Федеральный закон об отмене налога на ндс

Обновлено: 12.05.2024

Налог на добавленную стоимость был введен в России еще в 1992 году, и периодически определенные группы предприятий или сферы деятельности освобождались от его уплаты. НДС — самый собираемый налог по объемам: 34 % от всех налоговых поступлений в бюджет.

Сфера общепита облагается по обычной ставке в 20 % и ежегодно приносит в бюджет России сотни миллиардов рублей. Несмотря на это, Госдума приняла решение об отмене НДС для многих предприятий общественного питания и даже согласна снизить тарифы по страховым взносам на 50 % (были страховые отчисления в размере 30 %, а станут — 15 %).

Действие законопроекта распространяется на предприятия, соответствующие одновременно 3 критериям:

  • годовая выручка не должна превышать 2 млрд рублей;
  • удельный вес доходов от реализации продуктов общественного питания должен превышать 70 % от общей структуры выручки компании;
  • штат сотрудников не больше 1500 человек (среднемесячная зарплата работников и страховые взносы должны быть не меньше, чем среднемесячная зарплата в разрезе сферы деятельности по регионам РФ).

Если требования будут выполнены по результатам 2021 года, то с 1 января 2022 года будет освобождена от НДС часть ресторанов, баров, столовых, отделы кулинарии, кофейни и т. д.

В новой редакции НК РФ (ст. 149) указано, что отмена НДС не распространяется на:

  • реализацию продуктов (не готовых блюд) отделами кулинарии или точками розничной торговли;
  • реализацию продуктов питания предприятиями, занимающимися заготовочной деятельностью (полуфабрикаты не подпадают под льготу).

Если требования выполняются, то предприятие освобождается от уплаты НДС, а страховые взносы будут установлены на уровне 15 %.

Госдума одобрила соответствующие правки в НК РФ, а Минэкономразвития убеждено, что ликвидация НДС для общепита позволит вывести бизнес из тени, а соответственно, уровень чистой прибыли и белой зарплаты повысится. Условно, должна произойти налоговая замена: для предприятий убирается НДС, но они показывают реальную прибыль (соответственно, размер налога на прибыль увеличится), и будет отображаться реальная картина по численности занятых (возрастут страховые взносы).

Реформирование налоговой системы, переходы налогоплательщиков со специальных режимов на общую систему обсуждались сотни раз и на различных уровнях, но только в июне 2021 года удалось достичь соглашения по законодательным нормам и провести расчеты будущих поступлений, которые бы не создали дефицит бюджета.

Если мероприятие с отменой НДС для предприятий общественного питания будет успешным и пилотный проект станет оправданным, то Минэкономразвития разработает новые мероприятия с привлечением иных трудоемких отраслей. Возможно, большая часть малого и среднего бизнеса вскоре позабудет об НДС, если будет добросовестно платить иные виды налогов и сборов.

Выгодна ли отмена НДС предприятиям общественного питания?

Тот факт, что правительство РФ осознает тяжесть налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования, — это безоговорочный плюс, но особый восторг от нововведений среди предпринимателей незаметен.

Большинство предприятий общепита работают на упрощенной системе налогообложения, а крупные субъекты, которые не могут уложиться в лимиты по выручке и объемам, просто создают новые юридические лица. Схема простая, но рабочая.

Можно ли отказаться от льготы?

По нормам обновленного налогового законодательства, ст. 149 НК РФ, предприятие имеет право отказаться от льготы на освобождение от НДС. Для этого необходимо подать налоговикам соответствующее заявление до конца текущего квартала, чтобы с нового отчетного периода проводились расчеты.

Этот одобренный законопроект направлен на устранение серых схем в общепите и отражение реальных показателей по прибыли, зарплате, отчислениям и т. д. Существует мнение, что недобросовестные предприниматели, надежно использующие схемы минимизации, все равно не станут рушить свои выведенные и отработанные механизмы. Для мелких компаний, работающих не с плательщиками НДС, будет реальная выгода, а иные же практически ничего не теряют/приобретают в материальном плане, кроме чрезмерного внимания контролирующих органов, которые теперь будут более жестко и активно реагировать на мелкие нарушения.

image

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

С чем связана отмена льготы по НДС на ПО

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Как зарегистрировать приложение в Реестре отечественного ПО

Это отдельная тема для разговора. Если кратко, то нужно соблюсти следующие минимальные требования:

1) Правообладателем российского ПО должен быть гражданин России или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, РФ, субъектов РФ, в коммерческой организации должна быть более 50%.

2) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.

3) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.

4) Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа

5) Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации.

6) Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются через сайт Минкомсвязи с использованием электронной подписи заявителя.

7) В заявлении обязательно указываются гиперссылки на сайт правообладателя с техническими документами:

  1. с описанием функциональных характеристик программного обеспечения и информацией, необходимой для установки и эксплуатации ПО;
  2. содержащими описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

8) К заявлению прикладываются документы, подтверждающее исключительные права заявителя на регистрируемое ПО.

Чем подтверждаются исключительные права на ПО

ПО защищается авторским правом как литературные произведения. Поэтому исключительные права на него возникают с момента создания и не требуют формального подтверждения со стороны государства. Тем не менее, Гражданский кодекс предусматривает возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. По результатам регистрации заявителю выдается Свидетельство, в котором указан правообладатель.

Однако Свидетельство о государственной регистрации ПО не является 100% гарантией наличия исключительного права у заявителя. Оно подразумевается пока не доказано иное. Поскольку права на ПО возникают в силу его создания первоначально у автора, то необходимо подтвердить переход прав к заявителю по договору или в силу закона.

На практике возможны минимум 3 варианта подтверждения исключительных прав на ПО:

а) В случае создания программного обеспечения по заказу правообладателя, переход исключительного права подтверждается Договором заказной разработки с организацией – подрядчиком или Договором авторского заказа с разработчиком – физическим лицом (в т.ч. в статусе ИП).

б) При покупке исключительных прав необходимо иметь Договор отчуждения исключительных прав на ПО.

в) В случае разработки ПО силами штатных сотрудников права работодателя на такое ПО подтверждается документами, необходимыми для возникновения прав на служебное произведение. Здесь потребуется оформить целый пакет документации.

Таким образом, оптимизация НДС через переход на лицензионные договоры уходит в прошлое. Готовимся к новой реальности и пробуем попасть в Реестр отечественного ПО.

Читайте также: