Этапы формирования налоговой системы рб

Обновлено: 16.05.2024

История развития и основные теории налогообложения. Экономическая сущность, функции и классификация налогов, способы их взимания. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы Республики Беларусь, анализ направлений ее совершенствования.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 03.12.2017
Размер файла 103,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ключевые слова: налоги, налоговые платежи, налоговая политика, налоговое бремя, налоговая система, налоговая структура, налогообложение

Объектом исследования является налоговая система. Предметом - основные элементы налоговой системы Республики Беларусь. Целью работы является рассмотрение экономической сущности налогов, налоговой системы Республики Беларусь и выработка направлений ее совершенствования. Содержит общую характеристику современной налоговой системы, экономической сущности налогов, их функции, принципы и виды, а также основные принципы построения налоговых систем и структура налогообложения, характеристику этапов развития налоговой системы Республики Беларусь и некоторые направления совершенствования существующей налоговой системы. налогообложение налог беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Право облагать налогом. -- это не только

право уничтожать, но и право созидать.

Верховный суд США

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Республики Беларусь создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно белорусской национальной налоговой системы, отвечающей нашим белорусским условиям.

Цель дипломной работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

Задачи дипломной работы:

Ш в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;

Ш охарактеризовать основные виды налогов;

Ш проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;

Ш рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

Ш проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;

Ш определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги стали известны еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала Средневековья) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

На втором этапе (XVI-нач. XIX) Государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

И, наконец, третий современный этап- государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, и на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, приводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права.

Цель моей работы - раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, классификацию и основные виды налогов в белорусской экономике, выделить функции налогов, определить пути совершенствования организации учета и анализа, методики исчисления налогов и неналоговых платежей.

1. ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Становление и развитие налогообложения, основные теории налогов

Налог -- одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог -- понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Развитие налогообложения осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, и развитие самой финансовой науки.

Во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. И все они сталкиваются с принципиальным вопросом о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения.

В развитии налогообложения можно выделить несколько периодов [2].

В конце XVII - начале XVIII в. наступает второй период развития налогообложения, характеризующийся отнесением налогов к основным источникам доходной части бюджета.

Для государства XVII -- начала ХVIII в. был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течение непродолжительного времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.

Третий период развития налогообложения начинается в XIX в. и характеризуется уменьшением числа налогов и усилением роли государства при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Вместе с тем, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки оказались налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны и полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы.

Современный период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием его проблем. В 80--90-е гг. промышленные страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирования деловой активности [1].

Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли отражение в налоговых теориях.

Налоговая теория -- это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения [2].

Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих теориях начиная со Средних веков и до наших дней (табл.1.1). Суть теории обмена -- возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Согласно атомистической теории (основатели С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо) как разновидности предыдущей, налог -- результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

Теория налога как страховой премии (основатели Дж. Мак-Куххол, А. Тьер) рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком ракурсе налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Для сторонников классической теории (основатели А. Смит, Д. Рикардо) налоги -- один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов. Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Стурм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX -- начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Центральная идея кейнсианской теории (основатель Дж. Кейнс) заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. На количественной оценке денежного обращения основана теория монетаризма (основатель М. Фридман). Согласно данной теории, налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Читайте также: