Ифнс требует убрать из декларации по ндс суммы по сомнительным компаниям

Обновлено: 04.07.2024

Автор
Марина Климова
бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и статей по проблемам бухучёта и налогообложения, к. э. н.

В последние годы налогоплательщики стали сталкиваться с тем, что за них или их контрагентов кто-то подает уточненные декларации по НДС с нулевыми показателями. Причем явление это приобрело характер стихийного бедствия.

✅ Что было сделано для начала

Это существенно облегчило ситуацию, поскольку теперь добросовестному налогоплательщику, за которого представили подложную декларацию, достаточно продать новую уточненную налоговую декларацию по НДС, чтобы восстановить статус-кво. Естественно, сделать это нужно как можно скорее, т.к. пока будет идти камеральная налоговая проверка декларации с нулевыми значениями, и сам налогоплательщик, и его контрагенты будут испытывать отрицательные эмоции.

Напомним, что представление уточненной декларации прекращает камеральную проверку предыдущей версии отчетности и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе очередной уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ) . Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). В то же время, если уточненная декларация представлена после получения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении пояснений или документов в рамках проверки, он обязан на него ответить иначе будет оштрафован (Определение ВС РФ от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522) .

✅ Признают ли поддельные декларации непредставленными

Новая норма НК РФ – п. 4.1 ст. 80 – предусматривает, что налоговая декларация считается непредставленной, если, в частности, при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации установлен факт подписания декларации неуполномоченным лицом.

В рассматриваемой нами ситуации налогоплательщик, обнаружив мошеннические действия со своей отчетностью, естественно, должен обратиться в налоговый орган и обозначить, что данная декларация исходила не от него. Хотя бы для защиты своей репутации и аннулирования подложной доверенности. Доказать, что подписант был не уполномочен не всегда легко, пожалуй, все зависит от того насколько умело подделана доверенность.

Важно учесть, что названный выше п. 4.1 ст. 80 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 1 июля 2021 года (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ) . В отношении ранее представленной налоговой отчетности механизм аннулирования принятой налоговым органом налоговой декларации в законодательстве отсутствует. Для тех налогоплательщиков, которые требовали от своей и вышестоящей инспекции восстановить справедливость и исключить из системы сведения, внесенные на основании подложной декларации, это становилось (и остается) камнем преткновения.

Тем не менее, есть ряд примеров из практики судов, когда налогоплательщику удавалось добиться своего. Показательно, например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2021 № Ф07-5554/2021 по делу № А56-14368/2020.

Однако аннулировать саму декларацию и исключить данные из нее из системы налоговый орган отказался, сославшись на отсутствие соответствующего правового механизма.

Не помогло и обращение с жалобой в Управление налоговой службы по региону.

Подчеркнем, что борьба за аннулирование данных о подложной декларации имеет целью скорее все же восстановление репутации в глазах контрагентов и налоговых органов, нежели является обязательным условием для замены данных в системе на верные – этого можно добиться и путем представлении новой уточненной декларации.

✅ Изменения в законодательстве, нацеленные на упреждение проблемы в будущем

Организации, столкнувшейся с действиями фиктивного уполномоченного лица, стоит не только представить уточненную налоговую декларацию, устраняя последствия нарушения своих прав, но и разобраться с самой подложной доверенностью.

Скорее всего, проблема эта локальная и сопряжена именно с НДС, но лучше перестраховаться.

Если известны реквизиты такой подложной доверенности, целесообразно совершить действия, характерные для отмены доверенности (несмотря на то, что вы знаете, что не выдавали ее). Это поможет предотвратить использование подделки в каких-либо обстоятельствах в дальнейшем.

Следует также известить об отмене всех известных третьих лиц, для представительства перед которыми подложная доверенность могла бы быть использована.

Действуя таким образом компания может (при желании) обнулить все доверенности и начать с чистого листа.

Если потребность в уполномоченном представителе в налоговых правоотношениях все же есть, выдайте ему доверенность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Нотариально удостоверять такую доверенность не требуется: достаточно заверить ее подписью руководителя организации (п. 4 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ) .

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, то по правилу п. 5 ст. 80 НК РФ в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации). При этом к налоговой декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации, либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Реформирование правил применения усиленных квалифицированных ЭП также защищает интересы налогоплательщика, поскольку число аккредитованных удостоверяющих центров резко сокращается, с 2022 года сертификаты ключей проверки УКЭП руководителям организации будет выдавать только удостоверяющий центр ФНС России (в отдельных случаях удостоверяющие центы Банка России и Федерального Казначейства), а не коммерческие АУЦ.

Причем для первичного получения сертификата директору придется явиться в налоговый орган (или точку выдачи доверенного лица ФНС России) лично. Таким образом, предотвращается оформление сертификатов мошенниками без ведома владельца. В свою очередь, этот механизм со временем снизит риски и оформления фиктивных электронных доверенностей, которые подписываются УКЭП руководителя организации.

✅ Радикальное решение

Для тех, кто решил категорически исключить саму возможность представления декларации по НДС любым уполномоченным лицом, ФНС России разработала рекомендуемые форму и формат уведомления о запрете приема налоговых деклараций по НДС, представленных уполномоченными лицами (см. Письмо ФНС России от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9014@) .

Уведомление заполняется в электронной форме по формату, согласно приложению к названному письму. Законный представитель организации подписывает уведомление УКЭП и направляет в налоговый орган по месту регистрации организации по ТКС через оператора электронного документооборота.

В случае представления в налоговый орган уведомления с отметкой о запрете в приеме налоговых деклараций по НДС от уполномоченных лиц, с даты поступления уведомления будет формироваться отказ в приеме таких деклараций, подписанных не законным представителем налогоплательщика.

Воспользоваться этим механизмом можно с 1 июля 2021 года.

Уведомление касается только деклараций по НДС и не мешает уполномоченным лицам представлять иную отчетность организации налоговым органам. Его представление не влечет отмену ранее выданных доверенностей.

Если налогоплательщик передумает, он может заполнить этот же бланк, но с отметкой об отмене запрета на прием налоговых деклараций по НДС от уполномоченных лиц. С даты поступления уведомления такие декларации будут приниматься налоговым органом от законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.

При этом налоговики вправе оштрафовать компанию только за непредставление тех пояснений, требование по которым направлено на основании п.3 ст.88 НК РФ. Например, если налоговики направили запрос представить пояснения о причинах снижения суммы НДС к уплате по сравнению с предыдущим налоговым периодом (кварталом), то компания вправе не отвечать на него.

Налоговики рекомендуют на каждое требование (даже если они однородны и получены одновременно) предоставлять пояснения отдельно (Письмо ФНС РФ от 07.11.2016 г. №ЕД-4-15/20890@).

По какой форме представлять пояснения

!Материалы по теме
!Материалы по теме

Если у компании нет обязанности отчитываться через интернет, то пояснения вправе представить налоговикам как электронно, так и на бумаге.

Какие расхождения чаще всего требуют пояснений

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

Если компания неверно привела реквизиты счета-фактуры контрагента, то в пояснении нужно привести верные реквизиты с приложением копии счета-фактуры. Данная ошибка не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

!Мы в соцсетях
!Мы в соцсетях

В этом случае в пояснении налоговикам нужно привести правильный ИНН контрагента и указать на ошибочно отраженный ИНН. Данная ошибка также не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

!Бухучет_Грамотный бухгалтер
!Бухучет_Грамотный бухгалтер

По этой причине налоговики требуют дать пояснение и представить уточненную декларацию, исключить вычет и оплатить недоимку.

На практике причины незеркальности НДС могут быть разными. Например, продавец показал НДС, исчисленный с реализации в другом налоговом периоде. Поэтому в пояснении налоговикам нужно привести документы по сделке и приложить выставленные продавцом счета-фактуры. В этой ситуации уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Налоговики проверяют, почему налогоплательщик выбрал данного контрагента на основании критериев, приведенных в Письме РФ от 23.03.2017 г. №ЕД-5-9/547@. Например, налоговики не вправе лишать вычета НДС только на основании допроса номинального директора и экспертизы почерка (Определение ВС РФ от 06.02.2017 г. №305-КГ16-14921).

На практике зачастую причиной нестыковок является отражение счетов-фактур по сделке продавцом и покупателем в разных налоговых периодах (кварталах). Например, продавец отразил счет-фактуру по реализации в I квартале 2017 г., а покупатель заявил вычет во II квартале 2017 г. Уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Риск-ориентированный подход налоговиков при проведении камеральных проверок

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

Пояснения по льготным операциям

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту - Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Как отсрочить представление пояснений

На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/34@).

Читайте также: