Если нет посадочного талона ндфл

Обновлено: 25.06.2024

Здравствуйте. подскажите, пожалуйста, выход из сложившейся ситуации. Компания для командируемого лица приобрела электронные авиабилеты в место командирования и обратно. Командированное лицо утеряло билеты (в т.ч. посадочный талон). Бухгалтерия требует при сдаче авансового отчета приложить документы, подтверждающие перелет "туда - обратно". В случае непредставления документов расходы компании на приобретение билетов отнесет на командированного. Как доказать бухгалтерии, что командировка была состоявшейся и избежать взыскания суммы стоимости билетов с заработной платы?

Вопрос относится к городу Ишим

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Здравствуйте! Ознакомтесь пожалуйста со следующей информацией:

Письмо Минфина России от 05.02.2010 г. № 03-03-05/18

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на проезд работника к месту командировки и обратно в случае, если проездной билет утерян, и сообщает, что согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В качестве документа, подтверждающего расходы на проезд работника к месту командировки и обратно, по общему правилу выступает подлинник проездного документа.

Учитывая то, что п. 1 ст. 252 НК РФ допускает использование в налоговом учете документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы, считаем, что в случае утраты проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности, его могут заменить дубликат, копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

Таким образом, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж подтверждающими документами являются в части:

а) произведенных расходов по оплате:

- чек контрольно-кассовой техники;

- слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

- подтверждение кредитным учреждением, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

- или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

б) факта произведенной перевозки:

- распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Электронный авиабилет оформляется не на бланке строгой отчетности и в случае его утраты восстанавливается путем повторной распечатки.

Что касается вопроса признания компенсационными выплатами, освобождаемыми от налогообложения налогом на доходы физических лиц, сумм возмещения расходов по проезду федеральных государственных гражданских служащих к месту командирования и обратно в случае потери билетов, сообщаем следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

Таким образом, компенсация любых расходов в целях освобождения от налогообложения предполагает их документальное подтверждение.

При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их непосредственно компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях.

В случае потери подлинников проездных документов могут быть представлены дубликат проездного документа или копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Сотрудник организации направлен в командировку за границу. Проездные документы (билеты на самолет) были приобретены за счет средств организации через третью фирму по безналичному расчету. Денежные суммы в подотчет сотруднику не выдавались, при этом по возвращении из командировки работник никаких сумм к возмещению не предъявлял.

По возвращении работника из командировки распечатана копия электронного билета, но посадочные талоны работник не представил. Факт нахождения в заграничной командировке подтверждается штампами в загранпаспорте и иными основаниями.

Правомерно ли признать в бухгалтерском учете расходы на перелет, если посадочные талоны работник не представил?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на перелет командированного работника организация сможет учесть на счетах бухгалтерского учета на основании отчета, представленного данным работником.

Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

На основании части первой ст. 168 ТК РФ, абзаца первого п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Пункт 10 Положения предусматривает обязанность работодателя по выдаче работнику при направлении его в командировку денежного аванса. В свою очередь, на подотчетное лицо возлагается обязанность по возвращении из командировки в течение 3 рабочих дней представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы (п. 26 Положения).

В то же время из прочтения данных норм следует, что составление авансового отчета по возвращении из командировки обусловлено получением перед отправлением в командировку денежных средств в качестве аванса на оплату командировочных расходов.

Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 N 09АП-30657/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 11.02.2014 N Ф05-17737/13 по делу N А40-155983/2012) отмечено, что обязанность по составлению авансового отчета возникает только в случае выдачи работнику денежных средств. Похожий вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 07.04.2009 N КА-А40/2620-09.

Таким образом, полагаем, что в качестве подтверждения расходов на перелет кроме авансового отчета может быть использован иной первичный учетный документ, форма которого утверждается организацией в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008), письмо Минфина России от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).

Такая форма может быть разработана на базе форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547).

Также отметим, что если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе будет являться БСО (п. 2 приказа Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации").

Обращаем Ваше внимание, что на момент приобретения билетов услуга по перевозке еще не считается оказанной, то есть приобретение билета еще не свидетельствует об оказании услуги, а только о заключении договора перевозки (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103, п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

При этом на основании п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

То есть именно посадочный талон подтверждает перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту и, соответственно, факт оказания услуг (смотрите также письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28296, от 04.02.2014 N 03-03-06/1/4391).

При этом, как отмечает Минфин России в письме от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28296, при утере посадочного талона документом, подтверждающим расходы по осуществлению авиаперелета, может являться справка, выданная авиаперевозчиком или его представителем (однако в данном письме речь шла о расходах для целей налогообложения).

В то же время в письме УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059203@ содержится вывод, что если посадочный талон по каким-либо причинам был утерян, факт перелета косвенно смогут подтвердить и другие документы, удостоверяющие факт пребывания работника в командировке за границей (приказ о направлении работника в командировку, счета гостиницы, отметки таможенного органа о пересечении государственной границы РФ и т.д.).

Смотрите также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384.

В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 N 08АП-7487/11 также сказано, что непредставление посадочного талона и квитанции не меняет целевого назначения командировочных выплат, при условии, что имеются иные документы, подтверждающие нахождение работников в командировке.

Кроме того, факт несения расходов на оплату билетов может быть подтвержден платежными поручениями (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2015 N Ф07-4336/14 по делу N А42-3285/2013).

Таким образом, учитывая условия вопроса, полагаем, что организация имеет основания считать, что услуга по перелету была оказана.

деньги под отчет, бухгалтер

Вопрос: облагается ли взносами возмещение за счет прибыли по заявлению сотрудника стоимость утерянного ж/д билета, если билет восстановить нельзя?

Сообщаю Вам следующее:

Подтвердить проезд работник может не только билетом. Если сам билет утерян, то можно попросить работника принести справку от перевозчика. Тогда страховые взносы не начисляются. Если же работник справку не принесет, то страховые взносы нужно начислить.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

  1. При оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, взносы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, взносы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Документ 2.

Здравствуйте! Сотрудник при возвращении из командировки представил в бухгалтерию только электронный авиабилет. Сказал, что посадочный талон потерял. Можно ли при отсутствии посадочного талона учесть расходы на проезд при расчете налога на прибыль?

К сожалению, нет. Посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс в том случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет). Поэтому для целей налогообложения прибыли организаций документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки является не только маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), но и посадочный талон. На этом настаивает Минфин в письме от 9 января 2017 г. N 03-03-06/1/80056.

Дело в том, что для целей налогообложения прибыли признаются только документально подтвержденные расходы. Если же говорить о расходах на проезд к месту командирования и обратно, то в данном случае нужно не только подтвердить, что билет был приобретен, но и то, что сотрудник в действительности осуществлял перелет. В то же время согласно пункту 84 Приказа Минтранса от 28 июня 2007 г. N 82 при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация. Иными словами, посадочный талон подтверждает, что имел место факт перелета. Так что без этого документа расходы на проезд не могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

А как же тогда быть?

Спасибо! К сожалению, ни такой справки, ни дубликатов проездных документов работник не представил. Однако директор принял решение все же возместить сотруднику расходы на проезд (мы-то точно знаем, что в командировке он был). Облагается ли сумма такой компенсации НДФЛ?

При отсутствии посадочного талона и указанной справки сумму возмещения расходов на проезд работника придется включить не только в базу по НДФЛ, но и в базу по страховым взносам.

Ведь в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению НДФЛ, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно. То есть компенсация любых расходов в целях освобождения от налогообложения предполагает их документальное подтверждение. А стало быть, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их непосредственно компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях.

В свою очередь, и в пункте 2 статьи 422 Кодекса прямо сказано, что взносами не облагаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места командирования и обратно. Соответственно, при отсутствии документального подтверждения, в частности посадочного талона, компенсация стоимости проезда облагается страховыми взносами как иная выплата, произведенная в рамках трудовых отношений.

Напомним, что согласно статье 166 Трудового кодекса (далее — ТК) командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Срок такой поездки определяет руководитель организации исходя из объема, сложности и других особенностей служебного поручения, которое должен выполнить командированный работник (п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749, далее — Положение).

В соответствии со статьей 168 ТК в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему:

— расходы на проезд;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства;

— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Документ 3.

Как оплатить и учесть проезд в командировку

Порядок оплаты и нормы расходов на проезд в командировку и обратно, а также в месте командировки организация определяет в своем ЛНА, например в положении о командировках (ст. 168 ТК РФ).

НДФЛ и взносы на компенсацию проезда не начисляйте (п. 3 ст. 217, п. 2 ст. 422 НК РФ).

Оплату проезда учитывайте в налоговых расходах по распечатке электронного билета на поезд или самолет. При перелете понадобится еще и посадочный талон (Письма Минфина от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 14.04.2014 N 03-03-07/16777).

При потере посадочного талона расходы на перелет подтвердит справка авиакомпании, что командированный летел рейсом, указанным в билете. Если нет справки, Минфин разрешает обосновать расходы билетом и документами, косвенно подтверждающими перелет (Письмо Минфина от 28.02.2019 N 03-03-05/12957). Например, отметкой в загранпаспорте.

Оплату багажа учитывайте в командировочных расходах по налогу на прибыль, не облагайте НДФЛ и страховыми взносами (п. 3 ст. 217, пп. 12 п. 1 ст. 264, п. 2 ст. 422 НК РФ).

НДС, выделенный в электронном билете на самолет или поезд, можно принять к вычету без счета-фактуры (Письма Минфина от 07.09.2018 N 03-07-11/63996, ФНС от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565).

Проводки по расходам на проезд

Д 26 (44) — К 71 (51) Учтены расходы на проезд

электронный билет в авансовом отчете

Теперь вовсе не обязательно ехать через весь город на вокзал и простаивать в духоте часовые очереди. Всего 5-10 минут времени, интернет, банковская карта – и билета на самолет или поезд у вас в кармане. Вернее – на электронной почте. Организации также с удовольствием пользуются новшествами, оплачивая билеты напрямую с расчетного счета.

Однако, несмотря на всю простоту подобных покупок, есть несколько правил, которые следует помнить бухгалтеру, занося электронный билет в авансовый отчет сотрудника, делая бухгалтерские проводки и принимая к вычету НДС. Что такое электронный билет, какие документы нужны для признания расходов и как грамотно составить авансовый отчет, мы обсудим в данной статье.

Содержание статьи:

1. Что такое электронные билеты

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

3. Что делать, если билет потерян

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

6. Электронный билет в авансовом отчете

7. Бухучет электронных билетов с примером

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему электронных билетов далее в статье.

1. Что такое электронные билеты

Формы электронных проездных документов утверждены:

  1. Для железнодорожного транспорта: приказ Минтранса России от 21.08.2012г. №322
  2. Для авиации: приказ Минтранса России от 08.11.2006г. №134

При покупке электронного билета, как железнодорожного, так и авиабилета, автоматизированная информационная система формирует выписку, которая выдается пассажиру или передается в электронном виде через интернет на электронную почту, если оплата совершена через интернет:

  • — для авиации эта выписка называется маршрут/квитанция;
  • — для железнодорожного транспорта — контрольный купон.

Маршрут-квитанция и контрольный купон содержат полную информацию о перевозке. В том числе информацию о маршруте, тарифе и итоговой стоимости перевозки, аналогично бумажному билету. Как выглядит маршрут/квитанция видно на рисунке ниже.

как выглядит электронный билет на самолет

А вот так выглядит контрольный купон на железнодорожную перевозку.

контрольный купон на ж/д перевозку

  • п. 2 Приказа Минтранса России №134 от 08 ноября 2006 г.
  • п. 2 Приказа Минтранса России N 322 от 21 августа 2012 г.

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

Итак, электронный билет у вас есть. Теперь нужно определиться, можно ли на его основании признать расходы на поездку. Во-первых, расходы на поездку работника по служебным делам в целях расчета налога на прибыль учитываются в составе командировочных расходов – пп.12 п.1 ст.264 НК, и относятся они к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Во-вторых, не следует забывать, что требование п.1 ст.252 НК об экономической обоснованности и документальной подтвержденности никто не отменял.

Приобретение билета на железнодорожный или авиационный транспорт свидетельствует только о факте заключения договора между перевозчиком и пассажиром. Но договор – это только намерение, сам по себе он не подтверждает факт, что хозяйственная операция действительно произошла. Поэтому немудрено, что у бухгалтера появляется вопрос: какие документы должны быть в наличии, чтобы они подтверждали расходы на проезд?

документы по проезду для признания расходов

Руководствуясь последними разъяснениями чиновников, можно сделать вывод, что для признания расходов на проезд при покупке электронных билетов необходимо:

  1. Для авиаперевозки:
  • маршрут/квитанция (распечатка электронного документа на бумажном носителе) с указанием стоимости перелета – подтвердит расходы на приобретение билета;
  • посадочный талон, который выдается при регистрации на рейс – подтвердит перелет по маршруту, указанному в билете.

По данному вопросу разъяснения приведены в письмах Минфина:

от 18.05.15г. №03-03-06/2/28296

от 06.04.2015г. №03-03-06/19229

от 29.01.2014г. №03-03-07/3271

от 14.01.2014г. №03-03-10/438 (направлено налоговым органам для руководства письмом ФНС от 5 февраля 2014 г. N ГД-4-3/1897)

2. Для железнодорожной перевозки:

Письмо Минфина от 25.08.2014г. №03-03-07/42273

3. Что делать если билет потерян

Бывает так, что по безалаберности или просто по случайности сотрудник потерял документы. С маршрут/квитанцией или контрольным купоном проще – их можно просто еще раз распечатать из файла, пришедшего после покупки на электронную почту. Что же делать с посадочным талоном?

В любом случае, не компенсировать сотруднику, если маршрут/квитанция или контрольный купон у него есть, расходы на проезд вы права не имеете. Но и обойтись без дополнительных документов не получится, если вы хотите учесть расходы при налогообложении.

В этом случае следует обратиться к перевозчику или его представителю и взять справку, в которой содержится информация, необходимая для подтверждения полета (письмо Минфина России от 18.05.2015г. №03-03-06/2/28296). Иначе учесть расходы не получится.

Если у вас нет ни посадочного талона, на справки, то в расходах стоимость перелета не учитывайте. Также при проверке ревизоры могут доначислить страховые взносы на стоимость билета. Однако доначисление взносов можно оспорить в суде: постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2014г. №Ф09-3145/14.

Что касается НДФЛ, то чиновники считают, что при потере посадочного талона маршрут/квитанции достаточно, чтобы не удерживать НДФЛ (Письмо Минфина от 21.03.2011г. №03-04-06/6-49, от 06.03.2012г. №03-04-06/3-57). Почему для налога на прибыль данный вывод чиновников не работает, остается загадкой…

Для того чтобы сотрудники внимательнее относились к сохранности посадочного талона, во внутреннем локальном акте, посвященном командировкам, пропишите, что предоставление их для авансового отчета является обязательным.

посадочный талон для авансового отчета

Если сотрудник покупал железнодорожные билеты через терминал, потерял контрольный купон, но на руках имеет посадочный талон, в котором есть информация о поездке и ее стоимость, то такие расходы можно учесть (Письмо Минфина от 14.04.2014г. №03-03-07/16777)

Это все документы, которые потребуются для подтверждения расходов на проезд. Не обязательно требовать с работника кассовый чек или банковскую выписку. На их наличии Минфин перестал настаивать с конца 2013 года.

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

Электронные билеты могут быть оформлены и на иностранном языке. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998г. №34н) такие первичные документы должны иметь построчный перевод на русский язык. Значит ли это, что в этом случае можно учесть электронные билеты, только если переводить абсолютно все? Вовсе нет.

Посмотрим, что потребуется перевести:

Все остальное (например, правила перевозки багажа, условия применения тарифа) переводить не нужно: письма Минфина от 09.12.2015г. №03-07-14/71801, от 10.04.2013г. №03-07-11/11867, от 01.10.2013г. №03-07-15/40623, от 10.04.2013г. №03-07/11/11867, от 14.09.2009г. №03-03-05/170.

Кроме того, в письме от 09.12.2015г. №03-07-14/71801 Минфин указал, что сделать перевод могут не только профессиональные переводчики, но и сотрудники налогоплательщика, если это входит в их должностные обязанности. Это не помешает учесть электронные билеты и включить их стоимость в расходы.

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

Как уже было сказано выше, маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности. Поэтому они при распечатке на бумаге соответствуют всем условиям для принятия к вычету входящего в их стоимость НДС. Но есть одно очень важное условие — сумма налога должна быть выделена в этих документах отдельной строкой, т.е. должна быть обозначена конкретная сумма налога.

Последние разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина от 30.01.2015г. №03-07-11/3522, от 14.10.2015г. №03-07-14/58804, от 30.07.14г. №03-07-11/37594.

По мнению контролеров, если в оформленных электронных билетах сумма НДС отдельной строкой не выделена, то принять его к вычету не получится. И тогда вся стоимость билета вместе с НДС включается в состав прочих расходов согласно пп.12 п.1 ст.264 НК (письмо Минфина от 10.01.2013г. №03-07-11/01).

Принять к вычету данный НДС можно только в том налоговом периоде, когда утвержден авансовый отчет, на основании которого они включены в расходы (п.7 ст.171 НК). Несмотря на то, что поездка фактически могла быть совершена в предыдущем налоговом периоде. И переносить такой вычет на следующие периоды нельзя.

Однако и в том случае, когда НДС отдельной строкой не выделен, в суде есть шанс отстоять право на вычет, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.12г. №А19-5831/2012.

Для получения вычета билет нужно зарегистрировать в книге покупок на дату утверждения авансового отчета. В графе дата и номер счета-фактуры записывается номер билета и дата его оформления. Эта дата может относиться и к прошлому налоговому периоду.

В графе 2 книги покупок ставят код для вычетов по этим операциям – 23 (письмо ФНС от 22.01.15г. №ГД-4-3/794).

Если в маршрут/квитанции и контрольном купоне не указан ИНН и КПП перевозчика, то при заполнении графы 10 книги покупок ставится прочерк (письмо Минфина от 28.05.2015г. г. №03-07-11/30876, письмо ФНС от 18.08.15г. №ГД-4-3/14544).

электронные билеты в книге покупок

Сложности с вычетами входного налога также могут случиться, если ваша компания приобретает билеты через посредника. Дело в том, что агенты при этом нередко выписывают счет-фактуру на стоимость билетов и указывают в нем сумму НДС.

Это неправильно. Ведь посредник в данном случае не должен составлять счет-фактуру на услуги по транспортировке. Об этом читайте письма Минфина России от 12.10.2010г. №03-07-09/45, от 10.03.2009г. №03-07-09/06, от 16.05.2005г. №03-04-11/112, УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 N 16-15/090448.1, от 10.01.2008 N 19-11/603. Поэтому вычет НДС возможен только на основании БСО, то есть проездного документа.

Так что если в проездном документе сумма НДС не выделена, принять налог к вычету не получится, даже если агент вам предоставил счет-фактуру. Если же в билете указана сумма НДС, зарегистрируйте в книге покупок именно этот документ, а не счет-фактуру посредника.

Теперь, после того как мы определились, в каком случае у организации есть право на вычет, мы посмотрим, как отразить НДС в авиабилетах в авансовом отчете.

6. Отражаем электронный билет в авансовом отчете

Итак, мы с вами определили, какие документы должны быть для признания расходов. Теперь пришло время составить авансовый отчет. Всю форму данного документа мы здесь разбирать не будем, посмотрим лишь особенности, которые нужно знать, отражая электронный билет в авансовом отчете.

Во-первых, если организация покупала билет за свой счет, а затем выдавала его сотруднику, то выданный билет будет отражен как аванс в блоке по авансам/перерасходам. Т.е. там будет и стоимость выданного билета вместе с НДС, и если еще выдавались денежные средства, то и они тоже.

электронный билет в виде аванса в отчете

Во-вторых, информация о билете, использованном для проезда, отражается на 2-ой странице авансового отчета. Там приводится дата и номер электронного билета, наименование расхода (в нашем случае это билет по конкретному маршруту) а также указывается суммы расходов.

как записать электронный билет в авансовый отчет

7. Бухучет электронных билетов с примером

Отразив электронный билет в авансовом отчете, мы плавно переходим к составлению бухгалтерских проводок. Для этого рассмотрим отдельно ситуации, когда билеты для сотрудника покупает сама организация, и когда их покупает работник предприятия. От этого зависит бухучет электронных билетов, а именно проводки.

На этом счете учитывается вся сумма, включая НДС, т.к. принимать НДС по авиабилетам к вычету до составления авансового отчета неправомерно. При получении билета от перевозчика и выдаче его сотруднику списать его стоимость в расходы сразу нельзя, т.к. работник еще не использовал билет и не ездил в командировку.

Пример

Дебет 50-3 – Кредит 60 – на сумму 8250 руб. – оприходован билет

Дебет 26 – Кредит 60 – на сумму 500 руб. – отражен сервисный сбор

Дебет 19 – Кредит 60 – на сумму 90 руб. – учтен НДС по сервисному сбору

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 90 руб. – НДС по сервисному сбору принят к вычету

Затем билет выдан сотруднику:

Дебет 71 – Кредит 50-3 — на сумму 8250 руб.

После возвращения из командировки работник составил авансовый отчет, приложив к нему маршрут/квитанцию и посадочный талон (предполагаем, что НДС в электронном билете выделен отдельной строкой):

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7500 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 750 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 750 руб. – НДС по билету принят к вычету

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Если сотрудник приобретает электронные билеты самостоятельно, то бухучет электронных билетов будет похож, т.к. фактически остаются только проводки, связанные с авансовым отчетом. Да, и не забудьте выдать аванс сотруднику перед командировкой. Он не обязан отправляться в поездку за свой счет!

Пример (продолжение)

Дебет 71 – Кредит 50 – на сумму 11 000 руб. – выдан аванс на командировочные расходы

К составленному авансовому отчету работник приложил маршрут/квитанцию и посадочный талон. Стоимость билета составила 7920 руб., в т.ч. НДС 720 руб.

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7200 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 720 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 720 руб. – НДС по билету принят к вычету

Суточные по командировке за 3 дня составили 2100 руб., а остаток аванса сотрудник возвращает в кассу организации:

Дебет 26 — Кредит 71 – на сумму 2100 руб. – начислены суточные

Дебет 50 – Кредит 71 — на сумму 980 руб. – внесен неизрасходованный остаток в кассу организации.

Как сформировать авансовый отчет с авиабилетом в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видеоуроке:

А на вашем предприятии используются электронные билеты? С какими сложностями вы столкнулись при их учете? Считаете ли вы их более удобными по сравнению с бумажными бланками? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Также вы можете скачать Письма Минфина, которые упоминались в тексте статьи.

деньги под отчет, бухгалтер

Вопрос: облагается ли взносами возмещение за счет прибыли по заявлению сотрудника стоимость утерянного ж/д билета, если билет восстановить нельзя?

Сообщаю Вам следующее:

Подтвердить проезд работник может не только билетом. Если сам билет утерян, то можно попросить работника принести справку от перевозчика. Тогда страховые взносы не начисляются. Если же работник справку не принесет, то страховые взносы нужно начислить.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

  1. При оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, взносы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, взносы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Документ 2.

Здравствуйте! Сотрудник при возвращении из командировки представил в бухгалтерию только электронный авиабилет. Сказал, что посадочный талон потерял. Можно ли при отсутствии посадочного талона учесть расходы на проезд при расчете налога на прибыль?

К сожалению, нет. Посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс в том случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет). Поэтому для целей налогообложения прибыли организаций документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки является не только маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), но и посадочный талон. На этом настаивает Минфин в письме от 9 января 2017 г. N 03-03-06/1/80056.

Дело в том, что для целей налогообложения прибыли признаются только документально подтвержденные расходы. Если же говорить о расходах на проезд к месту командирования и обратно, то в данном случае нужно не только подтвердить, что билет был приобретен, но и то, что сотрудник в действительности осуществлял перелет. В то же время согласно пункту 84 Приказа Минтранса от 28 июня 2007 г. N 82 при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация. Иными словами, посадочный талон подтверждает, что имел место факт перелета. Так что без этого документа расходы на проезд не могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

А как же тогда быть?

Спасибо! К сожалению, ни такой справки, ни дубликатов проездных документов работник не представил. Однако директор принял решение все же возместить сотруднику расходы на проезд (мы-то точно знаем, что в командировке он был). Облагается ли сумма такой компенсации НДФЛ?

При отсутствии посадочного талона и указанной справки сумму возмещения расходов на проезд работника придется включить не только в базу по НДФЛ, но и в базу по страховым взносам.

Ведь в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению НДФЛ, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно. То есть компенсация любых расходов в целях освобождения от налогообложения предполагает их документальное подтверждение. А стало быть, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их непосредственно компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях.

В свою очередь, и в пункте 2 статьи 422 Кодекса прямо сказано, что взносами не облагаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места командирования и обратно. Соответственно, при отсутствии документального подтверждения, в частности посадочного талона, компенсация стоимости проезда облагается страховыми взносами как иная выплата, произведенная в рамках трудовых отношений.

Напомним, что согласно статье 166 Трудового кодекса (далее — ТК) командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Срок такой поездки определяет руководитель организации исходя из объема, сложности и других особенностей служебного поручения, которое должен выполнить командированный работник (п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749, далее — Положение).

В соответствии со статьей 168 ТК в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему:

— расходы на проезд;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства;

— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Документ 3.

Как оплатить и учесть проезд в командировку

Порядок оплаты и нормы расходов на проезд в командировку и обратно, а также в месте командировки организация определяет в своем ЛНА, например в положении о командировках (ст. 168 ТК РФ).

НДФЛ и взносы на компенсацию проезда не начисляйте (п. 3 ст. 217, п. 2 ст. 422 НК РФ).

Оплату проезда учитывайте в налоговых расходах по распечатке электронного билета на поезд или самолет. При перелете понадобится еще и посадочный талон (Письма Минфина от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 14.04.2014 N 03-03-07/16777).

При потере посадочного талона расходы на перелет подтвердит справка авиакомпании, что командированный летел рейсом, указанным в билете. Если нет справки, Минфин разрешает обосновать расходы билетом и документами, косвенно подтверждающими перелет (Письмо Минфина от 28.02.2019 N 03-03-05/12957). Например, отметкой в загранпаспорте.

Оплату багажа учитывайте в командировочных расходах по налогу на прибыль, не облагайте НДФЛ и страховыми взносами (п. 3 ст. 217, пп. 12 п. 1 ст. 264, п. 2 ст. 422 НК РФ).

НДС, выделенный в электронном билете на самолет или поезд, можно принять к вычету без счета-фактуры (Письма Минфина от 07.09.2018 N 03-07-11/63996, ФНС от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565).

Проводки по расходам на проезд

Д 26 (44) — К 71 (51) Учтены расходы на проезд

Читайте также: