Где платят налог на воздух

Обновлено: 19.05.2024

Новое европейское регулирование, направленное на снижение парниковых выбросов, может обойтись российским промышленникам в $5-6 млрд в год. Причем наибольшие риски ложатся на те компании, которые не умеют или не готовы делиться информацией о своей нефинансовой деятельности

Почему же, спрашивается, война, если цели заявляются совершенно мирные — снижение темпов роста эмиссии парниковых газов, из которых самый распространенный — диоксид углерода? У любой войны есть причина и есть повод. Забота о планете как раз поводом и является. А причины глубже: европейская экономика страдает от высокого уровня себестоимости, а также избыточной безработицы среди молодежи, особенно среди мигрантов. Регулирование должно в первую очередь заставить страны — импортеры промышленной продукции в ЕС доплачивать импортные пошлины при поставках, что позволит Евросоюзу перезапустить индустриализацию и начать решать указанные проблемы. Остальному миру будет предложено этот процесс профинансировать.

Европейская система углеродного налогового регулирования говорит, что страны, которые не в состоянии обеспечить учет и снижение выпуска парниковых газов, должны платить углеродный налог. Он оценивается в €25/т CO2. Кто пострадает? Под удар в первую очередь попадают китайские, американские и индийские поставщики. Российская промышленность тоже внесет свою лепту в развитие европейской экономики, но пока не так сильно, как другие игроки — годовой масштаб потерь наших экспортеров при поставках на рынки ЕС (прежде всего речь идет о поставщиках металлургической продукции, удобрений, угля) оценивается нами в $5-6 млрд. Другие страны принесут экономике Старого Света €15-35 млрд в год в зависимости от конфигурации налога.

Как можно противостоять европейской экологической бюрократии? За последние годы важную роль в корпоративном мире начала играть так называемая ESG-отчетность (environmental, social, governance — качество экологического, социального и корпоративного управления), демонстрирующая не только финансовые результаты компаний, но и их достижения в деле социальной и экологической ответственности. Многие российские металлурги и другие крупные сырьевые компании неплохо продвинулись на этом поприще: более 80 крупных компаний не первый год публикуют отчеты об устойчивом развитии, где эти темы раскрываются. Но проблема в том, что эти отчеты все еще не унифицированы и информация в них представлена зачастую в несопоставимом друг с другом виде, что не позволяет их напрямую сравнивать ни между собой, ни с иностранными конкурентами. Отдельные важные показатели в них опускаются, что и приводит международных инвесторов к мысли о низкой достоверности указанных отчетов.

Еще один парадоксальный момент: в конце прошлого года Минэкономразвития опубликовало проект закона об обязательной нефинансовой отчетности. И промышленники сплотились в едином порыве, не давая накинуть на себя новое ярмо — обязательство по выпуску такой отчетности. Они мотивировали это растущими затратами на содержание специалистов по отчетности, ростом нагрузки на рядовых исполнителей и даже возможными репутационными рисками в случае предоставления правдивой информации о своей деятельности.

В чем проблема? Если у страны или компаний не будет стремления к прозрачности по общим принципам, в том числе надежного способа подтвердить объем выбросов при производстве экспортируемой в Евросоюз продукции, это любезно сделают европейские аналитики, применив самые высокие удельные коэффициенты выбросов вредных веществ. Что-то подобное мы уже проходили, когда ЕС рассчитал демпинговую маржу российских металлургов и производителей удобрений. Речь идет о многолетнем споре российских экспортеров стали и удобрений с Европейской комиссией, которая обвиняла их в энергетическом демпинге по следующему принципу: в России энергоресурсы и труд дешевле европейских, а значит, российское государство субсидирует российских экспортеров, поэтому они должны платить компенсационную пошлину. Спор этот длится семь лет и грозит затянуться еще на неопределенное время.

Этот старый уже пример наглядно иллюстрирует, с каким сопротивлением столкнутся российские бизнесмены, пытаясь убедить европейскую бюрократию в своей экологичности. Остается надеяться, что промышленность наконец осознает новую проблему в полной мере и начнет полноценно предоставлять данные о своей деятельности. Качественное раскрытие ESG-деятельности с независимой верификацией результатов станет первым шагом для подготовки бизнеса к работе с европейскими бюрократами.

Это, разумеется, не позволит избежать претензий регуляторов из ЕС, но на войне как на войне. Хочешь торговать на зарубежных рынках — готовься быть экологически и социально ответственным и убедительно рассказывать об этом миру.

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России


В результате деятельности любой организации образуются отходы. Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 — 15 НК РФ о них не упоминается (см. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-06-06-04/2).

Уплачивать НВОС должны организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов. Как правило, это добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны ТБО (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 содержит полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

Хозяйствующий субъект при определённых обстоятельствах должен подать в Росприроднадзор заявку о постановке загрязняющего объекта на учет. Ведомство выдаст свидетельство о постановке на учет, где будет указана категория объекта — с I по IV. Но если у вас объекты только IV категории, то вносить плату не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, Письма Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

В свою очередь, не должны платить за НВОС офисные компании и большинство организаций, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354, Информация Росприроднадзора).

Не надо платить за НВОС, если вы:

  • используете автотранспорт (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ);
  • платите другой организации за вывоз твердых коммунальных отходов (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).

С запросом, должна ли ваша организация платить за НВОС, можно обратиться в региональное управление Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные должны платить авансовые платежи за 1, 2 и 3 кварталы (ст. 16.4 Закона 7-ФЗ).

Авансы можно платить по 1/4 платы за предыдущий год. Но с 2020 г. есть и другие способы расчета — по нормативному или фактическому объему загрязнения.

Плату за год считайте по фактическим данным о загрязнении, представленным техническими специалистами вашей компании. Сумму к уплате уменьшите на перечисленные авансовые платежи (п. п. 8, 9 Правил исчисления платы).

Ставки платы на 2020 г. — это ставки на 2018 г., умноженные на 1,08. При превышении нормативов или непредставлении отчетности плату считайте с повышающими коэффициентами.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

В бухгалтерском учете

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Содержание

Содержание

  • Введен ли налог на воздух в России в 2022 году
  • В каком порядке должен уплачиваться налог на воздух в России
  • Налог на воздух в России: предпосылки введения нового сбора
  • Законодательные акты по теме
  • Типичные ошибки
  • Ответы на распространенные вопросы о том, введен ли налог на воздух в России в 2022 году

Росприроднадзор выдвинул предложение о взимании налога с предпринимателей, использующих на производстве или в гаражах вытяжные трубы. По мнению сотрудников ведомства, воздух, поступающий из вентиляционных труб, содержит загрязняющие вещества, оказывающие негативное влияние на атмосферу. В связи с этим, предполагается, что предприятия обязаны уплачивать налог на воздух в России. В данной статье будет рассмотрена точка зрения Росприроднадзора и противников проекта.

Введен ли налог на воздух в России в 2022 году

В настоящее время налог на воздух в России не действует, данная инициатива Росприроднадзора в настоящее время не была официально утверждена посредством внесения изменений в существующие законодательные акты, касающиеся уплаты сборов за нанесение вреда окружающей среде. Сомнительно, что ведомству удастся доказать обоснованность своей позиции, однако, с введением туристического сбора, многое становится возможным.

Важно! В любом случае, возможное нововведение не коснется простых граждан – физические лица не были упомянуты в Письме Росприроднадзора как потенциальные плательщики нового сбора.

В каком порядке должен уплачиваться налог на воздух в России

По мнению Росприроднадзора, каждое предприятие, являющееся владельцем помещений с вытяжной вентиляцией, обязано:

  • Заняться постановкой объекта (источника загрязняющих веществ – вытяжной вентиляции) вредоносного воздействия на учет.
  • Самостоятельно разработать нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).
  • Обратиться за получением разрешения на выброс загрязнителей в атмосферный воздух.
  • Отчитываться перед Росприроднадзором за вредное воздействие на окружающую среду.
  • Платить за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду).

Налог на воздух в России: предпосылки введения нового сбора

Впервые об уплате сбора за воздух упоминалось в древней Византии, где состоятельные граждане, проживавшие в престижных районах, должны были осуществлять дополнительные взносы в бюджет. По всей видимости, туда же ведут перспективы с налогообложением в России. Правительство нашей страны в 2011 году старалось пополнить бюджет после болотной, в 2014 году казна пострадала от экономического кризиса, снабжения Крыма, различных акций протеста, санкций со стороны США и ЕС. Поэтому, невозможно утверждать, что и в России не будет действовать подобный налог. Ведь так называемый туристический сбор начал действовать с мая текущего года!

Законодательные акты по теме

Об охране атмосферного воздуха

Типичные ошибки

Ошибка: Владелец производственного цеха готовится к постановке на учет вытяжной вентиляции и внесению платы за НВОС в Росприроднадзор.

Комментарий: В настоящее время налог на воздух в России не действует, и уплачивать его не требуется, пока не официально не будет принят закон. Плюс ко всему, Росприроднадзор в своем письме о необходимости постановки на учет вытяжек упоминает лишь о крытых стоянках.

Ответы на распространенные вопросы о том, введен ли налог на воздух в России в 2022 году

Вопрос №1: Разъяснения Росприроднадзора относятся ко всем владельцам вентиляционных вытяжек или к конкретным предприятиям или физическим лицам, занимающимся специфической деятельностью?

Ответ: В настоящее время разъяснения по поводу нанесения вреда окружающей среде путем выброса загрязненного воздуха из вытяжной трубы касаются исключительно крытых стоянок (гаражей), оборудованных вентиляцией.

Вопрос №2: Должны ли владельцы крытых стоянок (гаражей) выполнять требования Росприроднадзора по отчетности и внесению платы за НВОС уже в 2022 году?

Ответ: Требование Росприроднадзора относительно платы за НВОС при установке вытяжной вентиляции спорно. Исполнять данное требование, или игнорировать его – решать собственникам предприятий.

Самые странные налоги в мире – на блоги, на дыхание, на пыль и гадания

Бенджамин Франклин как-то сказал, что в мире неизбежны только две вещи – смерть и налоги. Правда, человек умирает один раз, а налоги он платит снова и снова.

Некоторые из них обывателям кажутся немного странными и неуместными, а некоторые – нелепыми и абсурдными.

Новый год только начался, а Япония уже порадовала новым налогом. Страна Восходящего солнца ввела налог на выезд из страны в размере 1000 иен (9,20 доллара).

Он вступил в силу с 7 января и распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Хорошая новость заключается в том, что в японскую налоговую идти не придется: сумма будет включена в цену обратного билета на самолет или морское судно.

Исключение сделали для очень немногих: дополнительные 1000 иен не нужно будет платить тем, кто остановился в стране менее чем на 24 часа, детям до двух лет, а также послам иностранных государств и государственным гостям.

Полученные дополнительные средства (а это по предварительным расчетам ни много, ни мало – почти полмиллиарда долларов) японские власти обещают потратить на развитие инфраструктуры в преддверии летних Олимпийских игр в Токио, которые состоятся в 2020 году.

Кроме того, дополнительные средства направят на ускорение миграционных процедур, установку оборудования для безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, а также на установку системы распознавания лиц в аэропортах крупных городов Японии.

Соцсети и блоги: дорогое удовольствие

По следам принца Лимона

Не исключено, что в Венесуэле перед тем, как ввести специальный налог для пассажиров, вылетающих из международного аэропорта Майкелия в Каракасе, перечитали знаменитую сказку Джанни Родари.

Правительство заявило, что налог необходим, чтобы компенсировать стоимость недавно установленной системы фильтрации воздуха в аэропорту. Система санирует и дезодорирует аэропорт и останавливает рост бактерий, тем самым защищая здоровье всех пассажиров, а в народе этот налог получил название "налог на дыхание".

Впрочем, как известно из той же сказки, безответственные жители сказочной страны после введения налога на воздух стали меньше дышать, чем был крайне возмущен принц Лимон. А, значит, назрела необходимость в расширении налоговой базы. Тем более, что есть положительный опыт "коллег".

Налог на солнце платят все туристы, приезжающие на Майорку, Менорку и другие Балеарские острова. Его размер составляет 1 евро в день, а деньги тратятся на улучшение туристической инфраструктуры. Учитывая, что ежегодно острова посещают около 10 млн человек, сумма получается вполне солидной.

Налог на тень действует в Венеции. К счастью, платят его не туристы за собственные тени, а заведения, тень от зонтиков и тентов которых падает на городские земли.

А власти Армении недавно ввели налог на пыль. Каждый, кто владеет жилой площадью, обязан уплатить по 2 драма (примерно 12 копеек) за квадратный метр.

Колдовство "в законе"

Колдовство и гадания являются хорошим бизнесом в Румынии, где немало суеверных жителей. Долгие годы этот бизнес не признавался правительством и потому не облагался налогами, однако сладкой жизни колдунов и гадалок пришел конец.

Дело в том, что экономика Румынии переживает не самые лучшие времена, и, чтобы получить больше денег, правительство ввело налоги на несколько ранее обделенных вниманием профессий, включая колдунов, гадалок и астрологов.

Колдуны-оптимисты нашли в этом даже некоторый позитив, ведь обложив их налогом, правительство фактически признало их "легитимность". Однако большинство представителей оккультных наук остались от нововведения не в восторге и пригрозили наложить на правительство нехорошие заклятия. Ведьмы предупредили: они регулярно собираются на вершине реки Дунай и бросают в воду мандрагорный заговор, дабы проклясть политиков, принявших этот налог.

Портить воздух можно. Но за деньги

Это может показаться шуткой, но налог на коровье пуканье в Эстонии действительно существует. Причем введен он был не так давно – в 2008 году. В стране, где нет большого количества загрязняющих атмосферу крупных предприятий, обложить "экологическим" сбором решили владельцев коров.

Главными загрязнителями воздуха эстонские парламентарии посчитали именно местных буренок, которые в процессе жизнедеятельности выделяют в атмосферу метан. При этом свиней, лошадей и прочих животных налогом облагать не стали. Да и люди пока могут портить воздух совершенно бесплатно.

КАК ЭТО БЫЛО

Деньги не пахнут

Римскому императору Веспасиану досталась страна, изрядно разоренная гражданской войной, и ему приходилось как-то выкручиваться – в основном, с помощью введения новых налогов.

Одним из таких нововведений был неслыханный для Рима налог на общественные туалеты. Надо сказать, что даже его собственный сын Тит был до глубины души возмущен столь неблагородным способом зарабатывания денег. На что император тут же сунул ему под нос монету и спросил, пахнет ли она. Получив отрицательный ответ, Веспасиан с удивлением заметил: "Странно, а ведь она из мочи". Этот разговор породил популярную и сегодня фразу "деньги не пахнут".

В Древнем Риме существовал так называемый вольный налог, который нужно было заплатить в случае освобождения раба. Иногда этот налог платил хозяин, но в большинстве случаев – сам освобожденный! Представьте ситуацию: раб едва насобирал денег на освобождение, и тут оказывается, ему еще придется заплатить и за то, что он стал свободным.

Османская империя славилась разгулом всевластного чиновничества, которое неустанно повышало собственный уровень жизни за счет народа. В частности, местные бюрократы очень много ели, в том числе и сладостей, из-за чего имели большие проблемы с зубами, а услуги османских дантистов стоили дорого. Недолго думая, эти тяготы переложили на население, введя налог на износ зубов чиновников.

КОМПЕТЕНТНО

В Украине не хватает налога на кумовство

- Налог на выезд из страны, по примеру японцев, у нас тоже мог бы принести в казну сотни миллионов долларов, учитывая масштабы миграции, - отметил в комментарии "КП" в Украине" аналитик Алексей Кущ. – В Украине поле для налогообложение практически безгранично. Например, можно ввести налог на сало по специальной шкале в зависимости от того, "на сколько пальцев" толщина куска, или акциз на "генеральское" с прорезью.

Можно ввести налог на "русскоязычный культурный продукт" в западных областях страны или пошлину на шансон в маршрутках. Лично я бы ввел дополнительный налог на "кумовство": хочешь, чтобы твой кум стал чиновников или депутатом, - плати дополнительные 5% с оборота!

Что касается самого бессмысленного налога в Украине, то, на мой взгляд, на сегодня это налог на недвижимость в отношении квартир свыше 60 квадратных метров. В условиях ненаполненных госреестров он выглядит как местная экзотика: плательщик должен изрядно побегать, чтобы его "обложили".


Накануне майских праздников – в пятницу, 28 апреля — появилась информация о том, что правительство России одобрило введение курортного сбора. Сообщалось, что в экспериментальном порядке его введут с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

В ходе эксперимента он будет распространяться на курорты Крыма, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев. Отмечается, что его размер не будет превышать 100 рублей в сутки и, кроме того, на время эксперимента от уплаты этого сбора будут освобождены сами жители этих регионов.

По итогам эксперимента должно быть принято решение: либо курортный сбор введут на постоянной основе, либо же откажутся от него.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) уже заявляют, что данный эксперимент не одобряют.

Туроператоры сходятся во мнении, что это преждевременно и может привести к снижению спроса на отдых внутри страны.

Крупнейшие туроператоры отмечают, что "при высокой чувствительности клиентов к цене любое удорожание турпродукта нежелательно". Кроме того, туристу будет сложно объяснить, за что именно с него берут деньги.

"Введение курортного сбора однозначно не будет способствовать увеличению спроса на отечественные курорты", — говорит, в частности, генеральный директор туроператора "Мультитур" Дмитрий Шаров.

В целом же, как отмечают в АТОР со ссылкой на своих членов, новый сбор ударит по карману бюджетных туристов.

Кроме того, он будет способствовать переориентации отдыхающих в сторону размещения в частном секторе, а это в итоге приведет к сокращению организованного турпотока на отечественные курорты.

Хотя среди них есть и те, кто вспоминает об аналогичных так называемых "городских налогах", введенных в ряде зарубежных стран. Однако таких подавляющее меньшинство. При этом, как отмечают пользователи, для начала российским курортам надо подтянуть соотношение "цена-качество".

Иначе при прочих относительно равных условиях "бюджетный турист" будет делать выбор в пользу пляжного отдыха в Анталии и Египте (когда туда возобновят полеты), или же горнолыжных склонов достаточно недорогих Андорры или Болгарии, а не Кавказа, Алтая, Сочи или Крыма.

Кто-то задается вопросом, каким образом будут оплачивать такие сборы те, кто частным образом будет снимать комнату "у хозяйки", и не станет ли это коррупционной составляющей для местных проверяющих?

Есть и те, кто и вовсе не церемонятся в выражениях, обвиняя авторов этого эксперимента во "вредительстве", и напоминают о приближающемся "столетии революции".

При этом один из пользователей подсчитал, что в случае введения курортного сбора 100 рублей в сутки на человека отдых семьи из трех человек на 14 дней станет дороже больше чем на 4 тысячи рублей, а для семьи из четырех и более человек и того дороже.

Для многих семей это вполне может оказаться решающим фактором при выборе места отдыха.

Вот лишь некоторые из наименее негативных отзывов о введении курортного сбора в наших соцсетях:

"Хороший способ "поддержать" внутренний туризм"

"Там впору вводить курортные выплаты, а не сборы"

"Не пойму, почему это решают, не посоветовавшись с народом? Пусть сделают референдум и посмотрим, что народ скажет"

"А из законотворцев Конституцию кто-нибудь читал? Там ведь сказано, что гражданин может свободно и беспрепятственно перемещаться по территории страны, кроме закрытых территорий. Я не хочу и не буду кому-то что-то платить, поскольку в ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ этого нет"

"Лучше за бугор сгонять. И проще, и дешевле"

"Что, за воздух уже налог?"

"Надо за Солнце еще брать налог. Чего это оно бесплатно светит?"

Словом, судя по настрою комментирующим эту новость потенциальным туристам, действительно, будет непросто объяснить, за что именно с него берут деньги. Ну, разве что вспомнить классику – "Двенадцать стульев" и гениальный ответ Остапа Бендера на вопрос, с какой целью взимается плата за вход в "Провал".

"Чтобы не слишком проваливался", — нашелся с ответом "великий комбинатор".

Читайте также: