Имеют ли право налогоплательщики участвовать в налоговых правоотношениях через своего представителя

Обновлено: 17.05.2024

Представительство в налоговых правоотношениях – это юридические действия, совершаемые налоговым представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены, от имени представляемого субъекта в пределах его полномочий, которые создают, изменяют или прекращают налоговые права и обязанности представляемого.

Налоговый кодекс РФ допускает совместное участие представителя и налогоплательщика в налоговых правоотношениях.

Признаки института представительства:

-представитель оказывает юридическое содействие представляемому в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами, и такое содействие осуществляется в интересах представляемого;

возможность, содержание и пределы указанного содействия определяются субъективным правом представителя (полномочием);

в процессе осуществления полномочия представитель действует по отношению к третьим лицам;

-в результате осуществления полномочий для представителя не возникает правовых последствий по отношению к третьим лицам.

Институт представительства в налоговом праве имеет свою специфику, которая определяется, прежде всего, императивным методом регулирования налоговых отношений.

Институт представительства в налоговых правоотношениях делится на два вида:

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются в соответствии с гражданским законодательством его родители, усыновители или опекуны.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Относительно налогоплательщиков — юридических лиц в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

20.Лица, способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:
1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги;
2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности;
3) вести в установленном порядке учет;
4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.




Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:
– право на информацию;
– право на получение официального письменного разъяснения;
– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
– право не соблюдать незаконные предписания и требования;
– право на обжалование;
– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.
Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

21. Органы, обязанные предоставить информацию о налогоплательщике: понятие, виды, их обязанности.

Налоговые органы обязаны:1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

7) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

8) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;

9) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:
• – органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;
• – советы адвокатских палат субъектов РФ;
• – органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;
• – органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
• – органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;
• – органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;
• – органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
• – органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;
• – нотариусы, осуществляющие частную практику;
• – органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;
• – органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;
• – органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

22. Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля: понятие, виды, права и обязанности.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, вызываются понятые.

23. Способы обеспечения налогового обязательства: залог, поручительство.

Залог применяется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем (налогоплательщик, плательщик сбора или иное лицо). При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
Поручительство может применяться в качестве обеспечительной меры:
– при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора;
– в иных случаях, предусмотренных НК.
В юридической литературе поручительство понимается как ответственность, принимаемая кем-либо на себя для обеспечения исполнения обязательства другого лица. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства за исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, составленным в соответствии с гражданским законодательством РФ.В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов (сборов), если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога или сбора и соответствующих пеней.

Применение залога и поручительства в сфере налогообложения ограничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанности, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осуществить принудительное взыскание налога.

Залог – это соглашение между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем), в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

Предметом залога выступает любое имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, за исключением имущества, выступающего предметом залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение сделок в отношении заложенного имущества может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

Поручительство – обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем (юридическим или физическим лицом). Допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. После исполнения поручителем своих обязанностей к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

В налоговом законодательстве предусмотрено такое понятие, как представительство в вопросах налоговых правоотношений. И означает это, что плательщик может выступать в налоговых вопросах, представляя свои интересы, не только лично, но и через законного представителя, у которого есть все основания выступать от лица плательщика.

Иными словами, свои права и обязанности в рамках налоговых отношений плательщик может передоверить представителю.

Все плательщики налогов или сборов, а также налоговые агенты, которые представляют собой отдельную группу плательщиков, согласно статье 26 Налогового кодекса, имеют право на представителя, если документально его полномочия были подтверждены. То есть плательщик имеет право оформить доверенность у нотариуса на своего представителя, после чего последний может выступать с представлением интересов плательщика.

При этом у плательщика – физического лица и плательщика – организации полномочия законного представителя подтверждаются по-разному. Так, согласно статье 27 Налогового кодекса, организация путем подписания внутреннего приказа и внесения в учредительные документы указывает конкретного человека-сотрудника в качестве своего представителя.

Чаще всего в его роли выступает директор, начальник или его заместитель. Именно эти лица представляют интересы всей организации в вопросах налогообложения и уплаты сборов.

Плательщик – физическое лицо может указать и подтвердить полномочия своего представителя по нормам гражданского права. То есть путем заверения у нотариуса полномочий, на основании которых представитель может действовать от лица плательщика.

Если же сам плательщик является недееспособным или ограничен в своих действиях, то его представитель чаще всего является его же опекуном или попечителем. То есть тот, кто в рамках гражданского права, может представлять интересы физического лица. В том числе и в вопросах налогообложения.

Все финансовые аспекты участия в налоговых правоотношениях осуществляются исключительно за счет плательщика, а не его законного или уполномоченного представителя. Представитель является лишь посредником по передаче платежных документов и средств между плательщиком и налоговым органом, не более того.

При этом согласно статье 28 Налогового кодекса, все действия, которые осуществляются представителем организации от ее имени, или бездействия являются действиями самой организации. То есть если представитель вовремя не уплатил все налоги и сборы (пример бездействия), то это действие приравнивается к действию организации.

В рамках налогового права получается, что именно организация своевременно не уплатила налоги и сборы, а не частное лицо, которое ее представляет.

Налоговые агенты, как и любые другие плательщики (следует понимать, как отдельные физические и юридические лица) могут иметь представителя, законного или уполномоченного. Особые нормы на налоговых агентов не применяются, все действия и полномочия представителей сохраняются в полной мере действия налогового и гражданского законодательства.

Понятие уполномоченного в налоговых вопросах

Законным и уполномоченным лицом от организации не обязательно должно быть одно и то же лицо, это могут быть совершенно разные граждане, которые наделены разными полномочиями. Более того порядок узаконивания полномочий у этих представителей разный.

Так, в рамках действия статьи 29 Налогового кодекса, уполномоченного представителя назначает руководитель организации путем составления соответствующей доверенности согласно нормам гражданского права. То есть через нотариуса.

Уполномоченный представитель имеет право выступать от лица организации в вопросах налоговых правоотношений и взаимодействий с налоговыми органами. Часто встречает практика, когда у частного лица (следует понимать, как физического) уполномоченный и законный представитель – это одна и та же организациями или частное лицо.

При этом уполномоченным считается только тот представитель, полномочия которого нотариально заверены.

В рамках гражданского законодательства существуют доверенности, которые приравниваются к нотариальным. На их основании представитель физического лица тоже считается уполномоченным.

К таким доверенностям относятся:

  • доверенности от лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • доверенности от военнослужащих, которые проходят срочную или контрактую службу;
  • доверенности от военнослужащих, которые находятся в госпиталях, больницах, санаториях.

Все документы удостоверяет начальник организации, на попечении которой находится гражданин. В местах лишения свободы – это начальник колонии или тюремной организации, у военнослужащих – командир части, являющийся непосредственным начальником служащего.

Кто не может быть уполномоченным представителем

Статьей 29 Налогового кодекса вводятся ограничения на уполномоченных представителей. Так, ими не могут быть ни при каких условиях:

  • следователи;
  • таможенные сотрудники;
  • сотрудники налоговых органов;
  • судьи любых судов;
  • прокуроры;
  • сотрудники внутренних органов.

Все эти лица не могут представлять интересы плательщиков в вопросах налогообложения, поскольку непосредственно или косвенно участвуют в процессе контроля за осуществлением норм налогового права.

Что входит в полномочия представителя

Нормы 4 главы Налогового кодекса не исключают участия самого плательщика сборов и налогов на участие в налоговых правоотношениях, даже если его интересы представляются представителем (законным или уполномоченным).

Даже если представитель участвует от лица плательщика в налоговых отношениях, плательщик имеет право лично вносить свои коррективы, в рамках налогового законодательства, лично участвовать в процессе. Равно как представитель может участвовать в налоговых правоотношениях плательщика, даже если он действует лично.

Уполномоченный представитель может действовать от лица плательщика, как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

Это не запрещается нормами действующего гражданского и налогового законодательства.

Более того от лица плательщика в качестве уполномоченного представителя может выступать, как частное физическое лицо, так и организация, на которую было составлено соответствующее нотариальное соглашение.

Именно в доверенности прописывается ряд конкретных полномочий представителя. Действовать от лица плательщика представитель может только в рамках этой доверенности, не превышая полномочия. Выдается доверенность на действие от лица плательщика на срок, который не может превышать трех лет, согласно статье 186 Гражданского кодекса. Доверенность, составленная без указания конкретного срока, является действительной в течение одного календарного года.

Так, физическим лицом чаще всего уполномоченному представителю прописываются такие полномочия, как уплата налогов и сборов своевременно и из средств плательщика, представление интересов при решении налоговых споров и вопросов.

Организации своим уполномоченным представителям предписывают больше полномочий, на основании которых представитель может полностью исключить участие самой организации в решении налоговых вопросов и налоговых правоотношений. Каждые три года доверенность на действие представителя обновляется.

Консолидированная группа плательщиков

Уполномоченным представителем такой группы является ответственное лицо, которое законом наделено правом представлять интересы в вопросах налогообложения всех участников группы. При этом его полномочия достаточно обширны, независимо от того, что именно прописано в соглашении о создании консолидированной группы плательщиков. К этим полномочиям относятся:

  • представлять интересы при нарушении норм налогового права;
  • представлять интересы при взыскании недоимок и задолженностей по уплате сборов и налогов;
  • представлять интересы при регистрации соглашения о создании.

То есть, каждому участнику группы нет необходимости обращаться в налоговый орган для реализации прав и обязанностей по налоговому праву, поскольку все эти действия может выполнить одно уполномоченное лицо.

При этом статьей 29 Налогового кодекса предусмотрено сохранение полномочий плательщика даже в том случае, если договор был досрочно расторгнут. При этом уполномоченный представитель группы не лишен права и передачи своих полномочий путем подписания соответствующей доверенности на другое лицо, не входящее в состав группы, для представления интересов всех участников.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо че­рез своих налоговых представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

  1. законные — представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами орга­низации;
  2. уполномоченные — представители, наделенные соответст­вующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

Представителями в налоговых отношениях могут быть физи­ческие лица и организации независимо от организационно-пра­вовой формы. Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — фи­зического лица аналогичен перечню представителей в соответст­вии с гражданским законодательством РФ:

  • относительно несовершеннолетних детей - их родители,
  • по отношению к опекаемым или подопечным — опекуны или попечители.

Законными представителями организации выступают его ор­ганы, поскольку юридическое лицо приобретает права и прини­мает на себя обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или учре­дительных документов. Законным представителем организации может выступать и другое юридическое лицо, отношения которых оформляются контрактом или договором поручительства. В данной ситуации законным представителем, реально участвующим в на­логовых правоотношениях за своего клиента, будет только руко­водитель организации-представителя. Сотрудники организации-представителя могут действовать лишь на основании доверенно­сти, оформленной в порядке передоверия.

Налоговым кодексом РФ установлено, что действия или без­действие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой пред­ставляемой организации. Таким образом, в российском налого­вом праве действия законного представителя аналогичны дейст­виям представляемого, что влечет и тождество юридических по­следствий: будет ли признано деяние правомерным или нет, виновным или невиновным, есть ли основания для применения смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и т.д.

Участие представителя в налоговых отношениях не исключает возможности самостоятельного осуществления налогоплательщи­ком (плательщиком сборов) или налоговым агентом своих пол­номочий. В ряде налоговых отношений представительство неиз­бежно, даже если представляемое лицо и пожелает само выполнять фискальные права и нести обязанности. Например, несовершен­нолетние или недееспособные лица в силу закона обязаны дейст­вовать через представителя. Также неизбежно налоговое пред­ставительство при подписании руководителем предприятия или главным бухгалтером поручений на перечисление налогов, нало­говых деклараций и т.д.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, наделенное налогопла­тельщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возможно только по волеизъявлению налогоплательщика, то такие отношения оформляются доверенность ю. При этом уполномоченный пред­ставитель организации осуществляет свои полномочия на осно­вании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского за­конодательства. Уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности.

Налоговым кодексом РФ установлено правило, согласно ко­торому не могут быть уполномоченными представителями налого­плательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (ст. 29 НК РФ).
В отличие от статуса законного представителя действия либо бездействие уполномоченного представителя не признаются без подтверждения действиями (бездействием) самого налогоплатель­щика. Существует два условия , при наличии одного из которых поступки уполномоченного представителя будут расцениваться в качестве действий (бездействия) самого налогоплательщика:

  • действия совершены на основании и в пределах доверен­ности, выданной налогоплательщиком;
  • в случае совершения уполномоченным представителем каких-либо деяний в пользу налогоплательщика без дове­ренности либо с превышением оговоренных в доверенно­сти полномочий, но при последующем одобрении этих
  • действий (бездействия) самим налогоплательщиком.

Следовательно, неблагоприятные деяния уполномоченного представителя впоследствии могут быть нейтрализованы пред­ставляемым субъектом. Вместе с тем поручение участвовать в налоговых отношениях от своего имени другому лицу не снимает с налогоплательщика налоговых обязанностей, а также личной ответственности за противоправные деяния.

В одних случаях роль представителя налогоплательщика определяет только закон, в других - сам налогоплательщик. Налогоплательщик может быть физическим или юридическим лицом - рассмотрим, как в обоих случаях осуществляется представительство его интересов в ИФНС.

Законный представитель налогоплательщика: кто это

Представители налогоплательщика могут быть:

  • законными (ст. 27 НК РФ);
  • уполномоченными (ст. 29 НК РФ).

В отношении законных представителей нужно учитывать, кого они представляют — юрлицо или физлицо:

  • Законными представителями налогоплательщика-организации могут быть лица, представляющие ее интересы на основании закона либо учредительных документов. Как правило, законный представитель компании - это ее руководитель. Такому представителю не требуется доверенность. Действие (или бездействие) такого законного представителя, связанное с участием представляемого им юрлица в налоговых правоотношениях, расценивается как действие (бездействие) самой организации, которую он представляет (ст. 28 НК РФ), поэтому и ответственность будет нести она. Например, при несдаче руководителем декларации в срок штраф по ст. 119 НК РФ будет наложен на организацию.
  • Представителями физлица по закону могут быть только лица, определенные гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 26, 35 ГК РФ, ими могут быть родители, усыновители или попечители несовершеннолетних физлиц, а также опекуны и попечители недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Что касается второй категории представителей — уполномоченных лиц, то их роль одинакова во взаимодействии и с физлицами, и с юрлицами: такие представители действуют на основании выданной им доверенности.

Уполномоченным представителем юрлица или ИП может быть:

  • штатный работник;
  • внештатный субъект (адвокат, юрист, юридическая организация и т.д.).

Представлять интересы физлица, не являющегося ИП, может другой человек (например, тот же адвокат) или организация.

Уполномоченными представителями налогоплательщиков не вправе быть сотрудники ФНС, ОВД, таможенных органов, прокуроры, судьи, следователи (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Условимся, что законным представителем налогоплательщика являются по существу как раз доверенные лица. Ознакомимся с особенностями составления документа, на основании которого они действуют — доверенности.

Как оформить представителя физлица (не ИП)

Но в особо сложных случаях (например, если требуется согласовать с налоговой большой объем документации) оформляется доверенность, соответствующая требованиям НК РФ. Главная ее особенность в том, что она должна быть заверена нотариально (п. 3 ст. 29 НК РФ). Забегая вперед, скажем, что такое же требование установлено и по доверенностям от лица индивидуальных предпринимателей, поскольку они считаются физлицами (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

В определенных случаях возможно использование документа, приравненного к нотариальной доверенности. Перечень таких документов приведен в п. 2 ст. 185.1 ГК РФ (доверенности военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей, лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками таких мест и т.д.).

Содержание доверенности, особенно в части полномочий, передаваемых доверенному лицу, стороны оговаривают в индивидуальном порядке.

Как оформить представителя организации и ИП

Одна из основных причин, при которых привлекается законный представитель налогоплательщика, являющегося юрлицом или ИП — необходимость подготовки или сдачи налоговой отчетности. Как мы уже отметили выше, таким представителем может быть и штатный работник, например, бухгалтер. Либо привлекается сторонний специалист или бухгалтерская служба.

На представителя хозяйствующего субъекта оформляется доверенность, в которой указаны:

  • дата и место составления документа;
  • наименование, ИНН, адрес хозяйствующего субъекта;
  • ФИО, паспортные данные, адрес представителя (если это юрлицо — наименование, ИНН, адрес);
  • перечень полномочий, передаваемых по доверенности;
  • права уполномоченного представителя;
  • срок действия документа (если не указан, то доверенность по умолчанию действует 1 год).

Если говорить о типичных полномочиях, передаваемых по доверенности на сдачу отчетности, то в их число входят:

  • представление в ИФНС деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности, прочих документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • подача в ИФНС заявлений на получение различных справок, актов сверки;
  • право подписи документов, предоставляемых в ИФНС;
  • присутствие при проведении мероприятий налогового контроля;
  • участие в рассмотрении материалов проверок и иных актов ИФНС;
  • внесение изменений в сдаваемую налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Типичные права доверенного лица по рассматриваемой доверенности:

  • право обращения в ИФНС по всем вопросам, связанным с реализацией полномочий по доверенности;
  • право на получение от имени доверителя информации и документов от ИФНС.

Если доверенность оформляется юрлицом, то для ее заверения достаточно подписи руководителя. Доверенность от ИП, как мы уже знаем, требует обязательного нотариального заверения.

Копия доверенности на сдачу отчетности всегда прилагается к декларациям (а в самой декларации в установленном порядке указывается, что сдает ее законный представитель налогоплательщика).

Если в доверенности предусмотрено передоверие, то при его практическом осуществлении новый документ, оформляемый в порядке передоверия, подлежит нотариальному заверению. Когда доверенность в порядке передоверия выдается юрлицом, ее нотариального удостоверения не требуется (п. 3 ст. 187 ГК РФ).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также: