Фактическая ставка налога может быть равна маргинальной при какой прогрессии

Обновлено: 30.06.2024

13. Установление целевых налогов:

а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюджета;

б) допускается, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций;

в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций.

а) перераспределение дохода установлением повышенных ставок налога;

б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый налогооблагаемый доход;

в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.

15. Согласно принципу нейтральности налогообложение:

а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;

б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;

в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других дискриминационных оснований.

16. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) федеральным конституционным законом РФ.

17. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:

а) закреплены в федеральном законодательстве;

б) закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или в законодательстве;

в) закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или в законодательстве.

а) Основные принципы – это часть общих принципов;

б) общие принципы – это часть основных принципов;

в) самостоятельные понятия.

19. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

а) к ведению Федерации;

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

в) к ведению субъектов Федерации.

20. Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:

а) целевые налоги недопустимы;

б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно значимыми целями;

в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном, но не на федеральном уровне.

21. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:

а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;

б) приоритет фискальной функции налогообложения над регулирующей;

в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

22. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:

а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;

б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;

в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.

23. Принцип равного налогового бремени означает, что:

а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных дискриминационных оснований;

б) необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;

в) не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.

24. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что не допускается установление:

а) налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;

б) дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;

в) дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.

25. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию – с другой;

финансовый рычаг

Компании часто берут кредиты для покупки имущества или пополнения оборотных средств. Как понять — какой размер кредита может взять компания, чтобы не стать банкротом, и стоит ли это делать? В этом поможет финансовый рычаг.

Финансовый рычаг — это показатель, отражающий как изменение размера заемного капитала повлияет на прибыль компании.

Если компания убыточная, то использовать финансовый рычаг не стоит — ситуация может только ухудшиться. Чтобы понять, насколько эффективна работа, нужно рассчитать рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.

Содержание статьи

Рентабельность активов

Этот показатель характеризует эффективность использования активов, рассчитывается как отношение операционной прибыли к активам.

Рентабельность активов = Операционная прибыль : Активы

Операционная прибыль — это прибыль от основной деятельности компании, разница между доходами и расходами компании по основной деятельности за определенный период.

Активы включают:

  1. Основные средства — недвижимость, транспорт, оборудование.
  2. Нематериальные активы — патенты, программное обеспечение.
  3. Запасы сырья.
  4. Незавершенное производство.
  5. Готовую продукцию.
  6. Деньги на счетах и в кассе.
  7. Дебиторскую задолженность (то, что должны компании).

Все эти статьи нужно сложить. Размер активов и их общую стоимость также можно узнать из баланса, там они уже суммированы.

В расчете используется среднегодовой размер активов. Для его расчета нужно сложить стоимость активов на начало и конец года и разделить на два:

Активы (в среднем за год) = (Активы на начало года + Активы на конец года) : 2

Этот показатель может быть неточным, если в течение года были значительные колебания стоимости. Для более подробного расчета можно суммировать размер капитала поквартально, помесячно или ежедневно и делить на 4, 12 или 365. Это удобно делать, если компания ведет финансовый учет в специальном сервисе, например, в ПланФакте.

Операционная прибыль — 400 000 рублей.

Стоимость активов на начало года 900 000 рублей, на конец года — 1 100 000 рублей.

Среднегодовая стоимость активов = (900 000 + 1 100 000) : 2 = 1 000 000 (руб.)

Рентабельность активов = 400 000 : 1 000 000 = 40%

Операционная прибыль — 80 000 рублей.

Стоимость активов:
1 квартал — 1 000 000 рублей;
2 квартал — 900 000 рублей;
3 квартал — 600 000 рублей;
4 квартал — 700 000 рублей.

Среднегодовая стоимость активов = (1 000 000 + 900 000 + 600 000 + 700 000) : 4 = 800 000 (руб.)

Рентабельность активов = 80 000 : 800 000 = 10%

Рентабельность собственного капитала

Характеризует, насколько эффективно используется собственный капитал. Чем показатель выше, тем выгоднее вкладывать деньги в компанию.

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль : Собственный капитал

Формула чистой прибыли в общем виде выглядит так:

Чистая прибыль = Выручка (доходы по основной деятельности) — Расходы по основной деятельности + Прочие доходы — Прочие расходы — Амортизация — Проценты по кредитам и займам — Налог на прибыль

Для расчета финансового рычага используем упрощенный вариант:

Чистая прибыль = Операционная прибыль — Проценты по кредитам и займам — Налог на прибыль

Собственный капитал — вложения учредителей и нераспределенная прибыль. Узнать величину собственного капитала также можно в балансе. В расчете используется среднегодовой размер собственного капитала.

Операционная прибыль за год — 400 000 рублей.

Налог на прибыль — 20%.

Кредитов у компании нет, поэтому проценты по ним она не платит.

Сумма налога = 400 000 х 0,2 = 80 000 (руб.)

Чистая прибыль = 400 000 — 80 000 = 320 000 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 320 000 : 1 000 000 = 32%

Операционная прибыль за год — 80 000 рублей.

Сумма налога = 80 000 х 0,15 = 12 000 (руб.)

Чистая прибыль = 80 000 — 12 000 = 68 000 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 68 000 : 400 000 = 13,6%

Предположим, что компании планируют взять 500 000 в кредит, под 20% годовых. Узнать, как он скажется на финансовых показателях, поможет финансовый рычаг.

Расчет эффекта финансового рычага

Включает три элемента, которые влияют на прибыль:

  • налоговый корректор показывает влияние налоговой нагрузки;
  • дифференциал финансового рычага — разница между прибыльностью бизнеса и ценой заемных денег;
  • плечо финансового рычага — соотношение между заемным и собственным капиталом.

Эффект финансового рычага = Налоговый корректор х Дифференциал финансового рычага х Плечо финансового рычага

Налоговый корректор

Показывает, как влияет на финансовый рычаг ставка налога на прибыль: какая доля прибыли остается у компании после уплаты налога. Компания не может влиять на этот коэффициент — ставку устанавливает государство.
Этот коэффициент рассчитывается в виде десятичной дроби.

Налоговый корректор = 1 — Ставка налога на прибыль

Налоговый корректор = 1 — 0,2 = 0,8

Налоговый корректор = 1 — 0,15 = 0,85

Дифференциал финансового рычага

Показатель отражает разницу между рентабельностью активов и платой за заемный капитал. Чем выше значение этого показателя, тем более выражен положительный эффект от действия финансового рычага.

Дифференциал финансового рычага = Рентабельность активов — Ставка по кредиту

Предполагается, что при увеличении активов за счет кредитных денег (они могут быть вложены в запасы, покупку внеоборотных активов или что-то другое), рентабельность сохраняется.

Значения:

  • показатель меньше нуля — компания не может обеспечить такую эффективность, чтобы компенсировать плату за использование кредита;
  • показатель равен нулю — увеличение прибыли уйдет на погашение процентов по кредиту;
  • показатель больше нуля — использование кредита выгодно, компания может повысить свою эффективность за счет заемных средств.

Дифференциал финансового рычага = 40% — 20% = 20%

Использование кредита выгодно.

Дифференциал финансового рычага = 10% — 20% = -10%

Использование кредита невыгодно.

Плечо финансового рычага

Показывает, как на финансовый рычаг влияет доля заемных средств.

Плечо финансового рычага = Заемный капитал : Собственный капитал

Заемный капитал включает долгосрочные и краткосрочные обязательства:

  1. Кредиторскую задолженность (то, что должна компания).
  2. Кредиты и займы.

В зависимости от отрасли, размера компании и других факторов норма для коэффициента может меняться, поэтому важно оценивать его в совокупности с другими показателями.

Значения:

  • больше 0,7 — компания рискует потерять финансовую устойчивость. Допускается и более высокое значение, например, в России считается нормальным коэффициент 1. Но чем он больше, тем ниже финансовая устойчивость компании.
  • 0,5-0,7 — оптимальное значение.
  • ниже 0,5 — компания упускает возможность повысить эффективность за счет привлечения заемных средств.

«Финансовый рычаг определяется как соотношение заемного капитала компании и собственного капитала. Это понятие можно проиллюстрировать качелями или весами, на одной стороне которых — уставный и накопленный капитал, а на другой — финансовые обязательства компании.

Плечо финансового рычага (текущая ситуация) = 0 : 1 000 000 = 0

В текущей ситуации компания обладает высокой финансовой устойчивостью, но может заработать больше, если будет использовать заемные средства.

Плечо финансового рычага (для кредита) = 500 000 : 1 000 000 = 0,5

Кредит не окажет негативного влияния на финансовую устойчивость компании.

Чтобы узнать размер заемных средств, нужно вычесть из стоимости активов размер собственного капитала:

Заемные средства = 800 000 — 500 000 = 300 000 (руб.)

Плечо финансового рычага (текущая ситуация) = 300 000 : 500 000 = 0,6

Плечо финансового рычага (для кредита) = 500 000 : 500 000 = 1

Размер показателей в норме.

Рассчитаем плечо для всех заемных средств:

Плечо финансового рычага (суммарно с кредитом) = (300 000 + 500 000) : 500 000 = 1,3

Если компания возьмет кредит, она потеряет финансовую устойчивость.

Эффект финансового рычага

Рассчитаем эффект рычага для компаний.

Эффект финансового рычага = 0,8 х 0,2 х 0,5 = 0,08 или 8%

Если компания возьмет кредит, рентабельность собственного капитала повысится на 8% и составит 40%.

Эффект финансового рычага = 0,85 х (- 0,1) х 1 = -0,085 или -8,5%

Кредит отрицательно скажется на рентабельности собственного капитала и уменьшит ее до 5,1%.

Влияние кредита на прибыль

Если предположить, что компания будет работать также эффективно, сохраняя рентабельность активов, то инвестиция заемных средств в активы даст прирост прибыли:

Операционная прибыль = Рентабельность активов х (Активы + Кредит)

За использование кредитных денег компании платят определенный процент, это нужно учесть в расчете прибыли:

Прибыль до налогообложения = Операционная прибыль — Сумма процентов по кредиту

Сумма налога = Прибыль до налогообложения х Ставка по налогу

Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения — Сумма налога

Рассчитаем размер прибыли и новую рентабельность собственного капитала.

Операционная прибыль = 0,4 х (1 000 000 + 500 000) = 600 000 (руб.)

Прибыль до налогообложения = 600 000 — 0,2 х 500 000 = 600 000 — 100 000 = 500 000 (руб.)

Сумма налога = 500 000 х 0,2 = 100 000 (руб.)

Чистая прибыль = 500 000 — 100 000 = 400 000 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 400 000 : 1 000 000 = 0,4 или 40%

Операционная прибыль = 0,1 х (800 000 + 500 000) = 130 000 (руб.)

Прибыль до налогообложения = 130 000 — 0,2 х 500 000 = 600 000 — 100 000 = 30 000 (руб.)

Сумма налога = 30 000 х 0,15 = 4 500 (руб.)

Чистая прибыль = 30 000 — 4 500 = 22 500 (руб.)

Рентабельность собственного капитала = 22 500 / 500 000 = 0,051 или 5,1%


Признаки классификации

В зависимости от предмета По содержанию

налогообложения

Твердые Процентные Маргинальные Фактические Экономические


Пропорцио- Прогрессив- Регрессив-

нальные ные ные



Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским налоговым законодательством ставки налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе явилась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налога дохода граждан была разделена на три части. Первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%, вторая часть (от 50 до 150 тыс. руб.) – по ставке 20% и третья часть (более 150 тыс. руб.) – по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по введенному с 2001 г. ЕСН налогу.

Налоговые ставки в нашей стране по федеральным налогам установлены федеральным законом – НК РФ. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в федеральном законе по каждому виду налогов.

По содержанию налоговые ставки согласно теории налогов подразделяются на три вида: маргинальные, фактические (средние) и экономические.

Маргинальные – это налоговые ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

Фактические налоговые ставки представляют собой отношение суммы уплаченного налога к величине налоговой базы.

Экономические ставки определяются как отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

Пример расчета ставок налога на доходы физических лиц

Исходные данные для расчета Сумма, руб.
1. Все доходы, полученные российским налоговым резидентом 268 000
2. Социальные налоговые вычеты:
2.1. Расходы на лечение и медикаменты (ежемесячно не более 38 000 руб.) 50 000
2.2. Расходы на образование (ежегодно не более 38 000 руб.) 30 000
3. Налоговая ставка 13%
Расчет налоговой базы
Налоговая база (стр. 1 – стр. 2.2. – стр. 2.1, но не более установленного лимита) 200 000

Вид ставки Алгоритм расчета Значение ставки
Маргинальная (МС) 13% суммы налоговой базы 200000 х 13% : 100% = 26000 руб.
Фактическая Значение МС делится на облагаемый доход 26000 / 200000 х 100% = 13%
Экономическая Значение МС делится на совокупный доход 26000 : 268000 х 100% = 9,7%


Льготами по налогам и сборампризнаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 Кодекса).

Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льгот либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

- изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков;

- скидки –это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщиков). Скидки бывают общими (ими пользуются все налогоплательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов); стандартными и нестандартными. Так, в России при налогообложении граждан льготы подразделяются на четыре группы:

1) стандартные налоговые вычеты;

2) социальные налоговые вычеты;

3) имущественные налоговые вычеты;

4) профессиональные налоговые вычеты;

- налоговые кредиты –это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат ранее уплаченного налога (или части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период времени называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.

Рассрочка уплаты налога – деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по плате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. (Предоставление отсрочек или рассрочек имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ).

Одновременно налоговые льготы могут реализовываться в различных формах отдельно для каждого налога в соответствии с целями национальной налоговой политики. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Необходимо отметить, что индивидуализация налоговых льгот не разрешается, как правило, налоговым законодательством. Они могут лишь дифференцироваться по региональным, отраслевым, социальным и др. категориям налогоплательщиков, но не по отдельным хозяйствующим субъектам и гражданам.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение след. вопросов:

- направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

- средство уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налогов и др.);

- особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 Кодекса приведен следующий порядок уплаты налогов и сборов.

Уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.


Признаки классификации

В зависимости от предмета По содержанию

налогообложения

Твердые Процентные Маргинальные Фактические Экономические


Пропорцио- Прогрессив- Регрессив-

нальные ные ные



Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским налоговым законодательством ставки налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе явилась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налога дохода граждан была разделена на три части. Первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%, вторая часть (от 50 до 150 тыс. руб.) – по ставке 20% и третья часть (более 150 тыс. руб.) – по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по введенному с 2001 г. ЕСН налогу.

Налоговые ставки в нашей стране по федеральным налогам установлены федеральным законом – НК РФ. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в федеральном законе по каждому виду налогов.

По содержанию налоговые ставки согласно теории налогов подразделяются на три вида: маргинальные, фактические (средние) и экономические.

Маргинальные – это налоговые ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

Фактические налоговые ставки представляют собой отношение суммы уплаченного налога к величине налоговой базы.

Экономические ставки определяются как отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

Пример расчета ставок налога на доходы физических лиц

Исходные данные для расчета Сумма, руб.
1. Все доходы, полученные российским налоговым резидентом 268 000
2. Социальные налоговые вычеты:
2.1. Расходы на лечение и медикаменты (ежемесячно не более 38 000 руб.) 50 000
2.2. Расходы на образование (ежегодно не более 38 000 руб.) 30 000
3. Налоговая ставка 13%
Расчет налоговой базы
Налоговая база (стр. 1 – стр. 2.2. – стр. 2.1, но не более установленного лимита) 200 000

Вид ставки Алгоритм расчета Значение ставки
Маргинальная (МС) 13% суммы налоговой базы 200000 х 13% : 100% = 26000 руб.
Фактическая Значение МС делится на облагаемый доход 26000 / 200000 х 100% = 13%
Экономическая Значение МС делится на совокупный доход 26000 : 268000 х 100% = 9,7%


Льготами по налогам и сборампризнаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 Кодекса).

Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льгот либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

- изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков;

- скидки –это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщиков). Скидки бывают общими (ими пользуются все налогоплательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов); стандартными и нестандартными. Так, в России при налогообложении граждан льготы подразделяются на четыре группы:

1) стандартные налоговые вычеты;

2) социальные налоговые вычеты;

3) имущественные налоговые вычеты;

4) профессиональные налоговые вычеты;

- налоговые кредиты –это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат ранее уплаченного налога (или части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период времени называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.

Рассрочка уплаты налога – деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по плате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. (Предоставление отсрочек или рассрочек имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ).

Одновременно налоговые льготы могут реализовываться в различных формах отдельно для каждого налога в соответствии с целями национальной налоговой политики. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Необходимо отметить, что индивидуализация налоговых льгот не разрешается, как правило, налоговым законодательством. Они могут лишь дифференцироваться по региональным, отраслевым, социальным и др. категориям налогоплательщиков, но не по отдельным хозяйствующим субъектам и гражданам.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение след. вопросов:

- направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

- средство уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налогов и др.);

- особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 Кодекса приведен следующий порядок уплаты налогов и сборов.

Уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Читайте также: