Формы и методы налогового контроля могут изменяться путем внесения поправок в нк рф

Обновлено: 16.05.2024

Налоговая запросила у ООО "Артек" документы за три последних года. При этом в отношении ООО "Артек" не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением "предпроверочного анализа".

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

"Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

"Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки".

"Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий "предпроверочного анализа" не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным."

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

"Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика"

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

- указаны реквизиты конкретной сделки;

- наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

- указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать "предпроверочный анализ" в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".


Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).

Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

В науке финансового и налогового права налоговый контроль зачастую рассматривается в широком и узком значениях.

Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

В широком смысле налоговый контроль представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Налоговый контроль в узком смысле — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами [2, с.210].

Налоговым законодательством закреплены формы проведения налогового контроля. Так налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

К методам налогового контроля следует отнести:

‒ проверку данных учета и отчетности;

‒ осмотр (обследование) территорий и помещений;

‒ выемку документов и предметов;

‒ получение объяснений налогоплательщиков.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка представляет собой совокупность контрольных действий налоговых органов по проверке правильности исчисления, удержания, уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговым Кодексом Российской Федерации установлено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные.

Общей целью осуществления налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Так в статье 89 НК РФ определено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (пункт 9 статья 89 НК РФ). Во время приостановления проверки налоговый орган не вправе проводить какие-либо мероприятия налогового контроля (допросы свидетелей, осмотры, выемки и пр.). Периоды приостановления проверки исключаются из общего срока ее проведения.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ).

При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

‒ направление запросов в компетентные органы иностранных государств;

‒ направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);

‒ вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой (подпункт 4 пункт 1 статьи 31 НК РФ);

‒ инвентаризация имущества налогоплательщика (подпункт 6 пункт 1 статьи 31, пункт 13 статьи 89 НК РФ). По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты;

‒ допрос свидетелей, проводимый в соответствии со статьей 90 НК РФ.

‒ осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов;

‒ истребование документов у проверяемого лица в соответствии со статьей 93 НК РФ;

‒ истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

‒ выемка документов и предметов в соответствии со статьей 94 НК РФ;

‒ экспертиза в соответствии со статьей 95 НК РФ;

‒ привлечение специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ;

‒ привлечение переводчика в соответствии со статьей 97 НК РФ.

Понятие термина камеральная налоговая проверка раскрыто в статье 88 НК РФ. В ней же определены сроки и порядок и методы ее проведение.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.

Необходимо отметить, что ни продление срока, ни приостановление камеральной налоговой проверки, в отличии от выездной, налоговым законодательством не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Таким образом, уведомление налогоплательщика о факте проведения камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено.

При выявлении в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Налогоплательщик при представлении пояснений вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый орган по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. В то же время законодатель установил ряд исключений из названного правила. Так, например, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие методы налогового контроля:

‒ истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в статье 93 НК РФ);

‒ истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);

‒ допрос свидетелей (статья 90 НК РФ);

‒ проведение экспертизы (статья 95 НК РФ);

‒ участие переводчика, эксперта (статьи 95, 97 НК РФ);

‒ осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (статьи 91, 92 НК РФ).

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган, камеральная налоговая проверка, истребование документов, налоговое законодательство, налогоплательщик, налоговая декларация, Российская Федерация.

Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Камеральная налоговая проверка; Выездная налоговая проверка. К общим правилам проведения налоговых проверок относятся

Отличия налоговых проверок (камеральной и выездной) приведены схематично на рисунке 2.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный.

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС.

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства

Лермонтов Ю. М. Камеральная проверка как форма налогового контроля/ Налоговый.

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале.

налоговый контроль, налоговые органы, формы налогового контроля, методы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые проверки.

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

Анализ выездных налоговых проверок: пути. | Молодой ученый

Наиболее приоритетным направлением работы ФНС России является осуществление своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. Как и на любой другой государственный орган, на ФНС возложены некоторые задачи.

Особенности и преимущества налогового мониторинга как.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения. Известно, что с первого января 2015 г. российская налоговая система пополнилась новшеством, именуемым налоговым мониторингом.

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая.

Налоговые проверки являются формой реализации налоговыми органами налогового контроля. Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов.

Камеральная налоговая проверка как элемент современной.

Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, налоговая политика. Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля.

Налоговая запросила у ООО "Артек" документы за три последних года. При этом в отношении ООО "Артек" не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением "предпроверочного анализа".

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

"Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

"Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки".

"Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий "предпроверочного анализа" не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным."

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

"Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика"

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

- указаны реквизиты конкретной сделки;

- наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

- указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать "предпроверочный анализ" в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения - не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.

    Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

    Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

    1. Основные методы контроля.
    • Документальные:
      • истребование и выемка документов и учетных регистров,
      • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
      • проверка на соответствие нормам права,
      • арифметическая проверка,
      • проверка обоснованности проведенных операций;
      • инвентаризация имущества,
      • экспертиза,
      • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
      • анализ качества сырья и материалов,
      • контрольная закупка и т.д.
      • Расчетно-аналитические:
        • экономический анализ данных,
        • технические расчеты,
        • логическая оценка,
        • контроль ценообразования и т.п.
        • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
        • истребование письменных справок,
        • разъяснение действующих норм законодательства.

        Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

        Виды налогового контроля в РФ

        О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

        • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
        • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
        • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
        • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
        • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
        • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
        • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

        Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

        Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.


        Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).

        Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

        Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

        В науке финансового и налогового права налоговый контроль зачастую рассматривается в широком и узком значениях.

        Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

        В широком смысле налоговый контроль представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

        Налоговый контроль в узком смысле — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами [2, с.210].

        Налоговым законодательством закреплены формы проведения налогового контроля. Так налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

        Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

        К методам налогового контроля следует отнести:

        ‒ проверку данных учета и отчетности;

        ‒ осмотр (обследование) территорий и помещений;

        ‒ выемку документов и предметов;

        ‒ получение объяснений налогоплательщиков.

        Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка представляет собой совокупность контрольных действий налоговых органов по проверке правильности исчисления, удержания, уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговым Кодексом Российской Федерации установлено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные.

        Общей целью осуществления налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

        Так в статье 89 НК РФ определено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

        Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

        В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

        Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

        В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

        Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

        Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (пункт 9 статья 89 НК РФ). Во время приостановления проверки налоговый орган не вправе проводить какие-либо мероприятия налогового контроля (допросы свидетелей, осмотры, выемки и пр.). Периоды приостановления проверки исключаются из общего срока ее проведения.

        Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

        Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ).

        При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

        ‒ направление запросов в компетентные органы иностранных государств;

        ‒ направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);

        ‒ вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой (подпункт 4 пункт 1 статьи 31 НК РФ);

        ‒ инвентаризация имущества налогоплательщика (подпункт 6 пункт 1 статьи 31, пункт 13 статьи 89 НК РФ). По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты;

        ‒ допрос свидетелей, проводимый в соответствии со статьей 90 НК РФ.

        ‒ осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов;

        ‒ истребование документов у проверяемого лица в соответствии со статьей 93 НК РФ;

        ‒ истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

        ‒ выемка документов и предметов в соответствии со статьей 94 НК РФ;

        ‒ экспертиза в соответствии со статьей 95 НК РФ;

        ‒ привлечение специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ;

        ‒ привлечение переводчика в соответствии со статьей 97 НК РФ.

        Понятие термина камеральная налоговая проверка раскрыто в статье 88 НК РФ. В ней же определены сроки и порядок и методы ее проведение.

        Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.

        Необходимо отметить, что ни продление срока, ни приостановление камеральной налоговой проверки, в отличии от выездной, налоговым законодательством не предусмотрено.

        Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

        Таким образом, уведомление налогоплательщика о факте проведения камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено.

        При выявлении в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Налогоплательщик при представлении пояснений вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

        Налоговый орган по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. В то же время законодатель установил ряд исключений из названного правила. Так, например, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

        При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие методы налогового контроля:

        ‒ истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в статье 93 НК РФ);

        ‒ истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);

        ‒ допрос свидетелей (статья 90 НК РФ);

        ‒ проведение экспертизы (статья 95 НК РФ);

        ‒ участие переводчика, эксперта (статьи 95, 97 НК РФ);

        ‒ осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (статьи 91, 92 НК РФ).

        Основные термины (генерируются автоматически): РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган, камеральная налоговая проверка, истребование документов, налоговое законодательство, налогоплательщик, налоговая декларация, Российская Федерация.

        Похожие статьи

        Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

        Камеральная налоговая проверка; Выездная налоговая проверка. К общим правилам проведения налоговых проверок относятся

        Отличия налоговых проверок (камеральной и выездной) приведены схематично на рисунке 2.

        Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный.

        Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС.

        Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства

        Лермонтов Ю. М. Камеральная проверка как форма налогового контроля/ Налоговый.

        Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале.

        налоговый контроль, налоговые органы, формы налогового контроля, методы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые проверки.

        Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

        налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

        Анализ выездных налоговых проверок: пути. | Молодой ученый

        Наиболее приоритетным направлением работы ФНС России является осуществление своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. Как и на любой другой государственный орган, на ФНС возложены некоторые задачи.

        Особенности и преимущества налогового мониторинга как.

        Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения. Известно, что с первого января 2015 г. российская налоговая система пополнилась новшеством, именуемым налоговым мониторингом.

        Эффективность налогового контроля | Статья в журнале.

        Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

        Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая.

        Налоговые проверки являются формой реализации налоговыми органами налогового контроля. Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов.

        Камеральная налоговая проверка как элемент современной.

        Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, налоговая политика. Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля.

        Читайте также: