Идеальная база для налогообложения в динамическом учете

Обновлено: 19.04.2024

Анализ финансового состояния — один из важнейших этапов оценки результатов, достигнутых компанией по итогам отчетного года.

На основе данных такого анализа собственники и менеджмент компании получают информацию о факторах, повлиявших на результаты бизнеса, оценивают экономические возможности по дальнейшему развитию.

Данные анализа служат базой для разработки бизнес-планов и операционных бюджетов на следующий год.

Анализ финансового состояния всегда востребован при привлечении внешнего финансирования, так как его итоги помогают оценить кредитоспособность компании и спрогнозировать ее динамику на будущее. Следовательно, руководитель финансово-экономической службы любой компании обязан проводить качественный анализ ее финансового состояния после формирования в управленческом учете годовых итогов деятельности.

АНАЛИЗИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИТОГАМ ГОДА

Анализ результатов деятельности необходим для понимания того, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся у него активы, в какой степени сбалансированы источники их формирования. С помощью анализа можно оценить стабильность структуры имущества компании и источников его формирования.

Основой для анализа результатов деятельности предприятия служит управленческий баланс. Как правило, для оценки используют агрегированный (предварительно укрупненно сгруппированный) вариант баланса.


Сразу отметим, что за 2019 г. общая валюта баланса увеличилась в абсолютном значении на 29 000 тыс. руб., в относительном — на 21,8 %.

В части имущества компании выявлен опережающий рост внеоборотных активов, которые выросли на 18 000 тыс. руб. (23,2 %). Оборотные активы по итогам 2019 г. выросли на 11 000 тыс. руб. (19,8 %).

В качестве положительного момента следует выделить тот факт, что наименее ликвидная часть оборотных активов в виде запасов ТМЦ увеличилась за анализируемый период в наименьшей степени — только на 7,7 %. Это свидетельствует об эффективной политике управления запасами.


Из таблицы 2 видно, что структура основных групп активов по итогам 2019 г. изменилась незначительно: доля внеоборотных активов выросла на 0,7 %, на такой же процент уменьшилась доля оборотных активов.

Изменения в структуре источников формирования активов за 2019 г. более существенные. На 6,9 % увеличилась доля собственных средств, на 0,3 % — доля долгосрочных обязательств компании (при снижении доли краткосрочных обязательств на 7,2 %). Этот факт свидетельствует об улучшении структуры источников формирования активов по итогам 2019 г.

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4,

где А1 — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 — дебиторская задолженность;

А3 — запасы ТМЦ и прочие оборотные активы;

А4 — внеоборотные активы;

П1 — текущая кредиторская задолженность;

П2 — краткосрочные кредиты и займы, другие текущие обязательства;

П3 — долгосрочные кредиты и займы, другие долгосрочные обязательства;

П4 — собственные средства (капитал) компании.

Рассчитав ликвидность согласно этой формуле, получаем следующие значения (табл. 3).


АНАЛИЗИРУЕМ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ИТОГАМ ГОДА

Финансовые результаты компании анализируют, чтобы оценить эффективность ее операционной деятельности, выявить способность к сохранению конкурентоспособности на рынке сбыта продукции.


Сравнивая финансовые результаты компании 2019 г . с аналогичными показателями 2018 г . , можно сделать следующие выводы:



Выводы на основании данных табл. 5:

  • по итогам 2019 г. себестоимость продаж составила 78,1 % к выручке от реализации, что на 1 % выше себестоимости продаж 2018 г.;​
  • величина торговой наценки (Валовая прибыль / Себестоимость реализации) в 2019 г. снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2018 г. на 1,6 % и составила 28 %.

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка финансовых показателей предприятия определяется на основе метода финансовых коэффициентов, которые характеризуют как финансовую устойчивость компании, так и степень эффективности ее бизнеса. Эта оценка формируется путем расчета финансовых коэффициентов основных управленческих отчетов (баланса и отчета о прибылях и убытках) с последующей интерпретацией полученных значений.

Финансовые коэффициенты делятся на пять основных групп. Перечень основных финансовых коэффициентов и формулы их расчета представлены в табл. 6.


При проведении анализа финансового состояния предприятия расчетные показатели интерпретируются следующим образом:

  • показатели имущественного состояния позволяют оценить степень износа внеоборотных активов компании и необходимость их обновления в будущем;
  • показатели ликвидности характеризуют способность компании погасить свои текущие обязательства перед кредиторами;
  • показатели финансовой устойчивости определяют степень финансовых рисков бизнеса компании;
  • показатели деловой активности измеряют эффективность операционной деятельности компании;
  • показатели рентабельности позволяют измерить способность компании генерировать прибыль за счет использования имеющихся у нее ресурсов.


Интерпретируем полученные расчеты:

  • показатели имущественного состояния — 5 баллов;
  • показатели ликвидности — 3 балла;
  • показатели финансовой устойчивости — 3 балла;
  • показатели деловой активности — 4 балла;
  • показатели рентабельности — 5 баллов.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

1. Оценка финансового состояния предприятия по итогам года включает анализ результатов деятельности, финансовых результатов и финансовых показателей.

2. Для оценки финансового состояния предприятия по итогам года используют горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный и факторный анализ, анализ финансовых коэффициентов.

3. Основой для анализа финансового состояния предприятия по итогам года служат данные баланса, отчета о прибылях и убытках, расчетные значения финансовых показателей.

4. Для наибольшего эффекта результаты анализа финансового состояния должны быть формализованы в письменном виде, включать цифровые данные, их интерпретацию, а также рекомендации по исправлению негативных тенденций в развитии бизнеса и финансовом состоянии компании.


Ведение раздельного учета доходов и расходов является необходимостью при наличии объектов, облагаемых налогами по разным правилам или требующих раздельного отражения данных по ним. Как исполнить обязанность по раздельному учету и какие требования учесть, узнайте из нашего материала.

Кому не обойтись без раздельного учета

Вопрос о необходимости ведения раздельного учета возникает, если компания или предприниматель в процессе своей деятельности:

  • сочетает различные режимы налогообложения;
  • осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции;
  • оказывает (наряду с обычными) услуги, цены на которые регулируются государством;
  • работает по госконтрактам (включая гособоронзаказы);
  • совмещает некоммерческую деятельность с коммерческой.

Раздельный учет может осуществляться не только в обязательных ситуациях, но и в добровольном порядке, к примеру в целях получения необходимой детализации информации в рамках управленческого учета.

Об управленческом учете подробнее читайте в материалах:

В последующих разделах остановимся на отдельных случаях, когда обязанность ведения раздельного учета регламентирована законом.

Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)

Если исполнители ГОЗ пользуются средствами федерального бюджета, им необходимо руководствоваться постановлением от 19.01.1998 № 47, в котором описаны правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для таких ситуаций.

При выполнении требований закона № 275-ФЗ важно учесть следующие аспекты:

  • алгоритмы раздельного учета утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (в составе учетной политики или отдельным внутренним актом);
  • учет по каждому ГОЗ ведется обособленно;
  • оформление расходов производится посредством составления первичных учетных документов на каждое отдельное изделие, группу изделий, работу и (или) услугу, предусмотренные в ГОЗ;
  • фактические затраты отражаются в аналитических учетных регистрах в разрезе прямых, накладных и коммерческих расходов;
  • формы применяемой при исполнении ГОЗ первички (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров (карточек учета фактических затрат по калькуляционным статьям, ведомостей затрат на производство и др.) утверждаются в учетной политике;
  • для расчета финансового результата по ГОЗ применяется формула:

ЦР — цена реализации (предусмотренная в ГОЗ договорная цена);

ФЗ — фактические затраты, исчисленные с учетом п. 3 постановления № 47.

Налогоплательщик, исполняющий ГОЗ, исходя из основополагающих требований постановления № 47, разрабатывает собственные алгоритмы раздельного учета с учетом специфики своей деятельности.

Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий

  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • иные СЕМ (ст. 4 закона № 147-ФЗ).

Раздельный учет СЕМ обязаны вести по видам деятельности в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ или уполномоченным им органом (п. 4 ст. 8 закона № 147-ФЗ). Для ряда вышеперечисленных СЕМ такой порядок утвержден на уровне министерства, например:

  • по железнодорожным перевозкам — приказом Минтранса РФ от 12.08.2014 № 225;
  • при оказании услуг СЕМ в речных портах — приказом Минтранса РФ от 27.08.2015 № 268;
  • услуги СЕМ в аэропортах — приказом Минтранса РФ от 05.12.2011 № 303.

Порядок ведения раздельного учета для СЕМ базируется на общепринятых нормах бухучета и учитывает специфику отдельных СЕМ, в частности:

  • определяет основу ведения учета — данные бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета;
  • детализированно расписывает номенклатуру доходов и расходов;
  • описывает принципы распределения расходов СЕМ по видам деятельности между регулируемыми и нерегулируемыми сферами;
  • конкретизирует формы отчетности о результатах ведения раздельного учета;
  • расшифровывает важные специфичные ученые аспекты (схемы распределения расходов СЕМ по субъектам РФ, показатели и алгоритмы для распределения расходов).

Детальная методика раздельного учета СЕМ способствует формированию необходимой информации для обоснованного госрегулирования цен на определенные виды услуг.

Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения

Применение одновременно двух и более налоговых режимов является дополнительной нагрузкой для бухгалтера, который в такой ситуации:

  • производит анализ, разграничивая расходы, относящиеся к определенному виду деятельности напрямую, и расходы, подлежащие распределению;
  • устанавливает и описывает алгоритмы раздельного учета;
  • разрабатывает необходимые для такого случая аналитические учетные регистры;
  • оформляет методику раздельного учета;
  • утвержденную методику раздельного учета внедряет в учетный процесс и следует ей, осуществляя учет.

Существуют разнообразные варианты совмещения режимов — рассмотрим отдельные из них.

ЕНВД и упрощенка

В соответствии с п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ применение ЕНВД по отдельным видам деятельности предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам.

В данном случае учитываются следующие аспекты:

  • применяется основной затратно-распределительный алгоритм (ст. 346.18 НК РФ) — расходы распределяются пропорционально долям доходов, полученным в рамках применения конкретного режима налогообложения, в общем объеме полученных доходов;
  • требуется установить период распределения затрат (рекомендуемый чиновниками способ — нарастающим итогом с начала года);
  • следует обеспечить сопоставимость доходов, полученных при ЕНВД и УСН (к примеру, организовать весь учет кассовым методом);
  • важно решить иные возникающие при совмещении режимов задачи (конкретизировать ответственных за раздельный учет лиц, закрепить аналитические счета учета в рабочем плане счетов и др.).

В организации раздельного учета при совмещении ЕНВД с упрощенкой помогут статьи:

ЕНВД и общая система налогообложения

В данной ситуации необходимо:

  • установить период распределения затрат;
  • организовать раздельный учет имущества (используемое в ЕНВД-деятельности имущество налогом не облагается по п. 4 ст. 346.26 НК РФ, за исключением оцениваемого по кадастровой стоимости);
  • разработать иные алгоритмы и схемы раздельного учета (для распределения страховых взносов по видам деятельности, разграничения совокупности выплат в пользу работников по режимам и др.).

Нужен ли раздельный учет некоммерческим организациям

  • не имеющая целью работы извлечение прибыли;
  • не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В абз. 3 п. 1 ст. 32 закона № 7-ФЗ указано, что раздельный учет надлежит организовать, если НКО получило деньги (или иное имущество) от иностранных источников, и такой учет должен включать:

Кроме того, без раздельного учета не обойтись, если помимо уставной НКО осуществляет предпринимательскую деятельность.

Итоги

Ведение раздельного учета доходов и расходов может быть как обязанностью налогоплательщиков (при исполнении гособоронзаказов, при совмещении налоговых режимов и в других установленных законом случаях), так и осуществляться ими в добровольном порядке. Для организации раздельного учета потребуется создать его методику и установить алгоритмы распределения расходов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: