Если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников

Обновлено: 16.05.2024

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

(В редакции федеральных законов от 07.06.2011 № 132-ФЗ, от 28.11.2011 № 339-ФЗ, от 02.11.2013 № 306-ФЗ, от 27.11.2018 № 424-ФЗ, от 26.07.2019 № 210-ФЗ)

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5015, 5023; 2002, № 1, ст. 4; № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, № 1, ст. 2, 5, 6; № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4443; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 31, ст. 3220, 3231; № 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3524, 3525; № 35, ст. 3607; № 41, ст. 3994; № 45, ст. 4377; № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2707, 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3112, 3117, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 3, ст. 280; № 10, ст. 1065; № 12, ст. 1233; № 23, ст. 2382; № 31, ст. 3436, 3443, 3452; № 45, ст. 4627, 4628; № 50, ст. 5279, 5286; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 20, 31, 39; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2462; № 22, ст. 2563, 2564; № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991, 4013; № 45, ст. 5716, 5417; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 18, ст. 1942; № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3591, 3611, 3614, 3616; № 48, ст. 5500, 5504, 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6218, 6219, 6237; 2009, № 1, ст. 13, 21, 31; № 11, ст. 1265; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3582, 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5711, 5725, 5726, 5731, 5733, 5737; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, № 15, ст. 1737; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2524; № 25, ст. 3070; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 45, ст. 5756; № 47, ст. 6034; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6409) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 1451 изложить в следующей редакции:

"3. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов Российской Федерации.";

2) пункт 2 статьи 146 дополнить подпунктом 12 следующего содержания:

"12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".";

3) подпункт 11 пункта 2 статьи 149 изложить в следующей редакции:

"11) монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);";

4) в пункте 4 статьи 212:

а) дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

"Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется на дату совершения сделки.";

б) абзацы шестой - двенадцатый считать соответственно абзацами седьмым - тринадцатым;

5) в статье 2141:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. При этом для целей настоящей статьи отнесение ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок к обращающимся и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг осуществляется на дату реализации ценной бумаги, финансового инструмента срочных сделок, включая получение суммы вариационной маржи и премии по контрактам, если иное не предусмотрено настоящей статьей.";

б) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

"41. При отсутствии информации о средневзвешенной цене ценной бумаги у российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу (цене закрытия по ценной бумаге, рассчитываемой иностранной фондовой биржей), на дату ее реализации рыночной котировкой признается средневзвешенная цена (цена закрытия), сложившаяся на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились хотя бы один раз в течение последних трех месяцев.";

в) в абзаце первом пункта 7 слова "купли-продажи" заменить словом "реализации";

абзац второй дополнить словами "и включаются в расходы при определении финансового результата налоговым агентом по окончании налогового периода, а также в случае прекращения действия до окончания налогового периода последнего договора налогоплательщика, заключенного с лицом, выступающим налоговым агентом в соответствии с настоящей статьей", дополнить предложением следующего содержания: "Если в налоговом периоде, в котором осуществлены указанные расходы, доходы соответствующего вида отсутствуют, то расходы принимаются в том налоговом периоде, в котором признаются доходы.";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.";

в абзаце восьмом слова "купли-продажи" заменить словом "реализации";

в абзаце девятом слова "купли-продажи" заменить словом "реализации";

абзац восьмой дополнить словами ", а также в случае прекращения действия до окончания налогового периода последнего договора налогоплательщика, заключенного с лицом, выступающим налоговым агентом в соответствии с настоящей статьей";

абзац девятый признать утратившим силу;

ж) (Утратил силу - Федеральный закон от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

6) статью 217 дополнить пунктом 172 следующего содержания:

"172) доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 2842 настоящего Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет;";

7) в абзаце втором пункта 1 статьи 2201 слова "пунктом 15 статьи 2141" заменить словами "пунктом 16 статьи 2141";

а) второе предложение абзаца второго пункта 1 исключить;

б) в абзаце первом после таблицы пункта 3 слово "действующим" исключить, дополнить словами "в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период в установленном законодательством Российской Федерации порядке";

9) пункт 2 статьи 226 после цифр "2141," дополнить цифрами "2143, 2144,";

10) (Утратил силу - Федеральный закон от 28.11.2011 № 339-ФЗ)

11) в статье 2461:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящей статье - участники проекта), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанным Федеральным законом имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков (далее в настоящей статье - право на освобождение) в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой.";

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов Российской Федерации.";

12) пункт 2 статьи 258 дополнить абзацем следующего содержания:

"По нематериальным активам, указанным в подпунктах 1 - 3, 5, 6 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.";

13) в пункте 1 статьи 264:

а) подпункт 481 изложить в следующей редакции:

"481) расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";";

б) подпункт 482 изложить в следующей редакции:

"482) платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом пункта 16 части второй статьи 255 настоящего Кодекса, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;";

14) пункт 8 статьи 271 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае получения аванса, задатка доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату получения аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).";

15) пункт 10 статьи 272 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае перечисления аванса, задатка расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перечисления аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).";

16) в статье 284:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 2841 настоящего Кодекса.";

б) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

"41. К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 2842 настоящего Кодекса.";

17) дополнить статьей 2841 следующего содержания:

"Статья 2841. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность

1. Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.

Для целей настоящей статьи образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

2. Налоговая ставка 0 процентов в соответствии с настоящей статьей применяется организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), в течение всего налогового периода.

3. Организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям:

1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;

3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

4. При несоблюдении организациями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, перешедшими на применение налоговой ставки 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, хотя бы одного из условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

5. Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация вправе уточнить сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, и представить их в налоговый орган вместе со сведениями, указанными в пункте 6 настоящей статьи, по окончании первого налогового периода, в течение которого она применяет налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей.

6. Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные настоящей главой для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;

о численности работников в штате организации.

Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

При непредставлении в установленные сроки сведений, указанных в настоящем пункте, в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Как сдают отчетность ООО, которые не ведут деятельность

После регистрации созданную организацию ставят на учёт в ИФНС, внебюджетные фонды, Росстат и другие госорганы. Контроль за деятельностью компаний ведётся на основании множества разных отчётов. И даже если бизнес ещё не начат или временно приостановлен, сдаётся нулевая отчётность ООО.

Что входит в состав нулевой отчётности, когда её надо сдавать, и какие последствия грозят, если организация вовремя не отчитается? Расскажем всё в подробностях.

Первый месяц - бесплатно

Виды отчётности ООО

Кроме управленческой отчётности, которая является внутренней, все организации обязаны сдавать, как минимум, три вида отчётов:

  • налоговые;
  • бухгалтерские;
  • по работникам.

Кроме того, в зависимости от направления бизнеса, может потребоваться сдача специализированной отчётности. Например, продавцы алкоголя обязаны сообщать в Росалкогольрегулирование сведения об объёмах закупок и продаж.

Если организация ведёт деятельность, в её отчетности будут содержаться значимые показатели: доходы, расходы, налоговая база, перечисленные страховые взносы, налоговые платежи и т.д. Если же бизнес стоит на паузе, то таких показателей не будет. Вместо них в отчетах проставляют нули, поэтому и называется такая отчётность нулевой.

Тем не менее, никакого освобождения от сдачи отчётов неработающее ООО не получает. Сроки представления нулевой отчётности такие же, как для отчётов с показателями.

Более того, если организация в течение 12 месяцев не сдает отчётность и не проводит операции по счетам, она может быть исключена из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Налоговая отчётность

К налоговой отчётности относятся декларации по определённому налогу и книги учёта доходов и расходов для определения налоговой базы. Кроме того, формально в состав налоговой отчётности включают также расчёты по НФДЛ и страховым взносам. Однако их удобнее отнести к отчётам за работников, ведь если персонала нет, то и расчёты сдавать не придётся.

Итак, вид и сроки сдачи налоговых деклараций зависят от системы налогообложения, которую выбрало ООО после регистрации. Надо сказать, что после отмены ЕНВД выбор здесь довольно скромный:

Декларации по упрощёнке и сельхозналогу сдаются ежегодно, не позднее 31 марта за предыдущий год. Образец нулевой декларации по УСН можно найти здесь. Книги учёта (КУДиР) в налоговую инспекцию не сдают, но они могут в любой момент быть запрошены для проверки, поэтому их тоже надо вести.

На ОСНО отчётность сложнее. Во-первых, здесь платят два налога – НДС и налог на прибыль. Во-вторых, декларации сдают не раз в год, а каждый квартал:

  • по НДС – не позднее 25 числа после отчётного квартала;
  • по налогу на прибыль – не позднее 28 числа после отчётного квартала.

В-третьих, декларации по НДС принимают только в электронном виде, с использованием усиленной квалифицированной ЭЦП.

С 2021 года юридические лица не сдают декларации по транспорту и земельным участкам. При наличии объектов налогообложения платить налоги надо на основании уведомлений от ИФНС. Но декларацию по имуществу не отменили, поэтому если в ООО числится недвижимость, отчитаться по ней необходимо не позже 30 марта.

Привычные приложения 1С полностью онлайн

Бухгалтерская отчётность

Независимо от системы налогообложения и наличия работников в штате все организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчётность. В полный годовой отчёт включаются:

  • баланс с пояснениями;
  • отчёты о финансовых результатах, движениях денежных средств, изменениях капитала.

Но если ООО относится к малым предприятиям (доход не превышает 800 млн рублей, а численность работников не более 120 человек), то бухгалтерская отчётность сдаётся в сокращённом виде. Это только упрощённый баланс и отчёт о финансовых результатах. Крайний срок сдачи годовой отчётности – 31 марта за предыдущий год.

Наши пользователи могут также получить бесплатный месяц аутсорсингового обслуживания от компании 1С. Этого достаточно, чтобы убедиться в высоком качестве оказываемых услуг.

Отчёты по работникам

Отчётность по работникам представляется не только в ИФНС, но и фонды – ПФР и ФСС. Здесь много разных и довольно сложных форм, кроме того, сдаются они часто.

В некоторых случаях для сдачи отчётов даже не имеет значения, есть ли вообще в штате работники. Например, единственный учредитель вправе руководить своей компанией без заключения трудового договора. Это особенно удобно, если ООО не ведёт деятельность.

Вот какие отчёты придётся сдавать даже без трудового договора с руководителем и при отсутствии работников:

    – единый расчёт по страховым взносам, каждый квартал, не позже 30 числа следующего месяца; – отчёт, который сдаётся ежемесячно, не позже 15 числа следующего месяца; – сдаётся раз в год, крайний срок сдачи – 1 марта после отчётного года.

В дополнение к этому, при наличии договоров с работниками, сдают:

    – ежеквартальный отчёт, сдать который надо не позже 20 дней после отчётного квартала (если есть ЭЦП, то срок – не позже 25 числа); – отчёт введён недавно в связи с переходом на электронные трудовые книжки. Сдаётся, если в отчётном периоде произошли кадровые события, например, перевод или увольнение работника.

Что касается 6-НДФЛ, то эта форма отражает удержание налога с зарплаты работникам. Если выплат не было, то 6-НДФЛ не сдаётся.

Статистическая отчётность

Росстат собирает отчёты с организаций и ИП выборочно, направляя им соответствующие запросы. Однако каждые 5 лет ведомство проводит сплошное наблюдение, в ходе которого отчитываются все малые предприятия.

Очередной отчётный период наступил сейчас, поэтому ООО, относящиеся к малому бизнесу, должны до 1 апреля 2021 года отчитаться за предыдущий год. Форму и образец отчета в Росстат можно найти здесь.

Штрафы за несданную отчётность

Санкции за нарушение сроков сдачи зависят от категории отчётности.

  • Налоговые декларации и расчёты по страховым взносам за работников: от 1 000 рублей за каждый месяц опоздания. Кроме того, если у ООО есть расчётный счёт, налоговые органы могут его заблокировать через 10 дней просрочки.
  • Отчётность в ПФР: размер санкций зависит от количества застрахованных лиц: 500 рублей за одного человека.
  • Отчёт в ФСС: если показатели нулевые, штраф составит от 300 до 500 рублей.
  • Бухгалтерская отчётность: 200 рублей за каждый документ, не представленный вовремя. Кроме того, участники ООО обязаны утвердить бухгалтерскую отчётность на общем собрании. При нарушении этого требования компанию могут наказать по статье 15.23.1 КоАП, а это уже штраф от 500 000 до 700 000 рублей.
  • Статистическая отчётность: специальные санкции налагаются по статье 13.19 КоАП, это от 20 000 до 70 000 рублей на юридическое лицо и от 10 000 до 20 000 рублей на должностное лицо.

Вывод: отсутствие или приостановка деятельности ООО – не повод забывать про сдачу отчётности. Последствия такой забывчивости – это не только штрафы и блокировка расчётного счёта, но и возможная принудительная ликвидация компании.

Кроме того, проблемы с отчётностью являются одним из негативных признаков недобросовестного партнера. Ваши контрагенты, с которыми вы планируете в будущем работать, обязательно обратят внимание на этот факт, потому что он входит в стандартную процедуру проверки.

Проверьте контрагента

Исполнителей по договору ГПХ не оформляют в штат, но с их вознаграждения надо заплатить НДФЛ и страховые взносы, а также сдать по ним отчетность. Как именно это делать и есть ли отличия от отчетности за штатных сотрудников — разбираемся в статье.

Статья будет полезна бухгалтерам, ИП и руководителям компаний.

Чем договор ГПХ отличается от других договоров

В договоре ГПХ есть две стороны — исполнитель и заказчик. Между ними нет трудовых отношений: заказчик не обязан оплачивать исполнителю отпускные и больничные, а исполнитель — подчиняться внутренним правилам компании, приходить в офис или соблюдать дресс-код.

В журнал о путешествиях нужны авторы, которые будут писать статьи о своих поездках. Авторы могут написать только одну статью или писать, например, раз в полгода. С каждым автором журнал подписывает договор ГПХ и платит фиксированную сумму за каждый материал.

Другой пример. Строительной компании нужен новый сайт, поэтому она находит исполнителя, договаривается с ним о цене и они вместе подписывают договор ГПХ со сроком в один месяц. Через месяц исполнитель отдает готовый сайт, а компания оплачивает работу.

Использовать договор ГПХ для постоянных сотрудников — незаконно. Если нужен работник в штат, а полноценной загрузки для него не набирается, можно рассмотреть трудоустройство по совместительству или по совмещению.

По совместительству — если сотрудника нанимают в свободное от основной работы время. Например, он уже работает с 09:00 до 18:00, а трудоустраивается с 19:00 до 21:00.

По совмещению — если сотрудник в течение своего рабочего дня будет совмещать две должности одновременно. Например, администратор салона красоты записывает клиентов и убирает в салоне два раза в день.

Какие налоги и страховые взносы платят по ГПХ

  1. Удержать из вознаграждения и перечислить в бюджет НДФЛ.
  2. Начислить и заплатить за свой счет страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

НДФЛ. Если исполнитель — налоговый резидент РФ, то ставка НДФЛ — 13% с каждой выплаты, а если выплаченные с начала года исполнителю доходы превысили 5 000 000 ₽ — 15% от суммы превышения.

Если исполнитель — налоговый нерезидент, ставка всегда 30%.

Формула подсчета НДФЛ

Размер НДФЛ считают так, чтобы за вычетом налога сумма вознаграждения исполнителю к выплате на руки была такой, о которой стороны договорились изначально.

Чтобы исполнитель за минусом НДФЛ получил на руки 40 000 ₽, стороны прописывают в договоре вознаграждение 40 000 ₽ × 1,14943 = 45 977,20 ₽.

При выплате компания удерживает НДФЛ по ставке 13%: 45 977,20 ₽ × 13% = 5977,20 ₽ и перечисляет в бюджет. Художник получает оговоренные 40 000 ₽: 45 977,20 ₽ − 5977,20 ₽.

Если заказчик и исполнитель договорились об авансе, с него тоже нужно удержать НДФЛ.

Перевести НДФЛ в налоговую нужно в тот же день, когда выплатили деньги исполнителю, или на следующий рабочий. Например, если работу оплатили в пятницу вечером, уплатить НДФЛ нужно не позже понедельника.

Если ранее не было сотрудников в штате и исполнителей по ГПХ, можно оплатить налоги через сайт налоговой службы. Для этого нужно заполнить платежное поручение и перевести деньги по реквизитам своей налоговой инспекции.

Страховые взносы. Заказчик должен начислять два вида взносов: на обязательное пенсионное страхование — ОПС — и на обязательное медицинское страхование — ОМС.

Стандартные тарифы по взносам на пенсионное страхование:

  • 22%, если начисленные исполнителю доходы с начала 2021 года не превышают 1 465 000 ₽;
  • 10% — с части доходов, превышающей 1 465 000 ₽ с начала года.

Это сделано для того, чтобы снизить расходы для заказчиков: чем выше зарплата исполнителя, тем меньше взносов нужно платить, и наоборот.

Для расчета ОМС всегда один тариф: 5,1% от вознаграждения.

Как считать взносы на ОПС и ОМС

За художника по росписи елочных игрушек заказчик должен начислить:

  1. Взносы на ОПС = 45 977,20 ₽ × 22% = 10 114,98 ₽.
  2. Взносы на ОМС = 45 977,20 ₽ × 5,1% = 2344,83 ₽.

Общая сумма расходов заказчика: 40 000 + 5977,20 + 10 114,98 + 2344,83 = 58 437,01 ₽.

Для малого и среднего бизнеса из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Если выплаты исполнителю в месяц превышают сумму МРОТ — 12 792 ₽ в 2021 году, то взносы на ОПС составят 10% от вознаграждения, на ОМС — 5%.

Перечислить взносы нужно до 15-го числа месяца, следующего за месяцем подписания акта выполненных работ или оказанных услуг. Например, если подписали акт 3 сентября, перевести взносы нужно до 15 октября включительно.

Страховые взносы переводят сразу за всех сотрудников и исполнителей. Отдельную платежку на каждого человека заполнять не нужно.

Какую отчетность сдают при договоре ГПХ

По исполнителям по договору ГПХ нужно подавать четыре отчетные формы: РСВ, , и СЗВ-СТАЖ.

ОтчетКуда подаватьКогда подавать
РСВ — расчет по страховым взносамВ налоговуюЕжеквартально:

— до 30 апреля — за первый квартал;

— до 30 июля — за полугодие;

— до 1 ноября — за 9 месяцев;

— до 30 апреля — за первый квартал;

— до 30 июля — за полугодие;

— до 1 ноября — за 9 месяцев;

РСВ — отчет по страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, кроме взносов на травматизм.

6-НДФЛ — расчет, в котором показывают выплаченные физлицам доходы с начала года и удержанные с них НДФЛ.

В годовой расчет включают справки о доходах каждого физлица, с которым сотрудничала компания или ИП. Раньше они назывались 2-НДФЛ и сдавались отдельно, с 2021 года они стали приложениями к 6-НДФЛ за год.

Если сотрудников больше десяти, расчет подают только в электронном виде. Если меньше, то на выбор: в электронном виде или на бумаге — лично в налоговую инспекцию или по почте.

— форма отчетности в пенсионный фонд. В ней указывают информацию обо всех людях, с которыми в отчетном месяце действовали трудовые договоры или договоры ГПХ.

СЗВ-СТАЖ — годовая форма в пенсионный фонд, в которой указывают пенсионный стаж каждого исполнителя.

Отдельные формы за сотрудников по ГПХ подавать не нужно: их включают в отчеты за сотрудников, оформленных в штат.

Когда заказчику не нужно платить НДФЛ и страховые взносы

Заказчик не обязан платить НДФЛ и взносы, если исполнитель оформлен как ИП или самозанятый без такого статуса:

Учимся на реальном примере: из-за каких ошибок суд признает увольнение работников незаконным, они будут восстановлены на работе, а с работодателя взыщут зарплату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда и судебные расходы

Ошибки работодателя при сокращении штата работников

Увольнение работников в связи с сокращением их численности или штата – процедура одновременно простая и сложная. Простая, потому что порядок сокращения четко определен законом (ст. 81, 82, 178–180 Трудового кодекса РФ). Сложная, потому что при массовом увольнении можно допустить ошибки, которые доставят много проблем работодателю. Такие ошибки могут привести к тому, что суд признает увольнение незаконным, работник будет восстановлен на работе, с работодателя взыщут заработную плату за время вынужденного прогула (т.е. за все то время, что работник не работал и защищал свои права в суде), компенсацию морального вреда и судебные расходы.

Правила сокращения штата работников

1. Прежде всего необходимо издать приказ о сокращении. В нем следует указать причину, дату предстоящего сокращения, сокращаемые должности и утвердить новое штатное расписание.

2. Определить лиц, которых запрещено увольнять в связи с сокращением численности или штата работников (ст. 261 ТК РФ). А именно:

  • беременная женщина;
  • женщина, имеющая ребенка (детей) в возрасте до трех лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет);
  • работник, воспитывающий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет) без матери;
  • работник (родитель или другой законный представитель), являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • работник (родитель или другой законный представитель), который является единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (законный представитель) не состоит в трудовых отношениях.

3. Провести аудит персонала для определения работников, имеющих преимущества перед другими, занимающими те же должности.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным работникам – при наличии у них двух или более иждивенцев;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Иные категории работников, которые имеют преимущественное право на оставление на работе, могут быть указаны в коллективном договоре (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).

4. Сообщить в службу занятости о предстоящем сокращении:

  • за два месяца, если работодатель – организация;
  • за две недели, если работодатель – ИП;
  • при массовом увольнении – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения).

5. Запросить мотивированное мнение профсоюза не позднее чем за два месяца до начала сокращения, а при массовом увольнении – не позднее чем за три месяца (ст. 82 ТК РФ). Если профсоюз выразил несогласие с решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем консультации, результаты которых оформляются протоколом. В случае недостижения согласия работодатель имеет право принять окончательное решение по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов (ст. 373 ТК РФ).

6. Письменно и персонально, под роспись уведомить каждого работника, подлежащего увольнению в связи с сокращением, не позднее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Из этого правила есть несколько исключений. Так, сотрудника, заключившего трудовой договор на срок до двух месяцев, об увольнении нужно предупредить не позднее чем за три календарных дня, а занятого на сезонных работах – не позднее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 292, ч. 2 ст. 296 ТК РФ). Трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении – с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

7. Попадающему под сокращение работнику необходимо предложить все имеющиеся у работодателя вакантные должности, на которые он может быть переведен (ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Предлагать следует каждую подходящую вакантную должность, которая появляется в компании вплоть до последнего дня работы, а также вакантные нижестоящие должности и нижеоплачиваемую работу (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Предлагать надо как постоянные, так и временные вакантные должности, например должность работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком. Уведомлять о вакансиях нужно неоднократно. Если работник соглашается на одну из предложенных вакансий, его переводят на другую должность (ст. 72.1, ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Увольнение в этом случае не производится.

8. По истечении двух месяцев с момента уведомления уволить работников:

  • издать приказ об увольнении и ознакомить с ним работника под роспись;
  • произвести расчет, не забыв выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • выдать трудовую книжку; справку о сумме заработка работника за два календарных года, предшествовавших увольнению; документ, который содержит сведения, направленные в ПФР за период работы сотрудника (форма СЗВ-М).

Чаще работодатели допускают ошибки при определении работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе, а также предлагают не все вакантные должности.

Об ошибках работодателя – на реальном примере

Обезопасить себя от ошибок при сокращении штата работодателю помогут примеры из судебной практики. К тому же принятое судом решение можно использовать при рассмотрении аналогичных дел.

Калужский районный суд рассмотрел дело о восстановлении на работе уволенных в связи с сокращением штата работников.

Все этапы процедуры сокращения были пройдены.

1. Издан приказ о сокращении.

2. За три месяца до увольнения определили работников, которые имели преимущественное право на оставление на работе (п. 1 ст. 179 ТК РФ) и более высокую производительность труда. Оценка производилась на основе действующего у работодателя Положения. Каждому работнику были выставлены заранее определенные баллы.

3. За два месяца до увольнения работникам вручили уведомления о начале процедуры сокращения, запросили мотивированное мнение профсоюза, уведомили службу занятости. Но уже на этом этапе работодатель стал допускать ошибки. К запросу мотивированного мнения были приложены обезличенные документы. Они содержали персональные данные только членов профсоюза. Это ли не основание для отказа в согласовании увольнения членов профсоюза? Ведь у профсоюза нет возможности проверить, правильно ли работодатель определил работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе. Но работодатель посчитал, что защита персональных данных важнее. В ответ на все запросы он ссылался на защиту данных работников, не являвшихся членами профсоюза.

А дальше – суд

Шесть уволенных работников обратились в суд с иском о восстановлении на работе. В нем были перечислены три основания для оспаривания увольнения.

1. Отсутствие основания для увольнения. Сокращение численности или штата работников является прерогативой работодателя. Но после начала процедуры сокращения увеличилось производство. Работодатель начал набирать работников на сокращенные должности, заключать с ними срочные трудовые договоры. А истцам вернуться не предложил.

В суде работодатель не отрицал заключение договоров с новыми работниками, но не согласился с увеличением производства.

2. Нарушение порядка сокращения. Среди 17 работников, претендовавших на вакантную должность, работодатель отдал предпочтение работнику с более низкой оценкой производительности труда. К тому же он не предложил работникам должность, которая была вакантной шесть дней.

3. Нарушение порядка запроса мотивированного мнения. Профсоюз не мог проверить, правильно ли работодатель определил работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе.

Суд удовлетворил заявленные требования и восстановил на работе всех обратившихся за защитой своих прав работников.

Суд встал на сторону работников

В своем решении суд не оценил наличие или отсутствие основания для увольнения, но признал, что был нарушен порядок сокращения. Суд указал: трудовым законодательством установлена обязанность работодателя предложить работникам, чьи должности сокращаются, все вакантные должности, соответствующие их квалификации, нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Если несколько работников претендуют на одну должность, выбрать одного из них нужно с учетом положений ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Однако это положение закона работодатель проигнорировал. Он не представил доказательства проведения оценки 17 претендентов на вакантную должность. При этом суд сослался на утвержденный работодателем Порядок определения работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе. Данный Порядок предусматривает, что комиссия определяет перечень лиц, которые имеют такое право. Между тем суду не представили протокол заседания комиссии по вопросу определения работника, имеющего преимущественное право на занятие должности, на которую претендовали 17 человек. Работодатель определял работников с преимущественным правом единожды, до начала процедуры сокращения штата. Он решил, что этой оценки достаточно. Но суд посчитал, что работодатель неправ.

Одновременно с процедурой сокращения, при которой работников увольняют по инициативе работодателя, им предлагали расторгнуть договор по соглашению сторон за несколько окладов. На это соглашались даже те работники, кто под сокращение не попал. Из документов следовало, что одного работника уволили по соглашению сторон 10 сентября, а 17 сентября эта единица была выведена из штата. То есть шесть дней штатная единица была вакантной. Должность не предложили ни одному из работников. Поэтому суд согласился с истцом, который утверждал, что он мог претендовать на должность, но работодатель лишил его этой возможности.

При этом суд не уделил внимание доводу о нарушении порядка запроса мотивированного мнения профсоюза. Но для восстановленных работников было неважно, что легло в основу отмены приказа работодателя. Для них был важен результат.

В настоящее время одно из шести дел уже рассмотрено кассационным судом. Решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Рекомендации работодателям

1. После начала процедуры сокращения недопустимо выводить освободившиеся, но не подлежащие сокращению должности из штата.

2. Если работодатель принимает Положение об определении работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, то следует предусмотреть все этапы оценки.

3. Если на одну вакантную должность претендуют несколько работников, то нужно определить, кто из них имеет преимущественное право на оставление на работе.

4. Важно предложить все имеющиеся вакантные должности.

Рекомендации работникам

1. Пункт 3 ст. 81 ТК РФ обязывает работодателя при сокращении предложить работнику вакантные должности, соответствующие его квалификации, и нижестоящие должности. Поэтому после получения уведомления о предстоящем сокращении необходимо письменно сообщить работодателю об имеющемся образовании с приложением подтверждающих документов. Это может быть диплом о среднем специальном или высшем образовании, водительское удостоверение, документы, подтверждающие повышение квалификации, сертификаты об уровне владения иностранным языком и т.п. Иногда работодатель не хранит такие документы, а значит, может и не знать о квалификации работника.

Если после представления подтверждающих документов работодатель делает вид, что о квалификации работника не знает, то непредложение ему должности, на которую он мог претендовать, суд может признать нарушением, увольнение – незаконным, и работник будет восстановлен на работе.

2. В течение 14 дней с даты увольнения следует встать на учет в центре занятости населения. Зачем? Работнику, уволенному в связи с сокращением штата, положен средний месячный заработок на время трудоустройства. Период, за который выплачивается средний заработок, не может превышать трех месяцев после увольнения с зачетом выходного пособия (ст. 178 ТК РФ).

То есть в день увольнения работник получает выходное пособие в размере его среднего заработка. Если в течение этого месяца и следующего (двух месяцев в общей сложности) уволенный так и не найдет работу, он будет вправе обратиться к бывшему работодателю за еще одним средним месячным заработком. Его он получит за второй месяц, в течение которого был безработным.

Если работник не сможет устроиться на работу в течение третьего месяца, то и за этот период он сможет получить средний месячный заработок от бывшего работодателя. Третья выплата осуществляется в исключительных случаях по решению службы занятости населения при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник встал на учет в центре занятости и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

Читайте также: