Фиксированный налог на единицу выпуска

Обновлено: 03.05.2024

Расчет суммы налога не вызовет у вас затруднений, если вы изучите правила, по которым он происходит. Все вычисления делаются по одному принципу. Главное, изначально разобраться, как рассчитываются суммы налогов, чтобы не совершать ошибок. Если полученные вами результаты вызовут у вас хоть малейшее сомнение, то лучше обратиться за помощью к специалистам.

Сумму каких налогов приходится рассчитывать в России

В любой стране существует множество разновидностей налоговых отчислений. В Налоговом Кодексе России (НК РФ) обозначены следующие категории налогов:

  • НДС (на добавленную стоимость);
  • акцизы;
  • НДФЛ (на доходы физических лиц);
  • на прибыль юридических лиц;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование биоресурсами;
  • государственные пошлины;
  • на дополнительные доходы при добыче углеводородов;
  • на имущество юридических лиц;
  • на занятие игорным бизнесом;
  • на транспорт;
  • на землю;
  • на имущество физ. лиц;
  • торговый сбор.

Первые девять из них относятся к федеральным, следующие три к региональным, а три последних к местным. Это означает, что сумма налога, подлежащего уплате, будет зависеть от решения, принятого на соответствующем уровне, а денежные средства поступят в соответствующий бюджет.

При этом, на каждом уровне приняты льготы для разных категорий граждан. Поэтому перед тем как рассчитать сумму налога, необходимо выяснить должны ли вы его уплачивать.

Где взять основные данные для расчета суммы налога

Ст. 17 НК РФ требует при введении налога устанавливать правила обложения. Необходимо определить:

  • налогоплательщиков;
  • объект обложения;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговую ставку;
  • порядок исчисления.

Эти характеристики обозначены во второй части НК РФ. Там на каждый налог выделена отдельная глава.

Также законодательством могут устанавливаться льготы. Те, что установлены на федеральном уровне, указаны в главе НК РФ, посвященной каждому налогу. Региональные и местные органы власти могут устанавливать собственные льготы. Сведения о наличии и характере местных и региональных льгот можно получить в законодательных актах соответствующих органов власти. Федеральная Налоговая Служба (ФНС) предоставляет возможность получить информацию о наличии льгот на своем сайте.

Проверка необходимости расчета суммы налога

Перед тем как заняться расчетом, нужно убедиться. что это необходимо. Чтобы у вас возникла необходимость уплаты, нужно быть налогоплательщиком иобладать объектом налогообложения.

Налогоплательщики — это те физические или юридические лица, на которых обязанность по уплате отчислений возложена законом. Если вы не указаны в качестве налогоплательщика конкретного налога, платить вы его не должны и рассчитывать ничего не нужно.

Объект налогообложения — это обстоятельство, наличие которого вызывает необходимость уплаты налога. Обстоятельства могут быть разными: получение дохода или прибыли, занятие определенным видом бизнеса, наличие в собственности определенного имущества и т. п. Если у вас нет объекта налогообложения — например, вы не получили дохода — уплачивать налог не требуется. Только убедившись в том, что вы или ваша организация являетесь налогоплательщиками, имеет смысл начать рассчитывать сумму налога.

Как рассчитать сумму налога

Порядок исчисления конкретного налога изложен в соответствующей главе НК РФ. В общем случае налоговая база умножается на ставку. Полученный результат является суммой налога. Например, при НДФЛ по стандартной ставке 13% доход в 100 тыс. рублей облагается налогом в 13 тыс.

Налоговая база — это количественная характеристика объекта налогообложения. Это могут быть: денежные суммы полученные в качестве дохода или прибыли; единицы имущества, характеристики имущества (например, объем двигателя транспорта) и другие параметры.

При определении налоговой базы важным показателем является налоговый период. Это срок, за который уплачивается налог. Если, например, по НДФЛ налоговый период — это календарный год, то и в налоговую базу включаются все полученные в нем доходы.

Налоговая ставка — это размер налога, начисляемого на налоговую базу. Ставка может выражаться в процентах от полученных доходов или в виде фиксированной суммы на единицу налоговой базы.

Использование льгот при расчете суммы налога

Установленные федеральным, региональным или местным законодательством льготы сокращают сумму налоговых отчислений. Это может быть полное или частичное освобождение от уплаты налога. Могут применяться и другие варианты. Например, при уплате налога на доходы физических лиц указанные в НК РФ суммы вычитаются из налоговой базы перед умножением ее на ставку.

Налоговые льготы позволяют существенно экономить. Поэтому перед тем как начать рассчитывать сумму налога, обязательно нужно выяснить, нет ли у вас этих льгот.

Быстрый способ расчета суммы налога

В интернете множество калькуляторов для подсчета сумм налогов. Рекомендуем вам пользоваться только калькуляторами государственных и широко известных солидных сайтов. Предлагаем вам ссылки на несколько таких калькуляторов:

Любой из них поможет произвести или проверить расчет налоговых отчислений. Онлайн-калькуляторы учитывают большинство необходимых показателей, поэтому результату их работы можно доверять.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Работать данная опция будет следующим образом. Контролирующее лицо подаёт уведомление по утверждённой форме в налоговый орган по месту своего учёта о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли. Данный режим начинает работать с года, в который подано уведомление. Для применения этого подхода к налоговому периоду равному 2020 году, подать уведомление надо до 1 февраля 2021 года. В дальнейшем такое уведомление должно быть подано до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик начинает осуществлять уплаты налога с фиксированной прибыли.

В Законе зафиксирована не сумма налога, а сумма прибыли КИК, которая равна 38 460 000 рублей в 2020 году (соответственно 13% от данной суммы составит 4 999 800 рублей), и 34 000 000 рублей с 2021 года (потому что с 2021 года вводится регрессивная ставка налога, которая при такой сумме дохода будет равна 15%, соответственно выходим приблизительно на ту же сумму налога равную 5 100 000 рублей). Математика не очень точная получается у законодателя, но приближена к заявленным Президентом планам.

В случае перехода на такой фиксированный режим оплаты налога, налогоплательщик обязуется подавать уведомление об иностранных компаниях, но не обязан указывать в нём данные по финансовой отчётности иностранных компаний. А также не обязан подавать вместе с уведомлением сами арудированные финансовые отчёты. В декларации по доходам, контролирующее лицо указывает фиксированную сумму дохода. Из этой суммы дохода не вычитаются суммы налогов, которые уплачены КИК в странах регистрации.

Срок подачи уведомления о КИК продлён до 30 апреля для физических лиц и до 20 марта для организаций (приравнялся к сроку подачи налоговой декларации).

В случае перехода на данный фиксированный режим, его отменить нельзя в течение трёх лет, начиная с года подачи заявления (если заявление подано в 2020 или 2021 году). В случае подачи заявления в 2022 и далее – срок обязательного применения этого режима составляет пять лет. По истечению этого срока налогоплательщик вправе подать заявление об отказе от уплаты налогов с фиксированной суммы прибыли.

Законом предусмотрено право досрочно отказаться от применения этого режима, если законодатель изменит сумму фиксированного дохода в сторону увеличения. В таком случае налогоплательщик обязан подать уведомление об отказе уплаты налога с фиксированной прибыли до 31 декабря года, предшествующего году, в котором будет увеличена сумма фиксированного дохода (п. 4 ст. 227.2). Также у налогоплательщика не возникает обязанность по оплате налога с фиксированной КИК прибыли, если он прекратил быть контролирующим лицом всех заявленных контролируемых компаний (начиная с налогового периода, когда он перестал быть контролирующим лицом).

У налогового органа появилось право требовать предоставление документов, подтверждающих расчёт КИК прибыли, даже если в отчётном году КИК убыточные. Предоставить запрошенные документы (финансовые аудированные отчеты иностранных компаний) налогоплательщик обязан в течение месяца с даты запроса. Это требование не применимо к лицам, перешедшим на фиксированный режим оплаты КИК налога, потому что они вообще освобождены от предоставления подобного рода документов.

При этом Закон увеличивает размеры штрафов за нарушение требования законодательства о КИК. Так, непредставление в срок запрошенных налоговыми органами документов или предоставление недостоверных документов карается штрафом в размере 500 000 рублей. Такой же штраф (вместо ранее предусмотренного в размере 100 000 рублей) предусмотрен за непредставление в срок уведомления об участии в иностранных компаниях или о КИК, либо предоставление документов с заведомо ложной информацией.

Хочу отметить, что ранее налоговые органы тоже были вправе запросить финансовые отчеты, подтверждающие расчёт доходов КИК (чем налоговые органы активно пользовались). Что логично, потому что, если вы как-то посчитали прибыль (убытки) иностранной компании, значит вы готовили финансовую отчётность и должны ею подтвердить достоверность своих расчётов. Но некоторые налогоплательщики пытались оспорить подобные запросы налоговой, дабы не предоставлять финансовую отчётность, требующую должную легализацию в стране оформления и перевод на русский язык, ссылаясь на то, что законом прямо не предусмотрено предоставление подобных документов, если не возникает налогооблагаемая прибыль КИК. Сейчас же этот пробел был восполнен законодателем.

Хочу обратить внимание на то, что не стоит путать налогообложение прибыли КИК с налогообложением доходов физических лиц. Это две разные категории налогов. До принятия этого Закона с прибыли от КИК надо было платить дважды:

  1. Налог с доходов КИК, даже если эти доходы фактически не попадали на счёт контролирующего лица. Ставка для физических лиц – 13%, для организаций – 20%.
  2. Налог на доходы физических лиц (прибыль организаций), в случае если иностранная компания распределяла прибыль в виде дивидендов на счёт физического лица по ставке 13 % (для организаций – 20% или 0% в случае участия более года в доле боле 50%).

После принятия Закона, налог по п. 1 выше может быть по желания налогоплательщика зафиксирован в размере 5 000 000 рублей вне зависимости от реальной прибыли КИК. Налог на доход в виде распределённых дивидендов остаётся неизменным. Его этот новый Закон никак не касается.

Так что же даёт этот новый режим и кому он полезен:

  1. Освобождает от трат времени и денег на подготовку аудированных финансовых отчётов по всем КИК + легализацию (чаще всего апостилем)+ перевод на русский язык с нотариальным заверением подписи переводчика.
  2. Освобождает от расходов на налоговых консультантов, которые помогают посчитать правильно прибыль КИК. Это дело непростое, а ошибки в трактовке законодательства могут дорого стоить.
  3. Помогает минимизировать сумму налога в случае возникновения крупной прибыли на уровне КИК. Причем надо отметить, что прибыль может возникнуть просто на бумаге, хотя по факту группа ничего не заработала. А платить налог пришлось бы. Например, курсовые разницы, реализация актива в рамках группы компаний и пр.

Если КИК убыточные, то переход на данный режим может быть не интересен. Однако надо учитывать размер группы. Если иностранных компаний много, то подготовка всей документации для подачи в российские налоговые органы и консультации со специалистами для корректного отображения в декларации может в итоге стоить более 5 000 000 рублей. Так что возможно проще один раз заплатить этот налог, и не тратиться на консультантов, аудиторов, переводчиков, будущие споры с налоговой и пр.

Однако некоторые мои коллеги настроены весьма критично и недоверчиво к этому Закону. Можно ли назвать Закон ловушкой? Я пока таких рисков при прочтении подписанной версии Закона не вижу. У налогоплательщика есть право выйти из этого режима после 3х лет (далее пяти). Также есть право выйти досрочно из режима, если вдруг сумма фиксированного налога будет увеличена законодателем.

Некоторых коллег огорчило, что не отменён налог на дивиденды, которые налогоплательщик получает от КИК. Но стоило ли на это рассчитывать? Далеко не всю прибыль группы контролирующие лица выводят на свои счета. Как правило крупный бизнес требует вложений. Потому обычно большая часть прибыли по итогам года уходит обратно на развитие бизнеса. И только небольшая часть денег выводится из оборота, путём перечисления дивидендов на счёт физического лица. С этой суммы можно заплатить налог. Зато заплатите с этой иностранной прибыли только один раз (ранее надо было платить дважды: на уровне налогообложения КИК и на уровне налогообложения получателя дивидендов – фактического получателя прибыли). Пока вы не выводите средства в виде дивидендов - вы не платите по ним налогов. Если вы перечисляете дивиденды на свои российские организации – то можно воспользоваться льготным 0% режимом при соблюдении несложных требований законодательства.

Для государства данный режим выгоден тем, что избавляет от затрат на контроль за налогоплательщиками, имеющими КИК и пытающимися всеми правдами и неправдами скрыть этот доход. Ведь все подготовленные и поданные в налоговые органы КИК декларации, подтверждающие документы, сложные групповые структуры с участием иностранных компаний должны изучать и проверять налоговые чиновники. А это тоже время и деньги. Из-за загруженности налоговых органов, иногда налогоплательщикам удаётся скрыть доход, рассчитывая на то, что налоговая так и не доберётся до его запутанных схем владения КИК. При применение фиксированного режима государственный бюджет гарантировано получит по 5 000 000 рублей и не понесёт никаких затрат на этих налогоплательщиков. Останется время для более пристального изучения всех остальных налогоплательщиков, которые не перейдут на новый опциональный режим. Здесь бюджет будут пополняться за счёт увеличенных штрафов.

Читайте также: