Империал это второй этаж паспорт подорожная налог

Обновлено: 19.05.2024

Пустой бланк заявления в формате Word. Удобен для ручного заполнения и заполнения на компьютере.

Требования к оформлению Р13014

Выдержка из приказа ФНС — правила заполнения формы Р13014.

Инструкция по заполнению заявления Р13014

С 25 ноября 2020 года действует новая форма Р13014 для внесения изменений, утвержденная Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.

Приказом ФНС России от 1 ноября 2021 года № ЕД-7-14/948@ утверждена новая редакция формы Р13014. Данный приказ вступил в силу с 18 декабря 2021 года.

Рассмотрим порядок заполнения тех листов заявления Р13014, которые наиболее часто применяются при внесении изменений в сведения об организации.

Титульный лист, страница 1

Пункт 1 ОГРН и ИНН заполняются строго в соответствии с данными ЕГРЮЛ.

Пункт 2 заполняется следующим образом:

  • Если изменения вносятся в Устав, ставим цифру 1, ниже проставляем цифру 1 или 2 (чтобы обозначить, в каком виде будет меняться Устав).
  • Если происходит несколько изменений и, хотя бы одно из них подразумевает внесение изменений в Устав, ставим цифру 1, ниже проставляем цифру 1 или 2.
  • Если изменения вносятся только в ЕГРЮЛ, ставим цифру 2.
  • Если организация переходит на типовой Устав (или обратно с типового - на обычный), проставляем цифру 3, ниже указываем номер типового Устава, который будет использовать организация.
  • Если заявление подаётся для исправления ошибки, ставим цифру 4.

Титульный лист, страница 2

  • Пункт 4 заполняется при изменении уставного капитала или для исправления ошибки, если в ЕГРЮЛ уставной капитал указан неверно.
  • Пункт 6 нужно заполнять для уведомления ФНС о решении организации сменить место нахождения (когда происходит переезд из одного муниципального образования в другое).
  • Пункт 8 можно заполнить, чтобы внести (или изменить) в ЕГРЮЛ адрес электронной почты для связи с организацией.

Заполняется при смене наименования или при исправлении ошибки в названии.

Пункт 2 создан для указания названия на английском языке (полного и сокращенного), которое теперь также будет включено в ЕГРЮЛ.

При исправлении ошибки заполнять нужно только те строки, в данных который в ЕГРЮЛ содержится ошибка.

Заполняется в случае смены адреса организации, места нахождения и для исправления ошибки в адресе.

В случае изменения места нахождения заполняются пункты 1 и 2.

В случае изменения адреса юридического лица в пределах места его нахождения заполняется пункт 2.

При заполнении всех пунктов места нахождения и адреса юридического лица нужно использовать сокращенные наименования адресообразующих элементов в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2015 г. N 171н.

Заполняется в случае внесения сведений о новом участнике — юридическом лице, о прекращении участия или изменении сведений об участнике.

В пункте 1 проставляем соответствующее цифровое значение:

  • Если проставлено значение 1, заполняются пункты 3 и 4.
  • Если проставлено значение 2, заполняется пункт 2.
  • Если проставлено значение 3, заполняются пункт 2, а также пункт 3 (в случае изменения сведений об участнике) и (или) пункт 4 (в случае, если изменяется доля участника в уставном капитале).

Заполняется в случае внесения сведений о новом участнике — физическом лице, о прекращении участия или изменении сведений об участнике.

В пункте 1 проставляем соответствующее цифровое значение:

  • Если проставлено значение 1, заполняются пункты 3 и 4.
  • Если проставлено значение 2, заполняется пункт 2.
  • Если проставлено значение 3, заполняется пункт 2, а также пункт 3 (в случае изменения сведений об участнике) и (или) пункт 4 (в случае, если изменяется доля участника в уставном капитале).

Заполняется в случае приобретения обществом доли в уставном капитале общества, распределения или продажи, принадлежащей обществу доли. Применяется при выходе участника, при распределении или продаже доли общества.

Заполняется в случае смены сведений о руководителе или смены самого руководителя.

В разделе 1 проставляем соответствующее цифровое значение.

  • Если проставлено значение 1, заполняется пункт 3.
  • Если проставлено значение 2, заполняется пункт 2.
  • Если проставлено значение 3, заполняются пункт 2 и соответствующие строки в пункте 3.

Заполняется в случае изменения кодов ОКВЭД.

В пункте 1 указываются коды, подлежащие внесению (не менее четырех цифровых знаков). Виды деятельности указываются по классификатору ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Пункт 2 заполняется для исключения видов деятельности, сведения указываются в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ.

Заполняется в отношении физического лица, выступающего заявителем. Если это руководитель организации, в пункте 1 проставляем цифру 1. Если нотариус (например, при выходе и купле-продаже) — цифру 3.

После проставления цифры заполняем пункт 2: для руководителя указываем все сведения полностью, для нотариуса достаточно только ФИО и ИНН.

В пункте 3 обязательно указываем электронную почту и телефон. Также рекомендуем в данном пункте проставить значение 1 в соответствующей клетке, чтобы иметь возможность получить результат государственной регистрации изменения на бумажном носителе.

Многие предприниматели, которые занимаются розничной торговлей и оказанием услуг, используют патентную систему налогообложения (ПСН): это и удобно, и выгодно. Расскажем об особенностях оформления патента в случае, если ИП хочет вести бизнес в нескольких торговых точках. Под торговыми точками мы будем понимать в том числе помещения для оказания услуг — автомойки, места для ремонта ноутбуков, учебные центры и т.д.

Можно ли получить один патент на несколько торговых точек

Патент относится не к конкретному объекту, а к виду деятельности в целом. Например, к розничной торговле.

Поэтому, если предприниматель планирует открыть несколько точек, он может получить на них один патент. Форма заявления на выдачу патента дает возможность включить в него любое количество торговых точек.

Но необходимо выполнить три условия:

Как рассчитать стоимость патента для нескольких торговых точек

Стоимость патента равна произведению налоговой базы на ставку. Без учета льгот ставка при ПСН равна 6%.

Налоговая база для патента — потенциально возможный годовой доход, который установлен для конкретного вида деятельности законом субъекта РФ. Если патент получен меньше, чем на год, то потенциальный доход нужно пересчитать пропорционально количеству дней.

Потенциально возможный доход при торговле может быть установлен как на один объект (магазин, павильон и т.п.), так и на единицу торговой площади (пп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). В первом случае нужно умножить базовую сумму на количество объектов, а во втором — на общую площадь всех торговых помещений.

ИП Иванов А.В. собирается открыть два магазина площадью 30 и 40 кв. м. В его регионе потенциально возможный доход для розничной торговли — 900 тыс. руб. в год на одну торговую точку. Тогда стоимость годового патента будет равна

П1 = 900 х 2 х 6% = 108 тыс. руб.

Предположим, что Иванов переехал в соседний регион и решил открыть там магазины с такой же площадью. А в этом субъекте РФ установлен потенциально возможный доход — 25 тыс. руб. в год с 1 кв. м площади торговой точки. Стоимость годового патента на новом месте будет равна:

П2 = 25 х (30 + 40) х 6% = 105 тыс. руб.

Как быть, если патент уже получен, а предприниматель собирается открыть новый магазин

Закон не дает возможности вносить изменения в действующий патент. Поэтому в таком случае придется оформлять новый документ.

Заявление на оформление нового патента нужно подать не позднее, чем за 10 дней до начала работы дополнительной торговой точки.

При этом налоговики пересчитают стоимость ранее полученного патента по дату начала действия нового. Для этого ИП должен вместе с заявлением на получение нового патента сообщить реквизиты прежнего документа (номер и дату выдачи).

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что делать, если предприниматель хочет вести два разных вида деятельности, используя патент

Так как патент относится к одному виду деятельности, для ведения бизнеса в двух разных областях в любом случае придется оформлять два документа.

Количество объектов в данном случае не имеет значения. Если на каждом направлении предприниматель захочет открыть несколько точек, то их можно объединить в одном патенте, как было показано выше.

Например, предприниматель решил открыть 3 магазина и 2 кафе. Он может получить два патента: на розничную торговлю (3 точки) и общественное питание (2 точки).

Коротко: как ИП с несколькими торговыми точками работать на патенте

Достаточно одного патента на несколько торговых точек, если они расположены на одной территории одного региона, и соответствуют региональным ограничениям. Например, торговый зал магазина не может быть больше 150 кв. м.

Открываете новую точку — замените старый патент. Подайте заявление за 10 рабочих дней до открытия нового магазина или раньше.

Ведёте несколько видов деятельности — получайте патент на каждый. При этом по каждому из направлений в патент можно вписать несколько торговых точек.

Статья актуальна на 05.02.2021

Несмотря на экономические неурядицы, усиление противоречий между государствами и пандемию опасной инфекции, настоящие бизнесмены в каждом кризисе видят не только убытки, но и возможности. Например, возможность за сравнительно небольшие деньги оформить на себя и родственников второе гражданство карибской юрисдикции, остро нуждающейся в зарубежных инвестициях после эпидемии коронавируса.

Расположенное на небольшом клочке суши в группе Малых Антильских островов, государство под названием Доминика одним из первых начало предоставлять гражданство состоятельным иностранцам в обмен на инвестиции в экономику. Как известно, так называемый карибский паспорт – документ о гражданстве одной из стран Карибского бассейна – открывает перед своим владельцем множество возможностей, главными из которых является возможность без виз путешествовать по всему миру и экономить на налогах.

По сей день программа инвестиционного гражданства Содружества Доминики остаётся одной из наиболее доступных, однако правительство острова не остановилось на достигнутом и в 2020 году расширило перечень родственников, которых может включить в свою заявку инвестор.

Гражданство Доминики за инвестиции в 2021

В чем плюсы Доминики?

История государственности этого острова насчитывает чуть больше 40 лет. В конце 1978 года Великобритания признала независимость своей бывшей колонии. Доминика по-прежнему входит в Британское Содружество – добровольное объединение стран, некогда входивших в состав Британской Империи. Это обстоятельство нисколько не умаляет независимости островитян, зато взамен они имеют право находиться в Англии до 180 дней подряд и обладают льготами при поступлении в колледжи в бывшей метрополии.

Из множества государств Карибского региона, проводящих программы получения гражданства за инвестиции, Содружество Доминики считается одним из наиболее комфортных для проживания европейцев, так как здесь в ходу английский язык, а основные поступления в бюджет приходятся на сферу услуг, в том числе туристических. В отличие от некоторых беспокойных соседей, экономическую и политическую ситуацию в этом государстве можно смело охарактеризовать как стабильную.

В стране идеальный для отдыха тропический климат, однако туристов Доминика привлекает не своими пляжами с желтым и черным вулканическим песком, а нетронутыми цивилизацией джунглями, красивейшими водопадами и небольшими озёрами, которыми богаты многочисленные заповедники страны.

Те, кто покупает карибский паспорт не только для свободных путешествий по всему миру, но и для того, чтобы действительно пожить на Доминике, обычно останавливаются в двух городах: Розо и Портсмуте. Розо – не только самый крупный город на острове, но и морской порт, принимающий до 200 круизных лайнеров в год.

История программы инвестиционного гражданства на Доминике

Государственная программа предоставления гражданства в обмен на инвестиции впервые стартовала на Доминике в уже далеком 1993 году. Современный вид она приняла в 2015 году, после того как инфраструктуру острова изрядно потрепал тропический ураган Эрика. С тех пор условия проведения становились только мягче, так как в регионе есть, как минимум, ещё 4 страны, готовых оформить паспорт за вливания в экономику. Отсюда возникает ещё один закономерный вопрос – почему свой выбор стоит остановить именно на паспорте Доминики? Давайте подробнее разберемся в преимуществах инвестирования в экономику этой страны.

Гражданство и паспорт Доминики

7 причин инвестировать в гражданство Доминики

Возможность для беспрепятственных путешествий по всему миру

Безвизовые поездки в 143 страны мира, включая страны Шенгенской зоны, Великобританию, Сингапур и Гонконг. В странах Европейского Союза обладатели гражданства Доминики могут свободно находиться в течение полугода до 90 дней подряд. Кроме того, с паспортом Доминики легко оформить деловую визу для поездок в США сроком на 10 лет, что практически недоступно гражданам в России.

Дистанционность процедуры получения второго гражданства для инвесторов

С первых дней запуска программы получения гражданства Доминики за инвестиции одним из ключевых преимуществ было то, что зарубежному инвестору для получения гражданства не обязательно посещать эту страну. Власти острова не требуют от инвесторов знать язык и культурные традиции государства. Вся процедура натурализации проходит дистанционно с помощью лицензированной компании-агента.

Наша компания является лицензированным агентом программы и поможет вам получить паспорт Доминики, не пересекая границы родины.

Низкий порог входа для участия в инвестиционной программе

Сумма капиталовложений в островную экономику, необходимых для получения паспорта Доминики, начинается от $100 000, что сравнительно недорого даже по сравнению с аналогичными программами приобретения карибского паспорта.

Полная конфиденциальность

Правительство страны прекрасно понимает, что их будущие граждане не стремятся раскрывать информацию о своем втором гражданстве. Поэтому власти острова обеспечивают полную конфиденциальность процесса оформления инвестиционного гражданства Доминики.

Возврат инвестиций в недвижимость через 3 года

Если вы не любите расставаться с деньгами навсегда, у вас наверняка возникнет желание инвестировать в недвижимость на Доминике. По закону, минимальный срок владения таким приобретением на острове, необходимый для получения паспорта Доминики, составляет всего три года вместо обычных пяти.

Таким образом, всего через 3 года вы сможете продать свою недвижимость, вернуть инвестиции и даже немного заработать на разнице в цене.

Мягкий налоговый климат для физических лиц

Тот, кто провёл на острове больше полугода, сможет оценить все выгоды налогового законодательства Доминики. В этой стране не облагают налогами иностранные доходы, имущество, наследство, богатство и прирост капитала.

О других программах экономического гражданства на Карибах вы можете подробнее узнать из нашей статьи о вариантах получения карибского паспорта.

программы инвестиционного гражданства на Доминике

Какая сумма нужна для получения паспорта Доминики за инвестиции?

Чтобы точно ответить на этот вопрос, сначала нужно определиться:

  • Каким именно образом вы будете инвестировать?
  • Сколько членов семьи будет получать вместе с вами паспорт?

В нашей статье дан расчёт только для одного самого распространенного варианта – семейной пары без детей. Однако, окончательная сумма для получения гражданства Доминики зависит не только от способа инвестирования, но и от количества заявителей в вашей заявке, их возраста и даже степени родства. Поэтому, чтобы узнать, сколько денег потребуется на инвестирование и оплату государственных сборов конкретно вашей семье, обратитесь за консультацией к специалистам нашей компании.

Два способа инвестирования для получения экономического гражданства Доминики

  1. Безвозмездное пожертвование в государственный фонд экономической диверсификации

Как следует из названия, этот тип инвестиций вы не сможете вернуть. Зато у вас не будет никаких хлопот, связанных с объектом инвестирования, и необходимая для получения гражданства Доминики сумма будет гораздо меньше по сравнению с инвестициями в недвижимость — начинается от $100 000 за одного заявителя, без учёта дополнительных сборов.

Средства из Фонда экономической диверсификации расходуются правительством на развитие инфраструктуры, туристический сектор экономики и социальную сферу.

  1. Инвестиции через покупку недвижимости

Преимуществом этого способа является то, что вне зависимости от количества членов семьи для получения паспорта Доминики вам достаточно будет инвестировать $200 000 в объект или в долю в строящемся объекте от одобренного государством застройщика.

Если инвестиции в недвижимость осуществляют сразу несколько заявителей, например, чтобы вместе приобрести какой-то один объект, а не доли, то минимальная сумма вложений будет от $200 000 с каждого инвестора.

Сумма дополнительных сборов увеличивается пропорционально количеству претендентов на карибский паспорт в заявке инвестора. Однако те средства, что были потрачены непосредственно на покупку квартиры или доли в строящемся отеле, через 3 года вы сможете себе вернуть.

Для наглядности мы подготовили таблицу с двумя способами инвестирования в гражданство Доминики для семейной пары без детей.

РасходыБезвозмездный взносИнвестиции в недвижимость
Взнос в государственный фонд$175 000
Покупка недвижимости$200 000
Проверка на благонадёжность$15 000$15 000
Государственный сбор$35 000
Сбор за обработку заявления, паспортный сбор и сертификат о натурализации$3 200$3 200
Итого:$193 200$243 200
Итого невозвратных расходов:$193 200$43 200

Таким образом, для получения инвестиционного гражданства Доминики с помощью покупки доли в строящемся объекте семейной паре понадобится гораздо больше средств, чем для взноса в Фонд экономической диверсификации. Однако в отличие от пожертвования в фонд, через три года недвижимость можно продать и тем самым вернуть львиную долю своих вложений.

Кого можно включать в заявку на получение гражданства Доминики?

В связи с разразившимся из-за пандемии COVID-19 кризисом в 2020 году власти этой страны пошли на значительное смягчение условий включения родственников в заявку участников программы инвестиционного гражданства Доминики.

К супруге/супругу, финансово зависимым детям до 30 лет и родителям на иждивении старше 55 лет теперь добавились:

  • братья и сестры основного заявителя или его супруги старше 18 лет, при условии что они не состоят в браке и не имеют детей;
  • новоиспеченные супруги совершеннолетних финансово зависимых детей основного заявителя и его супруги, а также все появившиеся в этом браке новорожденные.

Как вы уже, наверное, догадались, все эти меры введены для того, чтобы увеличить поступления в бюджет за счёт дополнительных административных сборов и проверки на благонадёжность новых совершеннолетних членов семьи.

получения паспорта Доминики за инвестиции

Как избежать ошибок при получении паспорта Доминики?

Вне зависимости от выбранного вами способа инвестирования и количества родственников, которых вы включили в свою заявку, наиболее разумным решением будет обращение за консультацией в лицензированную юридическую компанию – это убережет вас от ошибок и поможет сэкономить не только время, но и деньги. Дело в том, что процесс получения гражданства за инвестиции имеет множество тонкостей и нюансов, а требования властей острова к будущим гражданам весьма высоки. Профессиональные иммиграционные адвокаты знают, как лучше представить вашу индивидуальную ситуацию, личные и финансовые обстоятельства для того, чтобы избежать отказа.

Квалифицированные специалисты Imperial & Legal помогут вам с первого раза пройти обязательную для заявителя и его домочадцев старше 16 лет проверку на благонадёжность. В компании вам подберут надежный и выгодный для инвестирования объект от утвержденного государством застройщика, если вы будете вкладываться в островную недвижимость.

С Imperial & Legal ваши расходы на инвестирование и дополнительные административные сборы будут сведены к необходимому минимуму, а свои новые паспорта Доминики вы получите уже через 4 месяца, не покидая дома. Компетентные юристы нашей компании проконсультируют вас по всем вопросам получения второго гражданства за инвестиции и помогут найти индивидуальное решение, наилучшим образом подходящее вам и вашей семье.

Популярные вопросы об экономическом гражданстве Доминики

Чем паспортная программа Доминики привлекает иностранных инвесторов?

Рассмотрим основные выгоды доминиканской программы привлечения инвестиций:

Есть ли у Содружества Доминики какие-нибудь уникальные преимущества?

Можно ли оформить второе гражданство для своих детей уже после получения паспорта Доминики?

Если вашему ребёнку ещё не исполнилось 18 лет, и он по какой-то объективной причине не был включен в вашу первую заявку, вы сможете сделать ему карибский паспорт даже после того, как сами получили доминиканское подданство. Процедура осуществляется посредством юридической компании-агента и стоит инвестору $25 000 за включение ребенка в программу.

Сколько стоит оформление паспорта Доминики для семьи с двумя детьми?

В качестве примера рассмотрим семейную пару с двумя несовершеннолетними детьми.

Расчёт стоимости карибского паспорта для двух вариантов инвестирования – безвозмездного вклада в государственный фонд и покупки островной недвижимости – для вашего удобства мы свели в таблицу:

РасходыДотация в Фонд диверсификации экономикиПокупка недвижимости
Основная инвестиция$175 000$200 000
Проверка на благонадёжность$11 500$11 500
Сбор за обработку заявки$1 000$1 000
Государственная пошлина$35 000
Паспортный сбор$4 800$4 800
Стоимость сертификата о натурализации$1 000$1 000
Итого:$193 300$253 300

На первый взгляд, более выгодным вариантом будет взнос в экономический фонд, однако в этом случае вся итоговая сумма — 193 300 долларов США расходуется безвозвратно. Покупка доли в одобренном правительством объекте недвижимости, напротив, инвестиция возвратная, так как через три года вы сможете её продать и вернуть не менее 200 000 долларов из итоговых 253 300. Более того, часть расходов на оформление гражданства вы себе компенсируете за счёт сдачи в аренду своей покупки.

Таким образом, если вы не сильно ограничены в денежных средствах и готовы сотрудничать с управляющей компанией, выбирайте второй вариант инвестирования в гражданство Содружества Доминики, чтобы невозвратные расходы вашей семьи составили всего $53 300. Надёжную компанию для управления вашей недвижимостью на острове вам помогут подобрать консультанты Imperial & Legal.

Сколько стран можно посетить без визы или по упрощенной схеме получения визы с паспортом Доминики?

Однако одно только количество юрисдикций для свободного посещения не может быть преимуществом, потому что с заграничным паспортом Российской Федерации вы тоже сможете без визы приехать в 116 стран мира.

Важно ещё то, какие государства вы сможете посещать свободно и как долго вы там сможете оставаться. Граждане Доминики имеют возможность, не оформляя визу, прилететь с любую страну Шенгенской зоны и провести там до 90 дней. А в Великобритании, как в бывшей метрополии, паспорт этой карибской юрисдикции позволяет оставаться до 180 дней. Так как Соединённое Королевство окончательно вышло из ЕС, обладатели карибских паспортов имеют возможность проводить большую часть года в Англии и странах континентальной Европы.

Очень актуальное разъяснение сделал Верховный суд РФ, когда изучил материалы спора жительницы Краснодара с местной властью о расширении квартиры. Жилье у дамы располагалось на первом этаже многоквартирного дома, и она переделала свою квартиру по собственному усмотрению, увеличив жизненное пространство за счет дополнительных пристроек с улицы. Подобные "расширения" квартир на первых этажах многоквартирных домов - бич многих российских городов и поселков. Поэтому важно знать, как такие действия оценивает суд и какие нормы закона в подобных ситуациях применяются.

В нашем случае хозяйка двухкомнатной квартиры в областном центре увеличила ее на 15 квадратных метров. Женщина провела перепланировку внутри квартиры и возвела еще несколько пристроек, но уже с улицы. Потом попросила местную власть согласовать такое расширение жизненного пространства.

Фото: iStock

Но с чиновниками местной администрации по этому вопросу она не нашла взаимопонимания и вынуждена была обратиться в суд, чтобы узаконить такое жилье - "улучшенное и дополненное".

Районный суд выслушал стороны спора и пошел навстречу нашей героине. Он разрешил истице легализовать обновленную и солидно увеличенную квартиру. По мнению суда, расширенная за счет нескольких пристроек квартира отвечала инженерным и противопожарным требованиям, а соседи жительницы и председатель ТСЖ письменно не возражали против изменений. Тогда администрация города обжаловала такое решение. Безуспешно. В итоге администрация дошла до Верховного суда РФ, и он ее доводы услышал, посчитав правильными и вполне законными. Ну а Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ объяснила, что именно упустили из виду коллеги в нижестоящих инстанциях.

Вот главная мысль, которую высказали самые опытные судьи страны. Она звучит следующим образом. Самовольно построенный балкон или лоджию нельзя легализовывать по правилам, которые действуют при реконструкции и перепланировке жилья, подчеркнул Верховный суд.

А в качестве важного аргумента он напомнил, что еще в 2014 году Президиум Верховного суда в обзоре практики по делам о самострое объяснил коллегам из нижестоящих судов, как важно отличать самовольные постройки от менее радикальных преобразований.

Верховный суд напомнил, что еще семь лет назад объяснял коллегам, как важно отличать самовольные постройки от менее радикальных преобразований

Но это разъяснение, как оказалось, запомнили не все. До сих пор некоторые суды в стране продолжают допускать подобные ошибки, которые спустя месяцы, а то и годы приходится исправлять Верховному суду.

Так случилось и в деле жительницы Краснодара, которая решила узаконить изменения в своей квартире.

Хозяйка квартиры демонтировала часть перегородок и построила вместо них другие, перенесла радиаторы отопления и в дополнение сделала несколько пристроек - "подсобных помещений" к своей квартире.

Результат подобных преобразований оказался таков - собственнице удалось увеличить общую площадь жилья с 48,9 кв. м до 63,8 кв. м.

Фото: iStock

Краснодарская администрация не оценила это "строительное" достижение и отказалась признавать квартиру в измененном виде. Тогда хозяйка попросила суд своим решением заставить чиновников согласовать ей новое жилье. И это ей удалось.

Первым иск рассматривал Советский райсуд Краснодара. Он учел заключения местной фирмы и отдела надзорной деятельности Краснодара - их эксперты подтвердили, что реконструированное жилье безопасно для проживания и отвечает существующим инженерным и противопожарным требованиям.

Соседи собственницы, если судить по материалам дела, также не возражали против изменений. Во всяком случае, истица подтвердила это письмом председателя ТСЖ и протоколом общего собрания жильцов. Экспертизы и протокол собрания собственников квартир в доме убедили суд в законности перепланировки и пристроек.

Городская администрация осталась недовольна таким вердиктом и обжаловала решение районного суда в апелляцию. Но там ее снова не услышали. Краснодарский краевой суд подтвердил, что истица выполнила оба условия Жилищного кодекса РФ для того, чтобы сохранить квартиру в новом, перепланированном виде.

По мнению областного суда, хозяйка "улучшенной" квартиры не нарушила прав своих соседей и не создала угрозу их жизни и здоровью. А это, как обязательное условие, прописано в статье 29 Жилищного кодекса РФ.

Верховный суд РФ с подобными выводами своих краснодарских коллег не согласился. Он пересмотрел эти выводы местных судов, поправил краснодарских судей. Верховный суд заявил следующее.

По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, местные суды перепутали два разных понятия - перепланировку и самовольную постройку. В нашем случае, собственница краснодарской квартиры не только улучшила свое жилье, но и изменила параметры всего дома, когда возвела к нему свои пристройки.

Суд подчеркнул - изменились ограждающие конструкции краснодарской многоэтажки.

Верховный суд РФ подчеркнул: пристройки возведены собственницей квартиры именно самовольно, потому что истица не получила разрешения на их строительство.

В этой ситуации местные суды неправомерно узаконили пристройки, причем сделали это по правилам легализации перепланировки. Признать самострой куда сложнее. Например, у его "автора" должно быть право возвести этот объект, он должен отвечать правилам землепользования и застройки и так далее.

Все эти разъяснения придется учесть Краснодарскому областному суду при новом рассмотрении дела, так как Верховный суд прежнее решение отменил.

В аналогичных ситуациях эксперты обязательно подчеркивают разницу между совсем не тождественными понятиями - перепланировкой, переустройством и реконструкцией. И это важный момент, который необходимо помнить.

Так перепланировка изменяет план квартиры без переноса коммуникаций, а переустройство - с переносом коммуникаций. Реконструкция же означает новые площади за пределами старого периметра дома.

По мнению экспертов, гражданам, которые планируют перепланировку, переустройство или реконструкцию собственного жилья, стоит предварительно согласовать перемены с административными органами. Сейчас этот важный этап часто пропускают, чтобы сэкономить время и деньги, но некачественные работы могут стать причиной аварий.

В аналогичных ситуациях эксперты подчеркивают разницу между не тождественными понятиями - перепланировкой, переустройством и реконструкцией

Что будет в случае нарушения? Если перепланировку квартиры ее собственник все-таки провел без разрешения, это грозит ему административным штрафом. Причем, оплата штрафа не избавит собственника от необходимости узаконить все сделанные изменения или вернуть квартиру в ее первоначальный вид. Если этого не сделать, такие штрафы будут выносить регулярно.

Но это еще не самое плохое. Администрация, выписав несколько штрафов, вправе обратиться в суд с иском о лишении гражданина права собственности, а его жилье местные власти законно могут выставить на торги.


По мнению Верховного суда РФ, перепланировка и перестройка квартиры - это две большие разницы. Фото: Олег Прасолов

Фото: ТАСС/ Марина Лысцева

Рассказываем, что предложила группа сенаторов и депутатов для решения проблемы с апартаментами, как будет регулировать их правовой статус и какие права получат жители в таких зданиях.

Многофункциональное здание

Регионы получат право устанавливать местные нормативы градостроительного проектирования в отношении апартаментов, которые подразумевают обеспечение таких проектов объектами социальной и иной инфраструктуры, говорится в пояснительной записке.

На что распространяется закон

Если закон примут, то он должен вступить в действие с 1 сентября 2021 года. Нормы нового закона затронут объекты капитального строительства, для которых после этого дня утвержден проект планировки территории либо выдан градостроительный план земельного участка.

Законопроектом предлагается распространить на апартаменты действие Жилищного кодекса

Законопроектом предлагается распространить на апартаменты действие Жилищного кодекса (Фото: Алексей Зотов/ТАСС )

Николай Алексеенко, глава Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК):

Прописка, тарифы ЖКХ и управляющие компании

Законопроектом предлагается распространить на апартаменты действие Жилищного кодекса. Если закон примут, то жители многофункциональных зданий будут оплачивать коммунальные услуги по тарифам для жилых домов, а также платить за капремонт общего имущества. Как и в жилых домах, в апартаментах будут управляющие компании. Главное — жители апартаментов смогут прописаться в них.

Перевод в нежилые и жилые помещения

Проектом закона также регулируется проведение переустройства и (или) перепланировки помещения в многофункциональном здании. Перевод нежилого помещения в жилое допускается, если в жилые помещения переводятся все нежилые (и наоборот) на лестничной площадке. При этом должны быть соблюдены условия для ограничения доступа пользователей таких помещений к жилым зонам в здании. В случае перевода одной из квартир на этаже в нежилое помещение будут действовать общие правила для такой процедуры в жилых домах — согласие всех собственников помещений, находящихся на одной лестничной площадке, а также решение общего собрания жильцов.

Главное — жители апартаментов смогут прописаться в них

Что не так с апартаментами

Апартаменты относятся к нежилым помещениям, однако по факту многие из них используются как жилые квартиры. В законах апартаменты приравниваются к коммерческой недвижимости. Поэтому к апартаментам применяются повышенные ставки коммунальных тарифов и налоговые ставки, что делает обслуживание этого вида недвижимости дороже. Ставки по коммунальным платежам в среднем могут быть выше на 15–20%, чем для сопоставимой по площади квартиры. Если квартиры (до 20 млн руб.) облагаются имущественным налогом в 0,1% от кадастровой стоимости, то для апартаментов в большинстве случаев он составляет 0,5%, а может достигать и 2%.

Кроме того, апартаменты не защищены законом о долевом строительстве, покупателям такого типа недвижимости не гарантируется выплата компенсации в случае банкротства застройщика. Также застройщик не обязан обеспечивать жителей апарт-комплекса детсадами, школами, магазинами и другими объектами социальной инфраструктуры. На апартаменты не распространяются санитарно-эпидемиологические правила для жилых помещений, это может влиять, например, на шумоизоляцию и освещение. В апартаментах нельзя оформить постоянную регистрацию, что влечет за собой трудности при устройстве детей в школу, детсад, а иногородние покупатели апартаментов в столице оказываются лишенными социальных льгот, которые дает статус москвича.

Как предлагали решить вопрос с апартаментами

В России сейчас не урегулирован правовой статус апартаментов, хотя данный вопрос обсуждается не первый год. Минстрой планировал принять соответствующий законопроект в 2016 году, тогда предполагалось, что апартаменты будут приравнены к жилым помещениям в многоквартирных домах. Последнюю редакцию документа в 2018 году внес комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, но через некоторое время его отозвали из парламента.

Летом 2019 года в комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предложили разрешить временно регистрироваться в апартаментах. Однако вопрос так и остался нерешенным.

В конце 2020 года стало известно, что Минстрой намерен запретить строительство апартаментов в России, но законодательно утвердить жилой статус уже возведенных объектов. В министерстве заявили, что, вероятнее всего, уже введенные в эксплуатацию апартаменты подпадут под амнистию и будут учтены в общем объеме ввода жилья. Позднее стало известно, что уже начатое строительство апарт-комплексов останавливаться не будет.

В начале этого года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 августа 2021 года обеспечить внесение в законы поправки, которые определят правовой статус апартаментов. Затем премьер-министр Михаил Мишустин утвердил дорожную карту по градостроительной деятельности России до 2022 года, одним из главных нововведений которой стало определение правового статуса апартаментов.

Читайте также: