Государственная пошлина не уплачивается в случае выпуска ценных бумаг

Обновлено: 19.04.2024

3. Государственная пошлина за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в пять раз;

2) при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в десять раз;

3) при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), специализирующегося на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средства массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в пять раз.

4. Отнесение средств массовой информации к средствам массовой информации рекламного, эротического характера, к средствам массовой информации, специализирующимся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также к средствам массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Государственная пошлина за выделение ресурса нумерации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) в случае изменения нумерации государственная пошлина за выделение ресурса нумерации не уплачивается. В случае полного или частичного изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору связи, уплаченная им государственная пошлина не возвращается;

2) при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, преобразования и переоформлении правоустанавливающих документов на выделенный ей ресурс нумерации государственная пошлина за ранее выделенный ресурс нумерации не уплачивается;

3) при реорганизации организации в форме разделения или выделения и переоформлении правоустанавливающих документов на выделенный ресурс нумерации государственная пошлина за ранее выделенный ресурс нумерации не уплачивается;

4) в случае передачи ресурса нумерации в части абонентского номера абонента, принявшего решение о заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи и сохранении выделенного ранее абонентского номера, государственная пошлина не уплачивается.

Комментарий к Ст. 333.34 НК РФ

Комментируемая ст. 333.34 НК РФ устанавливает особенности уплаты государственной пошлины:

а) за государственную регистрацию средств массовой информации;

б) за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей;

основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации.

Согласно п. 2 ст. 333.34 НК РФ за вывоз культурных ценностей, пусть даже временный, предусмотрена государственная пошлина. Для ее исчисления принимается рыночная цена всех одновременно вывозимых культурных ценностей, указанная в заявлении лица, ходатайствующего об их вывозе. В случае если орган государственной власти, выдающий свидетельство на право их вывоза, установит иную стоимостную оценку культурных ценностей, то приниматься будет более высокая цена.

В случае вывоза культурных ценностей лицами, передавшими, в свою очередь, России в дар культурные ценности, внесенные в государственные охранные списки или реестры, для определения размера госпошлины за право вывоза цена вывозимых культурных ценностей уменьшается на цену культурных ценностей, переданных в дар.

В соответствии с п. 3 ст. 333.34 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при регистрации средств массовой информации рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 5 раз;

2) при регистрации средств массовой информации эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 10 раз;

3) при регистрации средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средств массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в 5 раз.

В соответствии с п. п. 70, 71, 72 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации (далее — Административный регламент по регистрации СМИ), утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362:

1) при регистрации СМИ, перерегистрации СМИ рекламного характера, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

а) за периодическое печатное издание — 32 500 руб.;

б) информационное агентство — 40 000 руб.;

в) телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое

издание, иные СМИ — 50 000 руб.

За регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ рекламного характера, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

а) за периодическое печатное издание (альманах, бюллетень, газету, журнал, сборник) — 17 500 руб.; б) информационное агентство — 20 000 руб.;

в) телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое

издание, иные СМИ — 25 000 руб.;

2) при регистрации СМИ, перерегистрации СМИ эротического характера, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

за периодическое печатное издание — 65 000 руб.; информационное агентство — 80 000 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое

издание, иные СМИ — 100 000 руб.

За регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ эротического характера, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

за периодическое печатное издание (альманах, бюллетень, газету, журнал, сборник) — 35 000 руб.; информационное агентство — 40 000 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое

издание, иные СМИ — 50 000 руб.;

3) при регистрации СМИ, перерегистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах: за периодическое печатное издание — 1300 руб.; информационное агентство — 1600 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое

издание, иные СМИ — 2000 руб.

За регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

за периодическое печатное издание (альманах, бюллетень, газету, журнал, сборник) — 700 руб.; информационное агентство — 800 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое

издание, иные СМИ — 1000 руб.

В соответствии с п. п. 76, 77 Административного регламента по регистрации СМИ реквизиты для уплаты государственной пошлины размещаются на официальном сайте регистрирующего органа и территориальных органов.

3. Государственная пошлина за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в пять раз;

2) при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в десять раз;

3) при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), специализирующегося на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средства массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в пять раз.

4. Отнесение средств массовой информации к средствам массовой информации рекламного, эротического характера, к средствам массовой информации, специализирующимся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также к средствам массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.

6. Государственная пошлина за выделение ресурса нумерации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) в случае изменения нумерации государственная пошлина за выделение ресурса нумерации не уплачивается. В случае полного или частичного изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору связи, уплаченная им государственная пошлина не возвращается;

2) при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, преобразования и переоформлении правоустанавливающих документов на выделенный ей ресурс нумерации государственная пошлина за ранее выделенный ресурс нумерации не уплачивается;

3) при реорганизации организации в форме разделения или выделения и переоформлении правоустанавливающих документов на выделенный ресурс нумерации государственная пошлина за ранее выделенный ресурс нумерации не уплачивается;

4) в случае передачи ресурса нумерации в части абонентского номера абонента, принявшего решение о заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи и сохранении выделенного ранее абонентского номера, государственная пошлина не уплачивается.

Комментарий к Ст. 333.34 Налогового кодекса

Комментируемая статья определяет свои особенности при уплате государственной пошлины именно при эмиссии ценных бумаг, ввозе и вывозе культурных ценностей, регистрации средств массовой информации.

При уплате государственной пошлины за выпуск ценных бумаг налогоплательщик обязан в течение трех рабочих дней представить налоговому органу расчет данной суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, способа и вида размещения ценных бумаг. Неисполнение данной обязанности налогоплательщиком может повлечь для него административную ответственность.

Свои особенности определения государственной пошлины предусмотрены и для ввоза (вывоза) культурных ценностей. Для определения государственной пошлины будут использовать более высокую цену из всех предложенных. Заявитель сам может указать цену, если она ниже той, которую укажет департамент. В любом случае цена может быть или рыночной, или той, которую определит экспертиза. В случаях, когда ввозят и вывозят несколько культурных ценностей, их цена для определения государственной пошлины берется в совокупности (общая сумма стоимости всех предметов).

Размер государственной пошлины для регистрации СМИ устанавливается в зависимости от того, продукцией какого характера будет заниматься данное СМИ. Если это детская литература, просветительские и образовательные издания, то размер государственной пошлины за регистрацию такого СМИ уменьшается в 5 раз. Если же СМИ будет ориентировано на рекламу, то размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз, а для продукции эротического содержания размер государственной пошлины установлен в 10 раз больший.

За использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" государственная пошлина уплачивается при подаче документов на государственную регистрацию такого юридического лица. Документ, подтверждающий ее уплату, должен быть приложен к заявлению.

Государственная пошлина является федеральным сбором, размер и порядок взимания которого регулируется гл. 25.3 НК РФ.

Плательщиком государственной пошлины при эмиссии ценных бумаг является эмитент - юридические лицо, обращающееся за совершением юридически значимых действий, перечисленных в ст. 333.33 НК РФ.

В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 27.10.2008) представлено определение эмитента как юридического лица или органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления, несущих от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

При государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины. Также освобожден от уплаты государственной пошлины Банк России при эмиссии от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций (пп. 4 и 5 п. 1 ст. 333.35 НК РФ; ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 27.10.2008).

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Если платеж осуществляется в наличной форме, то подтверждающим документом служит квитанция установленной формы, выдаваемая плательщику банком, либо квитанция, выдаваемая плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Документы, подтверждающие оплату, представляются в ФСФР России в одном экземпляре (п. 2.6.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии).

- 521 1 08 07040 01 1000 110 - государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;

- 521 1 08 07060 01 1000 110 - государственная пошлина за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами территории Российской Федерации.

Обязанность уплатить государственную пошлину возникает у эмитента на нескольких этапах эмиссии (см. таблицу).

Пункт 1 ст. 19 Закона
N 39-ФЗ

Подпункты 44, 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ

Действие, связанное с
государственной
регистрацией выпусков
(дополнительных выпусков)
эмиссионных ценных бумаг

Размер
государственной
пошлины

Принятие решения о
размещении эмиссионных
ценных бумаг

Утверждение решения о
выпуске (дополнительном
выпуске) эмиссионных
ценных бумаг

Государственная
регистрация выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг

Рассмотрение заявления о
государственной
регистрации выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг

Государственная
регистрация выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг,
размещаемых путем
подписки

0,2% номинальной
суммы выпуска
(дополнительного
выпуска), но не
более
100 000 руб.

Государственная
регистрация выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг,
размещаемых иными
способами, за исключением
подписки

При составлении проспекта
эмиссии в случаях
(п. 2.1.3 Стандартов
эмиссии):
а) размещения ценных бумаг
путем открытой подписки;
б) размещения ценных бумаг
путем закрытой подписки
среди круга лиц, число
которых превышает 500,
включая лиц, имеющих
преимущественное право
приобретения размещаемых
ценных бумаг;
в) по усмотрению эмитента,
если предполагается
публичное обращение ценных
бумаг

Рассмотрение заявления о
регистрации проспекта
ценных бумаг (в случае
если государственная
регистрация выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг
не сопровождалась
регистрацией их
проспекта)

В случае если размещение и
(или) обращение
эмиссионных ценных бумаг
российских эмитентов
происходит за пределами
Российской Федерации

Рассмотрение заявления о
выдаче разрешения на
размещение и (или)
обращение эмиссионных
ценных бумаг российских
эмитентов за пределами
Российской Федерации, в
том числе посредством
размещения в соответствии
с иностранным правом
ценных бумаг иностранных
эмитентов, удостоверяющих
права в отношении
эмиссионных ценных бумаг
российских эмитентов

Выдача разрешения на
размещение и (или)
обращение эмиссионных
ценных бумаг российских
эмитентов за пределами
Российской Федерации, в
том числе посредством
размещения в соответствии
с иностранным правом
ценных бумаг иностранных
эмитентов, удостоверяющих
права в отношении
эмиссионных ценных бумаг
российских эмитентов

Размещение эмиссионных
ценных бумаг

Государственная
регистрация отчета об
итогах выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг
или представление в
регистрирующий орган
уведомления об итогах
выпуска (дополнительного
выпуска) эмиссионных
ценных бумаг

Рассмотрение заявления о
регистрации отчета об
итогах выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг

Государственная
регистрация отчета об
итогах выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг,
за исключением случая
регистрации такого
отчета одновременно с
государственной
регистрацией выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг

В случае размещения акций
при учреждении
акционерного общества или
размещения ценных бумаг
при реорганизации
юридических лиц в форме
слияния, разделения,
выделения и
преобразования, при
которых размещение ценных
бумаг осуществляется до
государственной
регистрации их выпуска, а
государственная
регистрация отчета об
итогах выпуска ценных
бумаг осуществляется
одновременно с
государственной
регистрацией выпуска
ценных бумаг (п. 2.1.2
Стандартов эмиссии)

Рассмотрение заявления о
государственной
регистрации выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг
и о регистрации отчета об
итогах выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг,
в случае если такая
регистрация
осуществляется
одновременно

В соответствии со ст. 16 Закона N 39-ФЗ разрешение на размещение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации выдается ФСФР России и может быть выдано одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

Государственную пошлину эмитент сможет учесть при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ или в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов (пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

В случае непредставления полного комплекта документов регистрирующим органом может быть принято решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также в регистрации проспекта ценных бумаг (п. п. 2.4.16, 2.6.9, 11.9 Стандартов эмиссии).

Законодателем предусмотрены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины простых организаций, а именно:

- эмиссия осуществляется в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней (пп. 6 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);

- ценные бумаги выпускаются в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Уплаченную пошлину можно вернуть (пп. 1 и 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ):

- если эмитент заплатил государственную пошлину в большем размере;

- если эмитент отказался от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу).

Заявление о возврате или зачете можно подать в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Зачет излишне уплаченной государственной пошлины может быть произведен только в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ).

В Письме Минфина России от 09.02.2006 N 02-13-10/255 уточнено, что заявление о возврате направляется администратору поступлений в бюджет от соответствующей государственной пошлины, значит, при эмиссии ценных бумаг - в ФСФР России.

"Финансовая газета", 2009, N 6

А.Талаш К. э. н., член Палаты налоговых консультантов, специалист финансового рынка (аттестат ФСФР России)

Государство обладает некоторыми исключительными правами. В частности, государство в лице его органов, наделенных специальными полномочиями, может регулировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, осуществление государственной регистрации, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, и т.д. Оформление таких дел проводится за плату, которая потом поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами рф, законодательными актами субъектов рф и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действии, предусмотренных налоговым законодательством.

К плательщикам государственной пошлины относятся организации и физические лица в случае, если они:

- обращаются за совершением юридически значимых действий;

- выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Юридически значимые действия, облагаемые государственной пошлиной:

- обращение в суды общей юрисдикции;

- обращение в арбитражные суды;

- обращение к нотариусу;

- государственная регистрация организаций и оформление иных юридических действий.

Случаи и сроки уплаты государственной пошлины

Случай уплаты Срок уплаты
Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или _к мировым судьям До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной
Обращение за проставлением апостиля До проставления апостиля
Обращение за совершением нотариальных действий До совершения нотариальных действий
Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов) До выдачи документов (их копий, дубликатов)
Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда
В других случаях До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25 3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Ставки могут быть фиксированными, адвалорными или смешанными.

Юридически значимые действия и ставки государственной пошлины за исполнение этих действии органами нотариата, суда, службами государственной регистрации установлены гл. 25 3 НК РФ.

Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности. Например, при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды пошлина уплачивается при подаче как имущественных, так и неимущественных исков, цену иска истец определяет самостоятельно или ее определяет судья по установленным законодательством правилам. Причем в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается.

В том случае, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ее уплачивает ответчик (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

При совершении нотариусом нотариальных действий с выездом к плательщику государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.

Законодательством установлены льготы по уплате государственной пошлины, которыми могут воспользоваться, например, следующие категории налогоплательщиков:

- суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ);

- суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта РФ — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;

- Банк России — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РФ;

- организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумага переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

- организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ;

- государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

- физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;

- органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций:

- физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах обшей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

- физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным липам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.

При уплате государственной пошлины следует иметь в виду, что в доход федерального бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж, перечисляется пошлина:

- по делам арбитражных судов;

- по делам Верховного Суда Российской Федерации;

- за государственную регистрацию фирм и внесение изменений в их учредительные документы.

В остальных случаях пошлина зачисляется в доход местного бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж.

Пошлину также можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.

Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.

При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали расчетный счет организации), можно попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки — один год. На сумму государственной пошлины, в отношении которой представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.

Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:

- справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);

- банковские выписки по этим счетам.

Обращаясь и нотариальную контору, необходимо уплатить пошлину непосредственно в момент обращения. В некоторых случаях уплаченную пошлину можно вернуть, например, если:

- выигран спор в суде с государственным органом;

- ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо;

- иск был оставлен судом без рассмотрения.

Чтобы вернуть сумму пошлины, следует написать заявление в налоговый орган. Специального бланка для такого заявления нет, поэтому заявление составляют и оформляют в произвольной форме. Если пошлина была уплачена по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, то в налоговый орган также следует представить справку на возврат пошлины. Ее выдает арбитражный суд.

Пошлина должна быть возвращена на расчетный счет в течение месяца после подачи заявления. Если этот срок нарушен, сумму пошлины должны вернуть с учетом процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России.

Контрольные вопросы

2. Что такое юридически значимые действия и какие из них вы знаете?

3. Как формируется ставка государственной пошлины?

4. Как определяется размер государственной пошлины?

5. Кем определяется размер государственной пошлины при обращении к мировым судьям?

6. Что происходит с государственной пошлиной при совершении нотариальных действий с выездом нотариуса на дом к физическому лицу?

7. В каких случаях предусмотрен возврат государственной пошлины?

8. Какие категории налогоплательщиков освобождены от уплаты государственной пошлины?

Государство обладает некоторыми исключительными правами. В частности, государство в лице его органов, наделенных специальными полномочиями, может регулировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, осуществление государственной регистрации, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, и т.д. Оформление таких дел проводится за плату, которая потом поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами рф, законодательными актами субъектов рф и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действии, предусмотренных налоговым законодательством.

К плательщикам государственной пошлины относятся организации и физические лица в случае, если они:

- обращаются за совершением юридически значимых действий;

- выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Юридически значимые действия, облагаемые государственной пошлиной:

- обращение в суды общей юрисдикции;

- обращение в арбитражные суды;

- обращение к нотариусу;

- государственная регистрация организаций и оформление иных юридических действий.

Случаи и сроки уплаты государственной пошлины

Случай уплаты Срок уплаты
Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или _к мировым судьям До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной
Обращение за проставлением апостиля До проставления апостиля
Обращение за совершением нотариальных действий До совершения нотариальных действий
Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов) До выдачи документов (их копий, дубликатов)
Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда
В других случаях До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25 3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Ставки могут быть фиксированными, адвалорными или смешанными.

Юридически значимые действия и ставки государственной пошлины за исполнение этих действии органами нотариата, суда, службами государственной регистрации установлены гл. 25 3 НК РФ.

Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности. Например, при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды пошлина уплачивается при подаче как имущественных, так и неимущественных исков, цену иска истец определяет самостоятельно или ее определяет судья по установленным законодательством правилам. Причем в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается.




В том случае, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ее уплачивает ответчик (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

При совершении нотариусом нотариальных действий с выездом к плательщику государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.

Законодательством установлены льготы по уплате государственной пошлины, которыми могут воспользоваться, например, следующие категории налогоплательщиков:

- суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ);

- суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта РФ — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;

- Банк России — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РФ;

- организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумага переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

- организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ;

- государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

- физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;

- органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций:

- физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах обшей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

- физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным липам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.

При уплате государственной пошлины следует иметь в виду, что в доход федерального бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж, перечисляется пошлина:

- по делам арбитражных судов;

- по делам Верховного Суда Российской Федерации;

- за государственную регистрацию фирм и внесение изменений в их учредительные документы.

В остальных случаях пошлина зачисляется в доход местного бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж.

Пошлину также можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.

Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.

При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали расчетный счет организации), можно попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки — один год. На сумму государственной пошлины, в отношении которой представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.

Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:

- справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);

- банковские выписки по этим счетам.

Обращаясь и нотариальную контору, необходимо уплатить пошлину непосредственно в момент обращения. В некоторых случаях уплаченную пошлину можно вернуть, например, если:

- выигран спор в суде с государственным органом;

- ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо;

- иск был оставлен судом без рассмотрения.

Чтобы вернуть сумму пошлины, следует написать заявление в налоговый орган. Специального бланка для такого заявления нет, поэтому заявление составляют и оформляют в произвольной форме. Если пошлина была уплачена по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, то в налоговый орган также следует представить справку на возврат пошлины. Ее выдает арбитражный суд.

Пошлина должна быть возвращена на расчетный счет в течение месяца после подачи заявления. Если этот срок нарушен, сумму пошлины должны вернуть с учетом процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России.

Контрольные вопросы

2. Что такое юридически значимые действия и какие из них вы знаете?

3. Как формируется ставка государственной пошлины?

4. Как определяется размер государственной пошлины?

5. Кем определяется размер государственной пошлины при обращении к мировым судьям?

6. Что происходит с государственной пошлиной при совершении нотариальных действий с выездом нотариуса на дом к физическому лицу?

7. В каких случаях предусмотрен возврат государственной пошлины?

8. Какие категории налогоплательщиков освобождены от уплаты государственной пошлины?

Читайте также: