Государственные органы и органы местного самоуправления как субъекты налогового права

Обновлено: 17.05.2024

Социальные отношения не могут существовать без лица, которое бы участвовало в реализации правовых отношений в качестве составной части регулирования права. Для того, чтобы стать таким лицом, требуется обладать свойствами субъекта права, что значит иметь возможность стать участником в правовых отношениях.

  • предприятия и физические лица, которые признаны налогоплательщиками или плательщиками сборов согласно Правовому Кодексу РФ, также те, которых Налоговый Кодекс признает налоговыми агентами;
  • налоговые органы (орган исполнительной власти федерального уровня, который уполномочен по контролю и надзору в сфере налогов и сборов);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти и находящиеся у него в подчинении, которые уполномочены в сфере таможенного дела).

В.В. Гриценко отмечает субъектами налоговых отношений налоговые органы, банки и налогоплательщиков, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета казначейства. А государство также выступает в роли участника налоговых правоотношений, потому что оно лично вводит налоги и обеспечивает данными правами местные органы.

А Н.П. Кучерявенко делит участников налоговых правоотношений на три разных категории:

  • государство (уполномоченные органы);
  • налоговые органы;
  • налогоплательщик.

В литературе можно найти также замечания о лицах, которые содействовали уплате налогов.

Субъекты и участники налоговых правоотношений

Вследствие этого важно ставить четкие границы многосторонними налоговыми правоотношениями, где все участники могут выражать свою независимость, и двусторонними, где много участников, имеющих свободу.

С.Г. Пепеляев более подробно рассмотрел группы участников налоговых правоотношений, разделив их на основных и факультативных участников, где основными участниками являются:

  • государственные органы, наделенные правом контролировать и управлять в области налогов, таможенные органы;
  • лица хозяйственной деятельности:
    • налоговые агенты;
    • налогоплательщики;

    Ко второй категории он отнес:

    • субъекты, которые обеспечивают перечисление налогов и сборов:
      • сборщики налогов и сборов;
      • банки;
      • регистрационные органы;
      • органы лицензирования;
      • нотариусы;
      • судьи;
      • нотариусы;
      • регистрирующие органы;
      • свидетели и понятые;
      • эксперты, специалисты и т.д.;
      • представители;
      • налоговые консультанты.

      Неизменным главным участником налоговых правоотношений выступает само государство, так как значится владельцем получаемых налоговых доходов (не в качестве уполномоченных государственных органов), а причиненный налоговым органам ущерб, компенсируется за счет государственного бюджета.

      Помимо этого, оно выступает одной из сторон при заключении договоров международного уровня, с целью избежать двукратного налогообложения в качестве независимого субъекта международного права (в данной роли оно выступает также при формировании и внедрении налогов). Из вышеописанного можно прийти к заключению, что государство может как участвовать в правоотношениях сферы налогов, так и являться субъектом таких отношений.

      Н. П. Кучерявенко отмечает в ряду возможных субъектов налоговых правоотношений:

      • государство и его уполномоченные органы;
      • местное самоуправление;
      • физические и юридические лица.
      • свидетели и понятые;
      • эксперты и специалисты;
      • представители;
      • переводчики и т.п.

      За ними сохранены конкретные права и обязанности в области налогов и сборов.

      В числе участников не упомянуты представительные органы власти государства, ее субъекты и муниципальные образования, однако, в статье 2 Налогового Кодекса РФ упоминается, что отношения относительно создания и введения налогов и сборов, входят в число отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, что неразделимо с деятельностью органов законодательной власти.

      Следовательно, необходимо учитывать, что помимо вышеперечисленных в статье 9 НК РФ возможных участников, как показывает практика, в налоговые правоотношения по факту входит большее количество лиц, а группа участников таких отношений значительно обширнее, чем группа их субъектов. В качестве субъектов налоговых правоотношений подразумевается государство, включая его уполномоченные органы, муниципальные образование или налогоплательщиков, у которых материальный интерес. Другие лица, которые вступают в налоговые отношения, значатся в качестве их участников.

      Государству противопоставлен налогоплательщик в лице функционального подчиненного субъекта. Касаемо физических лиц, платить налоги вправе как граждане РФ, так и граждане других стран или лица без гражданства, которые попадают под налоговую суверенность страны в соответствии с нормами государственного законодательства.

      В конституционном определении, которое указано статье 57 Конституции РФ говорится о том, что все должны уплачивать установленные законом налоги и сборы. Из чего следует, что налоговый статус физического лица определяется не его гражданством, а налоговым резидентством.

      Понятия правоспособность и дееспособность

      Налогоплательщики наделены отдельной собственностью, что делает возможным их участие в гражданском обороте и несет за собой появление обязательств по выплате налогов. Чтобы вступить в какое-либо налоговое правоотношение, его субъекту нужно владеть налоговой дееспособностью и правоспособностью, иными словами налоговой правосубъектностью, значащейся в качестве социально-юридического свойства, которое государство предоставляет лицу согласно требованиям социального развития в сфере налоговых отношений. Правосубъектность является нормой, которая юридически определяет рамки, в чьих границах у налогоплательщика появляются права и обязанности.

      Нужно подчеркнуть, что в общественных правоотношениях правоспособность выражается с помощью юридических обязанностей. Наряду с этим войти в то или иное правоотношение и быть его субъектом можно лишь при существовании связи между правосубъектностью, субъективными правами и обязанностями, которая выражается юридическими доводами, закрепляется нормативно-правовыми актами и позволяет исполнять эти права и обязанности.

      Способность, учтенная нормами налогового права, личной деятельностью создавать и реализовывать права и обязанности называется налоговой дееспособностью, и заключается в осуществлении лицом деятельности, которая направлена на получение прав и создание обязанностей, их реализацию, на получение возможности нести ответственность за нарушения прав в налоговой сфере.

      Правоспособность формируется с момента появления (например, рождение человека), а дееспособность – при выполнении какого-либо условия (достижение какого-либо возраста), иногда они возникают единовременно.

      Когда время возникновения правоспособности юридического лица, приходится на появление дееспособности, это связано с появлением у юридического лица гражданской правосубъектности и определенной имущественной независимости организации – налогоплательщика, иными словами налоговая правосубъектность в этом примере имеет вторичную форму. А налоговая правоспособность физического лица – частного характера, так как это лицо получает налоговую правоспособность с самого рождения, а налоговая дееспособность появляется позже.

      На данный момент статья 107 Налогового Кодекса РФ отчетливо определяет только возраст деликтоспособности физического лица, налогоплательщика, который составляет 16 лет (это значит, что долг на уплату налогов накладывается с момента рождения, а отвечать за его невыполнение можно будет только по достижению этого возраста).

      Так как возраст деликтоспособности и дееспособности должен быть одинаковый, образование налоговой дееспособности физического лица приходится на возраст с 16 лет. До наступления этого возраста за физическое лицо и невыполнение им своих налоговых обязанностей, несут его законные представители.

      Вследствие этого Д. В. Винницкий подчеркивает, что как налоговая правосубъектность, так и правоспособность того или иного субъекта налогового права во всех случаях значится специальной, другими словами субъекты налоговых отношений могут принимать участие только в некоторых категориях правоотношений в пределах некоторых сфер права.

      Субъектами налогового правоотношения становятся и те лица, кто освобожден от уплаты, по причине получения налоговых льгот.

      Налогоплательщики-предприятия и ИП представляются субъектами таких правоотношений, даже если у них нет дохода, а так как нет предмета налогообложения, это необходимо засвидетельствовать, для этого налогоплательщик входит в контрольные налоговые правоотношения.

      Предприятие в момент реализации бизнеса не освобождается от уплаты налогов, даже в случае не постановки на налоговый учет, но образование ее полной налоговой правосубъектности относится именно к этому, потому что это осуществимо, только зарегистрировавшись в налоговых органах и встав на учет.

      Отличия правосубъектности какого-либо предприятия зависят от ее статуса, реализации ее бизнеса, получения прибыли и т.п. Наряду с этим предприятие во многих случаях может быть не только в качестве налогоплательщика, но и исполнителя какой-либо деятельности в роли налогового агента.

      Как отмечает Д. В. Винницкий, предприятие может осуществить свою налоговую дееспособность только через свои органы управления и законных или уполномоченных представителей, так как действия предприятия будут считаться в качестве действий самого предприятия, а вина юридического лица зависит от вины должностных лиц.

      Любая юридически важная деятельность предприятия является итогом взаимных действий между структурных подразделений и должностных лиц.

      Вступить в налоговые правоотношения налогоплательщиков могут и иностранные граждане. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

      Вместе с тем, будет затруднительно миновать двойное налогообложение. Для устранения данной проблемы государства заключают между собой специальные соглашения.

      Фундаментом для заключения таких соглашений обычно является Типовой договор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об устранении двойного налогообложения 1977 г. Он является лишь рекомендательным, но многие государства, в т.ч. и РФ (не являющаяся членом ОЭСР), применяют его в качестве образца для того, чтобы заключить похожее соглашение с другой страной.

      В качестве образца могут браться и Типовые договоры США или ООН. Все вышеперечисленные случаи сопровождаются появлением правоотношений между двумя государствами, которые заключили договор о миновании двойного налогообложения. На практике, это формирует обязательство для налогоплательщика платить налог одной из заключивших данное соглашение сторон.

      Плательщики налогов и сборов или налоговые агенты вправе принимать участие в налоговых отношениях через личного представителя (об этом говорится в статье 26 НК РФ), только если другое не учтено НК РФ.

      Если налогоплательщик принял решение участвовать сам, он не лишен права иметь своего представителя, так же как и участие представителя не отменяет право налогоплательщика на его личное участие. Но в случае с представителем, он должен быть уполномочен, что необходимо подтвердить документально доверенностью.

      Виды представителей и их определение

      Представитель может быть двух видов:

      Законным представителем налогоплательщика-предприятия является лицо, которое уполномочено на деятельность от его лица, основываясь на законах или учредительных документах (например, им может быть директор предприятия). Если же речь о представителе физического лица, то представлять его может лицо, основываясь на гражданский кодекс РФ (например, родители могут представлять своего несовершеннолетнего ребенка).

      Уполномоченный представитель – физическое или юридическое лицо, которое уполномочено налогоплательщиком на какую-либо деятельность от его лица с налоговыми органами или другими участниками налоговых отношений.

      В отличие от ситуации в гражданских правоотношениях, представительство в налоговых правоотношениях имеет некоторые ограничения касаемо группы лиц, которые имеют право быть уполномоченными представителями. Например, ими не могут стать должностные лица налоговых и таможенных органов, судьи, следователи, прокуроры, органов внутренних дел.

      При начале правоотношений налоговым представителем в них также участвует и сам налогоплательщик, так как в пункте 1 статьи 26 Налогового Кодекса РФ говорится о том, что он может участвовать в них с помощью законного или уполномоченного представителя, когда другое не предусматривается Налоговым Кодексом РФ.

      Из этого следует заключение, что в данных правоотношениях участвует налогоплательщик, но процесс осуществляется, при помощи вышеописанных представителей.

      Государство как субъект налоговых правоотношений

      Особенным субъектом налоговых правоотношений представляется государство, оно выступает в качестве обладателя суверенности, которая выражена правом государства вводить налоги и сборы.

      Так как эти отношения публично-правового вида, присутствие государства в качестве субъекта налоговых правоотношений носит обязательный характер. С учетом введения и установления налогов, оно как организует подвластные субъекты правоотношений, так и самолично участвует в них, реализуя свое суверенное право.

      Общее число прав и обязанностей властных субъектов налоговых отношений (государства или органа, который осуществляет его полномочия в налоговой сфере) возможно классифицировать в качестве его правосубъектности и власти, показывающих главные виды деятельности субъекта, а именно: его роль, точный вид деятельности, а также права и обязанности.

      Органы государственной власти, осуществляя свои права в сфере налогов, реализуют и другие права, которые предоставляет государство, создавая таким образом сильный общественный характер налоговых правоотношений.

      Введение и взыскание налогов необходимо рассматривать, как преобладание государства в отношении власти, которая создается во время жизнедеятельности социума. Деятельность государства в качестве владельца налоговых поступлений осуществляется при помощи правоотношений, где принимают участие разные органы в виде представителей государства, но ответственным за незаконное взыскание налогов является само государство.

      Если участниками налоговых правоотношений становятся государственные органы, то лично они и создают сильный характер правоотношений. В то же время должностные лица налоговых органов, которые выделяются законодательством в роли отдельных участников налоговых отношений, по факту осуществляют права необходимого налогового органа, не становясь обладателями отдельных прав и обязанностей, присущих исключительно им.

      Таким образом, распределение прав и обязанностей по подразделениям налогового органа нельзя отнести к налоговым правоотношениям. Эта деятельность осуществляется только в рамках административного или конституционного права.

      У государства в налоговых отношениях есть законные требования материального характера в отношении налогоплательщиков, и в то же время оно обязано защищать интересы налогоплательщиков. У плательщика обязательство выплачивать налоги появляется непосредственно перед государством, так как именно оно вводит общие понятия касаемо налогообложения, а также определенные налоги и сборы.

      Полученными средствами по итогам взимания налогов владеет государство, его субъекты и муниципальные образования.

      В большинстве случаев государство лично не принимает участие в налоговых отношениях, а осуществляет это через структуру уполномоченных органов, но государственный фискальный интерес и ведомственный интерес уполномоченного органа могут не совпадать.

      В некоторых ситуациях налогоплательщик имеет право представить иск не в адрес государства, а определенного налогового органа, но в таком случае материально-ответственным будет определенное публично-территориальное образование и его бюджет, что подтверждает целостность правоспособности и дееспособности государства и его органов. В лице каких органов государство будет входить в налоговые правоотношения, зависит от их типа.

      Если речь о взыскании налогов и сборов, то государство выступает в лице налоговых и таможенных органов, если отношения касаемо реализации налогового контроля, то государство выступает в лице налоговых или правоохранительных органов. Как налоговые органы, так и арбитражный суд, суд общей юрисдикции наделены полномочием привлекать к ответственности за нарушения в области налогов и сборов, также они могут оспаривать акты, предоставленные налоговыми органами и соответствующими должностными лицами. Но главную роль в отношениях относительно ввода налогов и сборов имеют законодательные органы РФ, субъекты страны или представительные органы местного самоуправления, что зависит от типа вводимых налогов.

      1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

      2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

      3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

      Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

      При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

      Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

      В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

      Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

      При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

      5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

      6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

      7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

      Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

      Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

      виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

      ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

      налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

      особенности определения налоговой базы;

      налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

      В РФ действуют три вида налогов — федеральные, региональные и местные. Это следует из многих статей Кодекса, и определено положениями ст. 12 НК РФ.

      Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов

      ГАРАНТ:

      1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

      2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

      Информация об изменениях:

      Пункт 3 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

      3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

      При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      Региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с настоящим Кодексом.

      Информация об изменениях:

      Пункт 4 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

      4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

      Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

      Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

      В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

      Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

      Местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.

      При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

      Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

      5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

      6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

      Информация об изменениях:

      Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 232-ФЗ в пункт 7 статьи 12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

      7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

      Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

      Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

      виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

      ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

      налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

      1) налоговое право – подотрасль финансового права наряду с бюджетным, которая представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налоговых и неналоговых обязательных платежей с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и во внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды;

      2) налоговое право как часть науки финансового права, являющейся, в свою очередь, частью юридической науки.

      Наука налогового права – система знаний в области налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения;

      3) налоговое право – комплексная отрасль законодательства, включающая в себя нормы не только финансового права, но и административного, уголовного, гражданского и иных отраслей права, касающихся правовой регламентации вопросов налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения.

      Налоговое право включает в себя институты и субинституты.

      Методы налогового права:

      1) метод властных предписаний, основывающиеся на отношениях власти и подчинения. Властные предписания исходят от налоговых органов и иных органов власти, взимающих налоги, сборы, пошлину, с которыми иные участники налоговых правоотношений не связаны административной зависимостью;

      2) метод согласования. Согласно ч. 1 от. 68 НК РФ действие договоров о налоговом кредите и налоговом инвестиционном кредите может быть прекращено по согласованию сторон, их заключивших;

      3) метод рекомендации, использующийся между представительными органами власти РФ, органами власти субъектов РФ, представительными органами власти местного самоуправления и проявляющийся в ежегодно принимаемых законах и решениях о бюджетах на очередной финансовый год.

      Источники налогового права:

      1) нормативные правовые акты РФ (Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ);

      2) законы субъектов РФ, решения представительных органов власти и местного самоуправления об отдельных видах налогов;

      3) правовые (судебные) прецеденты (постановления Конституционного Суда РФ);

      4) международные договоры и соглашения (например, Договор между РФ и США "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.1992 г.);

      5) правовые обычаи, применяемые в статьях самого Налогового кодекса;

      6) акты Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета РФ, органов государственных внебюджетных фондов.

      32. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений

      Налоговые правоотношения – общественные отношения, урегулированные финансово-правовыми нормами по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, в государственные и муниципальные внебюджетные целевые фонды.

      Особенностями налоговых правоотношений являются следующие.

      1. Возникают, изменяются и прекращаются на основе правовых норм.

      2. Субъекты имеют соответствующие права и обязанности, им присущ волевой характер.

      3. Возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области налогообложения.

      4. Связаны с денежными платежами в бюджеты и внебюджетные целевые фонды.

      5. Одной из сторон налоговых правоотношений всегда выступает государство.

      Содержание налогового правоотношения : обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов. Субъект налогового права – потенциальные участники налоговых правоотношений при наличии определенных обстоятельств . Субъект налогового правоотношения – реальный участник конкретного налогового правоотношения.

      Выделяют три вида субъектов налоговых правоотношений:

      1) индивидуальные налогоплательщики (физические лица, должностные лица соответствующих органов власти, представители налогоплательщиков, отдельно выделенные индивидуальные предприниматели, частные адвокаты, нотариусы, детективы);

      2) коллективные налогоплательщики (организации, налоговые и иные уполномоченные органы, сборщики налогов и сборов, в отдельных случаях взаимозависимые лица, организации, налоговые агенты, уполномоченные представители организаций в виде юридических лиц);

      3) территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, вступающие в конкретные налоговые правоотношения через соответствующие органы власти).

      К участникам налоговых правоотношений Налоговый кодекс относит налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, представительные органы власти, министерства финансов РФ и ее субъектов и финансовые органы местного самоуправления, кредитные организации, органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей.

      На банки возложена обязанность исполнения платежных поручений налогоплательщиков, инкассовых распоряжений налоговых органов о взыскании сумм неуплаченных налогов со счета налогоплательщика в кредитные организации в порядке очередности, установленной ГК РФ.

      33. Юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

      Страховые взносы – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Страховая премия – плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором. Страховой взнос является частью страховой премии.

      Признаки страховой премии :

      1) определенная денежная сумма;

      2) вознаграждение за то, что страховщик принимает на себя риск убытков и обязанность их возмещения;

      3) договор о страховании;

      4) порядок и сроки уплаты.

      Признаки страховых взносов:

      1) имеют публичный характер. Страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды устанавливаются представительными органами федерального уровня и носят публичный характер;

      2) плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации;

      3) взносы являются регулярными платежами, носят постоянный характер;

      4) контролируются налоговыми органами, Минфином РФ, органами Федерального казначейства (своевременность уплаты страховых взносов);

      5) закрепленные элементы обложения: субъект страховых взносов, объект, ставка, льготы, сроки и порядок уплаты, ответственность плательщиков и банков, порядок защиты прав плательщиков взносов;

      6) участие банковских кредитных организаций.

      Принципы установления, введения, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

      1) принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов;

      2) принцип законности и публичности;

      3) принцип единства и федерального характера;

      4) принцип справедливости и равенства тарифов;

      5) принцип возвратности страховых взносов.

      Виды страховых взносов:

      1) единый социальный налог;

      2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

      3) страховой взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

      34. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

      Налогоплательщики – физические лица или организации, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов. Обязанности налогоплательщиков основаны на положения хст. 57 Конституции РФ.

      Выделяют общие (для всех налогоплательщиков) и дополнительные (для организаций и индивидуальных предпринимателей) обязанности.

      Общие обязанности:

      1) уплата своевременно и в полном объеме налогов и сборов;

      2) постановка на учет в налоговых органах;

      3) представление в налоговые органы сведений, необходимыхддя исчисления и уплаты налогов;

      4) выполнение требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

      5) представление в налоговые органы деклараций;

      6) выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

      Читайте также: