Экономическое содержание налогов литература

Обновлено: 16.05.2024

Тема 1 . Экономическое содержание налогов.

  1. Возникновение налогов (древнейшая форма налогов; обеспечение общественных потребностей – основное и главное предназначение).
  2. Понятие налога, сборы, пошлины, их характеристика (ст. 8 НК РФ.) Налогообложение.
  3. Признаки налога.

Для самостоятельной работы.

а) Государство и налоги

б) Влияние налогов на экономику и социальную жизнь .

В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа.

3 этап развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике. Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

Налогообложение - Налогообложение является, по своей сути, частью взаимоотношений между властными и подчиненными субъектами. Однако неверно, при этом, утверждать о принудительности и (или) безвозмездности этой системы. Принудительность, как понуждение исполнения некой обязанности, зависит от природы такой обязанности. Но в любом случае, исполнение такой обязанности никогда не бывает безвозмездным действием. Вассал платит дань своему патрону, отчасти вынуждено, но всегда возмездно: взамен патрон обязуется не нарушать определенные права вассала и даже защищать их. Вассал часто выбирает патрона и, сознательно (то есть добровольно), соглашается на уплату дани (налога). Применительно к современному государству, налогообложение является, по существу, системой таких взаимоотношений между субъектом и государством, при которых субъект, уплатой налога, обеспечивает исполнение государством его функций в отношении такого субъекта. Иначе говоря, налогообложение, по своей высшей сути является предметом договора между государством и его субъектами. Властная подчиненность, при этом, играет второстепенную роль, поскольку субъект вправе выбрать патрона (в виде государства) и, таким образом, вручить ему соответствующие властные полномочия над собой. Можно сказать , что налогообложение – это процесс и установление взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величины налоговых ставок , порядок их уплаты, круг юридических и физических лиц .

3. Из положения части 1 статьи 8 НК РФ и общих начал законодательства о налогах и сборах вытекают следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ: 1) налог устанавливается законно избранными представителями народа; 2) налог ограничивает право собственности или иное законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу публичных образований; 3) он социально обусловлен; 4) безвозвратен; 5) безвозмезден; 6) общеобязателен; 7) имеет стоимостной характер; 8) основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности. Остановимся подробнее на перечисленных признаках.

1. Налог устанавливается законно избранными представителями народа. Налог — это продукт жизни общества, условие совместной жизни людей, объединенных в государство. Общественная жизнь объективно порождает определенные коллективные потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективными усилиями. Указанные коллективные потребности, в конечном счете, являются исходной причиной любого налога. Понимание государства как организации, существующей для общества и не имеющей других задач, кроме поставленных обществом, определяет необходимость особого порядка взаимодействия общества и государства в имущественной сфере. Именно обществу необходимо через свои специально созданные институты представительства точно оценить свои коллективные потребности, выбрать те из них, которые являются наиболее существенными и подлежат удовлетворению в соответствующий период; затем принять решение о формах, порядке и способах распределения среди своих членов обязанностей по финансированию мероприятий по их удовлетворению, т. е. выразить свое согласие на налог. Значит, налог призван отражать общий интерес общества, который может быть обособлен от конкретного индивидуального интереса, индивидуальных потребностей плательщика. Подобный, в высшей степени публичный характер налога проявляется и в законодательной форме его установления и введения в действие. Последнее объясняется тем, что именно в ходе законодательного процесса может быть наиболее точно и беспристрастно выявлен общий интерес при налогообложении.

2. Налог— ограничение права собственности, заключающееся в законном отчуждении ее части в пользу публичных образований. Определение понятий налога и сбора традиционно основывается на рассмотрении вопроса об ограничении права собственности. Многочисленная практика Конституционного Суда РФ по рассмотрению дел о соответствии отдельных налоговых законов Конституции РФ связана с противопоставлением публично-правовой обязанности гражданина, платить налог его праву частной собственности. Нередко Конституционный Суд РФ вынужден был разрешать вопрос о том, насколько соразмерно и справедливо установленное налогом ограничение права собственности, исходя из положений того или иного налогового законодательного акта. Чему же противопоставляется обязанность платить налог, что представляет собой собственность? История исследования вопроса о собственности насчитывает века. Справедливо сказать, что вопрос о собственности является межотраслевым и одним из центральных в правоведении. Действительно, со времен римского права считается, что собственность является наиболее полным воплощением личности в вещи. Это наиболее полное и неограниченное право, ему свойственны исключительность, абсолютный характер, полнота, эластичность, бессрочность. В связи с этим все другие права могут быть образованы как определенное ограничение права собственности.

4. Налог общеобязателен. Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляются в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. По этой причине, например, С. Г. Пепеляев, как и многие другие ученые, справедливо говорит об одностороннем характере установления налога. Во-вторых, обязательность и императивность налога выражаются в изначальной определенности его содержания; государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его условия и порядок. Иное противоречило бы не только рассматриваемому признаку налога, но и принципу равенства, который также должен быть присущ любому налогу.

5. Налог индивидуально безвозмезден. Налог является индивидуально безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога — государства. Государство в лице своих служб будет обязано представлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Возможная неэквивалентность размера уплаченного налога услугам, полученным от государства, является следствием его индивидуальной безвозмездности.

6. Налог индивидуально безвозвратен. Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана с прекращением права собственности частных лиц и возникновением публичной собственности на соответствующее имущество. Безвозвратность налога предполагает также отсутствие прав у плательщика требовать назад ранее законно уплаченные или взысканные суммы налога. Иногда в литературе утверждается, что в демократическом государстве налоги приобретают возвратный характер. Они возвращаются плательщику в виде стоимости потребляемых общественных благ, обеспечиваемых государством. Однако, по нашему мнению, в соответствующих случаях правильнее будет говорить о том, что налоги в социально-экономическом плане становятся не возвратными, а возмездными платежами. Юридическая же безвозвратность налога не может вызывать сомнений, поскольку уплата налога предполагает не временное отвлечение средств плательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств.

7. Налог — это денежный платеж. Налог представляет собой денежный платеж. Это означает, что его уплата имеет место в рамках юридических отношений, имущественных по объекту. Материальным объектом данных отношений должны выступать по общему правилу именно денежные средства. Нельзя не обратить внимания на то, что даже в тех случаях, когда закон предусматривает возможность обращения взыскания на имущество неисправного налогоплательщика, непосредственно исполнение налоговой обязанности производится в денежной форме после реализации имущества, на которое было обращено взыскание.

8. Налог основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности. Налог может служить достижению поставленных перед ним целей лишь в том случае, если с его помощью осуществляется справедливое распределение бремени публичных расходов. Однако это является возможным лишь в том случае, если право обеспечивает построение налога на основе таких взаимосвязанных принципов, как всеобщность, равенство и соразмерность. Первый означает, что к налогу должны привлекаться все члены общества, т. е. публичные расходы должны распределяться между всеми. Второй предполагает равное участие в финансировании публичных расходов, что, естественно, подразумевает не арифметическое равенство, а равенство, исходя из платежных возможностей каждого индивидуума. Наконец, третий принцип обращает внимание на необходимость соразмерности участия лица в финансировании публичных расходов интересов) степени важности коллективных потребностей общества, подлежащих удовлетворению.

Читайте также: