Этапы развития системы налогообложения страховых организаций в рф

Обновлено: 02.05.2024

В условиях кризиса особую значимость приобретает эффективность внутриорганизационного поведения страховой фирмы, и особенно качество управления собственными бизнес-процессами, которое может сыграть решающую роль в обеспечении конкурентоспособности на страховом рынке.

О важности и преимуществах качественно выстроенных бизнес-процессов много написано в работах, посвященных реинжинирингу бизнес-процессов вообще и реинжинирингу бизнес-процессов в страховых компаниях. Обеспечить и управлять качеством организации процессов невозможно в условиях их непрозрачности и неопределенности обязанностей участников процессов и лимитов принятия решений. И вместе с тем необходимо четкое представление о целях, которые должны быть достигнуты в результате реализации бизнес-процессов, то есть необходима четко описанная структура целей, степень достижения которых может быть количественно измерена.

Поэтому необходимой становится диагностика и совершенствование бизнес-процессов. В ходе диагностики определяется текущее состояние бизнес-процессов, и выявляются проблемы их организации. Далее следует совершенствование бизнес-процессов, которое требует продуманного системного подхода. Ниже представлена методика, обобщающая и систематизирующая теоретические знания необходимые для совершенствования бизнес-процессов и практический опыт.

Совершенствование бизнес-процессов предполагает последовательно-параллельное выполнение следующих этапов (см. рисунок 7):

1) формулирование целей страховой фирмы;

2) выделение и идентификация бизнес-процессов;

3) проектирование и совершенствование бизнес-процессов;

4) проектирование организационной структуры.


Рис. 7. Этапы совершенствования бизнес-процессов

ОАО СК "РОСНО" подвержено влиянию отраслевых, страховых, финансовых, правовых рисков. Специфичными для страховой организации являются следующие негативные факторы и условия:

- вероятность недооценки страхуемых событий;

- неопределенность момента наступления и масштабности событий, по страхованию которых компания предоставляет услуги;

- вероятность формирования слишком больших страховых выплат;

- вероятность возникновения больших потерь в связи с массовостью обращений за страховыми выплатами под влиянием одного и того же события;

- недобросовестность контрагентов, осуществляющих перестрахование;

- недобросовестность страхователей, сообщающих о наступлении страхового случая.

Влияние всех перечисленных факторов и условий ожидается в долгосрочной перспективе.

Для устранения главных факторов, негативно влияющих на деятельность ОАО СК "РОСНО", используются: методики оценки статистических данных, перестрахование, ограничения по сумме и количеству заключаемых договоров страхования, процедуры одобрения сделок, стратегии ценообразования и постоянный мониторинг возникновения новых рисков.

Во исполнение Стратегии перестрахования, ОАО СК "РОСНО" использует факультативное перестрахование и перестрахование эксцедента убытка для того, чтобы снизить страховые выплаты по каждому договору. ОАО СК "РОСНО" ведет постоянный мониторинг финансовой стабильности перестраховщиков и периодически обновляет свои договоры перестрахования. ОАО СК "РОСНО" принимает соответствующие меры для того, чтобы сезонное возрастание уровня выплат (например, выплат по разным видам договоров, касающихся страхования транспортных средств и материальной ответственности перед третьими лицами в связи с наступлением зимних месяцев с их сложными погодными условиями) не наносило существенного ущерба.

Достижение плановых финансовых целей на уровне как бюджетной единицы, так и всей компании обычно сопряжено со значительными сложностями. Компания устанавливает достаточно амбициозные цели по росту продаж страховых продуктов, при этом необходимо поддерживать требуемый уровень убыточности. По конкретным видам страхования такая политика может приводить к тому, что страховые тарифы компании могут оказаться выше тарифов конкурентов по рынку. В этих условиях усложняется задача продающих структур. От них требуется особенно качественная и продуманная работа с клиентами и приложение серьезных усилий для достижения поставленных результатов. Компания прикладывает большие усилия с целью стимулирования структурных подразделений к достижению поставленных планов и целей.




В результате анализа теоретического аспекта воздействия прогрессивной, регрессивной и пропорциональной ставки налога на прибыль на развитие крупного и мелкого бизнеса обоснован вывод о целесообразности применения пропорциональной ставки налога на прибыль на современном этапе развития отечественной экономики. Использование пропорциональной ставки соответствует принципу нейтральности налогообложения, а также мировой практике. Единая ставка оказывает общее воздействие на экономику – стимулирующее или дестимулирующее. В этих условиях регулирующая роль ставки повышается при поэтапном ее снижении.

Проблема выбора оптимального вида и величины ставки налога на прибыль неразрывно связана с вопросом о системе налоговых льгот. Налоговые льготы являются предметом острых научных дискуссий по теории и практике налогообложения. С одной стороны, налоговые льготы, являясь рыночным методом регулирования экономики, помогают решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости. Льготный режим для одних налогоплательщиков означает дополнительное бремя для других. Кроме того, расширение льгот неизбежно ведет к потерям доходной части бюджета. В диссертационной работе доказана необходимость реформировать систему льгот на основе достижения баланса фискального и регулирующего эффекта. При этом необходимо принимать во внимание различную эффективность видов льгот.

В соответствии с функциональной направленностью выделяются инвестиционные и социальные льготы по налогу на прибыль. Инвестиционные льготы должны предоставляться не только действующим, но и вновь созданным организациям с целью стимулирования их развития. В долгосрочной перспективе такие льготы должны способствовать увеличению налоговой базы и темпов экономического роста.

Для определения рационального уровня показателя налоговой нагрузки может быть использована модель администрирования налогообложения прибыли представленная на рис. 8.


Рис. 8. Структурная схема функционирования эффективной системы налогообложения прибыли

В указанной модели значения показателя налоговой нагрузки являются результатом функционирования системы налогообложения прибыли. Для того, чтобы модель устойчиво функционировала необходимо учитывать как система государственного администрирования налогообложения прибыли воздействует на регулируемый объект (налогоплательщиков), то есть должна существовать обратная связь.

В рамках принятой модели обратная связь может характеризоваться такими показателями, как уровень налоговых поступлений, задолженность по налогу; количество убыточных организаций; доля теневой экономики и др. Для оценки эффективности и соответствия современным требованиям данной системы необходимо задействовать ряд качественных критериев.

В качестве количественной характеристики эффективной системы налогообложения прибыли ОАО СК "РОСНО предложена методика оценки бюджетного потенциала налога на прибыль, позволяющая более обоснованно подходить к определению контрольных показателей по мобилизации налога на прибыль в бюджеты, основанная на покомпонентном прогнозировании налоговой базы с применением соответствующих ставок составляющих налоговой базы с учетом фискального, производственно-стимулирующего, контрольного потенциалов и корректировкой на коэффициент собираемости.

где, НБпрогн. - прогнозируемое значение налоговой базы для расчета налога на прибыль в федеральный (территориальный) бюджет; НБn-3, НБn-2, НБn-1 - фактическое значение налоговой базы за три предыдущих последовательных налоговых периода (n - налоговый период, на который рассчитывается прогноз); ВВП (ВРП)прогн. - прогнозная величина ВВП (ВРП); ВВП (ВРП)факт.пред. - величина ВВП (ВРП) за предыдущий налоговый период.

На микро уровне прогнозируемое значение налоговой базы будет равно:

Исходя из полученных результатов, о прогнозируемой величине налоговой базы налога на прибыль организаций можно рассчитать фискальный потенциал налога на прибыль. В силу возможности применения региональных льгот, обязательства по уплате данного налога следует рассчитывать отдельно в федеральный бюджет, как произведение базы для расчета налога в федеральный бюджет и соответствующей ставки, и отдельно в региональные бюджеты, скорректировав для каждого региона полученную базу на сумму прибыли, исключаемой в связи с предоставлением льгот по налогу, уплачиваемому в бюджет субъекта РФ, умножив ее на ставку налога по обязательствам в бюджет субъекта Российской Федерации, действующую в данном регионе.

Отдельно определяются сумма налога на доходы, полученные в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).

При умножении полученной совокупной величины налога на прибыль (доход) на коэффициент собираемости получается фискальный потенциал налога на прибыль. При этом необходимо исключить производственно-стимулирующий потенциал, который определяется суммированием всех потенциально необходимых к предоставлению льгот прямого и косвенного характера. Необходимо также учесть контрольный потенциал. Оценить прикладное значение данного критерия при определении бюджетного потенциала налога на прибыль можно при помощи контрольного потенциала (КП), который определяется как произведение совокупности дополнительно начисленных платежей по результатам проверок (ДНП) и индекса роста ВВП.

При исчислении контрольного потенциала его необходимо скорректировать на коэффициент взысканий дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок (Квз), который определяется как отношение взысканной суммы дополнительно начисленных платежей (ДНПвз.) к дополнительно начисленной сумме платежей по результатам проверок (ДНП).

Совокупность фискального и контрольного потенциалов, позволит получить потенциально возможную величину налога на прибыль в налогово-бюджетную систему в плановом налоговом периоде, то есть определить бюджетный потенциал налога на прибыль. Бюджетный потенциал можно рассчитать согласно следующему алгоритму (табл. 9).

Таблица 9 Алгоритм расчета бюджетного потенциала

№ п/п Действие Наименование показателя
1 Прогнозируемая величина налоговой базы
2 * Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет
3 = Сумма начисленного налога в федеральный бюджет
4 - Дополнительные льготы, в части бюджетов субъектов РФ
5 = Налоговая база, для исчисления налога в региональный бюджет
6 * Ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет
7 = Сумма налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет
8 + Налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов
9 = Совокупная сумма налога на прибыль (п. 3 + п. 7 + п. 8)
10 * Коэффициент собираемости, %
11 = Фискальный потенциал
12 + Контрольный потенциал налога на прибыль
13 = Бюджетный потенциал налога на прибыль (п. 11 + п. 12)

Система налогообложения прибыли становится эффективной тогда, когда все экономические субъекты, у которых возникает объект налогообложения, уплачивают налог на прибыль. При исследовании данного вопроса следует выделять горизонтальный аспект и вертикальный аспект налогообложения прибыли организаций. Горизонтальный аспект представляет собой налогообложение по единичной гражданско-правовой сделке. Вертикальный аспект представляет собой итоговую сумму налога на прибыль за соответствующий период времени. Механизм практической реализации горизонтального аспекта налогообложения прибыли организаций представлен на рис. 9.


Рис. 9. Механизм действия горизонтального налогообложения прибыли организаций

Системная взаимосвязь экономического механизма действия налога на прибыль организаций будет проявляться только тогда, когда плательщик, заплативший за актив его стоимость, уменьшит свою налоговую базу по прибыли при условии, что плательщик, реализовавший актив, увеличит свою налоговую базу для целей налогообложения на ту же сумму. При этом все плательщики должны состоять на учете и отчитываться. При нарушении этих условий, данный механизм полноценным не будет, а, следовательно, не будет и надлежащей собираемости этого налога.

В условиях 25 главы НК РФ, на законных основаниях, возможно регулировать величину налоговых обязательств - за счет выбора таких приемов учета. Приведенные рекомендации позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет организаций, что позволит сократить издержки на администрирование данной системы, а также даст возможность маневрировать налоговой базой с целью оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций.

Практическая реализация вышеуказанных вопросов позволит создать эффективную систему налогообложения, обеспечивающую экономически обоснованный уровень доходности при соблюдении баланса интересов государства и налогоплательщика в сочетании минимальной величины затрат налогового администрирования и издержек налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

2. Комментарий к положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / А. С. Бакаев. – М.: Юрайт, 2010. – 231 с.

3. Страхование [Текст]: учебник для бакалавров / С.Б. Богоявленский [и др.] ; под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 867 с.

4. Осипова Т.И., Чеснокова Л.А. Налогообложение страховых организаций в глобальной экономике // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. – № 3. – С. 18–26.

5. Пласков, Г.В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: // Налоги – 2008. – № 6. – С. 11–16.

7. Корнева Е.В., Корень А.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности // Науковедение. – 2013 – № 6 (19).

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ [4].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит [8], А.В. Корень [9].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического [6].

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат [7]. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами


Структура страховых взносов образуется из платежей по разным видам государственного страхования. Взносы уплачивают как предприятия за своих наемных сотрудников, так и предприниматели, ведущие бизнес самостоятельно. Рассмотрим сущность, структуру и порядок расчета страховых взносов более детально.

Сущность страховых взносов

Страховые взносы — это выплаты, которые осуществляются работодателем в пользу своих работников по обязательным видам государственного страхования. К ним относятся выплаты на пенсионное и медицинское страхование, а также отчисления на случай нетрудоспособности, материнства и производственных травм.

При наступлении страхового случая работник будет получать выплаты от фонда социального страхования. Пенсионные взносы закладывают основу для будущей пенсии человека.

Говоря о сущности страхового взноса,нельзя не упомянуть о его обязательности. Если человек получает доход в виде заработной платы или вознаграждения по гражданско-правовому договору, то на эту сумму администрация, за редким исключением, должна начислить страховые взносы. В противном случае последуют санкции контролирующих органов в виде пени и штрафов.

Кроме того, уплата взносов не ставится в зависимость от гражданства. Так, с дохода нерезидента в установленных законом случаях также удерживаются соответствующие выплаты, независимо от того, сколько времени он работает на предприятии.

Отчисления по некоторым видам страхования носят дифференцированный характер. Например, для предприятий, занятых в определенных сферах экономики, установлены пониженные, по сравнению с обычными, тарифы. Если же имеют место вредные условия труда, то для предприятия это обернется дополнительной нагрузкой в виде повышенной ставки по страхованию от несчастных случаев.

Структура страховых взносов

Сущность и структура страховых взносов тесно взаимосвязаны между собой. На сегодняшний день компании должны уплачивать за своих сотрудников и людей, с которыми заключен ГПД, следующие платежи:

  • Пенсионный фонд РФ — 22%.
  • Фонд социального страхования РФ — 2,9% (в том числе выплаты на случай нетрудоспособности и материнства).
  • Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
  • Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2–8,5% (в зависимости от вредности условий труда).

Учет всех начислений по каждому работнику ведется в специальной карточке.

Страховые взносы рассчитываются в учете на момент начисления дохода, а уплачиваются ежемесячно. Отчетность по ним подается за квартал, полгода, 9 месяцев и год. Если на предприятии работает более 10 человек, то отчетность в Пенсионный фонд подается в электронной форме.

Подробности см. здесь.

Что же касается отчетности в фонд социального страхования, она подается по форме 4-ФСС.

Покажем, как определить сумму взносов, на простом примере. По итогам месяца работнику была начислена заработная плата в сумме 70 000 рублей. В отношении страхования от несчастных случаев установлена ставка 1%. Тогда расчет будет выглядеть следующим образом:

  • Пенсионный фонд — 15 400 рублей (70 000 х 22%).
  • Фонд социального страхования — 2 030 рублей (70 000 х 2,9%).
  • Фонд обязательного медицинского страхования — 3 570 рублей (70 000 х 5,1%).
  • Страхование от несчастных случаев — 700 рублей (70 000 х 1%).

Отдельные особенности начисления страховых взносов

По выплатам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в 2020 году установлен максимальный предел начисленного дохода. Так, если работнику за год была начислена зарплата в сумме, превышающей 1 292 000 рублей, то далее в пенсионный фонд перечисляется не 22, а только 10%. То есть, начиная с того месяца, когда достигнут предел, с зарплаты работника будет удерживаться уже 10%.

Что касается Фонда социального страхования, то здесь порог дохода установлен на уровне 912 000 рублей. От суммы его превышения страховые взносы уже не платятся.

Кроме того, отчисления в фонд социального страхования можно уменьшить на сумму начисленного работнику больничного, а также различных пособий (на детей, погребение и т.д.). Не облагаются взносами и компенсационные выплаты, в том числе выходное пособие при увольнении.

Если выплаты по договорам происходят в пользу самозанятых лиц (нотариусов, адвокатов и т.д.), то страховые взносы на сумму их вознаграждения не начисляются. Они вносят все необходимые платежи за себя самостоятельно.

Итоги

Страховые взносы уплачивают все работодатели на вознаграждения, выплачиваемые сотрудникам, а также предприниматели в фисированном размере. Страховые взносы уплачиваются на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Для каждого вида страхования установлен определенный процент.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Особенности налогообложения страховых организаций [22.05.16]

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Целью курсовой работы является изучение механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Список использованных источников

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: