На основании решения составляется приказ.
  3. Осуществляется инвентаризация основных средств.
  4. Выполняется акт о переводе ОС на сохранение.
  5. Изменившийся статус имущества фиксируется в программе 1С.

Составляется приказ о переводе ОС в консервацию. Нужен он для фиксации намерения руководства. Это необходимая бумага. На ней должна стоять подпись руководителя компании. В документе указываются следующие данные:

  • Основания для перевода объекта в сохранение.
  • Срок консервации.
  • Лица, ответственные за процедуру.

Также оформляется акт консервации. Нужен он для фиксации уже выполненной процедуры. Составляется по желанию руководителя. На документе ставится подпись участников комиссии и руководителя. В нем указываются следующие сведения:

  • Перечень объектов, которые консервируются.
  • Дата начала процедуры.
  • Траты на консервацию.

Документ составляется в произвольной форме.

Нюансы уплаты налогов

В рамках консервации уплачивается как транспортный налог, так и налог на имущество. Если организация находится на ОСНО, налоговое бремя уменьшается на эту сумму. НДС восстанавливать не требуется. Однако иногда такая необходимость появляется:

  • Законсервированные ОС переходят в уставной капитал другой компании.
  • Компания переходит на другую налоговую систему.
  • Собственность после прекращения консервации будет эксплуатироваться в работе, которая не облагается НДС.

Во всех этих случаях нужно искать первичную документацию, а затем восстанавливать НДС.

Бухучет консервации основных средств

Консервация предполагает ряд трат. К примеру, затраты на транспортировку. Они относятся к внереализационным тратам, так как не принимают участия в производстве.

Процесс завершения консервации

Важно не только правильно ввести предмет в консервацию, но и вывести его из сохранения.

Расконсервация выполняется тогда, когда принимается решение о необходимости в эксплуатации объектов или же по завершении срока действия консервации. Данное решение нужно оформить при помощи приказа о прекращении консервации.

После расконсервации начинает начисляться амортизация. Начисление начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем оформления приказа о прекращении сохранения объекта.

Учет консервации основных средств

Готовый первичный документ будет являться основанием для того, чтобы учесть затраты
на консервацию в расходах, а также приостановить начисление амортизации по основному средству.

Отдельный субсчет

Амортизация

Расходы на содержание

Консервация основных средств налоговый и бухгалтерский учет - картинка 2

Дебет 91/2 Кредит 10 (60, 70, 69)
— отражены расходы на консервацию;

Льгота на имущество

В период консервации стоимость ОС не исключается из базы по налогу на имущество, независимо от того, как исчисляется налог – исходя из кадастровой или балансовой стоимости (п. 1 ст. 374, п. п. 1, 2 ст. 375 НК РФ). Исключение одно: если законом субъекта РФ предусмотрено освобождение от налога законсервированных ОС.

Налог на прибыль

Приведенные выше правила были озвучены Минфином в письме от 15 сентября 2010 года
№ 03-03-06/1/590. Налог на имущество, исчисленный со стоимости законсервированных ОС, учитывается в прочих расходах (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом ФНС сообщила в письме от 22 августа 2012 года № ЕД-4-3/[email protected]

При УСН

Продажа объекта

Если имущество продается с убытком, то полученный минус включается в состав прочих расходов компании равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до продажи.

Консервация основных средств налоговый и бухгалтерский учет - картинка 3

Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.

Почему нужно поменять браузер.

Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!

Как консервация основных средств уменьшает налоги

На практике встречаются ситуации, когда организации консервируют объект основных средств. При консервации суммы налога на прибыль, налога на недвижимость уменьшаются. Однако требования по процедуре консервации объектов строго регламентированы. Их нарушение влечет административную ответственность.

Более подробно порядок проведения консервации рассмотрим в статье.

Причины консервации

Для принятия решения о консервации основных средств устанавливают причины, по которым она производится.

Справочно: под консервацией основных средств понимают их временное выведение в установленном порядке из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования |*| (п. 3 Положения о порядке консервации основных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683; далее – Положение № 683). Повторной считается консервация, осуществляемая после проведения расконсервации (п. 9 Положения № 683).

Под продлением срока консервации основных средств (не более 1 года) понимается дальнейшее нахождение основных средств в состоянии консервации без проведения расконсервации.

Основания для проведения консервации основных средств (п. 5 Положения № 683):

– стихийные бедствия, технологические аварии или другие обстоятельства непреодолимой силы, приведшие к приостановлению использования основных средств;

– неиспользование основных средств в хозяйственной деятельности свыше 3 месяцев подряд;

– отсутствие в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду, проведения других мероприятий, исключающих необходимость консервации;

– отнесение в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;

– иные основания в соответствии с законодательством.

Продление срока консервации, проведение повторной консервации основных средств более 1 раза или на срок более 1 года допускается в случаях (п. 8 Положения № 683):

а) стихийного бедствия, технологической аварии или других обстоятельств непреодолимой силы, приведших к приостановлению использования основных средств;

б) наличия у организации убытков за последние 5 месяцев подряд;

в) наличия в отношении организации вступившего в силу определения суда, рассматривающего экономические дела, об открытии конкурсного производства;

г) отнесения в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;

д) неиспользования основных средств в хозяйственной деятельности в результате перепрофилирования в пределах установленных сроков деятельности организации по решению Правительства;

е) отсутствия в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду.

Перечень оснований для консервации основных средств является открытым. Однако причина консервации должна быть обоснована (п. 8 Положения № 683).

Решение о консервации имущества, относящегося к основным средствам и находящегося в частной собственности, принимается в порядке, установленном собственником, по согласованию с городским (районным) исполкомом, на территории которого находятся основные средства, сроков их консервации, с последующим уведомлением облисполкома (Минского горисполкома). Данное решение может приниматься в соответствии с Положением № 683 (п. 24 Положения № 683).

Документальное оформление консервации

Перечень документов, которые прилагаются к направляемым на консервацию объектам основных средств (на согласование в соответствующие органы), включает в себя (п. 10 Положения № 683):

1) справку-описание имущества, содержащую наименование, местонахождение, дату ввода в эксплуатацию, основные технические и эксплуатационные характеристики, первоначальную, остаточную стоимость имущества (заверяется руководителем и главным бухгалтером организации);

2) экономическое обоснование консервации имущества, содержащее основные экономические показатели финансовохозяйственной деятельности организации (объем выпускаемой продукции, прибыль, рентабельность), причины консервации, срок, в течение которого основные средства не использовались или использовались неэффективно (месяц, год), направления использования денежных средств, остающихся в распоряжении организации в результате консервации имущества;

3) копию инвентарной карточки учета основных средств на консервируемое имущество (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества), содержащей все необходимые реквизиты и характеристики (подписывается руководителем, главным бухгалтером и скрепляется печатью организации).

В настоящее время аналитический учет основных средств по инвентарным объектам ведется в инвентарных карточках учета основных средств или в иных регистрах аналитического учета (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26), т.е. может быть иной регистр кроме инвентарной карточки;

4) копию свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации имущества (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества);

5) копию технического паспорта имущества (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества);

6) справку о балансовой (восстановительной) и оценочной стоимости на дату оценки;

7) ведомость инвентаризации и оценки;

8) копии решений о консервации имущества в предшествующие периоды (заверяются подписью руководителя, подпись заверяется печатью организации);

9) отчет о реализации мероприятий по дальнейшему использованию, перепрофилированию либо отчуждению имущества.

План мероприятий по проведению консервации также утверждается приказом.

По итогам работы комиссии по проведению консервации основных средств организации составляется акт о консервации.

Форма акта о консервации строящегося (реконструируемого) объекта, а также ведомости несмонтированных оборудования, конструкций и неиспользованных материалов, подлежащих консервации, установлены приложениями А.1, А.2 приложения А к ТКП 45-1.03-165.

Важно! Организация обязана в течение 1 месяца после утверждения акта о консервации основных средств представить указанный акт в налоговые органы по месту постановки на учет и по месту расположения объектов недвижимого имущества (при наличии таких объектов за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой организация состоит на учете) (п. 17 Положения № 683).

Продление срока консервации и расконсервация

В организации в ряде случаев возникает необходимость в продлении срока консервации объектов основных средств. Решение о продлении принимается по предложению постоянно действующих комиссий по консервации основных средств органом, принявшим решение о проведении консервации, по согласованию с Минэкономики, МНС Республики Беларусь, облисполкомом (Минским горисполкомом), на территории которого находятся основные средства (за исключением основных средств, отнесенных в установленном законодательством порядке к используемым сезонно). Предложение вносят не позднее чем за 1 месяц до истечения срока консервации.

Решение о повторной консервации основных средств организации принимается в аналогичном порядке. Только в данном случае предложение вносится не ранее чем спустя 5 месяцев после расконсервации.

Расконсервация объектов основных средств организации проводится по решению органа, принявшего решение о проведении консервации. При необходимости по ходатайству руководителя организации может быть принято решение о досрочной расконсервации основных средств в порядке, установленном Положением № 683.

По итогам работы комиссии по проведению расконсервации основных средств организации составляется акт о расконсервации. Данный акт – основание для переноса инвентарных карточек в картотеку действующих основных средств и продолжения начисления по ним амортизационных отчислений (если объект не самортизирован полностью). Организация обязана в течение 1 месяца после утверждения акта о расконсервации представить его в налоговые органы.

Срок нахождения объекта на консервации

Срок, на который консервируют основные средства, установлен п. 4 Положения № 683. Он составляет от 3 месяцев до 1 года. Исчисляется этот срок с даты утверждения акта о консервации.

Общий период консервации основных средств, осуществленной в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Беларусь, исчисляется путем суммирования сроков консервации основных средств в предшествующие периоды.

Налогообложение

Налогообложение объектов основных средств при консервации имеет особенности.

Налог на прибыль

Расходы по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, осуществленной в соответствии с законодательством, включаются в состав расходов от внереализационных операций и уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 3.7 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

В период нахождения основных средств на консервации осуществляются следующие мероприятия (п. 12 Положения № 683):

– подача в консервируемые помещения электро- и теплоэнергии, воды в минимальных объемах, необходимых для обеспечения пожарной безопасности и сохранности зданий, сооружений, оборудования, иного имущества;

– принятие мер, исключающих возможность пребывания в консервируемом помещении лиц, кроме работников охраны и дежурного персонала;

– осмотр и техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, иного имущества для поддержания их в рабочем состоянии и обеспечения безопасности;

– принятие мер, исключающих использование законсервированных основных средств для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) до принятия решения об их расконсервации.

Некоторые из перечисленных мероприятий требуют определенных расходов. Поскольку работы по консервации основных средств, как правило, осуществляются силами самой организации, то основные статьи расходов следующие:

а) затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объектов основных средств, сторожей и т.п.;

б) отчисления, производимые от начислений по оплате труда указанных выше категорий работников;

в) материалы, израсходованные на консервацию;

г) услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автомобильный транспорт и т.п.);

д) услуги сторонних организаций;

е) прочие расходы.

Налог на недвижимость

Статьей 185 НК определены объекты обложения налогом на недвижимость.

От налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания и сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).

Бухгалтерский учет

При передаче в эксплуатацию объекта основных средств, находившегося на консервации, амортизация начисляется выбранным способом (применяемым до перевода на консервацию либо заново установленным в соответствии с Инструкцией № 37/18/6):

– при линейном или нелинейном способе – начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатцию, исходя из недоамортизированной стоимости объекта на 1-е число месяца начисления амортизации и остаточного срока полезного использования. Остаточный срок полезного использования рассчитывается как разность установленного срока полезного использования и срока фактического начисления амортизации на 1-е число месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию;

производительном способе – исходя из недоамортизированной стоимости и ресурса объекта начиная с месяца передачи в эксплуатацию.

Сумма амортизации ежемесячно признается расходами по текущей деятельности (п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).


Ответственность

За нарушение требований нормативных правовых актов в области консервации и расконсервации объектов предусмотрена ответственность.

Невыполнение требований по приведению консервируемых или ликвидируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок на время консервации влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ (ст. 15.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны недр установлена ст. 271 Уголовного кодекса Республики Беларусь и предусматривает:

– за нарушение правил охраны недр, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок;

– нарушение правил охраны недр, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, – ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок.

Общая сумма претензий по налогу на прибыль организаций: недоимка – 900 тыс. руб. , пени и штраф отдельно не выделены.

В пользу налоговых органов рассмотрено 72 %:

  • кол-во дел в пользу ФНС – 8 (восемь).
  • кол-во дел в пользу налогоплательщика – 2 (два), 1 (одно) дело частично.

Выделенные категории:

  1. Неверная классификация кодом ОКОФ, определение амортизационной группы и установление срока полезного использования (ст. 258 НК РФ, ст. 374 НК РФ, Классификация Постановления Правительства РФ № 1, ОКОФ ОК 013-94) / Налог на имущество организаций / Налог на прибыль организаций /
  2. Неправомерное исключение объектов первой-второй амортизационной группы из налогооблагаемой базы согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ / Налог на имущество организаций /
  3. Неправомерное применение пониженной налоговой ставки согласно п. 3 ст. 380 НК РФ в отношении объектов, относящихся к линиям электропередачи, магистральным нефтепроводам, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью / Налог на имущество организаций /
  4. Неправомерное применение налоговой льготы согласно п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении линий электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью / Налог на имущество организаций /
  5. Неправомерное применение налоговой льготы согласно п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении движимых объектов Налог на имущество организаций /

Тенденции в развитии подходов ФНС при выявлении неуплаченных налогов:

Меняется подход ФНС по вопросам разграничения движимого имущества от недвижимого. Можно считать, что в судебной практике уже отработан вопрос о включении технологических трубопроводов в состав объекта недвижимости, ранее признаваемых в учете объектом движимого имущества. Сейчас инспектора при наличии оснований активно тестируют включение иных объектов движимого имущества в состав сложного объекта недвижимости, подтверждая свои доводы невозможностью использовать объекты самостоятельно, их функциональной и технологической связью с основным объектов и их перемещение (демонтаж и новая сборка) причинит ущерб, несоразмерный их назначению, что является основанием для обложения таких основных средств налогом на имущество организаций. Подобная практика набирает обороты с перевесом в пользу налоговых органов.

Поскольку подходы налоговых органов в разных отраслевых сегментах по различным объектам признаются правомерными судами, рост претензий к налогоплательщикам будет только расти. Неверное определение границ и состава сложных объектов, обусловленное необходимостью ведения компонентного учета, не оправдывает размер последующих доначислений налогов у налогоплательщиков.

На что стоит также обратить внимание:

При анализе судебных актов выявлены ошибки в классификации объектов основных средств кодом ОКОФ. Причем не всегда данное обстоятельство являлось предметом спора.

Налогоплательщик, эксперт и ФНС не выявили, что код 14 3520580 не может быть использован для классификации спорных объектов, участвующих в технологическом процессе транспортировки нефти, так как согласно иерархической структуры классификатора основных фондов относится к оборудованию для эксплуатации и ремонта рельсового подвижного состава и железнодорожных путей, что противоречит функциональному назначению данных объектов.

Текстовый путь кода: МАТЕРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ / МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ / Машины и оборудование для эксплуатации и ремонта рельсового подвижного состава и железнодорожных путей / Машины и оборудование для строительства и эксплуатации железнодорожных путей (оборудование сигнальное, оборудование техники безопасности, оборудование для управления движением, машины и оборудование для ремонта и обслуживания подвижного состава и железнодорожных путей) / Аппаратура и устройства специализированные для автоматизации технологических процессов

Краткая аннотация к судебным актам:

Таблица № 1

Наименование судебного акта / Инстанция / Заявитель

Суть спора (мнение ФНС, суда)

В чью пользу

1 категория: Неверная классификация кодом ОКОФ, определение амортизационной группы и установление срока полезного использования (ст. 258 НК РФ, ст. 374 НК РФ, Классификация Постановления Правительства РФ № 1, ОКОФ ОК 013-94) / Налог на имущество организаций / Налог на прибыль организаций /

Доначисления по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций:

Доначисления по налогу на имущество организаций:

2 категория: Неправомерное исключение объектов первой-второй амортизационной группы из налогооблагаемой базы согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ / Налог на имущество организаций /

3 категория: Неправомерное применение пониженной налоговой ставки согласно п. 3 ст. 380 НК РФ в отношении объектов, относящихся к линиям электропередачи, магистральным нефтепроводам, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической частью / Налог на имущество организаций /

Спорные объекты (тепловые сети, котельные, тепловые пункты и оборудование данных объектов) не относятся к объектам, указанным в Перечне Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504. Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п. 11 ст. 381 НК РФ; имущество поименовано в Перечне № 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. При этом тепловые сети не относятся к магистральным и не являются составными частями магистральных тепловых сетей; котельные, тепловые пункты и оборудование данных объектов не относятся к линиям энергопередач и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и не поименованы в Перечне № 504; спорные объекты участвуют в процессе передачи тепловой энергии, но не являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи. Более того организация неверно классифицировала спорные объекты основных средств в соответствии с кодами ОКОФ. Верные коды ОКОФ для объектов не входят в Перечень № 504.

4 категория: Неправомерное применение налоговой льготы согласно п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении линий электропередачи и сооружения, являющихся их неотъемлемой частью / Налог на имущество организаций /

Спорные объекты (главный корпус, здание главного корпуса электростанции, водогрейные котлы и проч.) не используются в деятельности по передаче электроэнергии по сетям, заявитель не является сетевой компанией и в силу законодательства об электроэнергии не вправе одновременно осуществлять деятельность по генерации электроэнергии и передаче ее по сетям потребителя.

5 Категория: Неправомерное применение налоговой льготы согласно п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении движимых объектов / Налог на имущество организаций /

Спорные объекты (погружные насосные агрегаты, пластинчатый теплообменник, компрессор и проч.) не могут относится к отдельным объектам движимого имущества, так как не являются самостоятельными и признаются составной частью недвижимого имущества – установки и сооружения по переработке нефти и нефтепродуктов. Функционально связаны с основным объектов, при их перемещении объектам будет причинен ущерб, несоразмерный их назначению.

Спорный объект (технологические трубопроводы) является полноценным объектом недвижимого имущества – самостоятельным сооружением. Неразрывная связь с землей (ст. 130 ГК РФ) предусмотрена их конструктивными особенностями. Объекты обеспечивают взаимосвязь технологических процессов, их демонтаж и сборка на новом месте нанесет существенный ущерб их назначению.

Спорные объекты (камеры пуска и приема скребка, площадка КПП, комплекс автоматизированной пожарной сигнализации и проч.) относятся к сложной вещи, являются составной частью магистральных нефтепроводов и служат для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций. Самостоятельно не приносят экономической выгоды. Функционирование магистрального нефтепровода (транспортировка нефти) без неотъемлемых частей, как особо опасного производственного объекта, невозможно.

Спорные объекты (судовое оборудование) не являются конструктивно неотделимой частью объекта недвижимости, могут быть перемещены и являются самостоятельными объектами. Рассматриваемые объекты и объект недвижимости относятся к разным группам классификатора основных фондов, сроки полезного использования объекта недвижимости существенно отличаются от сроков полезного использования спорного оборудования. Соответственно, в силу прямого указания ПБУ 6/01, объекты с разными сроками полезного использования могут учитываться как отдельные объекты основных средств.

У спорного объекта (газотурбинная электростанция (ГТЭС))) отсутствует неразрывная связи с землей и имеется возможность перемещения без причинения ущерба ГТЭС и земельному участку. В руководстве по эксплуатации изложен алгоритм действия пользователя по демонтажу ГТЭС, что свидетельствует о возможности эксплуатации ГТЭС после демонтажа на новом месте установки. Является блочно-комплектным объектом. После выработки полного ресурса подлежит утилизации, что не соответствует признакам недвижимого имущества.

Содержание

Содержание

  • Что такое консервация?
  • Как это сделать?
  • Какими документами оформить?
  • Амортизация. Особенности начисления
  • Период прекращения и восстановления начисления амортизации
  • Бухгалтерский учет основных средств
  • Налоговый учет при консервации основных средств
  • Налог на прибыль
  • НДС при консервации основных средств
  • Ответы на вопросы по консервации основных средств

Необходимость систематически использовать в хозяйственной деятельности все основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, не всегда экономически оправдана. Некоторые средства труда предназначены для сезонных работ, некоторые простаивают по причине окончания или замораживания проекта. Зачастую производственные мощности предприятия не востребованы в полном объеме в период экономического кризиса и снижения объемов производства. В таких случаях разумным решением будет перевод на консервацию того имущества, которое временно невыгодно или невозможно эксплуатировать по различным причинам. При этом следует разобраться в правилах бухгалтерского и налогового учета, у которых есть определенные нюансы.

Что такое консервация?

Под консервацией понимают комплекс действий по длительному хранению имущества, в частности основных средств, при прекращении, сокращении, смены производственно-хозяйственной деятельности предприятием с возможностью их эксплуатации в дальнейшем, если изменятся условия. Консервация обоснована, когда эксплуатация основных фондов временно в силу не приносит субъекту хозяйствования экономической выгоды. Период времени, на который можно законсервировать объекты, не может составлять более 3 лет.

Перед тем, как начать процедуру, следует составить проект, основанный на рекомендациях комиссии.

Как это сделать?

Руководитель организации или исполнительные органы власти принимают решение о целесообразности и необходимости консервации. Это отражается в приказе. Этим же документом закрепляется состав комиссии, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с консервацией.

Решение руководства хозяйствующего субъекта должно быть подкреплено технико-экономическим обоснованием того, что основные средства далее использовать экономически нецелесообразно. В дополнение к обоснованию специально созданной комиссией необходимо разработать проект консервации. Затем комиссия составляет акт о временном выводе основных средств из эксплуатации и их консервации. Его должны подписать все ее члены и материально-ответственные лица, за которыми числятся это имущество.

Какими документами оформить?

Документальное оформление процесса консервации имущества имеет следующие особенности:

  • приказ руководителя должен содержать сведения о причинах, периоде консервации, составе комиссии, ответственной за это действие, а также перечень сотрудников, ответственных за сохранность объекта во время консервации;
  • акт перевода основного средства на консервацию не имеет какой-либо унифицированной формы, поэтому предприятию необходимо разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике;
  • на предприятии необходимо разработать форму акта расконсервации, который понадобится, когда период консервации завершится.

Амортизация. Особенности начисления

Расчет износа объектов основных фондов, переведенным на консервацию, имеет определенные особенности. Алгоритм зависит от того, на какой срок запланирована консервация имущества. Если по плану этот период не более трех месяцев, то нужно продолжать начислять износ в обычном порядке. Приостановить его начисление следует лишь в том случае, если консервация имущества запланирована на более продолжительный срок. После того, как объект после консервации снова будет введен в эксплуатацию, процедура начисления износа возобновится.

Для бухгалтерского учета законсервированных основных фондов необходимо учитывать следующую особенность. Длительность консервации имущества не влияет на срок его полезного использования. После того, как законсервированные объекты снова будут введены в эксплуатацию, амортизация будет начисляться до того, как полностью не будет погашена его стоимость.

Период прекращения и восстановления начисления амортизации

Период, с которого прекращаются или, наоборот, восстанавливаются амортизационные отчисления, в бухгалтерском учете организация определяет по своему усмотрению. Но выбранный способ обязательно должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Законодательство не содержит конкретных указаний, когда следует прекратить или возобновить рассчитывать износ имущества после консервации.

Варианты начисления амортизации основных средств на консервации

Срок прекращения начисления износа Срок возобновления начисления
1 вариант в том месяце, когда имущество было переведено на консервацию в том месяце, когда имущество было расконсервировано
2 вариант в месяце, следующем за датой консервации имущества в месяце, следующем за тем, когда объект был расконсервирован

Делая выбор в пользу того или иного способа начисления, следует учесть, что удобнее, когда бухгалтерский и налоговый учет на предприятии максимально приближены друг к другу. Чтобы впоследствии не образовывались временные разницы, правила расчета износа имущества в бухгалтерском учете должны быть такими же, как и для исчисления платежей по налогу на прибыль, то есть по второму варианту таблицы.

Бухгалтерский учет основных средств

Каждая организация должна осуществлять учет основных фондов по их использованию. Следует отражать отдельно стоимость имущества, находящегося в эксплуатации, на консервации или в резерве. Объекты, законсервированные более чем на 3 месяца, учитывают на специальном субсчете счета 01.

Дт91/2 Кт10, 23, 60, 69, 70 – на сумму расходов по консервации основного средства

Пример 1. В соответствии с приказом директора предприятия холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей переведена на консервацию с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Учетной политикой предусмотрено, что износ перестает начисляться с месяца, следующего за датой консервации, и возобновляется также в следующем месяце после ввода в эксплуатацию. В процессе процедуры консервации израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

Корреспонденция счетов Сумма Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
01 01 700000 Переведена холодильная установка на консервацию
91/2 10 2000 На сумму израсходованных материалов при консервации имущества
91/2 70,69 6000 На сумму заработной платы и платежей из нее, начисленных работникам за консервацию объекта
20, 23 02 10000 Начисление амортизации с мая. На период консервации начисления не производятся

Налоговый учет при консервации основных средств

Налог на прибыль

Расходы по консервации имущества возможно учитывать по-разному. Порядок их учета зависит от области применения имущества.

Если оно применяется для производства продукции, то подобные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Если предприятием применяется метод начисления, то базу следует уменьшить в том налоговом периоде, к которым они относятся. Например:

  • издержки, образовавшиеся в процессе консервации или расконсервации имущества, снижают налоговую базу того периода, в котором они были произведены. Ориентироваться следует по дате подписания акта перевода основного средства на консервацию;
  • издержки, возникающие при содержании законсервированного имущества, учитывают по мере их возникновения, то есть подписания соответствующих первичных документов.

Если же хозяйствующим субъектом используется кассовый метод учета, то для уменьшения налогооблагаемой базы применяются вышеизложенные требования с дополнительным условием – все расходы должны быть не только подтверждены документами, но и оплачены.

В случае использования имущества в непроизводственной сфере, расходы, связанные с его консервацией, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Пример 2. По приказу директора холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей законсервирована с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Все операции, которые проводятся этим субъектом хозяйствования, облагаются НДС. В процессе процедуры консервации в сентябре израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

В апреле 2015г. бухгалтер предприятия может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 8000 рублей (6000+2000). Кроме того, начиная с мая 2016 г. налогооблагаемая база ежемесячно будет уменьшаться на сумму амортизации (10000 рублей).

НДС при консервации основных средств

При консервации основного средства входной НДС не требуется восстанавливать. Но в некоторых случаях может возникнуть такая необходимость:

  • если законсервированное имущество передают в уставный капитал другого предприятия;
  • если предприятие меняет налоговый режим, например, переходит с общей системы на ЕНВД или упрощенную;
  • если у предприятия появляется возможность быть освобожденным от уплаты НДС;
  • если имущество после расконсервации будет использоваться для деятельности, не облагаемой НДС.

Консервация имущества – не повод для освобождения предприятия от начисления и уплаты налога на имущество и транспортного налога. Если законсервировано транспортное средство, которое остается на учете в ГИБДД, значит транспортный налог начислять придется. Кроме того, величина налога на имущество станет немного больше при консервации объекта, нежели при его эксплуатации. Связано это с тем, что при приостановлении начисления амортизации, стоимость имущества на консервации не уменьшается. Следовательно, сумма налога на имущество выше, чем по аналогичному объекту в эксплуатации.

Ответы на вопросы по консервации основных средств

Вопрос 1. Предприятием переведено на консервацию помещение. Ежемесячно необходимо оплачивать заработную плату охранника и расход электроэнергии на освещение. Уменьшат ли эти затраты величину налога на прибыль?

Ответ. Да, эти расходы нужно учитывать как внереализационные. При условии, что такие издержки имеют экономическое обоснование и документальное подтверждение, они уменьшат величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопрос 2. Предприятием принято решение для снижения плановых убытков перевести на консервацию все неиспользуемое оборудование. Какой срок будет оптимальным?

Ответ. Для того, чтобы снизить затраты предприятия за счет амортизации, следует переводить имущество на консервацию на срок не менее 3 месяцев. Только такой период дает возможность приостановить начисление износа основных фондов.

Вопрос 3. Сохраняется ли за организацией обязанность начисления транспортного налога по автомобилю, стоящему на балансе, переведенному на консервацию и не имеющему номерных знаков?

Ответ. Нет, платить транспортный налог в такой ситуации не надо. Обязанность его уплаты сохраняется по имуществу, состоящему на учете в ГИБДД. А это означает, что у автомобиля должен быть паспорт, номерной знак и свидетельство о регистрации транспорта. Если номерные знаки уже сданы в ГИБДД, то автомобиль не может эксплуатироваться по назначению и не облагается транспортным налогом.

Вопрос 4. Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Можно ли уменьшить доходы на величину издержек по консервации основных фондов?

Ответ. Если предприятие начисляет налог с доходов, то в таком случае величина расходов не имеет никакого значения. Когда организация начисляет налоги с разницы между доходами и расходами, то уменьшить доходы можно на те статьи, которые перечислены в ст.346 НК РФ, например расход материалов на содержание имущества на консервации.

Вопрос 5. Предприятием был куплен станок и законсервирован на 1 год. Можно ли учесть расходы на его приобретение при расчете налогооблагаемой базы при УСН?

Ответ. Нет, при этой системе налогообложения можно засчитать только те затраты на приобретение, которые касаются амортизируемого имущества. Поскольку станок переведен на консервацию на 1 год, то амортизация по нему начисляться не будет.

Читайте также: